В мире действуют различные силы, каждая из которых оказывает свое влияние на все, что происходит вокруг нас. Есть среди них сила, которая стремится способствовать изменению и эволюции всего в мире, чтобы мир не остановился в своем развитии. Ведь все, что не развивается, - мертво. А сила, способствующая изменениям, поддерживает в мире жизнь. Мы называем эту силу Сатаной.

Сатана - это не черт с рогами из басен христианских теологов, хотя из всех персонажей христианской литературы он Сатанисту наиболее симпатичен. Сатана - это просто Сила. Природу этой Силы человек пока что понять не в состоянии. Каждый представляет себе Сатану по-своему, и ни у кого нет оснований считать свое представление наиболее верным. Для некоторых Сатана - что-то вроде физического поля, другие представляют его как языческое божество, кто-то, возможно, использует и антропоморфное представление - кому как удобнее. Различия в мнениях о физической сущности Сатаны нисколько не влияют на само мировоззрение Сатанизма.

Сатанизм - это не совсем религия, а по мнению некоторых Сатанистов - совсем не религия. В Сатанизме нет главной составляющей религии - веры. Сатанисты не верят в Сатану в общепринятом понимании. Точнее даже будет сказать, что Сатанисты ни во что не верят на 100% (но и ничего полностью не отрицают). Сатанист принимает к сведению любую информацию, но не считает ее абсолютной истиной. Поэтому в Сатанизме нет постулатов о строении неизученных наукой областей Мироздания, он не берется отвечать на вопросы о том, откуда произошел мир, что с нами будет после смерти и т.д. Ведь гораздо честнее в ответ на такие вопросы сказать - «Не знаю», чем выдвигать произвольные, совершенно ничем не подтвержденные предположения и выдавать их за истину, что является излюбленным занятием массовых религий вроде христианства.

Имеющиеся в обществе представления о Сатанизме как о религии со всеми религиозными атрибутами - культом, обязательными обрядами и т.д., а также мнение, что Сатанизм есть просто антихристианство - далеки от реальности и обязаны своим происхождением людям, не имеющим отношения к Сатанизму. Сатанистские тенденции существовали в самых разных культурных традициях задолго до появления христианства, только назывались они по-другому. Упоминание же Сатаны в христианской библии ничего не значит - Сатанисту совершенно безразлично, что и как написано в этой книге. Те же, кто говорит о «поклонении Сатане» или «поклонении силам зла» - не имеют о Сатанизме ни малейшего представления, а лишь повторяют выдумки христианских проповедников прошлого.

Во-первых, поклонение кому-либо совершенно чуждо Сатанисту. Сатанист признает недостойным для себя опускаться на колени, даже перед какой-то могущественной силой. Да и, собственно говоря, кому и зачем нужно поклонение? Разве что тому, кто страдает комплексом неполноценности и стремится возвысить себя, унизив других. Сатане такое не свойственно, так как он не подобен человеку и не может поэтому иметь человеческих комплексов.

Во-вторых, Сатанисты не используют понятий «добро» и «зло», потому что эти понятия слишком субъективны и эмоционально окрашены, а следовательно - искажают реальную сущность вещей. Мы говорим не о добре и зле, а о пользе и вреде, целесообразности и необходимости - это гораздо более точные понятия.

В Сатанизме нет четких принципов или догм, обязательных для соблюдения. Потому что невозможно сформулировать такие принципы, которые были бы верны для любой ситуации. Никакие существующие в обществе догмы и стереотипы, чего бы они ни касались - представлений об окружающем мире, поведения в обществе, любви и семейных отношений, или чего-то еще - не имеют силы для Сатаниста. Но поскольку ему приходится жить среди общества, Сатанист просто учитывает при принятии жизненных решений особенности общества как фактор, который он не в силах изменить, подобно тому, как моряки и летчики следят за погодой.

Конечно, каждый Сатанист может выработать какие-то принципы и представления лично для себя, но он не имеет права требовать следования им от других. Своя индивидуальность для Сатаниста превыше всего, и он не позволит никому вмешиваться в свою жизнь, «лезть в душу» и чего-то требовать.

Сатанизм - это свобода, подконтрольная только разуму Сатаниста. «Делай, что изволишь - таков весь закон», - сказал Алистер Кроули. Эта фраза как никакая другая могла бы стать девизом Сатанистов. Обратите внимание - не «что хочешь», а «что изволишь». Хотеть можно и невозможного. А изволить - значит приложить усилие разума для реализации своего хотения. Разум для Сатаниста всегда выше эмоциональных и инстинктивных позывов.

Сатанизм не стремится распространить свое мировоззрение на весь мир, как это делает христианство и другие массовые религии. Потому что Сатанизм - мирововззрение Личности, а не толпы. Далеко не каждый способен стать Сатанистом. Сатанист - это особый тип личности, который не приемлет массовые религии, массовую культуру и вообще «народную массу» со всеми ее представлениями, комплексами и традиционными идеалами. Если под «людьми» понимать толпу, большинство, то Сатанист - это «нелюдь», это личность, для которой неестественно то, что считается обычным и нормальным для человека толпы. Поэтому последователи Сатанизма никогда не будут составлять большинство в мире, но это и не нужно. В Сатанизме главное - качество, а не количество.

Стремление Сатаны к изменению и развитию во всем мире распространяется и на каждого Сатаниста. Реализовывать на практике и совершенствовать свои способности, знания и умения, быть выше толпы не на словах, а на деле - это тоже важная часть Сатанистского мировоззрения и образа жизни Сатаниста.

Мировоззрение Сатанизма не ставит перед своими последователями какой-то одной «великой цели», «смысла жизни». Каждый Сатанист сам определяет как свои цели, так и методы их достижения. Общие тенденции - «делать, что изволишь», а не «что велят», а также - ничем не ограниченное развитие и самосовершенствование.

Как и любая другая религия, сатанизм можно разделить на несколько различных отраслей и сект. Самый известный вид сатанизма Антона ЛаВея — Церковь Сатаны в Сан-Франциско. Они не буквально верующие, а «противники» к традиционным христианским ценностям. Например, против воздержания и против «подставлять другую щеку» .

Другие формы сатанизма не достигли той же известности, как Церковь Сатаны атеистический версии ЛаВея, но выражают свою собственную версию сатанизма. Вот только некоторые из них.

Сатанинский Храм — организация, члены которой не разделяют мнения большинства людей о том, что сатана буквальное существо. Их целями являются «поощрять доброжелательность и сочувствие» и «нести здравый смысл и справедливость» .

Так же, как версия сатанизма Антона ЛаВея, сатанинский Храм на самом деле не верит в сатану и не поклоняется ему. Они видят его как символ-мятежной фигуры против тирании и власти.

Сатанинская Храм считает себя религией и считает, что религия должна быть основана на науке и критическом мышлении, а не на сверхъестественном или суеверии. Для них, Сатанизм предоставляется той религией, которая должна обеспечить смысл идентичности, символических практик, и сообщества людей с подобными убеждениями.

Сатанинский Храм приобрел известность, раздвигая границы свободы слова и имея критику на христианских фундаменталистов. Группа стала самой известной потому, что возвела статую Бафомета в Детройте, потому что в городе утвердили статую Десяти Заповедей.

Логика в том, что если христиане позволили себе публично исповедовать свою религию, то они должны тоже это делать публично.

Когда Hobby Lobby позволил религиозным организациям отказаться от контроля над рождаемостью, сатанинский Храм решил использовать свой собственный статус в качестве религии, чтобы бросить вызов законам США.

Люцифериане — в большинстве своем нерелигиозны и относятся к Люциферу, как к символу. Люциферовы очки, предоставляемые в Большой Церкви Люцифера, иллюстрируют, как Люцифер представляет ценности — как самоопределение и освобождение от «рабского менталитета» .

Люциферианство ближе к философии, а не фактически к религии. Церковь Нео-Люцифера утверждает, что основной целью Люциферианства в том, чтобы помочь людям «взять на себя ответственность за [их] собственные жизни и действовать в качестве индивидуального морального агента, используя весь потенциал собственной гениальности и, таким образом, оптимизируя собственные возможности» .

Большая церковь Люцифера говорит, что слово «Люцифер» (означает «носитель света» или «утренняя звезда») существовало задолго до христианства, и что переводы и толкования изменились с течением времени, приравняв Люцифера к Сатане, как будто они одно существо.

Возможно, самое большое различие между люциферианами и LaVeyan сатанистами в том, что Люцифер (Света предъявитель) является символом знаний, в то время как сатана (Противник) представляет оппозицию.

Большая церковь Люцифера сравнивает историю Адама и Евы с эллинистической историей о Прометее. В этой истории, Прометей приносит огонь, запрещенный для человечества, и учит людей, как использовать его для собственного блага. Из-за этого, Прометей наказан Зевсом. Это не отличается от библейской истории о том, как змея искушает Адама и Еву вкусить от запретного Древа Жизни. Конечная цель Люциферианства — помочь каждому человеку зажечь своё ​​внутреннее Пламя и стать самосознанием. Люцифериане призывают преодолеть собственное невежество и сбалансировать свои плотские желания со своим интеллектом.

Теистический сатанизм , основатель сатанист Дайан Вера. Эта форма сатанизма признает христианскую теологию и наличие продолжающейся войны между Богом и сатаной. Основным отличием является то, что эти сатанисты приветствуют дьявола, а не Бога. Они считают, что Бог и Сатана являются двумя наиболее мощными существа во Вселенной и что сатана имеет достаточно сил, чтобы в конечном итоге осилить Бога и выиграть войну. Дайян Вера утверждает, что идея дуотеизма воюющих богов исходит от древних зороастрийских верований о вечной войне между Ахура Мазда, богом Света и Аримана, богом Тьмы. Некоторые из этих сатанистов считают дьявола «хорошим паренем» , дающим для людей знания и свободу, а Бог хочет содержать людей как рабов. В этом смысле, сатанизм является перевернутой формой христианства. Сатана герой, освободитель человечества от зла ​​и тиранического Бога.

Анти-Космический Сатанизм , также называемый Хаос-Гностицизм считает, что космический порядок, созданный Богом нет ничего более грандиозного в изготовлении, и за этой иллюзией стоит бесконечный и бесформенный хаос. Один практикующий из этой формы сатанизма автор оккультист по имени Vexior, объяснил, что он верит во всемогущего бога по имени Демиург, который интерпретируется как Один из скандинавской религии. Он создал ограничения времени, пространства, и создал плоть и бестелесных духов. Действуют такие фигуры, как Локи. Они бунтари против тиранического правления демиурга и стремятся уничтожить его контроль. Другие анти-космические боги — Тиамат, Ваалу, Асмодей, Лилит, и многие другие. Эта форма сатанизма имеет много вариантов, очень неясна и, к сожалению, трудно найти о ней подробную информацию.

Трансцендентальный Сатанизм — уникальная форма сатанизма, создана человеком по имени Мэтт «Господь» Зейн. Как он документально напечатал первые несколько страниц своей книги Трансцендентальный сатанизм, под воздействием ЛСД имел видение сатаны, сброшенного с небес, а затем еще одно видение человека, заключившего пакт с сатаной, ещё до своего рождения. Человек хотел бы избежать ада, делая торги с сатаной. Зейн сказал: Сатана хочет, чтобы человек испытал всё, что есть в мире и создал свои собственные убеждения, а не принимал убеждения Бога. Нет вечного проклятия, но есть духовная эволюция. Трансцендентальная Сатанизм — это именно форма духовной эволюции с конечной целью индивидуального воссоединения с тем, что называется аспектом Сатанинским. Сатанинский аспект является скрытой частью себя отделенной от сознания. Это влияет на нас, помогая развивать наше сознание. Путей к сатанинскому аспекту у каждого человека много, и никто не обязан идти по пути, который выложили для них.

Демонолатрии буквально означает «поклонение демонам», хотя современные демонолаторы на самом деле не поклоняться демонам. Вместо этого, они «работают с демонами» — каждый демон рассматривается как силы или энергии, которые можно призвать, чтобы помочь в ритуалах или магии. Важно отметить, что не все demonolators обязательно сатанисты, хотя они, конечно, могут ими быть. Каждый выбирает своё собственное божество-покровителя, и они, конечно, свободны в выборе сатаны — есть много демонов у различных религий, чтобы выбрать из них. У демонолаторов есть три различных интерпретаций демонов. Во-первых, они, как те, что в христианстве изображают злых грешников и искусителя. Вторые, демоны — персонифицированые силы энергии. Третьи демоны — «боги в их собственном праве» , Демон означающий божественную силу. Несмотря на это, демонолаторы считают, что их практика не приведет к какой-либо погибели или божественному наказанию, так как это «лишь увековеченные мифы существующих религий» .

Храм Сета был основан правой рукой ЛаВея, Михаилом Акино, который оставил Церковь Сатаны после ЛаВея и начал продавать священства. Идея, что ЛаВей имел прибыль от Церкви Сатаны вызвало много толков, в том числе Верховная жрица Лилит Синклер, которая в итоге стала женой Акино, ушла из церкви. Акино и другие перебежчики сформировали Храм Сета, разработали очень разные философии. В то время как сатанисты LaVeyan не верят в какого-либо бога или божества, Сетианцы «верят» в сверхличностные лица. Например, Египетский бог насилия и беспорядка, который в итоге стал известен как бог тьмы и враг всех других египетских богов. Сетианцы сатанисты считают, что каждый их член имеет своего личного бога, и они стремятся подняться до божества. Цель Сетианцев в достижении Xeper, египетского слова, что примерно означает «Я пришел в бытие» . Сетианцы считаю, что каждый человек проходит через божественной опыт в какой-то момент, и что можно создать более божественные переживания — пропустить их через себя — разработка, магия и другие средства. Это конечная цель человека.

Политеистический Сатанизм — вера в многочисленных богов. Самая известная политеистическая организация сатанистов — Церковь Азазеля, в Нью-Йорке, открытая для всех сатанистов, оккультистов и последователей Пути левой руки. Церковь Азазеля фокусируется на том, что они называют «рост богов современного Запада» — Сатана / Азазель, Лилит, Прометей, Иштар, Пан, Люцифер и София. (София — гностическая богиня, имеет много параллелей с историей Люцифера, вместе с историей Адама и Евы) Все эти боги были демонизированы авраамической религией, но они представляют собой ценности и принципы, которые Церковь Азазеля идентифицирует с социальными тенденциями, которые не любят религиозного права. Например, Прометей представляет знание и понимание, Иштар представляет природу и сексуальность. Самый главный, Сатана, призывает к свободному мышлению. Церковь Азазеля не поклоняться любым богам в традиционном смысле. Скорее всего, они почитают и уважают своих богов и часто обращаются к одному из них или нескольким. Они также довольно большие агностики, зная, что царство богов никогда не будет полностью познаваемо для человечества. Церковь Азазеля верит, что боги могут проявить себя в делах человеческих, в частности, в социальных, экономических и религиозных течениях.

Культ Ктулу — небольшая религия, которая смешивает писания Говарда Лавкрафта с сатанизмом, черной магией и теорией «путь левой руки». Венгер Сатанис, основатель секты, признает: «Нет реальности. То, что человеческий разум воспринимает как реальность — не существует » . Сатанис утверждает, что все блокируется внутри парадигмы общепринятой реальности, и он имеет право формировать свою собственную реальность по своему желанию. «Давным-давно, я выбрал верить в Ктулху, сатану», — пишет он. Культ Ктулу утверждает, что Старейшие боги проживали на Земле бесчисленные столетия назад, и что они распространяют свое темное, запретное и тайное знание для человека. Меньшие Боги были прикованы и из их пролитой крови создана вселенная. Некоторым из выживших Малых Богов удалось вырваться и изгнать старых. Культ Ктулу видит старых богов, таким же образом, как многие другие сатанисты видят Люцифера — существа, которые хотели принести знания и свободу человечеству от порабощения. Культ Ктулу считает, что подавляющее большинство людей живет жизнью в ловушке в общепринятой реальности, и их страдания дают энергию Малым Богам. Единственный способ вырваться — пробудить истинное сознание.


Когда речь заходит о сатанизме, многие представляют секты из маньяков, которые поклоняются Дьяволу и приносят кровавые жертвы. В истории известно несколько сатанинских сект, представители которых совершали действительно ужасные поступки, но такие факты есть, пожалуй, в каждом из религиозных течений. На самом деле сатанизм представляет собой противоположность традиционным христианским ценностям, например, таким, как воздержание или принцип «если тебя ударят по левой щеке - подставь правую». В нашем сегодняшнем обзоре некоторые из сект сатанистов.

1. Храм Сатаны


Храм Сатаны является организацией, которая, вероятно, не будет соответствовать представлению большинства людей о сатанизме. Ведь их целями является "поощрение доброжелательности и сочувствия", а также "использование практического здравого смысла и справедливости".

Последователи Храма Сатаны, равно как и поклонники Антона ЛаВея, не поклоняются Сатане в его библейском представлении. Они видят в Сатане символ мятежника против тирании и власти. Независимо от этого, поклонники Храма Сатаны считают свою организацию религией. Они заявляют, что религия должна быть основана на науке и критическом мышлении, а не сверхъестественных или суеверных претензиях. Эта группа стала известной свои противостоянием американской баптистской общине Уэстборо, известной своими выступлениями против геев, а также тем, что возвела статую Бафомета в Детройте.

2. Люциферианство

Люцифериане довольно похожи на сатанистов Ла Вея. Большинство из них нерелигиозны и просто относятся к Люциферу, как к символу. "11 точек Силы", которые пропагандирует Церковь Люцифера, иллюстрируют представление таких ценностей, как самоопределение и освобождение от "рабского менталитета". В связи с этим, люциферианство относится больше к философии, а не к фактической религии.

Церковь Люцифера утверждает, что основная цель люциферианства - помочь людям "взять на себя ответственность за их собственную жизнь и использовать весь потенциал собственной гениальности". Возможно, самое большое различие между люциферианами и сатанистами ЛаВея - то, что Люцифер (Светоносный) является символом знаний, в то время как Сатана (Противник) представляет похоть и оппозицию.

3. Основанный на христианстве дуотеизм


Христианский дуотеизм является небольшим течением теистического сатанизма. Эта форма сатанизма признает, что что христианская теология является правдой, а также что до сих пор продолжается война между Богом и Сатаной. Основным отличием является то, что это течение сатанистов поклоняются дьяволу, а не Богу. Они считают, что Бог и Сатана являются двумя наиболее мощными существами во Вселенной и что Сатана имеет достаточно сил, чтобы в конечном итоге осилить Бога и выиграть извечную войну.

4. Анти-Космический Сатанизм


Анти-Космический Сатанизм, также называемый Хаотическим Гностицизмом, считает, что космический порядок, созданный Богом, является иллюзией, за которой стоит бесконечный и бесформенный хаос. Наиболее известным практиком этой формы сатанизма является оккультист "Vexior 218". В интервью Vexior объяснил, что он верит в всемогущего бога по имени Демиург, который интерпретируется как Один в скандинавской религии и Бог в христианстве. А такие фигуры, как Локи и Сатана появились, чтобы стать бунтарями против тиранического правления демиурга. К прочим анти-космическим богам относятся Тиамат, Ваал, Асмодей, Лилит и многие другие.

5. Трансцендентальный сатанизм


Трансцендентальный сатанизм - уникальная форма сатанизма, созданная человеком по имени Мэтт "Господь" Зейн. Во время написания книги о своей религии он принимал ЛСД и якобы к нему явилось видение сатаны, сброшенного с небес, а затем еще одно видение человека, который заключает договор с сатаной еще до своего рождения. Трансцендентальный Сатанизм - форма духовной эволюции с конечной целью индивидуального воссоединения с тем, что называется сатанинским аспектом. Сатанинская аспект - якобы скрытая часть сознания любого человека.

6. Демонолатрия


Демонолатрия буквально означает "поклонение демонам", хотя современные демонолаторы на самом деле не поклоняются демонам. Вместо этого, они "работают" с демонами, рассматривая их как некую силу или энергию, которую на самом деле можно призвать для помощи в ритуалах или магии. Традиционные же демонолаторы на самом деле поклоняются демонам, олицетворяющим определенные атрибуты и свойства. Каждый демонолатор выбирает свое собственное божество-покровителя, одним из которых является Сатана, представляющий элемент огня.

7. Сетианцы


Храм Сета был основан бывшей правой рукой ЛаВея, Майклом Акино, который оставил Церковь Сатаны после ЛаВей начал продавать храмы. В Храме Сета был разработан ряд философий, отличающихся от Церкви Сатаны. В то время как сатанисты ЛаВея не верят в какого-либо бога или божество, сетианцы верят в сверхличность, известную как Сет. Сет - египетский бог насилия и беспорядка, который в итоге стал известен как бог тьмы и враг всех других египетских богов. Другими словами, он является "настоящим сатанистом", противопоставляя себя всем ложным богам.

Сатанисты ЛаВея считают, что каждый член их секты сам для себя бог, и этого состояния нужно достичь. Целью сетианцев является достижение "хепер" (это египетское слово примерно означает "Я пришел в бытие").

8. Красные сатанисты


Красные сатанисты не верят в Сатану в традиционном смысле, а рассматривают его в качестве темной силы, которая существовала с сотворения мира. Тани Джантсанг, один из самых выдающихся деятелей красных сатанистов, считает, что слово "Сатана" происходит от двух досанскритских слов: SAT (безграничная тьма) и TAN, которое описывает, как эта древняя сила проникает в другие вещи. Согласно девяти "Сатанинским Постулатам", каждое существо мотивируется внутренней силой, постоянно меняется и развивается в соответствии с окружающей средой. Те, кто идет против своей природы, называются кипплоты и они являются, по мнению красных сатанистов, злом.

9. Политеистический сатанизм


Политеистический сатанизм - вера в многочисленных богов, а не в одного бога. Самой известной политеистической сатанистской организацией является Церковь Азазеля - группа из Нью-Йорка, открытая для всех сатанистов, оккультистов и последователей "Пути левой руки". Они почитают несколько различных божеств, таких как Сатана, Азазель, Лилит, Прометей, Иштар, Пан, Люцифер и София (гностическая богиня, у которой много параллелей с историей Люцифера, а также с историей Адама и Евы).

Все эти боги были демонизированы авраамической религией, но они представляют собой ценности и принципы, которые обычно не любит современная религия. Например, Прометей представляет знание и понимание, а Иштар представляет природу и сексуальность. Сатана же - воплощение свободного мышления и сомнения в догмам.

10. Культ Ктулху


Существует целая религия, которая смешивает писания Говарда Лавкрафта с сатанизмом, черной магией и "Путем левой руки". Она известна как Культ Ктулху. Венгер Сатанис, основатель этой секты, признает, что многие люди не принимают писания Лавкрафта за существующую реальность. Сатанис утверждает, что каждый человек формирует свою собственную реальность по своему желанию.

Культ Ктулху утверждает, что Древние жили на Земле бесчисленные тысячелетия тому, и что они распространяют свое темное, запретное и тайное знание людям и поныне. Восставшие Младшие Боги были побеждены, а их пролитая кровь создала вселенную. Некоторым из выживших Малых Богов удалось вырваться и они изгнали Древнейших, которые сейчас спят и ждут своего часа.

Последователи традиционных религиозных течений уверены, что поклонники Сатаны обязательно попадут в ад. Мы представляем нашим читателям .

1. Кто такие Сатана, Люцифер, Дьявол?

В древности на Земле существовала высокоразвитая цивилизация. Мифология называет представителей этой цивилизации богами. Цивилизация богов существовала на Земле примерно с XIII до IV тыс. до н.э. и погибла в результате крупномасштабной гражданской войны, вошедшей в мифологию как война Света и Тьмы (Добра и Зла, богов и титанов, дэвов и асуров и т.д.). Сатана был предводителем сил Тьмы (титанов, асуров) в этой войне. А Дьявол — это просто собирательный образ титана в литературе.

Мифология утверждает, что боги знали секрет продления жизни до нескольких тысяч лет. Поэтому вполне возможно, что Сатана жив и сегодня; во всяком случае — нигде нет никаких упоминаний о его смерти.

Люцифер — предводитель восстания в стране богов, случившегося предположительно в XIII тыс. до н.э. Скорее всего, Сатана и Люцифер — это разные личности.

Следует учесть, что все имена богов (не только Сатана и Люцифер, но также Зевс, Шива, Сварог, Тор и т.п.) придуманы людьми намного позже событий, описываемых в мифологии. Как звали Сатану или Люцифера на самом деле — мы не знаем.

2. Что такое сатанизм и кто такие сатанисты?

Сатанизм — это не религия, поскольку в нем отсутствует вера. Скорее, это определенный жизненный путь, образ жизни. (Антон ЛаВей называл сатанизм религией, но у него другое понимание этого термина — как синоним слова мировоззрение .)

Сатанизм во многом совпадает с идеологией сил Тьмы в Войне богов:
. знание, а не вера;
. стремление к развитию и прогрессу;
. свобода мысли и действий;
. различное отношение к людям в зависимости от их способностей, а не единое мнение обо всём человечестве.

С учётом реалий современного мира к этом добавляются: индивидуализм, разумный эгоизм, ответственность, гармоничность и другие личные качества сатаниста, находящие отражение и в его мировоззрении.

Таким образом: сатанист — это человек с таким складом характера, для которого наиболее естественным является мировоззрение, сходное с философией сил Тьмы, какой мы её знаем по мифологии.

3. Какие существуют заповеди и принципы сатанизма?

Никакие. В сатанизме нет и не может быть никаких догм. Потому что никакая "заповедь" не может охватить все возможные жизненные ситуации. Конечно, сатанист может вырабатывать для себя какие-то принципы исходя из своего личного опыта, жизненной позиции, взглядов на мир, но это будут не более чем его личные выводы, не предназначенные для других.

Предвижу недоуменный вопрос — а как же быть с "правилами", "заповедями" и "грехами" из "Сатанинской Библии" Антона ЛаВея? Это разве не заповеди и принципы сатанизма?

Нет! Тот, кто внимательно прочитал всю книгу, поймет, что это не более чем краткое резюме философии ЛаВея, выраженное в привычной и понятной для простого человека форме.

4. Что дает сатанизм сатанисту?

Возможность жить так, как для сатаниста естественно. Освобождение от всего, что мешает развитию его личности, реализации способностей и талантов. Возможность приблизиться к пониманию сущности мира и человеческого общества, и практически использовать это понимание в своей жизни. Наконец, возможность общаться с себе подобными, с единомышленниками.

5. Куда сатанист попадает после смерти? В ад, в рай или еще куда-нибудь?

Что происходит с человеком после смерти его тела — достоверного ответа на этот вопрос человечество до сих пор не знает. Если исходить из мифологии, то наиболее вероятным представляется предположение, что Ад и Рай — реально существовавшие в древности страны, не имеющие никакого отношения к посмертной судьбе человека. Так что рассказы о попадании души после смерти в Ад или Рай — религиозные сказки, придуманные сравнительно недавно и ничем не подтвержденные. Возможно, то, что эти сказки усиленно пропагандируются деятелями религий, как раз и мешает науке серьезно подойти к этому вопросу и разобраться в нем. Среди сатанистов нет общепринятого мнения по этому поводу. Каждый считает по-своему, и никаких доказательств правильности своей позиции ни у кого нет. Как нет их и у христиан, буддистов, кришнаитов и представителей других религий.

6. У христиан есть "Библия", у мусульман — "Коран", а что у сатанистов? Книги ЛаВея или еще что-нибудь?

Своя голова. Прежде всего. В сатанизме нет и не может быть никакого канона. Книги ЛаВея — не более чем философские труды, читаемые для общего развития.

Более того — вряд ли кто-то из сатанистов на 100% согласен с каждым словом в книгах ЛаВея. Личное мнение ЛаВея может быть для сатаниста интересно, но это мнение ЛаВея, а у каждого сатаниста есть свое мнение. Поэтому сатанист никакую книгу не считает "священной" и однозначно истинной, ничто не принимает на веру и руководствуется только разумом и жизненным опытом.

7. Какие существуют направления в сатанизме? Какое из них наиболее правильное?

У каждого сатаниста свое понимание сатанизма. И можно сказать, что направлений в сатанизме столько же, сколько существует сатанистов. Поскольку в сатанизме нет канона, то даже у членов одной сатанистской организации может быть разное представление о сатанизме и даже о сущности Сатаны. С любым утверждением одного сатаниста другой сатанист может поспорить, и это нормально, это и есть сатанизм.

По той же причине нет и не может быть "наиболее правильного" сатанизма. Потому что сатанизм — это путь, общее направление самосовершенствования личности, а не набор принципов и догм.

8. Почему сатанисты называют себя псевдонимами, а не настоящими именами?

А что значит "настоящее имя"? Имя, которым меня назвали родители? А если оно мне не нравится, не соответствует моему характеру, почему я должен им называться? Тем более, что большинство современных русских имен произошло от имен "святых" и иных персонажей христианской религии. Почему я, сатанист, должен называться именем какого-то религиозного деятеля, который, может быть, моих единомышленников-сатанистов истреблял, и за это его церковь "святым" провозгласила?! Нет, я буду называть себя другим именем, которое я сам для себя избрал, которое мне нравится и которое никак не связано с религиозными учениями, враждебными сатанизму.

9. Почему сатанисты одеваются в черное, используют мрачную символику?

В черном цвете есть определенный философский смысл. Это наиболее удобный фон для других цветов, отсутствие всякого "шума", в том числе белого. Именно на черном фоне все воспринимается наиболее точно, без иллюзий, что и нужно сатанисту.

Череп иногда считают символом разума, кровь — символом жизни и жизненной силы, но не все сатанисты согласны с такой трактовкой и, соответственно, далеко не все эти символы используют.

Хотя, здесь есть и инерция стереотипов общества. Незнакомые с идеями сатанизма люди ассоциируют сатанизм с черным цветом, с тьмой, со скелетами и кровью, и многие сатанисты, даже вполне толковые и продвинутые, продолжают следовать этим ассоциациям, не всегда понимая их смысл.

10. Почему сатанисты поклоняются злу и Сатане?

Сатанисты никому и ничему не поклоняются. Они следуют примеру Сатаны и Люцифера, но это именно сходство характера с описанными в мифологии древними героями, а не преклонение перед их мощью и не поклонение им как личностям. Вообще, сатанист слишком горд, чтобы кому-то поклоняться.

А что такое "зло"? Не более чем философская абстракция, не имеющая отражения в реальном мире. Какое бы событие в мире мы не оценили с разных сторон, для кого-то оно покажется "добром", а для кого-то "злом", в зависимости от его взглядов и заинтересованности. Поэтому сатанисты не используют понятия "добро" и "зло" как искажающие суть вещей. Есть понятия "польза" и "вред", которые уже по смыслу своему относительны. Их и используют сатанисты.

Следует заметить, что обычно люди под "добром" понимают то, что направлено на сохранение существующего положения вещей, а "злом" — то, что способствует его изменению. Поскольку изменение — одна из ключевых идей в сатанистском мировоззрение, то вполне понятно, почему обыватели ассоциируют сатанистов со злом.

11. Почему сатанисты противостоят христианству?

Потому что христианство в данный исторический момент является наиболее распространенной идеологией сил, противодействующих любым изменениям в мире, развитию познания, расширению свободы личности — т.е. всему тому, за что сражались Сатана и его сподвижники согласно мифологии. Т.е. можно сказать, что христианство — знамя сил, противодействующих Сатане.

Не одно только христианство выполняет эту роль. Любая догматическая религия (например: ислам, иудаизм, кришнаизм) тормозит процесс познания, особенно когда распространяет свое влияние на значительную часть мира и захватывает политическую власть. То, что в современном мире защищается и поддерживается христианством и другими тоталитарными религиями: антинаучные представления о мире, догматическая мораль, бессмысленные ограничения свободы личности на основе религиозных "заповедей" — мешает сатанистам жить так, как им естественно, реализовывать свои способности, да и просто высказывать свои взгляды. Кроме того, деятели христианства не просто пассивно сдерживают развитие и прогресс — они активно выступают против тех, кто не согласен с их догмами. Они навязывают свою точку зрения другим и преследуют тех, кто с ней не согласен, в том числе и сатанистов. Т.е. христианство осуществляет против нас агрессию, и нам приходится давать ему отпор.

12. Почему сатанисты выступают против общечеловеческих ценностей и морали?

А что такое "общечеловеческие ценности" и откуда они взялись? Давайте посмотрим, кто в современном мире навязывает всем свои ценности, называя их "общечеловеческими". Это страны, в которых христианство является господствующей религией, и эти "общечеловеческие" ценности являются на самом деле ценностями христианства. В мире существовали, да и сейчас существуют цивилизации с совершенно иными системами ценностей, но их ценности почему-то не включают в состав "общечеловеческих". Кроме того, для сатаниста ничто не является абсолютной ценностью, все ценности зависят от того, кто и из каких соображений их оценивает.

Что такое мораль? Набор правил поведения, которым пытаются заставить человека следовать. Но для сатаниста никакое правило не является абсолютным. Может быть людям с низким уровнем интеллекта и инфантильной психикой и нужны правила поведения, но в сатанизме таких не приветствуют. Поэтому для сатаниста никакая мораль не нужна, и более того — вредна.

13. Почему сатанисты не пользуются общепринятым в мире григорианским календарем, а придумывают свой?

Сатанисты пользуются григорианским календарём лишь в той мере, чтобы находить общий язык с людьми, с которыми им приходится общаться. Но осознание несовершенства григорианского календаря (произвольный выбор начала летоисчисления и даты нового года, отсутствие привязки к астрономическим моментам) наводит сатаниста на мысль о необходимости создать лучший календарь.

Поскольку сатанизм подразумевает свободу от стереотипов и догм, то календарь сатанистов, на мой взгляд, должен быть естественным, то есть базироваться на астрономических моментах времени. Кроме того, он должен быть удобным именно для сатанистов, то есть не содержать в себе элементов культа враждебных сатанизму религий, а также позволять легко определять необходимые сатанисту моменты времени. Из всех сфер жизни сатанистов наибольшее влияние особенности календаря оказывают на магию, поэтому календарь, который я использую, удобен прежде всего для магов, т.к. он позволяет легко определять фазы Луны и положение Солнца в текущем знаке Зодиака.

Что касается календаря, я ничего нового от себя не придумал. Это древний языческий календарь с небольшими уточнениями, внесенными современной астрономией и математикой.

14. Можно ли сатанисту заходить в церковь, участвовать в религиозных обрядах?

Можно, но не нужно. Сатанисту просто нет смысла участвовать в религиозных действиях, потому что они для него ничего не значат — так зачем ему зря терять свое время? Тем более, что обряды преобладающих в нашем обществе религий даже просто как зрелище ничего интересного собой не представляют.

Другое дело, что может возникнуть ситуация, когда сатанист будет вынужден присутствовать на каком-либо религиозном обряде, потому что в противном случает он рискует своей жизнью и здоровьем — как это было, допустим, в средние века. Но сатанист приложит все усилия, чтобы избежать подобной ситуации, так как любая зависимость от внешних обстоятельств вызывает у него глубокое отвращение.

15. А что вообще запрещено сатанисту?

Сатанисту ничего не запрещено. Но есть действия, которые свидетельствуют о том, что совершающий их человек не является и никогда не был сатанистом. Например, всякое подчинение обычаям, моральным догмам, общественному мнению в тех случаях, когда поступить наоборот было бы более разумно и не связано с риском для жизни, здоровья и благосостояния.

Отдельно следует сказать о взаимоотношении сатаниста и закона. Сатанист, как правило, соблюдает закон, но не потому, что сатанистское мировоззрение требует этого, а по той причине, что нарушать законы опасно и в большинстве случаев нецелесообразно. Закон для сатаниста является просто внешним фактором, который он не может изменить — примерно как погода для моряков и летчиков.

16. В газетах пишут, что сатанисты совершают ритуальные убийства, поджигают церкви, разоряют кладбища. Зачем они это делают?

Сатанисты не совершают ритуальных убийств, не поджигают церкви и не разоряют кладбища. И вообще не делают ничего такого, что не приносит им никакой пользы.

А есть широко распространенное явление, которое я называю подделкой под сатанизм. Подделка под сатанизм — это стремление выглядеть сатанистом в глазах других при полном непонимании сущности сатанизма. То есть воспроизведение в реальной жизни всех расхожих слухов и сказок о сатанистах: "мрачные" ритуалы без цели и смысла, хулиганство в церквях и на кладбищах, "жертвоприношение" кошек и голубей опять же без определенной цели, а то и "ритуальные убийства" — уж кому на что глупости хватит. Это все подделка — т.е. желание считаться сатанистом, не являясь таковым.

Если вы встречаете человека, называющего себя сатанистом, спросите у него: "А что такое, по-твоему, сатанизм? И что сатанизм дает лично тебе?" Если он не сможет дать серьезного, вразумительного ответа на эти вопросы, то он — не сатанист. А уж называть его каждый может по-своему.

17. Говорят, что сатанисты должны устраивать сексуальные оргии, заниматься свободной любовью и всякими извращениями, а если мне этого не хочется?

Сатанисты никому ничего не должны. Не хочешь — никто тебя не заставляет и тем более не насилует. Сатанисты просто выступают против любых бессмысленных ограничений свободы личности, в том числе и в любви.

А что такое "извращение"? Внятного ответа на этот вопрос никто дать не может, и обычно каждый под этим понимает "то, чего не хочется мне" или "то, что не является общепринятым в нашем обществе". У каждого свои пристрастия в любви, и всегда найдется человек, которому они покажутся "извращением". Каждый может доставлять себе удовольствие любым способом, лишь бы это не доставляло неудовольствия другим.

18. Говорят, что в сатанистских ритуалах используются наркотики и вообще сатанисты все на игле сидят. Как вы к этому относитесь?

А еще говорят, что в Москве кур доят. Говорить могут все что угодно, но разумному индивиду не следует в это верить.

Поскольку сатанист руководствуется в жизни своим разумом, то для него крайне нежелательно все, что может на его разум вредно повлиять, и наркотики в том числе. Кроме того, идея независимости личности — также одна из основных в сатанизме. Поэтому зависящий от наркотика человек не может считаться сатанистом.

Некоторые утверждают, что с помощью наркотиков можно прийти к иному пониманию мира, добиться каких-то успехов в магической практике, и при этом сохранить разум и здоровье. Но опыт показывает, что в большинстве случаев наркотики сильнее нас, и ни к чему, кроме умственной и физической деградации, их употребление не приводит. Хотя отдельные редкие исключения бывают.

19. Говорят, что все сатанисты объединены в мощную организационную структуру, опутавшую весь мир. Это правда?

Неправда, как и большая часть того, что говорят о сатанистах.

Сатанизм — мировоззрение индивидуалистическое, не требующее от сатанистов каких-либо коллективных действий. Поэтому большинство сатанистов не входят ни в какие организации, а просто общаются с единомышленниками в неформальной обстановке.

Крупные сатанистские организации (такие, как американская Church of Satan) вообще большая редкость. В основном сатанистские объединения представляют собой небольшие группы сатанистов, лично знающих друг друга. А большие организации состоят, как правило, из множества местных отделений, которые пользуются большой свободой во внутренней деятельности и мало зависят от центрального руководства.

20. Отлично! Мне нравится сатанизм! Как продать душу Сатане, сколько он за нее даст, какие могут быть последствия?

Никак. "Продажа души" — одна из наиболее живучих сказок о сатанизме. Никто твою душу покупать не собирается. Хотя бы потому, что не ясно — что такое душа? Если душа — это психика, то как ее можно продать? Если же под душой понимать некую часть человека, которая остается жить после смерти его тела, то про нее ничего достоверно не известно, даже сам факт ее существования не подтвержден. А продавать неизвестно что — это жульничество:-)

Если серьезно, то ты либо идешь по пути сатанизма, либо не идешь по нему. Никакой символический акт, как бы он ни назывался, пусть даже "продажей души", не делает человека сатанистом.

21. Я хочу пообщаться с Сатаной, как его вызвать?

Сатана — не милиция, чтобы его вызывать:-) Людей на Земле 6 миллиардов; неужели ты думаешь, что Князь Тьмы придет по первому зову к любому из них? Ты бы стал общаться, допустим, с тараканом, если бы он тебя "вызвал"? Даже если бы Сатана хотел общаться с людьми лично, то логично предположить, что он снизойдет до общения только с наиболее выдающимися из них — ты уверен, что попадаешь в их число? Но так или иначе, пока ни одного достоверного случая общения с Сатаной в наше время не зафиксировано.

С самим процессом вызова тоже далеко не всё ясно. Ни один маг, занимающийся вызыванием кого-нибудь (чего-нибудь), не может точно сказать: какова природа сущности, которую он вызвал; откуда она взялась; чего можно ожидать от контакта с ней. Поэтому, вызывая кого-нибудь или что-нибудь, нужно быть особенно осторожным. И если вызванная тобою сущность называет себя Сатаной — наверняка она тебя обманывает.

22. Где найти тексты каких-нибудь мрачных ритуалов?

В книгах по магии и оккультизму. Только стоит ли проводить ритуал ради ритуала? Ведь ритуал — это магическое действие, а не повторяющийся изо дня в день спектакль вроде службы в церкви или коммунистического партсобрания. Ритуал проводится для достижения какой-то конкретной цели; именно с чёткого определения этой цели и следует начинать — тогда и появятся идеи: как именно этот ритуал должен выглядеть. Отдельные моменты можно заимствовать из ритуалов, опубликованных в литературе (именно для этого они и публикуются — для изучения и обмена опытом), но не копировать чужой ритуал целиком — ведь он проводился ради другой цели и в другой ситуации.

Кроме того: так ли уж обязательно для достижения своей цели проводить ритуал? Ведь в магии есть множество других методов. А для организации ритуала нужно иметь соответствующие способности. Некоторые маги вообще не умеют проводить ритуалы, и прекрасно без них обходятся.

Конечно, можно устроить оформленное соответствующим образом представление и назвать его "ритуалом", но надо понимать, что это будет не настоящий магический ритуал, а театральная самодеятельность.

23. Должен ли сатанист слушать Black Metal?

Сатанист никому ничего не должен:-) Музыкальные пристрастия сатаниста не зависят ни от чего, кроме его собственного желания. Ассоциация между сатанизмом и Black Metal — временное явление. 20 лет назад музыки Black Metal не было; будет ли её кто-нибудь слушать ещё через 20 лет — большой вопрос, особенно учитывая тот факт, что жизнь и деятельность многих музыкантов, играющих Black Metal, имеет мало общего с сатанизмом.

Также следует отметить, что Антон ЛаВей терпеть не мог Black Metal. Он слушал и сам сочинял совсем другую музыку, и это есть наиболее естественный для сатаниста вариант — самому создавать искусство для себя, ведь Сатана олицетворяет собой творчество. Конечно, не каждый сатанист сочиняет музыку. Но следовать чьим-либо чужим вкусам сатанисту совершенно не свойственно, даже если эти вкусы кем-то выдаются за "обязательный" элемент сатанизма.

24. Почему сатанисты называют себя в честь персонажа христианской "Библии"?

Сатанистов совершенно не интересует — что написано в "Библии". Первые упоминания о Сатане появились за много веков до того, как была написана эта книга. Версия, будто бы слово САТАН на иврите означает "противник" или "обвинитель" — явная выдумка. В языке иврит мало корней (около 3500), но от каждого из них образуются десятки (а иногда и сотни) производных слов. Но кроме имени Сатана в иврите больше нет ни одного слова с корнем СаТаН. Это значит, что Сатана — имя собственное, причём иноязычного происхождения (все исконно ивритские имена имеют какой-то смысл, и к ним есть много однокоренных слов).

Версии о происхождении имени Сатана:
. от имени египетского бога Сета;
. на одном из пракритов (древнеиндийских диалектов, от которых произошел санскрит) слово САТАН означает "светоносный" (т.е. то же самое, что Lucifer по-латыни);
. на языке пали слово САТАН означает "настоящий", "реально существующий".

Составители "Библии" заимствовали имя Сатаны из более ранних источников. Более 50% текста "Библии" переписано из "Авесты", древнеегипетских и древневавилонских религиозных книг; изменены только имена и географические названия. И тот персонаж, которого авторы "Библии" называют "сатана", не имеет ничего общего с Сатаной в понимании сатанистов.

25. Чем отличается прогрессивный сатанизм от непрогрессивного?

Прогрессивный сатанизм — это такое понимание сатанизма, которое считает постоянное развитие наиболее важной чертой характера Сатаны и сатаниста (естественно, не забывая при этом и о других Сатанинских качествах). Прогрессивный сатанизм утверждает, что прошлое не должно быть тормозом на пути в будущее, и, если какие-то идеи, которых придерживались сатанисты в прошлом, сейчас потеряли свою актуальность, — следует их пересмотреть.

А "непрогрессивного" сатанизма быть не может, потому что Сатана вошёл в мифологию как лидер сил прогресса. Но бывает, скажем так, недостаточно прогрессивный. Некоторые сатанисты слишком много внимания уделяют прошлому сатанизма, его истории и языческим корням, и мало задумываются о его настоящем и будущем. Во многом это связано с инерцией средневековых представлений, когда знания черпались в основном из сохранившихся сведений о цивилизациях древней Греции и Рима, имевших более развитую науку и технологию, чем средневековая Европа. Но те времена давно прошли, и всё полезное, что можно было взять из известного нам прошлого, уже взято и используется. В настоящий момент человеческая цивилизация достигла наивысшего уровня развития за всю известную историю, поэтому намного более вероятно, что новые знания нам принесёт будущее, чем прошлое.

Предыстория

Сатанизм, как почитание «Тёмных богов» - Природы в аспекте её мощи и гнева, берёт своё начало в древнем язычестве . Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему. «Злой дух» - а по сути дело воплощение грозной мощи Природы - для него такое же божество, как и «добрый дух». При этом гневным «тёмным богам» Природы, судьям человечества за порой варварское уничтожение лесов и животных, кровавые войны, насилия и убийства и их умиротворению отводилось не меньшее, а зачастую и большее значение, нежели «светлым» духам-покровителям. С самого начала имело место не поклонение, а именно почитание каких-либо сущностей. Большинство сатанистов любого толка имеют принципом гордость - и среди них считается, что поклонение кому-либо унижает подлинного сатаниста. Однако часть сатанистов - Люцифериане наоборот считали и считают образ Люцифера (слово Сатана ими практически не используется) как изначально светлый и позитивный образ. Христианство же заняло по отношению к этому духу совершенно иную позицию.

Признавая формально его существование, не думая его отрицать, введя это положение в догмат, оно объявило «злого духа». то есть языческий образ бога-царя, рогатого повелителя стихийной мощи - Сатаной (то есть противником), врагом благого божества, как бы противоположением божества. В христианстве всякая попытка обращения к Сатане, как к высшему духу, является богоотступничеством.

Вообще, конкурирующие культуры склонны к демонизации высших сущностей противостоящих религий независимо от олицетворяемых ими сил. Так, например, Православие безусловно относит к демонам весь пантеон языческих божеств древних славян. Ещё более любопытен пример развития конкурирующих ведийской и зороастрийской культур, имеющих общие географические зоны распространения и единые мифологические корни: здесь имеет место быть взаимная демонизация и аналогичное взаимное признание благостности двух противоположных сторон одного мифологического конфликта - конфликта между благими защитниками Дэвами и восставшими Асурами в ведийской традиции и равным образом между благими защитниками Ахурами и тёмными злобными духами Дэвами в зороастризме..

И вот народ, всё ещё пропитанный духом своего древнего язычества, никак не мог или не хотел понять и принять это новое воззрение на духа мрака и зла: для него он всё еще был бог, и он служил ему, надеясь умилостивить и отвести гнев.

Вышесказанное верно для явно тёмных духов, таких, как Ламашту , Чернобог , Ламия . Но и другие боги, имевшие целиком или во многом благотворную природу, впоследствии стали демонами. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

Это связано с тем, что Дьявол аккумулировал в себе в основном черты бога Преисподней, а более обще - неолитического бога Земли. Или ещё точнее - неолитический бог Земли путём длительной и сложной эволюции образа стал Дьяволом христиан. Его цвет - чёрный, что вероятно связано с местом его обитания - подземелья, где господствует мрак. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

К атрибутам Чёрного бога в частности относятся огонь, фаллос, змеи, волки, козлы, кошки, естественно - связь с подземным миром. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

Существенно, что суббота в древности была посвящена именно Чёрному богу, Сатурну , Кроносу , в Юго-Восточной Азии - божественному змею Наге . В Вавилоне день sabattu считался особенно несчастливым и в него рекомендовалось ничего не делать, предаваться праздности, отказывать себе в этот день полагалось даже в нуждах . Но изначально sabattu Вавилона не был еженедельным, он связывался только с днём полнолуния. Лишь позднее, но также в Вавилоне, sabattu стал еженедельным. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

В глазах христиан языческие празднования субботы и почитание Чёрного бога превратились в сборище нечистой силы, отсюда средневековое представление о «шабаше ведьм». [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

Историческое использование термина

На данный момент известна как минимум одна сатанинская традиция, утверждающая свое существование в 1312 году. Дата зарождения традиции неизвестна.

Первое упоминание слова «сатанизм»

Автор книги "Lure of the Sinister: the unnatural history of Satanism" ("Притяжение зловещего: неестественная история Сатанизма") считает работу Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви » (), в которой рассматривается учение Мартина Лютера , старейшим документом , в котором содержится слово «сатанизм»:

«…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и сатанизмов ».

- Harding T. A confutation of a booke (by Bp. Jewel) entitled An apologie of the Church of England. ll, ii, 42 b

Сатанизм XIX века

Религиозный сатанизм

«Полная Книга по Демонолатрии» называет 1312 год н. э., как год создания списка девяти высших демонов, сохраняющегося неизменным (в данной традиции) вплоть до наших дней. В этой же книге отождествляются сатанизм и демонолатрия, как синонимы.

На данный момент существует несколько традиций религиозного сатанизма. Среди них:

1. Валентин Скавр, один из крупнейших представителей религиозного сатанизма.

2. Temple of The Black Light (TOTBL, Храм Чёрного Света, ранее также носивший имя MLO) придерживается сходных взглядов на сатанизм, как служение Сатане и Аду. Также TOTBL называет конечной целью Дьявола уничтожение существующей Вселенной и высвобождение Дракона. Основные ценности традиции перечислены в «Сатанинском символе веры».

Сатанизм ЛаВея

Cатанизм ЛаВея, как авторское учение притязающее на связь с философией и основанная на его основе новое религиозное движение , был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем , собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х годах , когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии и гедонистического эгоистического учения ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше , Рагнара Рыжебородого , Николо Макиавелли , Айн Рэнд , Джека Лондона , биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф , граф Калиостро и Григорий Распутин .

Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны , а три года спустя, в 1969 году , публикует «Сатанинскую библию» , в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.

Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера - члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.

Лица, повлиявшие на современный сатанизм

Сатанисты

  • Антон Шандор ЛаВей - основатель Церкви Сатаны и автор «Сатанинской библии» ().
  • Майкл Форд (Michael Ford), автор «Люциферианского ведьмовства» (Luciferian Witchcraft), Liber HVHI и многих других книг. Основатель Black Order of the Dragon («Ордена „Черного Дракона“») и The Order of Phosphorus («Ордена Фосфория»), ныне глава обоих орденов.
  • С. Конноли (S. Connolly), автор «Полной Книги по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry) и других.
  • Валентин Скавр (Valentin Scavr), автор «Маледиктум» (лат. Maledictum) и «Книги Десяти Воззваний» (лат. Codex Decium), а также ряда других произведений.

Также

Символика используемая сатанистами

  • Печать Бафомета - официальный символ Церкви Сатаны. Являет собой перевернутую пентаграмму с вписанной в нее головой козла. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды, вписано имя «Левиафан » (ивр. לִוְיָתָן ‎).
  • Число Зверя (), будучи числом, описанным Библией, является тесно ассоциируемым с сатанизмом символом. Считается символом Великого Зверя или Антихриста .
Отчаянные попытки «втиснуть» в описание Зверя личность Нерона или Калигулы предпринимаются издревле, а в некоторых древних списках Книги Откровения Иоанна вместо 666 даже приводится число 616. Это связано с тем, что слова «Nero Caesar», записанные буквами еврейского алфавита, дают в сумме 666, только если к имени «Nero» в конце добавить еще одну «N». В противном случае получается сумма 616. Для последователей Антона Шандора ЛаВея это число не имеет какого-то особого значения и используется ими, скорее, для высмеивания суеверий, которые имеет массовое сознание в отношении данного числа.

Сатанизм и общество

Бытовое понимание

Бытовая, или общеупотребительная, трактовка: сатанизм есть религия , основанная на поклонении злу или неким «тёмным силам», культ зла как такового. В соответствии с данной трактовкой, с сатанизмом ассоциируется «тёмная» (то есть направленная на причинение вреда кому-либо) магия, сопряжённая с контактом с дьяволом или иными силами тьмы (в понимании христианского вероучения). В XIII вв. при инквизициях такую связь упоминали с подумыслом «доброй» стороны. Одним из ярких, и довольно скрытым примером был Орден Оприход. Тогда «тёмный культ» был светлой стороной церковного вероучения отделившегося от Ватикана прихода.

В качестве примера деятельности сатанинской секты часто указывают на Чарльза Мэнсона или на получающие общественный резонанс случаи убийств с ритуальной целью. Как правило подобные преступления совершаются психически нездоровыми людьми и не связаны с организованными группами сатанистов, а следовательно имеют и весьма косвенное отношение к сатанизму как системе взглядов, даже если некоторые преступники и заявляли о своей одержимости или иной форме взаимодействия с «сатанинскими» силами.

Источниками трактовки сатанизма как «культа зла» является как христианское вероучение, так и популярная культура - где распространён образ «абсолютного зла » (см., например, фильм Пятый элемент) или подчёркнуто зловещих тайных организаций (как во многих фильмах про Джеймса Бонда). Свою роль играют и публикации или сюжеты о совершаемых психически нездоровыми людьми преступлениях с подробным описанием (реальных или выдуманных автором - достоверность их подчас вызывает сомнения) ритуальных действий.

Псевдосатанизм

Основная статья: Псевдосатанизм

Так например в среде музыкантов метала (особенно среди блэк-метала), распространено использование сатанинской символики и отсылок к сатанизму в лирике. Однако это зачастую является лишь эпатажем и провокацией общества, в отличие от других блэк-металлических групп, где музыканты часто относятся к сатанизму всерьёз и/или являются собственно сатанистами. Также некоторыми норвежскими металлистами сатанизм использовался не ради сатанизма как такового, а ради провокации христианства, поскольку в их среде культивировалось язычество(что потом дало толчок к появлению языческого метала) и мысль о том что христианизация Норвегии была проведена насильственно. Данное явление получило название «псевдосатанизм».

Среди людей, не относящихся к сатанистам, но часто путаемых с ними, встречаются и социально опасные элементы, либо страдающие психическими расстройствами , навязчивыми и маниакальными состояниями, либо попросту без глубокой причины совершающие противоправные действия. К сатанизму как мировоззрению данные люди не имеют никакого действительного отношения.

В псевдосатанизме в частности и «неправильном» сатанизме вообще зачастую обвиняют друг друга различные традиции. В частности Церковь Сатаны считает псевдосатанистами дьяволопоклонников. В свою очередь, Церковь Сатаны подвергается обвинениям в попытке создать «добрый» Сатанизм, например со стороны Ордена девяти углов (ONA, Order of Nine Angles).

Сатанизм и закон

В Белоруссии Церковь Сатаны и сатанисты признаны деструктивной сектой . [уточнить ]

В Казахстане деятельность Церкви Сатаны расценивается как религиозно-экстремистская организация, с которой борется Антитеррористический центр СНГ .

В некоторых странах книги одного из идеологов сатанизма американца ЛаВея («Сатанинская библия» «Сатанинский ритуал» и «Сатанинская ведьма») запрещены. В РФ книги ЛаВея были изданы печатным домом Unholy Words. Издательство «Ультра Культура» издало биографию Антона ЛаВея.

См. также

Примечания

  1. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.:Высш. шк., 1994. - 368 с. (С.171-172 ) ISBN 5-06-002849-6
  2. David G. Bromley . Satanism // Encyclopedia of Religion ed. Linsay Jones ,Second Edition, vol.12, 2005. ISBN 0-02-865982-1 , e-book ISBN 0-02-865997-X
  3. существуют независимые сатанисты не входящие ни в какие религиозные организации принципиально
  4. // Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  5. Сатанизм // Толковый словарь Ушакова
  6. Е.К.Дулуман Может ли сатанист быть атеистом
  7. М.А.Орлов История сношения человека с Дьяволом . - М.: «Республика », 1992.
  8. см. Кернуннос
  9. Голан А. Миф и символ. М. : Руслит
  10. ср. с почитанием Субботы (Шаббат) в Иудаизме .
  11. Ричард Кавендиш (2006), Магия Запада, ISBN 5-17-038262-6
  12. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, 2006, ISBN 978-0-9669788-6-5
  13. Medway, Gareth J. Lure of the Sinister: the unnatural history of Satanism. - New York University Press , 2001. ISBN 0-8147-5645-X
  14. См. Гюисманс Ш. Там, внизу . 1891.
  15. Liber Azerate, Temple of Black Light (TOTBL, Храм Черного Света), офиц. перевод E.T.
  16. Lewis, James R. «Who Serves Satan? A Demographic and Ideological Profile » // Marburg Journal of Religion". June 2001. (англ.)
  17. «Navy approves first ever Satanist » // BBC News. - 24 October, 2004. (англ.)
  18. Кроули, Эдвард Александр (принял имя Алистер ) - (1875-1947), один из наиболее известных чёрных магов и сатанистов 20 вв.

    Хронологический словарь всемирной истории. - М.:Эксмо, 2006. -1536 с. - («Русский Webster»). ISBN 5-699-14299-1 (С.1428 )
    Редакционная коллегия словаря: канд. ист. наук В.Л. Маслийчук, канд. искусствоведения М.В. Панова, канд. ист. наук С.В. Патрашиков, канд. архитектуры Я.Л. Пундик, канд. филол. наук В.Е. Татаринов, канд. филол. наук А.В. Терихова, канд. мед. наук В.В. Чугунов, канд. филол. наук Т.А. Шеховцова, д-р искусствоведения А.В. Шило, канд. филол. наук Е.Ф. Широкорад

  19. См. например офиц. описание трудов Order of Nine Angles (Black Book of Satan I,II,III) под редакцией Michael Ford’а :

    Considered too extreme by many, the ONA made available Satanic writings based on Chaos Magick

    -

    Считающийся многими излишне радикальным, Орден Девяти Углов опубликовал Сатанинские тексты, основывающиеся на Магии Хаоса.