Определение 1

Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку, функцию мозга, реализация которой заключается в осмысленном, обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности в виде идеальных образов, осуществлении контроля над психическими процессами, поведенческими стратегиями, направлении хода психической и предметной деятельности, рефлексии и саморефлексии.

Функции сознания

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание , саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Структура сознания

Сознание представляет собой сложный, многогранный и многоаспектный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:

  1. Интеллект – психические способности личности, необходимые в процессе решения умственных задач. К способностям данной группы можно отнести характеристики мышления (интенсивность, гибкость, системность), памяти (объем, скорость запоминания, забывания, готовность к воспроизведению), внимания (распределенность, устойчивость, переключаемость, концентрация, объем), восприятия (избирательность, наблюдательность, способность узнавания). Ядром интеллекта является система знаний;
  2. Мотивация – совокупность побуждений, стимулов, определяющая целенаправленность деятельности личности;
  3. Эмоции , чувственно-эмоциональная сфера – переживания личности, отражающие ее субъективное отношение, оценивание тех или иных явлений, феноменов, процессов, ситуаций, социального окружения. В чувственно-эмоциональную сферу входят настроения, чувства, переживания, эмоциональные стрессы, аффекты и пр.;
  4. Воля – способность личности сознательно регулировать собственную деятельность и поведение, достигать поставленных целей, преодолевая трудности. Волевая регуляция предполагает ответственность и свободу;
  5. Самосознание - репрезентация собственного «Я», часть сознания личности, обеспечивающая ее саморегулирование, самоконтроль и самовоспитание.

Интеллект как одна из важнейших составляющих сознания

Определение 2

Интеллект представляет собой общие способности личности к познанию, интерпретации, разрешению проблем, к осуществлению познавательного процесса, эффективному решению проблем; способность организовывать, планировать, контролировать собственную деятельность по достижению цели.

Данное понятие объединяет все индивидуальные познавательные способности, включая восприятие, ощущение, представление, память, мышление, воображение.

Выступая основой личностного сознания, интеллект включает ряд качеств, включая любопытство, глубину, гибкость и подвижность ума, логичность, широту и доказательность мышления, обеспечивающих формирование системы знаний, представлений личности, ее личностное развитие.

Таким образом, сознание представляет собой сложное, многомерное образование, в моделировании которого активное участие принимают различные личностные качества, свойства, одно из приоритетных мест среди которых занимает интеллект.

  1. Основные элементы и уровни структуры сознания
  2. Сознание и самосознание
  3. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание
  4. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы

1. Основные элементы и уровни структуры сознания. Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в мно­гообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание - результат процесса познания, от­ражение действительности в виде чувственных и рациональ­ных образов. Знание и познание как таковые - предмет изуче­ния теории познания (гносеологии), о которой будет идти речь далее.

Необходимым компонентом сознания является внимание. Оно часто определяется как психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объек­те или действии. Различают внимание непроизвольное (непред­намеренное) и произвольное, преднамеренное, которое носит волевой характер. Противоположность внимания - невнима­ние, т. е. рассеянность.

Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоцио­нальные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие - веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

Чувства (эмоции в узком смысле) - переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратко­временными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчи­выми (любовь, ненависть и т.п.). В отличие от чувств живот­ных чувства человека - продукты всемирной истории.



Настроение - длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть - сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства - чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

Аффект (душевное волнение) - сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание - ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

Еще одним важным элементом сознания является воля - созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля - созидательное преодоление внешних и внутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.

Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления дей­ствия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Сила воли не дана человеку от природы. Умение и способность выбирать цели, принимать правильные решения и вы­полнять их, доводить начатое дело до конца являются резуль­татом знаний, опыта, воспитания и самовоспитания.

Фрустрация - психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемы­
ми) трудностями на пути к решению значимых для человека
задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, не­ осуществления какой-либо значимой для человека цели, по потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожнос­ти, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. Важное его назначение - представить результат дея­тельности до ее начала, т. е. предвидеть будущее. Воображе­ние «работает» особенно в неопределенных ситуациях, где за­труднена деятельность мышления, привыкшего к точной, оп­ределенной ситуации. Часто его отождествляют с фантазией как «плодом» воображения.

В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности (научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

Память - закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависи­мости от материала, который запоминается, выделяют образ­ную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непро­извольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

Наиболее крупными уровнями сознания чаще всего выделяют обыденное (повседневное) и теоретическое сознание, о чем далее будет идти речь.

2. Сознание и самосознание. Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом это­го субъекта - его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личнос­тью. «Познай самого себя!» - говорил Сократ. Человек осоз­нает себя не только посредством других людей, но и через со­зданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморе­гулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впа­дая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самооблада­нии; ответственности за свои поступки.

Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формирова­нии самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысле­ние собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия мо­жет иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк - от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления че­ловека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание - оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

3. Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определенных функций. К их числу чаще всего относят следующие:

1.Активно отражательная - это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправлен­ный обобщенный процесс отражения действительности че­ловеком как социальным существом.

2.Объяснительная - сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

3.Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая -
сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает - технику, технологию, стро­ительные сооружения, т. е. «вторую природу» - весь мир материальной и духовной культуры.

4.Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людь­ми, для чего они создают нормы, принципы права, мора­ли, религии, науки и т.п.

5.Целеполагающая - способность к целеполаганию - кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель как идеальный об­раз направляет и регулирует человеческую деятельность.

6.Конструктивно-критическая, полемическая функция.

Индивидуальное сознание - сознание отдельного конкрет­ного человека, личности. Общественное сознание - духовная
(идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивиду­ального сознания - их тесная связь, взаимодействие и - в определенных условиях - взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного созна­ния, которое в свою очередь в той или иной форме воздейству­ет на наше индивидуальное сознание, впитывается им.

Диалектика общественного и индивидуального сознания - проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположно­стей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопус­тимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолю­тизация, возвеличивание одной и них - либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непрере­каемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).

Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.

4. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы. В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внеш­ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируе­мое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфи­ка и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и не­которых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает­ся отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео­логия - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про­граммы действий и механизмы распространения идеологичес­ких установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формаль­но, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения.

Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:

1.По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2.По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3.По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познаватель­ные, мораль - нравственные и т.п.

4.По общественной роли. Наука - «локомотив» прогресса,
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство-в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей­ствия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного
содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Леонтьев о сущности и структуре сознания

сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния;

первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание - образ становится также сознанием - деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности, более того, - управляющим ею;

другое капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через их связи с теми общественными отношениями, в которые вовлечен индивид;

структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы;

чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д.;

особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности;

чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно - свою означенность . Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.

значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык - не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность;

в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними;

следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования»;

сознание человека, как и сама его деятельность не является неким слагаемым входящих в него частей, т.е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связь отдельных его «единиц», а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.

Сознание - высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Вундт: “Сознание - способность замечать свои психические состояния”

Джеймс: “Сознание - хозяин психических функций”

Ясперс: “Сознание как сцена”

Выготский: сознание - единство переживания и знания

“Сознание - со-знание, совместное знание” (французская социальная школа).

Функции сознания:

· Отражение

Сознание организует познавательные процессы - восприятие, представление, мышление, а также организует память.

· Регулирование

· Рефлексия

Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

· Креативная функция

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

· Духовная

Структура сознания

Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.

А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

  • чувственную ткань образа;
  • значение;
  • смысл.

В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:

Свойства сознания

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным взаимодействием с окружающим миром.

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).

Константность

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы его рассмотреть, следует, первым делом, обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие "сознание" отождествляется с понятием "психика человека". Это делается по ошибке. Психика более сложное образование. Оно включает две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Концепцию бессознательного впервые сформулировал известный немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе "Монадология" он говорил бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Хартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относятся прежде всего инстинкты совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются в результате длительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа. В структуру бессознательного относятся также интуиция и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем погружаться в сферу бессознательного. Интуиция - это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - это сложные действия человека, которые, первично образующийся под контролем сознания, в результате долгой тренировки и многократного повторения приобретают бессознательного характера. Бессознательными также сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и тому подобное. Благодаря включению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - это особый пласт или уровень бессознательного. К нему относятся психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; довольно часто между ними возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В этих учениях основным в человеческом поведении считаются различные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Однако многие философских школ занимают другую позицию. Они считают, что первичной в человеческой психике есть сознание, "питая" и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способна его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания

Какую же структуру имеет само сознание? Структурность сознания в значительной степени носит достаточно условный характер. Дело в том, что элементы сознания тесно связаны друг с другом. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие три элемента.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, способ ее существования. Знание - это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может "охватить", осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание приводит такие свойства сознания, как способность через предметную деятельность целенаправленно "творить мир", предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание - это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не из холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствие, восторг или негодование. Она переживает, что отражает. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, легче запоминается. Но иногда чрезмерно "радужное" восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно негативные, эмоции оказывают сопротивление сохранению ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком того, что происходит. Уровнем эмоций есть духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются в результате осознания связей лица с существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувство характеризуются предметным содержанием, постоянством, независимостью от сложившейся ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания, выполняет функцию основ деятельности.

Третьим структурным элементом сознания есть свобода. Воля - это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, на решение задач, стоящих перед ее деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - это первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь мести; без целесообразной деятельности нет свободы. Воля - это осознанные стремления и побуждения к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то рвется, а куда и зачем - сама не знает. Такая подсознательная регуляция осталась от животных.

Следует также отметить и такой элемент, входящий в структуру сознания, как мышление. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого на ощупь, услышанного и т. Д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается на ощупь и не слышны. Мышление дает нам знания о существенных свойства, связи и отношения. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

В структуру сознания относятся также внимание и память. Внимание - это форма психической деятельности человека, проявляется в ее направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти является запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание. Самосознание - это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и поступать на этом основании в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, человек - самооценочных существо, без этой характеристической действия не смогла бы определить себя и найти свое место в жизни.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, ее способность к самоконтролю приходит не сразу. Самосознание, наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед лицом и социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы ее рассмотреть, следует прежде всего обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие «сознание» отождествляется с понятием «психика человека». Это ошибка. Психика - более сложное образование (схема 6.6), включающее две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Схема 6.6. Структура психики человека

Концепцию бессознательного впервые сформировал немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе «Монадология» он характеризовал бессознательное как низшую форму духовной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Гартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относят в первую очередь инстинкты - совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

К структуре бессознательного причисляют также интуицию и автоматизмы , которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем проникать в сферу бессознательного. Интуиция - знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - сложные действия человека, которые, первично появляясь под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных. Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшаются, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - особый пласт, или уровень, бессознательного. К нему относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часто возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Известными представителями иррационализма являются Артур Шопенгауэр (Германия), Сёрен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуард Гартман (Германия), Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). 3. Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и в результате этого подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают, что ведущим началом в человеческой психике является сознание, которое «питая» и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способно его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания. Какую же структуру имеет само сознание? Структура сознания в значительной мере весьма условна. Дело в том, что элементы сознания тесно взаимосвязаны. Однако при всей условности в сознании можно выделить следующие элементы.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, средство его существования. Знание - понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может «охватить», осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание предопределяет такие свойства сознания, как возможность предметной деятельностью целеустремленно «создавать мир», предусматривать ход событий, проявлять творческую активность. Иными словами, сознание - отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не с холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствия, увлеченности или негодования. Он переживает то, что отражает. Эмоции или стимулируют, или тормозят осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, более легко запоминается. Но иногда «радужное» восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые особенно отрицательные эмоции негативно сказываются на ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком происходящего. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются вследствие осознания связей личности с наиболее существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувства характеризуются предметным содержанием, постоянностью, независимостью от реальной ситуации. Эмоциональная сфера существенно влияет на все проявления сознания человека, выполняет функцию основы его деятельности.

Третьим структурным элементом сознания является воля - осознанное, целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направить свои психические и физические силы на решение задач, которые возникают в его деятельности и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - первая и наиболее важная школа формирования воли.

Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели; без целесообразной деятельности нет воли. Воля - осознанное стремление и побуждение к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то стремится, а куда и зачем - сам не знает. Такая подсознательная регуляция осталась у человека от животных.

В структуре сознания следует упомянуть и такой элемент, как мышление. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.п. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается путем прикосновения и что нельзя почувствовать. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

К структуре сознания относятся также внимание и память. Внимание - форма психической деятельности человека, которая проявляется в направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозге индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Физиологической основой запоминания являются образование и закрепление временных нервных связей в коре главного мозга. Последующее оживление нервных связей дает воспроизведение запомненного материала, а торможение этих связей ведет к забыванию.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Самосознание - осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иными словами, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий и т.п.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самому себе, осуществляет свою самооценку как мыслящего существа, способного ощущать. В этом случае объектом познания субъект делает самого себя и свое сознание. Итак, человек - самооценивающее существо, которое без этого характерного действия не смогло бы определиться и найти свое место в жизни.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира началось от Сократа , с его максимы «Познай самого себя». В процессе становления философии как специфического знания о мире и человеке сложился взгляд на деятельный, неспокойный характер души, диалогичность и критичность разума относительно самого себя. По Платону, деятельность души - внутренняя работа, которая имеет характер беседы с самим собой. Размышляя, душа постоянно разговариваете собой, спрашивает, отвечает, утверждает и возражает.

Таким образом, самосознание - важное условие постоянного самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить следующие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание в целом тесно связано с рефлексией. В философской литературе под рефлексией понимается обращение сознания (мышления) человека на самого себя, его размышление над своим психическим состоянием, полное сомнений и противоречий. Вот почему, на наш взгляд, рефлексию можно рассматривать как деятельность самосознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, способность к самоконтролю приходят не сразу. Самосознание наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результаты. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Функции сознания. Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознанию ряд жизненно важных для человека функций (схема 6.7).

Главной функцией сознания является познавательная, или отражательная, т.е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность, сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая таким образом в сущность наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, а из нее происходят все другие. Познавательная функция имеет не пассивный, а активный, эвристический характер, т.е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Схема 6.7. Функции сознания

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Ее сущность заключается в том, что в памяти человека накапливаются знания, получаемые не только из непосредственного, личного опыта, но и полученные современниками или предшествующими поколениями людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

Еще одной функцией является аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, выступает формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности является получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результат и цель ценностного отношения к миру - постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требуют в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требуют личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция непосредственно переходит в функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - сугубо человеческая способность, которая выступает кардинальной характеристикой сознания. Цель - идеализированная потребность человека, нашедшего свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат деятельности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется неудовлетворенностью человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т.е. осознание того «для чего» и «ради чего» человек осуществляет свои действия, - необходимое условие любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т.е. того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа до него не порождала. Он создает принципиально новое, строит новый мир. Поэт Николай Заболоцкий по этому поводу сказал так:

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

Масштабы, формы и свойства преобразованных и созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Очень важной функцией является коммуникативная (функция связи). Она обусловлена тем, что люди участвуют в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей осуществляется с помощью речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и т.п.) изложены не знание, а лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного слова является условием, но не гарантией того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, - субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того, как идеи приобретают побудительную силу, человек совершает поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность цели и реальных средств ее регуляции.

Таковы главные функции сознания. Только гармоничное их развитие дает в конечном результате поистине целостную в интеллектуальном и духовном планах личность.

К началу XXI в. ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные машины. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, управляют самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать такую машину, которая была бы способна заменить человеческий разум?

С точки зрения технических возможностей, действительно, не следует устанавливать пределы усовершенствования информационных машин. Тем не менее аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, что происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По существу машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления - формально-логический, в то время как реальное мышление человека - это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и другие составные. Богатство внутреннего мира человека - следствие богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно было бы воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе потребностями политическими, моральными, эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.