Тема «Части речи» подробно рассматривается еще в начальных классах средней школы. Ведь без знания того, какие группы слов существуют в русском языке, довольно сложно изучать предмет с аналогичным названием. В связи с этим данную статью мы решили посвятить именно этой теме, а точнее, служебным частям речи.

Общая информация

Частями речи называют группы слов, которые объединены на основе общих признаков. Следует также отметить, что все слова русского языка делятся на немеждометные слова и междометия. Под последними понимают неизменяемые выражения, которые обозначают эмоции (ох, увы), волеизъявление (баста, стоп) или же являются формулами простого речевого общения (привет, спасибо).

Что касается немеждометных слов, то они подразделяются на служебные и самостоятельные. В данной статье мы подробно поговорим о первых частях речи. Ведь именно благодаря им мы может красиво строить письменные предложения и Более того, без них не был бы таким богатым и красивым русский язык.

Служебные части речи

Служебные - это такие части речи, без которых самостоятельные никогда не смогли бы выстроиться в предложения и служить для связи отдельных единиц, а также для выражения каких-либо оттенков смысла.

  • предлог;
  • частица;
  • союз.

Часть речи - предлог

Предлоги выражают зависимость числительного, местоимения и имени существительного от остальных слов, которые имеются в предложении или словосочетании. Следует отметить, не может как-либо изменяться. Кроме того, предлоги никогда не являются каким-либо членом предложения. Однако они могут быть непроизводными (вдоль, напротив, благодаря, вследствие) и производными (до, от, с, к, от, с, по, в и пр.).

Частица

Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни путал предлог, частицу и союз. Часть речи частица отличается от остальных тем, что вносит в предложения различные оттенки, а также служит для словообразования (ну-ка, уж, пускай, давай). Нельзя не сказать и о том, что данная часть речи никогда не изменяется, а также не выступает в качестве какого-либо члена предложения.

Союз

Союз как может связывать находящиеся в составе простого предложения, или части сложного. Как и предлог с частицей, представленная часть речи не изменяется.

Виды союзов по образованию

По своему происхождению союзы бывают следующих видов:

  • Непроизводные. Что это за союз? Часть речи, подпадающий под этот вид, по своему происхождению никак не связан с другими частями речи. К таким союзам относятся следующие: но, да и, а, или и пр.
  • Производные. Такие союзы образованы от других частей речи (хотя, пока, чтобы).

Виды союзов по строению

Союз как служебная часть речи может делиться на следующие виды:


Разновидности составных союзов

Составные союзы могут быть следующими:

  • Двойными или двухкомпонентными. Такие союзы расположены на некоторой дистанции от своей второй части (например, когда... то, не столько... сколько, если... то, не только... но и, едва... как).
  • Повторяющимися. Такие союзы состоят из одинаковых частей (например, или...или, то...то, ни...ни).

Основные виды союзов

На какие еще типы подразделяется союз? Часть речи, о которой мы говорим в данном разделе статьи, по характеру своих синтаксических отношений делится на подчинительные и сочинительные. Рассмотрим их более подробно.

Сочинительные союзы

Такие союзы соединяют равноправные по смыслу слова, то есть выступают в качестве связующего звена однородных членов предложения. Следует отметить, что по значению подразделяются на следующие разряды:


Подчинительные союзы

Такие союзы объединяют неравноправные по значению слова, а также указывают зависимость одного из них от другого. Как правило, такие части речи связывают сложные предложения. Хотя они могут использоваться также и в простом (для связи неоднородных и однородных членов).

Как и сочинительные также подразделяются на несколько разрядов (по своему значению):

  • временные (едва, когда, лишь, пока);
  • причинные (потому что, так как, ибо);
  • условные (коли, кабы, если);
  • целевые (дабы, для того чтобы, чтобы);
  • уступительные (несмотря на то что, хотя);
  • сравнительные (будто, как, точно, словно, чем);
  • следствия (так что, поэтому);
  • изъяснительные (чтобы, как, что).

Союзы - это слова служебной части речи, служащие для связи однородных членов простого предложения и частей сложного предложения - сложносочиненного и сложноподчиненного: Старость ходит осторожно и подозрительно глядит (П.); Все ее знали, и никто не замечал (П.); Он понял, что рассказ все-таки необходимо закончить, чтобы не вызвать еще большего подозрения (Грин).
По структуре союзы делятся на простые и составные.
Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, если и др.) неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаменательными частями речи. Составные союзы, например: в то время как, потому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоимениями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.
По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По своему значению эти союзы делятся на

  • соединительные: и, да (в значении и); и...и, ни...ни;
  • сопоставительные: не только...но и, как...так и;
  • противительные: а, но, да (в значении но), однако, же, зато;
  • разделительные: или, или...или, либо, либо...либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли;
  • присоединительные: да и, также, тоже.
Подчинительные союзы обычно соединяют части сложноподчиненных предложений, хотя иногда, сравнительно редко, могут использоваться и в простом предложении для связи членов предложения. Например: Он известен как хороший бригадир; Она мне как песня.
Некоторые подчинительные союзы могут распадаться на две части, например, потому что, с тех пор как и др.: одна часть образует соотносительное слово в главной части предложения, другая - союз в придаточной.
Подчинительные союзы делятся на
  • временные (когда, едва, лишь, пока, покамест, покуда, лишь только, с тех пор как);
  • причинные (так как, потому что, оттого что, вследствие того
что);
  • целевые (чтобы, для того чтобы);
  • следствия (так что);
  • условия (если, ежели, коли);
  • уступительные (хотя, пускай, несмотря на то что);
  • сравнительные (как, как будто, будто, словно);
  • изъяснительный (что).
Различие между сочинительными и подчинительными союзами как в отношении морфологическом, так и в отношении синтаксическом не является устойчивым. Так, союз хотя (хоть) может соединять однородные члены и части сложноподчиненного предложения: Он стрелял быстро, хотя не точно.; Хоть видит око, да зуб неймет.
В функции союзов могут использоваться местоимения, которые в таком случае называются союзными словами. Выполняя роль союзов, т.е. служа средством связи, союзные слова, в отличие от союзов, являются членами придаточной части предложения. Ср.: Что посеешь, то и пожнешь.(что - относительное слово, дополнение); Я глуп, что осердился (что - союз).
По употреблению союзы представляют собой три разновидности:
  1. одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы обычно одиночны). Например: Ученый малый, но педант (П.);
  2. повторяющиеся: и...и, или...или, либо...либо, ни...ни, то...то и др. Например: Ни отзыва, ни слова, ни привета (Апухтин);
  3. двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению. Двойными могут быть сочинительные союзы (как...так и, не только...но и): Пушкин создал различные произведения как в стихах, так и в прозе; или подчинительные союзы (если...то; так как...то, лишь только...как и др.). Например: И если кто виноват, то я один (Л. Т.).

Еще по теме Союз как служебная часть речи:

  1. 6.83. Союзы и их синтаксические функции. Разряды союзов по семантике, строению, синтаксическим функциям. Союзные (относительные) слова

Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

По строению союзы делятся на:

1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо ;

2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.

Разновидностями составных союзов являются

1) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной (не столько...сколько, не только...но и ) или не обязательной (если...то, когда...то, едва...как ) второй частью,

2) повторяющиеся , то есть такие составные двойные, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или ).

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на сочинительные и подчинительные .

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению:

1) соединительные (значение ‘и это, и то’): и, да (в значении ‘ и’ ), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как... так и, тоже, также ;

2) разделительные (значение ‘или это, или то’): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли... то ли;

3) противительные (значение ‘не это, а то’): а, но, да (в значении ‘ но ’), однако, зато .

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных и неоднородных членов.

Например: подчинительный союз ХОТЯ связывает однородные члены предложения: Книга интересная, хотя немного затянутая .

Союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ЧЕМ связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день . Пруд словно зеркало.

Выделяют следующие разряды подчинительных союзов по значению:

1) временные: когда, пока, едва, лишь ;

2) причинные : так как, потому что; ибо (устар. / книжн.);

3) условные : если, кабы (устар.), коли (устар.);

4) целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.);

5) уступительные: хотя, несмотря на то что ;

6) следствия : так что ;

7) сравнительные : как, словно, будто, точно, чем ;

8) изъяснительные: что, как, чтобы .

Эти списки можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др.

Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Морфологический разбора союза

Союз разбирается по следующей плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной.

Образец морфологического разбора союза:

Все мы привскочили с кресел, но опять неожиданность: послышался шум многих шагов, значило, что хозяйка возвратилась не одна, а это действительно было странно, так как сама она назначила этот час (Ф. М. Достоевский).

I. Но - союз

II. Сочинительный, противительный, простой, соединяет части сложного предложения.

I. Что- союз

II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

I. А - союз

II. Сочинительный, противительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

I. Так как - союз

II. Подчинительный, причины, составной, соединяет части сложного предложения.

Слово «союз» является калькой с латинского “conjunction” – это неизменяемое служебное , которое является формальным средством соединения синтаксических единиц.

Чести некоторых составных союзов («не только… но и», «как… так и») находятся при разных однородных членах предложения или в разных предложениях, входящих в состав сложного.

Состоящие из одного называются простыми: «и», «а», «но», «или», «да», «как», «либо», «что», «будто». А союзы, представляющие собой комбинацию знаменательных и незнаменательных слов, являются составными. Например: «между тем как», «то есть», «как только», «несмотря на то что», «ввиду того что», «в то время как», «по мере того как» и другие.

Союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы передают равноправные, независимые отношения между однородными членами или частями сложного. Например: «Дом стоял на возвышенности, и оттуда открывался широкий вид». В этом сочинительный союз «и» связывает 2 простых предложения в составе сложного. А в предложении: «Легкий ветер, то утихал, то просыпался вновь» - союз «то… то» связывает однородные члены предложения.

Подчинительные союзы передают неравноправные, зависимые отношения между частями сложного предложения. К примеру: «Нам хотелось (чего?), чтобы весна наступила скорее» (придаточное изъяснительное). Или: «Книга выйдет (при каком условии?), если она будет принята издательством» (придаточное условия).

Виды сочинительных и подчинительных союзов

Делая морфологический разбор союза, необходимо указать его значение и морфологические признаки (сочинительный или подчинительный; неизменяемое слово), а также обозначить его синтаксическую роль.

Сочинительные союзы подразделяются на:

1) Соединительные, к которым относятся «и», «да», «не только… но и», «как… так и». Например: «Как вчера, так и сегодня идет снег».
2) Противительные: «но», «а», «да» (в значении «но»), «зато», «однако же». К примеру: «Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!»
3) Разделительные, к этой группе относятся союзы «или», «либо», «то… то», «не то… не то». Например: «То справа, то слева слышался гул падающих деревьев».

В свою очередь, подчинительные союзы делятся на:

1) Временные: «когда», «прежде чем», «пока», «лишь». Например: «Мы еще спали, когда раздался телефонный звонок».
2) Изъяснительные, к этой группе относятся: «что», «чтобы», «как» и другие. К примеру: «Он говорил, что его навестил друг».
3) Причинные: «так как», «потому что», «благодаря тому что». «Так как солнце село, стало зябка».
4) Условные: «если», «раз», «как скоро», «ли», «если бы». К примеру: «Если бы вы только захотели, если бы вы только знали».
5) Уступительные: «хотя», «несмотря на то что». «Хотя уже наступило утро, город еще спал».
6) Целевые: «чтобы», «с тем чтобы», «для того чтобы». Например: «Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать».

Тема урока: Союз как часть речи.

Тип урока: вводный урок

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления

учебного материала, применение его в знакомой и

новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения

системы знаний и умений средствами технологии

развивающего обучения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее

обучение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.

Аппаратное и программное обеспечение: учебник, мультимедийный

компьютер, интерактивная доска, экран.

Цели по содержанию урока:

Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов; научить обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи, аналитическое и логическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к данной теме, истории русского языка, дружелюбие, внимательность к людям, толерантность.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание, Хорошо, что все без опоздания.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам задание на логику. Вы видите 4 картинки, которые объединены одним словом. Вы уже догадались, какое это слово? (Союз) Правильно. А какое еще значение имеет слово союз? (Это часть речи) Совершенно верно! Давайте откроем рабочие тетради и запишем тему урока.

Теперь займемся постановкой целей урока. Скажите, пожалуйста, вы уже знаете что-нибудь о союзе? Тогда первым делом нам нужно повторить. Но вы также знаете, что с каждым годом мы узнаем все больше и больше нового и интересного, поэтому нам нужно узнать., закрепить. а потом и проверить.

3. Фронтальный опрос.

Учитель: Начнем с повторения. Какую часть речи мы называем союзом? (Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)

Учитель: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)

4. Просмотр видео. Беседа.

Учитель: Давайте просмотрим видео и запишем в тетрадь для правил схему, которую оно содержит. Вопросы. Какими бывают союзы по строению? А по употреблению? Что вы узнали о сочинительных союзах? Что вы можете рассказать о подчинительных союзах?

5. Слово учителя.

Учитель: Не все знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И . Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И . На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель: А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина.

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.

(Поэма А.С. Пушкина "Полтава")

Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)

Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

6. Закрепительные упражнения.

Учитель: Верно. А еще сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные - части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Внимание на доску. (читает ученик)

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а, может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы )

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют, записывают)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”.)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? Аргументируйте свой ответ. (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать все эти качества? (Толерантность)

Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII-XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность ”.

Учитель: Толерантность - это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

7. Физминутка.

Учитель:

Вижу я, что вы устали, Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она.

Физминутка. (Танцевальные движения)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

2. , (потому что)

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. Вспомнили и назвали морфологические признаки союза.

7. Самостоятельная проверочная работа.

Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Давайте откроем учебники на стр. 183 и выполним упражнения. 1 вар - упр. 425, 2 вар - упр. 427.

8. Игра «Путаница»

Ребята, давайте поиграем в игру «Путаница». На экране вы видите пословицы, но начало и конец у них перепутались, вам нужно собрать пословицы. Я раздам вам листочки, на которых вы и запишете правильные пословицы, указывая в них союзы. Как мы выделяем союзы в предложении?

9. Итог урока.

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

10. Рефлексия

Учитель:

А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Для этого нам нужно вспомнить фразеологизмы. Например, спустя рукава, не покладая рук, как белка в колесе, засучив рукава, в поте лица, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, как свои пять пальцев и т.д. Свои ответы записывайте на листочки и сдавайте их.

Оценки за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Упражнение 1 вар - 430, 2 вар - 431, пар 52, стр. 182.

Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Потрудились славно дети, Завершается урок.