состояние напряженной конфронтации между СССР и США и их союзниками, продолжавшееся с некоторыми послаблениями в период с 1946 г. до конца 1980-х гг.

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"

термин, определяющий курс, к-рый империалистич. круги зап. держав стали проводить в отношении Сов. Союза и других социалистич. гос-в по окончании 2-й мировой войны 1939-1945. Вошел в обиход вскоре после того, как У. Черчилль открыто призвал 5 марта 1946 (в г. Фултоне, США) к созданию англо-амер. союза для борьбы с "мировым коммунизмом во главе с Советской Россией". Инициаторы "X. в." распространили ее на все области отношений со странами социализма - военную, политическую, экономическую, идеологическую, - положив в основу этих отношений политику "с позиции силы". "X. в." означала: предельное обострение междунар. обстановки; отказ от принципов мирного сосуществования государств, имеющих различные социальные системы; создание замкнутых военно-политич. союзов (НАТО и др.); форсированную гонку вооружений, в т. ч. ядерного и другого оружия массового уничтожения с угрозой его применения ("атомная дипломатия"); попытки организовать блокаду социалистич. стран; активизацию и расширение подрывной деятельности империалистич. разведок; безудержную антикоммунистич. пропаганду и идеологич. диверсии против социалистич. стран под видом "психологич. войны". Одной из форм "X. в." явилась провозглашенная в США в 50-х гг. доктрина "балансирования на грани войны". Во внутр. политике капиталистич. гос-в "X. в." сопровождалась усилением реакции и подавлением прогрессивных сил. Вызвав серьезные осложнения в междунар. обстановке, вдохновители "X. в." вместе с тем не смогли добиться осуществления своей главной задачи - ослабить Советский Союз, затормозить процесс развития сил мирового социализма, воспрепятствовать росту анти-империалистич., нац.-освободит. борьбы народов. В результате активной миролюбивой внешней политики СССР и др. социалистич. стран и усилий мировой прогрессивной общественности, направленных на разрядку междунар. напряженности, к нач. 60-х гг. выявилась несостоятельность политики "X. в.", что побудило президента Кеннеди к поискам путей урегулирования спорных вопросов с СССР. После нового осложнения междунар. обстановки, связанного с воен. действиями США во Вьетнаме (1964-73), обострением обстановки на Бл. Востоке в результате нападения Израиля на араб. страны в 1967 и непрестанными попытками антисоветских, антисоциалистич. сил усилить напряженность на континенте Европы, нач. 70-х гг. ознаменовалось рядом важнейших встреч на высшем уровне (СССР - США, СССР - ФРГ, СССР - Франция и др.), многосторонних и двусторонних совещаний (в их числе - открывшиеся в 1973 совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, сокращения вооружений и вооруженных сил в Центр. Европе, ближневосточного урегулирования) и соглашений (среди них - договоры между ФРГ и Сов. Союзом, ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР, ФРГ и Чехословакией; Четырехстороннее соглашение о Зап. Берлине; ряд соглашений между СССР и США, в т. ч. Соглашение 1973 о предотвращении ядерной войны, Договор 1974 об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др. соглашения, служащие ограничению вооружений; Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме), подготовленных по инициативе и при активном участии СССР и др. стран социалистич. содружества. Знаменуя собой поворот в мировой политике и крах "X. в.", эти акции открывают перспективу укрепления отношений мирного соревнования и сотрудничества между странами, принадлежащими к различным общественным системам. Д. Асанов. Москва.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА – мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения. Понятие «холодная война» появилось в журналистике в 1945–1947 и постепенно закрепилось в политическом словаре.

Зато важные поражения страны Запада понесли в колониальных войнах – Франция проиграла войну во Вьетнаме 1946–1954, и Нидерланды – в Индонезии в 1947–1949.

«Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем. В СССР и странах Восточной Европы арестовывали людей по обвинению в «космополитизме» (отсутствии патриотизма, сотрудничестве с Западом), «низкопоклонничестве перед Западом» и «титоизме» (связях с Тито). В США началась «охота на ведьм», в ходе которой «разоблачались» тайные коммунисты и «агенты» СССР. Американская «охота на ведьм», в отличие от сталинских репрессий, не привела к массовым репрессиям, но и в ней были свои жертвы, вызванные шпиономанией. Советская разведка активно работала в США, как и американская в СССР, но американские спецслужбы решили публично показать, что они в состоянии разоблачать советских шпионов. На роль «главного шпиона» был выбран госслужащий Юлиус Розенберг. Он действительно оказывал советской разведке незначительные услуги. Было объявлено, что Розенберг и его жена Этель «украли атомные секреты Америки». Впоследствии выяснилось, что Этель даже не знала о сотрудничестве мужа с советской разведкой, но несмотря на это, оба супруга были приговорены к смерти и казнены в июне 1953.

Казнь Розенбергов стала последним серьезным актом первого этапа «холодной войны». В марте 1953 умер Сталин, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым стало искать пути нормализации отношений с Западом.

В 1953–1954 были прекращены войны в Корее и Вьетнаме. В 1955 СССР установил равноправные отношения с Югославией и ФРГ. Великие державы договорились также предоставить нейтральный статус оккупированной ими Австрии и вывести из страны свои войска.

В 1956 ситуация в мире снова ухудшилась в связи с волнениями в социалистических странах и попытками Великобритании, Франции и Израиля захватить Суэцкий канал в Египте. Но на этот раз обе «сверхдержавы» – СССР и США – приложили усилия к тому, чтобы конфликты не разрастались. В 1959 Хрущев в этот период не был заинтересован в усилении конфронтации. В 1959 Хрущев приехал в США, это был первый в истории визит советского лидера в Америку. Американское общество произвело на него большое впечатление, особенно поразили его успехи сельского хозяйства, гораздо более эффективного, чем в СССР.

Однако к этому времени и СССР мог произвести впечатление на США и весь мир своими успехами в области высоких технологий, и прежде всего – в освоении космоса. Система государственного социализма позволяла концентрировать большие ресурсы на решении одной задачи за счет других. 4 октября 1957 в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника земли. Отныне советская ракета могла доставить груз в любую точку планеты, в том числе и ядерное устройство. В 1958 американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет. СССР прололжал лидировать, хотя достижения и сохранение ракетно-ядерного паритета в 60-е требовало напряжения всех сил страны.

Успехи в освоении космоса имели и огромное агитационное значение – они показывали, какой общественный строй способен добиться больших научно-технических успехов. 12 апреля 1961 СССР запустил в космос корабль с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин . Американцы шли по пятам – ракета с их первым астронавтом Аланон Шепардом стартовала уже 5 мая 1961, но в космос аппарат не вышел, совершив лишь суборбитальный полет.

В 1960 отношения между СССР и США снова ухудшились. 1 мая, незадолго до советско-американской встречи в верхах, США отправили в полет над территорией СССР разведывательный самолет У-2. Он летел на высотах, недоступных для советских истребителей, но был сбит ракетой прямо во время первомайской демонстрации в Москве. Разразился скандал. На встрече в верхах Хрущев ждал извинений от Эйзенхауэра . Не получив их, он прервал встречу с президентом.

В результате кризиса, который подвел мир к грани ракетно-ядерной катастрофы, был достигнут компромисс: СССР убрал свои ракеты с Кубы, а США вывели свои ракеты из Турции и гарантировали Кубе военное невмешательство.

Карибский кризис многому научил как советское, так и американское руководство. Лидеры сверхдержав осознали, что могут привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, «холодная война» пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений. 15 августа 1963 был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и в воде.

Заключение договора 1963 не означало окончания «холодной войны». Уже в следующем году, после гибели президента Кеннеди, соперничество двух блоков обострилось. Но теперь оно было вытеснено подальше от границ СССР и США – в юго-восточную Азию, где в 60-первой половине 70-х развернулась война в Индокитае.

В 60-е международная обстановка коренным образом изменилась. Обе сверхдержавы столкнулись с большими трудностями: США увязли в Индокитае, а СССР втянулся в конфликт с Китаем. В результате обе сверхдержавы предпочли перейти от «холодной войны» к политике постепенной разрядки международной напряженности («разрядке»).

В период «разрядки» были заключены важные договоренности по ограничению гонки вооружений, в том числе договоры по ограничению противоракетной обороны (ПРО) и стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2). Однако договоры ОСВ имели существенный недостаток. Ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, он почти не касался размещения ядерного оружия. Между тем противники могли сосредоточить большое количество ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений.

В 1976 СССР начал модернизацию своих ракет среднего радиуса действия в Европе. Они могли быстро достичь цели в Западной Европе. В результате этой модернизации нарушалось равновесие ядерных сил на континенте. В декабре 1979 блок НАТО принял решение разместить в Западной Европе новейшие американские ракеты «Першинг-2» и «Томагавк». В случае начала войны эти ракеты могли бы в считанные минуты уничтожить крупнейшие города СССР, в то время как территория США на время оставалась бы неуязвимой. Безопасность Советского Союза оказалась под угрозой, и он развернул кампанию против размещения новых американских ракет. В странах Западной Европы началась волна митингов противников размещения ракет, так как в случае первого удара со стороны американцев Европа, а не Америка стала бы мишенью ответного удара СССР. Новый президент США Рональд Рейган предложил в 1981 так называемый «нулевой вариант» – вывод всех советских и американских ядерных ракет среднего радиуса действия из Европы. Но в этом случае здесь оставались бы британские и французские ракеты, направленные на СССР. Советский лидер Леонид Брежнев отказался от такого «нулевого варианта».

Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск в Афганистан в 1979. «Холодная война» возобновилась. В 1980–1982 США ввели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Рейган назвал СССР «империей зла». Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов прекратил все переговоры с США.

К середине 80-х страны «социализма» вошли в полосу кризиса. Бюрократическая экономика уже не могла обеспечить растущие потребности населения, неэкономное расходование ресурсов привело к их значительному сокращению, уровень социального сознания людей вырос настолько, что они начали понимать необходимость перемен. Стране все труднее было нести бремя «холодной войны», поддерживать союзные режимы по всему миру, вести войну в Афганистане. Все более заметным и опасным было техническое отставание СССР от капиталистических стран.

В этих условиях президент США решил «подтолкнуть» СССР к ослаблению По оценкам западных финансовых кругов, валютные запасы СССР составляли 25–30 млрд. долларов. Для того, чтобы подорвать экономику СССР, американцам нужно было нанести «внеплановый» ущерб советской экономике в таких же размерах – иначе трудности, связанные с экономической войной, сглаживались бы валютной «подушкой» изрядной толщины. Действовать нужно было быстро – во второй половине 80-х СССР должен был получить дополнительные финансовые вливания от газопровода Уренгой – Западная Европа. В декабре 1981 в ответ на подавление рабочего движения в Польше Рейган объявил о серии санкций против Польши и ее союзника СССР. События в Польше были использованы как повод, ведь на этот раз, в отличие от ситуации в Афганистане, нормы международного права не были нарушены Советским Союзом. США заявили о прекращении поставок нефтегазового оборудования, что должно было сорвать строительство газопровода Уренгой – Западная Европа. Однако европейские союзники, заинтересованные в экономическом сотрудничестве с СССР, не сразу поддержали США, а советская промышленность сумела самостоятельно изготовить трубы, которые раньше СССР собирался закупить на Западе. Кампания Рейгана против газопровода не удалась.

В 1983 президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн » – космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора по ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

Вместе с внешними, внутренние факторы существенно подтачивали систему социализма. Экономический кризис, в котором оказался СССР, ставил на повестку дня вопрос об «экономии на внешней политике». Несмотря на то, что возможности такой экономии преувеличивались, начавшиеся в СССР реформы привели к завершению «холодной войны» в 1987–1990.

В марте 1985 к власти в СССР пришел новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. В 1985–1986 он провозгласил политику широких преобразований, известных как «перестройка». Предусматривалось и улучшение отношений с капиталистическим странами на основе равноправия и открытости («новое мышление»).

В ноябре 1985 Горбачев встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Американский президент обещал, что когда исследования принесут успех, США «откроют свои лаборатории перед Советами», но Горбачев не верил ему. «Говорят, верьте нам, что если американцы первыми реализуют СОИ, то они поделятся с Советским Союзом. Я сказал тогда: господин президент, призываю вас, поверьте нам, мы уже об этом заявили, что не применим первыми ядерного оружия и не нападем первыми на Соединенные Штаты Америки. Почему же вы, сохраняя весь наступательный потенциал на земле и под водой, еще собираетесь развернуть гонку вооружений в космосе? Вы нам не верите? Выходит, не верите. А почему мы вам должны больше верить, чем вы нам?» Несмотря на то, что существенных сдвигов на этой встрече достигнуть не удалось, два президента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться в будущем.

Однако после встречи в Женеве отношения между СССР и США вновь обострились. СССР поддержал Ливию в ее конфликте с США. США отказались соблюдать договоренности по ОСВ, которые выполнялись даже в годы конфронтации 1980–1984. Это был последний всплеск «холодной войны». «Похолодание» в международных отношениях наносило удар по планам Горбачева, выдвинувшего широкомасштабную программу разоружения и всерьез рассчитывавшего на экономический эффект конверсии, которая, как вспоследствии стало ясно, нанесла огромный урок обороноспособности страны. Уже летом обе стороны стали зондировать возможности для проведения «второй Женевы», которая и состоялась в октябре 1986 Рейкъявике. Здесь Горбачев попытался вызвать Рейгана на ответные уступки, предложив масштабные сокращения ядерных вооружений, но «в пакете» с отказом от СОИ, однако американский президент отказался отменить СОИ и даже изобразил возмущение увязкой двух проблем: «Уже после того, как все или почти все, как мне казалось, было решено, Горбачев выкинул финт. С улыбкой на лице он произнес: „Но все это, конечно же, зависит от того, откажетесь ли вы от СОИ"». В итоге встреча в Рейкьявике фактически кончилась ничем. Но Рейган понял, что добиться улучшения международных отношений можно не путем нажима на СССР, а с помощью взаимных уступок. Стратегия Горбачева увенчалась иллюзией успеха – США согласились заморозить несуществующую СОИ до конца века.

В 1986 администрация США отказалась от фронтального наступления на СССР, которое закончилось неудачей. Однако был усилен финансовый нажим на СССР, США в обмен на различные уступки уговорили власти Саудовской Аравией о резко увеличить объем добычи нефти и снизить мировые цены на нефть. Доходы Советского Союза зависели от цен на нефть, которые стали круто падать в 1986. Чернобыльская катастрофа еще сильнее подорвали финансовое равновесие СССР. Это затруднило реформирование страны «сверху» и заставило более активно стимулировать инициативу снизу. Постепенно авторитарная модернизация сменилась гражданской революцией. Уже в 1987–1988 «перестройка» привела к быстрому росту общественной активности, мир полным ходом шел к прекращению «холодной войны».

После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 два президента наконец пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987, по которому американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы. «Новое мышление» восторжествовало. Важнейший кризис, который привел к возобновлению «холодной войны» в 1979, ушел в прошлое. За ним последовали и другие «фронты» «холодной войны», в том числе и главный – европейский.

Пример советской «перестройки» активизировал антисоциалистические движения в Восточной Европе. В 1989 преобразования, проводившиеся коммунистами в Восточной Европе, переросли в революции. Вместе с коммунистическим режимом в ГДР была разрушена и Берлинская стена , что стала символом прекращения раздела Европы. К тому времени, столкнувшийся в тяжелыми экономическими проблемами, СССР уже не мог поддерживать коммунистические режимы, социалистический лагерь распался.

В декабре 1988 Горбачев заявил в ООН об одностороннем сокращении армии. В феврале 1989 советские войска были выведены из Афганистана, где продолжилась война уже между моджахедами и правительством Наджибуллы .

В декабре 1989 у берегов Мальты Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны». Буш обещал предпринять усилия в направлении распространения на СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле США, что было бы невозможно, если бы «холодная война» продолжалась. Несмотря на сохранение разногласий по поводу ситуации в некоторых странах, в том числе в Прибалтике, атмосфера «холодной войны» отошла в прошлое. Объясняя Бушу принципы «нового мышления» Горбачев говорил: «Главный принцип, который мы приняли и которому следуем в рамках нового мышления, – это право каждой страны на свободный выбор, включая право пересмотреть или изменить первоначально сделанный выбор. Это – очень болезненно, но это – основополагающее право. Право выбирать без вмешательства извне».

Но к этому времени методы давления на СССР уже изменились. В 1990 к власти в большинстве стран Восточной Европы пришли сторонники скорейшей «вестернизации», то есть перестройки общества по западным образцам. Начались реформы, основанные на «неолиберальных» идеях, близких к западному неоконсерватизму и неоглобализму. Реформы проводились поспешно, без плана и подготовки, что приводило к болезненной ломке общества. Они получили название «шоковой терапии», так как считалось, что после короткого «шока» наступит облегчение. Страны Запада оказали некоторую финансовую поддержку этим реформам, в итоге в Восточной Европе удалось создать рыночную экономику по западному образцу. Предприниматели, средние слои, часть молодежи выиграли от этих преобразований, однако значительная часть общества – рабочие, служащие, пенсионеры – проиграли, а восточноевропейские страны оказались в финансовой зависимости от Запада.

Новые правительства стран Восточной Европы потребовали скорейшего вывода советских войск со своей территории. У СССР к тому времени не было ни возможностей, ни желания сохранять там свое военное присутствие. В 1990 начался вывод войск, в июле 1991 были распущены Варшавский договор и СЭВ. Единственной мощной военной силой в Европе осталась НАТО. СССР не надолго пережил созданный им военный блок. В августе 1991 в результате неудачной попытки руководителей СССР установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальная власть перешла от Горбачева к президенту Российской Федерации Борису Ельцину и руководителям республик СССР. Прибалтика вышла из Союза. В декабре 1991, чтобы закрепить свой успех в борьбе за власть, руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР.

Почти точное совпадение завершения «холодной войны» и распада СССР вызвало в мире споры о том, какова связь между этими явлениями. Может быть, завершение «холодной войны» является результатом распада СССР и, следовательно, США выиграли эту «войну». Однако к моменту распада СССР «холодная война» уже закончилась – за несколько лет до этого события. Если учесть, что в 1987 был разрешен ракетный кризис, в 1988 заключено соглашение по Афганистану, и в феврале 1989 были выведены советские войска из этой страны, в 1989 исчезли социалистические правительства почти во всех странах Восточной Европы, то говорить о продолжении «холодной войны» после 1990 не приходится. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международной напряженности не только в 1979–1980, но и в 1946–1947. Уже в 1990 уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «холодной войны», и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделал президент Д.Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР и президенты Б.Ельцин и Д.Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Эти пропагандистские заявления не снимают факта, что в 1990–1991 признаки «холодной войны» уже исчезли. Завершение «холодной войны» и распад СССР имеют общую причину – кризис государственного социализма в СССР.

Александр Шубин



- 1962 г. - 1979 г. - Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений, требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.


- 1979 г. - 1987 г . - Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.

- 1987 г. - 1991 г. - Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева , повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет был создан первоначально, как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

Война в Корее (участие СССР).

Участие СССР, США и Китая в Корейской войне. Роль ООН. Десятки тысяч американских солдат погибли в Корейской войне

Нельзя не сказать, что участие выше перечисленных стран в Корейской войне имело огромное значение. По сути дела война велась не между Северной и Южной Кореей, а между двумя державами, которые стремились доказать свой приоритет любыми доступными способами. В данном случае нападающей стороной стало США, и провозглашённая в то время «доктрина Трумэна » яркий тому пример. В соответствии со своей «новой линией в политике» в отношении СССР администрация Трумэна не считала необходимым «идти на компромиссы в дальнейшем». Она фактически отказалась выполнять Московское соглашение, сорвала работу Совместной комиссии по Корее, а затем перенесла корейский вопрос в Генеральную Ассамблею ООН.

Этот шаг США обрывал последнюю ниточку сотрудничества с СССР: Вашингтон открыто нарушал свои союзнические обязательства, по которым корейский вопрос как проблема послевоенного урегулирования должен был решаться союзными державами. Перенос корейского вопроса в ООН потребовался США для того, чтобы в международно-политическом плане утвердить создаваемый ими южнокорейский режим в качестве единственно законного правительства в Корее. Таким образом, в результате империалистической политики США и вопреки стремлению корейского народа к созданию единой, независимой, демократической Кореи, страна оказалась разделённой на две территории: зависимую от США Корейскую Республику и находящиеся в такой же зависимости, только от СССР, КНДР, фактически границей между которыми стала 38-я параллель.

Отнюдь не случайно, что это произошло именно с переходом Соединённых Штатов к политике «холодной войны». Раскол мира на два классово противоположенных лагеря - капитализм и социализм , вызванная этим поляризация всех политических сил на мировой арене и борьба между ними обусловили появление в системе международных отношений узлов противоречий, в которых сталкиваются и разрешаются политические интересы государств противостоящих друг другу систем. Корея в силу исторических обстоятельств превратилась в подобный узел. Она оказалась ареной борьбы капитализма в лице США против позиций коммунизма. Исход борьбы определялся соотношением сил между ними.

СССР и в период второй мировой войны, и после неё последовательно стремился к компромиссному решению корейского вопроса, к созданию через систему опеки единого демократического корейского государства. Другое дело - США, компромиссным решениям по Корее практически не оставалось места. США сознательно способствовали росту напряжённости в Корее, и если они не принимали прямого участия, то своей политикой фактически подталкивали Сеул к организации вооружённого конфликта на 38-й параллели. Но по моему мнению просчётом со стороны США было то, что они распространили свою агрессию на Китай, не осознавая его возможностей. Об этом также говорит старший научный сотрудник ИВ РАН кандидат исторических наук А.В. Воронцов: «Одним из решающих событий в ходе войны в Корее стало вступление в неё КНР 19 октября 1950 года, что практически спасло от военного разгрома находившуюся в тот период в критическом положении КНДР (эта акция стоила более двух миллионов жизней «китайских добровольцев»)».

Интервенция американских войск в Корее спасла Ли Сын Мана от военного поражения, но главная цель - ликвидация социализма в Северной Корее - так и не была достигнута. Что касается непосредственного участия США в войне, надо заметить что американская авиация и флот действовали уже с первого дня войны, но применялись для эвакуации американских и южнокорейских граждан из прифронтовых районов. Однако после падения Сеула на Корейском полуострове высадились сухопутные войска США. Американские ВВС и ВМС также развернули активные боевые действия против войск КНДР. В Корейской войне авиация США являлась главной ударной силой «вооружённых сил ООН», помогавших Южной Кореи. Она действовала как на фронте, так и по объектам глубокого тыла. Поэтому отражение воздушных ударов ВВС США и их союзников стало одной из важнейших задач войск Северной Кореи и «китайских добровольцев» на протяжении всех военных лет.

Помощь же Советского Союза КНДР в годы войны имела свою особенность - она предназначалась в первую очередь для отражения агрессии США и потому шла преимущественно по военной линии. Военная помощь СССР борющемуся корейскому народу осуществлялась путём безвозмездных поставок вооружения, боевой техники, боеприпасов и других средств; организацией отпора американской авиации соединениями советской истребительной авиации, размещёнными в соседних с КНДР приграничных районах Китая и надёжно прикрывавшими с воздуха различные экономические и другие объекты. Также СССР занималось подготовкой командных, штабных и инженерно-технических кадров для войск и учреждений Корейской народной армии на месте. На протяжении всей войны из Советского Союза поставлялись в необходимом числе боевые самолёты, танки и САУ, артиллерийское и стрелковое оружие и боеприпасы к нему, а также многие другие виды специальной техники и военного снаряжения. Советская сторона стремилась поставлять всё своевременно и без задержки, чтобы войска КНА были в достаточной степени обеспечены всем необходимым для борьбы с противником. Армия КНА была оснащена самым современным по тому времени вооружением и боевой техникой.

После открытия ключевых документов правительственных архивов стран, участвовавших в корейском конфликте, всплывают всё новые и новые исторические документы. Мы знаем, что Советская сторона приняла на себя в то время громадное бремя прямой военно-воздушной и военно-технической поддержки КНДР. В Корейской войне участвовало около 70 тысяч личного состава советских ВВС. При этом потери наших авиасоединений составили 335 самолётов и 120 пилотов. Что же касается сухопутных операций по поддержке северокорейцев, то Сталин стремился полностью переложить их на Китай. Также в истории этой войны есть один интересный факт - 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Основой этого корпуса явились три истребительные авиационные дивизии: 28-я иак, 50-я иак, 151-я иак.

В составе дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата. Имелись на вооружении самолёты советского производства: ИЛ-10, Як-7, Як-11, Ла-9, Ла-11, а также реактивные МиГ-15. Управление размещалось в городе Мукдене. Интересен этот факт потому, что пилотировали эти самолёты советские лётчики. Немалые сложности возникали из-за этого. Необходимо было соблюдать режим секретности, поскольку советское командование принимало все меры к тому, чтобы скрыть участие советских ВВС в Корейской войне, и не дать США доказательств, что истребители советского производства МиГ-15, что не было тайной, пилотируют советские лётчики. С этой целью самолёты МиГ-15 имели опознавательные знаки китайских ВВС. Запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолёты противника южнее линии Пхеньян - Вонсан, то есть до 39 градуса северной широты.

В этом вооружённом столкновении была отведена отдельная роль Организации Объединённых Наций, которая вмешалась в этот конфликт после того, как правительство США передало ей решение корейской проблемы. Вопреки протесту Советского Союза, который настаивал на том, что корейский вопрос является неотъемлемой частью проблемы послевоенного урегулирования в целом и порядок его обсуждения уже определён Московским совещанием, Соединённые Штаты поставили его осенью 1947 г. на обсуждение 2 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эти действия стали ещё одним шагом к закреплению раскола, к отходу от Московских решений по Корее и к осуществлению американских планов.

На ноябрьской сессии ГА ООН в 1947 г. американской делегации и представителям других проамериканских государств удалось отклонить советские предложения о выводе всех иностранных войск и протащить свою резолюцию, создать временную комиссию ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов. Эта Комиссия была избрана из представителей Австралии, Индии, Канады, Сальвадора, Сирии, Украины (её представители в работе комиссии не участвовали), Филиппин, Франции и чанкайшистского Китая. Она должна была осуществлять превращение ООН в «центр гармонизации действий по корейскому вопросу», предоставлять советской и американской администрации и корейским организациям «консультации и советы по каждому шагу, связанному с созданием независимого корейского правительства и отводом войск», и обеспечить под своим наблюдением проведение в Корее выборов на основе тайного голосования всего взрослого населения.

Однако Комиссии ООН в Корее не удалось создать общекорейское правительство, так как она продолжала курс на формирование угодного США реакционного органа власти. Протесты народных масс и общественных демократических организаций на Юге и Севере страны против её деятельности привели к тому, что она не смогла выполнить свои функции и обратилась за содействием к так называемому Межсессионному комитету ГА ООН. Комитет рекомендовал Временной комиссии, отменяя тем самым решение ГА ООН от 14 ноября 1947 г., провести выборы в высший законодательный орган - Национальное собрание только в одной Южной Корее, и внёс соответствующий проект резолюции на заседание сессии ГА ООН. Многие государства, включая Австралию и Канаду - членов Временной комиссии по Корее, - не поддерживали США и утверждали, что такая акция будет иметь своим результатом постоянное разделение страны и наличие двух враждебных правительств в Корее. Тем не менее с помощью послушного большинства США провели нужное им решение 26 февраля 1948 г. в отсутствии советского представителя.

Принятие американской резолюции имело пагубные последствия для Кореи. Поощряя установление «национального правительства» в Южной Корее, что неизбежно влекло за собой создание национального правительства и на Севере, оно же подталкивало к расчленению Кореи, вместо того чтобы содействовать образованию единого независимого демократического государства. Те, кто выступал за сепаратные выборы на Юге, например Ли Сын Ман и его сторонники, активно поддерживали решения ГА ООН, утверждая, что создание сильного правительства необходимо для защиты от северокорейского «наступления». Левые же были против сепаратных выборов и деятельности Комиссии ООН, они предлагали встречу политических лидеров Северной и Южной Кореи, чтобы разрешить внутренние дела самим после вывода иностранных войск.

Не составляет большого труда сделать вывод о том, что Комиссия ООН стояла на стороне США и работала в его пользу. Явный пример - резолюция, превратившая американские войска в Корее в «вооружённые силы ООН». Под флагом ООН в Корее действовали соединения, части и подразделения 16 стран: Англия и Турция прислали несколько дивизий, Великобритания снарядила 1 авианосец, 2 крейсера, 8 эсминцев, морскую пехоту и вспомогательные части, Канада направила одну пехотную бригаду, Австралия, Франция, Греция, Бельгия и Эфиопия по одному пехотному батальону. Дополнительно из Дании, Индии, Норвегии, Италии и Швеции прибыли полевые госпитали и их персонал. Около двух третей войск ООН были американскими. Корейская война обошлась ООН в 118155 убитых и 264591 раненого, 92987 были взяты в плен (большинство умерло от голода и пыток).

Смерть Сталина, внутрипартийная борьба, разоблачение культа личности

5 марта 1953 г . умер И.В. Сталин , долгие годы стоявший во главе партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха. Соратники Сталина должны были не только решить вопрос о преемственности социально-экономического курса, но и поделить между собой партийно-государственные посты. Учитывая, что общество в целом не было еще готово к радикальным переменам, речь могла идти скорее о некотором смягчении политического режима, чем об отказе от сталинского курса. Но вполне реальной была и вероятность его продолжения. Уже 6 марта приближенные Сталина приступили к первому разделу руководящих постов. Первое место в новой иерархии занял Г.М. Маленков , который получил пост Председателя Совета Министров и Первого Секретаря ЦК КПСС .

В Совмине у него было четыре заместителя: Л.П. Берия, близкий соратник Маленкова, возглавивший МВД; В.М. Молотов, министр иностранных дел. Два других поста зампредов Совета Министров занимали Н.А. Булганин и Л.М. Каганович. К.Е. Ворошилов был поставлен председателем Президиума Верховного Совета. Н.С. Хрущев был назначен в секретариат ЦК партии. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Личный секретариат Сталина был распущен. 27 марта Верховный Совет СССР объявил амнистию для всех заключенных, чей срок не превышал пять лет. В середине июля 1953 г. на одном из заседаний в Кремле, которое вел Г.М. Маленков, бывший в те годы Председателем СНК СССР Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в адрес Л.П. Берии. Н.С. Хрущева поддержали Н.А. Булгарин, В.М. Молотов и др. Как только приступили к голосованию, Маленков нажал скрытую кнопку звонка.

Несколько офицеров высшего ранга арестовали Берию. Военной стороной этой акции руководил Г.К. Жуков. По его приказу в Москву были введены Кантемировская и Таманская танковые дивизии, занявшие ключевые позиции в центре города. Эта акция осуществлялась силовыми методами. Однако какой-либо альтернативы тогда не существовало. В сентябре 1953 г . Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС . К этому времени, находясь на партийной работе с 1924 г. , он прошел все ступени аппаратной лестницы (в 1930-е гг. был первым секретарем Московской организации ВКП (б), в 1938 г. возглавлял партийное руководство Украины, в 1949 г. был назначен секретарем Московского горкома партии). После устранения Л.П. Берии между Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым начались конфликты, которые касались двух основных аспектов : экономики и роли общества в происходящих изменениях. Что касается экономики, то тут противостояли стратегия развития легкой промышленности, за которую выступал Маленков, и “союз” сельского хозяйства и тяжелой промышленности, предлагавшийся Хрущевым.

Хрущев говорил о необходимости повышения закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; о расширении посевных площадей и освоении целинных земель. Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50 % на зерновые). Повышение закупочных цен сопровождалось списанием долгов колхозов, снижением налога с приусадебных участков и с продажи на свободном рынке. Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй пункт программы Хрущева, принятия которой он добивался на февральском (1954 г.) пленуме ЦК . За последующие три года 37 млн. га, что было в три раза больше намеченного в феврале 1954 г. и составляло примерно 30 % всех обрабатываемых в то время земель СССР, были освоены. В 1954 г. доля целинного хлеба в урожае зерновых составила 50 %.

На Пленуме ЦК 1955 г. (январь) Н.С. Хрущев выступил с проектом возделывания кукурузы для решения кормовой проблемы (на практике это проявилось в беспрецедентной акции по внедрению этой культуры, зачастую в регионах, совсем не приспособленных для этого). На этом же Пленуме ЦК был подвергнут жесткой критике Г.М. Маленков за так называемый “правый уклонизм” (Г.М. Маленков, в отличие от Н.С. Хрущева, приоритетным считал развитие не сельского хозяйства, а легкой промышленности). Руководство правительством перешло к Н.А. Булганину. Позиция Н.С. Хрущева в политическом руководстве страны еще более укрепилась. 1953-1956 гг . — этот период вошел в сознание людей как “оттепель ” (по заглавию романа И.Г. Эренбурга, опубликованного в 1954 г.).

Отличительной особенностью этого времени стало не только проведение экономических мероприятий, во многом обеспечивших жизнь советских людей, но и смягчение политического режима . “Оттепель” характеризуется коллегиальным характером управления. В июне 1953 г. в газете “Правда” говорилось о таком управлении как обязательстве перед народом. Появляются новые выражения — “культ личности”, исчезают хвалебные речи. В прессе в этот период идет не столько переоценка сталинского правления, сколько снижение экзальтации по отношению к личности Сталина, частое цитирование Ленина. 4 тысячи выпущенных на свободу политических заключенных в 1953 г. — первая брешь, пробитая в репрессивной системе. Это перемены, но еще неустойчивые, как “оттепель” ранней весной. Н.С. Хрущев постепенно собирает вокруг себя союзников для разоблачения культа личности Сталина.

Термин, возникший после второй мировой войны, когда империалисты США, претендуя на мировое господство, вместе с другими империалистическими государствами начали нагнетать напряженность в международной обстановке, создавать военные базы вокруг СССР и других социалистических стран, организовывать агрессивные блоки, направленные против социалистического лагеря, угрожать ему ядерным оружием.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

глобальное идеологическое, экономическое и политическое противостояние СССР и США и их союзников во второй половине XX в.

Хотя сверхдержавы никогда не вступали в прямые военные столкновения между собой, их соперничество неоднократно приводило к вспышкам локальных вооруженных конфликтов по всему миру. Холодная война сопровождалась гонкой вооружений, за счет чего мир не раз балансировал на грани ядерной катастрофы (наиболее известный случай т. н. Карибский кризис 1962 г.).

Фундамент холодной войны был заложен еще в период Второй мировой войны, когда в США начались разработки планов установления мирового господства после поражения стран гитлеровской коалиции.

Грядущий мировой Pax Americana должен был основываться на решающем перевесе силы США в мире, что означало в первую очередь ограничение влияния СССР как основной силы Евразии. По словам советника Ф. Рузвельта, директора Совета международных отношений И. Боумана, «единственным и неоспоримым критерием нашей победы будет распространение нашего доминирования в мире после победы… США должны установить контроль над ключевыми регионами мира, которые стратегически необходимы для мирового господства».

По окончании Второй мировой войны руководство США перешло к осуществлению плана «сдерживания», который заключался, по мысли автора этого понятия Д. Кеннана, в установлении контроля над теми регионами, где могла бы образоваться и консолидироваться геополитическая, экономическая и военная мощь. Из четырех таких регионов - Великобритании, Германии, Японии и СССР - после войны только Советский Союз сохранил свой реальный суверенитет и даже расширил сферу своего влияния, взяв под защиту от американской экспансии страны Восточной Европы. Таким образом отношения между бывшими союзниками по вопросу дальнейшего устройства мира, сфер влияния, политической системы государств резко обострились.

США уже не скрывали враждебного отношения к СССР. Варварская бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 г., мгновенно унесшая жизни полумиллиона мирных жителей, была призвана продемонстрировать советскому руководству возможности ядерного оружия. 14 декабря 1945 г. Объединенный комитет военного планирования Англии и США принял директиву № 432D, где были обозначены первые 20 целей ядерных бомбардировок на территории Советского Союза - крупнейшие города и промышленные центры.

В западное общественное мнение насаждался миф о коммунистической угрозе. Его глашатаем стал бывший премьер-министр Англии У. Черчилль (1874–1965), 5 марта 1946 г. произнесший перед студентами Вестминстерского колледжа (Фултон, шт. Миссури) речь о необходимости противостоять Советской России, создав «железный занавес». 12 марта 1947 г. была провозглашена доктрина Г. Трумэна, ставившая задачу сдерживания коммунизма. Те же задачи преследовала и «Программа восстановления Европы», или «План Маршалла», представлявший собой, по словам его автора, государственного секретаря Дж. Маршалла, «военные действия, осуществляемые при помощи экономики, цель которых, с одной стороны, сделать Западную Европу полностью зависимой от Америки, с другой, подорвать влияние СССР в Восточной Европе и подготовить почву для установления американской гегемонии в этом регионе» (из речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском ун-те).

4 апреля 1949 г. для обеспечения американского военного преимущества в Евразии был создан агрессивный военный блок НАТО. 19 декабря 1949 г. в США был разработан военный план «Дропшот», предполагавший массированную бомбардировку советских 100 городов с применением 300 атомных бомб и 29 тыс. обычных и последующую оккупацию СССР силами 164 дивизий НАТО.

После того, как в 1949 г. СССР провел первые ядерные испытания и приобрел ядерный суверенитет, вопрос о превентивной войне против Советского Союза ввиду ее военной невозможности был снят. Американские специалисты констатировали: кроме «ядерного щита» СССР обладает другими важными преимуществами - мощным оборонительным потенциалом, большой территорией, географической близостью к промышленным центрам Западной Европы, идеологической устойчивостью населения, огромным международным влиянием («КПСС - самая эффективная в истории замена морской мощи», - утверждалось в статье «Насколько сильна Россия?», опубликованной в журнале «Time» от 27 ноября 1950 г.).

С этого времени основной формой войны стало идеологическое, дипломатическое и политическое воздействие. Его характер был в частности определен Директивами Совета Национальной Безопасности США NSC 20/1 (18 августа 1948 г.) и NSC 68 (14 апреля 1950 г.).

Эти документы ставили перед США первостепенные задачи относительно Советского Союза: переход Восточной Европы в сферу американского влияния, расчленение СССР (в первую очередь отделение республик Прибалтики и Украины) и подрыв изнутри советской системы путем демонстрации моральных и материальных преимуществ американского образа жизни.

В решении этих задач, подчеркивалось в NSC 20/1, США не связаны никакими временными ограничениями, главное в нем - не затрагивать напрямую престиж советского правительства, что «автоматически сделало бы войну неизбежной». Средствами реализации этих планов стали антикоммунистическая кампания на Западе, поощрение сепаратистских настроений в национальных республиках СССР, поддержка эмигрантских организаций, ведение открытой психологической войны через прессу, радио «Свобода», «Голос Америки» и т. п., подрывная деятельность различных НГО и НКО.

Долгое время эти действия почти не имели эффекта. В 1940–50-е гг. мировой авторитет СССР как победителя фашизма был очень высок, никто не верил, что «страна вдов и инвалидов» с наполовину разрушенной экономикой представляет миру реальную угрозу. Однако, благодаря ошибочной политике Н. Хрущева, крайне несдержанного во внешнеполитических заявлениях и фактически спровоцировавшего Карибский кризис (установка наших ракет на Кубе чуть не привела к обмену ядерными ударами между США и СССР), мировая общественность поверила в опасность СССР.

Конгресс США значительно повысил ассигнования на подрывные мероприятия, санкционировал изматывающую для советской экономики гонку вооружений. Значительной поддержкой антисоветских кругов на Западе пользовались диссиденты (от англ. dissident - раскольник), чья «правозащитная» деятельность была направлена на подрыв морального авторитета СССР.

Огромными тиражами в западных странах была издана клеветническая книга А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1-е изд. - 1973, YMCA-Press), где в сотни раз завышались данные о репрессиях в период правления Сталина, а СССР представлялся страной-концлагерем, неотличимым от фашистской Германии. Высылка Солженицына из СССР, вручение ему Нобелевской премии, его мировой успех вызвали к жизни новую волну диссидентского движения. Оказалось, что быть диссидентом - это не опасно, а крайне выгодно.

Провокационным шагом со стороны Запада стало вручение в 1975 г. Нобелевской премии мира одному из лидеров «правозащитного» движения физику-ядерщику А. Сахарову, автору брошюры «О мирном сосуществовании, прогрессе и интеллектуальной свободе» (1968).

США и их союзники поддерживали активистов националистических (чеченских, крымско-татарских, западно-украинских и т. д.) движений.

Во времена брежневского руководства было сделано немало шагов по пути разоружения и «разрядки международной напряженности». Были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений, состоялся совместный советско-американский полет в космос «Союз - Аполлон» (17–21 июля 1975 г.). Кульминацией разрядки стали т. н. «Хельсинские соглашения» (1 августа 1975 г.), которые закрепляли принцип нерушимости границ, сложившихся после Второй мировой войны (таким образом страны Запада признавали коммунистические режимы в Восточной Европе) и налагали на страны обоих блоков ряд обязательств по укреплению доверия в военной области и по вопросам прав человека.

Смягчение позиции СССР по отношению к диссидентам привело к активизации их деятельности. Очередное обострение в отношениях сверхдержав приходится на 1979 г., когда Советский Союз ввел войска в Афганистан, дав повод американцам сорвать процесс ратификации Договора ОСВ-2 и заморозить прочие двухсторонние соглашения, достигнутые в 1970-е гг.

Холодная война развернулась и на полях спортивных сражений: США и ее союзники бойкотировали Олимпиаду-1980 в Москве, а СССР - Олимпиаду-1984 в Лос-Анджелесе.

Пришедшая в 1980 г. к власти администрация Р. Рейгана провозгласила курс на обеспечение решающего перевеса силы США в мире и установление «нового мирового порядка», что требовало устранения с мировой арены Советского Союза. Вышедшие в 1982–83 гг. Директивы Совета Национальной Безопасности США NSC 66 и NSC 75 определяли методы решения этой задачи: экономическая война, массированные подпольные операции, дестабилизация обстановки и щедрая финансовая поддержка «пятой колонны» в СССР и странах Варшавского договора.

Уже в июне 1982 г. фонды ЦРУ, структуры Дж. Сороса и Ватикан начали выделять огромные средства на поддержку польского профсоюза «Солидарность», которому было суждено сыграть в конце 1980-х гг. решающую роль в организации первой в соцлагере «бархатной революции».

8 марта 1983 г., выступая перед Национальной ассоциацией евангелистов, Рейган назвал СССР «империей зла» и объявил борьбу с ней своей главной задачей.

Осенью 1983 г. силами советской ПВО над территорией СССР был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер. Этот «несимметричный» ответ на очевидную провокацию со стороны Запада стал поводом для размещения в Западной Европе американских ядерных ракет и начала разработки программы космической противоракетной обороны (СОИ, или «звездные войны»).

Впоследствии блеф американского руководства с этой сомнительной в техническом отношении программой вынудил М. Горбачева пойти на серьезные военные и геополитические уступки. По словам бывшего сотрудника ЦРУ П. Швейцера, автора знаменитой книги «Победа. Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря», существовало 4 основных направления ударов по СССР:

1. Польша (провокации, поддержка диссидентского движения «Солидарность».

2. Афганистан (провокация конфликтов, поддержка современным оружием боевиков).

3. Технологическая блокада советской экономики (в т. ч. диверсии и отвлекающая технологическая информация).

4. Снижение цен на нефть (переговоры с ОПЕК об увеличении добычи нефти, в результате чего ее цена упала на рынке до 10 долларов за баррель).

Совокупным результатом этих действий стало фактическое признание Советским Союзом своего поражения в холодной войне, что выразилось в отказе от самостоятельности и суверенитета во внешнеполитических решениях, признании своей истории, экономического и политического курсов ошибочными и требующими исправления с помощью западных советников.

Со смещением в 1989–90 гг. коммунистических правительств в ряде стран соцлагеря была реализована исходная установка Директивы NSC 20/1 - переход Восточной Европы в сферу американского влияния, что было подкреплено расформированием 1 июля 1991 г. Варшавского договора и началом расширения НАТО на Восток.

Следующим шагом стал развал Советского Союза, «узаконенный» в декабре 1991 г. т. н. «Беловежскими соглашениями». Тогда же была поставлена и более амбициозная цель - расчленение самой России.

В 1995 г. в речи перед членами Объединенного комитета начальников штабов президент США Б. Клинтон заявил: «Используя промахи советской дипломатии, чрезмерную самонадеянность Горбачева и его окружения, в т. ч. тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн посредством атомной бомбы. Правда, с существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, не разрушенный атомом… Однако это не значит, что нам не над чем думать… Необходимо решить одновременно несколько задач… расчленение России на мелкие государства путем межрелигиозных войн, подобных тем, что организованы нами в Югославии, окончательный развал военно-промышленного комплекса и армии России, установление нужного нам режима в оторвавшихся от России республиках. Да, мы позволили России быть державой, но империей будет теперь только одна страна - США».

Эти планы Запад усердно старается осуществить через поддержку сепаратистов Чечни и других республик Кавказа, через нагнетание национализма и религиозной нетерпимости в России через русские, татарские, башкирские, якутские, тувинские, бурятские и др. националистические организации, через ряд «бархатных революций» в Грузии, Украине, Киргизии, попытки дестабилизации ситуации в Приднестровье, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане.

Администрация Дж. Буша по сути подтвердила приверженность идеям холодной войны. Так, на саммите НАТО в Вильнюсе в мае 2006 г. вице-президент США Р. Чейни произнес речь, весьма напоминающую по содержанию и общему настроению пресловутую «фултонскую». В ней он обвинил Россию в авторитаризме и энергетическом шантаже соседних стран и озвучил идею создания Балтийско-Черноморского Союза, который включал бы все западные республики бывшего Советского Союза, отрезавшие Россию от Европы.

Запад продолжает использовать методы холодной войны в борьбе с вновь набирающей политический и экономический вес Россией. Среди них - поддержка НКО/НГО, идеологические диверсии, попытки вмешательства в политические процессы на суверенной российской территории. Все это свидетельствует о том, что США и их союзники не считают холодную войну оконченной. В то же время разговоры о проигрыше СССР (а на самом деле - России) в холодной войне есть симптом пораженчества. Проиграна битва, но не война.

Сегодня прежние методы (а главное, идеология США) уже не пользуются успехом и не способны производить эффект, как в конце XX в., а иной стратегии США не имеет.

Моральный авторитет одной из стран-победительниц, «страны свободы», который был главным оружием США, в мире серьезно пошатнулся после операций в Югославии, Афганистане, Ираке и проч. США предстают перед миром как «новая империя зла», преследующая свои интересы и не несущая новых ценностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Есть такие исторические явления, которые действительно важны не только для сдачи ЕГЭ, но и для понимания всего периода. К примеру, если Вы просто учите внешнюю политику Советского Союза, но не обратили внимание, что львиная доля событий относится к данному историческому явлению, то и запомнить все это будет крайне Вам не просто.

В этой статье же мы раскроем кратко по пунктам причины Холодной войны, которая длилась с 1946/49 года по 1989 год. Публикация на эту тему поможет вам дать ответ на самый «завальный» экзаменационный вопрос: почему антигитлеровская коалиция так быстро распалась, а страны-союзники оказались врагами после 1946 года?

Причины

Холодная война — это период политической, экономической и военной конфронтации (противостояния) между государствами и системами государств. Она была главным образом между СССР и США, между двумя системами хозяйственно-экономического и политического устройства. Собственно в этом и есть ключевые причины.

  • Конфронтация была из-за взаимного недоверия между странами, между Советским союзом и США. Масла в огонь добавил тот факт, что Советская армия находилась прямо с центре Европы, и ничто не мешало ей двинуться дальше — на Запад.
  • Большая разница в идеологиях: в США господствовал капитализм с присущим ему либерализмом и неолиберализмом; в Советском Союзе — господствовала марксистко-ленинская идеология, которая, кстати, предусматривала курс на мировую революцию. То есть речь шла о свержении буржуазных правительств силами местного рабочего класса и установления советской власти.
  • Разная система хозяйствования: в США был рынок и преимущественно естественные рыночные механизмы, которые были усовершенствованы после Великой депрессии 30-х годов. В СССР же была плановая командно-административная система хозяйствования.
  • Популярность послевоенного СССР была крайне велика во всем мире: это тоже подливало масла в огонь.

Также вы должны помнить про сопутствующие предпосылки: в ходе освобождения государств Европы от нацистов и фашистов в них устанавливались просоветские и прокоммунистические режимы, в которых сразу после войны шла индустриализация и коллективизация по советскому типу. Конечно, она была несравненно мягче, чем в самом Советском союзе, но была.

Такое беспрецедентное вмешательство СССР во внутренние дела освобожденных государств создавало реальную угрозу существования других независимых государств. В результате никто не мог дать гарантий, что Советская армия двинется дальше: на Англию, или Францию, или США. Именно эти опасения, в том числе, и высказал У. Черчилль в своей речи в г. Фултоне 5 марта 1946 года. Кстати, эту речь я настоятельно рекомендую прочесть, потому что текст из нее вполне может быть включен в ЕГЭ.

Ход событий

В рамках обычного поста у меня нет возможности рассказать детально об этих событиях. К тому же я уже сделал это в своих видеоуроках, доступных на наших курсах подготовки и в . Но назвать события все же хотелось, чтобы дать вам хоть какие-то ориентиры.

  • 1949 год — образование НАТО, испытание советской атомной бомбы.
  • 1950 — 1953 годы — Корейская война — это первое серьезное военное противостояние, в котором косвенно, да и напрямую участвовали обе стороны.
  • 1955 год — образование ОВД.
  • 1956 год- Суэцкий кризис.
  • 1961 год — Карибский кризис. Это пик противостояния между СССР и США, когда эти страны, да и весь мир был на грани ядерной войны. Именно это событие положило начало процессу разрядки международной напряженности при Л.И. Брежневе. Именно после этого события на Западе массово появляются субкультуры, в рамках которых молодежь пытается найти свой жизненный путь.
  • 1965 — 1975 — война во Вьетнаме.
  • 1973 — 75 — переговоры в Хельсинки и принятие Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе.
  • 1979 — 1989 годы — война в Афганистане.

Еще раз повторю, это всего лишь ориентиры. Детально все я разобрал в своих видеоуроках, и