Мария Александровна Рыбникова (8 (20) февраля 1885 года, деревня Алек­сан­д­ро-Нев­ская Рязанской губернии - 3 июня 1942 года, Свердловск) - российский педагог, методист, фольклорист, литературовед.

Биография

Родилась в семье служащего. В 1903 году окончила Мариинское училище, затем, после года работы в начальной школе, поступила на историко-филологический факультет Московских высших женских курсов. По окончании курсов в 1909 году переехала в Вязьму, где поступила на должность учителя литературы в Вяземской женской гимназии. В 1918 году её приняли на работу в Малаховскую среднюю опытно-показательную школу в Московской губернии, а в 1923 - в Московский педагогический техникум Профинтерна, где она оставалась до 1928 года.

С 1924 года начинается работа Рыбниковой в высшей школе: с 1924 по 1931 годы она преподаёт на педагогическом факультете 2-го МГУ (бывшие Московские высшие женские курсы), а с 1928 по 1930 также и в Индустриально-педагогическом институте имени К. Либкнехта. Одновременно Рыбникова занимается научной работой в нескольких иститутах, собирает народный фольклор, организует музеи и выставки, проводит семинары.

После начала Великой Отечественной войны Рыбникова эвакуировалась в Свердловск, где продолжала педагогическую деятельность до скоропостижной смерти в июне 1942 года.

Научная деятельность

Становление Рыбниковой как учёного и педагога произошло в Вязьме. Именно к этому периоду относятся её первые публикации и опыт собирания фольклора. В 1914 году в журнале «Вестник воспитания» выходит её первая заметная статья. Зимой 1916/1917 году она участвует во Всероссийском съезде учителей-словесников.

После переезда в Подмосковье талант учёного раскрывается в полной мере. Рыбникова разрабатывает ме­то­до­ло­гию преподавания литературы в школе, пишет литературоведческие работы и изучает устное народное творчество. Её последней работой становится научно-обоснованный курс преподавания литературы «Очерки по методике литературного чтения», опубликованная в 1941 году и вобравшая в себя весь многолетний опыт педагога.

Избранная библиография

  • Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы // Вестник воспитания. 1914. № 6.
  • А. Блок - Гамлет. М., 1923.
  • По вопросам композиции. М., 1924.
  • Современная и классическая литература в школе. М.-Л., 1927.
  • Изучение литературы в школах II ступени. М.-Л., 1928.
  • Методика преподавания литературы. М., 1930.
  • Загадки. М.; Л., 1932.
  • Введение в стилистику. М., 1937.
  • Русская поговорка // Русский язык в школе. 1939. № 4.
  • Очерки по методике литературного чтения. М., 1941. (3-е изд.: М., 1963.)

Посмертные издания

  • Избранные труды. М., 1958.
  • Русские пословицы и поговорки. М., 1961.
  • Избранные труды. М., 1985.

(Рыбникова М.А. «Песня о вещем Олеге»//Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – Глава IV .Уроки (6 класс). – М.,1963. с. 80–84) http://elib.gnpbu.ru/text/rybnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo_1963/go,84;fs,0/

План уроков. Вводные комментарии учителя. Чтение баллады Пушкина учителем. Воспроизведение сюжета “Песни” учениками. Объяснение содержания. Языковые работы. Разбор эпитетов в связи с уяснением образов баллады.

В “Песни о вещем Олеге” трудностью представляется та историчность, которой пронизано это произведение. Тут изображены нравы и обычаи, которые далеко ушли от нас. Иногда приходится слышать, что учитель механически перебирает такие слова, как "тризна"” “секира" - т.д. "тризна"”- вот что, а “секира" – вот что. Я постаралась дать моим ученикам живую картину, приблизила к ним Олега, как первого киевского князя, и рассказала о том, как он объединил вокруг себя славян, остановилась подроб­нее на его походе на Царьград. Был дан рассказ о том, как он погрузил на лодки воинов, затем как они подошли к Константи­нополю, как Олег придумал поставить ладьи на колеса, раскинуть паруса и как он на колесах под парусами подошел к Константи­нополю, и как греки были перебиты. Греки были хитры, они вы­несли Олегу еду, но Олег ее не принял и был прав, потому что вся еда была отравлена. Греки заключили с Олегом торговый до­говор, и Олег прибил щит на вратах Царьграда. Народ же прозвал Олега «вещим».

В рассказе попутно был дан весь набор вооружения (шлем, щит, лук, копье и т. д.). Потом было указано, какое значение имел для витязя конь, как его убивали на тризне князя-воина.

Я считала нужным остановиться и на том, что язык того вре­мени отличался от нашего языка; что Киевская Русь-это наши прапрапрадеды. Были взяты названия частей тела: чело, персты, очи, уста, лоно и т. д.Прежде чем читать балладу, я подчеркивала тот факт, что со­бытие отстоит от нас на тысячу лет и от Пушкина на 900 лет. Однако поэт излагает его так, будто оно происходит сейчас.

«Как ныне сбирается вещий Олег...» Я продолжаю. И прочи­тываю наизусть, без книги, всю балладу. Книги на партах за­крыты.

Приблизил ли Пушкин к нам то, что было тысячу лет назад? "

Ребята отвечают частями стихотворения, говорят кто что за­помнил. Это очень важная, чисто эмоциональная часть урока, ког­да высказывания воспроизводят наиболее яркие моменты рас­сказа. Цитирую по стенограмме:

Как из щели вылезает гробовая змея (молчит). Как она об­вилась вокруг ноги... "и вскрикнул ужаленный Олег... - Как кудесник вышел из темного леса и предсказал его судьбу.

- «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе- руби­лись они».

Интересно отметить, что в этих свободных высказываниях де­ти выдвинули завязку и развязку баллады (причем сперва развяз­ку, а потом завязку). Их прежде всего интересует действие, ход событий, драматизм сцен.

Наша задача на данном уроке вела нас дальше к характерис­тикам. И поэтому я стала спрашивать, дал ли Пушкин нам возмож­ность как бы видеть Олега, кудесника и коня. Мы подбираем все слова и выражения, характеризующие Олега: это вещий князь, могучий владыка, его щит на вратах Царьграда, это счастливый и непобедимый воитель. Все эти слова, здесь кратко собранные, выискиваются в тексте, разъясняются и осмысливаются. Свобод­ные высказывания дет.ей касаются фабулы, действия; вопросы учителя заставляют дорабатывать образы, характеры. В том числе-образ кудесника. Говорим о его предсказании. Верит ли это­му предсказанию Олег? Верит ли ему сам Пушкин? Почему же это предсказание сбывается? «Пушкин не верит,-говорит один из учеников,-он хотел лучше описать, .как бы он в то время живет и.верит в то же». К этому вполне разумному ответу я до­бавляю справку, что Пушкин.писал стихотворение в изгнании, сливая свои мысли с речами кудесника, обращаясь к царю так же, как обращался кудесник к Олегу («Правдив и свободен их вещий язык...»). В ответ на мою справку в классе поднимается рука: Пушкин тоже был предсказатель, он предсказал:

Товарищ, верь, взойдет она,

Заря пленительного счастья!

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

Вся эта беседа и чтение «Песни» учителем приблизили стихо­творение настолько, что можно перейти к разработке словаря «Песни о вещем Олеге». Этот словарь углубит смысл и значение строф Пушкина, введет учащихся в лексику старого нашего язы­ка, поможет понять историческую природу данного произведения.

Проводя ряд словарных упражнений по этому произведению, я считаю возможным и даже необходимым вывести некоторые об­щие положения о языке, об его исторической подвижности, о свя­зи старых и отживших слов с новыми. «Песнь о вещем Олеге» дает достаточный материал для этих выводов. И сами эти выводы бросают нужный свет на лексику стихотворения, на колорит ста­рины, которым данная баллада пронизана. Следовательно, данный вид работы не переходит в филологический экскурс, искусственно сюда привязанный, а Строится в плане того же стилистического комментария к прочитанному.

И

предсказание - сказка

сечка-секира

стрела - стрельба

беззащитный - щит

сходя из того, что ребятам трудны такие обороты, как «не­зримый хранитель», «чело омрачилося думой», я даю учащимся пары однокоренных слов:

незримый - необозримый

чело - челка

седло - сосед.

Преподаватель пишет на доске первую пару слов и предлагает учащимся найти в них общий корень. Это корень зр, отсюда зреть, зрение, зрачок (отвечают ученики). Но в чем же разница слов: незримый и необозримый? Берем слово в контексте: «незримый хранитель»- его нельзя представить, видеть.

Необозримо-это большое расстояние, а незримый-это невидимый (говорит ученик): необозримое море, необозримое поле.

Чело и челка. Лоб-чело, челка на лбу у лошади, у ребенка.

Седло и сосед. Почему поставлены рядом эти слова? Где об­щий корень? У коня седло, человек сидит на нем, человек сидит рядом, значит, сосед. Общий корень сед. И так далее.

Но почему же мы стрел не имеем, палим из пушек и назы­ваем эту пальбу стрельбой?

От этого произошло. Так же стреляют, как из лука. Для того же предназначено. (Цитирую по стенограмме.)

Ответивший так ученик VI класса 204-й школы формулировал детским языком закон функциональной семантики. Да, старое слово переходит на новый предмет в том случае, если новый пред­мет приобретает знакомое назначение. Старые слова умирают, но оставляют в языке свое потомство. Такого же происхождения стальное «перо»- от пера гусиного (тот же закон переноса старо­го слова на новый предмет-по единству функций данных пред­метов).

Второе предлагаемое ученикам упражнение таково: учитель подбирает ряд существительных и ряд прилагательных, которые осмысляются в контексте и к которым подыскиваются однознач­ные слова:

Подобранные слова ведут нас снова к слову «владыка». Где вы находите это слово?

- «Волхвы не боятся могучих владык».

Каким словом можно его заменить?

Владелец. Властелин. Царь. Фараон, Император. «Враг». «На радость соседей-врагов».

Кто был врагом Олега?

Хозары, греки.

Замените слово.

Недруг, противник, неприятель.

Так же в контексте воспринимается каждое прилагательное и так же подыскиваются его синонимы.

Все наши приемы направлены на то, чтобы разъяснить труд­ный для учащихся языковой состав этого произведения и тем уяс­нить его смысл и особенности -стиля в связи с его темой.

Учитель тут же говорит учащимся, что эти упражнения учат их вдумываться в значение каждого слова, когда они говорят или пишут. И дает образец работы над словом самого Пушкина.

Дело в том., что рукопись «Песни о вещем Олеге» дает ряд поправок в эпитетах.

Князь по полю едет на верном (смирном) коне»

Учитель пишет эту строчку на доске, оставляя пока «на смир­ном коне», и спрашивает: «А как же мы теперь знаем эту строчку?» Следует дружный ответ и столь же дружное обсуждение вопроса.

«То смирный стоит под стрелами врагов», с одной стороны, и с другой-«Все тот же он бурный, игривый». Быть смирным на бранном поле-это не значит вообще быть смирным. Конь могу­чего князя-бурный, игривый, а главное, он верный его товарищ. Эпитет «верный» является более существенным в характеристике коня.

И к мудрому (к гордому) старцу подъехал Олег.

Учитель пишет «к гордому», ребята исправляют «к мудрому». Опять говорим, что гордость была у кудесника; ответ его князю полон достоинства и гордости, но в плане целого произведения это, конечно, мудрый старец.

Так же объясняем изменения:

Над славной (ветхой) главою кургана

Спи, друг (конь) одинокий.

Эти поправки Пушкина еще раз ведут нас от одного слова к целому произведению (Откуда видно, что коня Олег должен был назвать своим другом?). Они учат ценить слово, они воспитыва­ют критическое отношение к своей и чужой речи, они позволяют сделать тот вывод, который и был закреплен словами одного из учеников: «Когда пишешь, пиши самое главное, думай! Может быть, кудесник гордый, но здесь важнее, что он мудрый».

Сделанных упражнений достаточно, чтобы иметь право за­дать стихотворение выучить наизусть. Класс усвбил смысл и стиль произведения, его словарь, его образы, и можно переходить к вы­разительному чтению по книге и наизусть.

Говоря о языковой стороне литературного чтения, я не могу умолчать о том, что зачастую у нас сперва учат читать произведе­ние выразительно, а потом истолковывают его. А путь как раз об­ратный. Выразительное чтение - результат понимания текста.

На третьем часе наших занятий мы составляем план, находим заголовок к каждой строфе, и затем ученик прочитывает строфу так, чтобы его чтение соответствовало этому заголовку. Если мы ставим такое заглавие: «Гордый ответ кудесника», то в чтении а нужно передать, что ответ был действительно гордым, и т. д.

Тщательный смысловой и языковой анализ облегчает заучива­ние. К концу третьего или четвертого урока дети знают стихот­ворение почти наизусть и после этого дома легко овладевают стихотворением в целом.

РЫБНИКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Мария Александровна , советский педагог, литературовед. Окончив историко-филологический факультет Московских высших женских курсов (1909), преподавала в Вяземской женской гимназии. С 1918 работала в малаховской средней школе (под Москвой), во 2-м МГУ (1924-31), в научно-исследовательских педагогических институтах (в том числе в институте школ Наркомпроса РСФСР). Основные труды посвящены методологии и методике изучения литературных произведений, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному народному творчеству. Разработала научно обоснованный курс методики преподавания литературы (1941), в котором особое внимание уделено воспитательной и образовательной роли литературы в формировании личности учащихся, их творческих способностей.

Соч.: По вопросам композиции, М., 1924; Современная и классическая литература в школе, М. - Л., 1927; Загадки, М. - Л., ; Введение в стилистику, М., 1937; Очерки по методике литературного чтения, 3 изд., М., 1963; Избр. труды, М., 1958.

Н. И. Кудряшёв.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЫБНИКОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАРИЯ в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., жен.) - ассоциируется с именем …
  • МАРИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в биографиях Монархов:
    Королгва Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в Лексиконе секса:
    (богородица, богоматерь, дева Мария, Мадонна), в христианской мифологии мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая (ср. : партеногенез). Образ …
  • РЫБНИКОВА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Мария Александровна (1885-1942), педагог, методист-словесник, профессор (1935). Преподавала в средней школе, Московском педагогическом техникуме; в 1924-31 во 2-м МГУ. Разработала …
  • МАРИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Богородица Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ СЕСТРА ЛАЗАРЯ
    см. Марфа и …
  • МАРИЯ СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученица, пострадавшая в III в.; память 6 июня: 2) преподобная, племянница преп. Авраамия затворника, жила в …
  • МАРИЯ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от еврейского Мариам — "высокая", "превосходная", "славная") — имя мног. святых, государынь и принцесс, общеупотребительное у всех христианских …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ФИЛИППА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1505-1558), дочь Филиппа I Красивого и Иоанны Безумной, в 1522 г. вышла замуж за Людовика II Венгерского, овдовела …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ЛЮДОВИКА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1370-1395), дочь короля Людовика I (см. соотв. …
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Тюдор - англ. королева (1553 - 58), дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, род. в 1515 г. С 2-летнего …
  • МАРИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словарике:
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА НАГАЯ (?-1612), седьмая жена Ивана IV (с 1581). В 1584 выслана с сыном Дмитрием в Углич, после его …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА (София-Доротея-Августа-Луиза) (1759-1828), принцесса Вюртембергская, жена (с 1776) рос. имп. Павла I. Создала ряд благотворит. и воспитат. (гл. обр. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I ТЮДОР (Маrу I Tudor) (1516-58), англ. королева с 1553. Восстановив католицизм, жестоко преследовала сторонников Реформации (прозвища - Мария …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ТЕРЕЗИЯ (Maria Theresia) (1717-80), австр. эрцгерцогиня с 1740, из династии Габсбургов. Утвердила свои права на владения Габсбургов в войне …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ СТЮАРТ (Mary Stuart) (1542-87), шотл. королева в 1542 (фактически с 1561) - 1567; претендовала также на англ. престол. Восст. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ МАГДАЛИНА, в христианстве раскаявшаяся грешница, одна из жён-мироносиц, преданная последовательница Иисуса Христа, удостоившаяся первой увидеть его воскресшим. Включена христ. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ КРИСТИНА (Maria Cristina) Старшая (1806-78), жена исп. короля Фердинанда VII, регентша Испании в 1833-40 (при Изабелле …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (6 в.), христ. святая. По преданию, в молодости была блудницей; присоединившись к паломникам, к-рые шли в Иерусалим, обратилась …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette) (1755-93), франц. королева, жена (с 1770) Людовика XVI. Дочь австр. императора. С нач. Франц. рев-ции вдохновительница контррев. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ II да Глория (Maria II da Gloria) (1819-53), королева Португалии в 1826-28 и с 1834, из династии Браганса. Правление …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I (Maria I) (1734-1816), королева Португалии с 1777, из династии Браганса; с 1792, в связи с психич. заболеванием М. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители М.- праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ в Словаре Кольера:
    I (Mary) (1867-1953), королева Англии, супруга английского короля Георга V. Родилась 26 мая 1867 в Лондоне. Дочь герцога Текского, она …
  • МАРИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мать Иисуса …
  • МАРИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    богоматерь, богородица, дева мария, имя, мадонна, маруся, …
  • МАРИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МАРИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и …
  • ТИМОХИНА ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тимохина Елизавета Александровна (1881 - 1938), ктитор, мученица. Память 22 февраля, …
  • МАСЛЕННИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленникова Ольга Александровна (1874 - 1941), мученица. Память 10 ноября, в Соборе …
  • ШЛИТТЕР МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (БОСКЭ)
    Шлиттер (Мария Александровна, в замужестве Боскэ) - переводчица, сотрудница журналов "Приятное и полезное препровождение времени" (1798 и 1799), "Ипокрены", "Новости …
  • ШЕБАЛИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (ЕКАТЕРИНА ГАЙ-САГАЙДАЧНАЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шебалина (Екатерина Александровна, урожденная Ковалева, псевдоним Екатерина Гай-Сагайдачная) - писательница, сотрудница газеты "Южный Край". Напечатала рассказы: "Агата", "Почти безвыходное положение", …
  • ШАХОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шаховская (княжна Екатерина Александровна) - писательница, двоюродная племянница драматурга князя Шаховского. Ее сочинения: отрывок из повести "Людмила" ("Молва", 1832, …
  • ЧЕРЕВКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Черевкова (Анна Александровна) - женщина-врач, родилась в городе Житомире. Образование получила в киевской гимназии и на медицинских курсах. В качестве …
  • ЧЕБЫШЕВА-ДМИТРИЕВА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Чебышева-Дмитриева (Евгения Александровна) - писательница, дочь А. П. Ч. Родилась в 1865 г. Участвовала в "Женском Образовании", "Детском Чтении" и …
  • ХВОСТОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Хвостова (Екатерина Александровна, урожденная Сушкова, 1812 - 1868) - автор "Записок", изображающих петербургское и московское светское общество в первой половине …
  • ФРИДЕ НИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Фриде (Нина Александровна) - известная русская певица, меццо-сопрано, родилась в 1865 г. Училась в петербургской консерватории сначала в классе фортепьяно …
  • ФЕДЧЕНКО ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Федченко (Ольга Александровна) - жена А.П. Федченко, дочь профессора Московского университета А.О. Армфельда. Родилась в 1845 г., 11 …
  • ТУРЧАНИНОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Турчанинова (Анна Александровна) - девица, писательница конца XVIII и начала XIX века. Печатала стихи в "Приятном и полезном препровождении времени" …
  • ТЕЛЕШОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Телешова (Екатерина Александровна) - талантливая танцовщица Императорского Санкт-Петербург театра (1805 - 1850). Ученица Дидло; из Санкт-Петербургского театрального училища выпущена в …
  • СУМАРОКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Сумарокова (Екатерина Александровна) - писательница: см. Княжнина (XV, …
  • СОСНОГОРОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Сосногорова (Мария Александровна, умерла в 1891 г.) - издательница ежегодно выходившего весьма обстоятельного "Путеводителя по Крыму" (Одесса, 1874 - 1883), …
  • СЛОВЦОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Словцова (Екатерина Александровна, 1838 - 1866) - писательница, дочь пермского небогатого чиновника, самоучка. В 1859 г. в "Русском Вестнике" появился …
  • СЛАВИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Славина (Мария Александровна, в замужестве баронесса Медем) - известная русская оперная певица, меццо-сопрано, родилась в 1858 г.; музыкальное образование получила …
  • СЕНКОВСКАЯ АДЕЛАИДА АЛЕКСАНДРОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Сенковская (Аделаида Александровна, урожденная баронесса Раль, 1806 - 1859) - жена О.И. Сенковского, писательница. Написала ряд повестей в "Библиотеке …

РЫБНИКОВА Мария Александровна (20.2.1885, ст. Александровка Раненбургского у. Рязанской губ. – 3.6.1942, Свердловск) – педагог, методист по русскому языку и литературе.

Училась в Московском Мариинском училище (1894–1903). После года работы в начальной школе поступила на МВЖК на историко-философский факультет по отделению русской литературы. По окончании преподавала русский язык и литературу в 1-ой женской гимназии Вязьмы (1909–17). С 1918 работала в Опытно-показательной школе (Подмосковье, Малаховка), в 1923–28 – в Московском педагогическом техникуме им. Профинтерна. В 1924–31 преподавала во 2-ом МГУ. Работала в Государственном педагогическом ин-те им. К. Либкнехта, Ин-те методов внешкольной работы, Ин-те науч. педагогики, Программно-методическом ин-те, Ин-те школ Наркомпроса РСФСР и др. учебных и науч.-исслед. учреждениях. В 1941 была эвакуирована в Свердловск, где стала читать курсы по методике, стилистике, устной народной поэзии в Свердловском педагогическом ин-те.

Рано проявила интерес к проблемам теории и практики школьного преподавания русского языка и литературы. Во время работы в Вязьме разрабатывала новые методические идеи, с кот-ми выступила на I Всероссийском съезде словесников зимой 1916–17. После этого выступления имя Р. стало широко известно среди педагогов России. О задачах работы по развитию речи говорила в публикациях 1920–30-х. Считала, что сочинения, создаваемые детьми, – это способ самовыражения, самопознания. С помощью сочинений осмысливается и усваивается содержание изучаемого художественного произведения. В одной из последних статей подчеркивала, что работа, направленная на обучение школьников умению писать сочинения, является одним из самых активных и результативных методов воспитания. В содержание работы по развитию речи школьников включала обогащение речи, обучение выбору языковых средств, написание сочинений и пересказ текстов. Признавая важность всех школьных дисциплин в деле обогащения речи детей, подчеркивала роль учителя-словесника, кот-й по-своему обрабатывает и обогащает учебный материал.

С о ч.: Изучение родного языка. 1921; По вопросам композиции. М., 1924; Современная и классическая литература в школе. М. ; Л., 1927; Загадки. М. ; Л., 1932; Введение в стилистику. М., 1937; Очерки по методике литературного чтения / 3-е изд. М., 1963; Избр. труды. М., 1958.

Годы жизни

1885 - 1942

Исторический этап

Второй МГУ

Проект Музея истории МПГУ
Автор проекта – Т.К. Жаров
© Музея истории МПГУ, 2012 г.
Замечания и предложения по биографиям учёных МВЖК-2-го МГУ-МГПИ-МГПИ им. В.И. Ленина-МПГУ просим направлять по адресу: museum @mpgu .edu

Рыбникова Мария Александровна Рыбникова Мария Александровна , советский педагог, литературовед. Окончив историко-филологический факультет Московских высших женских курсов (1909), преподавала в Вяземской женской гимназии. С 1918 работала в малаховской средней школе (под Москвой), во 2-м МГУ (1924‒31), в научно-исследовательских педагогических институтах (в том числе в институте школ Наркомпроса РСФСР). Основные труды посвящены методологии и методике изучения литературных произведений, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному народному творчеству. Разработала научно обоснованный курс методики преподавания литературы (1941), в котором особое внимание уделено воспитательной и образовательной роли литературы в формировании личности учащихся, их творческих способностей.

Соч.: По вопросам композиции, М., 1924; Современная и классическая литература в школе, М. ‒ Л., 1927; Загадки, М. ‒ Л., ; Введение в стилистику, М., 1937; Очерки по методике литературного чтения, 3 изд., М., 1963; Избр. труды, М., 1958.

Н. И. Кудряшёв.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Рыбникова Мария Александровна" в других словарях:

    РЫБНИКОВА Мария Александровна - , педагог, методист словесник, проф. (1935). По окончании ист. филол. ф та Московских высш. жен. курсов (1909). преподавала в Вяземской жен.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Рыбникова, Мария Александровна - (1885 1942) педагог, методист словесник, профессор (1935). Преподавала в средней школе, Московском педагогическом техникуме; в 1924 31 во 2 м МГУ. Разработала методику наблюдений над языком художественных произведений (Работа словесника в… … Педагогический терминологический словарь

    Мария Александровна (1885) литературовед, методист. Методические работы Р. испытали на себе влияние ряда враждебных советской школе направлений литературоведческой и педагогической мысли. В книге «Работа словесника в школе» (1922) отразились… … Литературная энциклопедия

    Мария Александровна , советский педагог, литературовед. Окончив историко филологический факультет Московских высших женских курсов… … Большая советская энциклопедия

    Герб Флаг (описание) … Википедия

    Герб … Википедия

    Верховный Совет СССР 5 созыва избран 16 марта 1958, заседал с 1958 по 1962; Состав: 1378 депутатов 738 в Совете Союза и 640 в Совете Национальностей. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р … Википедия