После фактического возведения дома начинаются обязательные этапы его документального оформления. Среди них – официальное разрешение чиновников на ввод строения в эксплуатацию, постановка многоквартирного дома на кадастровый учет, оформление прав собственности жильцов. В связи с принятием в 2017 году изменений в законодательство, порядок кадастрового учета МКД изменился. Сегодня рассмотрим его подробнее.

Кадастровый учет – это обязательная процедура для всех капитальных строений в России, в том числе и многоквартирных домов. Кадастровые данные о строении включают:

  • вид объекта (здание, помещение и так далее);
  • кадастровый номер;
  • расположение на местности (конкретный адрес или относительно ориентира);
  • площадь и этажность;
  • материал стен;
  • год ввода в эксплуатацию;
  • кадастровая стоимость;
  • некоторые другие сведения, если МКД еще не достроен.

Цель данных сведений – определить многоквартирный дом как отдельный объект. Перечисленные сведения входят в специальную базу данных – государственный кадастр, который в свою очередь включается в объединенный реестр сведений о недвижимости ЕГРН. Провести кадастровый учет многоквартирного дома означает определить все необходимые сведения об МКД и внести их в базу.

Внимание! До 2017 года в России существовали отдельно два реестра – ГКН (кадастр) и ЕГРП (права на недвижимость). Сейчас их объединили под общим наименованием «Единый государственный реестр недвижимости», в котором есть сведения и об объектах и о правообладателях. В связи со слиянием реестров были отменены кадастровые паспорта, взамен которых сейчас выдаются .

Кадастровый учет МКД

Постановка на кадастровый учет многоквартирного дома как готового строения осуществляется после выдачи властями разрешения на ввод в эксплуатацию. После постановки можно оформлять право итогового собственника – гражданина, семьи – на квартиру. Эта юридическая процедура регулируется Законом о госрегистрации недвижимости .

Кто подает заявление

Постановка на кадастровый учет многоквартирного дома происходит не автоматически после ввода в эксплуатацию, а по заявлению уполномоченного лица. По действующим правилам таким лицом является орган местного самоуправления (администрация, мэрия, префектура), который выдал разрешение на ввод.

Схема следующая:

  1. После завершения строительства застройщик обращается в администрацию, комитет, департамент, который в данном населенном пункте заведует вопросами строительства, за разрешением на ввод в эксплуатацию.
  2. Чиновники проверяют представленную документацию и выдают разрешение на ввод.
  3. Далее в течение 5 рабочих дней сама администрация направляет в Росреестр заявление о постановке МКД на кадастровый учет вместе с разрешением на ввод.
  4. Срок постановки на кадастровый учет в Росреестре – 5 рабочих дней с даты получения заявления администрации.

Внимание! К заявлению администрация должна приложить технический план многоквартирного жилого дома. Росреестр проверяет всю документацию и при наличии вопросов может приостановить срок регистрации до 3 месяцев до устранения недочетов.

Если же администрация по какой-то причине игнорирует обязанность подать заявление о постановке многоквартирного дома на кадастровый учет, такое заявление может подать застройщик. Он не обязан этого делать, но для экономии времени вправе самостоятельно подать необходимые документы. А если дом , то право постановки принадлежит кооперативу.

К сожалению, сейчас возможность постановки на кадастровый учет многоквартирного дома дольщикам или кадастровым инженерам, составляющим техпаспорт, не предоставляется.

Особенности постановки на учет

Многоквартирный дом включает не только совокупность квартир, а еще места общего пользования (лестницы, чердаки), землю под домом и вспомогательные помещения (например, котельную). Как поставить на учет эти площади – определено в ФЗ о регистрации недвижимости.

По заявлению уполномоченного лица (администрации или застройщика) на учет ставятся одновременно:

  • многоквартирный дом как объект;
  • квартиры;
  • общие площади МКД;
  • вспомогательные помещения.

Что касается земельного участка, то права на него, как правило, регистрируются еще до постановки многоквартирного дома на учет. После оформления прав собственности жильцы дома вправе будут приватизировать и придомовую территорию. О том, как это сделать, .

Оформление прав на квартиру в МКД

После постановки на кадастровый учет многоквартирного дома, конечный владелец квартиры в нем вправе оформить на себя право собственности. Для этого ему нужно собрать документы:

  • заявление о регистрации – заполняется на приеме сотрудником МФЦ, заранее ничего заполнять не требуется;
  • ДДУ или договор об уступке – подлинник, документ вернут после регистрации;
  • передаточный акт на квартиру;
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию 2 000 рублей.

Технический план или разрешение на ввод в эксплуатацию предоставлять не нужно.

Документы нужно сдать в МФЦ лично по паспорту. Спустя 3-14 дней можно будет забрать готовую выписку из ЕГРН о праве собственности на квартиру. Одновременно зарегистрируют право собственности на долю в общем имуществе МКД.

Учет МКД при банкротстве застройщика

При банкротстве застройщика стройка замораживается, а дольщики оказываются в невыгодном положении – они рискуют потерять деньги и не получить квартиру. В зависимости от стадии строительства есть два варианта:

  • В большинстве случаев дольщики пытаются вернуть вложенные деньги через законные способы – участие в банкротной процедуре, страховку или возмещение из компенсационного фонда. .
  • В качестве альтернативы граждане могут попросить суд передать им в собственность объект незавершенного строительства, который потом достраивается силами кооператива и вводится в эксплуатацию. Это имеет смысл, если степень готовности объекта достаточна для того, чтобы завершить строительство без крупных вложений.

Чтобы получить недостроенный МКД, он тоже должен быть поставлен на кадастровый учет. В записи по недострою, кроме обычных для строений характеристик, указывается:

  • проектируемое значение технических характеристик;
  • проектируемое назначение здания – «многоквартирный дом».

Вопрос о том, кто подает заявление о постановке дома на кадастровый учет, решается с учетом сложившихся обстоятельств. Сам застройщик после объявления его банкротом не вправе производить такие действия, а администрация просто не уполномочена, поскольку не выдала разрешения на ввод в эксплуатацию. После принятия судом решения о передаче недостроя в собственность кооператива дольщиков, именно кооператив будет вправе подать бумаги о постановке.

Итак, постановка многоквартирного дома на кадастровый учет не требует участия дольщиков – вся процедура совершается органами власти или муниципалитета, которые выдают разрешение на ввод в эксплуатацию. Проверить, включен ли дом в кадастровый реестр можно, заказав выписку из ЕГРН по адресу расположения МКД.

Уважаемые читатели! Законодательство постоянно меняется, поэтому для решения конкретной ситуации рекомендуем обратиться за помощью к дежурному юристу портала. В статье изложен лишь общая информация.

Материал был полезен? Поставьте лайк и сохраните статью на своей страничке в соцсети.

Вопросы оформления земельного участка под многоквартирным домом в настоящее время являются одними из наиболее актуальных для жителей Москвы.

Вам нужно поставить ограждение по периметру двора? Вы хотите, чтобы во дворе была детская площадка и гостевая парковка, а не построенный вплотную к вашим окнам высотный дом? Вы не хотите платной парковки во дворе и проходящей под окнами магистрали? Все эти вопросы решаемы только в том случае, если земельный участок под Вашим многоквартирным домом оформлен надлежащим образом.

И базовой правовой нормой здесь является статья 36 Жилищного кодекса РФ, согласно которой «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно…земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности».

Это основное правило, которе необходимо помнить, учитывая приведенные ниже особенности:

С какого момента жильцы дома становятся собственниками земельного участка под таким многоквартирным домом (далее — МКД)?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п.5 ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Иными словами, с той даты, когда участок под МКД поставлен на кадастровый учет, собственники помещений в МКД (как жилых, так и не жилых!) становятся собственниками данного земельного участка. С этого момента участок находится в их долевой собственности, причем получение отдельных свидетельств на бумажных носителях для подтверждения этого права не требуется. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании межевого плана.

Резюме: с даты постановки этого земельного участка на кадастровый учет.

С чего начинается оформление земельного участка под многоквартирным домом?

В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (то есть до 01 марта 2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Однако, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.05.2010 № 12-П признал не соответствующей норму, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме, не уполномоченный на то общим собранием собственников помещений в данном доме, не мог обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Таким образом, до недавнего времени допускалось обращение всего лишь одного собственника помещения (как жилого, так и нежилого помещения) в Департамент имущества г. Москвы (ранее — Департамент земельных ресурсов г. Москвы) с заявлением о формировании земельного участка под МКД.

Теперь же, в связи с вступлением в силу поправок к Земельному кодексу Российской Федерации с 01.03.2015 образование земельных участков под многоквартирными жилыми домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Обращение собственника с вышеуказанным заявлением при этом не требуется.

Резюме: с утверждения проекта межевания квартала, в котором находится многоквартирный дом.

Что такое утверждение проекта межевания квартала и кто его утверждает?

Утверждение проекта межевания квартала — процедура, целью которой является создание межевого плана, на основании которого впоследствии и происходит постановка земельного участка на кадастровый учет, то есть его юридическое «оформление» в собственность. Межевание — это, по сути, процесс определения границ земельных участков, то есть именно на этом этапе решается, будет ли в состав придомовой территории (то есть в состав земли, принадлежащей собственникам квартир в МКД) входить детская площадка, пройдет ли под Вашим окнами дорога, останется ли во дворе парковка, какие участки будут признаны местами общего пользования и т.п.

Государственным заказчиком при разработке проекта межевания выступает Департамент городского имущества города Москвы (далее — ДГИ). Очевидно, что задачи ДГИ вполне предсказуемы — сформировать участки так, побольше земли было «отрезано» у жилых домов и отнесено к земле общего пользования, к улично-дорожной сети, которая будет после проведения межевания оформлена в собственность города Москвы.

Исполнитель проекта межевания — это обычно какой-то проектный институт, типа ООО «Мордоврегионпроект», НИИиПИ Генплана и другие подобные, выигравшие конкурс и заключившие госконтракт.

Перед утверждением ДГИ проект межевания в обязательном порядке проходит «через» процедуру публичных слушаний, на котором присутствуют, как правило, жители конкретного квартала, непосредственно заинтересованные в данном земельном участке. Заключение по результатам публичных слушаний утверждается Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы.

Резюме: фактически, это утверждение Департаментом городского имущества границ конкретного земельного участка после их согласования с заинтересованной общественностью.

Что такое публичные слушания и как в них принять участие?

Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — городская комиссия) и окружные комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы (далее — окружные комиссии) являются уполномоченными органами по проведению публичных слушаний. Городская комиссия формируется на уровне города, окружная комиссия на уровне административного округа. Городская комиссия организует публичные слушания реже чем окружная, так как они касаются более глобальных проектов: Генеральный план города Москвы и линейные объекты, например, строительство хорд, которые затрагивают более одного округа и т.д. Окружная комиссия организует публичные слушания постоянно, так как они касаются вопросов районного или окружного масштаба.

Согласно Градостроительному кодексу г. Москвы, участниками публичных слушаний являются: 1) жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; 2) правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; 3) депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; 4) депутаты Московской городской Думы.

Законом гарантировано право каждого участника публичных слушаний ознакомиться с итоговым протоколом, в котором указывается, кто и какие предложения внёс на публичных слушаниях.

Публичные слушания состоят из следующих этапов:1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний (не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции); 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее — экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний (проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается; в рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов); 4) оформление протокола публичных слушаний (срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней); 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (в течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано).

Оформлением итогового протокола по результатам публичных слушаний обычно занимаются сотрудники управы района. После этого протокол передается в Префектуру округа. Далее, на очередном заседании окружной комиссии, этот протокол рассматривается. Сотрудник управы докладывает о том, как прошли публичные слушания, какие замечания, сколько пришло людей и т.д. Если у членов комиссии к протоколу вопросов нет, то протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии.

Следующим шагом окружной комиссии является оформление заключения. Заключение о результатах публичных слушанийутверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы. В заключении указываются рекомендации о целесообразности или нецелесообразности реализации проекта и т.д. Именно после утверждения заключения, публичные слушания считаются завершенными.

Как выразить свое несогласие с предложенным на публичных слушаниях проектом межевания?

В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту следующими способами: 1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции; 2) выступления на собрании участников публичных слушаний; 3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний; 4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии; 5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.

Абсолютно все поступившие предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний. Срок оформления протокола публичных слушаний составляет не более семи дней.

Чтобы убедиться в полноте и точности внесения в протокол предложений и замечаний, Вы вправе со ссылкой на Градостроительный кодекс г. Москвы потребовать ознакомиться с протоколом публичных слушаний и получить его копию в окружной комиссии.

Как оспорить границы «отмежеваннного» земельного участка под многоквартирным домом?

Законодательство допускает различные способы защиты нарушенного права в данной ситуации, однако, наиболее распространенными остаются судебное обжалование решения по утверждению проекта межевания квартала и требование об установлении границ земельного участка.

Собственники помещений в МКД также вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам положений КАС РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по: 1) формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, 2) по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), 3) предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

На что особенно следует обратить внимание при утверждении плана межевания квартала?

1. Необходимо периодически заходить на страницу сайта управы Вашего района / Префектуры округа с целью получения информации о предстоящих публичных слушаниях — ведь, по сути, это единственная возможность для граждан выразить свое мнение относительно определения границ земельного участка по их МКД.

2. Непосредственно при посещении публичных слушаний: 1) нужно зарегистрироваться в журнале участников публичных слушаний. Общее количество участников собрания публичных слушаний считается по количеству зарегистрировавшихся в журнале; 2) следить, чтобы все замечания и предложения, даже высказанные устно в микрофон, а также поданные письменно, заносились в протокол; 3) заносить предложения и замечания не «коллективно», а от каждого участника. Дело в том, что даже если под коллективным обращением подпишется 1000 человек, в протоколе все равно будет указано 1 поступившее предложение.

При подготовке заключения, окружная комиссия может посчитать, что для района со 10 тысячным населением 1 предложение против проекта можно признать некритичным количеством, и написать в заключении: реализовывать проект целесообразно.

3. Если Вы не успели на публичные слушания или не знали о них, но считаете, что необходимо направить еще коллективные или индивидуальные обращения, то в течение семи дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний, в соответствующую окружную комиссию можно представить замечания и предложения.

4. Чтобы убедиться, что протокол соответствует действительности, нужно через 7-10 дней после публичных слушаний, обратиться в окружную комиссию за копией протокола. Важно успеть изучить протокол до утверждения заключения, так как после утверждения заключения председателем окружной комиссии, бороться с несправедливостью будет сложнее. Протоколы заседаний окружных комиссий, размещаются на сайтах Префектур. В протоколах указано, какие были приняты решения, по результатам тех или иных Публичных слушаний.

5. Часто из территории земельных участков жилых домов «отрезают» зеленые насаждения под улично-дорожную сеть (УДС). Это также означает что после утверждения Проекта межевания и постановки на кадастровый учёт эти участки будут оформлены в собственность города Москвы. Теоретически, дальше собственник (фактически чиновники) могут сделать со своей собственностью всё что захотят: уничтожить газоны и расширить под окнами жилых домов автодорогу или обустроить платные места для парковки машин всех желающих. Во избежание этого, жителям нужно письменно требовать вернуть газоны в состав земельного участка жилого дома, иначе отказываться признавать законность проекта межевания, как нарушающего их законные интересы владельцев и пользователей земельного участка.

6. Любые ссылки проектировщиков на наличие красных линий улично-дорожной сети, которые они якобы не могут «преступить», не должны Вас смущать — это пока лишь проект, и если то, как проходят красные линии в проекте, нарушает Ваши права, нужно требовать отправления проекта межевания на доработку с целью убрать или передвинуть красные линии.

На какие законы сослаться?

1. Статья 36 Жилищного кодекса РФ.

2. Часть 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

3.Статья 43 пункт 4 Градостроительного Кодека РФ (местоположение границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами; NB (!) ранее норма была следующего содержания — размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий).

4. Совместное Постановление №10/22 от 29.04.2010 Высшего Арбитражного и Верховного судов РФ(раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»).

5. Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

6. Подпункты е) и ж) пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.06 № 491,
согласно которому в состав общего имущества включаются:
— земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
— иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

7. В силу пункта 5.5 раздела 5 «Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки» МГСН 1.01-99, участок жилой застройки состоит из площади подошвы застройки и придомовой территории, включающей следующие обязательные элементы: подходы и подъезды к дому, гостевые автостоянки, территории зеленых насаждений с площадками для игр и отдыха.

8. Постановление Правительства Москвы № 118-ПП от 12 апреля 2011 года, где признается наложение тысяч участков улично-дорожной сети (УДС) на жилые кварталы, и говорится, что выявленные пересечения устраняются «посредством уменьшения участков УДС», однако оговаривается, что делается для участков «ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости».


Постановка многоквартирного дома на кадастровый учёт до недавнего времени не имела чётких указаний, о том, кто должен осуществлять регистрацию. Эта обязанность ложилась на плечи застройщика, который после ввода дома в эксплуатацию должен был подать документы в кадастровую палату, уплатить пошлину, и получить кадастровую документацию.

В начале 2017 года были введены множественные изменения, как в саму процедуру регистрации недвижимости в кадастре, так и в базовую документацию, которую получал собственник, при постановке дома на кадастровый учёт. О том, как сегодня проходит процедура постановки дома на кадастровый учёт, обязан ли застройщик это делать, мы расскажем в нашей статье.

Новые порядки

С начала 2017 года обязанности регистрации многоквартирных домов, ложится на органы государственной власти и местного самоуправления. Выдвинув решение о вводе объекта в эксплуатацию, администрация должна подать заявление в Росреестр о постановке на кадастровый учёт объекта капитального строительства, приложив к нему техническую документацию. Эти действия госорганы должны произвести в течение 5 дней с момента ввода жилья в эксплуатацию.

Росреестр в свою очередь должен внести недвижимость в ЕГРН, в течение 5 дней. При этом на учёт ставят не только общедомовую собственность, но и каждую отдельную квартиру, что ранее не было обязательным. В случае выявления несоответствий в фактических данных, и данных документации процесс регистрации может быть приостановлен на срок до 3 месяцев.

Инфо

Раньше чётких указаний и требований к заявителю в законодательстве не предполагалось, и постановкой на кадастровый учёт занимался либо застройщик, либо составитель кадастрового плана, либо участник долевого строительства. Как правило, при этом регистрировалась лишь часть дома, то есть общедомовая собственность и прилегающая территория, а обязанности по регистрации каждой отдельной квартиры ложилась на собственников. Сегодня, когда обязанности по регистрации чётко закреплены за госструктурами, всё же не редки ситуации, где общедомовую собственность в кадастр так и не внесли. Рассмотрим возможные варианты разрешения этой ситуации.

Формирование участка

Учитывая огромное количество бюрократических проволочек связанных с процедурой постановки дома на кадастровый учёт, не сложно представить объём документации, который должна представить администрация в Росреестр, после ввода дома в эксплуатацию. Случается так, что документация, составленная инженером не сходится с фактическими данными, что делает имеющийся техплан дома и прилегающей территории недостоверным, а соответственно неликвидным. В таких случаях требуется проведение повторных межевых работ и формирование новой технической документации.

Конечно, все эти действия по закону должен производить госорган выдавший разрешение на введение дома в эксплуатацию. Однако, как правило, эти действия не редко затормаживаются, поскольку госструктура в регистрации и внесении данных о многоквартирном доме в ЕГРН, мало заинтересована. Раздел общедомовой недвижимости между всеми собственниками, и регистрация отдельных квартир, интересует в первую очередь дольщиков, которые намерены перепродать недвижимость, что требует подготовки всех документов, в том числе кадастровых. В таких случаях дольщики и собственники квартир могут инициировать проведение межевания и внесение данных об объекте в ЕГРН, посредством подачи заявления на формирование участка, или на уточнение данных о земельном участке. Как это сделать мы расскажем далее.

Порядок действий

Постановка дома на кадастровый учёт стоит в интересах собственников, поэтому решение о проведении регистрационных действий должно быть вынесено в рамках собрания. Вы можете инициировать его самостоятельно, или обратиться за помощью в управляющую компанию, в чьи обязанности входит организация подобных встреч.

В зависимости от того в какой форме будет проходить собрание жильцов, очной или заочной, должен быть подготовлен пакет документов, который в дальнейшем необходимо будет передать в администрацию:

  1. Заявление об уточнении границ земельного участка или о формировании границ участка, от лица, уполномоченного общим собранием жильцов;
  2. Схема распределения долей собственников квартир в праве общей собственности на общедомовое имущество в многоквартирном доме;
  3. Копии уведомлений о проведении общего собрания;
  4. Приложение о вручении уведомлений о проведении собрания;
  5. Решения собственников о формировании земельного участка или об уточнении его границ;
  6. Протокол общего собрания собственников.

Инфо

Лучше обратиться по вопросу проведения собрания к управляющей компании. Её сотрудники должны знать, какие документы составляются в рамках собрания, это освободит вас от необходимости самостоятельно оформлять подобные бумаги.

Попутно необходимо будет составить заявление «О передаче земельного участка в общедолевую собственность» и подать его вместе со всеми документами в администрацию. Заявитель на основании протокола собрания может заказать межевые работы. Межевание придётся проводить за свой счёт, но в случае, когда технические документы не совпадают реальными данными, это будет необходимо.

На основании ваших заявлений, предоставленных вами протоколов и результатов межевания, администрация утверждает границы участка, и передаёт информацию в кадастровую палату. В разных регионах страны формированием участков занимаются разные структурные подразделения. В Москве такие полномочия возложены на Департамент земельных ресурсов.

Итог

Нововведения в регистрационных действиях, должны поспособствовать скорейшей постановке новостроек на кадастровый учёт. Застройщик по новым правилам эти действия совершать не обязан, хотя именно на основании представленного им плана многоквартирного дома вносятся данные в ЕГРН. Собственники, заинтересованные в скорейшей регистрации объекта недвижимости в кадастре, могут провести межевые работы и подать документы на регистрацию самостоятельно, по решению общего собрания жильцов, если госорганы по каким-либо причинам оттягивают эту процедуру.

Каждый объект недвижимого имущества согласно законодательству должен быть поставлен на учёт в кадастре. Это обеспечивает полный перечень правомочий собственника и гарантирует их. Без постановки на учёт недвижимость не признаётся в качестве объекта права собственности. По этой причине постановка дома на кадастровый учет – это первостепенная задача любого собственника.

Кадастровый учет дома является необходимым в следующих случаях:

  • при завершении строительства дома;
  • при утилизации строения;
  • при внесении изменений в сведения об объекте.

Даже при решении судебных споров именно по факту учёта и данным в кадастре устанавливаются характеристики спорного объекта недвижимости, в том числе сведения о собственнике. Регистрировать можно как часть дома и дом целиком, так и недостроенные здания как таковые.

В целом регистрация объекта даёт владельцу следующие правомочия:

  • право владения и распоряжения объектом по своему усмотрению;
  • правомочие передачи объекта в залог, в том числе и под кредит;
  • обменять его или оставить по наследству;
  • реализовать объект.

Постановка на кадастровый учет жилого дома в единой базе и в открытом доступе гарантирует защиту прав собственников от нарушения со стороны третьих лиц (самозахватов, мошенников и т. д.).

Итак, как поставить дом на учёт? Для начала стоит отметить, что учёт частных домов, а также постановка на кадастровой учет многоквартирного дома, являются процедурой не обязательной. Она проводится по желанию собственника дома и в его интересах. В силу указанных выше обстоятельств регистрировать дом всё же рекомендуется. Процедура сама по себе не сложная и для её проведения не требуется много времени.

Регистрация дома состоит из следующих шагов:

  1. Сбор документов.
  2. Выбор способа представления документов в уполномоченный орган.
  3. Оплата установленного сбора.
  4. Составление заявления и подача выбранным способом.


Подавать собранные документы и заявление можно следующими способами:

  • непосредственное обращение в уполномоченные органы;
  • через МФЦ;
  • подача онлайн заявки;
  • почтовая служба;
  • заказ выездной службы кадастрового органа.

Оплата государственной пошлины является обязательной. Её сумма при этом различается. Всё зависит от формы ответа. Он заключается в оформлении кадастрового паспорта на частный дом. Так:

  1. При заказе паспорта на бумаге пошлина составляет 200 рублей.
  2. При заказе документа в электронной форме – 150 рублей.

Квитанцию также необходимо представить при подаче заявления. При онлайн заявке квитанция показывается во время получения паспорта.

В нормы законодательства, устанавливающие перечень документов для постановки частных домов на государственный учёт, очень часто вносятся изменения. Чтобы обладать более достоверной информацией, необходимо обратиться в местное отделение Росреестра или Многофункциональные центры населённых пунктов. Там же и осуществляется постановка на учёт частного дома.


Для постановки дома на кадастровый учет нужны следующие документы:

  • заявление согласно установленному образцу (выдаётся и заполняется на месте);
  • действительный и соответствующий реальности технический план частного дома;
  • определяющий право собственника документ в оригинале;
  • план частного дома из БТИ;
  • разрешительные документы для строительных работ.

Также необходимо представление паспорта владельца в оригинале. Копия паспорта снимается на месте. В противном случае копию можно заверить у любого нотариуса. При осуществлении процедуры через представителя нужна также нотариально заверенная доверенность от имени собственника.

Проверку достоверности представленных документов осуществляет сотрудник соответствующего органа. При обнаружении подлога или недостоверности данных в приёме документов будет отказано.

Технический план представляет собой обязательный инвентаризационный документ для любого объекта строительства. Он содержит сведения, перечень которых строго определён, и без которых осуществить учёт частного дома в единой базе объектов недвижимости не получится.

В отличие от техпаспорта, который оформляется на жильё при постановке на кадастровый учет многоквартирного дома, в техническом плане частного дома определяется строгая привязка его к участку. Иными словами, без земельного участка частный дом не может выступать в качестве отдельного объекта недвижимости, а значит, и передаваться другому собственнику.

В то же время привязка осуществляется по координатам и поворотным точкам на территории земельного владения, так что найти частный дом на электронной карте можно будет со 100 % точностью. Это обеспечивает не только индивидуальность объекта, но и гарантирует защиту прав собственников.


По общему правилу оформлять технический план можно лишь на объекты завершённого строительства. Однако в случаях, когда необходимо зарегистрировать право собственности на недостроенный частный дом (возникновение судебного спора, продажа), Бюро технической инвентаризации оформляет план и на такой объект.

Необходимо отметить, что составление плана технической инвентаризации осуществляется исключительно профессиональными кадастровыми инженерами. Изготовленный иными лицами документ не имеет официальной силы и не может быть представлен в государственные органы.

Чтобы получить данный документ необходимо в БТИ представить:

  • разрешение администрации на ввод объекта в эксплуатацию;
  • составленные при строительстве проектные документы;
  • в случае если постройка была совершена до 2013 года, нужно представить и технический паспорт, также составленный до указанной даты.

Если у собственника отсутствуют какие-либо документы на частный дом, то начинать необходимо с оформления декларации на новый объект недвижимости. Такая декларация составляется самим собственником с целью представления специалистам для оформления технической и проектной документации.

Рассмотрение заявления собственника и выдача кадастрового паспорта на частный дом производятся в разные сроки в зависимости от следующих обстоятельств:

  • когда подаётся заявление на повторное получение паспорта – 5 дней;
  • при подаче заявления на первичную регистрацию или внесение изменений в кадастровые данные – 10 дней.


Местные администрации населённых пунктов и власти субъектов федерации могут самостоятельно определять указанные сроки. Однако они не могут быть больше указанных выше.

При подаче заявления и документов посредством многофункциональных центров необходимо там же уточнять сроки, в которые центр осуществляет передачу заявления в кадастровую палату. Указанные сроки начинают исчисляться лишь с момента передачи МФЦ всех необходимых документов в уполномоченный орган.

Кадастровый паспорт частного дома

Итогом результата регистрации частного дома становится оформленный на него кадастровый паспорт. В этом документе содержатся сведения о частном доме как об объекте недвижимости. В нём указываются следующие характеристики частного дома:

  • целевое назначение (жилое помещение);
  • место расположения;
  • наличие инженерных коммуникаций (газ, свет, вода);
  • размер площади;
  • количество этажей (не более трёх);
  • количество жилых и нежилых помещений.

Если меняются параметры строения, об этом необходимо проинформировать кадастровую палату. Для этого подаётся новое заявление с новым техническим паспортом частного дома. Без этого возможны споры при смене владельца или уплате налогов.

При продаже, дарении или покупке, а также наследовании частного дома в регистрирующий орган необходимо представить кадастровый паспорт. Однако при представлении документации в государственные органы по той или иной причине подавать паспорт частного дома не нужно. В свою очередь, сотрудники госорганов не имеют права его требовать, так как он получается самим органом путём подачи запроса в кадастровую палату или Росреестр.

Отказ в регистрации объекта недвижимости

Основное правило при получении от уполномоченного органа отказа – это обратиться в суд. Иногда основания отказа могут быть несущественными или же ошибочно принятыми, так что разобраться можно именно через судебный орган.

В целом, отказ может быть дан по следующим причинам:

  • ошибки в заполнении документов;
  • недостаток документов;
  • подача заявления не имеющим на то право лицом;
  • осуществление незаконной постройки;
  • осуществление постройки с нарушением законодательства;
  • объект не имеет доступа к транспортным путям;
  • если дом или участок под ним находятся на территории сразу двух районов (населённых пунктов).

Если постройка является незаконной, то узаконить ее можно только через суд, доказав, что на момент осуществления строительных работ не было возможности получить разрешительную документацию. При этом следует иметь в виду, что объекты незаконного строительства могут быть снесены по решению суда.

Причину отказа сотрудники уполномоченного учреждения должны представить подробно и в письменном виде. Если указанные причины можно устранить самостоятельно, без обращения в суд, то сделав это заявление можно подать повторно.

Таким образом, поставить дом на кадастровый учёт в единой базе объектов недвижимости и получить кадастровый паспорт – хоть и не обязательно, но рекомендовано. Это позволяет собственнику публично заявлять о своих правах, а также открыто реализовать их в случаях распоряжения своим домом в качестве имущества.

Операции с регистрацией недвижимости и ввода ее в эксплуатацию требуют строгого соблюдения оформления документации согласно установленным законодательным формам и актам. недвижимых объектов регламентируется на государственной основе в соответствии с Федеральным законом № 221 “О государственном кадастре недвижимости”.

Оформление документов

Для постановки на учет в кадастровом органе и ввода новостройки (многоквартирного дома – МКД) в эксплуатацию застройщику необходимо обратиться в соответствующие инстанции с заявлением и предоставить все документы для регистрации.

Оформление документов производится в государственных органах или органах местного самоуправления (департаменте градостроительства). Для оформления от застройщика требуется написать заявление, к которому прилагается пакет документов.

Документы для кадастрового учета оформляются в соответствии с требованиями государственных актов и форм. Список необходимых бумаг указан в пункте 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ .

Список документов для постановки на учет МКД:

Комиссия и сотрудники градстроительного департамента рассматривают документацию и выносят решение о вводе объекта недвижимости в эксплуатацию – застройщик получает разрешение и право заселения жильцов.

Заключение на разрешение выдается органом строительного надзора и позволяет застройщику вводить дом в эксплуатацию на основании соответствия всем государственным требованиям.

Процесс постановки

После окончания строительных работ многоквартирного дома, застройщику необходимо обратиться в государственные органы для постановки новостройки на учет. Застройщик обращается в орган местного самоуправления или орган государственной власти по месту нахождения новостройки.

Например, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города или района. Для постановки необходимо совершить ряд операций.

Постановка земельного участка многоквартирного дома

  1. Завершение строительства – проведение технической инвентаризации;
  2. Подготовка и подача заявления и документации на ввод в эксплуатацию;
  3. Получение разрешения от департамента и регистрация в ЕГРН;
  4. Получение кадастрового паспорта.

ВАЖНО – при обнаружении ошибок или неточностей в бумагах, все исправляется и заявление подается повторно.

Придомовой территории МКД

Процедура постановки на учет:

Сроки: как долго ставят

Государственный орган местного самоуправления (департамент градостроительства) принимает заявление и пакет документов от застройщика, рассматривает дело и выносит заключение в течение 9-15 дней. После дело предается в Росреестр, который в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления вносит сведения о многоквартирном доме вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Таким образом, постановку на кадастровый учет совершает государственный орган, а не сам застройщик. На процедуру кадастрового учета затрачивается от 7 до 10 дней.

Заключение

Постановка на кадастровый учет многоквартирного дома производиться государственными органами. Законом не предоставлено право для самостоятельной постановки на учет застройщиком своего МКД, т.к учитывают не только квартиры, но и общедомовое имущество, земли.

Основание для данной процедуры служит – , в которой говорится об одновременном кадастровом учете всех расположенных помещений многоквартирного дома, включая его составляющие (общее имущество, машиноместо, земельные участки. площадки).