Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Учреждения - это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебновоспитательную работу. Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

Государственное;

Дополнительное;

Самообразование.

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и требования,;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Статья 10. Структура системы образования РФ:

  1. 7. Система образования в России. Понятие и структура образовательной системы общества. Нормативно-правовые документы в области образования.
  2. 1.Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания.
  3. Б) ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРОГРАММЫ, СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ).

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Комментарий к Ст. 10 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемые положения не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы о структуре системы образования содержали системообразующие акты образовательного законодательства: и закон о высшем образовании (ст. 4). Между тем в рассматриваемой статье соответствующие положения указанных нормативных актов несколько переработаны и синтезированы в нормативный материл с учетом разноуровневого характера образования.

1. В комментируемом законе предложен новый подход к определению системы образования, учитывающий изменения в системе образовательных отношений в целом. Он заключается в том, что:

во-первых, в систему образования включены все виды существующих совокупностей обязательных требований к образованию: федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

В целях обеспечения качества образования законодателем предусматриваются: федеральные государственные образовательные стандарты для основных общеобразовательных и профессиональных программ, в том числе для дошкольного образования, чего ранее не предусматривалось. Однако это не означает необходимость проведения аттестации для обучающихся на данном уровне. Закон вводит запрет на проведение как промежуточной, так и итоговой аттестации обучающихся в дошкольных образовательных организациях;

федеральные государственные требования - для дополнительных предпрофессиональных программ;

образовательные стандарты - для образовательных программ высшего образования в случаях, предусмотренных комментируемым законом или указом Президента Российской Федерации. Определение образовательного стандарта приводится в п. 7) ст. 2 Закона N 273-ФЗ, однако более точное его толкование мы обнаруживаем в ст. 11 Закона (см. ).

Образовательные программы также включаются в систему образования, поскольку представляют собой комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий. Такое их выделение обусловлено тем, что в случае, если разработаны либо федеральные государственные образовательные стандарты, либо федеральные государственные требования, либо образовательные стандарты, образовательная программа составляется на их основе. В том случае, если указанные отсутствуют (по дополнительным общеразвивающим и с определенными особенностями, по дополнительным профессиональным программам*(14); программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов), образовательные программы являются единственной совокупностью требований для получения такого рода образования.

Во-вторых, в систему образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает их полноправными участниками образовательного процесса. Конечно, такая позиция должна подкрепляться конкретными правами и гарантиями для таких субъектов. С этой целью законодатель вводит главу 4, посвященную обучающимся и их родителям, и , посвященную педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность ( и ).

В-третьих, в систему образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы. Признак подведомственности не выделяется, вместо него вводится признак создания органа органом, осуществляющим управление в сфере образования. Принципиальных различий такая замена не несет. Вместе с тем прежняя формулировка "учреждения и организации" могла не позволить отнести, например, общественные советы к системе образования.

В-четвертых, в систему образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Указанное объясняется необходимостью понимания системы образования как единого неразрывного процесса движения знания от педагога (образовательной организации) до обучающегося. В этот процесс входят и расчетные центры обработки информации, и аттестационные комиссии и т.п. В этот круг не входят физические лица (эксперты, общественные наблюдатели и др.).

В-пятых, в систему образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции образования, науки и производства; пониманием образования как процесса, завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира труда. Работодатели принимают участие в работе учебно-методических объединений (), привлекаются к проведению государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, к проведению квалификационного экзамена (итог профессионального обучения) ( , ); работодатели, их объединения вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и составлять на этой основе рейтинги ().

Пункт 3 комментируемой статьи 10 Закона Об образовании в РФ вводит систему видов образования, подразделяя его на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Профессиональное обучение, несмотря на, казалось бы, отсутствующий "эффект" образовательной деятельности - повышение образовательного ценза обучающегося, предполагает и необходимость освоения образовательной программы среднего общего образования, если она не освоена.

Данная система должна позволить реализовывать образовательные потребности человека в течение всей жизни, то есть не только возможность получить образование в любом возрасте, но и получить другую профессию (специальность). С этой целью вводятся разнообразные образовательные программы.

Изменяется система уровней образования, согласно которым в структуру общего образования в соответствии с Законом входит:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

В структуру профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;

4) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров.

Главным новшеством является то, что: 1) дошкольное образование включено в качестве первого уровня общего образования; 2) начальное профессиональное образование не выделяется как уровень; 3) высшее профессиональное образование поглощает собой подготовку научно-педагогических кадров (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования).

Изменение уровней образования вызвано предписаниями Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования.

Возникает вопрос: какие последствия несет за собой изменение системы уровней образования?

Модернизация системы уровней образования влияет на систему образовательных программ и типов образовательных организаций.

Изменения образовательных программ повторяют соответствующие изменения уровней образования.

Пугающим с первого взгляда выглядит введение дошкольного образования в систему уровней образования. По правилу это предполагает наличие федеральных государственных образовательных стандартов с подтверждением результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Однако в этой ситуации Закон предусматривает "большое" исключение из правила, являющееся оправданным, учитывая уровень психо-физического развития детей в столь раннем возрасте. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. То есть подтверждение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников дошкольной образовательной организации о проделанной работе, направленной на реализацию требований стандарта. Дошкольное образование теперь является первым уровнем образования, однако законодатель не вводит его в качестве обязательного.

Закон N 279-ФЗ теперь предусматривает в качестве отдельных уровней образования начальное общее образование, основное общее образование и среднее общее образование. В прежнем Законе N 3266-1 они являлись ступенями образования.

Поскольку уровень начального профессионального образования "выпадает", его замещают вводимые в среднее профессиональное образование две программы, представляющие собой удачное сочетание прививания навыков в области начального профессионального образования со знаниями и навыками, необходимыми для выполнения работ, требующих уровня среднего профессионального образования. В итоге основные программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих и программы подготовки специалистов среднего звена.

Изменение в системе высшего образования приводит к ее разделению на несколько подуровней:

1) бакалавриат;

2) подготовка специалиста, магистратура;

3) подготовка научно-педагогических кадров.

Сам термин "профессиональное" теперь не применяется к высшему образованию, последнее при этом все же входит в систему профессионального образования.

Ставшие для нас уже привычными бакалавриат, магистратура и специалитет сохраняют свое правовое значение, соседствуя теперь с подготовкой научно-педагогических кадров. Специалитет, как образовательная программа, предусматривается там, где нормативный срок освоения образовательной программы по конкретному направлению подготовки не может быть сокращен.

Следует отметить, что в системе уровней образования выделение подуровней продиктовано разными задачами. Если говорить о средней школе, то здесь получение начального образования рассматривается как неполное образование и родители обязаны обеспечить получение детьми начального, основного общего и среднего общего образования. Эти уровни являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Выделение же подуровней в высшем образовании продиктовано необходимостью обозначения самостоятельности каждого из них и самодостаточности. Каждый из них является свидетельством получения высшего образования без "сослагательных наклонений". Судебная практика по этому поводу, основываясь на законе об образовании 1992 года, в противовес подходит к оценке бакалавриата, как первого уровня высшего образования, недостаточного для занятия должностей, требующих высокой профессиональной подготовки, например, судьи. Такой подход реализован во всей системе судов общей юрисдикции, в том числе Верховном Суде РФ*(15).

Отсюда понятие неполного высшего образования может относиться только к факту неполного нормативного срока освоения той или иной образовательной программы определенного уровня образования. Следовательно, когда образовательная программа по конкретному направлению подготовки освоена не полностью, невозможно говорить о прохождении конкретного уровня образования с выдачей документа об образовании, что подтверждает и судебная практика*(16).

Следует отметить, что в региональном законодательстве имеются примеры ранжирования в зависимости от "уровня" образования (специалист, магистр), например, коэффициентов оплаты труда. Такая практика признана несоответствующей законодательству, поскольку в этом случае не учитываются положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ , ст. и 132 Трудового кодекса РФ , запрещающих дискриминацию в сфере труда, в том числе дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.

Следуя той логике, что каждый из "видов" уровня высшего образования, будь-то бакалавриат, специалитет или магистратура, подтверждает завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона, "Основные понятия"), то никакие ограничения не могут быть установлены для одного из видов по сравнению с другим.

Однако это утверждение требует уточнения: определенные ограничения уже предусмотрены самим Законом. Из каких нормативных предписаний это вытекает? Ответ мы обнаруживаем в ст. 69 "Высшее образование", где сказано, что к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование (виды приравниваются).

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Тем самым подчеркивается более высокое положение магистратуры в иерархии высшего образования.

Однако далее мы видим, что подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке возможна лицами, имеющими образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). То есть в этом случае мы видим, что специалитет "на финише" соответствует по уровню своей подготовки магистратуре. А вот подготовка научно-педагогических кадров является уже следующим уровнем высшего образования.

Таким образом, система образования согласно закону об образовании представляет собой единую систему, начиная с дошкольного образования и оканчивая подготовкой научно-педагогических кадров, как необходимого уровня образования для занятия отдельными видами деятельности или отдельных должностей (например, ординатура).

Изменение уровней образования обусловило изменение типов образовательных организаций: расширение возможностей по созданию различных видов организаций, осуществляющих обучение. Помимо собственно образовательных активно задействованы в системе образования, согласно Закону, организации, имеющие в своей структуре образовательные подразделения.

Дополнительное образование является видом образования и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Каждый из них предполагает реализацию отдельных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Выделение различных видов образовательных программ, в том числе в рамках дополнительного образования, позволяет обеспечивать непрерывность образования в течение всей жизни. Предлагаемая система образовательных программ предоставляет возможность одновременного освоения нескольких образовательных программ, учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования, обучение по сокращенной программе обучения.

Система образования существует для реализации права человека на образование. Укаждого человека есть потребность в образовании, информации, обучении. На удовлетворение этой потребности и направлена деятельность системы образования. Состав системы образования Российской Федерации определен в статье 8 Закона «Об образовании» (рис. 1).

Рис. 1. Структурные элементы системы образования России

Усиление роли знаний, информации, постепенное их превращение в основной капитал принципиально изменяют роль образовательных учреждений в структуре общественной жизни современного мира. В последние годы идеи и концепции информационного общества перешли из сферы социально-экономических, социально-философских и социологических исследований в сферу национальных и международных проектов становления информационного общества. В каждом из них центральное место занимает развитие сферы образования. От структуры системы образования, образовательных учреждений, их способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире.

Закон РФ «Об образовании» понятием «система образования» объединяет следующие объекты: совокупность взаимодействующих образовательных программ и образовательных стандартов, сеть реализующих их учреждений и организаций, а также органов управления ими. Таким образом, система образования – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования.

Сеть образовательных учреждений – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании. Сеть образовательных учреждений – важная характеристика системы образования. К основным ее свойствам относятся: состав образовательных учреждений, их функциональное назначение, способ взаимосвязи учреждений в единое целое.

Сеть образовательных учрежденийРоссийской Федерации масштабна и качественно разнообразна. В 2000/2004 учебном году в ней функционировали 140,4 тыс. образовательных учреждений, в которых работали более 5,7 млн человек и обучались 33 млн человек. Таким образом, в настоящее время в образовательных учреждениях работают и учатся почти 39 млн человек, что составляет более четверти всего населения России.

Отдельные направления образовательной деятельности в зависимости от возраста потребителей образовательных услуг и предоставляемого уровня образования являются составной частью структуры образовательных учреждений, образуя секторы, или подсистемы, образования по возрастной и уровневой вертикалям: например, сектор общего среднего образования, высшего образования, дошкольного воспитания, дополнительного образования, начального профессио­нального образования. В то же время непрерывное образование предполагает взаимодействие ряда секторов, существование системообразующего фактора, определяющего наличие единой структуры таких учреждений. Проблема формирования целостной структуры образовательных учреждений России обусловлена необходимостью сохранить основные параметры и преемственность в образовательном процессе – от детского сада до послевузовской переподготовки. Такое взаимодействие и преемственность – задача чрезвычайно сложная, и ее решение зависит от совместных усилий органов управления всех уровней.

До 90-х гг. ХХ в. структура образовательных учреждений развивалась в соответствии с целями и задачами планово-административной системы. Так, в школьном образовании отсутствовали социально-активные предметы гуманитарного цикла, иностранный язык давался весьма ограниченными «порциями», информатика преподавалась на крайне низком качественном уровне, иногда даже без использования техники, в то время как в школах развитых стран преподавалось три блока предметных областей: коммуникативный (родной язык, иностранные языки, информатика); естественно-научный (математика, физика, биология, химия и т.д.); социально-гуманитарный (экономика, право, политология, социология, история, социальная антропология). Третий предметный блок знаний практически отсутствовал в советской школе, лишь в последнее время он стал пошагово вводиться в российскую школу (обществознание, основы экономических знаний). В целом, по своему содержанию российское образование унаследовало от советского полную десоциолизированность, в нем не изучаются формы взаимодействия человека (индивид, группа индивидов, отдельные сообщества, страты, общество в целом, мировое сообщество).

Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс, т.е. работает по одной или нескольким образовательным программам, обеспечивает содержание и воспитание обучаю­щихся, воспитанников.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религи­озных объединений). Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью peaлизуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям, поэтому в их наименованиях должно быть указание о характере образовательной деятельности.

В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

дошкольные;

общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

дополнительного образования взрослых;

дополнительного образования детей;

специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение тип образовательного учреждения, работающего по образовательным программам дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечиваются воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифици­рованной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общеобразовательные учреждения учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Создаются следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобра­зовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет: иностранный язык, химия, профиль физико-математический или гуманитарный); лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; кадетская школа.

Общеобразовательные школы-интернаты учреждения, созданные для оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития творческих способностей детей. В такие учреждения преимущественно принимаются дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, находящиеся под опекой. К этому типу учреждений относятся: школа-интернат начального образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

Основные задачи образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,это создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. Исходя из индивидуальных особенностей детей (возраста, диагноза заболевания), в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В учреждениях такого типа содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В номенклатуру образовательных учреждений России включен и такой тип учреждений, как специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Виды таких учреждений также зависят от возраста и состояния здоровья воспитанников: специальная общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; специальное профессионально-техническое училище; специальное (коррекционное) профессио­нально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием ведут образовательные учреждения среднего профессионального образования(средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия. Отличительная особенность колледжа в том, что в нем обеспечивается повышенный (по сравнению с техникумом) уровень квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии ведется образовательная и профессиональная подготовка учащихся.

Третья ступень профессионализации – высшее профессиональное образование – обеспечивает подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня и удовлетворяет потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, которые осуществляются путем обучения в высших учебных заведениях.

Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академию; институт. Академия , в отличие от университета, осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), работающее по профессиональным образовательным программам по ряду направлений науки, техники и культуры. При этом изменяется структура обучения, делаются попытки отойти от традиционного 5-летнего курса обучения, поделив его на две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров – аспирантура на базе высшего профессионального образования. Лицам, получившим высшее образование, предоставля­ется возможность получить послевузовское профессиональное образование для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Образование взрослых стало важным направлением работы образовательных учреждений и явно будет перерастать в самостоятельную сферу услуг, имеющую свои организационные, теоретические, научно-методические особенности. В большинстве развитых стран образование взрослых функционирует как особая и достаточно самостоятельная структура. В последние годы важную роль в обучении взрослых за рубежом играют учреждения дистанционного образования. В России же пока образованием и переподготовкой взрослого населения занимаются разнообразные образовательные учреждения: вечерние школы, ПТУ, курсы профессионально-технической подготовки, заочные и вечерние средние специальные учебные заведения; заочные, вечерние и дневные вузы; факультеты и курсы повышения квалификации.

Учреждения дополнительного образования взрослых включают в себя прежде всего учреждения дополнительного профессионального образования – повышения квалификации. Функциональное назначение этого типа учреждений – повышение уровня профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовка к выполнению новых трудовых функций. Исходя из реализуемых образовательных программ (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка), создаются различные виды учреждений: академии; отраслевые, межотраслевые и региональные институты повышения квалификации, институты усовершенствования; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – развитие мотивации личности, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, к познанию и творчеству, организация содержательного досуга детей. Перечень видов учреждений, относящихся к этому типу, настолько велик, что классифицировать их следует по укрупненным группам: дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества; станции юных техников, туристов, натуралистов; центры дополнительного образования детей традиционной культуры, народных ремесел; школы по различным видам искусств; спортивные школы, в том числе олимпийского резерва; клубы юных моряков, пограничников, парашютистов и т.д. В 2003/2004 учебном году в России функционировало 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования детей, в которых обучалось 9 млн детей и работало 203,6 тыс. взрослых.

Кроме образовательных учреждений в систему образования включается также широкая сеть учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, так называемые прочие учреждения. Прежде всего это научно-методические центры, медико-психолого-педагогические службы, фильмотеки и видеотеки, централизованные бухгалтерии, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов образования, службы по хозяйственному содержанию зданий.

К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество.

Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" , где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов (процессов) - воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся.

Можно отметить, что образование должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и результата.

Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ .

В нем под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.

Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".

Образование в России - система. В ст. 8 Закона "Об образовании" указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей".

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем .

Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.

Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):

Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.

Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти, органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (ст. 31 Закона об образовании) .

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" , Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

Дошкольные;

Общеобразовательные;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Учреждения дополнительного образования;

Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Дошкольное образование не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.

Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с недостатками в развитии.

Начальное образование обычно составляет часть среднего образования, за исключением маленьких деревень и отдаленных территорий. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.

Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.

Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения - 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Профессиональное образование. Профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

Высшее профессиональное образование. Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.

Современные реформы в сфере образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное пространство, подчинены интересам единой Европы, определяющей зависимость государств в различных областях общественной жизни.

В числе основных документов, направленных на создание единой европейской образовательной системы, представлена Болонская декларация, подписанная в 1999 г. министрами образования 29 стран.

Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация - "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.

Болонская декларация 1999 г. (подписана Россией в 2003 г.) определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и в иных направлениях. При этом образование само выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем.

Как видно, планы создания единой образовательной среды в значительной степени определяют цели не только образовательной, но и культурной, научной, экономической интеграции государств Европейского региона, а в будущем - построении наднациональных государств однородного типа хозяйствования.

Вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактором трансформации системы российского образования.

В процессах глобализации интересы России в Европейском регионе могут быть значительным образом противопоставлены аналогичным интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся заявлениях намерения России к концу первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза .

На пути к свободному образовательному пространству Россия испытывает массу препятствий не только внешнего, но внутреннего характера. Проблемы заключаются в поиске адекватной определенному историческому моменту модели реформ образования, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Задача отечественной системы образования в современных условиях заключается в том, чтобы пройти переходный период быстро, грамотно и эффективно, вооружить российских граждан такими фундаментальными и практическими знаниями, которые нужны им не только сегодня, но и потребуются в будущем.

Развитие системы образования России детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы.

Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".

В каждой стране образовательный процесс играет неоспоримо важную роль в формировании личности. Главной целью образования является воспитание и обучение человека, приобретение им новых знаний и умений, опыта и компетенции. Различные виды образования способствуют профессиональному, нравственному и физическому развитию индивидуума.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование

Дошкольное (или предшкольное) образование предназначено для детей до 7 лет, целью которого является воспитание, общее развитие, обучение детей, а также контроль и уход за ними. Осуществляется в специализированных заведениях: яслях, детских садах, центрах раннего развития или дома.

Начальное общее школьное образование длится 4 года (с 1 по 4 класс), дающее ребенку базовые знания по основным предметам.

Основное – 5 лет (с 5 по 9 класс), предполагающее развитие ребенка по главным научным направлениям. После 9 класса ученики проходят обязательные испытания в виде ЕГЭ по определенным предметам.

Эти две ступени школьного образования являются обязательными для всех детей соответственно их возрасту. После 9 класса ученик вправе покинуть школу и продолжить обучение в выбранном средне-специальном учебном заведении (далее СПУЗ) (ответственность за такое решение возложена на родителей или опекунов).

Полное школьное образование подразумевает дальнейшее двухлетнее обучение в старших классах, основное назначение которых – подготовка будущих выпускников к поступлению в ВУЗ.

Профессиональное образование

СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).

В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.

Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.

#Sтуденты. Доверчивый Алеша – видео