Монголо-татарское иго — зависимое положение русских княжеств от государств монголо-татар в течение двухсот лет от начала монголо-татарского нашествия в 1237 году до 1480 года. Выражалось в политической и экономической подчиненности русских князей от правителей сначала Монгольской империи, а после её распада — Золотой орды.

Монголо-татары — все кочевые народы, живущие в Заволжье и далее на Восток, с которыми Русь вела борьбу в ХIII-ХV веках. Название получили по имени одного из племен

«В 1224 году явился народ незнаемый; пришла неслыханная рать, безбожные татары, о которых никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и что у них за язык, и какого они племени, и какая у них вера…»

(И. Бреков «Мир истории: Русские земли в 13-15 веках»)

Монголо-татарское нашествие

  • 1206 — Съезд монгольской знати (курултай), на котором вождем монгольских племен был избран Тэмуджин, получивший имя Чингиз-хан (Великий хан)
  • 1219 — Начало трехлетнего завоевательного похода Чингизхана в Среднюю Азию
  • 1223, 31 мая — Первая битва монголов и объединенного русско-половецкого войска у границ Киевской Руси, на реке Калке, близ Азовского моря
  • 1227 — Смерть Чингизхана. Власть в Монгольском государстве перешла к его внуку Батыю (Бату-хану)
  • 1237 — Начало монголо-татарского нашествия. Армия Батыя форсировала Волгу в её среднем течение и вторглась в пределы Северо-Восточной Руси
  • 1237, 21 декабря — Татарами взята Рязань
  • 1238, январь — Взята Коломна
  • 1238, 7 февраля — Взят Владимир
  • 1238, 8 февраля — Взята Суздаль
  • 1238, 4 марта — Пал Торжок
  • 1238, 5 марта — Битва дружины московского князя Юрия Всеволодовича с татарами у реки Сить. Гибель князя Юрия
  • 1238, май — Захват Козельска
  • 1239-1240 — Войско Батыя расположилось лагерем в донской степи
  • 1240 — Опустошение монголами Переяславля, Чернигова
  • 1240, 6 декабря — Разрушен Киев
  • 1240, конец декабря — Разрушены русские княжества Волыни и Галиции
  • 1241 — Войско Батыя возвратилось в Монголию
  • 1243 — Образование Золотой Орды, государства от Дуная до Иртыша, со столицей Сарай в низовьях Волги

Русские княжества сохранили государственность, но были обложены данью. Всего существовало 14 видов дани, в том числе непосредственно в пользу хана — 1300 кг серебра в год. Кроме того, ханы Золотой Орды оставили себе право назначать или свергать московских князей, которые должны были получать в Сарае ярлык на великое княжение. Власть Орды над Русью длилась более двух веков. Это было время сложных политических игр, когда русские князья то объединялись между собой ради каких-то сиюминутных выгод, то враждовали, при этом вовсю привлекая монгольские отряды в качестве союзников. Значительную роль в политике того времени играли возникшие у западных границ Руси Польско-Литовское государство, Швеция, Немецкие рыцарские ордена в Прибалтике, свободные республики Новгорода и Пскова. Создавая союзы друг с другом и друг против друга, с русскими княжествами, Золотой Ордой, они вели нескончаемые войны

В первых десятилетиях ХIV века начинается возвышение Московского княжества, постепенно ставшего политическим центром и собирателем русских земель

11 августа 1378 года Московское войско князя Дмитрия нанесло поражение монголам в битве на реке Важе 8 сентября 1380 года Московское войско князя Дмитрия нанесло поражение монголам в битве на Куликовом поле. И хотя в 1382 году монгольский хан Тохтамыш разграбил и сжёг Москву, миф о непобедимости татар рухнул. Постепенно и само государство Золотая Орда пришло в упадок. Оно раскололось на ханства Сибирское, Узбекское, Казанское (1438), Крымское (1443), Казахское, Астраханское (1459), Ногайская Орда. Из всех данников у татар осталась только Русь, но и она периодически бунтовала. В 1408 году московский князь Василий I отказался платить дань Золотой Орде, после чего хан Едигей совершил опустошительный поход, ограбив Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород. В 1451 году московский князь Василий Темный снова отказывается платить. Набеги татар безрезультатны. Наконец, в 1480 году князь Иван III официально отказался подчиняться Орде. Монголо-татарское иго завершилось .

Лев Гумилев о татаро-монгольском иге

- «После дохода Батыя в 1237 — 1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву, как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. Во время ордынской междоусобицы Орда была бессильна, но русские князья и в это время вносили дань»

- «Войско Батыя, выступившее против половцев, с которыми монголы вели войну с 1216 года, в 1237-1238 годах прошло через Русь в тыл половцам, и принудило их бежать в Венгрию. При этом была разрушена Рязань и четырнадцать городов во Владимирском княжестве. А всего тогда там было около трехсот городов. Монголы нигде не оставили гарнизонов, никого не обложили данью, довольствуясь контрибуциями, лошадьми и пищей, что делала в те времена любая армия при наступлении»

- (В итоге) «Великороссия,тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой, благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь — Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью — почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы — «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все. На месте Юрьева — Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани — Револь, ныне Таллин; Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине; Бердичев и Брацлав — польские замки — перекрыли дороги в «Дикое поле», некогда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину. В 1340 году Русь исчезла с политической карты Европы. Возродилась она в 1480 году в Москве, на восточной окраине былой Руси. А сердцевину ее, древнюю Киевскую Русь, захваченную Польшей и угнетенную, пришлось спасать в XVIII веке»

- «Полагаю, что «нашествие» Батыя было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь. В Древней Руси слово «иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении бремя, то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I. Союз Москвы и Орды Держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден»

Термин «татарское иго» берёт свое начало в российской историографии, равно как и положение о его свержении Иваном III, от Николая Карамзина, применившего его в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Образование Монгольского государства. В начале XIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами.

Главным занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, а на севере и в таежных районах - охота. В XII в. у монголов происходил распад первобытно-общинных отношений. Из среды рядовых общинников-скотоводов, которых называли карачу - черные люди, выделились нойоны (князья) - знать; имея дружины нукеров (воинов), она захватила пастбища под скот и часть молодняка. У нойонов были также рабы. Права нойонов определяла "Яса" - собрание поучений и наставлений.

В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд монгольской знати - курултай (Хурал), на котором вождем монгольских племен был избран один из нойонов: Темучин, получивший имя Чингисхан - "великий хан", "посланный богом" (1206-1227). Победив своих противников, он стал управлять страной через своих родственников и местную знать.

Монгольское войско. Монголы имели хорошо организованное войско, сохранявшее родовые связи. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи. Десять тысяч монгольских воинов назывались "тьма" ("тумен").

Тумены были не только военными, но и административными единицами.

Основную ударную силу монголов составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревочный аркан, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами, что защищало ее от стрел и оружия противника. Голову, шею и грудь монгольского воина от вражеских стрел и копий закрывали железный или медный шлем, панцирь из кожи. Монгольская конница обладала высокой подвижностью. На своих низкорослых с мохнатой гривой выносливых конях они могли проходить в сутки до 80 км, а с обозами, стенобитными и огнеметными орудиями - до 10 км. Как и другие народы, проходя стадию становления государства, монголы отличалось силой и монолитностью. Отсюда заинтересованность в расширении пастбищ и в организации грабительских походов на соседние земледельческие народы, которые находились на значительно более высоком уровне развития, хотя и переживали период раздробленности. Это значительно облегчало осуществление завоевательных планов монголо-татар.

Разгром Средней Азии. Свои походы монголы начали с завоевания земель соседей - бурят, эвенков, якутов, уйгуров, енисейских киргизов (к 1211 г.). Затем они вторглись в Китай и в 1215 г. взяли Пекин. Спустя три года была завоевана Корея. Разгромив Китай (окончательно завоеван в 1279 г.), монголы значительно усилили свой военный потенциал. На вооружение были взяты огнеметные, стенобитные, камнеметные орудия, средства передвижения.

Летом 1219 г. почти 200-тысячное монгольское войско во главе с Чингисханом начало завоевание Средней Азии. Правитель Хорезма (страна в устье Амударьи) шах Мухаммед не принял генерального сражения, рассредоточив силы по городам. Подавив упорное сопротивление населения, захватчики штурмом овладели Отраром, Ходжентом, Мервом, Бухарой, Ургенчем и другими городами. Правитель Самарканда, несмотря на требование народа обороняться, сдал город. Сам Мухаммед бежал в Иран, где вскоре умер.

Богатые, цветущие земледельческие районы Семиречья (Средняя Азия) превратились в пастбища. Были разрушены создававшиеся веками ирригационные системы. Монголы ввели режим жестоких поборов, ремесленников уводили в плен. В результате завоевания монголами Средней Азии ее территорию начали заселять кочевые племена. Оседлое земледелие вытеснялось экстенсивным кочевым скотоводством, что затормозило дальнейшее развитие Средней Азии.

Вторжение в Иран и Закавказье. Основная сила монголов с награбленной добычей возвратилась из Средней Азии в Монголию. 30-тысячная армия под командованием лучших монгольских военачальников Джебе и Субедея отправилась в дальний разведывательный поход через Иран и Закавказье, на Запад. Разбив объединенные армяно-грузинские войска и нанеся огромный ущерб экономике Закавказья, захватчики, однако, вынуждены были покинуть территорию Грузии, Армении и Азербайджана, так как встретили сильное сопротивление населения. Мимо Дербента, где был проход по берегу Каспийского моря, монгольские войска вышли в степи Северного Кавказа. Здесь они нанесли поражение аланам (осетинам) и половцам, после чего разорили город Судак (Сурож) в Крыму. Половцы во главе с ханом Котяном, тестем галицкого князя Мстислава Удалого, обратились за помощью к русским князьям.

Битва на реке Калке. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.

Княжеские распри сказались и во время сражения на Калке. Киевский князь Мстислав Романович, укрепившись со своим войском на холме, не принял участия в битве. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели и пировали победители.

Подготовка похода на Русь. Возвращаясь в степи, монголы предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Болгарию. Разведка боем показала, что вести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый (1227-1255), получивший от своего деда в наследство все территории на западе, "куда ступит нога монгольского коня". Его главным военным советником стал Субедеи, хорошо знавший театр будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые народы Степи. Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но княжеские распри помешали объединить сипы для отпора сильному и коварному врагу. Отсутствовало единое командование. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам не уступали монгольским нойонам и нукерам. Но основную массу русского войска составляло ополчение - городские и сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и боевых навыках. Отсюда оборонительная тактика, рассчитанная на истощение сил противника.

Оборона Рязани. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. Владимирский и черниговский князья отказали Рязани в помощи. Монголы осадили Рязань и направили послов, которые потребовали покорности и одну десятую часть "во всем". Последовал мужественный ответ рязанцев: "Если нас всех не будет, то все ваше будет". На шестой день осады город был взят, княжеская семья и оставшиеся в живых жители перебиты. На старом месте Рязань больше не возродилась (современная Рязань - это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский).

Завоевание Северо-Восточной Руси. В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной Руси.

Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы, руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была сожжена, а ее жители перебиты.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир. Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.

После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить (правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

Монгольские орды двинулись на северо-запад Руси. Всюду они встречали упорное сопротивление русских. Две недели, например, оборонялся далекий пригород Новгорода - Торжок. Северо-Западная Русь была спасена от разгрома, хотя и платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи, чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер "облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены. Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск, державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".

Взятие Киева. Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью - Черниговское княжество. Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили Киев. В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

Поход Батыя на Европу. После разгрома Руси монгольские орды двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балканские страны. Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в конце 1242 г. их постиг ряд неудач в Чехии и Венгрии. Из далекого Каракорума пришло известие о смерти великого хана Угедея - сына Чингисхана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. Батый повернул свои войска обратно на восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой, развернувшейся в тылу их войск. А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией".

Борьба с агрессией крестоносцев. Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими (литовские и латышские) и финно-угорскими (эсты, карелы и др.) племенами. В конце XII - начале XIII вв. у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен. Русские земли (новгородские и полоцкие) оказывали значительное влияние на своих западных соседей, у которых еще не было развитой собственной государственности и церковных институтов (народы Прибалтики были язычниками).

Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства "Drang nach Osten" (натиск на Восток). В XII в. оно начало захват принадлежавших славянам земель за Одером и в Балтийском Поморье. Одновременно велось наступление на земли прибалтийских народов. Вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и Северо-Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом П. В крестовом походе приняли также участие германские, датские, норвежские рыцари и воинство из других северных стран Европы.

Рыцарские ордена. Для завоевания земель эстов и латышей из разбитых в Малой Азии отрядов крестоносцев был создан в 1202 г. рыцарский Орден меченосцев. Рыцари носили одежду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации: "Кто не желает креститься, тот должен умереть". Еще в 1201 г. рыцари высадились в устье реки Западная Двина (Даугава) и основали на месте латышского поселения город Ригу в качестве опорного пункта для подчинения земель Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Прибалтики, основав на месте эстонского поселения город Ревель (Таллин).

В 1224 г. крестоносцы взяли Юрьев (Тарту). Для завоевания земель Литвы (пруссов) и южнорусских земель в 1226 г. прибыли рыцари Тевтонского ордена, основанного в 1198 г. в Сирии во время крестовых походов. Рыцари - члены ордена носили белые плащи с черным крестом на левом плече. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а еще через два года - от литовцев и земгалов. Это заставило крестоносцев объединить свои силы. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонами, образовав отделение Тевтонского ордена - Ливонский орден, названный так по наименованию территории, заселенной племенем ливов, которую захватили крестоносцы.

Невская битва. Наступление рыцарей особенно усилилось в связи с ослаблением Руси, истекавшей кровью в борьбе с монгольскими завоевателями.

В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались воспользоваться шведские феодалы. Шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижора, рыцарская конница высадилась на берег. Шведы хотели захватить город Старую Ладогу, а затем и Новгород.

Князь Александр Ярославич, которому было в то время 20 лет, со своей дружиной стремительно бросился к месту высадки. "Нас немного, - обратился он к своим воинам, - но не в силе Бог, а в правде". Скрыто подойдя к лагерю шведов, Александр со своими дружинниками ударил по ним, а небольшое ополчение во главе с новгородцем Мишей отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли.

Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью. (Петр I, подчеркивая право России на Балтийское побережье, в новой столице на месте битвы основал Александро-Невский монастырь.)

Ледовое побоище. Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили город Изборск. Вскоре из-за предательства посадника Твердилы и части бояр был взят Псков (1241). Усобицы и распри привели к тому, что Новгород не помог своим соседям. А борьба между боярством и князем в самом Новгороде завершилась изгнанием Александра Невского из города. В этих условиях отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от стен Новгорода. По требованию веча Александр Невский возвратился в город.

Вместе со своей дружиной Александр внезапным ударом освободил Псков, Изборск и другие захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Летописец писал о нем: "Побеждая везде, а не победим николи же". Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра. Учитывая построение рыцарей "свиньей" (в виде трапеции с острым клином впереди, который составляла тяжеловооруженная конница), Александр Невский расположил свои полки в виде треугольника, острием, упиравшимся в берег. Перед сражением часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую "свинью". Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными воинами. Русские преследовали противника, "секли, несяся за ним, как по воздуху", - записал летописец. По данным Новгородской летописи, в битве погибло "немец 400, и 50 взято в плен" (немецкие хроники оценивают число погибших в 25 рыцарей). Плененные рыцари с позором были проведены по улицам Господина Великого Новгорода.

Значение этой победы состоит в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена. Откликом на Ледовое побоище был рост освободительной борьбы в Прибалтике. Однако, опираясь на помощь римско-католической церкви, рыцари в конце XIII в. захватили значительную часть Прибалтийских земель.

Русские земли под властью Золотой Орды. В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Хубулай перенес свою ставку в Пекин, основав династию Юань. Остальная часть Монгольской державы номинально подчинялась великому хану в Каракоруме. Один из сыновей Чингисхана - Чагатай (Джагатай) получил земли большей части Средней Азии, а внук Чингисхана Зулагу владел территорией Ирана, частью Передней и Средней Азии и Закавказья. Этот улус, выделенный в 1265 г., по имени династии называют государством Хулагуидов. Еще один внук Чингисхана от его старшего сына Джучи - Батый основал государство Золотая Орда.

Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии). Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342). В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.

Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья.

В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку ("пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14 подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Так, например, в 1252 г. были разбиты полки владимирских и галицко-волынских князей. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.

В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения - "запись число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), кона откуп отдавался сбор дани. Размер дани ("выхода") был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась "запросами" - единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар. Перепись населения в 50-60-х годах ХIII в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки русских князей.

Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название "Дикое поле". Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии "юг - север" (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на "запад - восток". Замедлились темпы культурного развития русских земель.

Что необходимо знать по этим темам:

Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах.

Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Территория. Занятия. "Путь из варяг в греки". Общественный строй. Язычество. Князь и дружина. Походы на Византию.

Внутренние и внешние факторы, подготовившие возникновение государственности у восточных славян.

Социально-экономическое развитие. Складывание феодальных отношений.

Раннефеодальная монархия Рюриковичей. "Норманнская теория", ее политический смысл. Организация управления. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

Расцвет Киевской державы при Владимире I и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ.

Легенды о распространении христианства на Руси. Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и ее роль в жизни Киевской державы. Христианство и язычество.

"Русская Правда". Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Княжеская и боярская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Холопство. Крестьянские общины. Город.

Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.

Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Окончательный распад Киевской державы в начале XII в.

Культура Киевской Руси. Культурное наследие восточных славян. Устное народное творчество. Былины. Происхождение славянской письменности. Кирилл и Мефодий. Начало летописания. "Повесть временных лет". Литература. Образование в Киевской Руси. Берестяные грамоты. Архитектура. Живопись (фрески, мозаики, иконописание).

Экономические и политические причины феодальной раздробленности Руси.

Феодальное землевладение. Развитие городов. Княжеская власть и боярство. Политический строй в различных русских землях и княжествах.

Крупнейшие политические образования на территории Руси. Ростово-(Владимиро)-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика. Социально-экономическое и внутриполитическое развитие княжеств и земель накануне монгольского вторжения.

Международное положение русских земель. Политические и культурные связи между русскими землями. Феодальные усобицы. Борьба с внешней опасностью.

Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Идея единства русской земли в произведениях культуры. "Слово о полку Игореве".

Образование раннефеодального Монгольского государства. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевание монголами земель соседних народов, северо-восточного Китая, Кореи, Средней Азии. Вторжение в Закавказье и южно-русские степи. Битва на реке Калке.

Походы Батыя.

Нашествие на Северо-Восточную Русь. Разгром южной и юго-западной Руси. Походы Батыя в Центральную Европу. Борьба Руси за независимость и ее историческое значение.

Агрессия немецких феодалов в Прибалтике. Ливонский орден. Разгром шведских войск на Неве и немецких рыцарей в Ледовом побоище. Александр Невский.

Образование Золотой Орды. Социально-экономический и политический строй. Система управления завоеванными землями. Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны.

Тормозящее воздействие монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры. Разгром и уничтожение культурных ценностей. Ослабление традиционных связей с Византией и другими христианскими странами. Упадок ремесел и искусств. Устное народное творчество как отражение борьбы с захватчиками.

  • Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в.

Уже давно не секрет, что «татаро-монгольского ига» не было, и никакие татары с монголами Русь не покоряли. Но кто и для чего сфальсифицировал историю? Что было спрятано за татаро-монгольским игом? Кровавая христианизация Руси...

Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… Но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему?

Если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что «татаро-монгольское иго» было придумано для того, чтобы скрыть последствия от «крещения» Киевской Руси. Ведь эта религия навязывалась далеко не мирным способом… В процессе «крещения» была уничтожена большая часть населения Киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы, которые стояли за навязыванием этой религии, в дальнейшем и сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели...

Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в Интернете. Опуская научные изыскания и обоснования, кои описаны уже достаточно широко, подытожим основные факты, которые опровергают большую ложь о «татаро-монгольском иге».

Французская гравюра Пьера Дюфло (Pierre Duflos) (1742-1816)

1. Чингисхан

Раньше на Руси за управление государством отвечали 2 человека: Князь и Хан. Князь отвечал за управление государством в мирное время. Хан или «военный князь» брал бразды управления на себя во время войны, в мирное время на его плечах лежала ответственность за формирование орды (армии) и поддержание её в боевой готовности.

Чингис Хан - это не имя, а титул «военного князя», который, в современном мире, близок к должности Главнокомандующего армией. И людей, которые носили такой титул, было несколько. Самым выдающимся из них был Тимур, именно о нём обычно и идёт речь, когда говорят о Чингис Хане.

В сохранившихся исторических документах этот человек описан, как воин высокого роста с синими глазами, очень белой кожей, мощной рыжеватой шевелюрой и густой бородой. Что явно не соответствует приметам представителя монголоидной расы, но полностью подходит под описание славянской внешности (Л.Н. Гумилёв - «Древняя Русь и Великая степь».).

В современной «Монголии» нет ни одной народной былины, в которой бы говорилось, что эта страна когда-то в древности покорила почти всю Евразию, ровно, как и нет ничего и о великом завоевателе Чингис Хане… (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

Реконструкция трона Чингисхана с родовой тамгой со свастикой

2. Монголия

Государство Монголия появилась только в 1930-х годах, когда к кочевникам, проживающим в пустыне Гоби, приехали большевики и сообщили им, что они - потомки великих монголов, и их «соотечественник» создал в своё время Великую Империю, чему они очень удивились и обрадовались. Слово «Могол» имеет греческое происхождение, и означает «Великий». Этим словом греки называли наших предков - славян. Никакого отношение к названию какого-либо народа оно не имеет (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

3. Состав армии «татаро-монголов»

70-80% армии «татаро-монголов» составляли русские, остальные 20-30% приходились на другие малые народы Руси, собственно, как и сейчас. Этот факт наглядно подтверждает фрагмент иконы Сергия Радонежского «Куликовская Битва». На нём чётко видно, что с обеих сторон воюют одинаковые воины. И это сражение больше похоже на гражданскую войну, чем на войну с иностранным завоевателем.

Музейное описание иконы гласит: «…В 1680-х гг. была добавлена наделка с живописным сказанием о «Мамаевом побоище». В левой части композиции изображены города и сёла, пославшие своих воинов на помощь Дмитрию Донскому - Ярославль, Владимир, Ростов, Новгород, Рязань, село Курба под Ярославлем и другие. Справа - лагерь Мамая. В центре композиции сцена Куликовской битвы с поединком Пересвета с Челубеем. На нижнем поле - встреча победоносных русских войск, погребение погибших героев и смерть Мамая».

На всех этих картинках, взятых, как из русских, так и европейских источников, изображены сражения руских с монголо-татарами, но нигде невозможно определить кто русич, а кто татарин. Более того, в последнем случае и русские, и «монголо-татары» облачены практически в одинаковые золочёные доспехи и шлемы, и сражаются под одинаковыми хоругвями с изображением Спаса Нерукотворного. Другое дело, что «Спас» у двух противоборствующих сторон, скорее всего, был разный.

4. Как выглядели «татаро-монголы»?

Обратите внимание на рисунок гробницы Генриха II Набожного, который был убит на Легницком поле.

Надпись следующая: «Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.» Как мы видим у этого «татарина» совершенно русская внешность, одежда и оружие.

На следующем изображении - «ханский дворец в столице монгольской империи Ханбалыке» (считается, что Ханбалык - это якобы и есть Пекин).

Что здесь «монгольского» и что - «китайского»? Вновь, как и в случае с гробницей Генриха II, перед нами - люди явно славянского облика. Русские кафтаны, стрелецкие колпаки, те же окладистые бороды, те же характерные лезвия сабель под названием «елмань». Крыша слева - практически точная копия крыш старорусских теремов…(А. Бушков, «Россия, которой не было»).


5. Генетическая экспертиза

По последним данным, полученным в результате генетических исследований, оказалось, что татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов - колоссальны: «Отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально-азиатского) действительно велики - этo как бы два разных мира…»

6. Документы в период татаро-монгольского ига

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.


7. Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием «татаро-монгольское иго». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!..»

В этом тексте нет даже намёка на «татаро-монгольское иго». Но зато в этом «древнем» документе присутствует такая строчка: «Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!»

До церковной реформы Никона, которая была проведена в середине 17 века, христианство на Руси называлось «правоверным». Православным оно стало называться только после этой реформы... Стало быть, этот документ мог быть написан не ранее середины 17 века и никакого отношения к эпохе «татаро-монгольского ига» не имеет...

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину.

Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или Русская Империя (см. карту).

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…»

Откуда пошло название Тартария

Наши предки знали законы природы и реальное устройство мира, жизни, человека. Но, как и сейчас, уровень развития каждого человека не был одинаковым и в те времена. Людей, которые в своём развитии ушли значительно дальше других, и которые могли управлять пространством и материей (управлять погодой, исцелять болезни, видеть будущее и т.д.), называли Волхвами. Тех из Волхвов, кто умел управлять пространством на планетарном уровне и выше, называли Богами.

То есть, значение слова Бог, у наших предков было совсем не таким, каким оно является сейчас. Богами были люди, ушедшие в своём развитии намного дальше, чем подавляющее большинство людей. Для обычного человека их способности казались невероятными, тем не менее, боги тоже были людьми, и возможности каждого бога имели свой предел.

У наших предков были покровители - Бог Тарх, его ещё называли Даждьбог (дающий Бог) и его сестра - Богиня Тара. Эти Боги помогали людям в решении таких проблем, которые наши предки не могли решить самостоятельно. Так вот, боги Тарх и Тара обучали наших предков тому, как строить дома, возделывать землю, письменности и многому другому, что было необходимо для того, чтобы выжить после катастрофы и со временем восстановить цивилизацию.

Поэтому, ещё совсем недавно наши предки говорили чужестранцам «Мы дети Тарха и Тары…». Говорили так, потому что в своём развитии, действительно были детьми по отношению к значительно ушедшим в развитии Тарху и Таре. И жители других стран называли наших предков «Тархтарами», а в дальнейшем, из-за сложности в произношении - «Тартарами». Отсюда и произошло название страны - Тартария…

Крещение Руси

Причём здесь крещение Руси? - могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причём. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью «Русская культура старше европейской»).

Вспомним из школьной программы по истории, хотя бы, те же «Берестяные грамоты» - письма, которые писали друг другу крестьяне на бересте из одной деревни в другую.

У наших предков было ведическое мировоззрение, как описано выше, это не было религией. Так как суть любой религии сводится к слепому принятию каких-либо догм и правил, без глубокого понимания, почему нужно делать именно так, а не иначе. Ведическое мировоззрение же давало людям именно понимание реальных законов природы, понимание того, как устроен мир, что есть хорошо, а что - плохо.

Люди видели, что происходило после «крещения» в соседних странах, когда под воздействием религии успешная, высокоразвитая страна с образованным населением, в считанные годы погружалась в невежество и хаос, где читать и писать умели уже только представители аристократии, и то далеко не все...

Все прекрасно понимали, что в себе несёт «Греческая религия», в которую собирался крестить Киевскую Русь князь Владимир Кровавый и те, кто стоял за ним. Поэтому никто из жителей тогдашнего Киевского княжества (провинции, отколовшейся от Великой Тартарии) не принимал эту религию. Но за Владимиром стояли большие силы, и они не собирались отступать.

В процессе «крещения» за 12 лет насильственной христианизации было уничтожено, за редким исключением, практически всё взрослое население Киевской Руси. Потому что навязать такое «учение» можно было только неразумным детям, которые, в силу своей молодости, ещё не могли понимать, что такая религия обращала их в рабов и в физическом, и духовном смысле этого слова. Всех же, кто отказывался принимать новую «веру» - убивали. Это подтверждают дошедшие до нас факты. Если до «крещения» на территории Киевской Руси было 300 городов и проживало 12 миллионов жителей, то после «крещения» осталось только 30 городов и 3 миллиона населения! 270 городов были разрушены! 9 миллионов людей было убито! (Дий Владимир, «Русь православная до принятия христианства и после»).

Но несмотря на то, что практически всё взрослое население Киевской Руси было уничтожено «святыми» крестителями, ведическая традиция не исчезла. На землях Киевской Руси установилось, так называемое, двоеверие. Большая часть населения чисто формально признавало навязанную религию рабов, а сама продолжала жить по ведической традиции, правда, не выставляя это напоказ. И это явление наблюдалось не только в народных массах, но и среди части правящей элиты. И такое положение вещей сохранялось вплоть до реформы патриарха Никона, который придумал, как можно всех обмануть.

Но ведическая Славяно-Арийская Империя (Великая Тартария) не могла спокойно смотреть на происки своих врагов, которые уничтожили три четверти населения Киевского Княжества. Только её ответные действия не могли быть мгновенными, в силу того, что армия Великой Тартарии была занята конфликтами на своих дальневосточных границах. Но эти ответные действия ведической империи были осуществлены и вошли в современную историю в искажённом виде, под названием монголо-татарского нашествия орд хана Батыя на Киевскую Русь.

Только к лету 1223 года на реке Калке появились войска Ведической Империи. И объединённое войско половцев и русских князей было полностью разбито. Так нам вбивали на уроках истории, и никто не мог объяснить толком, почему русские князья дрались с «врагами» так вяло, а многие из них переходили даже на сторону «монголов»?

Причина такой несуразицы была в том, что русские князья, принявшие чуждую религию, прекрасно знали, кто и почему пришёл…

Так вот, не было никакого монголо-татарского нашествия и ига, а было возвращение взбунтовавшихся провинций под крыло метрополии, восстановление целостности государства. У хана Батыя была задача возвратить под крыло ведической империи западноевропейские провинции-государства, и остановить нашествие христиан на Русь. Но сильное сопротивление некоторых князей, почувствовавших вкус ещё ограниченной, но очень большой власти княжеств Киевской Руси, и новые беспорядки на дальневосточной границе не позволили довести эти планы до завершения (Н.В. Левашов «Россия в кривых зеркалах», Том 2.).


Выводы

По сути, после крещения в Киевском княжестве в живых остались только дети и очень малая часть взрослого населения, которая приняла Греческую религию - 3 миллиона человек из 12-миллионного населения до крещения. Княжество было полностью разорено, большая часть городов, сёл и деревень разграблена и сожжена. Но ведь точно такую же картину рисуют нам авторы версии о «татаро-монгольском иге», отличие лишь в том, что эти же жестокие, действия там проделывали якобы «татаро-монголы»!

Как было всегда, победитель пишет историю. И становится очевидным, что для того, чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено Киевское княжество, и с целью пресечь все возможные вопросы, и было впоследствии придумано «татаро-монгольское иго». Детей воспитали в традициях Греческой религии (культ Дионисия, а в дальнейшем - Христианство) и переписали историю, где всю жестокость свалили на «диких кочевников»…

В разделе: Новости Кореновска

28 июля 2015 года отмечается 1000 лет памяти великого князя Владимира Красное Солнышко. В этот день в Кореновске прошли праздничные мероприятия по этому случаю. Подробнее читаем далее...

Вопрос о дате начала и конца татаро-монгольского ига в отечественной историографии в целом не вызывал споров. Попытается в этом небольшом посте расставить все точки над i в этом вопросе по крайней мере для тех, кто готовится к ЕГЭ по истории, то есть в рамках школьной программы.

Концепция «татаро-монгольского ига»

Однако для начала стоит разобаться с самим понятием этого ига, которое представляет важное историческое явление в истории России. Если обратиться к древнерусским источникам («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщине» и пр.), то нашествие татар воспринимается как Богом данная данность. Само понятие «русская земля» исчезает из источников и возникают другие понятия: «Орда Залесская» («Задонщина»), например.

Само же «иго» не называлось таким словом. Более встречаются слова «пленение». Таким образом в рамках средневекового провиденциального сознания нашествие монголов воспринималась как неизбежная кара Господня.

Историк Игорь Данилевский, например, также считает, что такое восприятие обусловлено тем, что по своей халатности русские князья в период с 1223 года по 1237 годы: 1) не предприняли никаких мер по охране своих земель, и 2) продолжали сохранять раздробленное состояние и творить междоусобицы. Вот за раздробленность Бог и покарал русскую землю — в представлении современников.

Само же понятие «татаро-монгольское иго» ввел Н.М. Карамзин в своем монументальном труде. Из него, кстати, он вывел и обосновал необходимость в России самодержавной формы правления. Появлении концепции ига было необходимо для того, чтобы, во-первых, обосновать отставание России от стран Европы, и, во-вторых, для обоснования необходимости этой европеизации.

Если заглянуть в разные школьные учебники, то датировка этого исторического явления будет различной. Однако зачастую оно датируется с 1237 года по 1480 год: от начала первого похода Батыя на Русь и заканчивая Стоянием на реке Угре, когда хан Ахмат ушел и тем самым молчаливо признал независимость Московского государства. В принципе, это логичная датировка: Батый, захватив и разгромив Северо-восточную Русь, уже подчинил часть русских земель себе.

Однако я всегда на своих занятиях определяю дату начала монгольского ига 1240 годом — после второго похода Батыя уже на Южную Русь. Смысл такого определения в том, что тогда уже вся Русская земля была подчинена Батыю и он уже обложил ее повинностями, в захваченных землях устроил баскаков и т.д.

Если подумать, то дату начала ига можно также определить 1242 годом — когда в Орду стали приезжать русские князья с дарами, тем самым признавая зависимость от Золотой Орды. Довольно много школьных энциклопедий помещают дату начала ига именно под этим годом.

Дату же конца монголо-татарского ига обычно помещают по 1480 годом после Стояния на р. Угре. Однако, важно понимать, что еще долго Московское царство беспокоили «осколки» Золотой Орды: Казанское ханство, Астраханское, Крымское... Крымское ханство так и вообще было ликвидировано в 1783 году. Поэтому да, говорить о формальной независимости можно. Но с оговорками.

С уважением, Андрей Пучков

Русские княжества до татаро-монгольского ига и Московское государства после обретения юридической независимости – это, как принято выражаться, две большие разницы. Не будет преувеличением, что единое русское государство, прямым наследником которого является современная Россия, сформировалось в период ига и под его влиянием. Свержение татаро-монгольского ига было не только заветной целью русского самосознания на протяжении второй половины XIII-XV веков. Оно оказалось ещё и средством создания государства, национального менталитета и культурной идентичности.

Приближая Куликовскую битву…

Представление большинства людей о процессе свержения татаро-монгольского ига сводится к весьма упрощённой схеме, согласно которой до Куликовской битвы Русь была порабощена Ордой и даже не помышляла о сопротивлении, а после Куликовской битвы иго продержалось ещё сто лет просто по недоразумению. В действительности всё было сложнее.

О том, что русские княжества, хоть и признали в целом своё вассальное положение по отношению к Золотой Орде, не прекращали попыток сопротивления, свидетельствует простой исторический факт. С момента установления ига и на всём его протяжении известно из русских летописей около 60 крупных карательных походов, вторжений и крупномасштабных набегов ордынских войск на Русь. Очевидно, что в случае с полностью покорёнными землями таких усилий не требуется – значит, Русь сопротивлялась, сопротивлялась активно и на протяжении столетий.

Первое существенное военное поражение ордынские отряды потерпели на территории подконтрольной Руси примерно за сто лет до Куликовского сражения. Правда, битва эта произошла в ходе междоусобной войны за великокняжеский престол Владимирского княжества, разгоревшейся между сыновьями Александра Невского . В 1285 году Андрей Александрович привлёк на свою сторону ордынского царевича Елторая и с его войском отправился против брата Дмитрия Александровича, княжившего во Владимире. В итоге Дмитрий Александрович одержал убедительную победу над татаро-монгольским карательным корпусом.

Далее отдельные победы в военных столкновениях с ордынцами случались хоть и не слишком часто, зато со стабильной постоянностью. Отличавшийся миролюбием и склонностью к политическим решениям всех вопросов московский князь Даниил Александрович, младший сын Невского, в 1301 году победил монгольский отряд под Переяславлем-Рязанским. В 1317 году Михаил Тверской разбил войско Кавгадыя, которое привлёк на свою сторону Юрий Московский.

Чем ближе к Куликовской битве, тем русские княжества становились увереннее, а в Золотой Орде наблюдались волнения и смуты, что не могло не отразиться на соотношении военных сил.

В 1365 году победили ордынский отряд у Шишевского леса рязанские силы, в 1367 году одержало победу на Пьяне суздальское войско. Наконец, в 1378 году свою генеральную репетицию в противостоянии с Ордой выиграл Дмитрий Московский, будущий Донской: на реке Воже он победил войско под командованием мурзы Бегича, приближённого Мамая.

Свержение татаро-монгольского ига: великая Куликовская битва

Лишний раз говорить о значении Куликовской битвы 1380 года, равно как и пересказывать подробности её непосредственного протекания, излишне. Всем с детства известны драматичные детали того, как войско Мамая наседало на центр русского войска и как в самый решающий момент в тыл ордынцам и их союзникам ударил Засадный полк, переломивший судьбу сражения. Равно как и хорошо известно, что для русского самосознания стало огромной важности событием, как впервые после установления ига русское войско смогло дать крупномасштабное сражение захватчику и победить. Но стоит вспомнить о том, что победа в Куликовском сражении, при всём огромном моральном значении, не привела к свержению ига.

Дмитрий Донской сумел воспользоваться сложной политической ситуацией в Золотой Орде и воплотить свои полководческие способности и боевой дух собственной армии. Однако уже спустя два года Москва была взята силами законного хана Орды Тохтамыша (темник Мамай был временным узурпатором) и практически полностью уничтожена.

Молодое Московское княжество ещё не было готово на равных бороться с ослабленной, но всё ещё могущественной Ордой. Тохтамыш наложил на княжество повышенную дань (прежняя дань была сохранена в прежнем размере, однако население уменьшилось фактически вдвое; вдобавок был введён чрезвычайный налог). Дмитрий Донской обязался отправить в Орду своего старшего сына Василия в качестве заложника. Но политическую власть над Москвой Орда уже утратила – князь Дмитрий Иванович сумел передать власть по наследству самостоятельно, безо всякого ярлыка от хана. К тому же через несколько лет Тохтамыш был разбит другим восточным завоевателем, Тимуром, и на некоторый период Русь перестала платить дань.

В XV веке дань вообще платили с серьёзными перепадами, пользуясь всё более постоянными периодами внутренней нестабильности в Орде. В 1430-х – 1450-х годах ордынские правители предприняли несколько разорительных походов на Русь – однако по сути это уже были именно грабительские набеги, а не попытки восстановить политическое главенство.

На самом деле иго закончилось не в 1480 году…

В школьных экзаменационных билетах по истории России правильным ответом на вопрос «Когда и каким событием закончился период татаро-монгольского ига на Руси?» будет считаться «В 1480 году, Стоянием на реке Угре». Фактически это правильный ответ – но с формальной точки зрения он не соответствует исторической действительности.

В самом деле, в 1476 году великий московский князь Иван III отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату. До 1480 году Ахмат разбирался с другим своим противником, Крымским ханством, после чего решил наказать непокорного русского правителя. Два войска сошлись у реки Угра в сентябре 1380 года. Попытка ордынцев форсировать реку была пресечена русскими войсками. После этого началось само Стояние, длившееся до начала ноября. В итоге Иван III смог без лишних людских потерь принудить Ахмата к отступлению. Во-первых, на подходе к русским было сильное подкрепление. Во-вторых, конница Ахмата стала испытывать дефицит в фураже, в самом войске начались болезни. В-третьих, русские отправили в тыл Ахмата диверсионный отряд, который должен был разграбить беззащитную столицу Орды.

В результате хан приказал отступать – и на этом татаро-монгольское иго длительностью почти 250 лет завершилось. Впрочем, с формально-дипломатических позиций Иван III и Московское государство оставалось в вассальной зависимости от Большой Орды на протяжении ещё 38 лет. В 1481 году хан Ахмат был убит, и в Орде поднялась очередная волна борьбы за власть. В сложных условиях конца XV – начала XVI столетий Иван III не был уверен в том, что Орда не сможет снова мобилизовать свои силы и организовать новый масштабный поход на Русь. Поэтому, будучи фактически суверенным правителем и не платя больше Орде дань, он из дипломатических соображений в 1502 году официально признал себя вассалом Большой Орды. Но вскоре Орда была окончательно разбита восточными врагами, так что в 1518 году всякие вассальные отношения даже на формальном уровне между Московским государством и Ордой были прекращены.

Александр Бабицкий