Основные действующие лица:

Агафья Тихонова - купеческая дочь, невеста.
Арина Пантелеймоновна - ее тетка.
Фекла Ивановна - сваха.
Подколесин - служащий, надворный советник.
Кочкарев - друг его.
Яичница - экзекутор.
Анучкин - отставной пехотный офицер.
Жевакин - моряк.

Подколесин, лежа у себя в комнате на диване, размышляет о том, что нельзя все время жить одному, наконец, надо и жениться. Сваха, Фекла Ивановна, ходит к нему вот уже три месяца, предлагая различных невест. Пришла и сейчас с рассказом об очередной девушке - Агафье Тихоновне. Подколесин спрашивает, что за Агафья Тихоновна - не сорокалетняя ли дева? Фекла уверяет его: "Коли женитесь, будете каждый день благодарить и похваливать". Затем принимается за описание приданого будущей невесты: каменного двухэтажного дома и огорода на Выборгской стороне. Расхваливает невесту: "Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя".

Приходит друг Подколесина Кочкарев, который сначала ругает Феклу за то, что она его женила, но с радостью берется за организацию свадьбы своего товарища. Требует у Подколесина сейчас же ехать к невесте, расписывает ему прелести женатой жизни: "Посмотри на свою комнату. Ну, что в ней? Вон невычищенный сапог стоит, вон лоханка для умывания, вон целая куча табаку на столе, и ты вот сам лежишь, как байбак, весь день на боку... а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделье..."

Агафья Тихоновна гадает на картах. Приходит Фекла и рассказывает ей про женихов, которых она нашла для нее: "А славные все такие, хорошие, аккуратные". Первый жених, Балтазар Балтазарович Жевакин, служил на флоте. Следующий, Никанор Иванович Анучкин, "уж такой деликатный! а губы, мать моя, - малина, совсем малина! такой славный". Анучкин, по словам свахи, хотел, чтобы "невеста была хороша собой, воспитанная, чтобы и по французскому умела говорить"… "Да, тонкого повеленья человек, немецкая штука!" Агафья Тихоновна: "Нет, мне эти субтильные как-то не того... не знаю..." Фекла: "А коли хочешь поплотнее, так возьми Ивана Павловича. Уж лучше нельзя выбрать никого. Уж тот, не к ночи сказать, барин так барин: мало в эти двери не войдет, - такой славный... Только на квартире одна трубка стоит и больше никакой мебели". Выясняется также, что жениху лет пятьдесят; и фамилия его - Яичница. Еще один жених, Акинф Степанович Пантелеев - титулярный советник, "немного заикается только, но зато уж такой скромный", правда, пьет.

Подколесин с Кочкаревым едут к невесте, где встречают остальных женихов. Иван Павлович Яичница внимательно читает опись приданого: "Каменный двухэтажный дом...", "Флигеля два: флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный..." Жевакин тем временем рассказывает Анучкину о качестве сукна на своем мундире. Арина Пантелеймоновна рассаживает гостей и спрашивает, по какой причине они "изволили одолжить посещением"? Иван Павлович уверяет: "По газетам узнал я, что желаете вступить в подряды насчет поставки лесу и дров". Жевакин говорит, что зашел случайно. Анучкин - оттого, что живет по соседству. Какое-то время все молчат. Наконец Иван Павлович решает продолжить разговор: "Странная погода нынче: поутру совершенно было похоже на дождик, а теперь как будто и прошло". Агафья Тихоновна: "Да-с, уж эта погода ни на что не похожа: иногда ясно, а в другое время совершенно дождливая. Очень большая неприятность". Жевакин начинает рассказывать про погоду на Сицилии, где стояла их эскадра. Анучкин с Кочкаревым поддерживают беседу. Наконец Яичница интересуется у Агафьи Тихоновны, в какой должности она хотела бы видеть своего мужа. Жевакин: "Хотели ли бы вы, сударыня, иметь мужем человека знакомого с морскими бурями?" Кочкарев возражает, что лучший муж - это человек, который "один почти управляет всем департаментом". Анучкин на это заявляет, что хотя и служил в пехотной службе, но умеет, однако ж, ценить обхождение высшего общества.

Агафья Тихоновна говорит тетушке: "Мне стыдно, право стыдно, я уйду... Тетушка, посидите за меня" и убегает. Арина Пантелеймоновна и Фекла уходят вслед за ней.

Яичница: "Вот тебе на, и ушли все! Это что значит?" Фекла появляется снова и просит женихов прийти вечером на чашку чаю. Те начинают обмениваться мнениями о невесте. Иван Павлович говорит, что у Агафьи Тихновны нос велик. Анучкин сомневается: говорит ли невеста по-французски? Подколесин постепенно приходит к выводу, что Агафья Тихоновна ему не нравится: "Да так, как-то не того: и нос длинный, и по-французски не знает". Кочкарев разубеждает Подколесина, объясняя, что другие женихи его просто хотят отвадить.

Агафья Тихоновна, оставшись одна, раздумывает, на ком ей из четырех женихов остановить свой выбор: "Право, такое затруднение - выбор! Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарыч опять мужчина с достоинствами. Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича - я бы тогда тотчас же решилась". Кочкарев уговаривает Агафью Тихонову прогнать всех женихов и отдать предпочтение Подколесину: "Да вы только посудите, сравните только: это, как бы то ни было, Иван Кузьмич; а ведь то, что ни попало: Иван Павлович, Никанор Иванович, черт знает что такое!.. Драчуны, самый буйный народ". Невеста соглашается сделать выбор в пользу Подколесина, а остальным отказать под тем предлогом, что еще слишком молода для замужества.

Иван Павлович Яичница, придя вечером самым первым, требует у Агафьи Тихоновны сказать напрямик, выйдет она за него или нет? Та отговаривается: "Я еще очень молода-с... не расположена еще замуж". Яичница возмущен: "А сваха тогда зачем хлопочет?" Приходит за ответом Анучкин: "Может быть, я, сударыня, ранее, чем следует и повелевает долг приличия…" Растерявшись, Агафья Тихоновна велит обоим убираться вон.

Входит Кочкарев. Яичница жалуется ему на странное поведение невесты. Кочкарев объясняет, что невеста - дура, дом ее на самом деле не каменный, а деревянный, да еще и заложен. Вдобавок, Агафья Тихоновна не знает ни слова по-французски. Раздосадованные женихи уходят. Появляется Жевакин. Довольный Кочкарев, смеясь, заявляет, что он женит не хуже любой свахи. Тогда Жевакин начинает просить Кочкарева, чтобы тот помог ему жениться на Агафье Тихоновне. Кочкарев пытается отговорить его: "Да ведь вы слышали, у ней приданого ничего нет", затем обещает помочь, если Жевакин сейчас уйдет домой и будет ждать там исхода дела.

Появляется Агафья Тихоновна. Она спрашивает у Кочкарева, где же третий жених, Балтазар Балтазарович? Жевакин тем временем подслушивает разговор. Кочкарев отвечает, что Балтазар Балтазарович дурак и пьяница. Жевакин выходит и начинает возмущаться такой характеристикой в свой адрес. Оставшись с Агафьей Тихоновной один на один, просит ее не верить Кочкареву. Девушка отвечает, что у нее болит голова и уходит.

Жевакин: "Ушла! Престранный случай! Вот уж, никак, в семнадцатый раз случается со мною, и все почти одинаковым образом: кажется, эдак сначала все хорошо, а как дойдет дело до развязки - смотришь, и откажут".

Появляются Подколесин и Кочкарев. Кочкарев уверяет друга, что невеста от страсти к Подколесину просто кипит. Входит Агафья Тихоновна. Кочкарев: "Ну, я оставляю вас в приятном обществе! Я на минуточку загляну только к вам в столовую и на кухню; нужно распорядиться: сейчас придет официант, которому заказан ужин; может быть, и вина принесены... До свиданья!" Подколесин пытается завязать беседу с невестой: "Вы, сударыня, любите кататься?" Агафья Тихоновна: "Как-с кататься?" Подколесин: "На даче очень приятно летом кататься в лодке". Далее ведут беседу о погоде, цветах и т. д. Наконец Подколесин берет шляпу, раскланивается и уходит.

Агафья Тихоновна, оставшись одна: "Какой достойный человек! Я теперь только узнала его хорошенько; право, нельзя не полюбить: и скромный, и рассудительный... Какой превосходный человек! Пойду расскажу тетушке".

Кочкарев уговаривает Подколесина не откладывая дела ехать уже через час под венец. Тот отказывается, говорит, что ему нужен хотя бы "месяц роздыху". Они ругаются. Подколесин уходит. Кочкарев хочет бросить затею с женитьбой, но потом решает: "Ну был ли когда виден на свете подобный человек? Эдакой дурак!.. Пойдет к себе на квартиру и будет лежать да покуривать трубку... Так вот нет же, пойду нарочно ворочу его, бездельника!" Входит Агафья Тихоновна: "Уж так, право, бьется сердце, что изъяснить трудно. Везде, куды не поворочусь, везде так вот и стоит Иван Кузьмич. Точно, правда, что от судьбы никак нельзя уйти".

Приходит Подколесин и делает Агафье Тихоновне предложение. Та соглашается. Подколесин требует, чтобы венчание было немедленно. Кочкарев сообщает, что уже пригласил гостей, которые ждут их в церкви. Невеста уходит переодеться в свадебное платье. Подколесин, оставшись один: "Однако ж что ни говори, а как-то даже делается страшно, как хорошенько подумаешь об этом. На всю жизнь, на весь век, как бы то ни было, связать себя, и уж после ни отговорки, ни раскаянья, ничего, ничего - все кончено, все сделано. Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться: чрез минуту и под венец; уйти даже нельзя - там уж и карета, и все стоит в готовности. А будто, в самом деле, нельзя уйти?" Подходит к окну, прыгает и зовет извозчика: "На Канавку, возле Семеновского мосту".

Агафья Тихоновна, Фекла и Кочкарев ищут Подколесина. Горничная рассказывает, что он выпрыгнул в окно и уехал. Арина Пантелеймоновна с Феклой принимаются бранить Кочкарева. Тот собирается бежать с тем, чтобы вернуть жениха. Фекла на это: "Да, поди ты, вороти! Дела-то свадебного не знаешь, что ли? Еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут просто мое почтение!".

«Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.

Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.

В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова . Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», - комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант - «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца - в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.

Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем

Надворный советник Подколесин - холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.

Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна - дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра - за это время он все обдумает. "Так продолжается уже третий месяц", - упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.

«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба - лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.

В доме Агафьи Тихоновны

Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.

Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.

Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке - это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева

Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха - она даже решила в связи с этим тянуть жребий - что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания - оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.

Бегство жениха

Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.

Гоголь - краткое содержание это показало - изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» - комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.

Характеристика персонажей

Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.

Первый жених - Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.

Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.

Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.

Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова - такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» - Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета - обнажает самые негативные общественные пороки.

Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.

Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.

Значение комедии

«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».

(Писано в 1833 году)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Агафья Тихоновна , купеческая дочь, невеста.

Арина Пантелеймоновна , тетка.

Фекла Ивановна , сваха.

Подколесин , служащий, надворный советник,

Кочкарев , друг его.

Яичница , экзекутор.

Анучкин , отставной пехотный офицер.

Жевакин , моряк.

Дуняшка , девочка в доме.

Стариков , гостинодворец.

Степан , слуга Подколесина.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I

Комната холостяка.

Подколесин один, лежит на диване о трубкой.

Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец точно нужно жениться. Что, в самом деле? Живешь, живешь, да такая наконец скверность становится. Вот опять пропустил мясоед. А ведь, кажется, все готово, и сваха вот уж три месяца ходит. Право – самому как-то становится совестно. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ II

Подколесин , Степан .

Подколесин . Не приходила сваха?

Степан . Никак нет.

Подколесин . А у портного был?

Степан . Был.

Подколесин . Что ж он, шьет фрак?

Степан . Шьет.

Подколесин . И много уже нашил?

Степан . Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: начал уж петли метать.

Подколесин . А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Степан . Нет, не спрашивал.

Подколесин . Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Степан . Да, фраков у него много висит.

Подколесин . Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Степан . Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Что ты говоришь?

Степан . Говорю: это поприглядистее, что на вашем.

Подколесин . Хорошо. Ну, а не спрашивал: для чего, мол, барин из такого тонкого сукна шьет себе фрак?

Степан . Нет.

Подколeсин . Не говорил ничего о том, что не хочет ли, дискать, жениться?

Степан . Нет, об этом не заговаривал.

Подколесин . Ты, однако же, сказал, какой на мне чин и где служу?

Степан . Сказывал.

Подколесин . Что ж он на это?

Степан . Говорит: буду стараться.

Подколесин . Хорошо. Теперь ступай.

Степан уходит.

ЯВЛЕНИЕ III

Подколесин один.

Я того мнения, что черный фрак как-то солиднее. Цветные больше идут секретарям, титулярным и прочей мелюзге, молокососно что-то. Те, которые чином повыше, должны больше наблюдать, как говорится, этого… вот позабыл слово! и хорошее слово, да позабыл. Да, батюшка, уж как ты там себе ни переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ IV

Подколесин , Степан .

Подколесин . А ваксу купил?

Степан . Купил.

Подколесин . Где купил? В той лавочке, про которую я тебе говорил, что на Вознесенском проспекте?

Степан . Да-с, в той самой.

Подколесин . Что ж, хороша вакса?

Степан . Хороша.

Подколесин . Ты пробовал чистить ею сапоги?

Степан . Пробовал.

Подколесин . Что ж, блестит?

Степан . Блестеть-то она блестит хорошо.

Подколесин . А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?

Степан . Нет.

Подколесин . Может быть, не говорил ли: не затевает ли, дискать, барин жениться?

Степан . Нет, ничего не говорил.

Подколесин . Ну, хорошо, ступай себе.

ЯВЛЕНИЕ V

Подколесин один.

Кажется, пустая вещь сапоги, а ведь, однако же, если дурно сшиты да рыжая вакса, уж в хорошем обществе и не будет такого уважения. Всё как-то не того… Вот еще гадко, если мозоли. Готов вытерпеть бог знает что, только бы не мозоли. Эй, Степан!

ЯВЛЕНИЕ VI

Подколесин , Степан .

Степан . Чего изволите?

Подколесин . Ты говорил сапожнику, чтоб не было мозолей?

Степан . Говорил.

Подколесин . Что ж он говорит?

Степан . Говорит, хорошо.

Степан уходит.

ЯВЛЕНИЕ VII

Подколесин , потом Степан .

Подколесин . А ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба! То, да се, да это. Чтобы то да это было исправно, – нет, черт побери, это не так легко, как говорят. Эй, Степан!

Степан входит.

Я хотел тебе еще сказать…

Степан . Старуха пришла.

Подколесин . А, пришла; зови ее сюда.

Степан уходит.

Да, это вещь… вещь не того… трудная вещь.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Подколесин и Фекла .

Подколесин . А, здравствуй, здравствуй, Фекла Ивановна. Ну что? как? Возьми стул, садись, да и рассказывай. Ну, так как же, как? Как бишь ее: Меланья?..

Фекла . Агафья Тихоновна.

Подколесин . Да, да, Агафья Тихоновна. И верно, какая-нибудь сорокалетняя дева?

Фекла . Уж вот нет так нет. То есть как женитесь, так каждый день станете похваливать да благодарить.

Подколесин . Да ты врешь, Фекла Ивановна.

Фекла . Устарела я, отец мой, чтобы врать; пес врет.

Подколесин . А приданое-то, приданое? Расскажи-ка вновь.

Фекла . А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что истинно удовольствие. Один лабазник платит семьсот за лавочку. Пивной погреб тоже большое общество привлекает. Два деревянных хлигеря: один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте; каждый рублев по четыреста приносит доходу. Огород есть еще на Выборгской стороне: третьего года купец нанимал под капусту; и такой купец трезвый, совсем не берет хмельного в рот, и трех сыновей имеет: двух уж поженил, «а третий, говорит, еще молодой, пусть посидит в лавке, чтобы торговлю было полегче отправлять. Я уж, говорит, стар, так пусть сын посидит в лавке, чтобы торговля шла полегче».

Подколесин . Да собой-то, какова собой?

Фекла . Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны (показывает па горло); то есть и приятелю и неприятелю скажете: «Ай да Фекла Ивановна, спасибо!»

Подколесин . Да ведь она, однако ж, не штаб-офицерка?

Фекла . Купца третьей гильдии дочь. Да уж такая, что и генералу обиды не нанесет. О купце и слышать не хочет. «Мне, говорит, какой бы ни был муж, хоть и собой-то невзрачен, да был бы дворянин». Да, такой великатес! А к воскресному-то как наденет шелковое платье – так вот те Христос, так и шумит. Княгиня просто!

Подколесин . Да ведь я-то потому тебя спрашивал, что я надворный советник, так мне, понимаешь…

Фекла . Да уж обыкновенно, как не понимать. Был у нас и надворный советник, да отказали: не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему бог дал. Он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть. Такая уж на то воля божия.

Подколесин . Ну, а кроме этой, других там нет никаких?

Фекла . Да какой же тебе еще? Уж это что ни есть лучшая.

Подколесин . Будто уж самая лучшая?

Фекла . Хоть по всему свету исходи, такой не найдешь.

Подколесин . Подумаем, подумаем, матушка. Приходи-ка послезавтра. Мы с тобой, знаешь, опять вот эдак: я полежу, а ты расскажешь…

Фекла . Да помилуй, отец! уж вот третий месяц хожу к тебе, а проку-то ни насколько. Все сидит в халате да трубку знай себе покуривает.

Подколесин . А ты думаешь небось, что женитьба все равно что «эй, Степан, подай сапоги!». Натянул на ноги да и пошел? Нужно порассудить, порассмотреть.

Фекла . Ну, так что ж? Коли смотреть, так и смотри. На то товар, чтобы смотреть. Вот прикажи-тка подать кафтан да теперь же, благо утреннее время, и поезжай.

Подколесин . Теперь? А вот видишь, как пасмурно. Выеду, а вдруг хватит дождем.

Фекла . А тебе же худо! Ведь в голове седой волос уж глядит, скоро совсем не будешь годиться для супружеска дела. Невидаль, что он придворный советник! Да мы таких женихов приберем, что и не посмотрим на тебя.

Подколесин . Что за чепуху несешь ты? Из чего вдруг угораздило тебя сказать, что у меня седой волос? Где ж седой волос? (Щупает свои волосы.)

Фекла . Как не быть седому волосу, на то живет человек. Смотри ты! Тою ему не угодишь, другой не угодишь. Да у меня есть на примете такой капитан, что ты ему и под плечо не подойдешь, а говорит-то – как труба; в алгалантьерстве служит.

Подколесин . Да врешь, я посмотрю в зеркало; где ты выдумала седой волос? Эй, Степан, принеси зеркало! Или нет, постой, я пойду сам. Вот еще боже сохрани. Это хуже, чем оспа. (Уходит в другую комнату.)

ЯВЛЕНИЕ IX

Фекла и Кочкарев , вбегая.

Кочкарев . Что Подколесин?.. (Увидев Феклу.) Ты как здесь? Ах, ты!.. Ну послушай, на кой черт ты меня женила?

Фекла . А что ж дурного? Закон исполнил.

Кочкарев . Закон исполнил! Эк невидаль, жена! Без нее-то разве я не мог обойтись?

Фекла . Да ведь ты ж сам пристал: жени, бабушка, да и полно.

Кочкарев . Ах ты, крыса старая!.. Ну, а здесь зачем? Неужли Подколесин хочет…

Фекла . А что ж? Бог благодать послал.

Кочкарев . Нет! Эк мерзавец, ведь мне ничего об этом. Каков! Прошу покорно: сподтишка?

ЯВЛЕНИЕ X

Те же и Подколесин с зеркалом в руках, в которое вглядывается очень внимательно.

Кочкарев (подкрадываясь сзади, пугает его). Пуф!

Подколесин (вскрикнув и роняя зеркало). Сумасшедший! Ну зачем, зачем… Ну что за глупости! Перепугал право, так что душа не на месте.

Кочкарев . Ну, ничего, пошутил.

Подколесин . Что за шутки вздумал? До сих пор не могу очнуться от испуга. И зеркало вон разбил. Ведь это вещь не даровая: в английском магазине куплено.

Кочкарев . Ну полно: я сыщу тебе другое зеркало.

Подколесин . Да, сыщешь. Знаю я эти другие зеркала. Целым десятком кажет старее, и рожа выходит косяком.

Кочкарев . Послушай, ведь я бы должен больше на тебя сердиться. Ты от меня, твоего друга, все скрываешь. Жениться ведь задумал?

Подколесин . Вот вздор: совсем и не думал.

Кочкарев . Да ведь улика налицо. (Указывает на Феклу.) Ведь вот стоит – известно, что за птица. Ну что ж, ничего, ничего. Здесь нет ничего такого. Дело христианское, необходимое даже для отечества. Изволь, изволь: я беру на себя все дела. (К Фекле.) Ну, говори, как, что и прочее? Дворянка, чиновница или в купечестве, что ли, – и как зовут?

Фекла . Агафья Тихоновна.

Кочкарев . Агафья Тихоновна Брандахлыстова?

Фекла . Ан нет – Купердягина.

Кочкарев . В Шестилавочной, что ли, живет?

Фекла . Уж вот нет; будет поближе к Пескам, в Мыльном переулке.

Кочкарев . Ну да, в Мыльном переулке, тотчас за лавочкой – деревянный дом?

Фекла . И не за лавочкой, а за пивным погребом.

Кочкарев . Как же за пивным, – вот тут-то я не знаю.

Фекла . А вот как поворотишь в проулок, так будет тебе прямо будка, и как будку минешь, свороти налево, и вот тебе прямо в глаза – то есть, так вот тебе прямо в глаза и будет деревянный дом, где живет швея, что жила прежде с сенатским обер-секлехтарем. Ты к швее-то не заходи, а сейчас за нею будет второй дом, каменный – вот этот дом и есть ее, в котором, то есть, она живет, Агафья Тихоновна-то, невеста.

Кочкарев . Хорошо, хорошо. Теперь я все это обделаю; а ты ступай, – в тебе больше нет нужды.

Фекла . Как так? Неужто ты сам свадьбу хочешь заправить?

Кочкарев . Сам, сам; ты уж не мешайся только.

Фекла . Ах, бесстыдник какой! Да ведь это не мужское дело. Отступись, батюшка, право!

Кочкарев . Пойди, пойди. Не смыслишь ничего, не мешайся! Знай, сверчок, свой шесток, – убирайся!

Фекла . У людей только чтобы хлеб отымать, безбожник такой! В такую дрянь вмешался. Кабы знала, ничего бы не сказывала. (Уходит с досадой.)

В данной пьесе сатирически показан процесс женитьбы, а точней – сватовства, выбора жениха. Засидевшуюся почти до тридцати лет в девках Агафью (купеческую дочь) все убеждают, что пора создавать семью. То же происходит и с будущим Обломовым – Подколесиным. Почти принуждаемый женатым другом Подколесин отправляется свататься к Агафье, для которой так расстаралась сваха Агафья, что у той дома шесть претендентов на её руку и сердце. У каждого свои интересы, свой яркий характер. Всё же, хоть и с большими сомнениями, Агафья останавливает свой выбор на Подколесине, которому тоже нравится. Пока невеста переодевается, свежеиспеченный жених, так как морально всё-таки ещё не готов к браку, сбегает от неё через окно.

Это произведение о психологической зрелости человека, о смелости и ответственности. Человек может отказаться от счастья, любви, даже от собственной чети просто из каких-то сомнений и страхов. Череда женихов также психологически, литературно представляет яркую картину.

По своему обыкновению Подколесин Иван изволит лежать на диване, курить трубку и размышлять. Нет, он не философствует, а думает о женитьбе. К нему как раз приходит сваха, расписывает Агафью. Появляется друг Ивана – Кочкарёв, ругает сваху, мол, плохо его женила, но резко меняет своё настроение, когда узнаёт, что друг думает жениться. Кочкарёв убеждает приятеля, что это необходимое дело, что это счастье. Он постоянно будет рассказывать о «прелестях» семейной жизни, но его слова только пугают друга. Например, множество маленьких Подколесиных не вдохновляют Ивана, ведь они могут шалить, что-нибудь даже разбить…

Почти убедив друга всеми возможными аргументами, Кочкарёв принимает живейшее участие в его судьбе, в женитьбе. Он заставляет Ивана пойти на встречу с Агафьей, хоть приглашены в её дом и другие женихи – конкуренты.

Зрелая Агафья тоже скучает. Она гадает на картах, вроде ей хочется любви, семьи, но вот только она не очень уверена. С мамой они даже не могут решить, какой должен быть жених: купец как умерший отец или чиновник. Прибегает сваха, рассказывает, что практически с риском для здоровья нашла Агафье женихов на все, как говорится, случаи жизни. Кратко описывая каждого, она не находит желанной радости у невесты. У одного фамилия смешная, у другого – борода…

Всё же женихи в назначенный час являются. Каждый проявляет свой характер. Иван Яичница интересуется, главным образом, приданым, а Никанор мечтает, чтоб невеста знала «по-французски», хотя сам этого языка не знает. Балтазар вояка, поэтому он прям и даже груб, Алексей Стариков купец, вполне деликатен. Кочкарёв и Подколесин тоже являются, но перед другими не раскрывают своих планов.

Общий разговор о том, какого жениха предпочитает гипотетически Агафья смущает её – она убегает. Мужчины расходятся до вечера, обсуждая длину носа невесты. Подколесин говорит другу, мол, все решили, что невеста нехороша, и делу конец. Друг возмущается, что это конкуренты специально болтают! Опять он почти убеждает Ивана.

Тем временем невеста размышляет о своей судьбе, выбирает жениха. Подходит она к выбору несколько странно. Всем известно её желание нос одного «приставить» к бравости другого. Тут появляется весьма дерзкий Кочкарёв, советует ей отказать всем, кроме его друга. Невеста в ужасе, она не представляет, как сказать «нет», хотя всё равно придётся это делать. Советчик подсказывает просто выгнать всех вон.

Являются женихи, Иван Яичница требует от девушки прямого ответа. Что тянуть-то? Загнанная в угол Агафья, вспомнив дурной совет Кочкарёва, прогоняет всех. Женихи растеряны (кое-кому отказали по непонятным для него причинам в семнадцатый раз), а тут к каждому подходит Кочкарёв. Представившись дальним родственником невесты, он каждому говорит то, что может окончательно отвадить. Ивану Яичнице сообщает, что дом, хоть и каменный, но построен плохо, даже, вообще, заложен. Никанору признаётся, что невеста ни слова по-французски не знает, так как ленива и бесталанна. Остальным объявляет, что невеста не в своём уме.

В итоге, все конкуренты устранены. Вовремя является и Подколесин. Беседуя с Агафьей, он находит девушку приятной, интересной. Агафья также смущена, почти влюблена. Видя, что между собеседниками наладился контакт, Кочкарёв форсирует события. Вбегает и практически за Ивана делает предложение Агафье. На возражения друга, что такие серьёзные дела так быстро не делаются, смеётся, мол, священник ждёт, столы накрывают. Оказывается, что он не шутит! На его предложение невесте надеть венчальное платье Агафья быстро соглашается. Пока она выходит переодеваться, у Ивана есть несколько минут, которые он посвящает рассуждениям о счастье женитьбы. И заканчиваются эти размышления опять сомнениями, страхом. Безумная мысль о том, чтобы сбежать через окно, скоро уже не кажется такой странной. Просто уйти никак нельзя, всюду люди. И действительно, Иван убегает.

Его ищут по всему дому растерянная невеста и родственники. И только дворовая девка выдаёт, что барин сбежали-с. Все оскорблены, винят Кочкарёва, который их так опозорил. Впрочем, Агафья просит вернуть Ивана, она готова его простить.
Финал остаётся открытым. Состоялась ли свадьба, что из этого могло бы получиться? Или Подколесин пустится в бега, или настанет очередь Агафьи… Каждый читатель пьесы, зритель спектакля решает сам.

Поздравления на день свадьбы очень важны, сделайте приятно близким.

Картинка или рисунок Женитьба

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сказка Телефон Чуковского

    Детская сказка Корнея Чуковского Телефон - классическое произведение детской литературы. В котором автор использовал очень простые, но забавные рифмы и обороты, а в качестве персонажей выбрал знакомых всем с детства животных.

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание Шукшин Экзамен

    Студент приходит на экзамен по русской литературе опоздавшим. Он объясняет, что опоздал из-за срочной работы. Он тянет билет, а в нем вопрос о Слове о полку Игореве.

  • Краткое содержание Оперы Римского-Корсакова Псковитянка

    События оперы происходят в городе Псков в XVI веке. Покой местных жителей нарушила новость о скором прибытии царя Ивана Васильевича в город. Пока присутствующие девушки в саду богатого царского наместника Юрия Токмакова

  • Краткое содержание Белый бим черное ухо Троепольского

    Интеллигентный и преданный Бим жил вместе со своим хозяином, писателем и инвалидом войны Иваном Иванычем. Шотландского сеттера Иван Иваныч спас от смерти и выкормил. Щенок стал настоящим членом семьи для одинокого писателя.