Поместье Простаковых. Простакова ругает крепостного Тришку, так как тот неправильно пошил кафтан её сыночку Митрофану. Крепостной объясняет, что заранее предупреждал о том, что он не учился шитью. Господин Простаков, давно вошедший в послушание к своей супруге, присоединяется к жене и говорит, что кафтан некрасив. Так же высказывается и брат Простаковай – Скотинин.

В поместье живет девушка Софья. Она давным –давно потеряла отца и полгода как умерла ее мать. Простаковы приютили девушку, хотя не по своей любезности, а потому что София обладает довольно неплохим наследием. Из родственников у Софии остался дядя, но от него уже давно нет никаких известий и все подозревают, что он умер.

Господин Скотинин желает жениться на Софии, так как в ее деревнях порядочное количество свиней. София в неведении этого…

София получает письмо от дядьки, но так как необразованна, прочесть его не имеет возможности. Госпожа Простакова говорит, что дядюшка пишет письмо любовного характера, но содержание этого письма совсем другого характера. В этом письме написано, то наследие Софьи увеличится, так как дядя все свое состояние завещает ей. Простакова принимает решение женить на Софии своего сына.

Рядом с деревней Простаковых проходит путь солдат. Милон – офицер здоровается со своим знакомым Правдиным и пока находится в деревне, видит свою возлюбленную Софию, которую забрали из родной деревне и увезли в неизвестном направлении.

Начинается суматоха. София говорит Мирону, что ее хотят выдать замуж за сына госпожи. Скотинин говорит, что он первый которому посватали Софию, но узнает, что Простакова передумала. Митрофана ведут учиться к его учителям(Сидорыч, Панфутич), но учиться он отказывается. Мать обещает сыну скорую свадьбу если он возьмется за ум.

Заезжает господин Стародум. Он беседует с Правдиным, вспоминает об отце, и проникается воспоминаниями, насколько хороши были те времена. Дядя имеет желание забрать Софию с собой и таким образом спасти ее от семьи, в которой она сейчас прибывает, так как он был ранен и освобожден от службы и теперь имеет возможность заниматься племянницей.

Найдя Софию, он обещает, что скоро они покинут это поместье. Госпожа Простакова видит Стародума, которого ни разу не встречала до этого и всячески старается ему угодить, ввиду того что очень хочет поженить сына на богатой девушке.

Дядя говорит, что завтра же они с Софией поедут в Москву и там ее ожидает прекрасный достойный мужчина, чем очень огорчает племянницу, но как только замечает, что она расстроилась, объясняет, что выбор это лишь ее право и он не будет мешать, если у нее есть уже другой жених. Об этом узнают все в поместье и суматоха вновь набирает свои обороты. Простакова показывает Стародуму какой у нее прекрасный сын, и какой у него хороший учитель Адам Адамыч.

Но сына учат уже очень давно, но никаких новых умений ему обучение нескольких лет не дало, т.к Вральман мешает учебе. Госпожа все таки уговаривает сыночка поучиться, но как только Цыфиркин дает ему задачи, она вмешивается и объясняет, что арифметика Митрофану не нужна. Учитель заканчивает урок.

У митрофана начинается следующий урок. Кутейкин читает строки а Митрофан бездумно повторяет за ним. Вральман наблюдая за обучением объсняет Простаковой, что и без грамоты с арифметикой можно неплохо прожить и отпускает «молодое дарование» поиграть. Учителя очень расстроены и желают поквитаться с Вральманом. Но как только они приступают к открытым действиям, Вральман сбегает.

Стародум застает Софию за чтением книги о воспитании и заводит с ней беседу. Стародум получает письмо от дяди Милона, в котором тот предлагает женить их воспитанников, но, начиная разговор об этом с Софией, смущает ее. Правдин приводит Милона к дяде Софии и тот узнает, что мать Софии очень любила его, почти как родного сына. Стародум понимает, что Милон может стать прекрасным супругом для его племянницы. В то же время Милон упоминает Стародуму, что чувства у них с Софией взаимны, и дядя с радостью принимает решение о согласии на их брак.

Никто не подозревает, что сватовство уже прошло и поэтому все пытаются угодить приехавшему дядюшке. Скотинин рассказывает о том, как древен его род. Простакова показывает своего «ученого» сыночка. Но вскоре он отказывает всем, объясняя, что решение уже принято и не в их сторону и сообщает, что они с Софией покинут их поместье рано утром. Правдину вручают пакет, что в любом случае он получит в все владения, все что принадлежит Простаковым, если что то будет угрожать людям.

Софию тащат к карете жениться на Митрофане. Милон помогает ей освободиться. Павдин, видя эту картину обещает, что мать Митрофана ответит за свои действия в суде. Простакова раскаивается. Господин Правдин берет под свою опеку поместье.


Скотинин уезжает. Правдин распускает учителей Митрофана. Стародум понимает, что Вральман его бывший кучер, и вновь принимает его на эту должность. Митрофана решают отдать в армию, а его мать остается ни с чем.

Краткий пересказ "Недоросль" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

Действующие лица

Простаков
Г-жа Простакова, его жена
Митрофан, их сын, недоросль
Еремеевна, мамка Митрофана

Стародум
Софья, племянница Стародума
Милон
Скотинин, брат г-жи Простаковой

Кутейкин,семинарист
Цыфиркин, отставной сержант
Вральман, учитель
Тришка, портной

Действие происходит в деревне Простаковых.

Действие первое

Тришка, портной-самоучка, сшил Митрофану слишком узкий кафтан. Простакова ругает Тришку, а заодно и мужа-подкаблучника, который ни в чем не разбирается, не хочет ни за что отвечать, а во всем потакает самой Простаковой. Тришка пытается оправдаться тем, что он не учился специально шить, но для Простаковой это не довод. Она указывает Тришке на самого первого портного на свете, которому не у кого было учиться шитью. Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти матери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж; впрочем, Простакова не привыкла считаться ни с чьим, кроме своего, мнением. Скотинин же заинтересован в браке с Софьей не потому, что невеста богата или нравится ему, а потому, что в ее деревнях много свиней, к которым Скотинин питает слабость. Входит Софья с письмом от своего дяди Стародума, которого Простаковы давно считали покойным. Он несколько лет жил и работал в Сибири и, как следует из письма, нажил состояние, наследницей которого объявляет Софью. Планы Простаковой меняются, она решает женить своего Митрофана на неожиданно разбогатевшей Софье. Ho и Скотинин в свете последних перемен не собирается отступаться.

Действие второе

Милон, офицер, размещает в деревне своих солдат на постой. Он встречает Правдина, который направлен в округ, чтобы препятствовать злодеяниям, творимым помещиками над крестьянами. Милон рассказывает другу, что уже полгода не виделся со своей возлюбленной (Софьей), которую, по его сведениям, родственники увезли из Москвы и обращаются с девушкой жестоко. Появляется Софья, бросается к Милону, жалуется ему на тяжелую жизнь в доме Простаковых, говорит, что ее сватают за Митрофана. Вошедший Скотинин также заявляет свои «права» на Софью, но Правдин вовремя упоминает о намерениях Митрофана, и гнев Скотинина оборачивается не против истинного соперника (Милона), а против племянника. Он накидывается на Митрофана с кулаками, даже подоспевшая Еремеевна не успевает ничего сделать. Правдин оттаскивает Скотинина. Простакова резко меняет свое отношение к Софье, становится ласковой, предлагает осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. Простакова знакомит Милона и Правдина с «учителями» Митрофана - Цыфиркиным и Кутейкиным. Оба жалуются на непроходимую тупость Митрофана, на невежество самой Простаковой (которая обучает сына для видимости и потому, что так модно), на немца Вральмана, который и сам ничему не учит Митрофана, и русским учителям не дает провести ни одного урока толком. Митрофан намекает матери, что утопится, едва та просит прочесть что-нибудь. Причина гнева Митрофана - Скотинин. Простакова, узнав, что брат поднял руку на «дитя», вначале накидывается на Еремеевну (не сумевшую защитить вверенного ее попечению шестнадцатилетнего Митрофана), а затем обрушивается на истинного обидчика. Кутейкин, Цыфиркин и Еремеевна, подсчитав все прибыли на службе у Простаковых («по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»), отправляются «выпить чарку».

Действие третье

Правдин первым успевает встретить Стародума и выразить свое почтение. Стародум рассказывает, что отошел от двора потому, что не мог мириться с ханжеством, низостью, трусостью, себялюбием придворных. «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». Приобретя некоторое состояние, Стародум целью своей жизни определяет устройство счастья племянницы Софьи. Он рад вновь увидеть ее после долгой разлуки. Софья всячески выказывает дяде преданность, почтение и охотно слушает его философские беседы и наставления. Стародум в восторге от того, что Софья полностью разделяет его взгляды на жизнь. Некторое недоумение вызывает у Софьи замечание Стародума о его намерении выдать племянницу за известного и рекомендованного ему достойного молодого человека. Впрочем, Стародум не собирается неволить племянницу и спрашивает прежде ее согласия. Окружающие принимают веселый вид и наперебой убеждают Софью в выгодности для нее брака - то с Митрофанушкой, то со Скотининым. Простакова хочет заставить сына «блеснуть» знаниями перед Стародумом, чтобы произвести на того благоприятное впечатление. «He хочу учиться, хочу жениться», - категорически заявляет Митрофан. Учителя по очереди пытаются преподать свои уроки, но это ни к чему не приводит: задачи, предлагаемые Цыфиркиным, Митрофан решать отказывается, т. к. в них нет смысла (задачи касаются предполагаемого повышения жалованья Цыфиркину и дележа найденных на дороге денег). Едва Кутейкин приступает к своей части «учебного процесса», появляется Вральман, который громко ужасается обилию наук, изучаемых «измученным» Митрофанушкой. Простакова немедленно соглашается, что Митрофану нечего иметь дело с умниками, а лучше вращаться в своем кругу. Ей жаль «перетрудившегося» сына, она уводит Митрофана. Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана, едва не принимаются бить его за то, что он и сам не работает, и им не дает ничему научить недотепу-Митрофана. Вральман спасается бегством.

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о благонравии и добродетельности, дает своей послушной племяннице наставления: «Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце... счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище... Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца». Стародум обращается к вопросам семьи и брака, сетует на то, что многие браки заключаются по расчету, а не по велению сердца, надеется, что Софья выберет себе в мужья человека, к которому будет питать «дружбу, которая на любовь походила бы». Стародуму приносят письмо из Москвы от его друга, где тот рекомендует Стародуму Милона как прекрасного жениха для Софьи. Стародум интересуется, занято ли сердце племянницы. Едва та собирается ему во всем признаться, как появляется Правдин и представляет Милона Стародуму. Тот задает Милону вопрос о его происхождении и радуется, что Милон - тот самый молодой человек, о котором ему пишет друг из Москвы. Когда же выясняется, что Милон еще и тот, кому давно отдано сердце Софьи, что в нем души не чаяла ее покойная мать, Стародум приходит в веселое расположение духа, благословляет племянницу, хвалит ее за достойный выбор. В разгар объяснения входит Скотинин, принимается разглагольствовать о своей любви к свиньям. На предложение руки и сердца Софье Стародум дает ему решительный отказ, мотивируя это тем, что дворянке неприлично выходить замуж за Скотинина и жить по-свински. Появляется Простакова с семейством, начинает расхваливать Митрофана, демонстрировать его «глубокие» познания во всех науках. Митрофан квалифицирует «дверь» как прилагательное, потому что она «к стене приложена»; впрочем, дверь в чулан, которая еще не повешена, удостаивается имени «существительное». На просьбы развеселившихся свидетелей этой сцены рассказать что-нибудь из истории Митрофан признается, как он обучается этой науке: они с Вральманом зовут скотницу Хавронью, и та рассказывает им «истории». Названия же «география» Митрофан вообще не понимает. Когда Правдин растолковывает Простаковой, что знания по географии необходимы тогда, например, когда отправляешься в путешествие, Простакова искренне отметает необходимость в географии для дворян, поскольку дворянина возят извозчики. Стародум и Простаковой отказывает в ее сватовстве. Правдину приносят пакет от наместника, в котором содержится предписание отнять имение Простаковых, если за ними будут замечены противозаконные действия. Простакова вне себя от злости. Узнав, что поутру Софья с дядей выезжают в Москву, она решает насильно обвенчать девушку с Митрофанушкой.

Действие пятое

Софью силой волокут в карету, чтобы везти в церковь. Милон освобождает свою невесту. Еремеевна все рассказывает Стародуму и Правдину, который решает положить конец беззакониям, творящимся в доме Простаковой. Узнав, что ее план провалился, Простакова падает на колени, начинает униженно умолять Стародума и Правдина простить ей грех. Софья и Стародум просят Правдина не наказывать из-за них никого. Едва Правдин отпускает ее, Простакова начинает срывать зло на своих слугах, которые «не устерегли» Софью. Так она трактует указ о вольности дворянства. Правдин же именем правительства объявляет, что отнимает «в опеку» дом и деревни Простаковых «за бесчеловечие». Скотинин поспешно ретируется, обещая на будущее не бить своих крепостных и знакомым посоветовать то же самое. Простакова умоляет Правдина как-нибудь отменить указ, но тот непреклонен. Он призывает учителей Митрофана. Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Цыфиркин отказывается от платы, поскольку ничему не сумел научить Митрофана, а Кутейкин требует денег. Все одобрительно относятся к поступку Цыфиркина, хвалят его за честность, дарят деньги, a Kyтейкина стыдят и прогоняют. Вральман просит Стародума взять его к себе, клянется, что не забыл обращения с лошадьми, поскольку общение с господами Скотиниными казалось ему похожим на лошадиное. Простакова восклицает, что у нее осталась единственная радость - Митрофанушка, но тот отталкивает ее. Простакова от огорчения падает в обморок. Правдин называет Митрофана грубияном, стыдит его за то, что безумная любовь матери к нему довела ее до того положения, в котором она теперь находится. Правдин решает определить Митрофана служить. Простакова приходит в себя, в отчаянии кричит, что лишилась всего - и власти, и сына. Стародум произносит: «Вот злонравия достойные плоды».

Знаменитая комедия показывает нам семью Простаковых, где одним из главных героев оказывается глупый подросток Митрофанушка, который совсем не учится. Все закручивается вокруг него. Его мать рассчитывает найти ему невесту с огромным приданым, но никак не получается. Разорившись, Простакова пытается найти успокоение у своего ребенка, однако слышит только в ответ дерзкие речи. Приобретенное воспитание, полученное от матери, дало свои результаты. Мы наблюдаем, каким же бессердечным и пустоголовым стал этот юноша.

Произведение учит нас уважительно относиться к старшему поколению, чтобы не быть похожими на Простакова-младшего, трудиться в меру своих возможностей и не пренебрегать работой остальных людей, обрести неплохое образование и тянуться к лучшему.

Краткий пересказ

Произведение «Недоросль», созданное писателем Денисом Ивановичем Фонвизиным, рассказывает о нравах, которые царили в русских поместьях в XVIII веке.

Дворянка Простакова заставляла своих слуг и крепостных крестьян выполнять дела, которые они не умели делать. Женщина жестоко наказывала их за не усердие и непослушание. Её муж всегда и во всем соглашался с женой.

Супружеская чета воспитывала сына по имени Митрофан, который не желал учиться. Юноша был совершенно безграмотен, несмотря на то, что родители наняли ему несколько учителей. Мать обещала недорослю скорое венчание, при условии, что он возьмётся за учёбу. Но сын всячески отлынивал от нелюбимого дела.

У женщины был брат – Скотинин. Он мечтал создать семью с Софьей – сиротой, которая проживала в поместье. Ведь девушка обладала богатым наследством. Простакова тоже лелеяла мысль женить на Софье своего отпрыска. Только офицер Милон по-настоящему любил девушку. И бедная сирота тоже испытывала романтические чувства к молодому человеку.

Софья узнала, что её хотят насильно выдать замуж и не знала, что предпринять. На счастье девушки в поместье приехал Стародум - её дядя и опекун. Он хотел увести Софью к себе. Простакова всячески угождала мужчине, желая приобрести в его лице союзника для женитьбы сына. Она рассказала Стародуму, какой образованный у неё отпрыск, и сколько учителей его обучали грамоте.

Стародум узнал, что его племянница образована, а так же честна и добра. Он выяснил, что девушка симпатизирует Милону. Мужчина понял, что молодые люди будут прекрасной супружеской парой, и дал своё согласие на их брак.

Но другие претенденты на руку богатой наследницы не оставили попыток очаровать Стародума. Скотинин поведал о том, что в его поместье много прекрасных свиней, и что его род имеет очень древние корни. Простакова показала своего «образованного» сыночка. Стародум объяснил всем, что у его племянницы уже есть жених, скоро состоится их свадьба. Так же мужчина сказал, что уедет с племянницей следующим утром.

Однако Простакова не оставила попыток осуществить свой коварный план. Она велела слугам увезти Софью в другую деревню и насильно обвенчать её с Митрофаном. Только вмешательство Милона спасло девушку от ужасной участи.

В это время в поместье наведался господин Правдин – государственный чиновник. Он приехал выяснить всю правду о делах четы Простаковых. Правдин

узнал о бесчинствах, которые творила со слугами и крепостными дворянка. Выяснил, что она уже давно обкрадывала Софью. Стародум и Милон свидетельствовали о том, что Простакова хотела насильно обвенчать невинную девушку со своим сыном. Правдин лишил супружескую чету поместья и распустил всех учителей Митрофанушки. Сам недоросль был определён в солдаты. Скотинин, узнав о несчастье сестры, поскорее уехал к себе домой.

В своём произведении Фонвизин обличил нравы, царившие в русском обществе. С подачи гениального писателя словами «недоросль» и «Митрофанушка» стали называть невежественных людей и недоучек.

Краткое содержание Недоросль Фонвизина по действиям (читатется за 4 минуты)

Действие 1

Сюжет завязывается со сцены, где Простакова бранит своего слугу за некачественно сшитый кафтан. Тришка предупреждал хозяйку о том, что он не имеет никакого отношения к рукоделию, но властная женщина и слушать его не хотела. Дворового выгоняют. Помещица считала прислугу низшего разряда, и поэтому всегда бедняков оскорбляла и наказывала без причины. С утра пораньше в доме раздавались крики и ругательство в адрес крестьян, и всегда это совершалось при детях и супруге.

Здесь же между мужем и женой, а также ее братом происходит разговор о Митрофанушке. Мать волнуется за него. Выслушав жалобы дитятки, она заключает его в объятия и сообщает, что для нее он - одна отрада. Дальше беседа идет о Софье, которая доводилась родственницей семейства Простаковых. Барышня выросла сиротинушкой, отца с матерью у нее не было, и Простаковы забрали ее из столицы к себе, чтобы продолжить ее воспитание. Единственный родственник, ее дядя, давным-давно уехал, и от него не было никакой весточки, поэтому все подумали, что он скончался.

В ходе разговора перед нами представлен Скотинин как жадная, злая персона, которому не Софья была нужна, а ее хозяйство. Он также жестоко относится к своим работникам, и дерет с их хозяйств огромные налоги. Воспитанница получает внезапно записку от своего якобы пропавшего дяди. Но, барыня не верит, и думает, что известие от ее друга. Прочитать она бумаги не может, так как не владеет навыками письма и чтения. Тут возникает постоялец, прибывший устроить порядок в усадьбе Простаковых, зачитывает бумагу, где было прописано, что Стародум сделал племянницу состоятельной госпожей. Дело приняло совсем другой оборот. Барыня уже не ругает ее, а хочет сосватать Митрофанушку, которому уж очень хочется вступить в брак. Пока происходит подобный разговор, все узнают от слуги, что в деревню вступил полк военных.

Действие 2

Из известия о солдатиках узнаем еще и то, что возглавляет их Милон, влюбленный в Софью. Здесь он сталкивается с давним товарищем, где поведал о долгой разлуке с возлюбленной. Правдин же говорит ему о том, что его отправили в данное владение, чтобы понять происходящее здесь беззаконие по отношению к крестьянам. Вдруг неожиданно мимо друзей проходит Софья. Молодые люди обрадовались такой встрече, однако офицеру стало известно, что помещица горит желание насильно выдать замуж его невесту.

Тут они замечают Скотинина и придумывают, как избавиться от него. Милон и Правдин настраивают брата против своей сестры, заявляя, что она совсем его не почитает. Скотинин, услышав подобные речи, разгневался и стал думать, как поставить на место Простакову. Неожиданно является Митрофанушка с няней, которая наставляет глупца на истинный путь, твердя ему постоянно, что надо учиться. Но бестолковый юнец и слышать не желает. Лицезрев эту сцену, Скотинин затевает ссору с племянником из-за девушки. И возможно все закончилось дракой, если бы Еремеевна и Правдин не устранили конфликт. Показывается Простакова. Она угодничает перед офицером, и разъясняет, что все эти годы она заботилась о девушке, ожидая скорейшего возвращения Стародума. Но она не забывает похвастаться и тем, что она все силы и средства отдает на обучение своего сына, лишь бы он стал знаменитым господином в обществе.

Вслед за уходом Софьи, возникают учителя, такие же неопытные и бестолковые, как и их ученик. Один из них в свое время бросил учебу, так как не разбирался в науках, второй был гвардейцем в прошлом. Они жалуются, что не могут какой уже год обучить Митрофанушку, объясняя, свое появление в этом доме. Милону с другом понятно, что педагоги у юнца совсем некомпетентные. Помещица присутствует на занятиях сына, и упрашивает его, чтобы он повторял обязательно пройденный материал. Сынок же, повествует ей про конфликт со Скотининым. Мать осыпает ругательствами Еремеевну за то, что та позволила обидеть Митрофанушку.

Действие 3

Прибывает Стародум. Правдин, как только узнал,что он приехал, сразу же вышел нему на встречу и начал рассказывать, что за беспорядки творятся у Простаковых. Тем не менее пожилой человек объясняет чиновнику, что прежде чем обвинять людей, нужно поразмыслить, тут же повествует о личной жизни. Вместе с Правдиным вспоминают время, когда в почете был ум, и в человеке развивали его сущность. Стародум вспомнил одно событие, из-за которого он вынужден был бросить службу и вернуться домой. Стремясь к карьере и достойно исполняя обязанности, он заметил, что юноша, который безответственно служил, но имея связи при дворе, вырвался вперед его.

Исполняя свой долг перед Родиной, Стародум, пребывая при дворе государя, отметил, что все чиновники выслуживаются как могут, но никто из них не идет честным путем. Ему это пришлось не по нраву, и он бросил службу. Задушевный разговор был прекращен из-за появления Софьи, которая была рада приезду дяди. Она слегка бранит его за то, что долгое время не давал о себе знать, но тот успокоил ее, ставя ее в известность, что сейчас она - богатая наследница. Вдруг до них доносится грохот и ругань, они стремятся туда, и перед их глазами предстает неприятное зрелище: Простакова и Скотинин дерутся. Милон изо всех сил старается их разнять, и ему это удается. Софья пытается намекнуть офицеру, что прибыл ее дядя, и он соображает.

Помещица, только что, отойдя от ссоры с братом, бранит Еремеевну за то, что кроме нее остальных дворовых не наблюдается. Старушка в свою очередь поясняет причину всей отсутствующей челяди. Завязывается знакомство Стародума со всеми присутствующими усадьбы. После приятного знакомства с Милоном и Правдиным, дядюшке невозможно оторваться от навязчивого приветствия Простаковых. Отец и сын стремятся ухватить его за руки. Митрофанушка преклоняется перед ним так, как научила маменька. Сама же гроза всего семейства заискивает перед Стародумом, говоря, что на такого расчудесного человека она нигде не наталкивалась, и ссориться ей не нравится. И конфуз, который вышел у нее с братом - просто нелепость. Стародум же не верит ни одному ее слову, и сообщает, что он в спешном порядке отбывает с племянницей в Москву.

Простакова расстраивается, слезно упрашивая, чтобы Софья осталась здесь. Но Стародум хочет найти приличного мужа. Помещица вдается в воспоминания о своем детстве. Хорошего она там и не видела ничего. Семья у них была большая, но в живых остались только она и брат. Отец, долго служивший воеводой, мог только богатство наживать, а знания ему были не нужны. И детей собственных он не обучал. И поэтому Простакова намеривает научить Митрофанушку всем наукам. Правдину надоело слушать бестолковые речи барыни, и он, проваживая всех из комнаты, дает Стародуму передохнуть.

Появляются педагоги бездарного ученика. Они плачутся друг другу,что у них не выходит обучить Простакова- младшего, и проблему в этом видят в немце, препятствующему учебе. В ходе разговора возникает Митрофанушка с матерью. Когда Цифиркин дает ему занятие, неуч не может справиться. Он обращается за помощью к Простаковой, на что та отвечает, всю сумму надо забрать себе. Кутейкин также не может научить его элементарным азам грамоты, потому что вмешивается Вральман и уверяет ученика не заниматься и в будущем общаться с такими же неграмотными людьми как он. Преподаватели намереваются поколотить Вральмана, но он вовремя сбегает от них.

Действие 4

Перед нами предстают дядя со своей племянницей за интересной беседой, где Стародум истолковывает девушке, что нужно жить правдиво и быть справедливым, делится секретами счастливой семейной жизни. Вдруг ему доставляют послание, где он узнает, что Милон и есть тот благородный человек, за которого он решил сосватать Софью. Тут заходят Простакова с сыном и Правдин.

Барыня старается показать, чему научился Митрофанушка, однако Правдин когда начал расспрашивать его по всем областям наук, то не получил ни одного вразумительного ответа. Но Простаковой не важно, насколько умен ее сын. Ей интересно, какой будет жених у Софьи. Узнав, что ей подобрали уже перспективного человека, и они отбудут на следующий день, барыня вместе со своим сыном и братом решаются ее остановить.

Действие 5

Пока Правдин и Стародум вели деловую беседу, Еремеевна хотела перехватить Софью и увезти ее в незнакомое место. Но вовремя подоспевший Милон предотвращает похищение. Простакова просит помиловать ее и обвиняет лакеев, которые допустили подобный случай. Правдин ей не верит и зачитывает ей особую бумагу, в которой сообщается,что все ее земли с крестьянами переходят в его распоряжение.

Чиновник рассчитывается с педагогами, однако Цифиркин не взял деньги. Ему было стыдно за то, что он так не научил ничему Митрофанушку. После отъезда Стародума. Правдин предлагает Митрофанушке поступить к нему на службу, и юноша согласен. Мать сожалеет, что потеряла все и пытается найти поддержку у сына, но он ее отталкивает грубо. Наблюдая за происходящим, Правдин указывает помещице на результат ее воспитания.

Картинка или рисунок Фонвизин - Недоросль

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Андерсен Соловей

    История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей

  • Краткое содержание Чехов Пересолил

    Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера.

  • Краткое содержание Васильев Летят мои кони

    Данное произведение представляет своего рода некую исповедь автора. Он рассказывает о себе в течение всего произведения. Родился он в Смоленске, рос и учился там. Мать его была сильно больна.

  • Краткое содержание Звезды под дождем Крапивина

    Звезды под дождем – звучит очень красиво и романтично. Но на свете стало столько практичных людей и совсем не романтиков, что иногда становиться скучно жить, ведь на свете столько всего интересного

  • Краткое содержание Иисус Христос - суперзвезда рок-опера

    Всё больше людей верят, что Иисус – сын Господа Бога, и только Иуда отказывается это признавать. Иуда уверен, что мысли про Иисуса и Бога не дают людям сосредоточиться на угрозе со стороны римлян.

Краткое содержание комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" для читательского дневника.


Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан «сшит изряднехонько».

Сам же кафтан - обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы «надзирать за её имением, как за своим собственным». Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье - не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на «злонравных невежд», которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную - это Софья.

Влюблённые рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём «сопернике».

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч - Кутейкин и Пафнутьич - Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, - учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной «таски» ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына, обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та «не впилась в харю» Скотинину и «не раздёрнула ему рыла по уши». Простакова собирается по-своему «переведаться» с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет. Учителя утешают её.

Приезжает Стародум. Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от «невежд без души». Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что «лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего «молодого человека больших достоинств». Это известие повергает всех в уныние, а Софья «кажется поражённою». Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха - всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям - десять). Вральман учит Митрофана «по-французски и всем наукам». Но главное - он «ребёнка не неволит».

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно. Арифметике Митрофан учится третий год, а «трёх перечесть не умеет». Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор «новой строки не разберёт». А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учёбе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: «Не хочу учиться, хочу жениться». Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: «Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою, а дьячок - Часословом, но немцу удаётся убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели. Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена... Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи, упоминая о своей «взаимной склонности» с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен. Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет «поставить на своём». Она расставляет по дому «часовых».

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом...

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете - венчаться с Митрофанушкой. Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как «нарушительница гражданского спокойства». Госпожа Простакова бурно раскаивается в своём поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги... А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: «Один ты у меня остался...» Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем...» А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!»

Комедия в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Простаков.
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мамка Митрофана.
Правдин. Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I
Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан Митрофана, ругает Тришку за то, что тот обузил и испортил вещь. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана - за отцом.
ЯВЛЕНИЕ II
Простакова, называя Тришку “скотом” и “воровской харей”, ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает:
- Да первый портной, может быть, шил хуже и моего.
ЯВЛЕНИЕ III
Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: “При твоих глазах, мои ничего не видят”. Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.
ЯВЛЕНИЕ IV
Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата”. Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит “изряднехонько”. Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына “мое утешение” и отправляет его порезвиться.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за ее деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него “смертная охота”. Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.
ЯВЛЕНИЕ VI
Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья - “наследница дохода с десяти тысяч”. Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж ее успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.
Недоросль
страница 2
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ЯВЛЕНИЕ I
Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец “злобе жены и глупости мужа”. Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.
ЯВЛЕНИЕ II
Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что ее судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.
ЯВЛЕНИЕ III
Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что ее у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.
ЯВЛЕНИЕ IV
Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он ее обзывает “старой хрычовкой”. Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется ее дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.
ЯВЛЕНИЕ VI
Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за “ребенка”. Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю. Недоросль
страница 3
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ЯВЛЕНИЕ I
Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил “душу, честь и правила”. Стародум выносит приговор царствующему дому: “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.
ЯВЛЕНИЕ II
Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает ее, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо ее выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.
ЯВЛЕНИЕ III
Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон ее понимает.
ЯВЛЕНИЕ IV
Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, “как благородная”. Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.
ЯВЛЕНИЕ V
Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т.к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец ее всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.
ЯВЛЕНИЕ VI
Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.
ЯВЛЕНИЕ VII
Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума.
ЯВЛЕНИЕ IX
Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока. Недоросль
страница 4
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ЯВЛЕНИЕ I
Софья читает книгу и ждет дядю.
ЯВЛЕНИЕ II
Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор “Телемака” не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье - это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.
ЯВЛЕНИЕ III
Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.
ЯВЛЕНИЕ IV
Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.
ЯВЛЕНИЕ V
Софья признается Стародуму в любви к Милону.