Если есть желание сделать свои проект особенным, добавьте элементы притягивающие взгляд. Для этого попробуйте свои силы в рельефной резьбе, пользуясь простыми методами и недорогими инструментами, чтобы за пару часов вырезать своими руками эту элегантную «королевскую лилию».

Острота в деле резьбы по дереву прежде всего

Резать древесину тупыми инструментами – почти то же самое, что ехать на автомобиле с неисправным рулевым механизмом. И то и другое возможно, но результат не будет хорошим, и вам грозят опасности. Если материал скалывается небольшими щепками, вместо того чтобы легко отделяться тонкими стружками, пора точить ваши лезвия.

Если инструмент относительно новый, иногда достаточно быстрой правки режущей кромки. Но если вы хотите восстановить работоспособность старой стамески, придётся потрудиться чуть дольше. Прежде всего, с помощью фрезера сделайте на кромке обрезка доски скругления, соответствующие радиусу желобка стамески.

Наклейте на скруглённую кромку полоску наждачной бумаги зернистостью 120-160 единиц.

Отшлифуйте поверхность желобка, чтобы она стала гладкой и приобрела равномерный блеск (Шаг 1). Продолжайте процесс, применяя более мелкие абразивы (вплоть до № 800), пока желобок не станет идеально гладким. Завершив эту операцию, выровняйте режущую кромку под прямым углом к краям лезвия, используя крупнозернистую алмазную пластину (Шаг 2). Затем на низкооборотном точильном станке с водяным охлаждением (так называемом «мокром» точиле) заново сформируйте фаску (Шаг 3).

Для заточки режущей кромки используйте абразивный брусок средней зернистости. Сохраняя контакт фаски с абразивом под одним и тем же углом, перемещайте лезвие из стороны в сторону, чтобы равномерно отшлифовать всю поверхность (Шаг4). Затем проделайтето же самое на мелкозернистом водном камне. Наконец, отполируйте режущую кромку до зеркального блеска на куске кожаного ремня с полировочной пастой. Теперь можно снова заняться резьбой!

Инструменты и материалы для резьбы по дереву

Хотя вы можете резать любой материал, советуем начать с пород, имеющих мягкую древесину с равномерной плотностью, которые особенно хорошо поддаются обработке резцами, например, липы или ореха. Для первых шагов в освоении техники резьбы вам потребуется лишь несколько инструментов, но, как и в любом увлечении, по мере роста мастерства будет расти и число используемых инструментов.

Прежде всего советуем приобрести 6-миллиметровую уголковую, 12-миллиметровую отлогую и 10-миллиметровую полукруглую стамески, которые успешно справятся с большинством резчицких задач, а также заострённый надфиль для обработки узких углублений. Поддерживайте остроту инструментов; тупые резцы оставляют грубый след и требуют больших усилий для срезания материала, а это приводит к срывам и может стать причиной травмы (см. раздел «Острота прежде всего»).

Перенесите рисунок

Чтобы перенести контуры рисунка на древесину, пользуйтесь копировальной бумагой (фото А). Зафиксируйте заготовку, подложив снизу нескользящий коврик для автомобильных багажников.

Защитите левую руку от царапин и порезов с помощью прочной перчатки. Примечание. При резьбе учитывайте направление древесных волокон, так как инструмент стремится следовать вдоль волокон, а не вдоль намеченной контурной линии. Работая поперёк волокон, делайте неглубокие надрезы, чтобы избежать сколов.

Вырезание контуров

С помощью уголковой стамески сначала наметьте контуры перевязи и прорежьте их до окончательной глубины (около 3 мм) (фото В). Левая рука направляет инструмент, а правая толкает его вперёд, преодолевая сопротивление древесины. Старайтесь, чтобы поверхность среза была гладкой и однородной.

Примечание. Не торопитесь и не пытайтесь резать слишком глубоко. Срезая материал понемногу, легче контролировать процесс и избежать сколов. Никогда не направляйте лезвие резца в свою сторону. Если необходимо, поверните заготовку, чтобы действовать резцом от себя или параллельно груди.

Вырезав контур перевязи, переходите к центральному лепестку лилии, начав резать от верхней точки (фото С), а затем к остальным лепесткам выше и ниже перевязи (фото D). Выровняйте глубину всех контурных канавок, срежьте материал над перевязью и под ней (фото Е). Углубите контуры перевязи уголковой стамеской.

Закруглите лепестки

Узкой полукруглой стамеской сделайте желобки глубиной около 2 мм с обеих сторон от центральной линии верхнего лепестка (фото F). Начните формировать объём всех лепестков отлогой стамеской (фото G и Н). Смягчите переходы между плоскими участками и вертикальными желобками верхнего лепест ка, срезая материал понемногу, чтобы с обеих сторон от центральной жилки образовались небольшие углубления, плавно перехолящие в выпуклости у внешних краёв лепестка.

Зачистка резьбы

Даже если вы стараетесь делать резцами точные и аккуратные движения, почти неизбежно обнаружатся несколько грубых мест, требуюших уточнения или зачистки (фото I и J). Краткий совет! Протрите резьбу тканью, сманенной уайт-спиритом, чтобы выявить мелкие дефекты, которые могут остаться незамеченными. Завершив обработку по форме и убедившись, что все недостатки устранены, можно приступать к отделке.

Бесцветное покрытие сохраняет естественный цвет древесины, но можно подчеркнуть рельеф, усилив контраст с помощью морилки, несколько раз нанесённой на участки, которые должны казаться более глубокими и затенёнными.

Рельефная резьба по дереву своими руками – мастер-класс

Лидер продаж 10 шт./упак. семена лотоса карликовые деревья гидропоники водные…

22.37 руб.

Бесплатная доставка

(4.80) | Заказы (705)

Людям творческим, которые хотят занять себя очень интересным и полезным делом, стоит обратить внимание на резьбу по дереву для начинающих. В последнее время этот вид творчества становится все более популярным, хотя некоторое время назад он был практически полностью забыт. Перед тем, как заниматься подобным делом, необходимо уяснить, что такой тип работы может быть довольно опасен, поэтому его нельзя рекомендовать детям, еще не научившимся обращаться с острыми предметами. Да и взрослым, которые собираются заниматься резьбой по дереву, стоит уяснить для себя все правила использования инструментов. Для резьбы по дереву могут быть использованы не только обычные, но и электрические приспособления. Они требуют тщательного соблюдения техники безопасности.

Если опытным виртуозным мастерам достаточно одного взгляда на инструмент, чтобы определить его качество, то начинающие часто теряются во всем разнообразии, представленном в магазинах. Специалисты уверяют, что в данном случае далеко не всегда самый дорогой вариант будет самым лучшим, так как немаловажную роль играет накрутка бренда, реклама, транспортировка из других стран и так далее. Те, кто занимается резьбой по дереву на профессиональной основе, знают, что отечественные инструменты могут быть просто превосходного качества, но стоить втрое дешевле иностранных аналогов.

Кроме того, в наборе мастера может присутствовать и масса других инструментов. Они могут быть нужны для изготовления сложных работ. Новичкам достаточно будет самого минимума, но хорошего качества, чтобы руки сразу привыкали к правильным движениям. Специалисты рекомендуют начинающим мастерам запастись набором из десятка инструментов и постепенно совершенствовать свои навыки и пополнять арсенал.

Материал для работы

Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.

Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно. Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент.

Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.

Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.

Для мастера резьбы по дереву фрезер является одним из незаменимых помощников. С его участием можно изготовить массу различных работ любого типа сложности. Если профессионал хорошо знает принципы работы с ручным фрезером, из дерева можно создать изделия разного назначения. Более того, подобный навык всегда будет полезен в домашней работе. К примеру, с помощью фрезера можно быстро и аккуратно прорезать отверстие, вставить дверной замок либо прикрепить петли к дверям.

Люди, которые часто сталкиваются с работой по дереву, должны знать о том, как правильно обращаться с фрезером. Самым распространенным вариантом инструмента, используемого в наше время, является погружной. С помощь такого инструмента можно выполнить любую работу, которая связана с фрезерованием либо резьбой. Для творческой работы необходимо тщательно выбирать фрезу, с помощь которой и происходит обработка древесины. В зависимости от того, какой формы рабочая головка инструмента, будет отличаться и вид обработки заготовки из дерева. При помощи фрезерной резьбы по дереву картинки могут получаться любой сложности. Для резьбы по дереву данный инструмент используется очень широко. Особенно часто можно встретить резную деревянную мебель, обработанную фрезером. Для этого нередко применяются особые шаблоны, дающие возможность получить симметричные рисунки. Кроме того, фрезер может быть использован и для врезки замков, и для создания красивой деревянной фурнитуры.

Одним из очень интересных вариантом использования ручного фрезера является художественная резьба по дереву, видео о которой можно увидеть чуть ниже. Этот инструмент широко применяется и для рельефной, и для прорезной работы. Специалисты рекомендуют для художественной резьбы использовать безподшипниковые V-образные и галтельные фрезы. С такими приспособлениями творческий человек может создать истинный шедевр.

При работе с фрезером очень важно соблюдать технику безопасности, так как данный инструмент является травмоопасным и может причинить вред человеку. Если навыков работы с прибором нет или очень мало, стоит для начала потренироваться на мягкой древесине, чтобы «набить руку».

Одним из удобных видов работы с деревом является резьба по дереву лобзиком по шаблону, фото которой можно найти ниже. С этим инструментом художественное выпиливание превращается в интереснейшее занятие, результатом которого становится оригинальная деталь интерьера. Даже небольшие украшения для двери значительно преобразят ее внешний вид. Стоит заметить, что для такой работы плоскорельефная резьба при помощи лобзика подходит идеально.

Творческая работа способна прекрасно поднять настроение, хорошие результаты будут поводом для гордости мастера, что нередко подталкивает к совершению новых подвигов, уже более внушительных. При этом именно с лобзика специалисты рекомендуют начинать тренировки новичкам. Немного усилий и времени, и руки сами поймут, какой захват будет самым удобным для качественного выпиливания.

При работе с лобзиком важна плавность. Все движения мастера должны быть медленными, без резких движений, чтобы не допустить перекосов и не испортить материал. В тех местах, где линия должна поворачивать, стоит перевернуть саму заготовку, а не инструмент, что позволит добиться равномерности. По кромке резов обязательно останутся неровные края, от которых нужно избавиться. В этом помогут такие инструменты, как напильник, надфиль и наждачная бумага.

Освоить навык резьбы по дереву несложно. Настоящее мастерство приходит как с опытом, так и с приобретением всё более качественного инструмента. Сегодня же мы расскажем о том, с чего необходимо начать и какими базовыми навыками следует овладеть, чтобы всерьёз попробовать себя в качестве резчика.

Простейшие инструменты и верстак

Работа резчика всегда начинается с изготовления заготовок. Поэтому первое, чем нужно обзавестись, это базовый набор инструмента для обработки дерева. Ну а поскольку художественная резьба требует достаточно высокой точности и качества обработки, арсенал должен быть расширенным.

В распоряжении должно быть несколько ножовок: для продольного и поперечного реза, а также припасовочная и с мелким зубом по металлу. Следы реза устраняются с помощью рашпилей, круглого и плоского, желательно разной зернистости. Более тонкая обработка проводится наждачной бумагой разных типов. Следует держать под рукой два деревянных бруска: круглого и прямоугольного профиля, которые удобно использовать как основу для наждачки.

1 — ножовка по дереву; 2 — припасовочная (обушковая) ножовка; 3 — ножовка по металлу; 4 — набор рашпилей по дереву; 5 — брусок для шлифовальной бумаги

Для предварительного оформления заготовок используются рубанки и шерхебели. Выбирать крупные фрагменты древесины удобно с помощью остро отточенного столярного топорика, на ободе которого выполнена отливка под молоток, а также стамесок разной ширины и профиля кромки.

1 — различные рубанки; 2 — топорик с молотком на обухе; 3 — набор стамесок

И всё же наибольшее значение для начинающего резчика имеет правильно сконструированный и удобный верстак. Он должен быть обустроен согласно нормативам организации столярных рабочих мест с учётом индивидуальных требований, таких как рост или длина рук. Стол необходимо оснастить механизмом, позволяющим быстро закрепить и открепить обрабатываемую заготовку. Сюда относятся как столярные тиски и струбцины, так и регулируемые (переставляемые) упорные колодки разных форм.

Специальные приспособления, электроинструмент

Имея всё необходимое для подготовки деталей к резьбе, необходимо в индивидуальном порядке собрать комплект инструментов для тонкой работы. Основа такого комплекта — набор качественных чистовых стамесок и резцов разных форм и размеров. Можно пойти двумя путями: приобрести средней руки набор из 8-12 предметов, либо покупать по одному-два экземпляра качественного инструмента, недостающих для освоения определённой техники или схемы резьбы.

Также хорошего столяра отличает правильно подобранный разметочный инструмент: линейки, угольники, рейсмусы, транспортиры, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши разной плотности. Резьба по дереву всегда проводится по заранее продуманной схеме, в соответствии с которой для каждого отдельного изделия изготавливается шаблон. Поэтому привыкайте не выбрасывать картонные коробки и обрезки тонких листовых материалов вроде пластика или ЛМДФ.

1 — комбинированный угольник; 2 — рейсмус разметочный; 3 — транспортир с линейкой; 4 — кронциркуль; 5 — карандаши строительные; 6 — штангенциркуль

Для проработки мелких деталей в наличии должно иметься несколько ножей разных размеров, один или два стружка, дисковый нож, пробойники разных форм и размеров. Для ускорения процесса и повышения точности обработки возможно использование электрических граверов, стамесок и реноваторов . Своё применение найдут до дюжины курковых струбцин, особенно при сборке составных изделий на клеевом соединении.

1 — ножи для резьбы по дереву; 2 — пробойники; 3 — электростамеска; 4 — быстрозажимная струбцина; 5 — стружок; 6 — реноватор

Наконец, в арсенале каждого уважающего себя резчика должна быть хорошая сетевая дрель и хотя бы самая простая вибрационная шлифмашина со сменяемыми подошвами. Что касается лобзика, он должен относиться как минимум к полупрофессиональному классу, иначе вам придётся делать большие припуски на обработку, а качество сквозной резьбы будет неизбежно страдать. Если вы основательно увлечётесь работой с деревом, не забудьте своевременно продумать систему удаления пыли и стружки.

1 — сетевая дрель; 2 — вибрационная шлифмашина; 3 — электролобзик

Начните с небольших поделок

Полный список необходимого вызывает лёгкую оторопь. Но всегда есть смысл сперва попробовать работу «на коленке», чтобы оценить уровень увлечённости и понять истинный смысл покупки дорого и качественного инструмента в будущем.

Изготавливать небольшие поделки можно, даже если в наличии имеется лишь два-три базовых резца, стол и набор наждачной бумаги разной зернистости. В качестве первых работ рекомендуется выбирать разделочные кухонные доски или декоративные фигурки размером до 200х200 мм: животные, растения, миниатюрные домики и подобную мелочёвку.

Такие изделия содержат все основные элементы резьбы по дереву: обрамляющая рельефная кромка, внутренняя сквозная резьба и рельефная резьба по плоскости. Суть в том, что придерживаться строгих размеров и допусков в поделках не обязательно, гораздо важнее почувствовать реакцию дерева на режущий инструмент, его пластичность, разницу плотностей в соседних волокнах и другие характерные особенности.

Когда под определённые приёмы работы выработается мышечная память, переходите к более сложным изделиям. На этом этапе следует озадачиться изготовлением рамок для фотографий, сундучков, шкатулок. Следующий уровень сложности — это составные изделия и деревянная механика. Начиная от известной многим композиции «Мужик и медведь» и заканчивая деревянными трёхмерными пазлами или механизмами с обилием шестерёнок.

Выполняя работы такой сложности, вы будете развивать и поддерживать навык точной резьбы по дереву, а этим не пренебрегают даже прожжённые профи.

Сквозная и глухая резьба: приёмы работы

Перед началом резки на заготовке (доске, щите) сперва размечается наружная форма, после чего лобзиком удаляется всё лишнее. Поверхность под резьбу должна быть идеально плоской, гладкой и не имеющей пороков. Шаблон (трафарет) переносится на очищенную поверхность дерева отчётливыми тонкими линиями.

Резьба классифицируется на две группы: сквозную и глухую плоско-рельефную. Сперва вырезают замкнутые контуры в центре деталей: в каждом из них сверлится отверстие, затем по линии фигура вырезается лобзиком. Ориентировать распил нужно на 1-1,5 мм внутрь контура, оставляя небольшой слой древесины под последующую обработку. Когда фигура вырезана, её края зачищают до устранения следов реза и получения прямоугольной кромки, в точности соответствующей рисунку разметки.

Рельефность краям придают либо ручным фрезером, либо стамесками и резцами. Край может быть скошен обычной прямой фаской, внутренней или внешней каймой скругленного профиля. С этим всё просто: выбираете инструмент соответствующего размера и профиля, начинаете с зареза и, удаляя древесину стружкой толщиной по 0,5-1 мм, обходите фигуру по контуру.

Сложнее работать с краями, требующими каскадной резки в несколько ярусов. Сперва нужно рейсмусом отметить ширину захода самой широкой части резьбы и снять первый ярус, затем последовательно отмечать и снимать все последующие. Учтите, что к сквозной резьбе относится также и оформление наружных краёв изделия.

Техника глухой рельефной резьбы более разнообразна. Это могут быть как всевозможные борозды и канавки, вырезанные по заранее нанесённому контуру, так и серия углублений или насечек разных размеров и геометрической формы. Переходя от простых фигур к более сложным, вы разовьёте пространственное представление, научитесь снимать древесину слой за слоем и со временем перейдёте к изготовлению скульптур и барельефов. В этом ключе решающее значение имеет практика — чем её больше, тем меньше реальной сложности вызывает работа.

Распространённые ошибки

В качестве заключения приведём распространенные ошибки, которые не позволяют начинающим резчикам полноценно овладеть инструментом или перейти на новый уровень мастерства:

  1. Работа с сырой древесиной: все заготовки должны быть низкой влажности (12-13%) и хорошего качества.
  2. Слишком большое заглубление инструмента: резьба по дереву не приемлет спешки, удалять лишнее нужно фрагментами исключительно небольшими, но в то же время соразмерными масштабу фигуры.
  3. Не учитывается разнородность древесины : вырезая скругленные орнаменты, вы направляете режущую кромку то вдоль, то поперёк волокон, преодолевая участки с разной плотностью. Нажим инструмента и размер удаляемых фрагментов нужно соответствующим образом менять.
  4. Отсутствие последовательности: каждая фигура или узор должны быть тщательным образом проработаны, опробованы на черновиках и разбиты на несколько последовательных этапов.
  5. Наконец, желание охватить всё и сразу: не забывайте, что некоторые навыки приобретаются только со временем и при условии, что резчик постоянно практикуется. Всё время повышайте квалификацию, ставьте в приоритет качество обработки, и со временем даже очевидно сложные задачи станут видеться вам простыми в их организованной и продуманной реализации.

Резьба по дереву - достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы - ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом - светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины - это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15-20%. Сама процедура сушки может занять много времени - несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8-10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты - эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

Умение создавать красивые предметы из дерева стоит того, чтобы овладеть этим искусством. Резьба по дереву для начинающих является первой ступенькой на пути к этой цели. Здесь мы попробуем рассказать о том, с каких азов, как правило, начинает каждый резчик.

Материал для резьбы по дереву

Профессиональные резчики по дереву заготавливают материал сами. Кроме того, они могут работать с любыми породами древесины, которые сильно различаются по своим свойствам и поэтому требуют разных приёмов и навыков. Резьба по дереву своими руками для начинающих также потребует от вас выработки навыков. Для этого следует начинать с простейших приёмов резьбы по мягкой древесине. Это липа, кедр, ольха, осина, можжевельник. Когда вы научитесь твёрдо держать инструменты в руках, можно включать в свой «репертуар» берёзу, сосну, клён, фруктовые породы.

Другими словами, ответом на вопрос, с чего начать резьбу по дереву , является совет: поспешайте медленно. Новичкам рекомендуем геометрическую и плоскорельефную резьбу для изготовления таких предметов, как:

  • розетки;
  • разделочные доски;

  1. рамки для фото;
  2. карнизы и другая простая резьба по дереву для начинающих .

Заготовки древесины для таких поделок можно приобрести в специализированн ых магазинах, в том числе через Интернет. Для того чтобы стать резчиком, желательно (но не обязательно) уметь хорошо рисовать. Того, кто не имеет такого таланта, выручат шаблоны для резьбы по дереву для начинающих . Их можно купить вместе с заготовками.

Секреты резьбы по дереву

В любой работе есть свои профессиональные секреты. Степень овладения ими определяет уровень мастерства исполнителя. Это очень долгий и не имеющий конца процесс, поскольку нет предела совершенству. Для начинающих осваивать основы и азы резьбы по дереву будут полезны следующие советы:


Для получения гладкой поверхности заготовки нельзя использовать наждак и другие абразивы – только строгание. Техника резьбы по дереву для начинающих заключается в выработке основных навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Для этого нужно регулярно практиковаться в резьбе. Всем, кто желает знать, как научиться резьбе по дереву , помогут следующие правила для начинающих :

  1. каждая линия на заготовке начинается с вертикального погружения кончика ножа на глубину 1,5–2 мм;
  2. направление движения ножа – только на себя, оптимальный угол наклона лезвия – 40°;
  3. завершение линий тоже выполняется кончиком ножа;
  4. движения руки с режущим инструментом должны быть плавными;
  5. по мере обретения устойчивых навыков резьбы двигайтесь от простого к более сложному, от работы с мягкими породами древесины – к более ценным и твёрдым сортам.

Приобретая инструменты для резьбы по дереву для начинающих , лучше выбирать наборы, включающие стамески с малой, средней и широкой режущей кромкой, например такой:

К нему также понадобятся ножи-косяки и другие инструменты, потребность в которых подскажет практика работы с деревом.

Помня о том, что лучше раз увидеть, чем сто раз услышать, рекомендуем просмотреть видеоуроки резьбы по дереву для начинающих . Это позволит более точно определить, способны ли вы работать с древесиной и стоит ли тратить деньги и время на эту затею. Такие уроки дают опытные мастера. Они доходчиво поясняют каждое действие, но часто игнорируют правила техники безопасности, что следует учитывать при самостоятельной работе.

Мастер-класс резьбы по дереву

В наше время при помощи Интернета очень просто взять мастер-класс резьбы по дереву для начинающих . Во Всемирной паутине вы легко найдёте подробные репортажи о создании разнообразных изделий, в том числе целые видеокурсы для новичков. Напоминаем о необходимости движения от простых образцов к сложным. То, что с лёгкостью делает опытный мастер, от вас потребует значительных усилий. Для примера мы можем предложить две части видео с уроками резьбы по дереву для начинающих в самой простой плоскорельефной технике:

Здесь хорошо передана техника разметки заготовок, работа с ножами и стамесками, показаны приёмы фигурной выборки вырезанных узоров. Можем предложить ещё один видеоурок:

.

Художественная резьба по дереву для начинающих может дать старт серьёзному увлечению, особенно когда у человека есть большие способности к пластическому искусству. Обладая ими, вы научитесь создавать объёмные резные предметы и скульптурные композиции, если проявите настойчивость и упорство в достижении этой цели.

Мы не станем дополнительно комментировать предложенные здесь видео, но ещё раз обратим ваше внимание на необходимость соблюдения максимальной осторожности при работе с режущими инструментами по дереву. Они на порядок опаснее любых других инструментов.

Постижение искусства резьбы по дереву может не только принести удовольствие, но и стать источником дополнительного заработка. Навыки резьбы будут далеко не лишними, когда вы пожелаете оригинально оформить .

Рекомендации по уходу за резными декоративными элементами

Человек хорошо понимает цену сделанных . Изготовление резных изделий требует особых усилий, поэтому при уходе за ними соблюдайте несложные правила, которые обеспечат им долголетие. В первую очередь это касается декоративных элементов для внешней отделки – наличников окон, дверей, деталей крыльца и прочих. Своевременно обновляйте защитные покрытия из лаков и красок, снимайте тяжёлые загрязнения до того, как они впитаются в древесину. Резьба по дереву является одним из лучших способов декора и стоит того, чтобы поддерживать её в достойном виде.