Организация тендера – это бизнес-мероприятие, на котором заказчик сможет выбрать самое качественное из нескольких предложений и заключить контракт на выгодных условиях. Стоит отметить, что выбирают не самый дешевый вариант, а наиболее подходящий для реализации данного проекта. Давайте рассмотрим, как провести тендер успешно и правильно.

Виды тендеров

  1. Тендеры могут быть государственными и негосударственными. При этом регламент, условия и требования торгов, которые организовала коммерческая организация, должны соответствовать государственному стандарту.
  2. Международные тендеры предполагают открытую форму проведения, когда любая компания может предложить для решения бизнес-вопроса свой вариант проекта.
  3. Внутренние или закрытые торги проводятся только среди компаний, которые выбрал сам заказчик и которые соответствуют его критериям. По статистическим данным, в России в основном проводят закрытые тендеры.

Компания участников должна отвечать следующим требованиям:

  1. Быть востребованной. Такой показатель говорит о надежности и качественно выполненной работе данной фирмы, раз к ней постоянно обращаются разные клиенты.
  2. У нее должна быть хорошая .
  3. Участник должен быть хорошо знаком с бизнесом заказчика. Только так возможно наиболее выгодное решение.
  4. Лучше всего, если компания существует на рынке уже много лет. Она показывает себя достаточно стабильной.
  5. Компания должна гарантировать, что в ее составе есть профессионалы, которые смогут правильно и хорошо выполнить задание заказчика.

Торги шаг за шагом

Проведение тендеров проходит следующие этапы:

Презентация компаний-участников

Здесь происходит предварительный отбор на выбор поставщика. Каждая компания должна представить свое решение вопроса. Основываясь на своих критериях, заказчик выбирает, как правило, три лучшие компании, которые будут дальше соревноваться в следующем туре конкурса. На данном этапе процедура проведения требует, чтобы предприятие, организовавшее торги, предоставило участникам такую информацию:

  • Критерии, в которых указан порядок проведения, условия, сроки выполнения задания.
  • Разъяснения по дополнительным вопросам участников и правилам тендера.
  • Информация о конкурентах, которые участвуют в тендере, чтобы участники могли лучше подготовиться.
  • Документы, в которых значится информация, по каким критериям будет выбран победитель.
  • Изменения в изначальные документы, если они имеют место.

Завершается этап оглашением победителей первого тура конкурса.

Определение победителя

Во втором туре определяется победитель, с которым подписывают контракт на закупку и поставку определенных товаров и услуг. При этом у всех конкурсантов тендера должны быть равные условия для победы.

После того как будет выбран победитель тендера, остальным участникам отправляют в вежливой форме письма-отказы, составленные по всем правилам деловой переписки, и предложения участвовать в дальнейших тендерах, которые в будущем будет организовывать компания.

Для того чтобы правильно организовать торги, нужно учесть детали и с уважением относиться к участникам тендера, чтобы сохранить с ними хорошие отношения для дальнейшего сотрудничества по разным деловым проектам.

Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):

Заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;

Копия решения о назначении исполнительного органа;

Копия лицензии (при необходимости);

Копию сертификата стандарта качества ISO 9001 (если имеется);

Конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

Конкурсное Предложение состоит из двух частей:

Техническая часть:

В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам); отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.

Коммерческая часть:

Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки; объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг); условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:

Цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);

Качество товара (работ, услуг);

Обеспеченность предприятия техническими средствами;

Наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;

Финансовое состояние предприятия .

Конкурсные предложения должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера.

Все представленные конкурсные предложения и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются Участникам тендера. Участники тендера, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия Организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого Участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое Конкурсное предложение, либо все Конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная Участниками тендера, превышает расчетную стоимость Организатора, Организатор будет вправе отклонить все Конкурсные предложения и провести повторный тендер. Размещение в сети интернет сообщения о проводимом тендере не являются офертой. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением Конкурсного предложения, несет Участник тендера.

Сроки представления Конкурсных предложений указываются в публичном объявлении, размещенном на сайте. Конкурсные предложения, полученные позднее вышеуказанного срока, рассматриваться не будут. Само по себе проведение конкурсных торгов или тендера являются открытым процессом. Претенденты имеют возможность представить, защитить, а также обосновать собственные тендерные предложения. Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позднее этого времени все участвующие в торгах фирмы (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет.

Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем - номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов. Следующий этап проведения торгов - сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя. В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными.

При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. Выбор победителя торгов может последовать сразу за вскрытием и оглашением поступивших предложений в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение с самыми низкими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать поданные предложения и отобрать то из них, которое наилучшим образом соответствует целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), которую предстоит проанализировать, обычно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации.

Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается.

С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами .

Стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».

1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.

Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.

2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).

На этом этапе сотрудник, ответственный в компании - заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.

Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

Стандартный бриф предполагает следующий состав:

Описание компании-заказчика

Постановка проблемы

Описание желаемого результата

Требования к участникам тендера

Описание формы подачи заявки (критерии документа)

Критерии оценки претендентов

Сроки проведения тендера

Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью документа. Разумеется, что ваша компания может оказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит ваше общение с потенциальными поставщиками решений.

3 этап. Выбор компаний - участников.

Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два - три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

Как же определить состав компаний - участников для тендера?

Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.

Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Теперь, объявив о начале тендера, вы с нетерпением ждете получения первоначальных заявок.

4 этап. Уточнение позиций.

На этом этапе работ, компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять ваше видение проблемы и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, вам потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. Вот тут-то вы и вспомните о разумном ограничении числа участников тендера, о котором писалось выше.

В том случае, когда тендер намечен двух этапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.

5 этап. Презентация итоговых Предложений.

В такой ответственный момент сухим документом не обойтись финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию организатор. Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том что их решение единственно правильное.

И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного двух сотрудников соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать у вас внутренними заказчиками по проекту.

6 этап. Окончательный отбор.

После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

7 этап. Объявление победителей.

Это, несомненно, самый приятный и волнующий этап для всех участников. К сожалению, в российской практике часто оказывается что компании, не выигравшие тендер, узнают о его завершении, когда их конкурент уже во всю работает над проектом. Согласитесь, такое поведение не украшает Заказчика. Хорошим тоном считается на общем собрании или через СМИ (при открытом тендере) или в персональном порядке (если тендер был закрытый) оповестить всех участников о завершении работ и выборе окончательного поставщика решений .

Как видно, работа над тендером не представляет непреодолимых проблем с точки зрения организации. Главная сложность в этом процессе кроется именно в осознании заказчиком решаемой проблемы и выборе адекватного решения. И если вы хотите найти самое экономичное решение вашей задачи, то наверное стоит говорить лишь о сравнении цен на одинаковые услуги.

Случается, что компания-поставщик становится не в состоянии продолжать поставки. В результате предприятию приходится срочно искать новых поставщиков и налаживать связи с другими предприятиями. Объем госзакупок увеличивается, что позволяет участникам быть конкурентоспособными и выигрывать торги. Как проводится тендер, нужно знать любой компании, зависимой от внешних поставок.

Кто проводит тендеры на государственном уровне

Чтобы понять систему рынка, следует ответить на главные вопросы:

  1. Как проводятся тендеры?
  2. Кто этим занимается?

На всероссийском уровне тендерные торги проводит муниципалитет, что предусмотрено соответствующими законодательными актами. Также они могут проводиться специальными органами государственной власти. Основная цель такого общегосударственного мероприятия – поиски подходящей фирмы-исполнителя для заказов. При этом выигрывает тендер та компания, которая сможет предложить наиболее эффективные методы исполнения, включая условия поставок и т.д.

На государственном уровне основным способом госзакупок является тендер. Гостендером называется специальный вариант выдачи госзаказа на поставки необходимых товаров. Также основой договора может быть предоставление специальных услуг или проведение ряда работ на основе конкретных условий, выдвинутых фирмой-заказчиком, в соответствующие сроки. Данная процедура подразумевает выведение экономического благополучия компании на конкурсной основе, что позволяет выиграть той фирме-исполнителю, чьи условия будут максимально выгодны заказчику.

Как проходит тендер государственного уровня?

Принципами государственного тендера являются равенство участников, их конкурентоспособность в условиях проведения конкурса и состязательность. Если компании не готовы бороться за необходимость получения контракта, то их пассивность не сможет дать им преимущества. Если фирма-исполнитель не желает участвовать в тендере, почувствовав, что данный уровень ей «не по зубам», она в любой момент может выйти из гонки за контракт.

Каждая фирма-участник в процессе подготовки осуществляет определенные затраты на проведение ряда работ по подсчетам, статистике и разработке идей для конкурса. К сожалению, фирма-заказчик не сможет возместить эти финансовые моменты, поскольку каждый участник тендера работает на добровольной основе, при этом не только выигрыш имеет значение. Дело в том, что представлять свою конкурентоспособность на общегосударственном уровне уже является успехом на пути к выходу в лидеры по поставкам. Это привлечет инвесторов, готовых сотрудничать. Поэтому каждая компания знает, как проходят торги и какие выгоды от этого для заказчика и исполнителей.

Общегосударственные тендеры бывают нескольких видов.

Открытые мероприятия

Такой вид конкурсов принято проводить при необходимости организации поставок на технику, товары или определенные услуги. При этом, участвовать в подобных конкурсах могут все поставщики, считающие себя правомочными.

Как проводятся торги в открытом виде? Данный вариант мероприятия необходимо проводить по стандартным условиям с учетом распоряжений и правил, предусмотренных законодательно. При этом открытость на общегосударственном уровне позволяет всем желающим принять участие. Конечно, при таких ставках и на таком высоком уровне далеко не каждая фирма способна будет подать заявку, поскольку это требует определенных мощностей, навыков и ресурсов. К тому же фирма-заказчик всегда оставляет за собой право внести дополнительные условия конкурса, чтобы отсеять неподходящих претендентов.

Закрытые

Самыми выгодными являются именно такие конкурсы. Дело в том, что не каждая фирма-исполнитель знает о существовании такого тендера, что позволяет проводить его в узком кругу.

Как проводить тендер в закрытом виде? Если речь идет об общегосударственном уровне, то, скорее всего, важна необходимость неразглашения. Государственная тайна заставляет фирму-заказчика самостоятельно тщательно выбирать претендентов, которым будет разослано предложение участия в конкурсе. После этого участвовать будут только те поставщики, которые вовремя подали заявки. Каждая фирма-исполнитель обязана сохранять строгую конфиденциальность как на протяжении конкурса, так и после подписания договора. Утечка информации будет считаться несоблюдением договора, что обойдется в круглую сумму в виде компенсации.

Преимуществом участия в закрытых торгах является возможность получить большой заказ и постоянную работу с фирмой-заказчиком, что позволит компании-исполнителю выйти на высокий уровень экономики и мировой рынок.

Как проходят на скрытой основе? Для закрытого госконкурса приглашаются компании, которые смогут обеспечить компактные поставки продукции или услуги специального характера. Однако участвовать могут только приглашенные поставщики, поскольку о самом тендере в СМИ не будет объявлено. Это дает гарантию конфиденциальности проведения конкурса, что позволит сохранить информацию втайне.

Госзакупки на таких торгах необходимо согласовывать с госорганами, поскольку именно они выступают основными заинтересованными лицами, подтверждающими необходимость в . Претенденты должны вовремя предоставить полный свод документов в соответствии с запросами конкурса. Заявки проходят регистрацию, после чего предложенная продукция или услуга от каждой фирмы подлежат сверке на соответствие всем условиям. Какой поставщик предложил наиболее подходящие условия, с тем и будет подписан госконтракт.

Одноэтапные конкурсы

Отличаются простотой и оперативностью проведения:

  1. Проведение конкурса оперативно в один этап возможно в том случае, если закупку можно сделать у одного поставщика.
  2. Такой конкурс предпочтительней, если речь идет о небольших объемах закупки.
  3. Проведение в один этап выгодно на местном уровне, если среди двух-трех возможных поставщиков необходимо выбрать одного.
  4. Одноэтапные конкурсы можно проводить в случае, если само проведение чисто символическое, а на самом деле есть только один реальный представитель на должность исполнителя закупок и заключения договора.

Как провести тендер среди поставщиков в один этап? Собственно конкурс в таком случае нецелесообразен, однако его проводят только для того, чтобы наглядно продемонстрировать честность фирмы-заказчика и ее готовность сотрудничать со всеми, кто способен будет обеспечить выполнение всех условий договора, включая необходимые объемы поставок.

Двухэтапные

Подобные мероприятия проводят при необходимости выхода на международный рынок и обеспечения госзакупок достаточно сложной, нетипичной продукции. В роли товара в таком случае могут выступать научные труды, исследовательские работы, технологические разработки или архитектурно-конструкторские работы.

Как проводить двухэтапные тендеры?

Как проводятся тендеры на закупку

Проведение такого мероприятия зависит от разновидности закупок и необходимых товаров. В результате этого они могут быть закрытыми, открытыми, проходить в форме аукциона и т.д. Если речь идет об открытом гостендере, то здесь участие принимают только те исполнители, которые сумели вовремя откликнуться на приглашение участвовать. В таком случае, особенности проведения зависят только от заказчика.

Документы

В тендерной документации указывается расписание проведения конкурса, требования, необходимая квалификация фирм-исполнителей. Кроме комиссии, от фирмы-заказчика могут быть приведены независимые эксперты, которые смогут дать более точную оценку товаров и услуг. Путем голосования будет определен победитель конкурса. С ним в дальнейшем компания подпишет договор государственного образца.

Как можно поучаствовать в гостендере

Многих потенциальных участников интересует, как проводят государственные тендеры и как в них поучаствовать. Чтобы принять участие в подобном конкурсе, надо для начала подать заявление. Дело в том, что подобные тендеры проводятся открыто, что дает возможность любой фирме-исполнителю принять участие (исключение составляют государственные тайны). Чтобы в конкурсе не принимали участие компании, неспособные выполнить контракт в дальнейшем, от каждого участника требуется подать заявку, к которой будет соответствующее обеспечение в виде банковской гарантии или

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Тендер – конкурентная борьба в условиях проведения конкурса за возможность предоставлять определенные услуги/выполнять работы/поставлять товар для конкурентного заказчика на определенных условиях, прописанных в конкурсе.

В действующих российских правовых актах понятие «тендер» и его различные производные (тендерная комиссия) не определены и используется такое понятие как «конкурс». Однако в деловом мире все используют термин «тендер», поэтому мы также будем использовать его.

Участники тендера предоставляют заказчику свои уникальные и максимально выгодные предложения, которые соответствуют всем правилам объявленного тендера. Вся информация по тендеру находится в свободном доступе, поэтому каждый участник может найти интересующую его информацию, касающуюся конкретного тендера.

Победу в тендере получает тот участник, который, по мнению заказчика, предоставил более выгодные условия выполнения работы/поставки товара и его документы в полном объеме соответствуют требованиям проводимого тендера.

Сегодня в рамках жесткой конкуренции в сфере предоставления услуг и не только довольно сложно найти потенциального заказчика, поэтому вопросы, связанные с проведением тендерных торгов на сегодняшний день очень актуальны, поскольку тендер является одним из самых простых и эффективных способов привлечения внимания заказчика.

После краткого обзора понятия «тендер» и процедуры его проведения, давайте более детально разберемся со всеми нюансами, касающимися тендеров.

Для чего нужны тендеры?

Благодаря таким торгам у маленьких/молодых компаний появляется возможность получить хорошую работу и заключить выгодный договор. Что касается заказчика, то у него есть отличная возможность среди массы заявок выбрать исполнителя, который по его мнению предоставляет самое выгодное предложение.

Существуют тендеры, которые отличаются источником финансирование, а именно: городские, областные, федеральные, муниципальные, государственные, международные.

Тендер, конкурс, аукцион. В чем разница?

Возможно, кто-то думал, что эти термины являются синонимами, однако это не так поскольку между всеми тремя понятиями существуют важные отличия, касающиеся предоставляемой информации участникам тендера/конкурса/аукциона. Участник аукциона имеет возможность видеть все предложения и цены по определенному аукциону его конкурентов. Что касается участников тендера, то у них такой возможности нет. Также участники аукциона могут изменить свое предложение, проанализировав предложения конкурентов. Участки тендеров предоставляют свое предложение, которое изменить нельзя.

Если говорить о конкурсе, то по сути это синоним слова «тендер», однако как уже говорилось ранее понятие «тендер» нельзя использовать в официальных документах, а понятие «конкурс» обозначено в Гражданском кодексе РФ.

Виды тендеров и способы их проведения

Существует такие виды тендеров:

  • закрытые;
  • открытые;
  • специализированные торги закрытого типа;
  • тендеры, состоящие из двух этапов;
  • запрос котировок;
  • закупка у одного поставщика.

Закрытые тендеры

Как можно догадаться из названия данный вид тендеров не рассчитан на широкую аудиторию, поэтому приглашения на участие и информация о результатах тендера не публикуются. Другими словами сам заказчик персонально приглашает каждого участника.

Первым этапом в проведении данного типа тендера является подбор и рассылка приглашений участникам закрытого тендера. Участник тендера подает запрос на тендерную документацию, предоставляемую заказчиком, после получения которой он оформляет все необходимые документы в соответствии с описанными требованиями. Если у участника появляются вопросы, то он может задать их заказчику в электронном виде. Заказчик обязан дать ответ на каждый поставленный вопрос.

За заказчиком закрепляется возможность внести коррективы в документацию тендера в любой момент, однако при внесении изменений он должен в обязательном порядке уведомить каждого участника.

Заказчик, получив все предложения, оценивает их и выбирает того исполнителя, который по его мнению предложил ему самые выгодные условия. По почте победитель тендера получает приглашение на подписание контракта. После того как договор с выбранным участником был подписан, оповещаются все остальные участники закрытого тендера.

Закрытые тендеры проводятся в основном тогда, когда заказчиком рассматривается закупка товаров с определенными/специфическими характеристиками/свойствами и данный товар может поставить лишь определенное количество компаний. В таком случае нет особого смысла проводить открытый тендер. Также закрытые тендеры могут проводиться, когда объем общей закупки довольно мал и нет смысла тратиться на проведение открытых торгов либо закупка того или иного товара носит сугубо конфиденциальный характер.

Важным моментом в проведении тендеров закрытого типа является то, что данного рода закупка в обязательном порядке согласовывается с органами государственной власти.

Преимущества:

  • требуется меньше денежных затрат, чем при проведении открытых тендеров;
  • экономия времени заказчика;
  • конфиденциальность.

Открытые тендеры

В открытом тендере могут принимать участие любые компании-участники. Зачастую такой вид тендеров используют для проведения государственных закупок, поскольку в торгах принимает огромное количество участников и есть возможность выбрать максимально выгодное предложение.

О проведении тендера обычно информируют через средства массовой информации, поскольку существует заинтересованность в привлечении большого количества участников.

Главным недостатком таких тендеров является срок проведения, поскольку тендерной комиссии придется обрабатывать массу заявок. Также проведение открытых торгов требует определенных финансовых затрат и человеческих ресурсов.

Специализированные торги закрытого типа

Данный вид тендера подразумевает под собой определенные ограничения, накладываемые на участников, например, наличие того или иного допуска, принадлежность к тому или иному государству и т.д.

Как правило, такие тендеры проводятся, когда точное количество участников не определенно или специфика работ по тендеру имеет сложный характер выполнения и требует определенной квалификации исполнителя. В таких торгах могут принимать участие лишь приглашенные компании.

Тендеры, состоящие из двух этапов

Данного рода тендеры проводят при довольно сложных закупках или при решении не тривиальных сложных технических вопросов.

На первом этапе заказчик составляет первоначальный вариант технического задания, на основании которого участники тендера готовят первоначальные тендерные заявки. В первоначальных заявках участники не указывают стоимость и другие коммерческие условия. Далее организатор тендера проводит некие переговоры, во время которых согласовываются различные варианты решения задачи, предлагаемые участниками. После проведения переговоров организатор составляет окончательный вариант технического задания.

На втором этапе участники, которые принимали участие в 1 этапе, подготавливают и подают заявки с техническими и коммерческими (ценами, сроки, графики платежей и т.д.) предложениями согласно окончательному техническому заданию. После получения всех заявок заказчик выбирает максимально выгодное предложение и заключает договор с выбранным участником.

Запрос котировок

Под запросом котировок подразумевается выбор поставщика продукции с примерно идентичными характеристиками, например, канцелярские товары. Как правило, победу отдают участнику, предложившему самую низкую стоимость.

Ограничения, накладываемые на данный вид тендера:

  • максимальная цена контракта — не более 500 000 рублей;
  • годовой объем закупок, производимый данным способом не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом, но не более 100 000 000 рублей/год.

Данный вид торгов можно провести за 12 дней. Для этого заказчик предоставляет универсальную форму котировочной заявки. Универсальная форма позволяет заказчику в короткие сроки произвести их сравнение и выбрать победителя.

Основными причинами отклонения котировочной заявки является: первое – предлагаемая Вами цена выше начальной, вторая – если Ваша заявка не соответствует извещению.

Если говорить о процедуре проведения такого рода торгов, то первоначально заказчик зачастую запрашивает конкретную модель, а не набор требуемых технических характеристик. Каждый поставщик в котировочной заявке указывает цену, по которой он готов поставить данную продукцию. Данную цену участник не может изменить как в аукционе, поэтому этот момент важно учитывать в процессе указания стоимости, поскольку, как говорилось ранее, победителя определяют по самой низкой цене.

Котировочную заявку Вы можете отправить по почте или в электронном виде. Если в электронном виде, тогда заявка должна быть подписана ЭЦП. О том, что Ваша заявка принята, Вам сообщат путем уведомлением на почту.

Закупка у одного поставщика

Данного вида торги производятся в следующих случаях:

  1. Поставщик товаров/услуг является монополистом в данной сфере;
  2. В случае, когда все участники отказались;
  3. Когда все заявки были исключены самим заказчиком.

Главной особенностью закупки у одного поставщика является прямое подписание контракта без проведения процедуры торгов с любым участником гражданских правоотношений, способным выполнить условия, прописанные в контракте.

При проведении таких торгов заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете о невозможности/нецелесообразности использования других способов определения исполнителя. Также в отчете заказчик должен обосновать цену контракта, основные особенности исполнителя. Все это делается для того, чтобы исключить коррупцию.

Тендерная документация

Тендерная документация представляет собой пакет документов, содержащий условия проведения торгов, информацию о тендере, положения будущего контракта. В основном пакет тендерных документов состоит из двух частей:

  • техническая (объект тендера, требования к товару/услуге, технические условия, нормы, общая информация, полный перечень пунктов контракта, инструкция для исполнителя, информационные карты, порядок подачи заявки, условия проведения торгов);
  • коммерческая (стоимость или условия ее формирования, график платежей, условия оплаты, источник финансирования, требования по страхованию, гарантии выплат).

Объем и состав тендерной документации напрямую зависит от объекта/услуги будущих торгов. За составление тендерной документации ответственность несет тендерная комиссия.

Правила участия в торгах

В тендерах могут участвовать как отечественные компании, так и иностранные. Существует единственное общее правило – предоставление документов на родном языке и на языке государства, представитель которого также участвует в тендере.

Основные правила:

  1. Подача заявки по образцу заказчика;
  2. Подав заявку, участник соглашается со всеми условиями тендера и обязуется их выполнять;
  3. Заявку необходимо подавать точно в срок, оговоренный условиями проведения тендера;
  4. Участник может отозвать свою заявку или внести в нее некие коррективы лишь тогда, когда установленный срок подачи заявок не истек.

Что входит в пакет документов для тендера?

Более точный и полный объем необходимых документов указывается заказчиком, однако существуют общие требования к предоставляемому пакету документов для участия в тендере, а именно:

  • заверенная печатью копия свидетельства государственной регистрации;
  • копия извещения о присвоении номера налогоплательщика;
  • копия Устава;
  • документы, подтверждающие финансовую самостоятельность участника (справка из банка, услугами которого пользуются при осуществлении деятельности);
  • справка из налоговых органов, подтверждающая отсутствие задолженностей;
  • бухгалтерский баланс за прошедший год и на дату подачи заявки;
  • обеспечение заявки (устанавливается заказчиком);
  • свидетельство дилера/официального представителя (в случае, если товар не собственного производства);
  • в случае если товар подлежит обязательной сертификации – сертификаты, декларации соответствия;
  • опись предоставляемых документов, заверенных руководителем компании.

Банковская гарантия

Поскольку проведение тендера довольно затратное процедура, наполненная массой финансовых рисков, особенно для заказчика, она требует тщательной подготовки и финансовой безопасности. Данного рода безопасность в состоянии обеспечить только банковская гарантия для тендеров. Банковская гарантия представляет собой документ, выдаваемый банком, подтверждающий тот факт, что в случае невыполнения исполнителем тендера условий торгов, заказчик получит гарантийную сумму от банка.

Исполнитель нарушает обязательства перед заказчиком тогда, когда:

  • после подписания контракта не выполняет/не качественно выполняет оговоренные условия;
  • после того как заказчик определил его победителем, отказывается подписывать договор;
  • отзывает/меняет условия своего предложения по тендеру после окончание срока подачи заявок.

Тендерная банковская гарантия дает возможность принимать участие в тендерах/конкурсах/аукционах. Также она выступает в качестве гарантии того, что победитель торгов выполнит свои обязательства по контракту. Срок ее действия ограничен моментом заключения контракта между заказчиком и победителем, а ее размер составляет не более 5% от суммы будущей сделки.

Существует банковская гарантия, обеспечивающая возврат авансовых платежей. Она предоставляется победителем торгов в том случае, когда предусматривается выдача авансов/предоплат суммой до 30% от стоимости контракта, поэтому прежде чем получить аванс, исполнитель должен предоставить заказчику документ, подтверждающий право требования заказчика на выплату банком гарантийной суммы.

Для оформления гарантии банку необходимо предоставить всего лишь уставные документы и документы, подтверждающие участие в тендере.

Тендерный кредит

Один из видов банковских кредитов, предоставляемый участникам в торгах для обеспечения заявки на участие в тендере/электронном аукционе/конкурсе.

Сегодня банки выдают два вида тендерных кредитов, отличающихся сроками договорных отношений с банком, а именно: с возобновляемой кредитной линией, единоразовые кредиты. Отличие между ними заключается лишь в том, что тендерный кредит с возобновляемой кредитной линией дает возможность участвовать в нескольких торгах в течение года.

Тендерный кредит дает возможность принимать участие одновременно в одних или нескольких торгах, не вынимая денежные средства из оборота компании. Также данный вид кредита позволяет участвовать в торгах с миллионами бюджетами.

Данный кредит выдается на следующих условиях:

  • срок – до 3 месяцев;
  • процент от 14 до 21 % (в зависимости от банка);
  • срок оформления – 9 дней;
  • стоимость – от 1 до 5 % (в зависимости от срока и суммы).

Кредит или гарантия?

Банковская гарантия является более удобным и финансово выгодным вариантом, чем кредит, поскольку требует меньших денежных затрат и оформляется в течение несколько дней. Участник, воспользовавшийся тендерной гарантией, может не заботиться о подготовке к проверке своей компании для получения кредита, о залоговых средствах для банка, о сборе средств для погашения кредита.

Банковскую гарантию, как правило, предоставляют самые надежные банки, имеющие большую и безупречную репутацию, поэтому финансовые риски клиента сводятся к нулю.

Что нужно знать о тендерах, чтобы успешно участвовать в них?

  1. Обеспечение заявки – главное условие того, что Ваша заявка на участие в торгах будет принята;
  2. Необходимо тщательно изучить требования заказчика для того, чтобы правильно составить документацию по тендеру;
  3. Предоставлять заказчику действительные данные/технические характеристики по той или иной услуге/товару;
  4. Взвешенно оценивать свой финансовый и экономический потенциал.

Залог выигрыша в тендере

Первая ступень к успешному участию в тендере – трезвый действительный расчет финансовых возможностей. Он приобретается с опытом участия в тендерах. Чем больше Вы принимаете участие в различных тендерах, тем быстрее Вы выиграете в будущем тендере, опираясь на полученный отрицательный/положительный опыт и ранее допущенные ошибки.

Вторая ступень – качественность и правильность составления документации для участия в тендере. Примерно 25-40 % претендентов отсеиваются именно из-за некорректного составления тендерной заявки. Заявка должна быть составлена простым языком, на 100% соответствовать требования торгов и содержать только те характеристики товара/услуги, которые интересуют заказчика.

Третья ступень — гарантии. Хорошим стимулом для заказчика заключить с Вами договор являются гарантийные обязательства, поэтому стоит позаботиться об этом пункте в Вашем тендерном предложении. Таким пунктом Вы привлечете внимание заказчика и заслужите репутацию надежной компании.

Если Вы первый раз столкнулись с участием в тендере и не уверены в своих силах, лучше всего обратиться за помощью к опытным специалистам, которые имеют опыт в данных торгах. Однако, даже если первые торги закончатся фиаско, важно понимать, что успех в тендерных торгах приходит с опытом.