Сегодня мы не представляем свою жизнь без газет, журналов, книг, потока информации, с которой сталкиваемся в повседневной жизни. И вряд ли мы задумываемся о значении письменности в нашей жизни, мы принимаем это, как данность. А ведь появление письменности является одним из важнейших, фундаментальных открытий в истории развития человечества, которое по значимости можно сравнить с добыванием и использованием огня. Письменность в отличие от речевого общения способна закрепить, сохранить и передать информацию с помощью письменных знаков, позволяет общаться в пространстве и во времени.

Труден и долог был процесс становления письменности, длившийся тысячелетия. Первой попыткой передачи информации неречевым способом принято считать предметное письмо, которое составлялось из совокупности предметов одним человеком для передачи информации другому человеку. Такими предметами мог быть пучок стрел, означавший объявление войны или дым костра, предупреждающий об опасности и многое другое. Однако такая информация не всегда могла быть истолкована верно. Следующим шагом в становлении письменности явилась пиктография — закрепление и передача с помощью рисунков информации. Считается, что этот самый древний способ письма появился в эпоху палеолита. Правда, не все специалисты признают пиктографию началом письменности, т. к. такое письмо можно было трактовать по-разному. В течении тысячелетий пиктографическое письмо перерастает в идеографическое, где рисунки заменялись условными знаками, определенными символами, например, воду изображали в виде волнистой линии и т. д. Такие изображения греки назвали иероглифами. Такое письмо уже широко использовали в IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Египте, Древнем Шумере, немного позже — в Древнем Китае. На протяжении III-II тысячелетий до н.э. иероглифическое письмо превратилось в слоговое письмо клинописного типа (письмо писали на глиняных табличках заостренной палочкой из камыша, затем таблички обжигали в печи и сушили), которым уже пользовались в Восточном Средиземноморье. Клинописное письмо было очень сложно для усвоения, т. к. насчитывало тысячи специальных знаков, что требовало профессионализма и привело к возникновению целого социального слоя писцов.

Важнейшим этапом на дороге упрощения письменности стало звуковое, буквенное письмо, в котором определенный знак соответствует каждому звуку речи. Знаки обозначали уже не предметы, а звуки и слоги и графически передавали звуковые обозначения. Теперь следовало запомнить всего два-три десятка букв и та точность, с которой будет письменно воспроизведена речь, не идет ни в какое сравнение с другими способами. Первыми буквенное звуковое письмо стали применять народы, у которых гласные звуки имели меньшее значение, чем согласные.

В конце II тысячелетия до н. э. у финикийцев, древних евреев возник алфавит. Финикийский алфавит положен в основу древнегреческого письма, а также арамейского, который позже ляжет в основу индийской, арабской и персидской письменных систем. Греческое письмо берет начало от финикийского. В греческом алфавите стало больше букв, которые передавали все звуковые оттенки речи, они ввели знаки для всех гласных, изобрели полную письменную систему. Вряд ли найдется ответ на вопрос: кто первым из людей изобрел буквенно-звуковое, алфавитное письмо или систему письменности. Возникновение письменности было продиктовано требованиями жизни и развитием человеческого общества.

Письмо - искусственно созданная система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени

Действительно, звуковая речь, которая является одним из самых гениальных изобретений человечества, ограничено в пространстве и времени. С помощью звукового языка невозможно передать информацию на большие расстояния, как и невозможно передать и ее непосредственно будущим поколениям. Поэтому вполне естественно, что человечество искало вспомогательное средство передачи информации, который бы устранил названы препятствия. Таким средством стало письмьмо.

Изобретение письма без преувеличения можно считать важности вторым после языка изобретением человечества. Появление письма знаменовала интеллектуальную революцию. Люди получили возможность передавать свой опыт пр рийдешним поколением, а потомки получили возможность слышать"голос прошлого"Это повлияло на ускорение развития науки, техники, культуры и вообще всей цивилизации. Опыт поколений стал общемировые овым достоянием, научные идеи и открытия стали общедоступными, исчезла необходимость открывать уже открытое, а все это сказалось на интенсификации мышления и на научно-техническом и культурном пр огреси. Загалоогресі загалом.

Возросла и объединяющая роль языка, поскольку письмо способствовало оптимальной организации общественной жизни, производства, торговли. Административные документы, общественно-политическая и художественная литература згуртовув валы и этнос, пользовавшийся одном языке, и цивилизованные народы всего миру.

Даже в наше время, когда изобретены средства хранения и передачи на расстояние звукового вещания (технические средства вещания, радио), роль письма в жизни общества ничуть не уменьшилась

Письмо возникло примерно шесть тысяч лет назад. Правда, первые примитивные попытки графической передачи информации, найденные в пещерах на севере. Испании, относятся к значительно более раннему периоду - 20 тыс рок ков к не, к однако достаточных оснований назвать это письмом. НЕТемає.

В науке встречаются утверждения, что письмо появилось еще до возникновения звуковой речи. Однако это не является достоверным, потому о чем могли писать безмолвные люди. Все было как раз наоборот: между возникновением языка и изобретет дневные письма прошло много временису.

Письмо возникло в эпоху, когда у людей появилась потребность передать информацию удаленным членам рода или иным племенам или что-то увековечить, то есть в период уже сложных общественных отношений

Возникновению письма предшествовал длительный подготовительный период начала попытки передачи на расстояние информации способами, которые мало напоминали графическое письмо. Речь идет о так называемом"предметное письмо» или протописьмо, - оптические мнемонические системы, которые не воспроизводят непосредственного вещания, а является напоминанием или подсказкой для лица, принимающего сообщение. Такие средства информации практиковали разные пле мена уже в эпоху неолита (восьмого-III тысячелетия до. НЕоліття до н.е.).

мнемонические и символическим знаком мог быть предмет или несколько предметов и ритуальные действия с ними. Такие способы общения сохранились и до наших дней. Так, в частности, в североамериканских индейцев перед дача томагавка означала объявление войны, а общее выкуривания трубки - заключение мира. В Украине символические знаки использовали в обряде сватовства. Если девушка соглашалась выйти замуж за парня, щ в сватался, то связывала сватов рушниками, а руку жениха платком, если нет, то вручала парню тыква, откуда и пошли выражения тыквы достать, тыквы съесть, означающие"отказ той, к к ого сватаешся; потерпеть неудачу"К предметам-символам можно отнести"хлеб и соль", определенные цветы (в подарок), а в мнемонических - связан на память узелок на платке рудимент"предметного письм а"можно считать выставленные на витрине хлебного магазина хлебобулочные изделия , подвешенный сапог у входа в обувную мастерскую тощбіля входу у взуттєву майстерню тощо.

Интересный факт"предметного письма"описал греческий историк. Геродот (V в до. Не). Скифы послали персам лягушку, мышь, птицы и пять стрел. Жрецы персидского царя. Дария"прочитали"это"послание"так:"Если вы, персы, не умеете летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, и прятаться под землей, как мыши, вы все будете уничтожены нашими стрелами"Разгадывая это"послание", персы учитывали и то знание"контек сту", кто такие скифы, который у них образ жизни, как они воюют тощuot;, хто такі скіфи, який у них спосіб життя, як вони воюють тощо.

Все приведенные факты - примеры мнемонического и символического"письма"Однако существовала, а иногда и до сих пор существует условная сигнализация, когда сами вещи ничего не выражают, а используются как условные знаки. Н. Например, перуанское узелковое письмо кипу и. Ирокезские. Ракушечное письмо вампуисьмо вампум.

Письмо кипу - палочка с разноцветными шнурками с узелками. Содержание передают цветами шнурков и количеством и формой завязанных на них узелков

Письмо вампум - это пояс или жезл с прикрепленными к нему различными по цвету и размеру ракушками. Информацию передают порядком расположения, способом соединения и цветом ракушек. Понятно, что посторонний человек не прочитает такого послания, потому о значении такого письма необходимо предварительно договоритьсяся.

"предметным письмом"можно передать только очень простые, элементарные сообщение (указания, сигналы бедствий - землетрясение, наступление врагов и т.д.). Поиски форм и способов передачи сложных сообщений обусловили появление графического письмного письма.

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 6-е, переработанное и дополненное. – М., 1984.

Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. – Л., 1971. – С. 90-107.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С. 110-131.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983.

Русское сценическое произношение / Отв. ред. С.М. Кузьмина. – М., 1986.

Графика

Понятие о графике

Графика (греч. graphikē, от graphō – пишу, черчу, рисую) – это, во-первых, совокупность средств письменности, система отношений между буквами и звуками (фонемами), а также сами начертания букв, знаков; во-вторых, раздел языкознания, изучающий начертания к звуковые значения письменных знаков, в первую очередь букв.

Как указывалось ранее, в транскрипции, которая является особым видом письма, используются также другие графические знаки (знак мягкости, долготы, слоговости и т.д.).

Степень совершенства графической системы языка определяется соответствием букв звукам (фонемам). Идеальной графической системой является система, обеспечивающая однозначное соответствие между буквой и звуком (фонемой).

Современная русская графика делится на рукописную и печатную. Рукописная графика русского языка основывается на древнерусском письме, Основы печатной графики были заложены реформой Петра I, в результате которой был введен гражданский шрифт с округлым очертанием букв и без надстрочных знаков.

Происхождение и основные этапы развития письма.
Значение письма в истории развития общества

Письмо представляет собой знаковую систему фиксации речи, которая позволяет передавать информацию в пространстве и во времени.

Первичным способом общения является устная речь, возникшая примерно 500 тысяч лет тому назад. Вторичным способом общения является начертательное письмо, появившееся около 6 тысяч лет тому назад (древнеегипетское письмо известно с конца 4-го тысячелетия до н.э., критское, китайское – со 2-го тысячелетия до н.э. и т.д.); буквенное письмо существует около 3 тысяч лет.

Письменность является величайшим изобретением человечества, закрепляющим достижения науки, техники, культуры, оказывающимся основой цивилизации.

Предметное письмо как предыстория
начертательного письма

Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.

Первоначально возникло предметное письмо, в котором средствами общения являлись предметы, звери, птицы и т.д.

Письмо, не связанное с языком, предметное письмо, подразделяется на символическую и условную сигнализацию.

При символической сигнализации предмет оказывается символом. Примером символической сигнализации является послание скифов персам, упоминание о котором содержится у греческого историка Геродота в V веке до н.э. Скифы послали лягушку, мышь, птицу и пять стрел; это послание предостерегало персов от возможности быть осыпанными стрелами при вступлении на землю скифов, если персы не научатся прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, летать, как птицы.

При условной сигнализации предметы сами по себе являются не символами, а условными знаками, о значении которых договариваются заранее. В качестве примеров условной сигнализации можно привести перуанское письмо кипу, состоящее из палочки, к которой привязаны шнурки разных цветов и размеров с узелками; письмо североамериканских индейцев; ирокезское письмо вампум, в котором использовался пояс или жезл с ракушками разного цвета и размера.

Значение узелков на шнурках и комбинаций ракушек обычно было известно жрецам. Таким способом передавалась схематичная, заранее определенная информация, например, предупреждение о бедствии.

Способы передачи сообщений при помощи предметов, имеющих условное значение:
а – вампум; б – кипу; в – бирки (целая и расколотая).

Элементами письма можно считать стрелки, показывающие направление пути, семафоры, светофоры, морские и речные сигналы флагами, фонарями; поднесение хлеба и соли как признак гостеприимства у славян, брошенная перчатка как вызов на дуэль, тыква как отказ от супружества на Украине; использование цвета предметов: белого как символ чистоты, красного как символ любви, черного как символ траура и печали; использование числа предметов: четное число цветов – покойнику, семь – символ хорошей семьи.

Начертательное письмо, т.е. собственно письмо, связано с использованием специальных графических знаков и имеет большие, чем предметное письмо, возможности для общения и сообщения информации.

Этапы развития начертательного письма

Первый этап начертательного письма – пиктография , т. е. письмо рисунками (от лат. pictus – живописный и греч. graphō – пишу). Археологами и этнографами обнаружены образцы пиктографического письма на стенах пещер, на скалах, камнях.

РИСУНОЧНОЕ ПИСЬМО ИНДЕЙЦЕВ СИУ

Эта надпись рисунками, судя по всему, гласит: четверо мужчин поймали буйвола. Один остановил его, накинув ему лассо на шею. Другой воскликнул: "Я набросил ему лассо на передние ноги". Третий закричал: "Я отрублю ему голову топором". Четвертый выпустил в буйвола четыре стрелы. В это время женщина говорит своему мужу: "Вот тебе твой лук и стрелы, помоги им убить буйвола".

Пиктограмма представляет собой схематический рисунок определенной жизненной ситуации (охоты, сражения, поездки и т. д.), передающий целое сообщение, не расчлененное на слова. В пиктограмме несущественна художественная выразительность, а важно, в какой степени рисунок отражает значение сообщения.

Известны, например, такие пиктограммы, как "дневник" эскимоса-охотника; в нём рассказывается об охоте человека на двух животных, о встрече с другим охотником, с которым он на лодке перебрался к жилищу; в пиктограмме "прошение" индейцев передано обращение к президенту семи племен (журавля, трех куниц, медведя, морского человека и морского кота) относительно права на рыболовство в некоторых озерах (см. рис. на с. ____).

Обнаружены также наскальные изображения военных походов, мирного труда, предупреждения об опасности в горах, сделанные индейцами. Росписи в храмах, рассказывающие о сотворении мира, о рождении, жизни и смерти Христа, тоже являются своеобразными пиктограммами. Пиктограммы помогают понять причины возникновения изобразительного искусства как способа отражения действительности, передачи информации современникам и потомкам.

В пиктографии хорошо отражается все конкретное, значительно труднее отразить абстрактное. Переход от пиктографии к идеографии и вызван прежде всего необходимостью передавать на письме абстрактные понятия – любовь, дружбу, отечество и др.

Петиция, посланная семью индейскими племенами Конгрессу США относительно права на рыболовство в некоторых озерах. Линии, соединяющие глаза и сердца животных, показывают, что все семь племен единодушны с главным племенем ошкабави, которое представлено в виде журавля; линия, соединяющая глаз журавля с озерами, о которых идет речь (внизу, слева), и линия, уходящая вперед, по направлению к Конгрессу, указывают на просьбу, с которой обращаются племена.

В настоящее время пиктография используется как средство наглядности (особое значение это имеет для неграмотного или малограмотного человека, для иностранца). Пиктограммами являются рисунки на вывесках – бублик, конфеты, сапог; некоторые дорожные знаки, например, с изображением ножа и вилки, велосипеда; картинки в букварях, с которыми дети знакомятся до того, как начинают читать; изображение официанта, уборщицы и т. д. у кнопок звонков в гостиницах.

С развитием абстрактного мышления для выражения понятия возникает идеография , т.е. письмо понятиями (от греч. idea – идея и graphō пишу).

Идеограмма, как и пиктограмма, в начале развития идеографии остается таким же рисунком, поэтому часто одни и те же образцы письма расцениваются то как пиктограммы, то как идеограммы. Но идеограмма, в отличие от пиктограммы, обозначает не предмет, жизненный факт, а понятие, т. е. рисунок (графический знак) становится символом, знаком понятия. Так, например, изображение змеи как эмблемы медицины связано не с самим животным, а с функцией исцеления, принадлежащей змеиному яду; рисунок выступает как бы в переносном значении. Знак начинает соотноситься со словом, поэтому идеограмма называется также логограммой (от греч. logos – слово).

Увеличение размеров текста привело к необходимости ускорения письма, а следовательно, к схематизации рисунков, которые превратились в иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена, резьба жрецов). В результате этого знак лишился конкретности и стал условным.

С развитием письма происходит изменение и в используемом для письма материале, и в пишущих инструментах. Если сначала производились надписи на скалах, камнях, коре деревьев, то в дальнейшем стал использоваться папирус, нильский тростник, пергамент (специально обработанная кожа); впоследствии в Китае была изобретена бумага. Орудия, с помощью которых наносились царапины на древесную кору, заменились пишущими инструментами – кисточкой, пером. Облегчение способа письма приводило к дальнейшему упрощению и схематизации иероглифов.

Иероглифическое письмо было распространено в Месопотамии, Египте, Китае.

Идеография более удобна, чем пиктография, так как иероглифы передают понятия. Идеографическое письмо не связано с передачей слов в их грамматическом и фонетическом оформлении, понятно носителям различных диалектов одного и того же языка.

Но при идеографическом письме необходимо запоминать большое количество знаков, так как каждое понятие имеет свое обозначение. Так, например, в современном китайском языке отмечается около 40 тысяч иероглифов, правда, реально используется от 2 до 6 тысяч.

Элементы идеографии в настоящее время используются в дорожных знаках: восклицательный знак – осторожно, прямоугольник – проезд запрещен, крест – перекресток и т. д.; в картографии и топографии: обозначение населенных пунктов, полезных ископаемых, железных дорог и т. д. Иероглифами являются цифры, научные символы: математические – +,,,:, <, >, , химические – Na, Сu, О, Н, Н 2 О, НСl, шахматные – Фв3-d5 и т. д.

Использование идеографии в научной терминологии объясняется необходимостью выразить научное понятие точно, кратко.

С развитием торговли, с установлением государственности возникала необходимость сделать письмо более простым, доступным все большему числу людей.

Одно направление в упрощении письма было связано с лексикой и возникло в китайской письменности. Для обозначения понятия стали сочетать знаки; например, понятие "лаять" обозначалось объединением знаков "собаки" и "рта". Такой путь сокращения количества идеограмм был непродуктивным, так как сочетания знаков понимались с трудом и требовали дополнительного запоминания.

Другое направление было связано с грамматикой, но оно могло использоваться только в языках с морфемной членимостью слов. При этом корни обозначались уже имеющимися иероглифами, а аффиксы – новыми. Но такой способ тоже не сокращал количества идеограмм, так как и количество корней бесконечно, и аффиксы требуют введения все новых и новых иероглифов.

Третьим этапом в развитии письма явилась фонография , в которой графические знаки стали отражать звуковую сторону языка.

Фонография возникла у египтян и ассиро-вавилонян.

Первоначальным этапом в развитии фонографии явилось силлабическое, или слоговое, письмо, распространенное у ассиро-вавилонян, индийцев. В нем иероглиф обозначал слог. Графическим знаком здесь была не буква, передающая звук (фонему), а силлабема, соответствующая слогу. Такое письмо значительно сокращает алфавит, так как количество слогов определяется десятками или сотнями (100-300 знаков). Употребление письма не требует грамматических знаний. Элементы слогового письма в русской графике используются при обозначении гласными буквами твердости-мягкости предшествующих согласных и в употреблении йотированных букв.

Следующим этапом фонографии являлось звуковое письмо, распространенное у древних евреев и финикиян. Оно носило консонантный характер: буквами обозначались согласные, а гласные обозначались диакритическими знаками, т. е. различными надстрочными и подстрочными знаками. По существу, этот тип письма был переходным этапом от письма слогового к буквенно-звуковому. Первоначально он имел характер консонантно-слогового письма. Алфавит становится еще более экономным: например, в арабском письме было 28 букв для согласных и несколько надстрочных знаков для гласных.

Консонантное письмо, таким образом, возникло из слогового. В слоговом письме были разновидности: могли передаваться сочетания различных согласных с гласными, как в японском письме кана; могли передаваться сочетания различных согласных с определенными гласными, а для обозначения сочетания согласных с другими гласными или без гласных использовались надстрочные знаки, как в современном индийском письме деванагари.

Последним, наиболее совершенным, этапом развития фонографии является буквенно-звуковое письмо, в котором буквами стали передаваться как согласные, так и гласные. Такой тип письма впервые стали использовать греки в начале I тысячелетия до н.э. Графические знаки, обозначающие согласные, были взяты у финикийцев, а для обозначения гласных использовались знаки финикийских согласных, отсутствовавших в греческом языке (финикийские согласные алеф, хе, вав, айн соответствуют греческим гласным альфа, эпсилон, ипсилон, омикрон); для греческих придыхательных согласных были придуманы особые буквы (тата, фи, хи).

Греческий алфавит послужил основой для латинского, славянских и других алфавитов.

Современная русская графика

Графика современного русского языка в той или иной степени отражает все этапы истории письменности.

Пиктография используется, как вспомогательное средство общения, например, в дорожной сигнализации (изображение детей, означающее "Осторожно, дети!"; рисунок руки с вытянутым указательным пальцем как знак направления и т.п.), в указателях на выставках, на международных соревнованиях и т.п. Пиктография играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности населения, а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Идеография применяется в составе вспомогательных подсистем письма: цифры, знаки четырех арифметических действий (+, , , :), алгебраические и химические формульные знаки, некоторые дорожные знаки (прямоугольник – "кирпич", обозначающий, что проезд запрещен; зигзаг как знак крутого поворота; крест как знак пересечения дорог и т. п.).

Силлабическое письмо используется при обозначении гласными буквами твердости-мягкости согласных и при передаче слога йотированными буквами.

Буквено-звуковое (консонантное) письмо находит отражение в написаниях типа СПб (Санкт-Петербург).

Основным видом графики современного русского языка является фонография.

Типы алфавитов

I. Алфавитом (азбукой) называется совокупность букв, расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" образовано из названий первых двух греческих букв: альфа (α) и бета, по-новогречески вита (β). Слово "азбука" образовано из названий двух первых славянских букв: аз (а) и буки (б).

II. Буквы – письменные знаки, передающие звуковой облик слов языка, его отдельные звуковые элементы.

В зависимости от способа обозначения гласных существует три типа алфавитов: 1) гласные обозначаются особыми буквами – греческий, латинский, алфавиты славянских, романских языков, алфавиты большинства языков мира; 2) гласные обозначаются отдельно стоящими диакритическими (надстрочными или подстрочными) знаками – арабский, еврейский и другие алфавиты; 3) гласные обозначаются диакритическими знаками, присоединенными к буквам, обозначающим согласные, – индийский, эфиопский и другие алфавиты.

Все современные алфавиты восходят к финикийскому (древнесемитскому) буквенному консонантному письму.

Первоначально каждый из 22 знаков финикийского письма воспринимался как соответствие сочетанию определенного согласного с любым гласным, а впоследствии – как соответствие только определенному согласному. Чисто консонантное письмо затрудняло понимание текстов, и поэтому уже в первой половине 1-го тыс. до н. э. начали прибегать к использованию знаков, соответствующих согласным, близким по месту образования к гласным.

Финикийское письмо было заимствовано окружавшими финикиян народами: к нему восходят еврейское и арабское письмо, письменности Центральной Азии и Индии; оно было усвоено и усовершенствовано греками, а у последних позаимствовано римлянами.

До возникновения алфавитного письма греки пользовались слоговой письменностью.

Греческое алфавитное письмо предположительно возникло в 9-8 вв. до н. э. В греческом письме, в отличие от финикийского письма, кроме букв, обозначавших согласные, появились буквы для передачи гласных звуков, что явилось новым этапом в развитии письма и сыграло важную общекультурную роль. Алфавитное греческое письмо разделялось на две ветви: восточногреческое письмо и западногреческое. Восточногреческое письмо развилось в классическое древнегреческое и византийское письмо; оно легло в основу славянского кириллического, а также армянского, отчасти грузинского письма. Западногреческое письмо стало исходным для латинского письма.

Классический общегреческий алфавит имел 27 букв; новогреческий алфавит имеет 24 буквы. Первоначально греки, подобно финикийцам, писали справа налево, потом – попеременно, а уже затем слева направо.

Латинское письмо – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне и которое легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Название происходит от названия древнего племени латинов, населявших область Лаций, центром которой был Рим. Древнейшие латинские надписи датируются 7 в. до н. э. Искусство письма было перенесено в Лаций греками с Пелопоннеса; они поселились на Палатинском холме в центре будущего Рима во 2-й половине II-го тыс. до н. э. В Греции тогда употреблялось еще слоговое письмо. Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно; собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э.

В древнейших латинских надписях письмо имеет направление и справа налево, и слева направо; использовался и способ "бустрофедон": первая строка справа налево, вторая – слева направо и т.д.; с 4 в. до н.э. прочно установилось направление письма слева направо. Знаков препинания в античном письме не было. Отсутствовало деление на прописные и строчные буквы. Слова отделялись друг от друга обычно словоразделительн ыми знаками, которые ставились на уровне середины букв. В латинской письменности большинство занадногреческих букв сохранило исконное значение. Но в латинский алфавит вошли не все греческие буквы; некоторые буквы изменили свое значение, начертание; появилось и новые буквы. Так, во II в. появилась начертание W; в XVI веке были введены буквы J и U.

В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания.

Латинское письмо еще в эпоху Римской империи приобрело международный характер. В средние века латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы и языком науки. На базе латинского письма сформировались современные системы письма народов Западной Европы (немецкая, английская, французская, испанская, португальская, датская, шведская и др.), системы письма Америки, Австралии, большинство алфавитов Африки, некоторые алфавиты народов Азии.

В национальных системах письма, которые имели в своей основе латинское письмо, его приспособление к соответствующим фонетическим системам осуществлялось главным, образом за счет введения диакритических знаков, например: ö, ä, ü в немецком языке, в польском и литовском языках, ñ в испанском языке. Отдельные звуки (фонемы) стали передаваться сочетаниями букв, например: ch, sh, th, ph, ea, ou в английском языке; ch, sch, tsch – в немецком языке.

Современный латинский алфавит имеет два типографских вида: латиница (или антиква) и готический шрифт (или фрактура); первый вид, близкий к древнему, является господствующим.

Латинский алфавит

Прописные

Строчные

Названия

Произношение

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

Кафедра истории, культуры и социологии

Реферат по культурологии на тему:

Значение письменности в человеческой культуре

Выполнил: студент группы ИВТ-160 Гладкова М.П.

Руководитель работы

Соловьева А.В.

Волгоград, 2007г.

Вступление…………………………………………………………………….2

Источники сведений о письме ……………………………………………....3

Эволюция письма……………………………………………………………..4

Рисунки………………………………………………………………………..4

Предписьменности…………………………………………………………....5

Словесно слоговые системы…………………………………………………6

Славянская письменность……………………………………………………9

Предыстория славянской письменности……………………………………9

Значение письменности в истории славянских народов………………….12

Значение письменности для человечества…………………………………12

Письмо как искусство……………………………………………………….14

Письмо и религия……………………………………………………………15

Письменность и наука……………………………………………………….16

Выводы………………………………………………………………………..16

Вступление

Для своей семестровой работы я выбрала тему «Значение письменности в человеческой культуре» потому, что считаю данный вопрос очень важным и актуальным. Уже многие века человек использует письмо для общения друг с другом, но вряд ли кто-нибудь кроме специалистов всерьез задумывался над тем, насколько важна письменность для каждого отдельного человека с одной стороны и для всей человеческой цивилизации с другой.

Я думаю, что значение письменности трудно переоценить. Без письменности никогда бы не возникли цивилизации, а уж о развитии было бы просто нельзя говорить. Мне кажется, что письменность очень важна для человеческого общества, поскольку именно она помогает отчасти связать между собой людей различных рас и национальностей, людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии. Именно после появления письменности были созданы первые своды законов, которые и соединили отдельные и разрозненные части государств между собой.

Считается, что письменность возникла очень давно, на Древнем Востоке, но точный возраст возникновения до сих пор неизвестен. От неясных рисунков и иероглифов до появления настоящей скорописи прошло много тысяч лет. Многие века люди создавали письмо, владеть искусством которого долгое время удавалось лишь немногим, для того, чтобы мы, потомки, сейчас в совершенстве могли пользоваться письменностью. Поэтому я в своей работе собираюсь не только раскрыть тему значения письменности в человеческой культуре, но и осветить такой важный момент, как возникновение и развитие письма, подробно остановиться на развитии письменности у славянских народов, в том числе и на значении письма в их жизни, поскольку данный вопрос, на мой взгляд, очень интересен и до сих пор до конца не изучен.

«Переломным моментом в научном понимании теории письма и его возникновения явилось появление книги И. Е. Гельба «Опыт изучения письма (Основы грамматологии)».До тех пор существовали либо частные исследования по отдельным письменностям (иногда с теми или иными генетическими построениями), либо всеобъемлющие обзоры по возможности всех или хотя бы важнейших видов письма. В работе И.Е.Гельба впервые письмо как специфический тип знаковой системы со своими особыми задачами и законами, как особая отрасль мировой культуры предстало в качестве предмета самостоятельной науки».

Источники сведений о письме

Когда ученые изучают зарождение и развитие письма, они прежде всего обращаются к источникам Древнего Востока. Считается, что именно там впервые появилась письменность, а кроме того, там обнаружили самые старые из найденных археологами документов.

«Письменное наследие таких примитивных народов, как американ­ские индейцы, африканские бушмены или аборигены Австралии дает ценную основу, позволяющую понять, каким путем люди научились общаться друг с другом при помощи зримых меток. В наших изысканиях мы не должны пренебрегать искусственными письменностями, созданными аборигенным населе­нием под влиянием европейцев, чаще всего миссионеров. История этих письменностей, самыми интересными из которых являются сис­темы эскимосов Аляски, африканского племени бамум и индейцев чероки позволяет увидеть разные ступени, через которые они прошли, прежде чем достигли своего окончательного вида. Последовательность этих ступеней во многом сходна с той, которая наблю­дается в истории письма при его естественном развитии.

Другой весьма плодотворный метод изучения может быть под­сказан исследованием детской психологии. Не раз наблюдалось, что существует сходство между складом мышления младенцев и детей и складом мышления целых обществ, стоявших на самых примитив­ных ступенях развития. Одним из наиболее важных моментов этого сходства является тенденция к конкретности. Подобно тому, как ребенок рисует вертикальную линию и объясняет, что это дерево, которое растет перед домом, так и примитивный человек часто ассо­циировал свои рисунки с конкретными предметами и событиями ок­ружающего мира. Эта тенденция, проявляющаяся в письме и рисун­ке, проистекает из самого характера языка первобытных людей, ко­торому была свойственна склонность к чрезвычайно конкретным и узким обозначениям. Другая интересная точка соприкосновения может быть выявлена путем изучения направления и ориентации знаков в детских рисунках и в примитивных письмен­ностях. Замечено, что дети изображают предметы, искажая сущест­вующие между ними пропорции, не соблюдая какого-либо порядка и не проявляя сколько-нибудь заметного чувства направления. Даже ребенок, которого уже учат письму, часто изображает буквы то слева направо, то справа налево, не отдавая себе отчета в существовании какой-либо разницы между обоими направлениями. Подобное от­ношение к направлению и к ориентации знаков наблюдается почти во всех примитивных письменностях.

Тенденция к конкретности и детализации, отмеченная у детей и у первобытных народов, недавно выявлена также и у взрослых, страдающих умственной неполноценностью, проявляющейся по типу амнестической афазии. Путь, по которому такие лица за­ново учат язык, подобен пути естественного языкового развития де­тей. Таким образом, детальное изучение больных амнестической афа­зией может способствовать изучению происхождения языка и письма».

Эволюция письма

Рисунки

«Пиктография, то есть рисуночное письмо, как способ фиксации и передачи той или иной информации, применялась многими народами на стадии родового общества. При этом каждый рисунок – пиктограмма – обозначал только тот предмет, который изображал».«Предполагается, что пиктография была широко распространена у различных народов на последней стадии каменного века. Это письмо очень наглядно, и поэтому ему не надо специально учиться. Оно вполне пригодно для передачи небольших сообщений и для записи несложных рассказов. Но когда возникала потребность передать какую-нибудь сложную абстрактную мысль или понятие, сразу ощущались ограниченные возможности пиктограммы, которая совершенно не приспособлена к записи того, что не поддается рисунчатому изображению (например, таких понятий, как бодрость, храбрость, зоркость, хороший сон, небесная лазурь и т.п.)». Гельб, изучая историю развития письма, предполагал, что рисунки явились первой ступенью в появлении письменности.

Предписьменности

«К "предписьменностям" следует отнести разнообразные приемы, с помощью которых человек впервые пытался передать свои мысли и чувства. Все эти приемы, вместе взятые, обозначают термином “сехмасиография”. В соответствии со словами, из которых состав­лен этот термин, рисунки могут на данной ступени развития письма передавать общий смысл, подразумеваемый пишущим. При этом видимые рисуночные формы выражают значение непосредственно, без вмешательства языковых форм, точно так же, как это проис­ходит в языке жестов.

Наиболее примитивные способы коммуникации при помощи зри­мых символов были достигнуты путем применения описательно-изобразительного и идентифицирующе-мнемонического приемов. Так как оба эти приема часто переплетаются между собой, то строгое определение принадлежности отдельных примитивных письменно­стей к одной из этих категорий вызывает трудности.

К числу описательно-изобразительных приемов относятся такие средства коммуникации, которые аналогичны рисункам, выполненным по художественно-эстетическому побуждению, но в отличие от них содержат только элементы, существенные для передачи сообщения; к тому же рисунок как средство коммуникации лишен эстетического оформления, составляющего существенную часть рисунка или картины как произведения искусства.

Однако применение описательно-изобразительного приема не имеет никакого отношения к развитию письма в собственном смысле слова. Рисунки, выполненные с помощью этого приема, следуют условным принципам искусства, ограничивающим их возможности как средства взаимной коммуникации людей. Сковывающие тради­ции искусства, сложившиеся за сотни и даже тысячи лет до того, как человек сделал первую попытку коммуникации посредством условных, знаков, были слишком сильны, чтобы допустить возмож­ность развития описательно-изобразительного приема в нужном направлении.

При употреблении идентифицирующе-мнемонического приема, как и при применении описательно-изобразительного приема, тоже делаются рисунки, но их назначением является не описание события, а помощь при воспоминании о нем, при отождествлении пред­мета или существа.

Прием, который предусматривает передачу отдельных слов, должен естественным образом привести к развитию законченной системы словесных знаков, то есть к словесному письму, или логографии.Примитивное логографическое письмо может развиться в систему собственно письма только при том условии, что его знаки приобретут фонетическое чтение, независимое от значения, которое они

имеют в качестве слов. Это и есть фонетизация - наиболее важный,

исключительный по своему значению шаг в истории письма».

Словесно слоговые системы

«Самой ранней из всех древневосточных систем письма является шумерская, засвидетельствованная в Южной Месопотамии около 3100 г. до н. 3.JОтсюда основные принципы шумерского письма могли распространиться в восточном направлении, сначала по соседству, к протоэламитам, а затем, возможно через посредство протоэламитов, к протоиндийцам, в долину Инда. Далее, одна из ближневосточных письменностей могла в свою очередь оказаться тем стимулом, который привел к созданию китайского письма: Около 3000 г. до н. э. шумерское влияние предположительно проникло и на запад, в Египет. Египетское влияние в свою очередь распространилось на эгейские области, где около 2000 г. до н. э. возникло критское письмо, а несколько "веков спустя, в Анатолии, хеттское иероглифическое письмо.

Так как из семи систем три - протоэламская, протоиндская и критская - не дешифрованы или дешифрованы лишь отчасти, мы можем рассматривать принципы письма только в том виде, в каком виде их застаем в остальных четырех системах - шумерской, египетской хеттской и китайской.

Образование словесных знаков во всех четырех системах идентично или очень сходно. Один знак или одна комбинация знаков выражает одно слово или одну комбинацию слов. Идентичны также и принципы употребления вспомогательных знаков, таких, как детерминативы, разделительные и пунктуационные знаки, хотя между различными системами могут быть расхождения по внешней форме. Только в отношении употребления слоговых знаков расхождения столь значительны, что позволяют нам провести точное разделение по типам.

Тип I - шумерский

Тип II - египетский

Тип III - хеттский

Тип IV- китайский.

Слоговые системы

Из четырех словесно-слоговых систем со временем развились четыре силлабария, достигшие различной степени упрощения.

Тип I - эламский клинописный

Тип II - западносемитский

Тип III - кипрский

Тип IV - японский

Относительно новых слоговых письменностей можно сделать любопытное наблюдение: все они были созданы неместными, чуждыми первоначальной письменности народами».

Алфавитные системы.

«Если под словом "алфавит" мы понимаем письмо, выражающее отдельные звуки языка, то первый алфавит был создан греками. Именно греки, полностью восприняв формы знаков западносемитского силлабария, создали систему гласные которые, будучи присоединены к слоговым знакам, превратили их просто в знаки для согласных».

«Как в научных, так и в популярных книгах часто говорится об изобретении письма.Любое так называемое "изобретение" на деле является не более как усовершенствованием чего-либо известного ранее. Письмо, подобно деньгам или паровой машине, не было изобретено определенным человеком в определенном месте и в определенное время. История и предыстория письма длятся столько же, сколько длится сама цивилизация.Разумеется, во всех великих культурных достижениях всегда следует учитывать решающий вклад гениальных людей, сумевших либо порвать со священными традициями, либо придать практическую форму тому, о чем другие могли только рассуждать. К сожалению, нам не известен ни один из тех гениев, которым мы обязаны наиболее важными реформами в истории письма. Их имена, как и имена других великих людей, тех, кому принадлежат решающие усовершенствования в практическом применении колеса, или лука, или стрелы, или паруса, исчезли во мраке древности и утрачены для нас навеки.

Обзор развития письма доказывает, что в поступательном движении от примитивных ступеней к собственно алфавиту письмо прошло три важных этапа; в хронологическом порядке это были: (1) шумерский принцип фонетизации, (2) западносемистское слоговое письмо и (3) греческий алфавит».

Таким образом, письмо развивалось очень долго, от примитивных рисунков до настоящих алфавитных систем, что впервые появились у греков. Ни один из этапов развития письма не был резко отличен от предыдущего: развитие происходило плавно от одного этапа к другому. Мне кажется, что именно по этой причине промежутки между этапами достаточно велики. Кроме того, изучение письменностей различных народов показало, что все они развивались по схожему пути. Поэтому, опираясь на результаты, полученные при изучении одной из систем, можно получить некое представление о

развитии всех остальных.

Славянская письменность

Предыстория славянской письменности

«Ученые-культурологи, как отечественные, так и зарубежные, в отношении к письменности часто разделяют народы на две категории: письменные и бесписьменные. А. А. Формозов полагал, что какая-то письменность состоящая из условных знаков, оформленных в строки, существовала в степной полосе России уже в середине II тысячелетия до н. э. А. С. Львов и Н. А. Константинов датировали зарождение славянской письменности концом I тысячелетия до н. э., причем первый выводил ее из клинописи, второй через причерноморские знаки из кипрского слогового письма.На чем основаны эти заявления? Существует целая группа археологических памятников, содержащих знаки обрывки текстов древнего, не прочитанного еще письма.Это прежде всего памятники русского Причерноморья (Херсонес, Керчь, Ольвия) -.каменные плиты, надгробья, амфоры, монеты и т.д. Указания на славянскую письменность, существовавшую до Константина и Мефодия, содержатся в летописных и иных литературных источниках IX-X вв. Важнейший из них - сказание Черноризца Храбра «О племенах», касающееся ряда славянских племен, в том числе, возможно, и восточных. Здесь указывается, что славяне до принятия ими христианства книг не имели, но для гадания и счета использовали «черты и резы». Точность этого наблюдения подтверждается тем, что следы гадания «резами» (нарезывание известных знаков) уцелели в более позднее время, например, о них упоминается в былинах. После принятия христианства, продолжает Храбр, славяне записывали свою речь латинскими и греческими буквами, правда, неточно, так как латинское и греческое письмена не могли передать многих славянских звуков. Показательно, что инициативу освоения античных алфавитов Храбр приписывает самим славянам, а не пришедшим в славянские страны христианским миссионерам.Одна из ранних русских летописей «Повесть временных лет» документально свидетельствует о том, что Киевская Русь в начале X в. имела письменность.По мнению академика Б. А. Рыбакова, первые реальные следы киевского летописания относятся к 60-м годам IX в. и связываются с деятельностью киевского князя Осколда. Ярким свидетельством наличия на Руси письменности еще до принятия христианства являются тексты договоров русских князей с Византией X в.

Размышляя об эволюции славянского письма, Л. В. Черепнин предположил, что оно прошло «путь, общий всем народам, - от рисунка, изображающего определенный образ или понятие, через изображения, соответствующие словам, к слоговому и, наконец, звуковому (или фонетическому) письму» - т. е. на первых шагах ему были свойственны и пиктографические, и идеографические (символические) знаки. В. А. Истрин выразил сомнение в том, чтобы один народ мог пройти все эти стадии самостоятельно, без заимствований у соседей, так как при этом история письма должна бы растянуться на века и даже тысячелетия 3ЛНедавние исследования Б. А. Рыбакова снимают это возражение: ясные следы протослявянской культуры просматриваются с конца III тысячелетия до н. э., праславянской - середины II тысячелетия до н.э.Итак, безусловным историческим фактом является то, что накануне деятельности Константина и Мефодия славяне имели и одновременно пользовались тремя видами письма.Отсюда следует, что подвиг Константина и Мефодия, состоящий в «создании славянской письменности», нельзя понимать таким образом, будто они создали ее на пустом месте, «с нуля», превратив славян из народа бесписьменного в народ письменный. Но они действительно «создали письменность» - ту, которая сразу вошлав культурный фонд большинства славянских народов, ту, развитым вариантом которой пользуемся сейчас мы»(славянская азбука).

«В средневековой Руси основными центрами развития письменности и распространения грамотности по-прежнему оставались крупнейшие церковные приходы и монастыри, где создавались различные летописные своды, книги церковного и даже светского содержания, разнообразные грамоты, сборники церковного права, всевозможные прошения и многое другое. Развитие письменности естественным образом сопровождалось изменением техники письма.В XIV в. на смену уставу пришел полуустав. Во многом благодаря южнославянскому влиянию все буквы русского алфавита потеряли прежнюю стройность и геометричность, стали неровными и более вытянутыми, появилось большое количество выносных букв, а сами слова стали писаться раздельно. Кроме чисто графических признаков, отличительной особенностью полуустава стало наличие большого разнообразия самих приемов сокращения слов, когда над хорошо известным и часто повторяемым словом ставилось так называемое титло.

Несколько позднее, в начале XV в. наряду с полууставом в обиход стала входить скоропись, которая постепенно заняла лидирующее положение в официальном делопроизводстве. А полуустав сохранил свои позиции как преимущественно книжное письмо.

В условиях образования единого Русского государства, потребность в грамотных и знающих людях значительно возросла. Это было связано как с развитием феодального хозяйства, городского ремесла и торговли, так и особенно с развитием аппарата центральной и местной государственной власти, активным развитием международных отношений и укреплением влияния Русской Православной церкви в обществе и государстве.В XVI в. существенно изменилась техника и графика письма. Отныне скоропись полностью вытеснила полуустав не только в государственных канцеляриях, но и в монастырях. Где по-прежнему создавалось большинство светских и богослужебных книг.

В XVII в. основная масса населения страны по-прежнему оставалась неграмотной, однако, именно в этот период количество грамотных людей существенно возросло, особенно среди посадского населения крупных административных и торговых центров. Причиной такого положения вещей стали не только значительно возросшие потребности в развитии административного делопроизводства, но и существенные изменения в социально-экономическом развитии страны, в частности, заметный рост оборота внутренней и внешней торговли.Широкое распространение рукописных и печатных книг дало положительный импульс дальнейшему развитию системы образования в стране, и, прежде всего, обучению грамоте и письму. Первостепенное значение в этом сыграло издание целого ряда учебных пособий и, в частности, знаменитой «Азбуки» патриаршего дьякона Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска и греченска со инеми языки... в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов» (история русской культуры)».

Значение письменности в истории славянских народов

«Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграли значительную культурную и политическую роль. Созданная ими письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры - той культуры, которая выводит славянство на уровень «великих» народов. Таким образом, Константин и Мефодий, положив начало христианской образованности славян, дав христианский импульс их национальному духовному развитию, предрешили тем самым их особую культурно-историческую роль среди Других европейских народов. Через все дошедшие до нас памятники красной нитью проходит идея, что все народы равны между собой и что все они имеют право черпать лучшие ценности из сокровищницы мировой культуры, - идея, придающая подвигу Первоучителей высокое гуманистическое звучание.Возникновение старославянского языка было огромным событием и в мировой истории: на путь цивилизации вступили новые народности, которым предстояло славное будущее».

Значение письменности для человечества

«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед,

сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи

на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнение многих других великих людей, среди них Карлейля, Кантя, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому, как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара».

«Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».

«В нашем современном обществе трудно представить себе интеллигентного и культурного человека, который не умел бы читать и писать. Искусство письма стало столь распространенным, что оно составляет теперь органическую и необходимую часть нашей культуры. Мы прошли долгий путь с той поры, когда гордые, но неграмотные короли средневековья ставили вместо своего имени крест. В наши дни неграмотный человек не может рассчитывать на успешное участие в прогрессе человечества, и это касается как отдельных индивидуумов, так и любых групп индивидуумов, а также целых социальных слоев или этнических единиц.Значение письма нетрудно понять, если попытаться представить себе наш мир без письма. Что бы мы делали без книг, газет, писем? Что бы произошло с нашими средствами коммуникации, если бы мы вдруг утратили способность писать, или с нашими знаниями, если бы мы не смогли прочесть о достижениях прошлого? Письмо имеет такое значение в нашей повседневной жизни, что я готов утверждать, что наша цивилизация скорее могла бы существовать без денег, металлов, радио, парового двигателя или электричества, нежели без письма».

На мой взгляд, важность письменности заключается также и в том, что на сегодняшний день каждый из нас имеет возможность узнать не только о традициях своей нации, но и прочитать о жизни и традициях практически любого народа мира. Чтение книг о других государствах может расширить кругозор человека. Благодаря письменности мы можем без искажения (которое непременно бы появилось, если бы информация передавалась от человека к человеку на словах) прочитать интересующие нас книги.

Однако вследствие широкого распространения письма нанесен непоправимый ущерб устной традиции. Если сравнить знания современного человека о своих предках со знаниями о предках народа, у которого нет письменности, то мы увидим большую разницу. У народов, у которых нет письменности, нет возможности фиксировать информацию, поэтому они просто ее запоминают. Мне кажется, что из-за этого у народов без письменности намного сильнее развита память и больше возможностей к запоминанию разнообразных вещей и текстов.