Если вы бывали во Флоренции, то конечно же видели собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436 гг), мимо него невозможно пройти - это один из самых крупных (он был спроектирован так, что мог вместить всё население города, на момент строительства - 90000 человек) и красивых соборов в мире, его купол словно бы парит над городом.

Эффектная бело-зеленая отделка фасада кажется такой органичной и естественной - трудно поверить, что большую часть своей жизни Дуомо простоял без нее.

фасад Дуомо сегодня

а так он выглядел в середине XIX века

Собор не раз менял свой наружный облик, а историю возникновения отделки фасада, который мы с вами видим сегодня, сами флорентийцы называют «скандальной».
Собственно, до XV века собор имел декоративный фасад, украшенный скульптурами Арнольфо ди Камбио, но в 1587 году придворный архитектор Бернардо Буонталенти приказал удалить весь декор, чтобы сделать на его месте нечто более изящное и красивое. Нет ничего более постоянного, чем временное, в итоге бедный Дуомо простоял с ободранным фасадом до середины XIX века...

Попытки украсить наружные стены собора велись все эти столетия. В том же, 1587 году был проведен конкурс, на котором ведущие современные художники предоставили чертежи и деревянные макеты, которые сегодня хранятся в Опере - музее Дуомо.

Проект оформления Arnolfo di Cambio

Но ничего не было осуществлено. В семнадцатом веке Фердинандо II Медичи поручил разработать фасад Джованни Антонио Дозио. Но его вариант вызвал протесты, и в 1635 году была подготовлена новая модель, теперь уже художниками из «Академии искусства и дизайна». Работа, однако, вскоре была прервана в результате конфликта между Сильвани и президентом академии Джованни Батистой Пьератти.

Проект Академии искусства и дизайна

Кстати, никому из художников XVII века, предлагавших свои проекты оформления фасада, не пришло в голову связать воедино готическую архитектуру собора и купол, созданный в эпоху Возрождения. Не говоря уж о том, чтобы пространственно вписать фасад в окружающие здания.

Время от времени, фасад наряжали в фальшивый декор из дерева, расписанного холста и штукатурки. Первый раз такую декорацию сделали в 1589 году для свадьбы Фердинандо I де Медичи с Кристиной из Лотарингии. Фасад украшали картины, лепнина и статуи.

Вторая декорация была подготовлена к приезду в город Маргариты Луизы Орлеанской.

Третья - в 1688 году для свадьбы принца Фердинанда. Это украшение фасада - разрисованная штукатурка - было изготовлено по проекту Эрколе Грациани и оно сохранилось вплоть до девятнадцатого века, остатки этой росписи можно увидеть на этих фотографиях.

В XIX веке разные художники предлагали свои версии оформления фасада, в основном, в готическом стиле, который тогда вновь стал очень востребован. Не буду вас утомлять рассказами про споры и скандалы между дизайнерами, а расскажу о заключительном этапе, когда декором фасада занялся Эмилио де Фабрис. К тому времени, с 1861 по 1865 гг было проведено 3 (!) международных конкурса. Де Фабрис вышел из них победителем и стал официально называться «архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре». Но ему не удалось завершить начатое, он умер.

Проект Де Фабриса 1866-67

Проект был завершен в 1876 году Луиджи Дель Моро. Но и тут все было не слава богу: разгорелись споры, как украсить фасад -готическими шпилями, на манер Дуомо в Сиене, или как классическую базилику?

Туристическая Флоренция славится, прежде всего, своими великолепными площадями, мостами и многочисленными церквями.

Начну этот пост, пожалуй, с самой известной и популярной у туристов достопримечательности Флоренции – собора Санта-Мария-дель-Фьоре...

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Строительство грандиозного сооружения самой знаменитой флорентийском достопримечательности – собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) , также известного как Дуомо (Duomo) длилось в период с 1296 по 1436 годы, под руководством лучших архитекторов тех времён: Джотто ди Бондоне, Андреа Пизано и Арнольфо ди Камбио.

На момент постройки Дуомо являлся самым большим кафедральным собором в Европе: здесь могло разместиться до 30 000 человек (высота сооружения – 114 м, длина – 153 м, ширина – 90 метров). Сейчас он четвёртый по размеру в мире.

Огромный красный купол собора, созданный великим архитектором и скульптором эпохи Возрождения – Филиппо Брунеллески, является ныне одной из визитных карточек Флоренции. На нём обустроена смотровая площадка, откуда можно неплохо отсмотреть город. Вход платный – 8 евро, и лучше приходить сюда с утра в будни, пока нет толп туристов.

В здании собора расположен музей, в котором помимо многочисленных уникальных экспонатов находятся два бесценных полотна - «Мария Магдалина» Донателло и «Оплакивание Христа» Микеланджело.

Также советую обратить внимание на удивительные «обратные» часы, идущие без сбоев с середины XV века.

Колокольня Джотто

Рядом с собором Дуомо находится Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) , также известная как Кампанила Джотто , названная так в честь своего автора. Её строительство велось в 1334-1359 годы несколькими архитекторами: Джотто, Андреа Пизано и Франческо Таленти.

Высота колокольни Джотто – 84,7 м. В ней семь колоколов, самый большой из которых был отличт в 1705 году и имеет диаметр 2 метра.
Колокольню украшают великолепные барельефы знаменитых скульпторов Ренессанса, среди которых работы Джотто и Донателло.

Правда, сейчас там не оригиналы, а копии этих произведений искусства. Оригиналы в целях сохранения были перемещены в близлежащий Музей Дуомо.

Баптистерий Сан-Джованни

Рядом со знаменитым собором Дуомое и колокольней Джотто находится древнее средневековое здание, в котором вплоть до девятнадцатого века крестили всех уроженцев Флоренции, в том числе Данте и Медичи – Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni).

Здание баптистерия строилось в период с 1059 по 1129 годы, и является одним из старейших в городе. Свод его купола украшен замечательными византийскими мозаиками 13-14 веков, а центральная мозаика изображает Страшный суд.

Кстати, здесь же находится также гробница антипапы Иоанна XXIII. Для тех, кто не в курсе, антипапой в Католической церкви именуют людей, незаконно носивших звание Папы.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Базилика Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) - красивая древняя церковь расположенная недалеко от одноимённого вокзала Флоренции, носящего её имя. Это первая достопримечательность, которую видят гости города, приехавшие сюда на поезде.

Её строительство началось в 1246 году и длилось до середины четырнадцатого века. Была официально освещена в 1420 году.

Церковь знаменита своим лёгким ажурным фасадом и многочисленными произведениями искусства XIII-ХVI веков, хранящимися в ней (гробницы, надгробные плиты, бюсты, фрески, а также знаменитое Распятие – шедевр Брунеллески).

Двери церкви Санта-Мария-Новелла открыты для посетителей ежедневно, кроме пятницы, с 9 до 14.

Базилика Сан-Лоренцо

Одной из самых больших и древних церквей Флоренции является Базилика Сан-Лоренцо (Basilica of San Lorenzo) . Изначально была основана в 393 году, в период с XI по XVII века несколько раз реконструировалась, достраивалась и перестраивалась. Здесь можно увидеть великолепные гробницы олигархического семейства Медичи, представители которого не раз становились правителями Флоренции и спонсировали самых выдающихся художников и архитекторов эпохи итальянского Возрождения.

Базилика Санта-Кроче

Популярная у туристов Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) , также известная как Церковь Святого Креста - была построена в готическом стиле в период с 1294 по 1385 годы.

Сегодня она считается крупнейшей францисканской церковью в мире и славится своими витражами, фресками Джотто и многочисленными гробницами великих итальянцев. К слову сказать их тут около трёхсот и покоятся тут очень известные личности – Галилео Галилей, Данте Алигьери, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и многие другие.


Базилика Санта-Тринита

Базилика Санта-Тринита (Basilica di Santa Trinita) - старинная церковь Святой Троицы в центре Флоренции, расположенная недалеко от одноимённого моста Санта-Тринита. Была построена в период с 1258 по 1280 годы. В церковной часовне можно полюбоваться замечательными фресками Доменико Гирландайо.


Церковь Орсанмикеле

Уникальная по своей форме и значению церковь Орсанмикеле (Chiesa di Orsanmichele) была построена в период с 1337 по 1350 годы на месте зернового рынка.

До XVI века выполняла двойную функцию храма и городского зернохранилища, располагавшегося на верхних этажах.
Сегодня в церкви Орсанмикеле можно посмотреть на великолепные ажурные аркады на первом этаже, а также на статую Святого Марка работы Донателло и замечательный алтарный табернакль.

Базилика Санто-Спирито

Заслуживает внимания и старинная Базилика Санто-Спирито (Basilica di Santo Spirito) , построенная в 15 веке по проекту знаменитого Брунеллески. Наряду с огромным куполом Дуомо считается одной из самых интересных его работ. Её называют чистейшим образцом раннего флорентийского ренессанса.

Церковь Санта-Мария-дель-Кармине

Небольшая неприметная с виду церковь Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine) , расположенная на южном берегу реки Арно,также заслуживает внимания. В ней хранятся великолепные фрески эпохи раннего Ренессанса. Считается, что именно с них началась революция в европейском изобразительном искусстве, предопределившая его развитие на несколько веков вперёд.

Общий размер фрески Собора Санта Мария дель Фьоре — половина футбольного поля!

Мы уже рассказывали о том, как архитектор Филиппо Брунеллески создал уникальный купол во Флоренции, причем этот купол и поныне остается самым большим кирпичным куполом в мире. Но кто же расписал внутреннюю поверхность этого купола такими необычными фресками?
Фрески внутри гигантского купола создал все тот же флорентийский художник и архитектор Джорджо Вазари, который по заказу Козимо I Медичи спроектировал и построил уникальный , тянущийся над площадями и улицами, а также над мостом с одного береги реки Арно на другой и соединяющий два дворца – Палаццо Веккьо на площади Сеньории и Палаццо Питти.
Сразу же после сооружения коридора в 1565 году Вазари получает от Козимо I Медичи заказ на роспись купола, которую выполняет, начиная с 1572 года, но не успевает завершить работу, которую после кончины Вазари (1574) завершает Федерико Цукарро.
Общая площадь фрески на куполе около 3 600 кв. метров, а это половина футбольного поля. Сюжетом стал Страшный суд.


Дьявол, пожирающий грешников, — явное влияние Босха. Источник http://24.media.tumblr.com/

Здесь надо напомнить, что задолго до времени Козимо Медичи и Джорджо Вазари великий флорентиец Данте Алигьери подробно и ярко описал картины Ада в первой части «Божественной комедии», причем Данте и его главную книгу настолько почитали во Флоренции, что сам он изображен на огромной картине, занимающей почетное место в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, и на этой же картине изображены Флоренция, а также «три царства», описанные Данте, то есть Ад, Чистилище и Рай. Разумеется, фрески Вазари должны были развивать те представления, которые связаны с книгой Данте. Кроме того, во Флоренции были знакомы и с картинами Страшного Суда, созданными Босхом, и эти картины куда ужаснее, чем рассказы Данте. Свои «Страшные суды» писали Джотто (второй архитектор Собора, построивший кампаниллу и похороненный в Санта-Мария-дель-Фьоре), Боттичелли и Микеланджело. Таким был контекст, который учитывал Вазари.


Центральная фреска купола. Восточная часть фрески (над алтарем напротив входа). В центре третьего яруса — Иисус, Богоматерь, вокруг Святые. Четко видны все пять рядов фрески. Источник http://st.depositphotos.com/

Тем не менее, ему удалось создать нечто, поразившее современников и шокирующее туристов. Дело в том, что Вазари написал фрески в духе лучших традиций Возрождения, то есть его грешники, принимающие Адские муки, и даже их мучители выглядят если не реалистично, то уж во всяком случае, очень похожи на персонажей античных мифов, какими те предстают на полотнах флорентийских художников. Получается своего рода эстетская иллюстрация того, что происходит в Аду, причем убеждающая в достоверности изображенных событий. К тому же в некоторых грешниках можно узнать кое-кого из современников Вазари, причем страдают они в соответствие с земными грехами, о которых судачили в ту пору флорентийцы.
Один из таких шокирующих фрагментов – это изображение сцены наказания развратницы и мужеложца. Некий персонаж, похожий на черта, огнем на длинном черенке прижигает блуднице интимное место, а другой хвостатый слуга Сатаны прижигает стороннику однополой любви то место пониже спины, которое и связано с его грехом.



Все фрески поделены на 5 рядов, или ярусов, каждый из которых состоит из 8-ми эпизодов (что предопределено восьмигранной формой купола). В нижнем ряду как раз изображены грехи, грешники и их наказание в Аду. Второй снизу ряд заполнен, по контрасту, изображениями Добродетелей, Заповедей Блаженства и Даров Святого Духа. Третий ряд – композиционный центр всей росписи купола – отдан изображениям Христа, Богородицы и Святых. Четвертый снизу ряд, расположенный уже вблизи отверстия в центре купола, занимают Ангелы с орудиями Страстей Христовых (это чаша, в которой Пилат умыл руки, передав судьбу Иисуса в распоряжение его мучителям; 30 сребренников, полученных Иудой; столб, к которому был привязан Иисус во время бичевания; терновый венец; крест, на котором Иисус был распят; гвозди, пронзившие плоть Сына Божия; копье, которым римский легионер Лонгин добил Иисуса, прекратив его мучения; грааль, в данном случае представляющий чашу, в которую была собрана кровь Иисуса; лестницу, которую использовали при снятии тела Иисуса с креста; плащаницу, в которую было укутано мертвое тело и на которой отпечатались следы; а также другие орудия Страстей Христовых). Наконец, в самом верхнем ряду, который является и самым малым по размеру, поскольку примыкает к просвету в вершине купола, расположены Старцы Апокалипсиса, о которых в Книге Откровения, пророчествующей о Страшном Суде, сказано так: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы». Поскольку секторов купола всего восемь, и в верхнем ярусе они достаточно тесные, то Вазари изображает старцев по трое, причем один из каждой тройки на переднем плане, а двое как бы выглядывают из-за левого и правого плеча центральной фигуры.
После кончины Вазари и Козимо I, новый правитель Флоренции Франческо I пригласил для завершения внутренней росписи купола художника Федерико Цукарро, и тот во исполнение воли властелина в третьем ярусе, восточную часть которого (над алтарем и напротив входа) занимают Иисус и Богородица, а соседние сектора – Святые, изобразил еще и «искупленных», то есть тех, кто способствовал процветанию Флоренции и возведению Собора и тем самым, как провозглашалось, искупил грехи, что позволяет попасть сразу в Рай, минуя Чистилище. Причем чувство меры уже совершенно отказало и самому Франческо I, и художнику Цукарро, который изобразил среди «искупленных» Медичи, Императора, короля Франции, Вазари и других художников, а также самого себя и даже своих родных и друзей.
Фрески купола Санта-Мария-дель-Фьоре с момента своего создания и до наших дней вызывают множество споров. Кто-то говорит, что это откровенный политический заказ, а потому не может считаться шедевром и памятником. Другие возражают, что роспись любого крупного храма делалась на заказ, и что фрески Вазари и Цукарро как раз и выражают своеобразный дух того Позднего Возрождения, которое голландский исследователь Хейзинга остроумно и точно назвал «Осенью Средневековья». Как бы то ни было, а внутренняя роспись купола была отреставрирована в 1978-1994 годах, причем на это было потрачено 11 млрд лир, хотя и это вызывало возмущение и протесты некоторых флорентийцев.

Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.

Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке

Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.

История внешнего декора и интерьера церкви

Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.

Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.

Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.

Фасад и главный вход

Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.

В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.

Интерьер собора

Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.

Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.

Крипта собора

Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.

Информация для туристов

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо . Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.

Осмотр платных достопримечательностей

Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.

Как добраться

Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Символ столицы Тосканы

Строительство собора Санта Мария дель Фьоре началось в конце XIII века. Старый кафедральный собор Санта-Репарата уже не мог вместить всех жителей растущей Флоренции, к тому же начал постепенно разрушаться. Столице Тосканы было важно выделиться и превзойти своих ближайших соперников — Сиену и Пизу. Задачу поставили непростую: построить собор, во много раз больше старого. По сути, Санта Мария дель Фьоре представляет собой нечто вроде большой крытой площади — его спланировали так, чтобы под крышей здания могли поместиться все жители Флоренции (на тот момент около 90 тысяч человек). К концу строительства собор стал самым большим в Европе — Дуомо вмещает 30 тысяч посетителей.

Разрез и план купола

Санта Мария дель Фьоре вмещает 30 тысяч человек

Итальянский долгострой

В 1296 архитектор Арнольфо ди Камбио приступил к разработке проекта. К тому времени традиции Средневековья вместе с модой на готические формы зданий доживали последние дни, так что образцом для нового собора ди Камбио выбрал не остроконечные шпили Рейма, а классический силуэт римского Пантеона. Однако форма латинского креста, которая легла в основу собора, осталась традиционной. Дуомо состоит из трех нефов, 38 метров в длину, и двух боковых трансептов, оканчивающихся полукруглой апсидой.


Ди Камбио недолго пробыл на посту главного архитектора — в начале XIV века он скончался, успев начать фасад, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить основу будущей колокольни. В 1330 рабочие обнаружили в Санта-Репарата мощи Зиновия Флорентийского, что вдохновило их на дальнейшие работы. Некоторое время спустя во главу строительства встал Джотто, который планировал на барельефах фасада Дуомо изобразить все сферы деятельности человека, начиная от сотворения мира. Но воплотить в жизнь свою задумку ему не удалось — Джотто скоропостижно скончался. Эпидемия чумы на некоторое время приостановила работы над собором. Собор достроили к 1436 году в несколько приемов.

Парящий купол

Собор венчает красный купол, ставший настоящим символом Флоренции. Именно работы над куполом вызвали наибольшие затруднения у строителей. 42 метра в диаметре и весом около 37 тысяч тонн, он держится благодаря необычной конструкции, которую создал итальянский архитектор Брунеллески. Для достижения максимальной устойчивости, зодчий точно просчитал все параметры, необходимые для установки восьмигранной башни. Купол удерживается с помощью специального каркаса из 24 вертикальных ребер жесткости и 6 горизонтальных колец. Брунеллески также изобрел специальные конструкции, которые позволяли поднимать на высоту нескольких десятков метров не отдельные кирпичи, а уже готовые секции купола. Изнутри высота купола достигает 90 метров. Снаружи Санта Мария дель Фьоре еще выше — верхушку купола венчает маленькая фонарная башенка.


Внутренняя отделка купола

В 1330 году в Санта-Репарата обнаружили мощи Зиновия Флорентийского

Снаружи Санта Мария дель Фьоре облицован зеленоватыми, розовыми и белыми мраморными панелями, сочетание которых напоминает итальянский флаг. Интерьеры собора более лаконичны. На их фоне выделяются часы середины XV века, созданные Уччелло. Интересно, что их стрелки идут в обратном направлении. На стенах располагаются изображения известных флорентинцев, среди которых и Данте.


Интерьеры собора

Купол собора весит более 37 тысяч тонн

К комплексу Санта Мария дель Фьоре относится и баптистеарий Сан-Джовани V века. Баптистеарием называют пристройку к церкви, в которой крестили младенцев. Самые известные ворота баптистеария, восточные, были созданы в середине XV века. Копия именно этих ворот установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге.