Кодификатор конкретизирует перечень произведений (добавляется два или три произведения, которые традиционно изучаются в основной школе, т. е. включены в примерные и авторские программы и рекомендованные учебники). Все конкретизированные произведения помечены значком «*». Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы.

Если произведения не конкретизированы, то экзаменуемый может самостоятельно привлекать изученные им произведения для выстраивания литературных аналогий.

Произведения

1. Из русского фольклора

  • 1.1. Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных – по одной сказке)
  • 1.2. Одна былина по выбору

2. Из древнерусской литературы

  • 2.1. «Слово о полку Игореве»
  • 2.2. «Слово о полку Игореве»
  • 2.3. Три произведения разных жанров по выбору

3. Из русской литературы XVIII в.

  • 3.1. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»*
  • 3.2. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
  • 3.3. Г. Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и судиям»* 3.4. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

4. Из русской литературы первой половины XIX в.

  • 4.1. И. А. Крылов. Басни: «Листы и Корни»*, «Волк на псарне»*, «Квартет»*, «Осёл и Соловей»*
  • 4.2. В. А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*
  • 4.3. В. А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*
  • 4.4. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
  • 4.5. А. С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю », «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И. И. Пущину»*, «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Не пой, красавица, при мне...»*, «Вакхическая песня»*
  • 4.6. А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы»*
  • 4.7. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • 4.8. А. С. Пушкин. «Повести Белкина»
  • 4.9. А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • 4.10. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел»*
  • 4.11. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  • 4.12. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • 4.13. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • 4.14. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
  • 4.15. Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» 4.16. Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5. Из русской литературы второй половины XIX в.

  • 5.1. А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору.
  • 5.2. И. С. Тургенев. Одна повесть по выбору.
  • 5.3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза »*, «Ещё шумел весёлый день...»*, «Чародейкою -зимою...»* .
  • 5.4. А. А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...»*, «Ещё весны душистой нега...»*, «На заре ты её не буди...»*
  • 5.5. Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли...»
  • 5.6. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*
  • 5.7. Ф. М. Достоевский. Одна повесть по выбору.
  • 5.8. Л. Н. Толстой. Одна повесть по выбору.
  • 5.9. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
  • 5.10. А. П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*

6. Из русской литературы XX в.

  • 6.1. И. А. Бунин. Рассказы: «Косцы»*, «Танька»*
  • 6.2. А. А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю...»*, «О, я хочу безумно жить...»*, «О доблестях, о подвигах, о славе...»*
  • 6.3. В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»*, «Хорошее отношение к лошадям»*, «Прозаседавшиеся»*
  • 6.4. С. А. Есенин. Стихотворения: «Берёза»*, «Пороша»*, «Край любимый! Сердцу снятся...»*
  • 6.5. М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • 6.6. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата »*, «Поединок»*)
  • 6.7 В. М. Шукшин. Рассказы: «Срезал»*, «Чудик»*
  • 6.8 А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • 6.9 Проза второй половины XX в. Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)
  • 6.10. Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)

7. Из зарубежной литературы

  • 7.1. Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
  • 7.2. У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
  • 7.3. Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
  • 7.4. И.-В. Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты)

1. Бездушие

К. Паустовский "Телеграмма"

А. Платонов "Юшка"

А. Чехов "В аптеке"

2. Бескорыстие

К. Паустовский "Мещерская сторона"

3. Бесстрашный

4. Бесчеловечность

В. Астафьев "Печальный детектив"

Р. Брэдбери "Карлик"

Н. Гоголь "Шинель"

Н. Некрасов "Железная дорога"

А. Платонов "Юшка"

Л.Н. Толстой "После бала"

И. Тургенев "Муму"

Ю. Яковлев "Он убил мою собаку"

5. Верность

В. Быков "Журавлиный крик".

Герман "Дорогой мой человек"

"Повесть о Петре и Февронии"

К. Симонов "Жди меня"

6. Взаимовыручка

А.П. Гайдар "Тимур и его команда"

А. Лиханов "Последние холода"

М. Пришвин "Кладовая солнца"

7. Внутренний мир человека

Н. Гоголь "Мёртвые души"

М. Горький "Песнь о буревестнике"

А. Чехов "Тоска"

8. Выбор

И. Бунин "Цифры"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" + из блока "Нравственный выбор"

9. Героизм

В. Быков "Журавлиный крик"

В. Быков "Знак беды"

В. Быков "Сотников"

Б.Васильев "А зори здесь тихие"

Б.Васильев "В списках не значился"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

В. Скотт "Айвенго"

"Слово о полку Игореве"

А. Твардовский "Василий Теркин"

М. Шолохов "Судьба человека"

10. Детство

А. Гайдар "Голубая чашка"

М. Горький "Детство"

П. Санаев "Похороните меня за плинтусом"

М. Твен "Приключения Тома Сойера"

М. Твен "ПриключенияГекльберри Финна"

А. Толстой "Детство Никиты"

Л.Н. Толстой "Детство"

11. Добро

М. Горький "Легенда о Данко"

В. Драгунский "Денискины рассказы"

В.Г. Короленко "В дурном обществе"

А. Платонов "Юшка"

Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке"

В. Распутин "Уроки французского"

А. Солженицын "Матренин двор"

М. Шолохов "Судьба человека"

12. Доброта

А. Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Рассказы Шукшина + из блока "Добро"

13. Драгоценные книги

Р. Брэдбери ""451 по Фаренгейту"

Р. Брэдбери "Воспоминания"

М. Горький "Детство"

М. Горький "Мои университеты"

А. Грибоедов "Горе от ума"

А. Пушкин "Евгений Онегин»

Д. Фонвизин "Недоросль"

14. Дружба

Г.Х. Андерсен "Снежная королева"

А. Гайдар "Тимур и его команда"

Н. Гоголь "Тарас Бульба"

В. Драгунский "Денискины рассказы"

Цикл А.Дюма о трёх мушкетерах

В. Каверин Два капитана"

Л. Кассиль "Кондуит и Швамбрия"

В. Катаев "Белеет парус одинокий"

А. Конан Дойль "Приключения Шерлока Холмса"

В. Короленко "В дурном обществе"

Ю. Нагибин "Мой первый друг, мой друг бесценный"

В. Осеева "Динка"

А.С. Пушкин "Пущину"

Э. Ремарк "Три товарища"

А. Рыбаков "Кортик", "Бронзовая птица"

Аркадий и Борис Стругацкие "Страна багровых туч"

Р. Фраерман "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"

А. Сент-Экзюпери "Маленький принц"

15. Душевные силы

Ж. Верн "Таинственный остров"

Д. Дефо "Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо"

Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке"

16. Жизненные ценности

О. Генри "Дары волхвов"

М. Горький "Песнь о буревестнике"

А.С. Грибоедов "Горе от ума "

М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Л.Н. Толстой "Кавказский пленник

17. Зависть

Библейская притча о Каине и Авеле

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери"

18. Истинный героизм

Из блока "Героизм"

19. Красота

Из блоков "Жизненные ценности" и "Природа"

20. Любовь

А. Грин "Алые паруса"

Ф.М. Достоевский "Белые ночи"

В. Каверин "Два капитана"

Н. Карамзин "Бедная Лиза"

А. Куприн "Гранатовый браслет"

А. Куприн "Куст сирени"

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Н. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда"

В. Осеева "Динка"

"Повесть о Петре и Февронии"

А.С. Пушкин "Дубровский"

А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

А.С. Пушкин "Повести Белкина"

Э.М. Ремарк "Три товарища"

И.С. Тургенев "Ася"

Р. Фраерман "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"

У. Шекспир "Ромео и Джульетта"

О любви к Родине из блока "Героизм"

О любви к природе из блока "Природа"

21. Материнская любовь

В.П. Астафьев "Сопричастный всему живому"

К. Воробьев "Тетка Егориха"

К. Паустовский "Телеграмма"

Л. Улицкая "Дочь Бухары"

22. Милосердие

К. Воробьев "Сказание о моем ровеснике"

Борис Екимов "Ночь исцеления"

А. Приставкина "Золотая рыбка"

В. Тендряков "Хлеб для собаки"

М. Шолохов "Судьба человека"

23. Надежда

А. Грин "Алые паруса"

24. Настоящее искусство

В. Астафьев "Домский собор"

Б. Екимов "Музыка старого дома"

К. Паустовский "Старый повар"

В. Тендряков "Свидание с Нефертити"

Л.Н.Толстой "Альберт"

А. П. Чехов "Скрипка Ротшильда"

24. Неуверенность в себе

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

25. Нравственный выбор

А. Адамов "Каратели"

В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой"

Ю. Бондарев "Горячий снег"

В. Быков "Волчья стая"

В. Быков "Обелиск"

В. Быков "Сотников"

Н. Гоголь "Тарас Бульба"

В. Кондратьев "Сашка"

М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова"

П. Мериме "Маттео Фальконе"

А. Пушкин "Капитанская дочка"

А. Пушкин "Выстрел"

В. Распутин "Деньги для Марии"

В. Распутин "Живи и помни"

В.Г. Распутин "Уроки французского"

К. Симонов "Живые и мертвые" 28. Ответственность А.Моруа "Муравьи"

26. Преданность

27. Предательство

Л. Андреев "Иуда Искариот"

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

А. Дюма "Граф Монте-Кристо"

В. Каверин "Два капитана"

Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда"

С. Львов "Друг моего детства"

В. Распутин "Живи и помни"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

М.А. Шолохов "Судьба человека"

28. Природа

А. Астафьев "Царь-рыба"

Б. Васильев "Не стреляйте в белых лебедей"

М. Пришвин "Кладовая солнца"

Произведения Тургенева.

29 Роль пейзажа.

"Слово о полку Игореве"

А.П. Чехов "Степь"

Ю. Яковлев "Разбуженный соловьями"

30. Равнодушие (черствость)

А. Пушкин "Евгений Онегин"

А.П. Чехов "Тоска"

А.П. Чехов "Человек в футляре"

31. Радость

35. Родина

М.Ю. Лермонтов "Бородино"

Стихи Блока и Есенина о родине

36. Самовоспитание

Я. Голованов "Этюды об ученых"

37. Смелость "Житие Александра Невского"

М. Лермонтов "Бородино"

А. Пушкин "Капитанская дочка"

И.С. Тургенев "Воробей"

40. Совесть

А. Пушкин "Капитанская дочка"

М. Шолохов "Судьба человека"

41. Сострадание

Г.Х. Андерсен "Дикие лебеди"

Г.Х. Андерсен "Девочка со спичками"

Л. Андреев "Кусака"

Н. Гоголь "Шинель"

Ф.М. Достоевский "Мальчик у Христа на елке"

В. Железников "Чучело"

А.И. Куприн "Чудесный доктор"

А. Платонов "Юшка"

В. Распутин "Уроки французского"

И. Тургенев "Муму"

М. Шолохов "Судьба человека"

42. Справедливость

В. Астафьев "Конь с розовой гривой"

А.С. Пушкин "Станционный смотритель"

В. Распутин "Уроки французского"

43. Счастье

Б. Екимов "Мальчик на велосипеде"

В. Каверин Два капитана"

В. Короленко "Парадокс"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

А.С. Пушкин "Метель

Л.Н. Толстой "Юность"

А.П. Чехов "Душечка"

А.П. Чехов "Крыжовник"

А.П. Чехов "Невеста"

Саша Чёрный "Кавказский пленник"

44. Талант

П. Бажов "Каменный цветок"

Н. Гоголь "Портрет"

Д. Гранин "Зубр"

В. Короленко "Слепой музыкант"

А.И. Куприн "Тапер"

Н. Лесков "Левша"

А.Н. Островский "Таланты и поклонники"

К. Паустовский "Книга о художниках"

45. Товарищество

Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"

Д. Лондон "В далеком краю"

Д. Лондон "Любовь к жизни"

46. Учитель

Ч. Айтматов "Первый учитель"

А. Алексин "Безумная Евдокия"

А. Алексин "Третий в пятом ряду"

В. Астафьев "Перевал. Кража"

В. Астафьев "Фотография, на которой меня нет"

В. Быков "Обелиск"

Б. Васильев "Завтра была война"

Б. Васильев "Летят мои кони"

В.В. Голявкин "Рисунки на асфальте"

В.К. Железников "Чучело"

Ф. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла"

А.А. Кузнецов "Земной поклон"

А.И. Куприн "Тапер"

А.А. Лиханов "Благие намерения"

А.П. Платонов "Песчаная учительница"

В. Распутин "Уроки французского"

Г.И. Северина "Легенда об учителе"

А. Сент-Экзюпери "Маленький принц"

В.Ф. Тендряков "Весенние перевертыши"

Ю. Яковлев "Зимородок"

47. Человечность

А.Г. Алексин "А тем временем где-то…"

К.Г. Паустовский "Телеграмма"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Б. Троепольский "Белый Бим Черное Ухо"

48. Честь

А. Бек "Волоколамское шоссе"

В. Быков "Сотников"

М. Лермонтов "Герой нашего времени"

А.С. Пушкин "Дубровский"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

А. Пушкин "Евгений Онегин"

49. Эгоизм

М.Горький "Старуха Изергиль"

А. Грибоедов "Горе от ума"

Древнегреческий миф о Нарциссе

М. Лермонтов "Герой нашего времени"

Д. Лондон "В далеком краю"

А. Пушкин "Евгений Онегин"

Д. Фонвизин "Недоросль" А.П. Чехов "Анна на шее"

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе 2018 года принесет с собой некоторые изменения в итоговую аттестацию от Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ) при поддержке Рособрнадзора и Минобразования. Выпускающиеся из школы девятиклассники, желающие связать свою жизнь с миром художественных произведений, должны быть готовы к новым критериям оценивания, усовершенствованию инструкций и качественной доработке уже существующих заданий.

В 2018 году ученикам 9 классов, скорее всего, понадобится сдать в общей сложности 5 предметов вместо 4: 2 обязательных (математика и русский язык) и 3 выборочных, к которым относится и ОГЭ по литературе. В 2020 году экзаменов может стать уже 6, ведь сегодня об этом всерьез задумываются представители Министерства образования, заинтересованные в мотивировании школьников и побуждении их к добросовестному изучению курсов средней школы.

Впредь результаты работ, написанных по выбору, будут учитываться при формировании аттестата, – с таким нововведением образовательная система познакомилась уже в этом году. Ребятам понадобится успешно пройти все экзаменационные испытания (оценка «удовлетворительно», или «3», и выше). Тем, у кого не получится сдать ОГЭ с первого раза, Министерство образования предоставит дополнительную попытку, однако это положение будет актуально только для 2 аттестаций. Ученикам, которые не сумеют воспользоваться данной возможностью и не справятся хотя бы с одной из повторных работ, не вручат заветный документ о завершении курса средней школы. Они будут оставлены в стенах учебного заведения еще на один год.

Подготовка к ОГЭ по литературе 2018 может начинаться в разное время в зависимости от того, желает ли учащийся написать тест в досрочном или же общем формате, главное отличие которых заключается в датах проведения экзаменов. Так, «досрочники» обычно проходят аттестацию, начиная со второй декады апреля. Старт тестирований для основного потока школьников наступает в мае/июне, а период пересдач – в сентябре. В 2018 году преждевременная сдача литературы приурочена к 27 апреля (пятница). Превалирующая часть выпускников отправится на написание работы только 7 июня (четверг).

Общие сведения об экзаменационной аттестации по предмету выглядят следующим образом:

  • время проведения – 235 минут (3 часа 55 минут);
  • минимальный первичный балл, соответствующий «тройке», – 7;
  • количество заданий – 4.

Подробнее о пересдаче

Согласно приказу Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», на повторный допуск к сдаче ОГЭ в текущем учебном году смогут надеяться лишь определенные категории обучающихся. Речь идет о подростках, которые:

  1. Получили неудовлетворительные оценки не более чем по 2 предметам.
  2. Подали апелляцию в связи с нарушением правил проведения мероприятия и были признаны правыми.
  3. Не пришли на экзамен или не завершили написание теста по уважительной и документально подтвержденной причине (болезнь и т.п.).
  4. Сдали аннулированную впоследствии работу в случае, если в этом оказались повинны третьи лица, нарушившие порядок проведения аттестации. Это могут быть руководители пунктов проведения экзаменов (ППЭ), представители госкомиссий, технические специалисты, служители правопорядка, медработники, ассистенты, помогающие детям с ограниченными возможностями здоровья, и другие персоны.

Образовательная организация извещается об итогах написания работы не более чем через 10 суток после проведения контрольной проверки. Изменение результата или полное аннулирование теста проводится в 12-дневный срок. Подростку, допущенному к повторной сдаче ОГЭ, будет необходимо вновь явиться в ППЭ (возможно, новый) с документом, подтверждающим личность.

Структура КИМов

Контрольно-измерительные материалы представляют собой билеты, которые предполагают письменный или устный ответ на поставленный вопрос. В настоящий момент такая система проверки знаний считается налаженной и отработанной, поэтому вносить существенные корректировки в бланки работники ФИПИ не собираются. И все же о некоторых новых положениях педагогам, ученикам и их родителям стоит знать и помнить:

  1. Со следующего года инструкции, выдаваемые экзаменуемым вместе с заданиями, будут более детальными, обстоятельными, последовательными и четкими. Так выпускники смогут яснее понимать то, что от них требуется, а потому лишних организационных вопросов на экзамене удастся избежать.
  2. Критерии оценивания развернутых ответов впредь будут приводиться с опорой на стандарты ЕГЭ.
  3. Наивысший балл, который можно будет получить за написание работы, повысится с 23 до 29.

Важно! Составить представление об ОГЭ по литературе 2018 года ребята смогут благодаря открытому банку заданий, а также демоверсиям, спецификациям и кодификаторам, представленным на официальном сайте ФИПИ. Найти их можно в соответствующих разделах на странице fipi.ru/oge-i-gve-9 (меню слева).

КИМ состоит из 2 частей. Первая включает в себя фрагменты произведений (прозаического и стихотворного), из которых ученик должен выбрать один для последующего разбора. Суть работы заключается в написании развернутых аргументированных ответов на 3 поставленных вопроса. В первых заданиях понадобится грамотно, стройно и цельно изложить свои мысли в 3-5 предложениях, а в последнем – еще и привести сравнительный анализ двух разных отрывков в 5-8 предложениях.

Вторая часть потребует от учащегося написания сочинения объемом не менее 200 слов на одну из 4 поставленных тем. При этом здесь организаторы ОГЭ-2018 разрешают подросткам использовать полные тексты произведений (в т.ч. и лирических) из имеющегося в официальных источниках списка литературы для аргументации своей позиции и цитирования. Книги будут располагаться на отдельном столе экзаменатора и находиться в свободном доступе.

В критериях оценивания учитываются:

  • содержательное соответствие ответа заданию (понимание приведенных фрагментов без искажения авторской точки зрения);
  • степень анализа образов, деталей, микротем, мотивов и т.д.;
  • фактологическая, логическая и речевая точность;
  • умение сопоставлять произведения и работать с текстами;
  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие;
  • владение теоретико-литературными терминами;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соблюдение речевых норм (максимально возможное количество ошибок, не влекущее за собой потерю баллов по этому пункту, – не более 2).

За каждое из заданий можно получить:

  • №1 и №2 – по 5 баллов;
  • №3 – 6 баллов;
  • №4 (сочинение) – 13 баллов.

Итоговые результаты соотносятся с оценкой, которая затем проставляется в аттестат:

  • 0-9 баллов соответствуют оценке «двойка»;
  • 10-17 – «тройка»;
  • 18-24 – «четверка»;
  • 25-29 – «пятерка».

Как подготовиться

Для того чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе 2018 года, нужно оттачивать собственную грамотность и заниматься неустанным анализом и интерпретированием произведений, входящих в официальный список ФИПИ, обязательный к прочтению выпускникам 9-ых классов.

Видео-советы «бывалых «: какие книги читать в первую очередь:

Максимальный балл ОГЭ по литературе (ГИА 9 класс) в 2018 году - 33

Проходной балл ОГЭ 2018 по литературе в профильные классы - 22

Минимальный балл (оценка 3) - 12

Шкала перевода баллов ОГЭ 2018 по литературе в оценки

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 22 баллам.

Разработанные специалистами ФГБНУ "ФИПИ" шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трёх указанных типов заданий, требующих развёрнутого ответа в разном объёме.

Задания базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) проверяются по трём критериям:

Критерий 1 «Соответствие ответа заданию»,

Критерий 2 («Привлечение текста произведения для аргументации»,

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трём критериям:

Критерий 1 «Сопоставление произведений»;

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»;

Критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.3 или 1.2.3) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимально по 2 балла, по критерию 2 – 4 балла). Если по Критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания части 2 (2.1–2.4) оценивается по пяти критериям:

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»,

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»,

Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия»,

Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность»,

Критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение задания 2 выставляется 13 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 3 балла, по критериям 3, 5 – по 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.