Тип урока: комбинированный урок

Цели:

  • Воспитательная : Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умению общаться, общей культуре.
  • Обучающая: Систематизировать знания по теме, пополнить знания учащихся об имени- тельном и винительном падежах, тонкость употребления этих падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении.
  • Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: выделения главного, мышления, наблюдательности, внимания, речи и памяти.

1. Орг. момент

2. Работа на внимательность (слайд)

  • Кукла - и
  • Стол - м
  • Платье - ?

(ответы учащихся: вместо вопросительного знака должна стоять буква о. Доказываю, кукла - игрушка, стол- мебель, платье-одежда)

3. Актуализация опорных знаний. Языковая разминка.

(класс делится на 2 группы) 1 группа- 4 работают у доски, 4 готовятся к проверке

A - Синтаксический разбор.Расставь знаки препинания.

Звонко стучит по сухому дереву дятел свистят на березах иволги. (1 ученик)

Ворона сидела на лавке и Митя увидел ворону.(2 ученик)

Б - Морфемный разбор: лапку бесшумный подбежали (третий ученик)

Морфологический разбор: слона (четвертый ученик)

В - Остальные работают с учителем: ложно - истинно (слайд)

В слове закрывайте - 1 мягкий согласный звук- (ответы детей: л (2) Й-всегда мягкий, гласный звук е смягчает согласного звука т) Уехали - звуков больше, чем букв - истинно, е слышится как 2 звука

Ельник- столько, сколько букв - истинно е слышится как 2 звука, ь - не звук

Тревога- 1 звон. согл. звук - л (2), р, в

Ледоход- 1 корень л(2) , это сложное слово, корни- лед и ход

К слове тревога подберите однокоренные слова, так чтобы они были разными частями речи. Ответы детей: (тревога- и\с, тревожный-имя прилагательное, потревожить- глагол, тревожно- наречие)

После групповой работы идет проверка индивидуальных работ. Работы проверяются детьми,затем выставление оценок.

4. Теоретический тренинг

Что вы можете сказать об имени существительном? Почему именительный падеж мог получить такое название? (предположения детей)

Прочитайте, что тут написано?

По отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке (падеж)

Назовите эти существительные в порядке склонения. Что такое склонение существительных?

5. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем 3 буквы.

  • Первая буква является суффиксом в слове отметка. Какая эта буква? (к)
  • Вторая буква - окончание в существительном отметка, употребленном в именительном падеже (а).
  • Третья буква - окончание в существительном отметка, употребленном в винительном падеже (у).

Определите порядок следования букв: кууууа куууаа кууааа куаааа (слайд)

Ответы детей:

(количество у уменьшается по одной, количество а прибавляется по одной)

Не подсказала ли нам минутка чистописания тему нашего урока?

Вспомните, в каких падежах были употреблены эти буквы (в имен. и винит. падежах).

Ответы детей:

Мы будем говорить сегодня об именительном и винительном падежах.

6 . Но сначала задание на размышление (слайд)

Внимательно прочитайте слова. Подумайте и скажите, какое слово должно стоят вместо вопросительного знака. Ответы детей: (вокзал)

Как ты узнал? Каким способом? (слово зонтик образовано способом, от слова сезон взято второй слог зон, а от слова винтик взято тоже второй слог тик. Значит вторые слоги вок, зал) Что это? (здание, где обслуживают пассажиров)

Что вы можете сказать об этом слове?........ - воспит. момент

Составления предложений при помощи слова вокзал. Несколько предложений пишут под диктовку.

7 . Изучение нового материала.

А у меня вот такие предложения. Сделаем наблюдения. (слайд)

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Пассажиры видят вокзал.

(подчеркните главные члены, определите падеж. Каким членом является? Что общего? Разница? Идет наблюдение)

Ответы детей: Вывод

Существительное в именительном падеже яв-ся главным членом, употреблено без предлога. Существительные в винительном падеже являются второстепенными членами, употреблены с предлогом и без предлога)

8. Формирование практических навыков

№ 131 (почему имен. падеж является самым популярным? - главный член

Почему винительный падеж мог получить такое название? - предположения детей

(оказывается,объект действия, обозначенный именем существительным в В.П., является причиной, вызывающей само действие - Читать книгу).

№ 134 (какие принципы помогли вам отличить существительные в именительном падеже от существительных в винительном падеже?)

9. Графический диктант с последующей проверкой (парная работа: первый ученик находит имен существительных, определяет падежи, второй ученик чертит схему)

Молодой капитан поднялся на борт. (капитан- им.п., на борт- вин. п.) / _____ ===== /.

Из-под дивана кот вылез, потянулся, прыгнул на диван. (кот-им.п., на диван-вин.п.)

\ ________ ========,========,===========\.

Мишка бежал рядом и кричал: "Жми на педаль!" (на педаль-вин.п.) А:" П!"

"Я забыл носовой платок,"- тихо ответил Денис. (платок-вин.п.) "П",- А.

Гром грохотал, и молния освещала океан. (гром - им.п., молния - им.п., океан - вин.п.)

/ _______ ===========/, и \ ______ ============/

10 . Состав. предложений кораблик - употребляя в именительном, винительном падежах.

11 . Итог. Как не спутать именительный падеж с винительным?

12. Домашнее задание. Упражнение 136. Выучить правило.

В русском языке формы неодушевленных существительных второго и третьего склонения в именительном и винительном падежах совпадают. Чтобы не ошибаться в их определении, надо запомнить, что существительные в именительном падеже всегда выступают главным членом предложения, чаще – подлежащим, а винительный падеж всегда указывает на зависимость существительного от главного слова, то есть, существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения.
Например:
Топор рубит – щепки летят. (Топор, щепки – И.п.)
Если берешь топор в руки, помни, что придется щепки собирать. (топор, щепки – В. П.)

По принятой в русском языкознании терминологии, винительный падеж является «морфологически слабо самостоятельным падежом». Сложность его определения возникает только при сравнении с именительным и родительным. Если возникают сомнения, стоит использовать проверенный школьный метод: поставить к существительному падежный вопрос:
(вижу) кого? – учителя, маму, слона, мышь (В. п.);
(вижу) что? – дерево, скамью, камыш, балкон (В.п.).
Различают именительный и винительный падежи также по наличию предлогов, употребление которых возможно только в косвенных падежах.
Например:
Мост построен по современной инженерной разработке. (Что? – мост, И. п.)
Пройти через мост оказалось непросто. (Через что? – через мост – В.п.)

Выводы сайт

  1. Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже – роль подлежащего, в винительном – дополнения.
  2. Вопросы именительного падежа — кто? что?
    вопросы винительного падежа — кого? что?
  3. Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.

Учащиеся очень часто сталкиваются с необходимостью определять падеж имен существительных. Это необходимо делать, например, когда нужно проверить написание безударной гласной в окончании. Трудность возникает во время различения именительного и винительного падежей, т.к. вспомогательные вопросы к словам, употребляемым в данных падежах, практически одинаковы.

Инструкция

  • Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, поставить вопрос к слову. Слова, относящиеся к именительному падежу, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?Если вы поставили вопросы КОГО? или ЧТО?, то перед вами имя существительное, употребленное в форме винительного падежа.
  • Определите, каким членом предложения является существительное.Если слово является подлежащим, т.е. главным членом предложения, то оно употреблено в форме именительного падежа.Винительным падежом обозначается слово, которое является в предложении второстепенным членом, прямым дополнением.Например, предложите ребятам определить падеж имен существительных в данном предложении.
    Девочка пишет письмо.Попросите их поставить вопросы к словам, определить, каким членом предложения они являются. Они должны прийти к следующему результату. Слово "девочка" отвечает на вопрос КТО?, является подлежащим, значит употребляется в именительном падеже. А слово "письмо" является второстепенным членом предложения, прямым дополнением. Оно отвечает на вопрос ЧТО? и, следовательно, употребляется в винительном падеже.
  • Обратите внимание школьников на то обстоятельство, с предлогом или без него употребляется имя существительное.Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном - имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.
  • Стоит также при определении падежа сравнивать окончания в словах. Так, в именах существительных первого склонения будут окончания А, Я, если они стоят в форме именительного падежа. Соответственно, в винительном падеже - У, Ю. Например, в у существительного первого склонения "стена" окончание А. Оно употреблено в именительном падеже. Слово "стену" имеет окончание У. Значит, у него винительный падеж.
  • Падеж указывает на роль слова в предложении. Можно использовать фразу-помощник КТО ДЕЛАЕТ ЧТО для различения именительного и винительного падежей.

Урок русского языка

Тема: Отличие именительного падежа от винительного

Цели:

  • развивать умение распознавать именительный и винительный падежи; отрабатывать умение определять падеж существительного;
  • формирование коммуникативных компетенций (диалог, дискуссия)
  • воспитывать
  • Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

ХОД УРОКА:

1.Организация класса (Слайд Настроение)

2.Повторение изученного материала

Слайд: слова по отметке

У отметки

Отметка

Отметкой

Про отметку

Об отметке

Прочитайте запись. Скажите, что здесь написано? (слово отметка, употребленное в разных падежах)

Назовите эти существительные в порядке склонения.(Отметка, у отметки, по отметке, отметку, отметкой, об отметке)

Что такое склонение существительных? (это изменение существительных по падежам)

Сколько падежей в русском языке? Назовите все падежи и вопросы к ним.

3. Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметке. Какая это буква? (К)

Вторая буква – окончание в существительном отметка, употребленном в И.п. Какая это буква? (А)

Третья буква – окончание в существительном отметка, употребленном в В.п. Какая это буква? (У)

Дети определяют порядок следования букв и записывают в тетрадь.(КУА. УАК, АКУ, …)

4.Словарно – орфографическая работа

Внимательно посмотрите на данную запись: Слайд

Сезон винтик зонтик

Кивок указал?

Назовите слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?

(Это слово вокзал. Чтобы его определить, мы узнали, каким способом образовано слово зонтик. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строчки.)

Дети записывают слово в тетрадь, выделяют орфограммы, работают над значением слова)

Составьте свои предложения со словом вокзал.

5.физминутка (под музыку)

6. Новая тема

А герои из нашей книги Маша и Миша тоже составили предложения. Вот они. СЛАЙД.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

Прочитайте первое предложение, подчеркните главные члены предложения.

Определите падеж существительного, которое является в предложении подлежащим. (Слово вокзал стоит в И.п.)

Существительное в И.п. употребляется с предлогом или без предлога? (без предлога)

Прочитайте второе и третье предложения, подчеркните в них главные члены Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложении? (второстепенным членом)

Определите падеж существительного вокзал во втором и третьем предложениях. (стоит в В.п.)

Существительное вокзал в винительном падеже стоит употребляется с предлогом или без предлога? (употребляется и с предлогом и без предлога)

Сделайте вывод, как отличить существительное в И.п. от существительного в В.п.

Работа в группах: Используй план: слайд

Каким членом предложения является существительное в И.п.?

Употребляется ли с предлогом существительное в И.п.?

Каким членом предложения является существительное в В.п.?

Как употребляется существительное в В.п. с предлогом или без предлога?

Чтение правила по учебнику

7.Физминутка (зрение)

8. Закрепление.

а)Работа по учебнику № 101. (1 человек работает у доски)

Б)Дети записывают текст в тетрадь (комментированное письмо). Определить склонение, падеж и число выделенных существительных.

Белка жила в дупле совы. Охотник выследил белку . К перрону подошел

тепловоз . Ваня впервые увидел тепловоз . Машина выехала в степь. Весной

степь покрывается зеленым ковром трав.

Самопроверка. Микроитог.

9. Самостоятельная работа

Прочитайте. Напишите предложения, вставьте нужные буквы. Укажите

падежи имен существительных. Слайд.

Ольха, липа, с(а.о)сна имеют мя(г,х)кую др(е,и)весину. Л(е,и)сная гадюка

Выбирает для отдыха густую тр(а,о)ву. Лягушки и жабы мечут икру в

воду, на землю и даже на собственную поясницу.

Какие признаки вам помогли отличить существительные в И.п. от

существительных в В.п.?

10. Домашнее задание № 102, выучить правило.

Итог:

С какой темой мы сегодня знакомились на уроке?

Кто вам из ребят понравился на уроке?

Как вы оцениваете свою работу?

Как вы оцениваете работу учителя?












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первостепенный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
Ф.М. Достоевский

Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.

Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.

Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Цели:

  • формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
  • отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Проверка дом. задания.

2 слайд

С. 80 упр. 150

– Дома вы должны были составить предложения и определить падеж имён существительных.

– Что надо сделать, чтобы определить падеж?

(Чтение предложений и определение падежей)

– Прочитайте предложение, которое соответствует предложенной в учебнике схеме.

III. Чистописание.

3 слайд

IV. Словарно-орфографическая минутка.

4 слайд

На слайде напечатаны слова на фоне рисунка «В поле». Найти лишние.

Какие буквы пропущены?

С оставшимися словами составить словосочетания, поставив их в различных падежах. Записать в тетрадь с комментированием, определить падеж.

(Например: хлеб из пшеницы (Р.п.), наблюдал за работой (Т.п.) и т.д.)

V. Работа над новой темой.

5 слайд

Сообщение темы урока и постановка целей.

– Сегодня мы будем продолжать учиться определять падеж имён существительных.

Посмотрите, у нас в гостях два падежа. Они очень похожи друг на друга и мы будем учиться их отличать. Как вы думаете, какие это падежи? (И. и В.) Формирование новых знаний.

– В чём сходство (вопросы ) и различие (предлоги, член предложения ) этих падежей?6 слайд

– А что о себе расскажут сами падежи?

– Я именительный падеж, 7 слайд
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

– А я винительный падеж, 8 слайд
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

– Прочитайте предложения. 9 слайд

– Какое сущ. встретилось во всех предложениях?

– На какой вопрос оно отвечает? Можно ли по нему определить падеж?

Вывод: Неодушевлённые имена сущ. и в И. и в В. падежах отвечают на один и тот же вопрос – что?

– Тогда давайте искать отличия.

Вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без).

Разбор предложений с комментированием.

У какого ещё сущ. мы не определили падеж? (растёт где? в чём? в питомнике – П.)

Что такое питомник?

VI. Закрепление знаний.

10 слайд

Дополните предложение существительными, поставив их в нужном падеже.

Саша взял ………. вышел на ………. и расчистил ……….. .

Проверка пропущенных букв по слайду.

Что ещё вы нашли в этом предложении? (Предложение с однородными членами. Объяснить постановку запятой, союз и).

Слова для справок: ул..ца, д..ро..ка, л..пата.

VII. Подведение итогов, выводы по таблице.

11 слайд

Как отличить Им. падеж от Вин.?

Д/з стр.81 упр.153, учить правило.

VIII. Задание на карточках (по вариантам).

IX. Рефлексия.

Заполнение таблицы.