Повесть «Детство» стала первым произведением 24-летнего Льва Николаевича Толстого и сразу же открыла ему дорогу не только в русскую, но и в мировую литературу. Молодой писатель отправил ее главному редактору самого известного в ту пору литературного журнала «Современник», Николаю Алексеевичу Некрасову, вместе с деньгами на случай возврата рукописи, но поэт не мог не увидеть, что ему в руки попало творение настоящего таланта. Хотя последующие книги Толстого принесли ему еще большую славу, «Детство» нисколько не померкло в сравнении с ними. В произведении была и глубина, и нравственная чистота, и мудрость.

Главным героем произведения является 10-летний Николенька Иртеньев. Мальчик растет в дворянской семье в деревенском поместье, его окружают самые близкие и любимые люди: учитель, брат, сестра, родители, нянька.

Читатели знакомятся с миром Николая через его рассказ, причем многие поступки анализируются уже выросшим молодым человеком, но для которого воспоминания детства настолько ярки, что он пронес их через много лет. А ведь они и формируют личность. Уже на ранних этапах взросления становится вполне ясно, что ты будешь собой представлять.

Что же можно сказать про Николеньку? Он умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к близким людям, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

В маленьком Николае было все самое лучшее, что позже сформировало взрослую личность. Но он сокрушается, куда делись чистота и чувствительность, которые были в избытке в детстве, и которых он не находит сегодня в себе? Неужели они исчезли бесследно? Нет, просто в мире, где эмоции принято сдерживать, искренние порывы были заперты глубоко в душе.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом. Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Папа

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Учитель Карл Иванович Мауер хоть и не является главным героем повести, играет очень важную роль в жизни Николеньки и, конечно же, влияет на дальнейшее мировоззрение героя. В повести Льва Николаевича Толстого «Детство» этому герою посвящена отдельная глава.

Карл Иванович в семье Иртеньевых служит домашним учителем. Раньше он служил у генерала и в минуты обиды любит повторять, что там, где он раньше работал, его ценили больше, нежели у Иртеньевых. В семье нашего героя старый немец служит уже больше десяти лет и детей этой семьи любит как родных. Он сидел у постели Володи, когда мальчик болел, что говорит о его беззаветной и чистой любви к ребенку. Немец очень привязан к детям и, когда отец решает увезти их из родового гнезда, старый учитель воспринимает это как личное оскорбление. Он не знает, что ему делать дальше и готов беззаветно служить Иртеньевым даже если ему не будут за это платить. Маленький Николай же любит учителя почти также сильно как родного отца.

Персонаж родом из Германии. В повести часто повторяется, что старый немец глубоко несчастен. Он сирота и на его жизнь выпала нелегкая доля. Николенька говорит, что это единственный человек из его окружения, который был несчастен.

Когда Карл Иванович ходит в домашней одежде, он обычно одет в пестрый халат и козьи сапоги. В классной же комнате он надевает сюртук. Неизменной остается лишь красная вязаная шапочка-ермолка с кисточкой, из-под которой выбивается редкая седина. Эту шапочку он надевает, потому что боится простудить голову, а еще она служит ему для прикрытия лысины. Он не снимает своей шапочки, но всегда при входе в гостиную просит на это разрешения.

У старого учителя больная рука. Об этом читатель узнает, когда Николенька в поисках перчаток, так необходимых ему для танцев, находит перчатку, на которой не хватает среднего пальца. Маленький мальчик рассуждает, что Карл Иванович отрезал его для своей больной руки. А еще учитель глуховат на одно ухо.

Герой очень добр и любит всех детей, которых воспитывает и учит уже двенадцать лет. У него очень добрый голос и он совершенно тронут выдуманным сном Николеньки. Однако в классной комнате добрый немец становится требовательным учителем, который дает детям знания. Здесь его голос становится строгим, он может наказать нашего героя, поставить его в угол.

Карл Иванович очень аккуратен и любит во всем порядок. На его рабочем месте в классной комнате все всегда на своих местах. Учитель любит читать, у него есть несколько любимых книг и он чтением даже посадил тебе зрение и потому носит очки. А еще Карл Иванович любит стихи и даже иногда сам их пишет. Одно из стихотворений Николенька находит в бумагах старого немца.

Карл Иванович – это пример человека, который, пройдя множество жизненных испытаний, сумел сохранить добрую душу и не разучился любить.

Сочинение про учителя Карла Ивановича

Карл Иванович является одним из героев первой повести автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Он работал гувернером в доме у Иртеньевых, занимался обучением и воспитанием Николеньки и его брата Володи, был немцем по происхождению. На жизненном пути он постоянно преодолевал встречающиеся сложности.

Впервые читатель знакомится с Карлом Ивановичем уже в самом начале повести. Он прерывает сон Николеньки и будит его своим нежным голосом. Мальчик был очень злым и расстроенным тем, что его разбудили. Но из-за чрезвычайного доброго характера учителя и его трепетного отношения к мальчикам, Николенька просыпается с хорошим настроением. В свободное от учебы время Карл Иванович имел добрый и ласковый характер, веселился с детьми, расслаблялся в любимом кресле и читал книги. А в классе он становился более суровым и требовательным, потому что по-настоящему хотел обучить детей наукам. Каждое утро дети в сопровождении учителя встречались со своей маменькой, которая любила спрашивать об их сне и разговаривала с учителем по-немецки. Карл Иванович придерживался мнения о том, что все дети должны воспитываться в окружении любви, но не быть избалованными различными искушениями. Для детей мужчина был в одном лице другом, учителем, помощником и просто добрым человеком с широкой душой, за советом к которому можно обратиться в любое время.

Возможно, характер Карла Ивановича каким-либо образом связан с его печальной историей жизни. Для начала нужно сказать, что он был незаконнорожденным ребенком, из-за чего терпел много ограничений. За долгую жизнь он успел побыть на войне вместо своего старшего брата, в плену, поработать на фабрике и сбежать из ареста на родном месте. На работу в дом Иртеньевых, который стал для него родным, он попал после работы у русского генерала.

Карл Иванович является, несомненно, положительным героем повести «Детство» и примером настоящего человека, с которого стоит брать пример. Не каждый человек способен сохранять человечность и доброту, пройдя через трудности в виде войны, ареста и плена, а тем более полюбить чужих детей, как и своих собственных.

Несколько интересных сочинений

    С детства меня приучали к тому, что свободное время создано для того, чтобы проводить его с пользой, в первую очередь для себя. Свободное время в будние дни у меня начинается во второй половине дня. Приходя со школы я иду на тренировку по баскетболу

    Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

1. Продолжить работу по изучению главы из повести Л.Н.Толстого «Детство» « Учитель Карл Иванович» 2. Формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, решать разнообразные коммуникативные задачи. 3. Развивать интерес к литературному чтению, обогатить словарный запас учащихся за счёт устаревшей и малоупотребляемой лексики.













«…подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке.» «На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подкленные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки…»




«На третьей стене...висели две линейки: одна - изрезанная, наша, другая - новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линевания; с другой - черная доска, на которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками - маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени.


« Его доброе немецкое лицо, участие, с которым он старался угадать причину моих слез, заставляли их течь еще обильнее: мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку; теперь, напротив, все это казалось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты».



Вариант 1. Чего не было в гардеробе Карла Ивановича? а)красная вязаная ермолка; б)ваточный халат; в)мягкие козловые сапоги; г)телогрейка на меху. Вариант 2. Материал, из которого был сделан халат Карла Ивановича? а) парча; б) вата; в) шерсть; г) бархат.




Вариант 1. Что использовал Карл Иванович в качестве наказания? а) сёк розгами; б) ставил на горох; в) ставил в угол на колени; г) жаловался родителям. Вариант 2. Где отмечал Карл Иванович проступки детей? а) на доске; б) в дневнике; в) в журнале; г) в записной книжке.








Сочинение

Повесть «Детство» - первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого. Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает - необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.

Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной душевной тревогой. Познавая мир, он стремится разобраться в поступках окружающих и в себе самом. Уже первый эпизод показывает, как сложен духовный мир этого десятилетнего мальчика.

Повесть начинается незначительным, пустяковым случаем в детской комнате. Учитель Карл Иваныч разбудил Николеньку, ударив над самой его головой по мухе хлопушкой из сахарной бумаги на палке. Но сделал это так неловко, что задел образок, висевший на спинке кровати, и убитая муха упала Николеньке прямо на лицо. Этот неловкий поступок сразу рассердил мальчика. Он начинает размышлять о том, для чего это сделал Карл Иваныч. Почему именно над его кроваткой он убил муху, а не над кроваткой его брата Володи? Неужели только оттого, что Николенька самый младший, все будут его мучить и безнаказанно обижать? Расстроившись, Николенька решает, что Карл Иваныч только о том и думает всю жизнь, как бы делать ему неприятности, что Карл Иваныч злой, «противный человек». Но проходит всего несколько минут, и Карл Иваныч подходит к кроватке Николеньки и начинает, посмеиваясь, щекотать его пятки, ласково приговаривая по-немецки: «Ну, ну, лентяй!» И в душе

мальчика уже теснятся новые чувства. «Какой он добрый и как нас любит», - думает Николенька. Ему становится досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хочется одновременно и смеяться, и плакать. Ему совестно, он не может понять, как несколько минут назад он мог «не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку». Теперь все это казалось Николеньке «чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказательством его доброты». Расчувствовавшись, мальчик заплакал. А доброе лицо учителя, склонившееся над ним, участие, с которым он старался угадать причину детских слез, «заставляли их течь еще обильнее».

В классной комнате Карл Иваныч был «совсем другой человек: он был наставник». Голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез. Мальчик внимательно рассматривает классную комнату, в которой много вещей Карла Иваныча, и они могут многое сказать о своем хозяине. Николенька видит самого Карла Иваныча в длинном ватном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы. Учитель сидит за столиком, на котором стоит «кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку» (кружок этот Карл Иваныч «сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света»). Возле него лежат часы, клетчатый платок, черная круглая табакерка, зеленый футляр для очков, щипцы на лоточке. Все вещи чинно и аккуратно лежат на своих местах. Поэтому Николенька приходит к выводу, что «у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна».

Иногда Николенька заставал Карла Иваныча в минуты, когда его «голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особенным выражением, а губы грустно улыбались». И тогда мальчик думал: «Бедный, бедный старик! Нас так много, мы играем, нам весело, а он - один-одинешенек, и никто-то его не приласкает...». Он подбегал, брал его за руку и говорил: «Милый Карл Иваныч!» Эти искренние слова всегда глубоко трогали учителя. Но бывали минуты, когда Николенька, задумавшись, не слышал слов учителя, и тем самым обижал его.

Уже одна эта глава, в которой герой вспоминает о своем отношении к учителю Карлу Иванычу, показывает, что детские годы Николеньки Иртеньева не были беспечными. Он постоянно наблюдал, размышлял, учился анализировать. Но главное, в нем с детства было заложено стремление к добру, правде, истине, любви и красоте.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ЦЕЛИ:

  • Продолжить работу по изучению главы из повести Л.Н. Толстого "Детство" "Учитель Карл Иванович".
  • Формировать умение постигать смысл прочитанного, воссоздавать художественные образы, решать разнообразные коммуникативные задачи.
  • Развивать интерес к литературному чтению, обогатить словарный запас учащихся за счет устаревшей и малоупотребляемой лексики.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Учебник Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова "Литературное чтение" 4 класс.
  • Портрет Л.Н. Толстого.
  • Выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого.
  • Иллюстрации художников и рисунки учащихся к повести "Детство" Л.Н. Толстого.
  • Толковые словари.

ТИП УРОКА: Урок-исследование.

На доске предложения из текста:

  • "Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!"

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим работу над главой из повести Л.Н. Толстого "Детство" "Учитель Карл Иванович".

Проведем урок-исследования.

Чем занимаются исследователи?

(Исследователь - лицо, занимающееся научными исследованиями, т.е. выясняет, изучает что-либо, наблюдает за процессом.)

Чем мы будем заниматься на уроке чтения как исследователи-читатели?

(Искать доказательства к поставленной проблеме)

2. Проверка домашнего задания.

Вы готовили ответы на три вопроса.

(Вопросы записаны на доске, ответы у учащихся в тетрадях по чтению)

  1. О чем это произведение? (О самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир встречает его и т.д.)
  2. Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения? (Ответы детей).
  3. Почему Л.Н. Толстой назвал 1-ую главу "Учитель Карл Иванович"? (Высказывания детей)

3. Исследовательская работа.

(На доске предложение из главы "Учитель Карл Иванович": "Какой он добрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!")

Проведем исследование содержания текста, в результате которого докажем справедливость мысли героя.

(Учащиеся разделены на 5 групп)

  • Первая группа - художники-портретисты, они же художники по костюмам.
  • Вторая группа - художники-дизайнеры по интерьеру.
  • Третья группа - эксперты-языковеды.
  • Четвертая группа - воспитатели.
  • Пятая группа - эксперты-психологи.

Слово художникам-портретистам:

Описание внешнего вида Карла Ивановича.

(Учащиеся читают отрывки из произведения про внешний вид героя).

Просим экспертов-языковедов дать объяснения незнакомых слов.

  • Ваточный халат - халат на подкладке из ваты
  • Ермолка - маленькая, мягкая, круглая шапочка.
  • Козловые сапоги - сапоги из козьей кожи.

(слова записаны на доске)

Таким мы увидели Карла Ивановича глазами Николеньки.

Рассмотрим рисунки художников по костюмам (Рисунки на доске)

В какой сцене мы видим Карла Ивановича в домашней одежде? (Ответы детей)

Имеются ли вопросы к учащимся по поводу внешнего вида Карла Ивановича у художников-портретистов?

Ученик - Почему Карл Иванович был так одет? (Ответы детей)

Предоставим слово экспертам из группы художников-дизайнеров по интерьеру.

Как характеризуют Карла Ивановича его вещи в классной комнате?

(Учащиеся читают отрывки, рассказывают о том, как выглядела классная комната, какие вещи лежали на рабочем столике Карла Ивановича).

  • Языковеды, дайте толкование следующих слов:
  • Классная комната - учебная комната.
  • Егерь - охотник, стрелок с ружьем и собакой.
  • Ландкарты - географические карты.
  • Табакерка - коробочка для табака.

(Слова записаны на доске)

Что можно сказать о характере Карла Ивановича?

(В классной комнате он другой, он - наставник, строг, в меру, добился того, что в классной комнате ничего лишнего, что отвлекало бы от учебных занятий. У Карала Ивановича совесть чистая и душа покойна).

У экспертов из группы художников-дизайнеров по интерьеру есть вопросы к классу?

Ученик - Почему слово "собственная" два раза в тексте было выделено курсивом? (Карл Иванович - гувернер, выписан из-за границы. Жил в чужом доме, собственных вещей мало).

Какие методы и приемы воспитания использовал Карл Иванович в этой классной комнате? Слово экспертам-воспитателям.

(Учащиеся читают отрывки, рассказывают)

Имеются ли вопросы у экспертов-воспитателей по поводу методов и приемов воспитания, которые использовал Карл Иванович?

Ученик - Почему Карл Иванович молчал, когда Николенька стоял в углу?

(Он давал возможность детям, исполняя наказание, подумать, поразмышлять над своим поведением).

Ученик - Почему линейка для наказания, которая висела в классной комнате, была новенькой?

(Карл Иванович ею не пользовался, она висела только для устрашения).

Ученик - Какие проступки, большие и маленькие, могли тогда совершать дети?

(Ответы детей)

Каким же Карл Иванович был воспитателем?

(Не очень строг, терпелив, умел воспитывать даже молчанием).

К чему привела такая методика воспитания? Каким вырос Николенька?

Слово экспертам-психологам:

(Учащиеся дают оценку размышлениям Николеньки о взаимоотношениях с учителем, о его отношении к учителю)

Прочитайте ещё раз предложение на доске.

Смогли мы доказать правильность этой мысли Николеньки?

(Ответы детей).

Какими способами мы достигли цели?

(Ответы детей)

Всю жизнь Л.Н. Толстой изучал человека в самом себе. Он анализировал поступки людей, наблюдал за ними, его интересовал нравственный смысл поступка.

Повесть "Детство" интересна тем, что впервые взрослому человеку удалось так правдиво заговорить от имени ребенка, передать его мысли, чувства, огорчения.

Главный герой Николенька Иртеньев - прообраз самого автора, не только совершает какие-либо поступки, но и старается сам осмыслить их, даже исправить что-либо в своем поведении.

4. Тестирование.

Проведем тестирование, чтобы выяснить, насколько вы были внимательны, слушали друг друга, насколько эффективной была работа наших экспертов.

Т Е С Т

ВАРИАНТ 1

1. Чего не было в гардеробе Карла Ивановича?

а) красная вязанная ермолка;

б) ваточный халат;

в) мягкие козловые сапоги;

г) телогрейка на меху.

2. Кто был изображен на табакерке?

а) рыцарь;

в) король;

3. Что использовал Карл Иванович в качестве наказания?

а) сёк розгами;

б) ставил на грох;

в) ставил в угол на колени;

г) жаловался родителям

4. Надзиратель за детьми - это:

а) опекун;

б) гувернёр;

г) дворовый дядька

5. Кто был Карл Иванович по национальности?

б) англичанин;

в) француз;

г) русский

ВАРИАНТ 2

1. Материал из которого был сделан халат Карла Ивановича?

в) шерсть;

г) бархат

2. Чего не было на рабочем столе Карла Ивановича?

а) часы с нарисованным егерем;

б) табакерка;

в) футляр для очков;

г) чернильница

3. Где отмечал Карл Иванович проступки детей?

а) на доске;

б) в дневнике;

в) в журнале;

г) в записной книжке

4. Как назывались географические карты в кабинете Карла Ивановича?

б) ландкарты;

в) таблицы;

г) картины-пейзажи

5. Кто был прообразом Л.Н. Толстого в повести "Детство"?

а) Николенька;

б) Володя;

в) Карл Иванович;

г) нет прообраза

5. Взаимопроверка, взаимооценивание.

(Ключ к тесту и способ оценивания на доске)

Оценивание:

  • "5" - без ошибок
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки

Вариант 1

Вариант 2

Какие оценки поставили? Почему?

6. Домашнее задание по выбору:

  1. Художественный пересказ одного из отрывков главы "Учитель Карл Иванович".
  2. Сочинение о событии из своего детства.
  3. Прочитать другие главы из повести.