В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совер­шающий несправедливость несчастнее неспра­ведливо страдающего». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...» Многие из великих писате­лей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве.

Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появле­ния «Шинели» стал одним из центральных в лите­ратуре 40-х годов. Тема открыла дорогу изобра­жению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова,Андрее­ва. Многие из них постарались увидеть в «ма­леньком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доб­роты, благодарности и благородства.

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не зам­етно.

«Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие. Для него, напри­мер, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом кру­ге своих бытовых интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей по­вести как человека бедного, заурядного, незначи­тельного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспреко­словного подчинения исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкьч не при­вык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, пе­реживать ив конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его вну­тренним чаяниям. Собирание денег на приобре­тение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожида­ния исполнения заветного желания. Кража шине­ли, приобретенной путем таких больших лише­ний и страданий, становится дня него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.«Значи­тельное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гого­лем образа Башмачкина, он не выглядит в созна­нии читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же ма­леньких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа «маленького человека» - гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождаю­щее произвол и насилие. В этой среде люди жес­токи и равнодушны друг к другу.

Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому че­ловеку» и впервые призвал его обратить внима­ние на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.

«Между нами не может быть никаких тесных от­ношений. Судя по пуговицам вашего вицмунди­ра, вы должны служить по другому ведомству.» Вот так по пуговицам мундира, по другим внеш­ним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» чело­веческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на «ма­ленького человека» с пониманием и жалостью. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» - напи­шет автор. И действительно, некоторые обидчи­ки Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начи­нали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами:

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...»

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общест­ва. В качестве реванша и возмещения запонесен­ные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, являет­ся прохожим и отбирает у них шинели и шубы.

Он успокаивается только тогда, когда отнимает ши­нель у «значительного лица», сыгравшего трагиче­скую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значитель­ным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Сры­вая шинель с сановника, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесче­ловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «малень­кого человека» чиновничьему Петербургу. Талантливое изображение в поэзии, литерату­ре, так же, как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизни и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интерес­ны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани челове­ческого характера и духовного мира.

Демократи­зация в изображении действительности приво­дила к тому, что создаваемые им герои в крити­ческие минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал ос­новное внимание на судьбе личности «маленько­го человека», однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопере­живая Башмачкину, читатель невольно задумы­вается и о своем отношении ко всему окружаю­щему миру, и в первую очередь о чувстве досто­инства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств.

***

Д овольно естественно, что у каждого литературного произведения есть автор. В литературоведении сложилось так, что автор как бы занимает роль стороннего наблюдателя за происходящим в его произведении, а также может быть активным участником событий. И всё же художественность предполагает, что эти оба подхода всё равно необъективны, даже если автор нарочито говорит «я» в каждом предложении и даже больше – мы видим конкретные описания и повествования из жизни самого писателя.

Что касается одного из знаменитых произведений Н.В. гоголя «Шинель», то и там автор проявляет себя должным образом.

В центре внимания – маленький человек, чиновник в некоем присутственном месте. Акакий Акакиевич Башмачкин – особый гоголевский типаж, образ которого за основу потом возьмут многие писатели, но такого Башмачкина ни у кого не будет.

В герое нет ничего особенного и Гоголь постоянно указывает на это через детали, интерьер, описание обстоятельств. Он серый, нелюдимый человек, но с обостренным чувством справедливости. Он гнётся под силой обстоятельств. Он совершенно один в этом мире, и ему никто не помогает – даже только потому, что просто не замечает маленького неприметного чиновника.

Гоголь не смеётся, но саркастически указывает на такую нерасторопность и неосведомлённость об окружающем мире. С помощью смертоносной шинели Гоголь пытается показать, насколько действительно ничтожен герой, что даже элемент одежды способен убить его: духовно – когда он расстраивается оттого, что пошив шинели выходит ему чрезвычайно дорого, и материально – когда он просто умирает.

И только в завершении повести можно проследить авторскую позицию: он толкает своего героя к возмездию. Но это возмездие вне под силу Башмачкину, его сможет провернуть только его призрак. В конце повести значительное лицо, обидевшее Башмачкина, попадает под его суд. Башмачкин-призрак (мертвец) беспощаден и тем выделяется своей невиданной при жизни силой.

Получается, что сам автор снисходительно относится к своему герою вообще, но и им, также, как и читателями, движет чувство сожаления и даже отчасти брезгливости, когда он скрупулезно описывает нищенское и жалкое состояние Башмачкина, его образ жизни, серость его будней.

Гоголь принимает решение о том, что Башмачкин должен непременно умереть, потому что всё равно этого человека никто не замечает, а банкет устраивают в его честь только для того, чтобы посмеяться над ним в очередной раз. Единственное, что роднило Башмачкина с миром – это новая шинель, которую ему так и не посчастливилось носить.

Гоголь считает своего героя достаточно слабохарактерным, не умеющим подстраиваться под жизненные трудности и неприятные ситуации, он не понимает, что жалобами не помочь своему горю.

*** Внимание! Копирование статьи на другие сайты запрещено

1.Кто главный герой повести. - Чиновника зовут Акакий Акакиевич Башмачкин.
2.Каков его характер и образ жизни.
У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться» . Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
3.Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою.
Автор к герою относится вроде бы без щепетильности. Он показывает его внутреннее убожество, ограниченность и скудость интересов, неспособность мыслить логически, поразительное косноязычие. Но при этом он как бы отстраняется от этих его отрицательных свойств, приглушает их, не делает на них акцента. Зато крупным планом демонстрирует душевное незлобие, безропотное терпение забитого жизнью бедняка.
4.Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия
Повесть направлена против бездушия чиновничьего мира, его обезличенности, против отождествления человека с принадлежащи­ми ему вещами, что неизбежно ведёт к рабству у вещей. Говоря обобщённо, автор протестует против выноса центра подлинной лич­ности за пределы этой личности и переноса её в должность («значи­тельное лицо» как предмет страха и фетиша) , в предмет (шинель) .

Акакий Акаки­е­вич Башмач­кин
внешне ничем не примечательный человек, что Н. В. Гоголь сразу открыто заявляет (“нельзя сказать чтобы очень замечательный”). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределённого “несколько”, которое обозначает малое количество чего-то, уменьшительный суффикс -еньк-, отрицающая большое приставка не-.

Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Акакий Акакиевич живёт только своей работой: “Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью”. Занятия писаря он не оставляет и дома, спать ложится, “улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра? ” Даже на насмешки чиновников герой реагирует лишь тогда, когда они мешают ему “заниматься своим делом”.
Максимальное сближение личной жизни и службы оборачивается равнодушием к себе. А подобная безучастность к собственной персоне всегда чревата наблюдаемым нами жалким видом Акакия Акакиевича, его безответностью и униженностью, которых он до поры до времени не чувствует.
Преображает героя мечта о новой шинели. С появлением её изменяются неприметная внешность и поведение Башмачкина: “С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность - словом, все колеблющиеся и неопределённые черты”. Изменяется характер: “...сделался как-то живее, даже твёрже... ” Изменяется сама жизнь: “...существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился... ”
В Акакии Акакиевиче просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, одетого так, как подобает, и чувствующего себя в своей одежде очень комфортно. Потому, придя в департамент, герой поручает шинель, против обыкновения, “в особый надзор швейцару”, требуя должного почтения к себе и своей одежде.
про возмездие---Акакия Акакиевича по дороге домой избивают и отнимают новую шинель. Он идет за правдой к частному приставу, с трудом попадает на прием, но понимает, что надежды вернуть шинель мало. В департаменте советуют идти к «значительному лицу» . Акакий Акакиевич пробивается на прием к генералу. Генералу обращение посетителя кажется фамильярным, он топает ногами и выставляет его. Перепуганный Акакий Акакиевич уходит, по дороге простужается, лежит в горячке.

В бреду он видит Петровича, который шьет ему шинель с западнями для воров, и генерала, распекающего его. Умирает. В департаменте спохватываются только на 4-й день.
Вскоре по городу распространяются слухи, что у Калинкина моста стало показываться привидение - «мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели» . После ухода Акакия Акакиевича генерал почувствовал нечто вроде сожаления, послал к нему, узнал о его смерти, несколько огорчился, но быстро развеялся на вечере у приятеля. Однажды, отправляясь к знакомой в гости, чувствует, что кто-то схватил его за воротник. Оборачивается, узнает Акакия Акакиевича (привидение) , который требует себе шинель и отнимает ее у генерала. С того дня генерал изменился, стал менее высокомерным по отношению к своим подчиненным. Появления чиновника-мертвеца прекратились.

Герой повести -- Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из
петербургских департаментов, --бесправный и униженный человек. Гоголь так описывает
внешность главного героя повести: "низенького роста, несколько рябоват, несколько
рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с
морщинами по обеим сторонам щек".
Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, "как будто бы через приемную пролетела простая
муха". А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем. Он действительно
нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. Повествование в
"Шинели" построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится
трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы
по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай. По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно,
"почти на цыпочках", чтобы "не истереть подметок" раньше времени, редко отдает
прачке белье. "Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но
потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по
вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей
шинели", --пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники
устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они
насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители
сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день.Он обращается
за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий
Акакиевич идет к "значительному лицу", но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить
их. Он заболел и вскоре умер.Подчеркивая типичность судьбы "маленького человека",
Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина
просто занял другой чиновник.
Повесть "Шинель", несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически.
После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих. Одни видели в нем схожесть с Башмачкиным,
другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником. Однажды ночью
призрак встретил "значительное лицо" и сорвал с него шинель, напугав чиновника до
того, что тот "даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка". После
этого случая "значительное лицо" стало лучше относиться к людям. Такой конец
повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе "маленького человека". Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы
предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему
обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: "Оставьте
меня, зачем вы меня обижаете?" другие слова: "Я брат твой".

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом. Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину. Интересное видение главного героя у известного исследователя Б. М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое. Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников. Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни. - Подробнее на Referatwork.ru.