Пленэр – (франц. – открытый воздух)- термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников 17 в.

Однако по существу принципы пленэрной живописи получили распространение в 1 половине 19 в. (Дж. Констебл – Великобритания, А.А. Иванов – Россия). Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2 пол. 19 в. (термин начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма – К.Моне, К.Писсаро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи 2 пол. 19-ная. 20 вв. (В.Д.Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).

Нельзя не отметить, что, выйдя из мастерской на пленэр, сам художник попадает в особые условия. Ведь и на его палитру и этюд тоже проникают рефлексы, что значи­тельно затрудняет поиски достоверно­го цвета.

Это необходимо учитывать при выборе места для работы на воздухе. Если нельзя найти надежное укрытие, художники берут с собой особый зонт, защищающий их от рефлексов голубо­го неба и солнечных лучей.

Непривычные просторы изображаемого пространства, обилие света, большая удаленность объектов природы от глаз наблюдателя, новые условия работы обычно увлекают и одновременно пугают впервые попавшего на пейзажные этюды начинающего живописца. Поначалу трудно охватить взглядом глубину пространства, увидеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и состоянием освещения. Трудности первых опытов работы на пле­нэре усугубляются быстрой сменой освещения (то яркое солнце, то набежавшие от туч тени), различным состоянием погоды в течение суток (утром, днем, вечером) или в разные времена года.



Передача цветовых отношений объектов природы с учетом тонового и цветового состояния освещенности является основой живописи пейзажа. Предстоит решить цветовую основу, на которой в процессе написания этюда строятся конкретные отношения между деталями пейзажа.

Приспособление для работы на воздухе. Для хранения и переноса красок, кистей, палитры нужно приобрести или сделать самим деревянный ящик, называемый этюдником. Этюдники бывают двух видов (рис. 100): для акварели -легкий плоский деревянный ящик с акрилатовой палитрой, кассетами для красочных смесей и другими принадлежностями; или «комбайн»-универсальный этюдник с раздвижными ножками, который можно использовать для работы на воздухе (на пленэре) и для работы в мастерской.

Для работы на природе полезным будет и складной легкий стульчик, так как не всегда приходится работать стоя. Имея пере­носной стульчик, легче организовать рабочее место. При желании можно самим изготовить приспособление для работы на пленэре: папки и сшитые из парусины сумки с карманами для красок, кистей, фляги с водой и других вещей.

Приступая к пейзажному этюду, следует прежде всего позабо­титься о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются пространственные планы. Если в компо­зиции этюда мы хотим показать деревья целиком, то надо находить­ся от них на достаточном удалении (не менее чем две-три величины объекта изображения по большей стороне).

Рамка-видоискатель, вырезанная из бумаги, поможет найти композиционное решение в соответствии с замыслом и конкретной задачей. Чтобы этюд был хорошо скомпонован, надо сосредоточить внимание только на том, что составляет основу, главный сюжет изображения, отказавшись от всего второстепенного, остающегося за рамкой видоискателя.

Одна из главных композиционных задач - с самого начала определить на плоскости этюда крупные соотношения земли и неба. Все элементы пейзажа в дальнейшем будут строиться в зависимости от положения линии горизонта (находящейся на уровне наших глаз). Горизонт не должен делить картинную плоскость горизонтальной линией на две равные части. Этюд смотрится интереснее, когда на нем показано либо больше неба, либо больше земли, а не их пропорциональное равенство. Симметрия делает композицию не­выразительной и скучной.

Цветовые отношения между отдельными объектами, участками, и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависят от освещения. Освещение в пейзаже (в солнечный яркий день-яркие, светлые краски палитры, в пас­мурный день - темные, малонасыщенные цвета) во многом опре­деляет успех построения эмоционально-выразительного пейзаж­ного этюда. Решение больших цветовых отношений должно обяза­тельно вестись с учетом различного состояния освещенности, днев­ного, вечернего и т.д.

На начальной стадии обучения необходимо научиться чувство­вать роль воздушной перспективы и освещения (например, стволы берез на закате солнца окрашены в оранжево-красные оттенки), выработать способность замечать не предметные цвета, а обуслов­ленные освещением и удаленностью, т.е. измененные, цвета пред­метов.

На природе, где цвета предметов меняются в зависимости от освещения, нужно определить, в каких пределах должны быть построены цветовые отношения. Если по неопытности не задаться такими параметрами, придется все время переписывать начатый этюд, например в случае, если солнечная погода сменилась пасмур­ной.

Работая на пленэре, следует устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на разных планах, одновременно держа их в поле зрения (первый - ближней, средний - второй и дальний -задний). Хотя объекты пейзажа и расположены на разных планах, их можно сравнивать и устанавливать существующие между ними отношения. Например, зеленая трава на переднем плане воспринимается более теплой по тону, чем та же трава на среднем и тем более на заднем плане.

В пейзажном этюде необходимо начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего -к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладывают общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработке деталей. В первоначальных коротких этюдах на пленэре (продолжительностью от 30 минут до одного часа) рисовальщик ставит себе определенную задачу: выработать метод работы цвето­выми отношениями при цельности восприятия натуры. В таких этюдах выстраивают отношения между цветом неба, земли, пере дним, средним и дальним планами. Полезно вначале в качестве сюжета выбирать мотивы с ограниченным замкнутым пространст­вом (например, двор с его растительностью и частью строений).

Если вы успешно справились с задачей, можно переходить к более открытым пространствам, имеющим несколько планов (на­пример, берег реки с ясно выраженным передним планом - дере­вом, кустом, строением и т.д.). На выполнение второго вида этюда отводится от 2 до 3 часов. Здесь помимо основной задачи, заклю­чающейся в передаче основных цветовых отношений, с учетом воздушной перспективы и состояния освещения, потребуется дать пространственное решение и проработку деталей переднего плана. Определяя цветового состояние пейзажа, нужно найти основные отношения между цветом неба, земли, воды, а также обобщенных масс растительности (строении).

Решив композицию будущего этюда в первоначальном набро­ске, намечаем на рабочем листе карандашом или сразу кистью главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Уточняем месторасположение отдельных элементов пейзажа в со­ответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом. С использованием светотени очень обобщенно определяем основные тональные отношения крупных частей пейзажа.

Далее переходим к работе в цвете с учетом общего освещения: утреннее солнце придает общему цветовому строю пейзажа, включая все объекты изображения, хорошо воспринимаемый желто-розовый оттенок, дневное солнце-золотистый, вечернее-оранжеватые или красноватые оттенки. Мягкий рассеянный свет пасмурного дня больше всего проявляет предметный (собственный) цвет объектов изображения.

В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, находящихся на различ­ных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, более конкретно прописывают формы предметов или объекты переднего плана. На передних планах отчетливее проступают соб­ственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщен­нее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают упро­щенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность - цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.

С ростом мастерства появляется возможность обогатить палитру чрезвычайно богатыми красками природы, нюансировкой цветов растительного мира, передачей самых разнообразных настроений.

Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть на первый взгляд не очень важные детали.

Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду - она помешает, так как будет отбрасывать сильные по цвету рефлексы на палитру и картинную плоскость. Если вы устроились в тени деревьев, помните, что зеленый отсвет листвы повлияет на вашу работу. Чтобы не слепили лучи солнца, лучше писать, находясь под защитой локального цвета зонта, или носить головной убор с козырьком. Отправляясь на этюды, берите краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствуют земля, вода и небо. Если вам удастся подобрать три основных цвета из имеющихся красок и в нужном количестве, они помогут устано­вить цветовое единство пейзажа и избежать чрезмерного расцвечи­вания этюда. Работая акварелью, позаботьтесь о запасе воды во фляге.

Над пейзажем можно работать в любое время года.

Теплое время года – это настоящий рай для художника, ведь можно выбраться из тесной мастерской и заняться живописью на пленэре.

Что такое пленэр?

Для новичков, которые еще не знакомы с термином «пленэр» , нужно пояснить, что это слово пришло к нам из французского языка и означает рисование на открытом воздухе, вне стен помещения . Изначально пленэр служил исключительно для создания . Позже он перерос в самостоятельное течение. Так зародился импрессионизм и другие известные техники.

Стоит ли говорить о том, что занятия живописью на пленэре сопровождается многими приятными моментами. Свежий воздух, пение птиц, шелест листвы, шум ветра – всё это создает особую творческую атмосферу. Пленэр дарит художнику ощущение гармонии и единения с окружающей средой. Так художник может почувствовать себя частью того, что он рисует, ближе рассмотреть цвета и текстуры, прочувствовать динамику пейзажа, чего невозможно добиться в помещении.

Как для начинающего, так и для профессионального художника живопись на пленэре — это просто бесценный опыт.

Помимо свежего воздуха и свободного пространства, живопись на пленэре обладает еще одним неоспоримым преимуществом – естественным освещением . Один и тот же предмет, например, обычное яблоко, выглядит абсолютно по-разному в помещении и на улице. Тусклое и бледное в комнате, оно наполняется новыми красками и танцующими бликами на открытом воздухе. Соответственно и рисунок, выполненный с такой натуры, будет более живым и ярким.

Особенно полезно для лучшего восприятия цвета запечатлеть один и тот де предмет или пейзаж в разное время суток, в солнечную или пасмурную погоду.

Пейзаж, портрет, натюрморт на природе…

Чаще всего на пленэре пишут пейзажи (собственно, с этого и начиналась пленэрная живопись, так и зародился импрессионизм) . Где, как не на улице, можно уловить всю прелесть природы, всё буйство красок и полноту жизни.

Широко распространена также практика рисования на открытом воздухе. Естественное дневное освещение делает лицо натурщика более живым и выразительным, а пейзаж на заднем плане дает ощущение свободы, пространства и объемности композиции. Выбирать для портрета стоит такие локации, которые подчеркнут индивидуальность натурщика: его характер или род деятельности .

Многие художники любят писать на открытом воздухе. Стоит обращать особое внимание на предметы, составляющие основу . На природе стоит рисовать именно те предметы, которые имеют к ней непосредственное отношение (цветы, фрукты, овощи и так далее) . Стол и драпировка передают только контуры, блики и тени, но в таком натюрморте отсутствует душа, лишь сухая техника.

На природе же натюрморт приобретает объем, вкус, запах и цвет . К тому же, собираясь на пленэр, вовсе не обязательно тащить весь натюрморт за собой. Сама природа дает художнику массу предметов для творчества.

Иногда природа преподносит художнику неоценимый подарок в виде уже готового натюрморта: трухлявый пень, упавшее яблоко… Нужно учиться замечать прекрасное в мелочах.

Что же понадобится художнику на пленэре?

Основным атрибутом живописи вне мастерской является этюдник. Он сочетает в себе все прелести и практичность маленького чемоданчика, куда можно поместить все необходимое для творчества.

Не лишним будет захватить с собой небольшой раскладной стул. Но слишком увлекаться рисованием сидя не стоит. В таком положении несколько искажается изображение, теряется возможность полноценного охвата взглядом окружающей природы, а также сужаются углы обзора самого рисунка.

На пленэре можно работать в самых разных техниках масло, акварель, пастель . Все зависит от предпочтения и мастерства художника. Но независимо от выбранного материала, на пленэр нужно брать с собой только самое необходимое.

Не нужно тащить за собой все кисти (трех кистей разных размеров будет вполне достаточно), тюбики, пузырьки и так далее.

Ограничив себя в цветовой гамме, вы научитесь смешивать и комбинировать цвета, получая все новые и новые оттенки.

Что касается холста или бумаги для рисования , здесь тоже есть определенные правила. Холст лучше заранее натянуть на подрамник и тщательно загрунтовать. Если же предпочтение отдается бумаге, нужно позаботиться о твердом планшете, на котором бумагу можно для удобства закрепить с помощью обычного или двустороннего скотча. В зависимости от уровня своего мастерства выбирайте более дешевую бумагу (для новичков) или ту, что подороже (для опытных художников).

Зачастую художники предпочитают заниматься на пленэре исключительно созданием этюдов, а позже в мастерской превращать их в полноценные произведения искусства. В таком случае просто необходимо захватить с собой фотоаппарат, чтобы не упустить ни одной детали при создании будущего шедевра.

Но все же, вся прелесть пленэра заключается именно в том, что работа отражает как бы сиюминутное впечатление и настроение . Ведь один и тот же предмет, один и тот же пейзаж художник может видеть абсолютно по-разному в зависимости от настроения.

Некое ощущение незаконченности, недосказанности и легкой небрежности – это именно то, что придает особое настроение и шарм работам, выполненным в условиях пленэра.

Несмотря на все прелести пленэра, существуют все-таки некоторые нюансы. Свои коррективы в творчество художника может внести погода. Освещение тоже порой бывает непостоянным – тучка, закрывшее солнце, может спутать все карты художнику и усложнить цветопередачу. Ну и ветер, само собой, не добавляет комфорта. Также многое зависит и от самого места, которое выбрано для пленэра.

Но, собственно говоря, пленэризм и не требует кропотливой долгой прорисовки мельчайших элементов. Нужно уяснить, что суть его заключается в том, чтобы успеть запечатлеть мимолетное состояние природы , пока светит солнышко, пока дует ветер, пока в нужном направлении падает тень. А спонтанное изменение направления ветра или резкая смена погоды может придать картине новый смысл, добавить новых эмоций и красок.

Иногда творческие натуры говорят на языке, совершенно непонятном для простых смертных. Ну вот, например, каких действий можно ожидать от художника, когда он говорит: "Сегодня я иду на пленэр"? Это значит, что он оденется попроще, закинет за плечи рюкзачок с небольшим запасом провизии, захватит с собой этюдник и отправится на природу священнодействовать, т. е. писать этюды. Вот, оказывается, что! Ну и любят же напустить эти художники туману…

Значение слова "пленэр"

Давайте посмотрим, откуда все-таки взялось это интересное слово, и что такое "пленэр" конкретно. Как и многие другие слова современного русского языка, оно было позаимствовано у языка иностранного. Оказывается, произошло данное выражение от французского en plein air, что в переводе означает "на открытом воздухе". Если пойти в познавательных изысканиях дальше и заглянуть в толковый словарь, то там можно прочитать, что пленэр - это:

1. Отражение воздушной среды и естественного освещения в живописи.

2. Натуральная природная обстановка вне помещения, в которой работает живописец.

От себя добавим, что художником в наше время может считаться не только мастер живописи, но и человек, занимающийся творческой фотографией. В этом случае все, что сказано о пленэре относительно рисования, имеет такое же отношение и к фотосессиям на природе.

Что нужно для живописи на пленэре?

Так как эта статья адресована в первую очередь тем людям, которые интересуются азами живописи и хотят узнать получше, что такое пленэр (профессионалам это давно известно), мы постараемся рассказать о материалах и красках, которые лучше всего подходят для пленэрного рисования.

1. Конечно, нужно обязательно купить этюдник, небольшой и легкий. В нем будут лежать палитра, краски, кисти, мастихин и растворитель. Также здесь отлично поместятся нарезанные листы грунтованного картона, на котором лучше всего писать этюды на открытом воздухе. Разложенный этюдник с выдвинутыми ножками используется художниками в качестве мольберта.

2. При выборе красок лучше всего отдать предпочтение масляным. Ими легче всего работать. Акварель и другие живописные материалы потребуют наличия специальных навыков, поэтому мы не рекомендуем пользоваться ею новичкам. Ведь вы отправляетесь на пленэр! Что это такое, как не удовольствие? Зачем же усложнять себе задачу?

3. Из кистей лучше всего подходят те, которые сделаны из натуральной щетины. Потребуются как плоские инструменты разных размеров, так и круглые. Не забудьте взять и побольше тряпок, чтобы вытирать кисти и руки.

4. Маститые художники всегда берут с собой на пленэр специальный большой раскладывающийся зонт. Берите с них пример! В ясную погоду он защит вас от солнечных ожогов, а в пасмурную убережет от дождя.

Лучшие образцы пленэрной живописи

Теперь, когда вы знаете, что пленэр - это живопись на открытом воздухе, и полностью экипированы для занятия подобным видом творчества, можете отправляться в путь. Но прежде чем приступать к этюдам на природе, советуем вам изучить творческий опыт лучших импрессионистов.

Лучше всего разгадать все секреты пленэрной живописи получилось именно у них. Такие художники, как Писсаро, Фредерик Базиль, Огюст Ренуар, а из русских - в совершенстве постигли законы переменчивой световой игры цветов и смогли передать это на своих холстах. Посмотрите репродукции их картин, в них начинающий художник может почерпнуть много полезного.

Любопытные факты

Оказывается, до того, как вошла в моду живопись на открытом воздухе, художники занимались приготовлением красок самостоятельно, в своих мастерских. Благодаря повсеместному увлечению пленэром стали выпускаться в тюбиках. Ведь в таком виде их было очень легко носить с собой.

Еще один интересный факт: пленэр - это не только живопись на природе, но еще и музыка. Да, да, когда концерты проводятся на открытом воздухе.

Фотосессия на пленэре

В наше время фотоаппараты есть практически у всех. Во всяком случае, хотя бы обычные мыльницы. А вот дорогая зеркальная камера имеется далеко не у каждого. Но если вы обзавелись отличной зеркалкой, тогда вам может быть по плечу настоящая, профессиональная пленэр-фотосессия. Что это такое? То же самое, что и пленэрная живопись, только вместо красок, кистей и холста используется фотоаппарат.

Вы только подумайте, как прекрасна природа! И как хочется порой, гуляя по лесу или по кромке прибоя, унести частичку этой красоты с собой. Живописцем дано стать не каждому, но вот обращаться с фотокамерой может научиться практически любой желающий. Но не стоит думать, что фотосессия на пленэре - простое дело. Фотохудожник должен знать и уметь немало для того, чтобы получить отличные снимки. Возможно, вам придется сначала даже записаться на какие-нибудь фото-курсы. Но главное, конечно же, - это практика. Желаем вам творческих успехов в работе на пленэре!

Де Буалье

Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В ходе этого тренинга активно развиваются наши глаза, мозг и рука. Глазами мы тренируем процесс восприятия. Мозг отвечает за процесс абстрагирования и визуального мышления – рисуя с натуры, мы способствуем его развитию в этой области. Рука же в этот момент развивает навык работы с материалом, учится более качественно и технично совершать изображение на картинной плоскости. Поэтому безусловен тот факт, что рисование природы с натуры резко повышает уровень творческого мастерства. В этой статье я хочу рассказать о том, чем полезны пленэры для художников, о выборе сюжета и основных технических приемах натурных зарисовок. Своими маленькими хитростями, позволяющими сделать живопись на открытом воздухе приятней и комфортней, я делюсь в другой своей статье:

Польза пленэрной практики

Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В этом процессе активно развиваются многие навыки, необходимые для художественной деятельности. Занятия на пленэре эффективно способствуют постановке глаза и руки, развивают визуальное мышление и образную память. О пользе рисования с натуры можно говорить бесконечно – обогащаются художественные знания, совершенствуется процесс работы с материалом, чувство цвета выходит на новый уровень. На пленэре художник не бездумно копирует увиденное, а осуществляет активную исследовательскую деятельность, внимательно изучает окружающий мир, подмечая самые тонкие изменения в нем. Благодаря этой практике происходит абсолютно новое видение цвета, форм, всего пространства вокруг. Перед взором открывается многообразие оттенков, и вот в привычном зеленом уже обнаруживается красный, фиолетовый, голубой… Задачей художника является грамотно рассказать об этом в своем произведении, изображая увиденное таким, какое оно было в данный момент.


Но среди этой бесценной практической пользы незримо существует ещё одна важная составляющая пленэрной практики – это тесный контакт с миром живой природы, который духовно обогащает человека. Такой диалог всегда оставляет внутри особенно вдохновенный отпечаток, являясь источником творческий сил. Рисуя на пленэре, необходимо перенести в этюд состояние природы, царившее в это время. Фотография может частично передать нужные цвета, воздушную перспективу, но что-то живое, чем был наполнен этот миг, будет отсутствовать. Рисуя по фотографии, нельзя полноценно ощутить настроение, дыхание момента, игру света и тени, движение жизни того самого запечатленного времени. Именно поэтому очень часто пленэрные этюды получаются особенно живые, с характером переданной атмосферы.


Я очень люблю пленэрную практику именно за то, что ты видишь пейзаж не только глазами. Ты слышишь шёпот листьев и шум воды, чувствуешь ещё что-то незримое, окутывающее все вокруг. И эти ощущения переносятся через кисть и краски на холст или бумагу.

Этюды

Одна из главных задач этюдов - передача состояния, концентрация первого впечатления от натуры. Ограничение времени определяет специфику этюда. Необходимо создать художественный образ, сформировать представление о натуре, используя минимум изобразительных и композиционных средств, не вдаваясь в излишнюю подробность, а направляя вектор внимания на главное. Этюды являются очень полезным упражнением. При их выполнении у художника активно формируется навык запоминания, воспроизведения цветового образа и развитие кратковременной зрительной памяти. Умение передавать цветовой образ-состояние очень важно для эмоциональной выразительности картины. Именно систематическое выполнение этюдов позволяет верно находить и передавать через краски колористический образ натуры.


Выбор сюжета

В качестве натуры для этюдов может быть использовано что угодно из всего многообразия окружающего мира: пейзажные мотивы, городские улицы, натюрморты на открытом воздухе и много другое. Самое главное, чтобы выбранный мотив откликался именно вам, не оставлял равнодушным, цепляя какой-то своей особенностью, которая для других на первый взгляд возможно не очевидна. Когда у вас при взгляде на натуру горят глаза и рукам не терпится взяться за краски – выбор сделан правильно. Необходимо лишь найти оптимальную точку зрения на выбранный сюжет, которая бы помогла увидеть самое главное и характерное в натуре. Верно подобранный формат, так же поможет вам подчеркнуть особенность мотива. Для кратковременных этюдов лучше выбирать простые сюжеты с небольшим количеством входящих в них объектов. Это поможет вам избежать ухода в излишнюю детализацию, которая не всегда положительно влияет на цельность этюда. Если ваша пленэрная практика еще не богата, то не следует сразу приниматься за городские панорамы, а лучше начать с простых природных мотивов. Даже отношения неба и чистого поля, уходящего до горизонта, могут быть крайне интересными, особенно для решения колористических задач. Такие сюжеты будут идеальными для выполнения кратковременных этюдов. Они помогут нарастить опыт и уверенность, необходимые для выполнения более сложных задач.


Техника выполнения и живописные приемы

Любой художественный материал может быть использован на пленэре - здесь нет ограничений. Самое главное, чтобы выбранный материал был вам хорошо знаком, потому что в полевых условиях не будет возможности детально изучать свойства и поведение материала. После выбора сюжета необходимо внимательно проанализировать цветовые и тональные отношения всех составляющих в нем. В ходе работы необходимо постоянно сравнивать результат по цветы и тону с натурой. Чтобы вернее уловить разницу в тоне, нужно чаще прищуриваться, глядя на натуру, затем на работу. Сравнивая цвета, нужно постоянно задавать себе вопросы о том, какой цвет холоднее, какой теплее и на сколько, какие оттенки присутствуют еще в этом цвете? Такой постоянный сравнительный анализ поможет вам создать нужную атмосферу на картине, правильно передать настроение окружающей среды. Каждому состоянию природы характерны свои цветовые и тональные отношения – если они найдены верно, то этюд будет передавать нужное состояние. Например, утреннее солнце будет освещать предметы розово-желтым оттенком, превращая тени в сине-лиловые.


Ход работы над этюдом необходимо выстраивать по принципу «от общего к частному». То есть сперва решаются основные массы, работа ведется крупными пятнами, используются широкие кисти. И лишь в конце уделяется время более детальной проработке. Долгое время на пленэре у меня была такая проблема, как «копание в деталях» - не успев проложить общие массы, я старательно вырисовывала травинки, удивляясь, почему за три часа я не успела сделать этюд. Эта проблема решилась тем, что на первом этапе я стала брать только крупные кисти, постоянно напоминая себе о том, что первостепенно. Детали же оставляю напоследок, отдавая им роль акцентов, обогащающих картину. Не нужно путать этюд и длительную, многосеансовую работу в мастерской, стараясь проработать этюд до степени совершенства, или абсолютно не нужной фотографической точности. Выполнение этюдов имеет свои задачи и логику. Главное здесь – передача впечатления, цветовой гаммы, настроения, которое пронизывало окружающий мир в данный момент. Каким именно техническим приемом выполнять этюд может подсказать вам сама натура при внимательном её изучении. Зачастую она может диктовать способ наложения краски, характер мазков - будет это гладкая заливка или густые мазки, оставляющие фактуру кисти, вы поймете, уловив характер того, что перед глазами. Очень живым и интересным выглядит этюд, в котором скомбинированы разные приемы письма, поэтому я советую в рамках одной работы экспериментировать, делая красочный слой разнообразным по фактуре и технике наложения краски. Для исполнения этой задачи вам также помогут разнообразные по форме и ворсу кисти, каждая из которых будет оставлять свой характерный след. Не пренебрегайте такими инструментами как тряпочки и пальцы, они могут создавать потрясающие эффекты, если вы работаете маслом или пастелью. Все эти технические моменты должны быть для вас помощниками в создании художественного образа.


Воспоминания, которые я увожу с собой с пленэра, спрятаны в мазках краски. Так они не исчезнут, не растворятся в глубине памяти. Рисуя, художник не механически переносит увиденное на холст или лист, а незримо соединяется с сюжетом, запоминая каждую подробность, на мгновение становясь тем самым, что вокруг него - то бурным течением реки, то трепещущим голубым небом или душистой былинкой. Проходит время, но увиденное и запечатлённое легко возникает перед внутренним взором во всех мельчайших подробностях. Можно даже вновь почувствовать восточный ветер и жужжание шмеля. Рисуйте то, на что радостно, волнующе, небезразлично откликается в сердце! Ведь настроение сюжета незримо останется у вас внутри.

1

Работая красками на пленэре, нужно почувствовать натуру в воздушной среде пленэра и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов, так как они более сильно выражены на природе, чем в мастерской.

Нужно научиться видеть рефлексы от неба, травы, земли и других предметов окружающей среды.

Все предметы, отражая, рассеивают свет, одни больше, другие меньше. Игра света и рефлексов видна на предметах, поверхность которых хорошо отражает свет. Особенно выразительно видна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающих световой поток.

Поэтому в постановках на пленэре желательно выбирать более светлые тона.

Все темные предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому рефлексы на них менее ясны.

На пленэре сложность работы заключается в том что, говоря словами Делакруа, «в сущности, нет теней вообще, есть только рефлексы».

При работе в мастерской мы можем передать форму предметов светотенью, не обращая особого внимания на рефлексы. Но если мы увлечемся одними рефлексами на пленэре, то потеряем форму предмета, его локальный цвет.

Только цветовые отношения обеспечивают восприятие формы предмета с восприятием ее целостного цвета. Закон отношений лежит в основе живописи русских художников пленеристов.

Начиная работать на пленэре, первые дни необходимо сделать несколько коротких этюдов по одному сеансу. Стараться работать быстро и энергично, чтобы почувствовать новую среду и «освежить палитру», работать более яркими красками, почувствовать солнечный свет и воздушную среду, как говорят художники, «расписаться».

На втором этапе работы на пленэре нужно поставить постановку, освещенную солнцем, и постановку, расположенную против света. Эти два этюда заставляют изображать натуру различными методами.

В первом случае постановка освещена солнцем, форма лепится ясно, на ней есть все: свет, тень, полутень и рефлексы.

Во втором случае эта же натура находится против света. За натурой находится освещенная поверхность, а натура выглядит плотным пятном против света. Поэтому надо более точно найти цветовые отношения. Чтобы лучше выразить натуру, форму приходится лепить больше рефлексами, так как натура освещена отраженным светом других предметов.

Следующее задание: постановка среди листвы деревьев, через кроны которых пробивается свет. Можно поставить молодую девушку в светлой, почти белой, блузке и красном сарафане. Постановка выразительная и сложная для выполнения, так как в ней много цветовых и тоновых градаций.

В кружеве кроны деревьев появляются бледно-фиолетовые, зеленые, голубые тени и полутени. Холодные голубые, фиолетовые, зеленые цвета разбиваются золотистым теплым цветом. На постановку влияют рефлексы от неба, от освещенной земли и травы. В каждой детали жизнь солнечного света.

Центр этого цветового многообразия - светлая блузка, освещенная солнцем и «золотая голова». Активным пятном является красный сарафан, который служит дополнительным цветом к зеленой листве деревьев, полной многообразных рефлексов.

Сложность работы заключается в том, что во время работы быстро меняется свет, шевелится листва, изменяется солнечное освещение, и там где был свет, появляется тень. Поэтому нужно оставлять удачные места живописи, получившиеся при одном освещении. При изменении света не нужно переписывать каждый раз места, где верно найдены цветовые отношения. Для выполнения такой работы нужно много сеансов.

Примером может служить работа художника В. Серова «Девушка, освещенная солнцем», над которой он работал все лето.

Еще необходимо выполнить работу при вечернем освещении. При работе над постановкой при вечернем освещении нужно обратить внимание на то, что вечернее освещение заходящего солнца меняет цвет предметов, заставляет их светиться, зажигая оранжевые, желтые, красные цвета. Тело становится бронзовым и золотистым, тени синеют. Вечернее освещение сближает краски освещенных предметов. Работа над постановкой при вечернем освещении требует более плотных цветовых отношений. В этой работе совершенно иная палитра и другая тональность, чем в постановках, написанных утром или днем.

Параллельно на случай пасмурной погоды, когда невозможно писать постановку, освещенную солнцем, можно писать этюд при рассеянном свете.

Серая погода, когда освещение длительное время мало меняется, располагает к длительной, спокойной работе с подробной моделировкой формы предметов. Особое внимание уделяется подчинению проработанных деталей этюда общему колориту, цветовой гармонии.

Особенность работы на пленэре состоит прежде всего в передаче многообразия солнечного освещения и воздушной среды. Это требует быстрого письма мазками техникой «a la prima». Для этого необходимо иметь большое количество различных красок. Важную роль играет общая тональность этюда. Этюд, написанный утром, пишется в светлой тональности, краски в нем будто прозрачные.

Этюд, написанный днем, имеет при ярком свете тоже светлую тональность, при сером свете тональность этюда уплотняется. В вечернем этюде краски сгущаются, тональность этюда становится плотнее. В этом и состоят особенности пленэрной живописи.

Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современные проблемы науки и образования», 15-20 ноября 2004г.

Библиографическая ссылка

Карасев Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1. – С. 92-93;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5664 (дата обращения: 23.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»