Стихотворение «Листок».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Образ листка, гонимого бурей, был широко распрос­транен в русской и европейской литературе, разрабатывался в творчестве А. Арно, В. А. Жуковского, И.И. Козлова.

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. Судьба лист­ка, оторвавшегося от «ветки родимой», — судьба странника, по­терявшего Родину. Мотив странника, изгнанничества всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Ветка Палестины», «Парус»). Образы природы в этих произве­дениях аллегоричны и Символичны, с их помощью раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок».

Дубовый листок у Лермонтова оторвался «от ветки родимой», стал жертвой жестокой бури, испытал много горя на своем пути и вот, наконец, докатился до Черного моря. Он видит моло­дую, прекрасную чинару, пытается обрести кров и пристани­ще, однако все попытки его тщетны. Чинара пресыщена жиз­ненными впечатлениями, она очень дорожит своим покоем, она проникнута чувством собственного превосходства, испол­нена самолюбования. Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительнос­ти: эпитеты («с тоскою глубокой», «меж листьев своих изумруд­ных», «рассказов мудреных и чудных»), олицетворение («с ней шепчется ветер»), инверсию («Один и без цели по свету ношуся давно я»). На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («У Черного моря чинара стоит молодая») и ассонанс («Дубовый листок оторвался от ветки родимой»).

Лирическая миниатюра " Листок " создана весной 1841 года. Лермонтов вернулся на Кавказ после отпуска из Северной Пальмиры.В центре стихотворения- судьба одинокой личности, вечного изгнанника ("изюминка " романтиков).ТЕМА стихотворения: поиски одинокой душой места для спокойной жизни.Она раскрывается через образ листка. Автобиографичность очевидна. Листок движется на Кавказ, на юг, куда и Лермонтов. Он оторвался от родной ветки (поэт едет из Петербурга), летит не по свое воле, "гонимый жестокой бурей".Жанр: элегия. Мы чувствуем тоску, грусть, печаль лирика. В стихотворении есть сюжет, потому что описывается путешествие листка.Композиция (построение стихотворения). Основной прием - противопоставление листка сильного дуба и красавицы чинары. Они постоянно " ссорятся " : листок засохший, желтый, а чинара - сияет, свежая, ярко -зеленого цвета, он - движется, чинара - всегда на месте, дубовый "ребенок" - весь в пыли, чинара - всегда опрятна, потому что за ней " ухаживает" море.Листок - вечно гонимый странник, южное дерево - счастливо там,где родилось. Чинару любят солнце, ветер,ее корни омывает море, листок - никто. Среда вокруг него еме неродная: светило иссушает его, ветрило гонит на юг, а в море он вообще может утонуть.Конфликт, лежащий в основе стихотворения, романтический: жестокая жизнь листка и спокойный мир чинары не совпадают. Листочку сложно, поэтому ему хочется быть таким, какой он есть. Он просит чинару принять себя, "пришельца ".В образе чинары Лермонтов передал свое отношение к красоте (аллегорически передал). Внешне она красива, характер гордый, самодостаточный. Она не хочет знать, о чем думают и что чувствуют другие. Она - эгоистка:«Да к чему мне эти небылицы?» Такая чинара никогда не станет другом, который может понять.Кульминация - в словах: " Иди себе дальше, о странник! " Листок (а с ним и поэт) не верит в счастье, потому что последнее слово - за равнодушной чинарой. Листок погибнет, потому что нет руки поддержки, нет родного нет близкого человека, нет Родины. Он обречен на скитания и смерть.Если говорить о СИНТАКСИСЕ стихотворения, то три первые строфы - это бессоюзные предложения, а о характере чинары читатель узнает из двух последних строф, в которых много знаков вопроса, восклицаний. Главный конфликт таким способом усиливается, передается возмущенное отношение изумрудной красавицы к бездомному листку.В " Листке " пять строф. 4- ре четверостишия, а последняя строфа - восьмистишие Это пятистопный амфибрахий. Использованы смежная и перекрестная рифмовки, парная женская " поющая" рифма MargoSolВ произведении много эпитетов (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафор (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворений (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, "грустных" ассонансов(повторяются "а" и " о ")Противостояние мечты и действительности рождает эмоции и передает неверие в чудо самого М. Ю. Лермонтова

«Листок» Михаил Лермонтов

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.

Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый». Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря. Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной . Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине. Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.

Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы. Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями. Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит. «Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами , которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.

В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? - отвечает младая чинара. -
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире.

В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары, беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка. Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.

Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок - скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия - оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.

Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее - полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением. Жизнь молодой чинары легка и беззаботна. Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.

Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о временном приюте в ее корнях. Листок мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство - накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.

Основа всего стихотворения - антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее (Засох и увял - цвету и блистаю, пылен и желт - зеленые и свежие сыны - листья.), так и внутреннее (одинокий листок и в кругу своих листьев - сынов, любимая солнцем чинара). Противопоставление есть и в отношении внешнего мира (жестокой бурею гонимый, - ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох - корни омывает холодное море). С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость. но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце. С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире

Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования. Именно к этому периоду и относится созданное Лермонтовым в 1841 году стихотворение «Листок», которое он написал при возращении на Кавказе под впечатлением двухмесячного пребывания в Петербурге во время отпуска. Оно было напечатано уже после смерти поэта в литературном журнале «Отечественные записки» в 1843 году.

Главная тема стихотворения

В центре поэтического повествования оказывается непростая судьба человека, вынужденного скитаться на чужбине в поисках счастья, образ которого автор искусно передает с помощью описания желтого и увядшего дубового листочка, гонимого ветром, опаленного солнцем и стужей. В эпоху романтизма у писателей и поэтов того времени очень часто оторванный от дерева листок выступал символом бесприютной, скитальческой жизни, обездоленности и изгнания

По роду литературы данное произведение относится к философской лирике, его основной темой является желание одинокой и несчастной души наконец-то обрести покой и получить хоть немного человеческой любви и понимания. По жанру это автобиографическая элегия, здесь четко прослеживаются эмоциональные переживания лирического героя, его боль, тоска и острое чувство одиночества. Отсылкой к биографии самого автора служит упоминание, что листок докатился до Черного моря, т.е. на юг (Лермонтов был отправлен служить на Кавказ) и скитается он, потому что не таково его желание, а «жестокою бурей гонимый» (поэта на Кавказ сослали за стихотворение «На смерть поэта»).

В основе развития сюжетной линии произведения лежит композиция, состоящая из противопоставления двух центральных аллегорических персонажей: бездомного-скитальца дубового листочка, вянущего и желтеющего от жестокости и безразличия окружающего его враждебного мира, и молодой и красивой чинары, которая живет в полной гармонии с ветром и солнцем, является их любимицей, и поэтому полна силы и энергии. На просьбу о приюте бедного и гонимого странника чинара отвечает гордым отказом, она живет в своем собственном мирке, вдали от чуждых ей проблем и ничего не хочет менять в своей жизни.

В своих ранних произведениях, например, таких как стихотворение «Парус», герои Лермонтова отрицали покой и беспечное времяпровождение, они жаждали бури и тревог, теперь на этапе позднего творчества листок-скиталец мечтает избавиться от тоски и одиночества, найти спокойный приют, где он сможет отдохнуть от тягот своей непростой жизни. Однако, попросив о помощи, он был отвергнут жестокой и эгоистичной чинарой, являющейся яркой представительницей мира, в котором нет места жалости и состраданию, где царят забота о собственной выгоде, эгоизм и пресыщение земными благами. Финал стихотворения остается открытым, хотя все равно становится понятно, что дубовый листок обречен либо на смерть, либо на бесконечные скитания, полные мучений и гонений.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано довольно редким для русской поэзии размером, пятистопным амфибрахием с использованием двух способов рифмовки: смежной и перекрестной. Особая напевность и ритмичность поэтического повествования достигается путем включения парной женской рифмы. Образ дубового листка передается в первых трех строфах с помощью бессоюзных сложных предложений, образ чинары передается в двух последних строфах, состоящих из пяти предложений в восклицательной и вопросительной форме для передачи её гнева и возмущения.

Произведение насыщают такие средства художественной выразительности как эпитеты (холодное море, суровая отчизна, младая чинара), метафоры (сынам моим свежим, увял я без сна, усох я без тени), олицетворение (докатился до Черного моря, молил о приюте, шепчется ветер, изумрудные листья лаская). Применение ассонанса (периодического чередования гласных букв «о» и «а») придает стихотворению печальный, минорный лад и приятную мелодичность.

Судьба бедного скитальца дубового листка, гонимого и не принятого ни кем, во многом созвучна судьбе Михаила Лермонтова, которого считали в обществе человеком замкнутым и нелюдимым. Его богатый внутренний мир был никому не интересен, произведения тоже не пользовались при жизни особой популярностью. Обладая гордым и независимым характером, обостренным чувством одиночества, Лермонтов так и не смог обрести место, которое он бы смог назвать своим домом, где бы его приняли и полюбили таким как он есть. Свое трагическое положение во враждебном ему мире он смог с удивительной точностью и поэтическим мастерством передать в своем бессмертном шедевре русской поэзии, стихотворении «Листок».