Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

  1. Катерина – молодая девушка, жена Тихона. Религиозная, обладает восприимчивой душой, тяготится «домостроевскими» порядками. Влюблена в Бориса.
  2. Борис – племянник Дикого, образованный молодой человек. Любит Катерину.
  3. Кабанова – мать Тихона. Всех домашних держит в строгости, поддерживает «домостроевские» порядки.
  4. Тихон – безвольный муж Катерины, любит выпить.

Другие герои

  1. Дикой – купец, важное лицо в городе. Имеет крутой нрав.
  2. Кулигин – механик-самоучка, находится в поиске перпетуум-мобиле.
  3. Варвара – сестра Тихона, бойкая молодая девушка.
  4. Кудряш – конторщик Дикого, возлюбленный Варвары.
  5. Феклуша – странница.

Приезд Бориса в Калиново

У Кудряша и Кулигина возникает спор о природной красоте. В это время они замечают Дикого и его племянника Бориса. Спорщики начинают судачить о крутом нраве купца. К ним подходит Дикой, недовольный приездом Бориса. Из разговора между Савлом Прокофьевичем и молодым человеком становится понятным, что у Бориса и его сестры родственников не осталось, и, их долю наследства им должен выплатить дядя. Поэтому молодой человек приезжает в Калиново, чтобы наладить общение с дядей, но Дикой не хочет отдавать ему деньги.

Кудряш, Кулигин и Борис начинают обсуждать непростой характер Савла Прокофьевича. Молодой человек говорит, что ему непросто привыкнуть к Калиновским порядкам. Кулигин делится своей мечтой о создании перпетуум-мобиле. Борис жалеет механика, потому что понимает, что его мечты ими и останутся. Сам же молодой человек оставаться в этом городе не собирается. Его положение затрудняется и тем, что он влюблен в Катерину Кабанову.

Семейство Кабановых

Из церкви выходит семейство Кабановых: Марфа Игнатьевна, ее дети, Тихон и Варвара, жена Тихона Катерина. Кабанова жалуется на то, что Тихону важнее молодая жена, чем мать. Но в ее словах нет искренности. Катерина пытается переубедить ее, но свекровь еще сильнее начинает жаловаться.

Тихону надоели деспотические замашки матери, но он продолжает любезничать с ней. Наконец, Кабанова не выдерживает и говорит, что сын слабохарактерный и из-за этого у жены никакого страха перед ним и его матерью не будет. В этой фразе проявляется жесткий характер Марфы Игнатьевны и ее отношение к Катерине.

Кабанов соглашается с мнением матери. После того, как она уходит, Тихон начинает жаловаться на свою жизнь, считая, что виновата в этом мать с ее властным отношением. Его сестра Варвара говорит, что он сам в этом виноват. Кабанов уходит выпить к Дикому.

Ожидая возвращения Тихона, между девушками происходит задушевный разговор. Катерина говорит, что ей тяжело жить в такой обстановке, ее тяготят деспотические порядки Кабанихи. К тому же она совсем не любит мужа. Молодая Кабанова чувствует скорую смерть. Варвара обеспокоена состоянием Катерины. Чтобы отвлечь девушку от грустных мыслей, она предлагает устроить встречу с Борисом.

В этот момент появляется старая барыня, которую все считали сумасшедшей. И, показывая на Волгу, говорит, что красота приводит в омут. Катерину напугали эти слова. Они с Варварой дожидаются Тихона и вместе возвращаются домой.

Отъезд Тихона

Варвара считает, что Катерина в слишком молодом возрасте вышла замуж. Молодая Кабанова ничего не испытывает к мужу, кроме жалости. Варвара говорит, что нужно скрывать свои чувства, но Катерина не может жить нечестно, поэтому она приняла решение уйти от мужа, если ей будет еще труднее жить с Кабановыми.

Тихону нужно уехать на две недели. Прощание с родными проходит под руководством Марфы Игнатьевны. Она велит сыну дать наставления жене о том, чтобы слушалась свекровь и не смотрела на других парней. Тихону и Катерине становится неловко от таких слов. Молодая женщина просит взять ее с собой, но Кабанов отказывается. Тихон уезжает.

Кабановой не понравилось, что его жена не плачет после его отъезда. Ворча, она уходит. Катерина остается одна и предается размышлениям о свободе, о детях. В это время приходит Варя, которая собирается гулять и говорит Катерине, что поменяла замок на калитке. С помощью такой хитрости она хотела устроить свидание молодой Кабановой и Бориса. Катерина, несмотря на то, что свекровь не любит ее не хочет поддаваться искушению. Борис тоже не хочет идти на поводу у своих чувств, но он хочет увидеть свою возлюбленную.

Свидание Бориса и Катерины

Феклуша и Глаша, девка Кабановых, беседуют о нравственных порядках. Они сходятся во мнении, что только в доме у Марфы Игнатьевны сохранился. Порядок. В это время к дому Кабановой подходит пьяный Дикой и начинает жаловаться. Он жалуется на то, что всем от него нужны только деньги, но больше всего купца раздражает его племянник. В этот момент Борис тоже подходит к дому Марфы Игнатьевны в поисках дяди. Молодому человеку жалко, что он не может встретиться с Катериной.

К нему подходит Кулигин и предлагает прогуляться. Во время прогулки они видят, как Варвара целуется с Кудряшом. Тогда же она ему говорит о времени и месте, где он сможет встретиться с возлюбленной. Ночью молодой человек приходит на назначенное место и видит там Кудряша, который поет песню о казаке. Борис говорит ему, что влюблен в Катерину. Выходит Варя и они с Кудряшом отправляются на прогулку.

Борис дожидается возлюбленную. Катерина хочет прогнать его, но в порыве чувств бросается в объятия молодого человека. Они признаются друг другу в любви. Прощаясь, молодые люди договариваются о следующей встрече. Неожиданно в город возвращается Кабанов.

Признание Катерины

Действие происходит спустя 10 дней после первого свидания Бориса и Катерины. Собирается гроза. Кулигин просит у Дикого денег на полезное изобретение – громоотвод. Дикой, в грубой форме, отказывает механику. В это время проходит семейство Кабановых.

Катерина сильно переживает из-за того, что обманула мужа и все сильнее чувствует приближение смерти. Варвара старается успокоить ее. Раскаты грома пугают молодую Кабанову. Борис здоровается с Тихоном, Катерина бледнеет при виде молодого человека. Варя знаком говорит ему уйти.

Толпа начинает беспокоиться по поводу грозы, считая, что это кара небесная. Кулигин призывает всех к спокойствию, говорят, что они заблуждаются, что гроза – это природное явление. Но его не слушают. Катерина переживает все сильнее и никто не может понять ее внутреннее состояние.

В это время появляется сумасшедшая барыня и молодая девушка хочет спрятаться. Но старуха говорит, что ей одна дорога – в омут. Не выдержав, в расстроенных чувствах Катерина во всем сознается Тихону и Кабановой, во время отъезда мужа, она встречалась с Борисом.

Выбор Катерины

Кабанов и Кулигин разговаривают о Катерине. Тихон говорит, что его мать девушке проходу не дает. Ему жаль свою жену, но он ничего не может сделать, потому что боится материнского гнева. Из дому сбегает Варя вместе с Кудряшом. К мужчинам подбегает Глаша и сообщает о пропаже Катерины.

Катерина одна. Она считает, что погубила не только себя, но и своего возлюбленного. Борис приезжает проститься с ней: его отправляют в Сибирь и он не может взять ее с собой. Катерина просит у него прощения и просит подавать милостыню всем бедным и молиться о ней. После того, как Борис уехал, Катерина бросается в Волгу.

Люди увидели, что девушка бросилась в воду. Тихон понимает, что это была его жена и хочет пойти за ней. Но Кабанова не пускает сына. Тело им приносит Кулигин: Катерина осталась такой же прекрасной, какой и была. Кулигин обвиняет в случившемся Кабанову и Тихона и уходит. Тихон плачет над телом жены и говорит, что ей теперь хорошо.

Тест по пьесе Гроза

События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове . Первое действие - в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми - Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого,и мещанином Шапкиным - о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис,племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки,которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!".

Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за "бла-а-лепие", а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. "Кабановы?" - переспрашивает Борис: "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем", - поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной.Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоем с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит "неладное что-то". Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что "красота-то в самый омут ведет", и пророчит адские муки.Катерина страшно пугается, а тут ещё "гроза заходит", она торопит Варвару домой к образам молиться.

Второе действие, происходящее в доме Кабановых , начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передает баснословные рассказы о дальних странах, где люди с песьими головами "за неверность" и т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности,но Тихон и слушать их не хочет: "Мало ли что придёт в голову..." Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и дает ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать,потом, поколебавшись, прячет в карман.

Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о "последних временах", Феклуша говорит, что "за грехи наши" "время в умаление приходить стало", рассказывает о железной дороге ("змия огненного стали запрягать"), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: "Хоть бы одним глазком взглянуть на нее!"Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.

Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать - "дождешься чего-нибудь". Происходит свидание Катерины и Бориса.После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. "Что меня жалеть - никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?".

Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, - на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, - идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань,Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы "шестами да рожнами какими то, прости Господи, обороняться" грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене.Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьет молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что "гуляла" с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: "Что, сынок! Куда воля-товедет; [...] Вот и дождался!".

Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на свое семейное горе,на то, что мать говорит о Катерине: "Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!" "А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть". Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет,что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы"она с тоски-то на себя руки не наложила!", и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.

Появляется Катерина, она жалуется на свое отчаянное положение в доме, а главное - на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: "Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает,что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые "прилетят на дерево, будут петь, детей заведут". "Опять жить?" - с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" и уходит.

Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик:"Женщина в воду бросилась!" Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами:"Прокляну, коли пойдешь!" Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!".

Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: "Маменька, вы её погубили!" и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" - этими словами Тихона завершается пьеса.

События происходят в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие - в общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми - Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным - о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» - переспрашивает Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», - поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоем с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведет», и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а тут ещё «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.

Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передает баснословные рассказы о дальних странах, где люди с песьими головами «за неверность» и т.п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову…» Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и дает ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись, прячет в карман.

Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на нее!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.

Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать - «дождешься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. «Что меня жалеть - никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, - на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, - идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьет молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведет; […] Вот и дождался!»

Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на свое семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.

Появляется Катерина, она жалуется на свое отчаянное положение в доме, а главное - на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» - с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и уходит.

Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду бросилась!» Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами: «Прокляну, коли пойдешь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» - этими словами Тихона завершается пьеса.



Действия протекают в первой половине XIX века, в выдуманном приволжском городе Калинове. Первое действие происходит в парке на крутом берегу Волги. Механик-самоучка Кулигин ведет разговор с молодежью: Кудряшом, приказчиком состоятельного купца Дикого, и мещанином Шапкиным – об отвратительном поведении и глупости Дикого. Позже является Борис, племяш Дикого, повествующий окружающим историю о своих родителях, проживавших в Москве, давших ему возможность окончить коммерческую академию, и умерших в период эпидемии.

Ему же пришлось переехать к Дикому, оставив сестру у родственников по материнской линии для того, чтобы впоследствии заполучить часть бабушкиного наследства, которую Дикой должен ему передать по завещанию, если Борис будет его почитать. Окружающие пытаются донести до него то, что Дикой при таких условиях никогда не передаст ему наследства. Борис сетует на жизнь в доме Дикого; Кулигин, в свою очередь, повествует о Калинове и напоследок произносит: «Жестоки нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!».

Жители Калинова удаляются. В сопровождении другой женщины появляется странствующая Феклуша, которая хвалит город за «бла-а-лепие» и отмечает особую щедрость и хлебосольство дома Кабановых.

В разговор вступает Кулигин: «Ханжа нищих оделяет, а домашних заела совсем». Выходит Кабанова в окружении дочери Варвары, сына Тихона с женой Катериной. Она высказывает в их адрес свое недовольство, но, в конце концов, удаляется, позволив детям прогуляться по бульвару. Варвара, отпустив Тихона выпить в гостях тайком от матери и оставшись наедине с Катериной, обсуждает с ней отношения между домочадцами, а также Тихона. Катерина повествует о счастливом детстве, прошедшем в отчем доме, о своих горячих молитвах; о чувствах, которые она испытывает, находясь в храме; о том, как там же она представляет ангелов при солнечном свете, падающим их купола. Она признается, что в такие моменты ей хочется раскинуть руки и полететь. Катерина осознает, что с ней происходит «что-то неладное». Варвара догадывается о возникшей недавно влюбленности Катерины и дает обещание по отъезду Тихона организовать свидание. Это предложение ужасно пугает собеседницу. Неожиданно появляется умалишенная женщина, утверждающая, что «красота-то в самый омут ведет», и пророчащая адские муки. Слова барышни приводят Катерину в ужас; начинается гроза, подгоняющая Варвару домой, к образам, молиться.

Второе действие протекает в доме Кабановых, где происходит разговор Феклуши с горничной Глашей. Странница интересуется хозяйственными делами Кабановых, а также рассказывает о далеких странах, где живут люди с собачьими головами, полученными ими в наказание «за неверность» и т.п. Появляются Катерина и Варвара, собиравшие ранее Тихона в дорогу, и продолжают беседу о новом увлечении Катерины. Варвара упоминает имя Бориса, передает от него поклон и просит Катерину ночевать с ней в беседке, что в саду, после отъезда Тихона. Появляются Кабаниха с Тихоном: мать заставляет сына дать строкие указания жене на время его отсутствия, что ставит Екатерину в весьма неловкое положение. Оставшись наедине с мужем, она упрашивает супруга взять её с собой в поездку, и, услышав отказ, дает ему страшные клятвы в верности, чего Тихон даже не желает слушать: «Мало ли что придет в голову…» По возвращению Кабаниха велит Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон отправляется в поездку. Варвара, собираясь на прогулку, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и передает её ключ от калитки. Катерина неуверенно кладет ключ в карман.

Третье действие происходит у ворот дома Кабановых. Феклуша и Кабаниха, сидя на скамейке, разговаривают о «последних временах»; Феклуша утверждает, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало»; она же повествует о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете, характерной московской жизни. Обе ожидают значительно худших времен. Затем следует появление Дикого, жалующегося на свою семью, за что его упрекает Кабаниха. Он пытается нагрубить ей, но той быстро удается поставить его на место и увести в дом, чтобы выпить и закусить. Пока Дикой угощается, является направленный семьей Дикого Борис, чтобы узнать о месте нахождения на тот момент главы семейства. Выполнив задание, Борис восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на нее!». Варвара, появившаяся снова, просит его ночью прийти к калитке, что в овраге за кабановским садом.

Во второй сцене производится описание ночного гуляния молодых людей: на встречу с Кудряшом является Варвара и просит Бориса подождать. Далее следует свидание Бориса и Катерины. После многочисленных сомнений, размышлений о грехопадении Катерина оказывается не в силах сопротивляться соблазну и поддается проснувшимся любовным чувствам: «Что меня жалеть – никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?».

Четвертое действие происходит на улицах Калинова: в галерее полуразрушенного сооружения с остатками фрески, изображающей картины преисподней, а также на бульваре. Эпизод сопровождает разразившаяся гроза. Начинается дождь. На галерее появляются Дикой с Кулигиным: последний пытается склонить Дикого к выделению денежных средств на установку солнечных часов на бульваре. В ответ на Кулигина обрушивается брань со стороны Дикого, который грозит собеседнику провозгласить его разбойником. Вытерпев оскорбления, Кулигин принимается просить денег на громоотвод. На что Дикой утверждает: «Шестами да рожнами какими-то, просто Господи, обороняться грех!». Герои удаляются. Следом появляются Варвара и Борис. Героиня рассказывает о приезде Тихона, рыданиях Катерины, догадках Кабанихи и предполагает, что что Катерина может признаться в своей измене мужу. Борис просит собеседницу попытаться отговорить Катерину от воплощения задуманного. Затем он исчезает. Появляются остальные члены семейства Кабановых. Катерину одолевают мысли о том, что она, не раскрывшая тайну своего грехопадения, будет повержена громом и молнией. Её воображение порождает образ умалишенной барыни, угрожающей героине пламенем ада. Катерина оказывается неспособной более сдерживать свои эмоции и тут же рассказывает супругу и свекрови о содеянной измене. Раздается злорадостный возглас Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Вот и дождался!».

Последнее действие пьесы происходит на крутом берегу Волги. Кулигин выслушивает жалобы Тихона на возникшие семейные проблемы, на слова его матери о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!». Кулигин дает Тихону совет простить жену. На что Тихон утверждает: Кабаниха не позволит ему этого сделать. С чувством сожаления он также рассказывает о Борисе, отправляемом дядей в Кяхту. Неожиданно появляется служанка Глаша и сообщает о побеге Катерины из дома. Тихон, в свою очередь, выражает опасение по поводу того, что жена может покончить собой. Он поспешно отправляется на её поиски.

Далее следует появление отчаявшейся Катерины, которая плачется на свое печальное положение в доме, в частности – на свою невыносимую тоску по любовнику. Её монолог завершается возгласом отчаяния: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!». Появляется Борис. Катерина упрашивает его предоставить ей возможность ехать с ним в Сибирь, но получает отказ. Она дает ему свое благословение на дальнюю дорогу, сетуя на невыносимое пребывание в доме, а также на чувство отвращения к супругу. Навеки распрощавшись с любовником, Катерина начинает помышлять о самоубийстве, о могиле, окруженной цветами и птицами, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». Появившись у обрыва, она со страстью восклицает: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и бросается вниз.