Вид на океан

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.


История острова Пасхи


Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи) . Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату"а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.


Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи - собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena - то место, где Хоту-Мату"а высадился на берег.

В Оронго (Orongo) , местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, - его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо) , сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые - поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом - возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы - числом 900 в завершенном виде - имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.


Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец - нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа - перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад - Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м) .


На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи - с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане - до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи - одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи - все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.



Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами - это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте - умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.


На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10-12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао - пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Орел и решка: Остров Пасхи

Факты

  • Название и размеры: Остров Пасхи также известен как Рапа-Нуи. Его площадь около 162,5 кв. км.
  • Расположение: Остров лежит на 27° ю.ш и 109° з.д. Политически он считается территорией Чили. Ближайшая обитаемая земля - остров Питкэрн, в 2000 км с лишним к западу. До Чили 3700 км, до Таити - 4000 км.
  • Уникальность: Известность острову Пасхи принесли его каменные истуканы, изготовленные из местного вулканического туфа. Высотой больше 10 м, они весят более 150 тонн.
  • Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Остров включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г.

Рано Рараку - потухший вулкан высотой до 150 метров на острове Пасхи в восточной части Тихого океана. Он находится в 17 километрах от города Ханга-Роа на нижних склонах вулкана Теревака - высочайшей возвышенности острова.

Склоны Рано-Рараку сравнительно высоки и круты, к тому же часто происходит обрушение. Породой, образующей вулкан, является жёлто-коричневый туф с многочисленными различными включениями.

На склонах горы, особенно в её южной части, можно увидеть каменоломни, где высекались моаи, каменные статуи острова Пасхи. На внешних склонах Рано-Рараку были установлены постоянные моаи, имеющие особые отличительные особенности: у них не вырезались глазные впадины, а некоторые заготовки и вовсе были брошены из-за того, что мастера наткнулись на чересчур твердую породу.

Считается, что каменоломни Рано-Рараку производили статуи на протяжении 500 лет, до начала XVIII века, а 397 моаи разной степени готовности находятся здесь по настоящее время.

Если забраться на самую вершину вулкана, то в овальном кратере увидите пресноводное озеро. В далекие времена оно служило местному населению источником пресной воды.

Аху Акиви

Аху Акиви был восстановлен в 1960 году американским археологом Уильямом Маллой и его чилийским коллегой Гонсало Фигероа Гарсиа-Хуидобро. Их команда в течении нескольких месяцев поднимала поваленные статуи и устанавливала их в первоначальное положение.

«Аху» означает возвышенную платформу церемониального места прямоугольной формы.

На территории Аху находятся 7 сохранившихся статуй моаи, похожих по стилю и высоте. Каждая из них в высоту достигает примерно 3,6 метров и весит около 18 тонн. Жители острова верили, что моаи - великие защитники острова, созданные для предотвращения войн и нападений со стороны людей и не только.

Существует легенда, что эти семь моаи олицетворяют собой семь посланников полинезийского вождя Хоту Мату.

В отличие от других исторически важных мест на острове, Аху Акиви находится не на побережье, а в глубине острова Пасхи.

А какие достопримечательности Острова Пасхи вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Памятники Моаи

Сами островитяне называют свою землю Рапа-Нуи. Когда-то это была цветущая, покрытая лесами земля. Примерно в 15 веке от лесов ничего не осталось – их уничтожили местные жители, но как и почему, остается загадкой, как и моаи – огромные каменные статуи высотой до 20 м. в виде головы с шеей или с туловищем по пояс.

Говоря об изваяниях острова Пасхи, чаще всего приходится прибегать к выражению «по одной из версий…». Среди теорий происхождения моаи есть даже инопланетная. Но все же преобладает мнение, что моаи – надгробные памятники вождям племен. Статуи в память об уважаемых предках устанавливали над их могилами. Местные жители верили, что каменные гиганты охраняют их от внешнего вторжения и злых сил. В настоящее время на Рапа-Нуи насчитывается около девятисот моаи: около 200 из них стоят и примерно 700 лежат в разных частях острова. В 1770 году все они были повалены, возможно, что это сделали сами рапануйцы в период межплеменных войн.

Восстановливать статуи начали японцы во второй половине XX века. Моаи стоят на платформах «аху», самая известная - Ahu Tongariki, где на побережье океана в ряд стоят 15 фигур. Неподалеку находится каменоломня, где остались лежать неоконченные каменные головы, а рядом брошены инструменты, с помощью которых высекались изваяния. Вес Моаи - несколько тонн, и неясно, как их доставляли от каменоломни к различным уголкам острова. Скорее всего, строители применяли деревянные сани и бруски, вырубая лес, в результате чего остов стал почти бесплодным.

До сих пор открыт вопрос, кто такие сами островитяне, откуда пришли и когда заселили остров. Известный исследователь и путешественник Тур Хейердал считал, люди пришли сюда частично из Полинезии, частично из Южной Америки, возможно из Перу. Для того, чтобы доказать эту теорию, Хейердал вместе с несколькими энтузиастами проплыл от берегов Перу до острова Пасхи на самодельном плоту «Кон-Тики» в 1947 году. Современные археологи на основании лингвистических, ботанических и антропометрических исследований утверждают, что люди пришли сюда с островов Маркизы или Питкэрн. Существует третья теория, сама свежая, по которой близ Таити исчезло в 1536 испанское судно «Сан Лесмемс». Возможно, остров Пасхи был заселен потерявшейся командой басков. Кстати, генетическое тестирование показало присутствие баскских генов в крови островитян, так что ученым еще предстоит решить эту загадку.

В большинстве своем берега острова Пасха скалисты и обрывисты, усеяны осколками остроконечных скал, о которые шумно разбиваются волны. Но пляж Анакена выгодно отличается от других прибрежных мест острова Пасхи. Этот один из немногих пляжей, где официально разрешено купаться.

Анакена привлекает туристов своим песчаным берегом и пологим входом в море. Но главным украшением пляжа является его история.Раньше в Анакене располагалась резиденция верховного вождя Рапа Нуи. В память о том времени рядом с пляжем находятся 2 постамента со статуями. На одном из них стоят 7 самых изящных на острове фигур моаи. Чаще всего туристы приезжают сюда на весь день, поэтому рядом с пляжем есть несколько уютных кафе и парковка.

Вулкан Рано-Кау

Остров Пасхи самый удаленный и таинственный остров на Земле. Считается, что этот остров вулканического происхождения. Почва здесь образовалась в результате эрозии склонов многочисленных вулканов, каждый из которых по-своему особенный.

Например, Рано-Кау - единственный активный щитовидный вулкан на острове. По форме вулкан похож на пологий щит с большим кратером, где находятся 7 озёр. Он был активен в течение 300 лет и «уснул» в конце 1911 года.

В настоящее время на вершине вулкана проводят экскурсии. Добраться туда можно пешком (около двух часов) или прибегнуть к услугам такси. При желании вулкан Рано Кау можно обойти по гребню кратера вокруг, однако большая часть туристов довольствуется просто подъемом к кратеру и прогулкой по церемониальной деревне Оронго.

Пуна-Пау

Район Пуна-Пау расположен на северной окраине города Ханга-Роа в юго-западной части чилийского острова Пасхи, затерянного посреди Тихого океана. Это живописное место с зелеными холмами, крутыми тропинками и интересной историей.

В далёком прошлом здесь добывался камень красного цвета. Из него древние мастера вырезали «головные уборы», которыми украшали головы наиболее почитаемых статуй каменных истуканов моаи. Красный туф из Пуна-Пау также использовали для петроглифов.

Близость Пуна-Пау к городу Ханга-Роа дает возможность туристам пешком добраться до этого места и насладиться здесь чистым воздухом, нетронутой природой и наследием древней цивилизации.

Пещера Ана-те-Пау

Ана-Те-Пау представляет собой огромную пещеру с высокими сводами, в которой можно свободно перемещаться. Она расположена в районе Sector Ana Te Pahu на территории Национального парка Рапа-Нуи.

В стороне от пещеры находятся еще две длинные просторные пещеры, которые простираются на несколько метров.

Считается, что в древности эти пещеры использовались как жилище. Там найдены остатки кострища и место, где занимались приготовлением пищи.

Пещера Те-Пау является самой большой на острове. Некоторые туристы заходят в пещеру, чтобы сделать фотографии в надежде на то, что там они найдут красивые виды и сталактиты, но это не так. Пещеры на острове были образованы потоками лавы, и большинство из них до сих пор затоплены водой.

Церемониальная деревня Оронго

Церемониальная деревня Оронго находится в юго-западной части острова Пасха. Ее основателями считают полинезийцев, которые обосновались на этих местах примерно в 300 году нашей эры.

Всего в деревне находятся около пятидесяти каменных домов, а некоторые из них соединены между собой круглыми башнями. Эти башни служили не архитектурной декорацией, а укрепительной мерой. Дело в том, что деревня находится на краю вулкана Рано-Кау и порой кажется, что она вот-вот упадет в воды океана.

Все художественные и архитектурные постройки были созданы этим народом еще тогда, когда он был полностью изолирован от других культур.

Но особое внимание полинезийцы уделяли ритуалам и богам. Именно здесь проводились церемонии, посвященные культу птицы. Молодые мужчины спрыгивали со скалы и плыли наперегонки до ближайшего острова, где им надо было найти священное куриное яйцо. Первый мужчина, нашедший заветное яйцо, считался самым ловким и сильным в деревне, а также получал звание Тангата-ману (человека-птицы) до следующего ритуала.

Гора Маунга Теревака

Гора Маунга Теревака является самой высокой точкой загадочного острова Пасхи, Чили. Её высота составляет около 539 метров над уровнем моря. Стоит заметить, что общая высота горы - более 3.500 метров, однако большая часть скрыта под водой.

Может показаться, что эта высота не столь велика, но нужно помнить, что остров Пасхи по праву носит название самого изолированного населенного острова в мире, до ближайших соседей более 2.000 километров. Восхождение на гору можно смело назвать приятным занятием. Поверхность горы травянистая, пористая, поэтому даже грязь и дождь не будут большой проблемой. Климат на удивительном и единственном, в своем роде, острове Пасхи субтропический, среднегодовая температура около 21 градуса Цельсия, поэтому приезжать сюда можно круглый год.

Ресторан «Au bout du Monde»

Ресторан «Au bout du Monde» расположен в местечке Ханга-Роа на острове Пасхи. В переводе с французского, название заведения означает «В дальнем конце мира». На уютной террасе ресторана можно наблюдать, как вечером солнце заходит за горизонт, озаряя океан багряным светом.

Каждый вечер кроме вторника в ресторане проходят выступления полинезийских танцоров и музыкантов, создающих неповторимую атмосферу праздника и веселья. Ресторан часто арендуют для проведения семинаров или банкетов, также здесь нередки различные творческие мероприятия. Здесь устраивают показы мод, демонстрации посвященных острову Пасхи кинофильмов, дегустации знаменитых чилийских вин.

Недалеко от ресторана расположен небольшой живописный пляж Поко Поко, где можно посидеть на берегу или искупаться в водах Тихого океана.

Самые популярные достопримечательности на Острове Пасхи с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Острова Пасхи на нашем сайте.

Острова Пасхи поражают, удивляют и восхищают. Уснувшие вулканы, малочисленная растительность, безбрежный океан и каменные статуи на побережье из прессованного вулканического пепла в виде человеческой головы с туловищем до пояса и высотой около 20 метров. Некоторые имеют на голове шапки из красного камня.

Острова Пасхи считаются единственным местом в Полинезии, обитатели которого имели свою письменность. Большинство современных учёных утверждают, что письмо местных жителей возникло именно на этом острове и ниоткуда не было завезено.

Как так получилось, что народ, о котором на протяжении долгих тысячелетий никто не знал, не ведал, не слышал, имел настолько развитую цивилизацию, что мог создавать свои летописи, а также статуи такого качества, что они не развалились под жарким тропическим солнцем и смогли сохраниться до наших дней. Тайна острова Пасхи еще полностью не раскрыта.

Как именно появился остров Пасхи – до сих пор до конца непонятно. Учёные выдвигают разные гипотезы – одна невероятнее другой. Например, согласно одной версии, остров Пасхи – это часть Лемурии, которая являлась прародиной всего человечества, и в силу разных причин была затоплена водой. Другая гипотеза говорит о том, что этот остров – это всё, что осталось от знаменитой Атлантиды. Обе версии можно подтвердить мифами островитян о боге Увоке, которого люди рассердили настолько, что он расколол своим огненным посохом землю.

Туристы часто задаются вопросами, где находится остров Пасхи, как добраться и кем он заселен. В любом случае сейчас остров Пасхи принадлежит Чили и считают его самым удалённым от континента населённым островом в мире. До острова Питкэрн, ближайшего к нему места, где живут люди – от него чуть более двух тысяч километров, а до материкового побережья Чили – три с половиной.


Обнаружил и открыл достопримечательности острова Пасхи путешественник из Голландии Якобсон Роггевен в 1722. Поскольку это событие произошло в пасхальное воскресенье, думать над тем, как назвать остров, долго не пришлось. Хотя называют его до сих пор по-разному. Например, Джеймс Кук называл его Теапи или Ваиху. Местные называют его Рапа-Нуи (Великий Рапа) – название полинезийского происхождения, так его назвали мореплаватели с Таити.

Раньше, говоря об острове, туземцы упоминали названия, в переводе с рапануйского означающие – «Пуп Земли» или «Глаза, смотрящие в небо».

Сам остров Пасхи по форме напоминает прямоугольный треугольник со сторонами 16, 18 и 24 км. В углу каждого расположены потухшие вулканы, всегда привлекающие внимание туристов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сам остров вулканического происхождения.

Растительность здесь чрезвычайно скудна. Тропический лес, который раньше покрывал весь остров Пасхи, из-за нерациональной деятельности человека исчез с лица земли, и на данный момент (по утверждению ботаников) на острове насчитывается не более 30 видов растений.

Есть предположения, что несколько столетий назад (в 16-17 вв.) остров был заселен от 10 до 15 тыс. человек. Из-за постоянных войн между собой, процветающего каннибализма, а также постигшей остров экологической катастрофы, ещё до прибытия первых европейцев численность населения сократилась до трёх тысяч. Еще есть версия, что остров был заселен в несколько этапов двумя различными культурами. Одна культура была из Полинезии, другая из Южной Америки, возможно из Перу.


После того как остров Пасхи был обнаружен, часть местных попала в рабство и была вывезена в Перу, часть погибла из-за новых болезней и эпидемий. Когда в 1888 году территория попала под власть Чили, оказалось, что остров Пасхи заселен всего 178 жителями. Согласно последней переписи населения, к 2012 году количество обитателей острова возросло, и на тот момент остров был заселен почти 6 тыс. жителей.

Каменные изваяния

Свою известность остров Пасхи получил прежде всего благодаря древним, загадочным статуям из камня вулканического происхождения, в которых, как верят туземцы, находится сверхъестественная сила их предков. Своеобразные идолы — это еще одна тайна острова Пасхи.

Истуканы острова Пасхи изготавливали на протяжении трёх столетий – с 1200 по 1500 гг. (есть более ранняя дата – четвёртый век, но этой версии придерживаются немногие), после этого их производство резко прекратилось. Исследователи говорят, что всё выглядит так, словно люди столетиями развивали своё мастерство, поставив на конвейер производство и перевозку Моаи из камня – и внезапно в одно мгновение всё бросили и ушли, оставив заготовки изваяний, орудии труда, которые до сих пор можно обнаружить в найденных мастерских, и кинув готовые Моаи валяться вдоль дорог, по которым их спускали на побережье.

Истуканы острова Пасхи имеют высоту около 20 метров и представляют собой человеческую голову (на некоторых «одета» шапка из красного камня) с торсом. При этом смотрят Моаи вглубь острова.

Вопрос о том, каким образом изваяния появились здесь, возник сразу же, как только Джеймс Кук и его команда посетили острова Пасхи и впервые увидели на побережье огромные Моаи из камня, а рядом с ними – туземцев, которые не имели ни инструментов, ни даже собственного жилища и одежды.

Стоит заметить, что эта загадка неразгаданная и поныне, а про то, как они возникли, существует несколько версий.

  1. Огромные статуи острова Пасхи создали представители древних цивилизаций. Если придерживаться теории, что остров Рапа-Нуи – это или остатки Лемурии, или Атлантиды, то вряд ли кого удивит тот факт, что древние мастера, которые находились на чрезвычайно высоком уровне развития, имели возможность создавать шедевры такого уровня.
  2. Инопланетяне. Есть люди, которые придерживаются этой версии, при этом она была даже упомянута в фильме Эриха Деникена «Воспоминания о будущем».
  3. Статуи создали местные обитатели. В кратере одного из вулканов исследователи обнаружили следы мастерской, в которой с помощью каменных топоров и зубил высекали Моаи. На подтверждение этой версии всемирно известный исследователь Тур Хейердал в середине 20 века провел эксперимент – уговорил местных жителей сделать статую. Буквально за пару дней им удалось высечь небольшую фигуру из камня, чрезвычайно напоминающую древнюю скульптуру. После этого они транспортировали её на побережье, раскачивая верёвками и попеременно продвигая вперёд сначала одно, затем – второе плечо.

Полностью загадку статуй путешественнику разгадать не удалось, поскольку этот метод годился только для небольших изваяний, а как передвигали Моаи весом в 50 тонн, так и осталось тайной. Также он не смог понять, каким образом на колоссы одевали шапки, каждая из которых весила около двух тонн.

Как транспортировали колоссы. Версии

Местные жители до сих пор убеждены, что Моаи передвигались самостоятельно. По одной гипотезе, их заставляли двигаться местные жрецы, по другой – оживляла колдунья, жившая возле вулкана. А статуи перестали вытёсывать по банальной причине – каменотесы в тайне от ведьмы съели омара и не угостили колдунью. Та рассердилась и в гневе опрокинула все Моаи, которые в это время успели добраться до побережья.

Есть ещё одна версия, выдвинута уже учёными. Во время специальных исследований было обнаружено, что в то время, как полинезийцы появились на острове Пасхи, здесь были самые настоящие джунгли – росло огромное количество деревьев, кустов и трав, в том числе и пальмы, которых сейчас здесь совсем не осталось. Эти деревья имели около 25 метров высоты, а диаметр их оставлял приблизительно 180 см.

Именно длинные стволы этих пальм, полностью лишённые ветвей, идеально подходили для того, чтобы делать из них огромные пироги и перевозить Моаи в место назначения. Также с помощью деревянных брусьев они могли перемещать Моаи к берегу.

Письменность

Кроме статуй, остров Пасхи известен ещё и тем, что он является единственным островом Полинезии, жители которого имели свою письменность. На специальных деревянных дощечках (кохау ронгоронго) они записывали иероглифами разные легенды, мифы, песни. Некоторые записи сохранились и до наших дней – это 20 дощечек и 11 текстов (некоторые записи повторяются).

Всего на имеющихся табличках обнаружено 14 тыс. иероглифов, на каждой из которых от 2 до 2,3 тыс. изображений.

Дощечки древние жители изготавливали из тёмного блестящего дерева торомиро, после чего вырезали на них изображения ящериц, жаб, черепах, звезд, спиралей и т.п., даже можно распознать человека с крыльями.


Абсолютно все исследователи сходятся в мысли, что письмо это возникло именно здесь – несмотря на то, что оно иероглифическое, от классических знаков оно все же значительно отличается. При этом язык, на котором в прежние времена велись записи, значительно отличается от современного разговорного языка местных жителей. Поэтому, когда учёные попытались расшифровать записи с помощью туземцев, у них ничего не получилось.

Исследователи долгое время бились над разгадкой иероглифов, некоторым даже удалось частично их разгадать, пока американский учёный Стивен Фишер совершенно случайно не сделал открытие. Решив всего лишь собрать полную информацию о неизвестной никому письменности, он смог прочесть написанное и добраться до истины.

Оказалось, что большая часть записей рассказывает о сотворении всего сущего. Выяснилось, что дошедшие до нас таблички не равноценны в плане информационной ценности – 15 из них содержат в себе 85% всех текстов древнего языка, плюс одна – это календарь.

Абсолютно все сохранившиеся таблички расшифровать не удалось, поскольку некоторые из них настолько своеобразны, что расшифровке пока не поддаются. А потому исследования древней цивилизации однозначно ещё не закончены, и история острова Пасхи еще раскроется в полной мере.

Хититеаираги, Рапа-Нуи, Те-Пито-о-те-хенуа, Текаоухангоару - все это другие названия территории, которую мы знаем как остров Пасхи. Для большинства людей остров Пасхи ассоциируется с чем-то таинственным - и не удивительно: он знаменит огромными каменными статуями, выставленными в ряд вдоль берега. Они смотрят нарисованными глазами в океан, и этот взгляд одновременно жуткий и завораживающий. Один из главных вопросов - как же эти 10-метровые идолы туда попали? - до сих пор остается нерешенным. Туристы стекаются сюда в надежде разгадать тайну, но возвращаются домой обвешанные сувенирами и... без ответа.

Остров Пасхи

Как добраться

Остров Пасхи входит в состав Вальпараисо, одного из регионов Чили . Добраться до острова можно двумя способами, и оба они затратные. Первый - на туристической яхте или круизном судне, которые иногда сюда заходят. Можно отправиться в самостоятельное путешествие и через пару недель зайти в порт.

Второй способ - воздушный, на острове есть аэропорт, принимающий рейсы из столицы Чили Сантьяго , Таити и Лимы . Расписание полетов зависит от времени года: например, с декабря по март рейсы выполняются только один раз в неделю. В остальные месяцы - два раза в неделю. Перелет из Сантьяго длится около 5 часов.

Поиск авиабилетов в город Сантьяго (ближайший а/п к Острову Пасхи)

Транспорт

Все достопримечательности острова находятся недалеко друг от друга, да и сама территория небольшая. На острове Пасхи можно прокатиться на такси, велосипеде или взять автомобиль напрокат. Потеряться на острове почти невозможно, так как здесь всего две дороги.

Средняя стоимость аренды машины составляет от 80 USD в сутки вместе с полным баком бензина. Кстати, заправляться лучше полностью - на острове это будет сделать сложно. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Пляжи острова Пасхи

На острове Пасхи есть несколько пляжей, однако лучше всего выбрать Анакену. Местные жители даже предупреждают, что у них можно купаться только здесь. На песчаном пляже есть несколько кафе, и вообще местный пейзаж чем-то напоминает Черноморское побережье: на пляже стоят лотки с холодной водой, аборигены торгуют сладостями и прочими закусками, в воздухе витает запах шашлыка. Только вместо моря - океан.

Кухня и рестораны

На острове достаточно небольших кафе, где можно недорого перекусить. В меню стоит выбрать блюда из морепродуктов, например суп или стейк из тунца. Вообще, стейки здесь очень хороши - из мяса и рыбы, с картофелем и зеленью. Местное пиво мягкое и очень приятное.

Некоторые ресторанчики построены очень близко к воде. Они стоят на сваях, при этом одну из стен хозяева заведения могут снести, чтобы посетители любовались видом на океан.

Гостиницы острова Пасхи

На острове есть единственный город, где можно остановиться в гостинице, - Ханга-Роа. Большинство туристов отдают предпочтение мини-отелям, а не сетевым операторам, и тем не менее стоимость проживания немаленькая. Дело в том, что многие товары на остров завозятся с материка, что повышает их цену. Самый дорогой отель на острове - Еxplora EN RAPA NUI. Там есть 30 номеров, ресторан с открытой террасой, бар, сувенирный бутик, открытый бассейн, массажный салон, джакузи под открытым небом.

Один из способов заработка для жителей острова - сдача квартир внаем. В аэропорту каждый новый самолет встречает толпа местных жителей, наперебой предлагающих жилье в отелях или в своих домах.

Есть на острове и кемпинг - здесь можно разбить палатку или снять очень простую комнату за небольшие деньги, причем с интернетом. Чтобы попасть в кемпинг, надо найти в аэропорту гида с табличкой Mihinoa - так называется то место, где вы остановитесь.

Магазины

Продажа сувениров - это один из основных источников дохода островитян. В магазинах и лавочках можно купить истуканов разных размеров, от карманных до 2-3-метровых. Главное, чтобы этот кусок дерева вы смогли вывезти из страны к себе на родину. Особой популярностью пользуются статуи «кавакава» - то ли человек, то ли привидение - и, конечно, магнитики, ожерелья, бусы, шляпы, повязки, расшитая обувь.

Развлечения и достопримечательности острова Пасхи

Моаи

Каменные моаи вырезаны из окаменевшего вулканического пепла. Это стилизованные человеческие фигуры на коротких туловищах и с вытянутыми головами. Вес каждого из идолов достигает почти 20 тонн. По поверьям местных жителей, в них заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи - Хоту Матуа.

Моаи стоят вдоль побережья и смотрят на остров. Об истории их возникновения написаны сотни книг, сняты фильмы, а разгадки до сих пор нет. Кто-то считает, что их принесли на остров инопланетяне, другие уверены, что такие статуи могли сделать только люди-гиганты метра по 3-4 ростом. Еще одна версия - эти истуканы сами пришли на остров, но впоследствии разучились ходить и остались здесь навечно. Всего на острове около 900 статуй, большая часть находится возле вулкана Рано-Рараку.

Вулканы

Кратеры вулканов Рано-Кау и Рано-Рараку - еще одна достопримечательность острова Пасхи. Именно из остатков Рано-Рараку и были сделаны моаи. В котловане этого вулкана разбросаны недоделанные статуи. Внутри Рано-Кау захватывающий дух вид - кратер наполнен дождевой водой, покрытой островками травы, а в этом гигантском озере отражается небо.

Деревня Оронго

Церемониальная деревня Оронго расположена на краю кратера Рано-Кау. Здесь когда-то проводились церемонии, посвященные птицечеловеку. В деревне можно найти много булыжников, на которых высечены изображения бога Маке-Маке и птицечеловека.

Церковь Ханга Роа

Это католическая церковь, известная резьбой по дереву. Глядя на нее, кажется, что само здание вырезано из древесины. Здесь занимаются ремесленники, а по воскресеньям проходят музыкальные службы.

5 вещей, которые необходимо сделать на острове Пасхи:

  1. В конце января - начале февраля посетить уникальный фестиваль «Тапати», аналогов которому наверняка нет в мире. Он проходит в конце января или в начале февраля. «Тапати» - это срез культуры острова Пасхи, причем не экспортный вариант, а самый настоящий. Аборигены поют, танцуют и меряются силой.
  2. Взойти на церемониальную площадку Те-Пито-те-хенуа, название которой в переводе с рапануйского означает «пуп земли».
  3. Устроить в пальмовых рощах бухты Анакена романтичный пикник.
  4. Придумать свою легенду про моаи - а после рассказать ее местным жителям. Они обожают слушать версии о том, каким образом на Пасхе появились статуи. Вас внимательно выслушают, может быть, запишут вашу историю, если она будет уникальной, и поместят в собрание сочинений туристов.
  5. Наведаться в деревушку Оронго и увидеть многочисленные петроглифы с изображениями птицечеловеков и бога Маке-Маке. Кстати, на этом острове была изобретена своя письменность - ронго-ронго, которая до сих пор не расшифрована.

Уникальность острова Пасхи проявляется в неоднозначном мнении о нем. То есть, с одной стороны, люди знают о данном месте всё, с другой, одновременно ничего. Его загадочные статуи, образованные из камня, до сих пор являются безмолвными свидетелями древней и непознанной культуры. Но кто и как мог создать эти монументальные изваяния из скал?

Немного географии. В юго-восточной части Тихого океана, между Чили и Tаити, располагается остров Пасхи (рис 1). Местные туземцы его окрестили - Рапануи или Рапа-Нуи (Rapa Nui). Пасха является самым отдаленным островом на земном шаре. Расстояние до близлежащего отрезка суши на западе составляет две тысячи девяносто два километра, а на востоке - две тысячи девятьсот семьдесят один километр. Он образован в форме треугольника, на каждом краю которого находятся потухшие вулканы.

Площадь острова около ста шестидесяти километров квадратных. Остров Пасхи признан наивысшей точкой над уровнем океана. Он находится на огромной возвышенности, которая получила название Восточно-Тихоокеанская возвышенность Ввиду этого еще Тур Хейердал писал, что ближайшая суша, которую видят местные жители, это Луна.

Столица острова, а также и его единственный город, - это город Анга-Роа. У острова имеется свой флаг (рис. 3) и свой герб (рис. 4).

Что интересно, остров Пасхи имеет/имел несколько названий: Ваиху, Мата-ки-те-Раги, остров Сан-Карлос, Рапануи, Теапи, Текаоухангоару, Те-Пито-о-те-хенуа, Хититеаираги, остров Пасхи.

Некоторые легенды утверждают, что остров Пасхи когда-то был составляющей одной большой страны (многие считают его уцелевшей частью Атлантиды). Это выглядит довольно правдоподобно, так как сегодня на Пасхе обнаружено множество доказательств, подтверждающих эти легенды: на острове есть дороги, ведущие прямо в океан, вырыто большое количество подземных тоннелей, берущих начало в местных пещерах и прокладывающих путь в неизвестном направлении, а также другие не менее значимые сведения и удивительные находки.

Интересные данные о подводных исследованиях дна океана возле острова Пасхи приводит австралиец Говард Тирлорен, прибывший сюда вместе с Кусто. Он рассказывал, что прибыв сюда в 1978 г, они достаточно детально изучили дно вокруг острова. Любой, кто опускался вниз в батискафе, подтвердит, что горы под водой, даже на маленькой глубине, отличаются достаточно необычным видом: в некоторых из них даже были проделаны отверстия, напоминавшие разъемы для окон. А однажды Жак-Ив Кусто нашел одну незнакомую глубоководную впадину по близости, куда после он нырял еще трое суток. Когда вернулся, он захотел исследовать данную впадину еще более скрупулезно. У Кусто не получилось рассмотреть что-либо в полной мере, но по его словам на дне виднеются силуэты стен, образующие что-то вроде участка большого города. Однако из-за людей, служащих в политической полиции ДИНА, которую курировал сам Пиночет, ничего не вышло. Как утверждает Тирлорен, их заставили завизировать документы о неразглашении информации, а также потребовали остановить исследования, поэтому все работы были прекращены. Но что необычного может находиться в этой впадине? Почему чилийская госбезопасность так боится ученых – осталось загадкой. После режима Пиночета этот вопрос был поднят вновь, но безрезультатно. Таким образом, данный факт не исключает предположения о том, что значительная часть острова Пасхи затонула во время какой-то катастрофы.

В 1973–1977 годах несколько американских океанологов проводили изучение океанических впадин вблизи о.Пасхи, а именно возле хребта Сала-и-Гомес. В итоге они обнаружили шестьдесят пять подводных вершин и согласились с гипотезой о существовании неизвестного архипелага, который находился в этом районе десятки тысяч лет назад, а потом опустился в воду. Но все последующие исследования без весомой причины были заморожены по требованию правительства Чили. «Остров загадок» до сих пор не дает возможности разгадать его тайну.

Полученные геофизические сведения утверждают, что побережье Юго-Восточной Азии медленными темпами опускается в океан. Может быть это оседание когда-то происходило быстрее и в один момент, подобно Атлантиде, он углубился в пучины океана, включая Пацифиду с ее огромным населением и самобытной культурой, следы которой до сих пор обнаруживают на острове Пасхи? А различные таблички с надписями и памятники искусства – ни что иное как сохранившееся доказательство древней исчезнувшей цивилизации? Ведь, по показаниям первого основавшегося жителя на острове Пасхи - Эйро, во всех постройках помещены деревянные дощечки или палки, содержащие какие-то иероглифы и символы. В основном, это образы неизвестных животных, которые туземцы и по сей день продолжают рисовать при помощи камней. Каждое изображение имеет свое обозначение; но ввиду того, что они изготовляют такие изделия в очень редких случаях, это наводит на мысль, что эти иероглифы представляют собой лишь остатки древней письменности. То есть туземцы лишь пытаются следовать давним обычаям, не стараясь при этом найти в этом какой-то смысл.

Макмиллан Браун в своих исследованиях даже попробовал выяснить примерную дату гибели Пацифиды. На его взгляд, это явление могло произойти в интервале между 1687 годом, когда английский моряк Дэвис рассмотрел в районе острова Пасхи большой уступ, и 1722 годом, когда адмирал Роггевен не отыскал в этом месте ничего за исключением небольшого островка. О случившемся катаклизме свидетельствовали не только неожиданно остановившиеся работы в каменоломнях на Рано-Рараку. Во многих зонах острова Пасхи вымощены просторные дороги, которые заканчиваются в океане. Не означает ли это, что эти пути заканчиваются глубоко под водой? Может на морском дне вполне реально обнаружить новые доказательства утерянной культуры?

Имеется одно но, которое полностью разрушает данную гипотезу, и это - вопрос хронологии. В какой момент суша в Тихом океане начала опускаться? Триста лет назад или три тысячи, или, возможно даже, триста тысяч? Или же эта цифра исчисляется миллионами? Геологические и геофизические данные свидетельствуют о том, что углубление суши и крушение Пацифиды случилось как раз в древний период. Фауна и флора таких островов, как Галапагос, Новая Зеландия, Фиджи, образовались из материка, однако множество столетий назад они являлись составляющей одного огромного континента. Это обусловило нахождения здесь ископаемых, которые давно исчезли и нигде на земном шаре больше не встречаются. Точно также в один момент австралийский континент откололся от Азии. Погружение суши в месте нахождения острова Пасхи не происходило с того древнего периода.

Геологические и океанографические исследования возле Пасхи, проводимые Чаббом, подтвердили тот факт, что он не понизился ни на миллиметр, и в то время, когда воздвигались монументы, линия побережья была так же устойчива, как и сегодня. Этот довод повторила и шведская экспедиция, которая установила геологическую стабильность острова, которая продолжается не менее миллиона лет.

Изучая вопрос возникновения самого острова, у автора сложилось впечатление, что многие научные деятели ставят цель не разобраться или выявить истину, а преследуют цель отстоять именно свою точку зрения, доказать то, что выгодно именно им. Либо, двигаясь в абсолютно беспристрастном поиске, сталкиваются с постулатами, которые на данный момент навязаны обществу, как официальные, но при малейшей проверке трещат по швам. Это заставляет разворачивать свои исследования с прямого пути на тернистые прямые официальных дебрей. Не сложно обратить внимание на тот факт, что большинство исследователей оценивают доступные артефакты только с точки зрения доминирования материи над духовностью, и никак иначе.

В процессе изучения темы возник ряд вопросов. Почему ученые, сталкиваясь с необъяснимыми археологическими артефактами и одновременно с таким же непонятным поведением органов власти, которые в открытую запрещают исследования, не бьют тревогу всеми возможными способами и не пытаются донести до общественности очевидные вещи? Почему не строят гипотезы, в которых было бы место всем находкам и фактам, а не только удобным или понятным? Как можно порой додумывать теории, чтобы они не казались общественности сырыми? Неужели им не интересно узнать о прошлом своей планеты, или просто нет свободного времени ввиду бытовых проблем? Кому же на самом деле понадобилось на крошечном островке посреди океана строить многотонные статуи, расставлять их по периметру острова лицом в океан, расписывать орнаментами и узорами? Что было такого в их письменности, что когда ее увидели первые европейцы, побывавшие на острове, стали спешно искоренять ее из местного населения, да так, что уже через сорок лет практически никто из рапануйцев не мог не только писать, но и читать принадлежавшие им домашние таблички? Можно возразить, что это было случайно и вообще очень давно был этот ХVIII-й век, хорошо, но почему же сейчас не ведутся раскопки и исследования на государственном уровне? Почему если сейчас подойти к статуе за ограждение, человеку будет грозить тюрьма? И почему ЮНЕСКО запретило раскопки и исследование подземной части статуй? Еще одним любопытным фактом является то, что практически все современные исследователи самобытной культуры острова Пасхи утверждают о невозможности узнать ее истинного значения или расшифровать письменность, а все, что прочитано – это обычные бытовые тексты.

Народ, истребленный за полвека.

Спустя полсотни лет, в 1722 году, на острове Пасхи побывали англичанин Джеймс Кук и француз Лаперуз. С тех пор обстановка сильно поменялась. Множество равнин было покинуто. Когда-то полнощекие жители прозябали в бедности, а наполненные величием статуи почти все были свалены и валялись на земле. Древний культ был вычеркнут из памяти. От знаменитой расы «длинноухих» осталось всего несколько представителей, вероятнее всего, их гибель связана с соперниками - "короткоухими", которые не только уничтожили племя, но и присущую им культуру. В результате произошедших событий на острове Пасхи завершилась целая эпоха, продлившаяся не одно столетие, а возможно, и тысячелетие. Что это был за период, так и осталось неразгаданной тайной для многих. Роггевен и его помощники не смогли разузнать о ней практически ничего. Капитан Кук, Лаперуз и испанцы, обнаружившие этот остров во второй половине 18 века, не проявляли любопытства по поводу древних артефактов, они разыскивали только новые территории, которые можно осваивать и использовать в качестве колоний. К тому времени, когда у европейских исследователей наконец-то проснулся интерес к культурному наследию других народов, на острове Пасхи остались лишь безмолвные свидетели его величественного прошлого - это огромные и захватывающие дух статуи. Теперь они скинуты со своих оснований, на краю кратера оказалось только заброшенное капище и несколько странных деревянных табличек с неизвестными иероглифами. Количество местных жителей уменьшалась не только из-за непрекращающихся междоусобных войн. В 1862 г сюда ворвались работорговцы из Перу, они захватили в плен и вывезли около девятисот человек, в том числе последнего короля. Пленников направили добывать удобрения в пустыне Атакама. Позже еще триста обитателей острова были пленены и высланы на Таити для тяжелого труда на плантациях. Когда же на Пасхе началась показная война, устроенная Дютру-Борнье по просьбе одной французской компании, с него бежали оставшиеся жители и обитавшие миссионеры. Впоследствии они перешли на архипелаг Гамбье, находящийся в более западном направлении. Таким образом, население острова за пятнадцать лет уменьшилось с двух с половиной тысяч до ста одиннадцати человек! Поэтому те немногие люди, которые решили остаться, уже ничего не помнили о вековых обычаях своих праотцов.

Интересное о жителях острова (рис. 6). По мнению Е.П.Блаватской, разноцветная кожа местных аборигенов свидетельствует о том, что на острове Пасхи перемешались разные народы, к которым можно отнести лемурийцев (третья потомственная раса) и антлантов (четвёртая потомственная раса). Эти сведения содержатся в Тайной Доктрине Елены Петровны Блаватской, где остров Пасхи упоминается как место обитания одних из самых ранних поколений третьей расы. Неожиданное извержение вулкана и поднятие океанского дна потопили ее вместе со всеми монументами и культурой. При этом остров остался нетронутым, как доказательство существования Лемурии. Есть и иная трактовка - территория Пасхи была оккупирована несколькими атлантами, которые убегая от катаклизма, произошедшего в их местности, поселились на оставшейся части Лемурии, но ненадолго, так как она впоследствии была уничтожена извержением вулкана и обрушившейся лавой. Таким образом, становится понятно, что на данной территории перемешались предки чёрных лемурийцев, а также краснокожих и светлокожих атлантов.

Удар, который уничтожил культуру древнего народа.

Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:

Карьер Рано Рараку;
святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.

При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.

Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.

Птице-человек.

Как гласят древние легенды, раз в год жрецы обращались к Богу с просьбой избрать нового птице-человека. Выбранный на эту роль мужчина должен был организовать группу из нескольких парней и направиться вместе с ними в каменные жилища и пещеры Рано Као. Оказавшись там, они выжидали (порой не один месяц), пока обитающие на острове чайки не отложат яйца на скале, которая находится на расстоянии в несколько сотен футов от побережья. Тогда группа, плывя по воде, направлялась к скале, именовавшейся Мотунуи. Первый прибывший человек сразу должен был приступать к поиску яйца, затем обмыть его и в целости принести на остров. Сделав это, он, наполненный гордостью, отдавал яйцо вождю племени, который, начиная с этого момента, приобретал статус птице-человека. Сжимая его в ладони, глава племени пританцовывая проходил весь южный берег острова, пока не попадал в Рано Рараку. В этом месте вождь должен был прожить целых двенадцать месяцев рядом с каменными обитателями на Рапануи. Обитал он там совершенно один, проводя время в молитвах и медитациях. Для остальных рапануйцев это место было запретным, ибо там обосновались покои уважаемого господина. Основным божеством этой диковинной религии был Маке-Маке. При этом он не имеет сходства ни с известным нам Богом творцом, ни Создателем всей Вселенной. Он, его соратник - повелитель чаек и три божества - попечители яиц и будущих потомков, требовали приношения человеческих жертв. Возможно, что когда-то давно на острове вполне могло существовать и людоедство.

Если внимательно изучить легенду о птице-человеке и сопоставить с исконными знаниями, то вырисовывается вполне ясная логичная картина. Предположим, что в отличие от нашей цивилизации, древние жители острова Пасхи имели не материалистическое восприятие, а жили с преобладанием духовных ценностей. Может из-за этого кому-то из европейцев и понадобилось так спешно уничтожать их культуру?

Тогда получается, что избрание очередного птице-человека (птица – символ передней сущности) – это не что иное, как выбор самой духовно-развитой личности для выполнения важных задач (управление климатом, погодой, сейсмической активностью, возможно даже решение планетарных задач). Для этого он и набирал группу юношей для образования круга силы. В таком случае логично предположить, чем они занимались, находясь вместе в пещере – они учились, занимались усиленно духовными практиками, духовным саморазвитием, самораскрытием. Когда группа была готова, назначалось что-то вроде экзамена или проверки на владение определенными свойствами, связанными с пониманием устройства мира (символ – мировое яйцо). После чего этот птице-человек приступал к работе с крупнейшим аху Рано Рараку. Это подтверждают символы, нанесенные на многих статуях, возможно, стоит более внимательно присмотреться к ним для изучения знаков, с которыми работал птице-человек.

Связь между поклонением птице-человеку и массивными каменными истуканами доказывают изображения, начерченные на спинах у большинства статуй. На этих рисунках запечатлены скелеты, призраки, божества, но наиболее часто - птице-человек. В 1722 г. культ поклонения полубожеству и огромным изваяниям пропагандировался по полной, но после высадки на Рапануи племени «короткоухих» все кардинально изменилось. В поверьях рассказывается о нескольких лодках большого размера, на которых находилось около трехсот мужчин и, скорей всего, столько же женщин. Ученые считают, что они сбежали с островов Рапаити после начала страшной гражданской войны или испепеляющей засухи.

Из книги АллатРа :

Анастасия: Ещё несколько слов по поводу острова Пасхи. У местного населения сохранились поверья, что церемониальные платформы («аху»), на которых находятся некоторые каменные статуи, являются связующим звеном между видимыми и невидимыми (потусторонними) мирами, что в самих каменных статуях («моаи») содержится сверхъестественная сила предков. Последняя по поверьям якобы способна регулировать природные явления и, соответственно, приводить к благоприятному итогу - процветанию народа...

Ригден: Да ничего там сверхъестественного нет. Просто когда-то здесь жили люди, которые знали, как и для чего нужно активировать некоторые знаки. Если бы их потомки не утратили знания, которые им давались, то ныне живущие на том острове больше бы понимали и себя, и элементарную связь с иными мирами. Обычно для летописи, в качестве передачи знаний и легенд потомкам, знающие люди наносили знаки на каменные изваяния, а себя зачастую украшали соответствующими татуировками, которые имели особый символический смысл. Для несведущих людей это были рисунки, которые ровным счётом ничего не значили, но внушали уважение и страх перед тем, кто по их мнению «наверное, знал что-то особенное». Позже, конечно, пошло обыкновенное подражание.

Анастасия: Да, но на каменных головах и платформах, которые находятся на острове Пасхи, нет знаков.

Ригден: А кто сказал, что эти головы не имеют продолжения? Да пусть копают глубже в тех местах, тогда может и найдут то, что сокрыто от их глаз. Но вопрос не в этом. Даже если люди и найдут что-то интересное по знакам и символам, что они будут с этим делать? При доминации материального мышления и отсутствии Знаний в лучшем случае устроят сенсацию в СМИ, дабы привлечь на остров побольше туристов и заработать денег. Вот и всё. Знания ценны для духовно ищущего только тогда, когда ими можно воспользоваться и усовершенствовать себя, оказать духовную помощь другим людям. (страница 443)

Письмо и символы.

Надо сказать, что культура островитян не умерла вместе с ними. Наряду с поклонением птице-человеку и массивным истуканам, племя «длинноухих» также обладало навыками письма. Поэтому естественно, что у «короткоухих» получилось воспользоваться ими. В первой половине XIX века править на острове остался последний из грамотных арики, его именовали Нгаара, он был белокожий и маленького роста. Правитель накопил целое хранилище символических табличек с иероглифами, а также преподавал в школе особенности священного письма ронго-ронго. На обучение ему предоставляли лишь нескольких избранных, для остальных обитателей острова это был строжайший запрет. Они не имели права даже прикоснуться к этим табличкам. А тем, кого все-таки допустили к познанию алфавита ронго-ронго, который включал нескольких сотен знаков, предстояла еще одна проверка. Они в первую очередь должны были подловчиться скручивать веревочные узлы и силуэты, подходящие к данным иероглифам. О схожих испытаниях также известно и во многих других уголках планеты.

Из книги АллатРа :

«Анастасия: Важность некоторых знаков, на мой взгляд, доказывает ещё один факт своеобразной «охоты» за ними. Взять, например, историю о древней письменности острова Пасхи. В той местности знание о знаках и символах, впрочем, как и их употребление в письменности, исчезло совсем недавно, в середине XIX века, когда на остров ворвалась «Западная цивилизация» в виде людей, приплывших на голландских и испанских кораблях. О необычной письменности острова миру поведал побывавший там католический миссионер. Жители острова Пасхи вели свои записи особыми знаками на деревянных дощечках, которые были почти в каждом доме. Но, открыв европейцам знаки острова Пасхи, этот миссионер и его последователи в то же время сделали всё, чтобы эту письменность уничтожить, сжечь как языческую ересь. И что осталось сейчас от этой совсем недавно существовавшей культуры? Несколько сот огромных скульптур-голов высотой с многоэтажный дом и весом от двадцати тон, раскиданных по всему острову Пасхи, да пара десятков дощечек - памятников письменности, которые чудом сохранились, а также посох и нагрудное украшение с письменами. Причём последние разбросаны по различным музеям мира. Такое впечатление, что мировые жрецы, узнав об этих знаках и символах, сделали всё, чтобы их уничтожить, даже несмотря на то, что это и так были уже фактически жалкие остатки когда-то былых знаний.»

Ригден: Ну так, Архонты не спят, они действуют. Уж кто-кто, а они понимают, что такое знаки и тем более, что такое активированный знак в работе. (страница 439)

У первобытных поселенцев Океании, где устоявшиеся привычки и традиции не потеряли своего истинного значения, узелковая магия получила особенно большое распространение. Об этом можно прочитать и в сто тринадцатой суре Корана. Его современные интерпретаторы объясняют данный факт как колдовство. В давних же разъяснениях, наоборот, считается, что упоминание узлов в Коране означает волшебниц, которые вяжут магические фигурки, после дуют на них и проговаривают заклинания, что способствует притяжению зла. При этом в Аравии такие вещи считались вполне обычными в доисламский период. Но сегодня уже нельзя найти ни христианина, ни араба, который бы что-нибудь понимал в "шнурковом колдовстве". Но в тех регионах, где традиционные верования не вытеснили поклонения божествам, а также старинные и мистические обычаи, люди до сих пор вяжут магические узелки, которые часто складываются в довольно сложные конфигурации. Это заведено у таких народов, как:

  • эскимосы;
  • индейцы Северной, Центральной и Южной Америки;
  • все африканские народы;
  • островные племена Океании;
  • исконные жители Австралии и Восточной Азии, в том числе Японии.

В большинстве случаев, различные веревочные фигуры делаются для забавы. Но в тоже время нередко можно услышать, как аборигены, вытягивая на пальцах связанный силуэт из шнурка, проговаривают старинные слова с магическим смыслом. Особенно такое колдовство развито на обособленных территориях Меланезийского архипелага, Микронезии, Полинезии, а также у американских индейцев.

На нынешний момент ученым знакомо около трех с половиной тысяч подобных фигур. Материалом для их изготовления служит обычная веревка, концы которой обвязываются, или сплетенный шнурок из синтетики. В далекие времена племена для получения магических узоров использовали вены животных, кишечные волокна, соединенные или скрученные растительные нити, а иногда даже длинные локоны человеческих волос.

Иногда случается, что ритуал основан на поклонении духам и мистическим существам. Так, например, эскимосы убеждены в существовании души в связанных фигурах и чрезмерно ее страшатся, так как, по их мнению, она может представлять опасность для их жизни. Если кто-то слишком долго забавляется веревочками или занимается этим в недозволенное время, то перед жилищем слышны свойственное шуршание, а в этот момент внутри палатки свет лампы начинает медленно угасать. И только осведомленные понимают, что так надвигается дух связанных фигур. В свое время он удалил из своего высохшего тела внутренности и теперь сам занимается вязанием из обезвоженных кишок. Этот процесс сопровождается звуком, похожим на шелест бумаги.

Любопытным является факт, что индейцы из племени Навахо, обосновавшиеся на северо-западе Соединенных Штатов Америки, убеждены, что вязание узелков возникло еще в глубокой древности при помощи племени людей-пауков, а они уже впоследствии обучили этому ремеслу остальных людей. Большое количество народов связывают фигуры из шнурков, чтобы после передать в дар своим божествам. А вот обитатели островов Гилберта в Микронезии уверены, что подобные силуэты появились еще в момент сотворения мира.

Дар, дающий проход в другой мир.

Как гласит одно поверье: «Когда при возникновении жизни небеса были отсечены от земли, полубог поднялся и, в то время как небо постепенно "возвышаться", он связал один за другим одиннадцать узелков». На островах Гилберта они знакомы и сегодня, и у читы Мауде даже получилось запечатлеть десять штук.

Наводящие знаки.

Становится понятно, почему у ученых по сей день не получается растолковать старинные записи, носящие в большей степени символический характер, нежели алфавитный, тем более если учесть, что они сохранились лишь частично. Эти символы, поддавшиеся забвению, объясняют реальные детали и загадки намного более древней культуры. Сейчас изучены только двадцать уцелевших посланий. Они находятся в музеях Германии, Бельгии, Чили, США, России, Англии, а также Австрии.

Если не принимать во внимание толкование Хаусена, в котором существует расшифровка приблизительно пятисот знаков, значение иероглифов ронго-ронго так и не раскрыто до сих пор. При этом они провоцируют интересные умозаключения. Аналогичные письмена были распространены у уроженцев северо-западной Индии в IV тысячелетии до нашей эры. Впоследствии их культура также исчезла. Отдельные историки считают, что определенные составляющие этой культуры, включая письменность, попали в Полинезию где-то во II тысячелетии до нашей эры. Затем племя «длинноухих» распространило их на остров Рапануи, где те покоились на протяжении многих столетий, а возможно и тысячелетий. Это продолжалось до тех пор, пока гибель знающих людей и жрецов не обусловила появление неразгаданной тайны для нынешних исследователей.

Любой фигуре, сплетенной из веревок, подходила определенная мелодия, которую необходимо было вызубрить, а также некий знак-рисунок. Эти иероглифы не являлись буквами или словосочетаниями, но при этом отображали какие-то понятия и важные мысли. Их получали при помощи зубила из вулканического стекла или вытачивали зубом акулы. Каждая строчка делалась снизу вверх. При этом самую нижнюю прорисовывали слева направо, а уже следующую наоборот. Кроме того, знаки чертились верх ногами в каждой четной строке. Такой своеобразной письменности ученые дали название бустрофедоном. Однако в мировой словесности такой способ встречается крайне редко. Загадочная письменность оставалась долгое время неизвестной. Поэтому европейцы не сразу смогли о ней узнать. Первые сведения о ней всплыли только в 1817 году, когда их детальным изучением занялся Тепано Хаусен. Он весьма поразился, когда понял, что только небольшое число грамотных островитян могут читать тексты, написанные на табличках, но при этом их суть они пересказывают своими словами, используя знаки исключительно в качестве подсказки. Информация, всплывающая из подсказок, была выучена наизусть, но каждый ее усвоил по-своему.

Вот интересный момент из Википедии, который четко показывает, как архонты через своих людей, в данном случае священников, выкорчевывали культуру Ронго-ронго. Томсону рассказали об одном старике по имени Уре Ва’е Ико. Тот уверял, что понимает большую часть знаков, так как брал уроки чтения. Он был главным у последнего короля из династии монархов - Нга’ары, обладавшего способностью читать, по меньшей мере, один выученный текст и воспроизводить много песен, однако при этом не умевшего писать на ронго-ронго. Узнав это, Томсон стал задаривать старика различными подарками и монетами в надежде на то, что тот расскажет, о чем написано в табличках. Но Уре Ва’е Ико не согласился, так как ему не разрешили делать это христианские священники, запугав его смертью. После этого он сбежал. Однако позже Томсон сделал фотографии таинственных табличек и с большими усилиями уговорил старика воспроизвести текст, написанный на них. Пока Уре рассказывал, Александр Сэлмон записывал всю информацию под диктовку, а немного времени спустя перевел ее на английский язык.

Таинственная тетрадь.

Как-то раз Тур Хейердал решил навестить на острове Пасхи одну лачугу. Владелец хижины утверждал, что у него есть некая тетрадь, написанная еще его дедом, который был в курсе тайны кохау ронго-ронго. В ней отображены основные иероглифы древней письменности, а также расшифровка их значения, обозначенная латинскими буквами. Но когда тетрадь попробовал изучить ученый, Эстебан незамедлительно ее скрыл. В скором времени после этого события свидетели утверждают, что видели, как он в небольшой лодке уплывал к острову Таити. Вероятней всего, тетрадь тоже была с ним. С тех пор об Эстебане никто ничего не слышал. Поэтому что стало с тетрадью также не понятно.

Как-то раз миссионеры заметили удивительное сходство письменности, существовавшей на острове Пасхи с иероглифами Древнего Египта. При этом оказалось, что сто семьдесят пять знаков кохау ронго-ронго абсолютно идентичны с начертаниями Индостана. А их сходство с древнекитайской письменностью установил австрийский археолог Роберт Тельдерн в 1951 году. Американские и немецкие ученые убеждены, что когда-то существовавшая в Полинезии письменность чудом не потерялась и осталась на острове Пасхи.

Необычная традиция туземцев добиваться отвисающих мочек ушей свидетельствует о почитании возможностей острого слуха, который в свое время был основным достоинством лемурийцев. Именно они могли улавливать такие звуки, которые для современного человека абсолютно непостижимы.

О таком удивительном слухе еще упоминалось в книге "Фрагменты забытой истории". Там утверждалось, что такие физические данные возникали благодаря совершенствованию духа. Им были доступны звуки, которые мы слышать не способны, и в этом было их счастье. Именно в качестве почитания такого дара предшествующие поколения лемурийцев награждали себя отвисающими мочками ушей. Таким образом они хотели походить на своих дальних предков.

Создание скульптур во славу богов.

Беренс любил рассказывать о богатой растительности острова Пасхи, а также об огромных урожаях овощей и фруктов, которые собирали каждый год. Когда он описывал местных обитателей, то писал следующее: "Всегда бодрые, хорошего телосложения, великолепные бегуны, дружелюбные, но чрезвычайно пугливые. Практически каждый из них, принеся дары, спешно выкидывал их на землю и тут же убегал, что есть силы". Что касается цвета кожи, то она имеет разные оттенки - среди них встречаются как чернокожие, так и совершенно белые обитатели, кроме того, есть даже краснокожие, отчего складывается ощущение, что они обгорели на солнце. Их уши имеют большую длину и нередко доходят до плеч. У некоторых, в качестве украшения, в мочки вдеты небольшие белые бруски.

По некоторым утверждениям, удивительные способности рапануйцев – это воля богов. Они их сделали такими, чтобы они могли отвечать за ту часть света, к которой полностью развернуты. Жители острова подтверждали, что их предки когда-то давно занимались возведением известных ныне монументов, так как обладали огромной силой. Однако сейчас это не разрешается осуществлять. Услышав такую версию, Джеймс Кук не захотел в это верить и даже сформулировал ключевые загадки острова - каким образом могли возникнуть истуканы и почему они не появляются сейчас.

Однако островитяне это предложение не поддерживают и рассказывают о птице-людях, то есть божествах, которые спустились на землю, установили и унеслись обратно. В качестве доказательства этой версии выступают найденные на острове изображения людей с крыльями.

Таким образом, рапануйская культура уже давно будоражит умы исследователей своей необычностью и загадочностью. Ее посланники создали уникальные каменные монументы, что свидетельствует о высоком уровне развития данной цивилизации. Все статуи появились между 1250 и 1500 годами. Их известная численность на сегодняшний день составляет восемьсот восемьдесят семь истуканов. При этом о самих жителях острова Пасхи практически ничего неизвестно. Ведь в момент его открытия европейцами в 18 веке была обнаружена отсталая раса, которая никак не могла сделать подобные монументы. Когда же остров был захвачен работорговцами в 19 веке, последние остатки цивилизации были погребены.

В статье, которая была изложена в журнале «Antiquity», археологи изложили детальный обзор наконечников, обнаруженных в больших количествах практически во всех частях острова. Согласно проведенному анализу, они являются абсолютно непригодными для военных действий. Этот вывод обусловлен тем, что главной целью хорошего оружия является убийство врага, а копьями с острова можно разве что ранить человека, но не смертельно. Поэтому, вероятней всего, данные наконечники служили местным жителям в качестве инструментов для обработки земли, пищи и нанесения на тело различных татуировок. Также нет никаких свидетельств масштабных и кровавых войн на острове. Так что можно утверждать, что гибель древней культуры обусловлена, скорей всего, недостатком ресурсов и преобразованием хозяйственного уклада. Теоретически, возрождение цивилизации было весьма возможным, но этому помешали прибывшие европейцы.

Результаты исследований.

Ознакомившись с материалами разных исследователей, ученых, просто ищущих людей, сложилось впечатление, что интерес к острову есть, но катастрофическая нехватка истинной информации приводит изучающего либо в дебри стройных стандартных теорий, либо к заключению, что правду мы никогда не узнаем.

Итак, что удалось выяснить:

1. Есть на острове несколько видов моаи (статуй), одни недавно поставленные на постаменты, другие разбросаны по острову, третьи закопаны частично в землю, некоторые очень глубоко.

2. Также эти статуи отличаются по размеру и внешнему виду, видимо изготавливались в разное время.

3. На данный момент официальная наука говорит о том, что Моаи были созданы примерно 1200-1400 лет н.э. А те, что находятся в земле по плечи, просто со временем занесло грунтом. Это же сколько времени надо природе, чтобы поднять уровень почвы на 2-3 метра и более? Как-то не сходится.

4. На острове имеется несколько традиций, которые отдаленно напоминают действия людей, обладавших духовными знаниями о человеке и мире (обеление кожи, культ птице-человека).

5. Несмотря на множество загадок и открытых возможностей исследовать остров, местные власти не ведут официальных научных исследований. Более того, на такие исследования наложено табу, раскопки запрещены, также обстоят дела и с подводными исследованиями вблизи острова. Исследователей ждет предупреждение от полиции или спецслужб и тюрьма. Примеров тому множество. Даже то, что раскопал Тур Хейердал – засыпано. Выходит, кто-то боится, что люди узнают правду, которую хранят артефакты острова и почерк, знакомый во многих аналогичных местах во всем мире. Работа архонтов заслуживает детального изучения для того, чтобы, понимая методы их влияния, которые не меняются веками, можно было в повседневной жизни общества их выявлять и выносить на всенародный обзор.

6. Очень интересный вопрос по письменности, которая была на острове и так быстро с приходом европейцев уничтожена, меньше чем за столетие, уже практически никто не помнил, как читать и писать свои традиционные знаки и символы. А те, кто еще помнил письмо, от исследователей бежали как от огня. Видимо наученные горьким опытом.

7. Из сказанного становится очевидным, что на острове до появления европейцев существовала древняя культура, которая хранила истинные знания и не только хранила, но и активно ими пользовалась. Например, «пластилиновая» технология обработки камня (когда камень для обработки становился пластичным как пластилин), вырубка и транспортировка многотонных каменных статуй, трехслойные аху (платформы), нижний слой выложен полигональной кладкой, как и многие другие мегалитические постройки на разных континентах. Сам факт создания статуй и установки их по периметру острова говорит о том, что в этом была необходимость (по меньшей мере, местного населения), а как мы уже выяснили, это были знающие духовные люди, эта необходимость могла быть связана с созданием определенных условий для всего мира, или какой-то его части. Так как «моаи обладают мощью северных ветров и отвечают за ту сторону света, в которую они смотрят». Это могли быть как климатические условия, так и духовные, возможно Ригден Джаппо сочтет нужным и раскроет нам истинное предназначение статуй и их сакральный смысл.

Таким образом, даже сейчас множество тайн острова Пасхи остаются неразгаданными и возможно, что ответы на интересующие ученых вопросы уже потеряны навсегда. Однако пока ведутся исследования, люди не теряют надежду разгадать ребус, созданный много веков назад.

Подготовил: Алекс Ермак (Киев, Украина)