Владельцам индивидуальных участков часто приходится работать с «деревом», так как на своем подворье хорошему хозяину всегда найдется, что делать. По сути, процесс строительства или ремонта (реставрации) продолжается бесконечно: то забор обновить, то пристройку переделать. Именно древесина в частном секторе является наиболее популярным материалом благодаря легкости обработки и приемлемой цене.

Гораздо удобнее закупать заготовки из бревен, а уже на месте их «распускать» так, как нужно – на доску или брус, на тонкие или толстые образцы. Причем это экономит достаточно много времени. Ведь всего не предусмотришь, а каждый раз ездить на рынок стройматериалов за 2 – 3 досками, рейками или довольно хлопотно.

В продаже имеется большой ассортимент компактных пилорам, которые при использовании в частном секторе снимают множество проблем. Они удобны в работе, имеют достаточные возможности по обработке древесины и не занимают много места. Но если посмотреть на их цену, то становится ясно, что данные агрегаты окупят себя только в том случае, если производство заготовок поставить на «поток».

Например, за пилораму «Тайга», в зависимости от модели, придется заплатить от 112 до 165 тысяч рублей. Стоимость моделей «Кедр» начинается от 135 000 рублей. Даже мини-устройства стоят от 90 000.

Понятно, что если такое оборудование нужно только для использования от случая к случаю, то целесообразно сделать его самостоятельно. Но при этом следует кое-что учесть.

Сложности «кустарного» производства

  • Монтаж конструкции. Придется использовать и сварку (наличие ), и электроинструмент, и фрезерный станок.
  • Пилорама должна быть очень устойчивой, так как ей придется выдерживать большую нагрузку, причем в динамике, так как вес бревен может достигать 300 кг.
  • Правильная заточка и разводка рабочей части (пилы).
  • Выбор варианта изготовления механизма регулирования толщины «выпускаемой» продукции.
  • Обеспечение безопасной эксплуатации.

Ленточные пилорамы более всего подходят для нарезания досок.

Способов изготовления подобных агрегатов несколько, причем в качестве «движущей силы» могут использоваться как электрические, так и бензиновые двигатели. Приводить для примера какую-то конкретную самодельную конструкцию с указанием точных размеров деталей нет смысла, так как каждый хозяин руководствуется и «масштабами» такого производства, и наличием свободного места. Но если знать устройство, принцип работы и технологию изготовления ленточной пилорамы, то сделать ее своими руками вполне возможно.

Порядок изготовления

1. Выбор помещения. Специалисты-практики рекомендуют для удобства работы с бревном подбирать площадь для мастерской не менее 18 м2 (как правило, 6 х 3 м).

2. Сама пила в процессе работы будет находиться в неподвижном состоянии. Бревно, которое нужно «распустить», укладывается на специальную подвижную станину (тележку), перемещаемую вручную. Поэтому предварительно следует предусмотреть монтаж металлической рамы для фиксации пилы. Под ней укладываются «рельсы» из уголка, по которым осуществляется перемещение тележки с заготовкой.

Распиловка производится в горизонтальной плоскости. Нужно продумать, как изменять высоту расположения пилы в процессе «роспуска» бревна на доски. Для этого рама оборудуется специальным механизмом, работающим по принципу струбцины («ходовой» винт или что-то подобное).

3. Делаем основание (станину). В зависимости от предполагаемых размеров обрабатываемой древесины для него можно использовать металлический уголок или более мощные заготовки – двутавр, швеллер. Необходимо обеспечить жесткую фиксацию этого каркаса по месту установки, так как в процессе производства он будет подвергаться повышенным динамическим нагрузкам.

Особое внимание нужно обратить на ровность и горизонтальность верхних балок – направляющих. Расстояние между ними должно превышать диаметр самого большого бревна, с которым предполагается работать, примерно на 50 – 70 см. Независимо от толщины заготовки она должна надежно фиксироваться на тележке.

4. Крепление колес к ее нижней части.

Это основные этапы работы по изготовлению пилорамы, с которыми придется столкнуться в процессе ее монтажа.

Прежде чем сделать такой механизм своими руками, нужно учитывать, что у «кустарных» пилорам есть и существенные недостатки:

  • Сложность настройки. Причем регулировку придется проводить постоянно.
  • Довольно большая ширина пропила, следовательно, повышенный процент отходов.
  • Кроме того, радиус их разбросов будет довольно большой, поэтому возникают сложности в организации именно «компактной» работы.
  • Ограниченные возможности оборудования как по размерам заготовок, так и по времени непрерывной работы механизмов.

Сегодня при наличии огромного количества всевозможных искусственных строительных материалов по-прежнему невозможно представить ни одну стройку без деревянных досок, брусов, реек и тому подобного. Купить нужное для строительства сейчас - не проблема, но иногда семейный бюджет требует бережного отношения к себе, и здесь не обойтись без экономии. Один из способов такой экономии - это пилорама своими руками.

Виды пилорам

Когда встаёт вопрос, как сделать её, необходимо сразу обсудить другой вопрос - какой агрегат нужен. Ответ на него очень важен. Без него можно потратить много времени и сил впустую. Поэтому прежде, чем приступить к строительству, определимся с тем, какие задачи должно выполнять наше приспособление.

В промышленном производстве используются разные виды пилорам. Однако в домашних условиях нет необходимости пользоваться многими из них, да и вряд ли стоит это делать.

Есть два основных вида, которые реально можно сделать в домашних условиях :

  1. Циркулярные;
  2. Ленточные.

Отличие этих механизмов в том, какие пилы используются для распиловки материалов. В циркулярных это цилиндрические пластины. В ленточных - полосное полотно. Теперь рассмотрим предназначение разных видов пилорам.

Циркулярные чаще всего используются для обработки уже готовых к применению пиломатериалов: досок, брусов, балок, шпона, плит и тому подобного. Ленточные предназначены больше для обработки брёвен и крупногабаритных деревянных стройматериалов.

Схема изготовления

После того, как выбор вида будущего агрегата выбран, необходимо приступить к его изготовлению, а точнее, строительству. Как своими руками сделать пилораму:

Как видно из этой схемы постройка пилорамы очень непростое дело. Например, пятый пункт сам по себе, впрочем, как и любой другой, очень трудоёмкий и сложный по организации. Поэтому его тоже стоит разбить на несколько этапов :

  1. Изготовление станины будущего станка.
  2. Подготовка и настройка двигателя. Для разных станков используются как электродвигатели, так и двигатели внутреннего сгорания.
  3. Изготовление и настройка средств фиксации, измерения и контроля. Чтобы получить деталь нужного размера, надо быть полностью уверенным, что эта часть механизма в полном порядке.
  4. Самодельная пилорама ленточная оборудуется специальным приспособлением для подачи брёвен на распиловку. Поэтому для таких видов пилорам стоит отвести специальный этап для изготовления такого средства подачи.
  5. Изготовление средств защиты и безопасности.

Последний пункт очень важен! Пилорама - это оборудование, связанное с повышенной опасностью как для здоровья человека, так и для его жизни. Чтобы работа на вашем станке не омрачилась несчастным случаем, стоит заранее подумать о безопасности и сделать всё необходимое для этого.

Техника безопасности

Кроме оборудования пилорамы защитными экранами и ограничителями, важно помнить об элементарных правилах техники безопасности. Это имеет огромное, можно даже сказать, первостепенное значение, когда сделана пилорама своими руками в домашних условиях. Ленточная она или циркулярная, не имеет значения.

Обязательно пользуйтесь специальными защитными очками , чтобы не остаться без зрения.

Распиливание древесины механическим методом - очень громкое мероприятие. Поэтому, находясь долгое время в таком помещении, где пилят лес, надо обезопасить барабанные перепонки. Для этой цели можно приобрести специальные наушники.

Лес рубят - щепки летят. Это известно с детства. Когда лес пилят, летят не только щепки, но и огромное количество опилок. Эта въедливая пыль может оседать в лёгких и стать причиной многих заболеваний. Важно иметь респиратор для работы на пилораме - это во многом обезопасит от будущих проблем со здоровьем.

Никогда не работайте в нетрезвом состоянии . Координация движений очень важна в этом деле.

Нельзя пренебрегать другими правилами техники безопасности, которые в зависимости от типа станка могут отличаться. Помните, что лучше потратить лишних полчаса на выполнение работы, чем потом всю жизнь жалеть о потерянном пальце или руке.

Циркулярная или ленточная пилорама своими руками может стать источником немалой экономии при строительстве. А, возможно, даже будущей кормилицей, ведь строить будут всегда и без пиломатериалов невозможно представить ни одну стройку.

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки
Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 — 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки
На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Надеемся, мы смогли вас убедить, что построить собственную пилораму хоть и сложно, но вполне возможно. Сделанный своими руками агрегат сможет работать не хуже заводской лесопилки только в том случае, если в процессе работы вы будете следовать рекомендациям опытных мастеров. Поверьте, что проявленная аккуратность и щепетильность найдут отражение в идеально ровных спилах. Ваш участок обретёт новые, стильные сооружения, построенные с использованием тёплого и благородного материала, полученного своими руками.

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

При проведении строительных или плотницких работ всегда необходимы пиломатериалы. Это могут быть доски различного предназначения, брус для фундамента и перекрытий, детали строительных конструкций.

Чтобы иметь достаточный запас необходимых материалов, придется часто распиливать необработанные бревна. Конечно же, можно купить уже готовую продукцию, но финансовые затраты увеличатся в несколько раз.

Пилорама заводского изготовления тоже стоит недешево. Однако можно изготовить вполне функциональную пилораму своими руками в домашних условиях, причем расходы будут значительно меньше.

Разновидности

В зависимости от конструкции рабочей части, самодельную пилораму изготавливают трех типов:

  • дисковая пилорама;
  • ленточная;
  • шинная.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Дисковая установка

Среди самодельных устройств чаще всего встречаются именно дисковые пилорамы. Они получили широкую популярность, благодаря своей многофункциональности и простоте сборки.

Более всего подходят для проведения единоразовых строительных работ либо для малого бизнеса, не предполагающего больших объемов производства. Основой данной конструкции является дисковая пила, устанавливаемая на электрическом двигателе либо на шпинделе.

В большинстве случаев изготавливается так называемая «циркулярка» - прочное основание в виде , на котором закрепляется двигатель и вал с дисковой пилой.

Основание изготавливается из деревянных или металлических частей, которые фиксируются в положении крест - накрест и закрепляются с помощью доски подходящего размера. Поверх доски с помощью болтов крепятся металлические пластины.

В получившейся плите необходимо оставить прорезь для пилы и отверстия для крепления двигателя. Отверстия необходимо дополнительно раззенковать и после этого скрепить с помощью винтов.

Пила должна быть установлена строго посередине получившейся конструкции. Верхняя плита соединяется с основой винтами, в отверстии между плитами фиксируется вкладыш для диска. Последней крепится упорная планка.

Обратите внимание : при сборке пилорамы пристальное внимание следует уделять надежности крепления всех элементов конструкции. Ненадежно закрепленное полотно пилы представляет собой серьезную угрозу для здоровья и жизни человека.

С помощью самодельной дисковой пилорамы можно сделать брус, рейки разного размера и шпон. Скорость вращения пилы достаточна, чтобы получить качественную продукцию с ровными краями и срезами.

Ленточного типа

Установки с использованием ленточных пил применяются на производстве пиломатериалов в промышленных объемах.

Частные производства в большинстве случаев оснащаются самодельными пилорамами, изготовленные на основе чертежей заводских агрегатов. Главное преимущество таких устройств заключается в возможности быстрого распила крупных бревен общим весом до трехсот килограмм.

Изготовление ленточной пилорамы требует специальной подготовки и наличия достаточно большого количества различных стройматериалов:

  • трубы различного размера и диаметра;
  • металлические уголки для монтажа рельсовой системы;
  • швеллер;
  • шкивы;
  • профильные трубы для шпал.

Кроме этого, потребуются инструменты для работы с металлом - аппарат для сварки, электродрель, болгарка и набор крепежных элементов (болты, гайки, шурупы).

Работы по изготовлению устройства начинаются с монтажа неподвижной части - станины. Форма этой конструкции напоминает букву «П», материалом служат два швеллера или уголка 50X100 мм.

Стандартная длина швеллера составляет 8 – 9 метров, высота не менее 14 см. После монтажа станины в ней просверливаются отверстия, промежутки между которыми должны быть не менее одного метра.

После необходимо стянуть швеллеры трубами длиной 25 см, крепление производится с помощью болтов нужного размера и шпилек. После этого монтируются стойки, на которых будет закреплена пилорама. Для повышения устойчивости конструкцию дополнительно укрепляют нужным количеством раскосов.

Важно знать: пропорции всех деталей должны совпадать, для пилорамы длиной 9 метров необходима пила размером не менее метра.

К тележке крепится пила, сбоку устанавливается штурвал для управления работой агрегата. Фиксаторы изготавливаются из труб диаметром не более 40 мм, внутрь устанавливаются подвижные шланги. Сверху на трубы устанавливаются прижимы из металлических уголков.

В последнюю очередь устанавливается полотно пилы и двигатель. Постройку конструкции лучше всего производить непосредственно на месте будущих работ, так как общий вес ленточной пилорамы весьма велик.

Вас также может заинтересовать статья о том, как сделать вибростол для тротуарной плитки:

Шинная (логосоль)

Самодельный агрегат кардинально отличается от других видов пилорам своим устройством.

Главной задачей является продольная распиловка бревен, изготовление высококачественного шпона и реек. Многочисленные видео в сети дают исчерпывающую информацию обо всех этапах монтажа шинной пилорамы.

Такой тип пилорам используется на небольших производствах для изготовления мини заготовок нестандартной формы и размера. В самодельных агрегатах в качестве рабочей части используется полотно от бензопилы подходящего размера.

Конструкция состоит из профиля, рабочая высота которого составляет чуть более метра. Бензопила перемещается с помощью тележки.

Точная высота рассчитывается с учетом роста рабочего, дабы избежать длительного пребывания в неудобной позе. На основной профиль укладывается бревно, пила перемещается и производит распиловку по заранее установленным параметрам.

Главное условие, необходимое для качественной работы таких устройств - достаточный вес и жесткость основного профиля, а также наличие необходимого количества опор . Для получения ровной линии распила необходимо наличие как минимум четырех устойчивых колес и ручного привода.

Оптимальным будет использование воротка колодца с приводным колесом. Для регулировки толщины изделия устанавливаются домкраты жесткой фиксации.

Самостоятельное изготовление пилорамы любого типа - трудоемкий и сложный процесс. Целесообразна ли трата времени и средств, каждый решает сам. В любом случае при монтаже агрегата любого типа нельзя забывать о технике безопасности.

Травмы во время работ с деревом получают часто, а самодельное оборудование, собранное недостаточно качественно, представляет опасность для владельца.

Как дешево сделать пилораму своими руками, смотрите в следующем видео:

Механизм используют для первичной обработки деревянных стройматериалов. Не секрет, что простейшие модели дисковой пилорамы можно изготовить своими руками. Разобраться, как это сделать, помогут инструкции специалистов, хитрости народных умельцев, фото и примеры чертежей.

Такой тип пилорамы наиболее удобен для использования в бытовых целях. Сконструировать его легче, чем механизмы иного принципа работы (ленточный или шинный). На дисковой пилораме, как правило, производят распил крупных и средних брёвен на брус, доску, рейки, шпон. Основные функциональные элементы инструмента:

  1. Силовая установка. Чаще всего - электродвигатель. Он должен задать вращающемуся механизму необходимую частоту оборотов, чтобы обработать дерево.
  2. Узел реза. Состоит из одной или двух дисковых пил, надетых на вал. На фабричных станках они могут быть наклонены друг к другу, чтобы обеспечить распил под заданным углом.
  3. Блок управления пилорамы. Отвечает за пуск и остановку, изменение скорости вращения вала двигателя.
  4. Подающий механизм. Помогает двигать заготовку к точке распила. В заводских моделях пилорамы может быть движущим. В сконструированных своими руками - статичный, нужен для удобной фиксации бревна на поверхности.
Процесс распила

Для изготовления пилорамы в домашних условиях не нужно обращаться к сложным чертежам и схемам. Для обеспечения единоразовых строительно-монтажных потребностей своего дома и земельного участка лучше максимально упростить конструкцию. Облегчённый вариант работает безопаснее. Специалисты советуют остановиться на следующей схеме:

  • прочная рабочая плоскость (она же - удобная неподвижная подающая линия);
  • дисковая пила на шпиндельном или электродвигательном валу;
  • надежная фиксация обоих элементов в одной плоскости.

Подготовка к сборке дискового механизма. Монтаж рабочей поверхности

В работе по изготовлению пилорамы вам понадобится составить чертёж. Поскольку устройство само по себе не сложное, можно взять один из типовых. Сборка начинается с монтажа рабочего стола. Он должен быть устойчивым, прочным, выдерживать тяжесть бревна, поэтому деревянные части следует усилить металлом.

Для работы над основой пилорамы вам потребуются:

  • металлические пластины;
  • деревянные доски;
  • гайки;
  • шурупы;
  • винты;
  • инструмент для фиксации крепёжных материалов;
  • приборы для обработки металла и древесины.

Особое внимание обратите на пилу. Она может иметь электрический или бензиновый двигатель. Мотор и будет выполнять функцию вращающего устройства при помощи шкива, увеличивающего частоту оборотов вала.

Внимание! Диаметр режущего диска пилорамы должен быть не менее 500 мм. Чем больше, тем лучше. Оптимальная толщина - 3 мм. Материал - сталь или дюралюминий. Диск должен иметь 2 или 3 зубца.

Определившись с размерами стола, приступайте к его сборке:

  1. Сварите раму, располагая опоры крест-накрест для большей устойчивости и надёжности пилорамы.
  2. Прочно зафиксируйте на ней металлическую плиту (реже берут деревянную). Нередко опоры крепятся к деревянной крышке, а уже сверху неё кладётся тяжёлый металл цельным листом или пластинами (фиксируются болтами).
  3. Сделайте по центру прорезь, в которую впоследствии будет углублена дисковая пила. Размеры отверстия должны обеспечить минимальный зазор между самой плитой и режущей поверхностью. Прорезь стоит раззенковать, а затем скрепить винтами.

Совет. Заранее рассчитайте и проделайте в плите отверстия для закрепления двигателя.

Монтаж двигателя и заключительный этап сборки пилорамы

Установка двигателя - самое сложное в процессе изготовления домашней дисковой пилорамы. Он требует придирчивой точности и надёжности соединений. Разболтанные элементы не смогут выполнять свои задачи качественно. Кроме того, они довольно опасны для здоровья и жизни рабочего за станком.

Заключительный этап конструирования пилорамы:

  1. К нижней стороне плиты крепятся подшипники и шкив, который соединяют страховочным ремнём с пилой. Эта хитрость защитит двигатель при заклинивании пилы.
  2. Ремни хорошенько натягивают, не забывая о массе и мощности самого двигателя.
  3. Пила крепится строго посередине рабочей поверхности.
  4. Основную часть работ завершает монтаж упорной площадки для бензинового или электродвигателя. Она должна быть подвижной относительно вала.

Хорошая пила с двигателем - это сбалансированный механизм с корректным углом расположения распиливающего диска, который производит ровный срез и края. Весь процесс сборки даже элементарного механизма пилорамы требует серьезного подхода. Тонкости и пример монтажа вы можете оценить на видео.

Перед работой запаситесь не только необходимыми материалами, но и терпением. В этом случае вы соберете доступный аналог дорогостоящим станкам и самостоятельно изготовите альтернативу некачественным фабричным пиломатериалам.

Самодельная пилорама: видео