Ваш ? Вы не одиноки. Но пускать на самотек этот процесс все ж не стоит. Нет, заставлять, как и в любом другом деле, не нужно. Просто надо найти очень интересную книгу и подход к сыну или дочери. А остальное – дело техники.

Чтение вслух – особенности и польза

Как показывает опыт многих родителей, это во всех отношениях замечательная форма приобщения детей к чтению, хотя некоторые моменты могут и мешать. Как быть? Надо знать некоторые нюансы, и все получится.

Особенности чтения вслух: что может помешать

Да, не сразу будет получаться. Ведь тут несколько значимых факторов:

  1. возраст : ну, и пускай ребенок сам умеет читать или еще мал (до 10-15 могут слушать), ведь он может не понять всей информации, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регулярно (может, даже по очереди!), подыскивая каждый раз подходящие книжки;
  2. темперамент ребенка : один не усидит на месте, а другой будет явно скучать;
  3. дефицит времени : надо постараться все дела подогнать так, чтобы оставалось нерушимой традицией;
  4. могут нагрянуть гости : или другие обстоятельства могут появиться, но традицию чтения вслух прекращать не стоит, разве что в крайних случаях;
  5. трудности с выбором книг : это отговорка, потому что книг в продаже и в инете много!

Да, придется из дня в день или вечер терпением запасаться, ведь читать надо будет неторопливо, вдумчиво, беседуя с ребенком, что-то ему разъясняя. Но польза очевидна!

Польза от чтения вслух

Известно, что во многих семьях есть такая традиция. Где-то ее даже праздником считают. Представьте картинку… Детская. Детвора в постели. В этой теплой домашней обстановке рядом – вы. И тихое чтение, разносящееся в комнате, льется как мед… И вот она, польза!

  • У малышей развивается устная речь, у деток постарше — рассуждение и любовь к книге.
  • Обогащается их словарный запас и расширяется кругозор.
  • Они крепко засыпают и просыпаются утром с прекрасным настроением. Конечно, если вы не выберете им какие-то страшилки.
  • Детки постепенно знакомятся и с русской классикой, что им поможет в школе, в дальнейшей жизни, и с духовной литературой, и т.д.
  • Читая им вслух, проводя вместе время, вы духовно сближаетесь, учите решать сложные проблемы.
  • Такой (коллективное обсуждение книги в том числе) помогает ребятишкам активнее развиваться и, кто знает, может быть, найти свою профессию, научиться добродетели и т.д.

Какие книги лучше выбирать для чтения вслух

С детьми постарше сложнее. И тем не менее, это делать надо, в том числе это касается чтения Св. Писания, книг духовного содержании. И лучше выбирать вместе, но ненавязчиво.

Желательно ли единую тематику подбирать? Или лучше жанры разные подыскивать? Главное, чтобы чтение вслух интересовало ребенка. Иной раз многие дети просят второй и третий раз прочитать что-то. Значит, зацепило. Каждый ребенок индивидуален, подыскивайте ключики к нему!

Можно и так — вспомнив свое детство, отрочество, юность. Что вам тогда нравилось? Вот и ищите книги, которые нравились вам.

Важно и другое — пол ребенка. Девочке с одним уклоном выбирается литература, мальчикам — с другим. И тут хорошо бы отца приобщить!

Как бы та ни было, но есть основные направления, которые помогут ребенку в развитии.

  1. Классика (художественная литература) . Важно читать, т.к. в школе или институте ребенок обязательно вспомнит все, о чем вы говорили, какие детали обсуждали, читая Гоголя, Достоевского, Пушкина, Некрасова и т.д. И вообще, в своих лучших образцах — это всегда полезно…
  2. Сказки . Очень внимательно относитесь к выбору! Увы, сюжеты многих из сказок напоминают фильмы ужасов (дети не только не засыпают ночью, а приобретают массу тиков и других подобных проблем) и являются сценариями для совершения преступлений.
  3. Познавательная литература . Здесь возможности просто огромны. Можно методически читать литературу, которая поможет познавать многие процессы. Это литература о животных, о природе, о ремеслах, о науках и пр. Естественно, начать надо с нескольких глав Детской Библии, где этот процесс описан, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о сотворении мира и чтобы он мог остальные вещи воспринимать сквозь эту призму.
  4. Духовная литература . Тут тоже все замечательно. Есть , есть детский катехизис, рассказы, написанные православными писателями, и др. Главное – учесть возраст и не читать из-под палки. Не менее важно рассуждать с детками на тему прочитанного, опять же – ненавязчиво и связывая прочитанное с жизнью…

Как надо и не надо читать

Как надо

  • Первое, неторопливо и внятно.
  • Второе, терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.
  • Третье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, разговаривайте с ним, проговаривайте важные моменты, объясняйте значение чего-то).
  • Четвертое, так, чтобы заинтересовать чадо (вплоть до того, что покажите ему рисунки, или словами перескажите интересное).
  • Если ребенок с чем-то не соглашается, рассуждайте вместе.
  • Хвалите его, если он что-то спросил, попросил повторить и т.п.

Наконец, чтобы интонация ваша была естественна и приятна для слуха, а не назидательна и строга.

Как не надо

Не читайте книгу, если сами не просмотрели ее! Конечно же, исключение – Новый и Ветхий Завет…

Не садитесь далеко от постельки, ребенок должен вас хорошо слышать.

Не превращайтесь в ментора, постоянно допрашивая его, понравилось ли ему прочитанное. Если ему было интересно, он сам спросит или скажет. Если вы и решите спросить, делайте это при случае и тактично.

Не обсуждайте с ребенком каждую строчку, которая вам кажется важной. Выделяйте приоритеты.

Стимулируйте у ребенка желание самому разобраться в том или ином месте, понять, оценить и обсудите это.

Не читайте до конца то, что наметили. Насильно мил не будешь. Лучше подумайте, как заинтересовать. Но книжечку заканчивать обязательно надо, пускай и в несколько попыток.

Не навязывайте чтение, найдите другой путь.

До какого возраста читать ребенку вслух

Это зависит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, совместные чтения полезнее. Но ваши труды увенчались успехом, если ребенок сам просит почитать ему.

Резюме

Кто-то может скептически отнестись к чтению вслух. Мол, столько источников информации вокруг. Между тем, ни планшеты, ни другие источники не способны привить ребенку любовь к чтению, научить разбираться в литературе, во многих процессах, общаться так тесно с родителями… Так зачем кому-то доверять важный процесс воспитания личности? Потрудимся сами!

Все родители мечтают, чтобы их дети росли умными, образованными и много читали книг. Однако, далеко не все родители сами любят читать, а потом удивляются, почему их ребенок отказывается от книг.

Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда и в последствии не возникнет проблем. У ребенка должна появится привычка к чтению и тогда в более старшем возрасте, он так же будет продолжать читать. Книги можно начинать читать ребенку еще с колыбели. Известно, что чтение в раннем детстве помогает ребенку развиваться и мыслить. Кроме того, чтение увеличивает словарный запас, развивает фантазию и кругозор, улучшает грамотность. Ребенок становится усидчивым.

Дети бессознательно сравнивают себя с главными героями книг и вместе с ними стараются пережить те или иные события. Поэтому книги стоит выбирать для ребенка внимательно, огромный выбор детской литературы вы найдете в сказочной библиотеке Хобобо http://www.hobobo.ru/stihi/ . При выборе книги учитывайте возраст и интересы ребенка, книга должна заинтересовать его.

Знакомить ребенка с книгами лучше с самого рождения. Книга - это очень важная форма общения между ребенком и родителями. Пока вы занимаетесь малышом (купаете, кормите и т.д.) рассказывайте ему небольшие детские стишки и сказки. Конечно, малыш еще ничего не понимает, но зато он прекрасно улавливает интонацию и звуки.

Когда ребенок научится сидеть, можно начинать уже знакомить его с книгами. Садитесь вместе, берите книгу и читайте с выражением, рассматривайте картинки. Такое общение создает тесную связь между вами, все внимание направлено на малыша, что очень важно для него. Он чувствует себя спокойно, что очень важно для развития психики.

Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать книгу с полки. Отвечайте на все его вопросы и объясняйте происходящее в книге. После прочтения, обсуждайте с малышом прочитанное: поступки героев, ситуации и т.д. Объясняйте малышу, что хорошо и что плохо. Познакомьте ребенка с такими словами как дружба, долг, любовь и т.д. Все это поможет развиваться ребенку как личность.

Не ленитесь, чтобы уделить ребенку немного времени. Конечно проще усадить ребенка смотреть мультики, но разве это заменит ему ваше внимание?

И еще несколько советов:

  • Обязательно читайте сами, свой пример лучше всего для вашего ребенка.
  • Выбирая или покупая книги, обязательно привлекайте к этому процессу ребенка.
  • Подарите ребенку книгу.
  • Пересказывайте ребенку прочитанные вами книги в детстве.
  • Читайте каждый день, хотя бы перед сном по 15 минут.

Каждому родителю в далеком будущем, несомненно, хочется видеть своего ребенка успешным и преуспевающим человеком. Во многом это зависит от того «зерна», которое мы «сажаем» в раннем детстве. Одним из таких зерен является чтение книг вслух для вашего малыша. Чтение книг для ребенка является мощным толчком для развития его речи, памяти, восприятия окружающего мира. Чему еще оно способствует, и о чем нужно обязательно помнить поговорим в данной статье.

Важность чтения книг с самого раннего детства неоспорима. Уже в первые месяцы ребенок хоть и не понимает содержания, отлично воспринимает ритм вашего языка и интонацию. Это очень полезно. В этом возрасте совсем не важно, что именно вы будете читать своему малышу сказку на ночь или женский журнал, важно, чтобы это было вслух и с правильной интонацией.

Уже с двух месяцев ребенок видит картинки, более четко воспринимает выражение и интонацию вашего голоса. Конечно же, ребенку необходимо показывать на картинках объекты, о которых идет речь, рассказывать о них - тут уж без детских книжек не обойтись. Не стыдитесь пародировать ржание лошади или мычание коровы - все это задорно и весело будет откладываться в памяти вашего малыша. То же самое нужно делать и в отношении объектов внешнего мира. Малыш, ассоциируя произносимые слова с иллюстрациями в книгах и объектами внешнего мира, интуитивно начинает понимать важность языка.

Чему способствует чтение вслух:

Учит ребенка навыкам коммуникации.

Знакомит с такими первоначальными понятиями, как числа, буквы, цвета, фигуры в увлекательной игровой форме.

Способствует улучшению навыка восприятия слов, памяти и увеличению словарного запаса.

Дает информацию об окружающем мире.

Что нужно помнить при чтении книг:

Не принимайте близко к сердцу, когда малыш отвергает чтение. Ваш ребенок кажется расслабленным и готовым к «чтению», но буквально после прочтения пары страниц подымает писк и не желает продолжать? Просто отложите книгу в сторону и продолжите читать позже.

Не удивляйтесь, если во время чтения книги ваш малыш поползет прочь. Дети по природе своей непоседы, они хотят больше двигаться, нежели сидеть на месте. Однако это совсем не означает, что малыш вас не слышит, продолжайте читать и, возможно, он вернется обратно. Если же нет, то почитайте вместе с ним в другое время.

Не злитесь, если ваш малыш порвал страницу. Нужно понимать, что младенцы сильнее большинства книг и порвать страницу им не составит труда. Не хотите покупать книги снова и снова? Тогда приобретайте читалки со страницами из плотного склеенного картона. Если же ребенок все-таки порвал странички любимой книжки, не спешите ее выкидывать, она вам еще пригодится. Немного позже, когда малыш подрастет, с помощью скотча вы сможете ее «реанимировать». Поверьте, это будет очень интересное совместное занятие.

Стоит всегда помнить, что дети, которым родители регулярно читают книги, к двум годам знают намного больше слов, нежели их сверстники обделенные чтением.

"Charm Lady" напоминает: Чтение книг вслух научит вашего ребенка любить звук родного языка прежде, чем он узнает о существовании печатного слова, кроме этого оно стимулирует развитие воображения у малыша и естественным образом расширяет понимание окружающего мира. Когда ритм и мелодия языка становится постоянной составляющей жизни ребенка, обучение чтению книг станет таким же естественным процессом, как ходить или разговаривать. Читайте с удовольствием!

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако, даже если не упоминать о том, что телеэфир и сетевое пространство заполнено отнюдь не только полезной для детей информацией, никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение. И вот почему. Даже если представить себе идеальное для детей телевидение, весь эфир которого состоит сплошь из качественных детских фильмов и научно-популярных передач, оно все равно проигрывает по отношению к хорошей библиотеке. Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации. Во-вторых, в отличии от видеоряда, книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного.

Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного. Информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует ресурсов нашего сознания и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни познавательные способности человеческого мозга. Иначе говоря, такая информация «влетает в одно ухо, вылетает в другое».

Помимо духовного просвещения есть еще и абсолютно прагматическая необходимость в чтении книг. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Ошибки в словоупотреблении и в управлении режут слух начитанного человека. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

Проблема грамотности школьников стоит сегодня особенно остро. Все большему количеству детей ставится печальный диагноз «дисграфия», а банальные ошибки в орфографии и пунктуации допускает большинство молодых людей. Между тем, доказано, что так называемая «врожденная грамотность» - тоже результат начитанности человека. Дело в том, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов. При письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге. Такому человеку нет необходимости зубрить сложные правила и исключения, достаточно только чаще читать.

Задавая вопрос «Как заставить ребенка читать?» родитель уже совершает ошибку. Заставить читать с интересом не возможно, как невозможно заставить ребенка играть в скучную игру. Многие учителя изначально внушают детям, что читать «тяжело, но надо», вместо того, чтобы увлечь ребенка интересной книгой. Дети, которые в начальной школе читают «из-под палки», с радостью забудут о книгах, как только закончится родительский и школьный контроль. Да и информация, которую человек постигает «через силу», не оставляет следа в его душе. Поэтому необходимо научить ребенка любви к чтению, а это практически полностью в руках мам и пап.

Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

Значимые аспекты развития ребенка, которые затрагиваются в процессе совместного чтения:

Удовлетворение потребности в безопасности.

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов.

Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Формирование ценностей.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

Отреагирование значимых переживаний.

Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Обучение новым или необходимым моделям поведения .

Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. И время, потраченное на чтение, непременно окупится с лихвой, потому что книга учит человека мыслить, адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни, книга учит человека думать и принимать решения, способствует формирования собственного, уникального философского взгляда на мир.

1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.

4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.

8. Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.

9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.


Не читающие дети – это проблема мирового масштаба. Клиповое мышление дало свои страшные плоды, повлияв на восприятие окружающего мира, способность к анализу информации, на систему морально-этических ценностей. Гаджеты заполонили жизнь ребенка, не оставив ему простора для фантазии, сопереживания, размышлений, – печалится психолог-консультант, заведующая медиатекой детской библиотеки Светлана Астапчик.

Чтение развивает интеллект

Если ребенок читает, он может сформулировать свои мысли, он общается на более высоком уровне. Его речь понятна, вызывает интерес, его хочется слушать. У читающих детей лучше развита моторика. Понятно, что такой ребенок быстрее других встроится в социум. Другими словами, чтение является основополагающим фактором успеха.

Специалист рекомендует в дошкольном и младшем школьном возрасте не давать ребенку читать с электронных устройств. В этом случае воображение ребенка получается монохромным, «черно-белым», поскольку электронная книга не содержит иллюстраций, бедна оформлением. Что же касается восприятия подростков, то они уже могут читать с ридеров. Для них более статусным является тот фактор, что они могут раньше других своих ровесников скачать то произведение, которое еще не издано в бумажном варианте. Собственно, для развития интеллекта неважно, читать с листа или с экрана, резюмирует психолог, и все-таки, рассуждает она, традиционная книга дает больше эмоций за счет оформления, тактильных ощущений от страниц, а это важно для ребенка любого возраста.

Если в семье читают детям вслух сызмальства, то позже они заимствуют привычку читать. Они буквально впитывают такой вид времяпрепровождения с молоком матери

Когда следует начинать приучать ребенка к книге?

На этот вопрос Светлана Астапчик резонно замечает, что такая постановка вопроса не много-то плодов принесет. Если в семье читают детям вслух сызмальства, то позже они заимствуют привычку читать. Они буквально впитывают такой вид времяпрепровождения с молоком матери. Соответственно, если не читать, то дети не читают впоследствии, если только в школе не встретят учителя литературы, который вложит в них любовь к слову (наиболее распространенная ситуация).

Библиограф Марина Ларионова добавляет, что одно из заблуждений родителей младших классов заключается в том, что они перестают читать вслух, ошибочно полагая, что ребенок уже самостоятельно может занять себя. Нужно продолжать читать ребенку. В результате чтение как досуг становится частью жизни, только в таком случае ребенок продолжит читать в старшем возрасте. Важно предлагать ребенку разную литературу: сказки, приключения, поэзию, повести и рассказы, справочники и энциклопедии. То есть превалировать должен не выбор жанра, а выбор литературы .

Многие дети недоумевают, видя потрепанную книгу из библиотеки. Психолог рекомендует не смущаться. Нужно объяснить начинающему книгочею, что потертость экземпляра – признак того, что книга интересная, потому что до него ее уже прочли 100 человек.

Есть разные приемы чтения , которые используют как педагоги, так и родители:

  1. Чтение с продолжением — когда ребенок вместе со взрослым придумывает окончание истории, а потом сравнивает ее с вариантом автора.
  2. Показать обложку книги, и затем начать читать вслух, при этом не показывая иллюстраций. После окончания чтения с помощью карандашей изобразить услышанное, и потом сравнить с картинкой художника.
  3. Хорошо также сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению. Так дети узнают помимо писателя об иллюстраторе.
  4. Еще один прием развития фантазии – чтение в потемках. Сумерки – волшебное время, когда воображение разыгрывается как будто само собой.

Традиции семейного чтения как досуга ныне утрачиваются

Бывает, родители на консультации жалуются, что не могут найти контакта с ребенком, он не общается, не делится своими впечатлениями, переживаниями. В беседе выясняется, что мать и отец не прилагают усилий, чтобы сократить дистанцию. Между тем книга как раз может играть роль создателя доверительных и открытых отношений между родителями и детьми. Пока ребенок мал, хорош способ чтения «щека к щеке». Если ребенок постарше, есть возможность обсуждений, обмена мнений о прочитанном.

Книга может выступать лекарством

Вовремя рассказанная ребенку сказка роднится с психологической консультацией. Детские психологи классифицировали сказки по детским проблемам. Например, есть волшебные истории для детей, которые испытывают страх перед темнотой или перед кабинетом врача. Бывают поучительные истории для гиперактивных и агрессивных детей, для детей с расстройством пищевого поведения или энурезом.

Наконец, книга, а в целом – литература, формирует чувство принадлежности к определенной нации . Начиная свое путешествие в мир книги с народных сказок и шаг за шагом подходя к классической национальной литературе, человек постепенно обретает то, что называется национальной идентичностью. А это то, в чем мы все, россияне, сегодня остро нуждаемся.