© Depositphotos

Сегодня отмечается Преображение Господне. Что означает этот праздник, какие народные традиции соблюдаются и что святят на Яблочный Спас, тебе расскажет tochka.net .

Ежегодно православный мир отмечает 19 августа Преображение Господне (Яблочный Спас, Второй Спас) - один из самых больших и значимых христианских праздников. Полное название этого дня - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Храм Преображения Господня, Харьков © kharkivoda.gov.ua

Это второй Спас, который следует за первым, и также является радостным светлым летним праздником, посвященным Христу Спасителю.

В 2018 году Преображение Господне приходится на воскресенье, выходной день, так что у тебя есть возможность отпраздновать это событие в семейном кругу.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Преображение Господне: что означает праздник

Икона Преображение Господне © hram-pg.org

В этот день, согласно церковному учению, Иисус Христос явил апостолам свою Божественную силу. Чтобы показать своим ученикам Небесную духовную славу, которая наступит за земными страданиями, Иисус повел трех апостолов Иакова, Иоанна и Петра на гору Фавор, и там во время молитвы произошло Его чудесное преображение. Его лицо засияло подобно солнцу, а одежда стала белой, как свет. Также апостолы увидели пророков Илью и Моисея, которые разговаривали с Христом о Его близком исходе.

Православный женский монастырь Преображения Господня на горе Фавор © wikimedia.org

Праздник Преображения Господня символизирует явление Сына Божьего, при котором Бог-Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ".

Храм Преображения Господня, Киев © preobraz.kiev.ua

Преображение Господне показывает людям, что в Иисусе соединены два естества — божественное и человеческое. Также праздник Преображения Господня напоминает всем нам о необходимости изменяться в лучшую сторону и духовно расти, ведь по сути человек способен вместить в себя явление Божией благодати.

Церковь Преображения Господня, Славянск © zastanom.net

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Преображение Господне: традиции праздника

© Depositphotos

Народное название праздника Преображения Господня - . Это название не случайно. Дело в том, что к этому времени как раз поспевает богатый урожай яблок и других летних даров, начинается их активный сбор и заготовка на зиму.

И в день Яблочного Спаса в церквях во время богослужения Преображения Господня освящают яблоки, виноград, груши, сливы, персики и другие фрукты и овощи нового урожая. Именно с этого времени, т.е. после освящения, их разрешено употреблять в пищу.

Собор Преображения Господня, Одесса © Depositphotos

Во время службы Преображению Господню священники читают молитву "На освящение винограда нового урожая", благословляют плоды и кропят их священной водой. Так верующие благодарят Бога за новый урожай, а затем часть его оставляют в церкви и раздают нищим.

В народе подмечали, что после Преображения Господня лето поворачивает к осени, также преображается и погода: ночи становятся по-осеннему холодными. А по погоде на Яблочный Спас судили о будущей зиме.

Во второй половине августа 2016 христиане отмечают три важных христианских праздника: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Среди них праздник Преображение Господне (Яблочный Спас) — наиважнейший. Дата Преображения Господня —19 августа— не изменяется. Она связана с преображением Сына Божьего, услышавшего о своей священной миссии стать спасителем людей, погибнуть за них на кресте и воскреснуть, чтобы и дальше помогать всем. Также живут веками народные традиции и приметы Яблочного Спаса. Поскольку праздник этот отмечается во время Успенского Поста, отмечая его, нельзя переусердствовать в принятии пищи и спиртного.

Когда христиане отмечают Преображение Господне в 2016 году

Дата праздника не меняется никогда, поэтому все верующие знают, какого числа наступает Преображение Господне. В 2016 году (впрочем, как и всегда) этот праздник отмечается 19 августа. Утро Яблочного Спаса начинается с литургии, посвященной событию, произошедшему тысячелетия назад. В то время Христос, дабы показать величие Господа, поднялся вместе с тремя своими учениками на гору Фавор. В это время Иисусу явились пророки, сообщившие Сыну Божьему о его предстоящей гибели на кресте и воскрешении. После услышанных слов пророков лицо Христа воссияло от радости, а одежды его сменили свой цвет, став белоснежными. Свидетелями чуда преображения учителя стали апостолы. Испугавшись сначала таких изменений в лике и облике Христа, позже они возрадовались вместе со своим учителем. С тех пор в честь этого события священнослужители 19 августа одеваются в белое. Начинаясь утром с литургии в честь Преображения Господня, праздник продолжается освящением плодов винограда, груш и яблок и последующим угощением фруктами (чаще всего — яблоками) близких. Семьи в этот день собираются на праздничный ужин, где главными блюдами стола становятся пироги с яблоками и запеченная рыба.

Приметы, обычаи и традиции на Преображение Господне 2016

С Преображением Господнем связано много народных примет, традиций и обычаев. В этот день обязательно освящают яблоки и другие фрукты и овощи, позже угощая всех вокруг. Откусив от яблока, угощенный человек загадывает обязательно доброе желание, которому обычно суждено сбыться. По традиции Яблочного Спаса, незамужние девицы расчесывают волосы гребешком из яблони и кусают от яблока. В это время они загадывают своего любимого и его имя. Приметы погоды на Преображение Господне могут много рассказать о предстоящей зиме. Например, дождь, прошедший 19 августа, несет с собой информацию о сильном снеге в январе. И напротив, сухой Яблочный Спас обещает январь без снега, но с сильными морозами. Погода на Спас бывает такой же, как на праздник Покрова.

Что нельзя делать на Преображение Господне?

19 августа еще идет Успенский Пост, поэтому на Преображение Господне нельзя есть блюда из мяса, вкушать молочные продукты и яйца. Конечно же, нельзя пить спиртное, злословить и скандалить. Праздник этот символизирует наше преображение и духовное просветление, поэтому и вести нужно себя соответствующе.

Радостный праздник Преображение Господне, относящий нас на тысячи лет назад к событиям на горе Фавор, ежегодно отмечается и церковью, и всеми простыми христианами. 19 августа 2016 года утро Яблочного Спаса начнется с торжественных богослужений, вести которые будут священнослужители, облаченные в белое. Согласно традициям и обычаям в этот день многие понесут яблоки, виноград и другие плоды в храмы, чтобы позже угостить близких и даже незнакомых людей освященным яблочком и пожелать здоровья и достатка. Люди, следящие за календарем погоды, смогут позже проверить, сбылись ли приметы Преображения.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл

Стоит задуматься о смысле праздника Преображение Господне. Он заставляет всех нас поразмыслить о земной жизни Иисуса Христа. Он жил в Назарете, проповедовал своим ученикам. Он был миссией, посланным Богом, чтобы спасти мир, спасти всех нас, своими тяжкими муками. И когда он начал говорить, что он Царь, неверующие усмехались над ним, били его, издевались. Его избивали розгами, а он не сдавался, повторяя, что он Царь Божий и что Господь Бог — его Небесный Отец.

Когда Иисус отправился на высокую гору Фавор, чтобы помолиться, его ученики заснули, утомившись в пути. На гору во время молитвы Иисуса опустилось облако, из которого раздался голос. Он увидел два святых образа, которые стали говорить с ним. Они сказали ему, что он миссия и должен пострадать за нас всех, приняв казнь на кресте. Когда он разговаривал с ними, одежды его засветились белым светом. Его ученики проснулись о яркого свечения и были очень удивлены увиденному. Они были поражены преображением Иисуса, который светился ярче солнца, его лицо было озарено, испачканная в дороге одежда стала белее белого. Господь сказал им, что Иисус – его сын, Сын Божий. И велел им слушаться его во всем.

Это событие и назвали Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Спустившись с горы, Сын Божий приказал своим ученикам не рассказывать никому об увиденном происшествии до его Воскресения после распятия на кресте. Свет на горе – это проявление Божьей благодати, через которую воссоединился земной человек и Отец Небесный.

Преображение Господне: когда празднуется

Преображение Господне приходится на конец лета. Это очень чистый, светлый и благодатный праздник в христианстве. Он очень торжественный, хотя и попадает на . В это время созревают плоды, яблоки, виноград. Их принято приносить в храм на освящение. В этот день едят яблоки с медом, запивают виноградным соком
нового сбора или вином. Постящимся людям следует помнить о том, что Успенский пост строгий. В народе этот праздник называют . До этого дня, по традиции, употреблять в пищу яблоки православным не разрешается. Преображение господне в 2016 году будет 19 августа. На Преображение Господне, дата праздника переходящая.

Преображение Господне: приметы

Приметы на Преображение Господне подсказывают нам, какой будет погода осенью и зимой, а так же в день на Покров. Если день выдастся жарким, осень будет теплой, если прохладный, то осень будет холодной, если пойдет дождь, то дождливой.

Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников - Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа.

Торжества в честь праздника Преображения Господня были установлены в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах. Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх, который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный : центральный престол посвящен Преображению Господню, правый - пророкам Моисею и Илии, левый - великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки - самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Преображение Господне (2016)










    Преображение Господне (2016)

    Здравствуйте, вы смотрите программу «Директива Дугина». Сегодня великий двунадесятый праздник – Преображение Господне.
    Праздник Преображения Господня, называемый в народе Яблочным Спасом, имеет огромное значение для самой структуры православного времени. Это не просто конец лета, это высшее духовное измерение того, что можно назвать урожаем. Как чистый и священный крестьянский труд – солнечный царственный труд по возделыванию земли и уходу за домашними животными – даёт каждый год свои конкретные видимые плоды в виде зерна, молока, вина, яиц, мяса и яблок, так и духовная жизнь христианина должна венчаться высшим из возможных созерцаний – созерцанием Преображения Христова на Святой горе Фавор. Видения нетварного Фаворского Света, в котором Господь преобразился перед избранными учениками, – это вершина духовного пути христианина, высший из даров, конец пути – строго вверх, к Сыну Божию, Свету.
    Теологически смысл праздника сопряжен с моментом встречи двух Заветов – Ветхого и Нового. Христос с тремя учениками апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном – поднимается в гору. Пока ученики спят, Христос обращается с молитвой к Богу Отцу и это избранное место заливается вечным светом. Проснувшись, ученики в ужасе и трепете увидели, как их учитель Иисус беседует в лучах божественного света с двумя старцами – с Моисеем и пророком Илией. Если бы Иисус Христос был бы пророком, то этой встречей он доказал бы своё пророческое достоинство. И именно это предложили ужаснувшиеся ученики: давайте, сказали они, поставим здесь три святилища, каждому из пророков – по святилищу. Они были, видимо, правы в логике Ветхого Завета: высшие праведники встретились по ту сторону жизни и смерти в свете истины. Но это было не так. Иисус Христос не пророк и не продолжатель иудейской традиции. Он есть намного, намного большее. Он Бог и Сын Божий. И свет, в котором он беседовал с ветхозаветными праведниками, был не обычный – а божественный – тот, который светил тогда, когда еще не было вообще ничего – ни света, ни тьмы. А он, Фаворский Свет уже был. И когда мир исчезнет, он будет светить по-прежнему.
    И чтобы у апостолов, которым и предстояло строить церковь Нового Завета, церковь Сына Божия, Церковь Пресвятой Троицы и нетварного Фаворского Света, не было сомнений, с небес раздался Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». Так на горе Фавор была приоткрыта самая высшая христианская истина – истина о Сыне, о Боге-Слове. Один из участников этого вселенского таинства, апостол Иоанн, в своём Евангелии напишет: «Вначале Было Слово». Он узнал, что такое Слово и что такое Возлюбленный Сын Божий, в этот самый момент на Святой горе Фавор.
    Новый Завет признает ветхозаветных праведников и пророков, чтит их. Но Иисус Христос не один из них. Он наш Истинный Бог, и именно это отличает нашу христианскую эпоху Благодати от прежней иудейской эры Закона. На горе Фавор в момент Преображения это было явлено трём апостолам, а через них остальным и всему человечеству.
    Афонские монахи и русские старцы считали, что увидеть Фаворский Свет – это цель всей христианской жизни. С видения Фаворского Света начинается монашеский подвиг русского старца Софрония Сахарова, отправившегося после этого дара из современного благоустроенного Парижа прямиком в дикую афонскую пещеру. Ведь нет ничего дороже и выше созерцания вечности. Но чтобы увидеть этот свет, учили старцы-исихасты, надо поместить свой ум в сердце и очистить свое сердце от тьмы материи, грехов и всего того безобразия, которым наше сердце чаще всего наполнено. Ведь как говорил старец Софроний: «Истинный путь к видению Божественного Света лежит через внутреннего человека». Пока мы не откроем и не воспитаем в себе внутреннего человека, пока не изучим и не очистим нашу сущность, мы будем пребывать во тьме.
    Ведь всё, что не есть Фаворский Свет, по большому счёту, есть одна сплошная непроглядная мгла.
    Всего доброго, вы смотрели преображенскую «Директиву Дугина».
    Сегодня как нельзя уместны приводимые старцем Софронием Сахаровым слова Симеона Нового Богослова:
    «Прииди, Свет истинный, Прииди, Жизнь вечная; Прииди, падших восстание; Прииди, низложенных воздвижение; Прииди, мертвых воскресение... Прииди, Царю Всесвятый, Прииди и вселися в ны, И пребуди в нас неотступно, И безраздельно царствуй в нас Ты - Единый во веки веков. Аминь».

Длит: 23:59:59

2016

Здравствуйте, вы смотрите программу «Директива Дугина». Сегодня великий двунадесятый праздник – Преображение Господне.
Праздник Преображения Господня, называемый в народе Яблочным Спасом, имеет огромное значение для самой структуры православного времени. Это не просто конец лета, это высшее духовное измерение того, что можно назвать урожаем. Как чистый и священный крестьянский труд – солнечный царственный труд по возделыванию земли и уходу за домашними животными – даёт каждый год свои конкретные видимые плоды в виде зерна, молока, вина, яиц, мяса и яблок, так и духовная жизнь христианина должна венчаться высшим из возможных созерцаний – созерцанием Преображения Христова на Святой горе Фавор. Видения нетварного Фаворского Света, в котором Господь преобразился перед избранными учениками, – это вершина духовного пути христианина, высший из даров, конец пути – строго вверх, к Сыну Божию, Свету.
Теологически смысл праздника сопряжен с моментом встречи двух Заветов – Ветхого и Нового. Христос с тремя учениками апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном – поднимается в гору. Пока ученики спят, Христос обращается с молитвой к Богу Отцу и это избранное место заливается вечным светом. Проснувшись, ученики в ужасе и трепете увидели, как их учитель Иисус беседует в лучах божественного света с двумя старцами – с Моисеем и пророком Илией. Если бы Иисус Христос был бы пророком, то этой встречей он доказал бы своё пророческое достоинство. И именно это предложили ужаснувшиеся ученики: давайте, сказали они, поставим здесь три святилища, каждому из пророков – по святилищу. Они были, видимо, правы в логике Ветхого Завета: высшие праведники встретились по ту сторону жизни и смерти в свете истины. Но это было не так. Иисус Христос не пророк и не продолжатель иудейской традиции. Он есть намного, намного большее. Он Бог и Сын Божий. И свет, в котором он беседовал с ветхозаветными праведниками, был не обычный – а божественный – тот, который светил тогда, когда еще не было вообще ничего – ни света, ни тьмы. А он, Фаворский Свет уже был. И когда мир исчезнет, он будет светить по-прежнему.
И чтобы у апостолов, которым и предстояло строить церковь Нового Завета, церковь Сына Божия, Церковь Пресвятой Троицы и нетварного Фаворского Света, не было сомнений, с небес раздался Голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». Так на горе Фавор была приоткрыта самая высшая христианская истина – истина о Сыне, о Боге-Слове. Один из участников этого вселенского таинства, апостол Иоанн, в своём Евангелии напишет: «Вначале Было Слово». Он узнал, что такое Слово и что такое Возлюбленный Сын Божий, в этот самый момент на Святой горе Фавор.
Новый Завет признает ветхозаветных праведников и пророков, чтит их. Но Иисус Христос не один из них. Он наш Истинный Бог, и именно это отличает нашу христианскую эпоху Благодати от прежней иудейской эры Закона. На горе Фавор в момент Преображения это было явлено трём апостолам, а через них остальным и всему человечеству.
Афонские монахи и русские старцы считали, что увидеть Фаворский Свет – это цель всей христианской жизни. С видения Фаворского Света начинается монашеский подвиг русского старца Софрония Сахарова, отправившегося после этого дара из современного благоустроенного Парижа прямиком в дикую афонскую пещеру. Ведь нет ничего дороже и выше созерцания вечности. Но чтобы увидеть этот свет, учили старцы-исихасты, надо поместить свой ум в сердце и очистить свое сердце от тьмы материи, грехов и всего того безобразия, которым наше сердце чаще всего наполнено. Ведь как говорил старец Софроний: «Истинный путь к видению Божественного Света лежит через внутреннего человека». Пока мы не откроем и не воспитаем в себе внутреннего человека, пока не изучим и не очистим нашу сущность, мы будем пребывать во тьме.
Ведь всё, что не есть Фаворский Свет, по большому счёту, есть одна сплошная непроглядная мгла.
Всего доброго, вы смотрели преображенскую «Директиву Дугина».
Сегодня как нельзя уместны приводимые старцем Софронием Сахаровым слова Симеона Нового Богослова:
«Прииди, Свет истинный, Прииди, Жизнь вечная; Прииди, падших восстание; Прииди, низложенных воздвижение; Прииди, мертвых воскресение... Прииди, Царю Всесвятый, Прииди и вселися в ны, И пребуди в нас неотступно, И безраздельно царствуй в нас Ты - Единый во веки веков. Аминь».