Рыцарь - тяжеловооружённый конный воин, носитель дворянской рыцарской традиции, восходящей ко временам андальского вторжения в Вестерос и тесно переплетённой с верой в Семерых . Рыцари занимают важное место в феодальном обществе и культуре Вестероса , стоя ниже лордов, но выше простонародья. Тяжёлая рыцарская конница является главным аргументом в любой войне Семи королевств , а подвигам и приключениям знаменитых рыцарей посвящены многие песни и книги. Рыцарь обязан служить образцом чести, отваги и благородства, служить королю и державе и защищать слабых - увы, далеко не все рыцари соответствуют этому идеальному образу.

К рыцарям обращаются «сир » (англ. ser ) . Звание рыцаря не является наследственным и не означает потомственного дворянства само по себе; законные дети рыцаря наследуют его фамилию, а в том случае, если сын рыцаря сам становится рыцарем, - и герб . Любой рыцарь может посвятить в рыцари любого человека, даже простолюдина, однако звание рыцаря требует немалых расходов - рыцарь обязан владеть дорогостоящим оружием, доспехами, несколькими лошадьми, вести соответствующий рыцарскому званию образ жизни, обычно связанный с военной службой и, в мирное время, турнирами .

В средневековой культуре рыцарство - не просто знак почести, как в нашем мире, когда королева Елизавета посвящает в рыцари Элтона Джона. Это род занятий, воинская профессия. Чтобы быть рыцарем, нужно богатство - как минимум, чтобы купить себе доспехи и лошадь, и у рыцаря есть обязанности. Рыцарь должен участвовать в сражениях, являться по призыву лорда, обучать и вооружать отряд латников. Некоторые люди физически не способны заниматься всем этим (Уиллас Тирелл , Сэмвелл Тарли), и они предпочитают карьеру септона , мейстера или просто лорда в своём поместье. Другим жизнь рыцаря просто неинтересна. Рыцарство также связано с религией, и по этой причине последователи Старых Богов не становятся рыцарями, даже если годятся в рыцари по всем остальным параметрам. Так сказал Мартин

История и распространение рыцарства

Рыцарь в латном доспехе и шлеме-бацинете. Иллюстрация Ruisma

Рыцарская традиция появилась во времена завоевания Вестероса андалами . Согласно летописям Долины Аррен - первой области Вестероса, завоеванной андалами, тяжёлая кавалерия, облачённая в доспехи, у андалов уже была, и андальские герои - например, Артис Аррен - носят в преданиях титул «сир». Серебряные доспехи и крылатый шлем Артиса Аррена делали его легко узнаваемым среди андальских воинов .

За пределами Вестероса рыцарство ассоциируется с выходцами из Семи королевств, сохранившими рыцарские традиции и веру в Семерых . На землях Вольных городов рыцари - эмигранты и потомки эмигрантов, бежавших за море по разным мотивам, - занимаются в основном наёмничеством, воююя то за один Вольный город, то за другой: так, Джорах Мормонт воевал на войне с браавосцами, а потом поступил на службу к Визерису Таргариену , а Осмунд Кеттлблэк служил в отряде Славных Кавалеров , воюя то за Лис , то за Тирош . В наёмном отряде Золотых Мечей служило пятьсот рыцарей .

Качества рыцаря

Рыцарь. Иллюстрация Jason Engle

Даваемые при посвящении в рыцари обеты, книги, песни, предания о знаменитых рыцарях создали в сознании вестеросцев идеальный образ благородного воина. На самом деле светлому образу «истинного рыцаря» соответствуют очень немногие носящие рыцарское звание. Проявление высоких рыцарских качеств вызывает у окружающих восторг и уважение, тогда как «ложные» рыцари, запятнавшие себя нерыцарскими поступками, пользуются дурной славой.

Рыцарь должен:

В песнях рыцари никогда не убивали волшебных зверей, таких, как, например, белые олени - только подходили и гладили .

Для рыцаря достойно добиваться славы и почестей, хотя бы и рискуя своей жизнью. Умереть, сражаясь за своего короля - славная смерть для рыцаря .

Рыцарь должен беречь свою честь. Недостойно обижать слабых и невинных; убеждение о том, что «истинные рыцари не причинят зла женщинам и детям» было не столь уж редким в Вестеросе . Считается, что ни один настоящий рыцарь не даст согласия на убийство женщин . Существуют рассказы о рыцарях и дамах, которые спали в одной постели, положив между собой меч - рыцарь таким образом демонстрировал, что не посягает на честь дамы . Рыцарь не должен целовать даму без её разрешения .

Клятва своей рыцарской честью священна , слово рыцаря многого стоит . Хороший рыцарь честен во всем и всегда говорит только правду, даже врагам . Запятнавший себя разбоем и насилием рыцарь может быть лишён рыцарского звания и предан смерти как обычный преступник

Если против конного рыцаря на поединок один на один выходит пеший противник, достойно спешиться . Позорно побеждать в поединке нечестным образом, например, убив под соперником лошадь ; намеренный проигрыш более высокородному и богатому противнику не считается достойным поступком, хотя и не приносит проигравшему позора . Бесчестно проиграть на турнире оружие и доспехи и не отдать их победителю, даже если это угрожает побеждённому потерей рыцарского звания . Пользование услугами шпионов и доносчиков позорит рыцаря .

Поскольку рыцари обычно сражаются верхом на коне, шпоры служат знаком рыцаря: о посвящении в рыцари говорят «получить шпоры» . Богатые рыцари и лорды могут носить золотые шпоры .

Пажи и оруженосцы

Оруженосец. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Подготовка будущего рыцаря начинается с раннего возраста. Начиная с возраста восьми лет и старше мальчиков отдают на воспитание в другую семью - дом лорда или родовитого рыцаря, желательно, прославленного воина. Эта практика совмещается с традицией брать воспитанников и заложников из других домов. Маленькие дети часто прислуживают взрослым как пажи (англ. page ) и виночерпии (англ. cup-bearer ), и это занятие считается почётным и достойным даже для выходцев из благородных домов. Например, Аддам Марбранд в детстве служил пажом в Утёсе Кастерли , а Мерретт Фрей - в замке Крейкхоллов . Уже в этом возрасте детей начинают обучать военному делу - сражаться деревянными мечами, обмотанными тканью , ездить верхом, упражняться с чучелами, кинтанами и кольцами.

Когда мальчик подрастает достаточно, чтобы брать его на войну - к возрасту двенадцати и иногда даже десяти лет - он становится оруженосцем (англ. squire ) того или иного рыцаря. Оруженосцы обязаны в походе ухаживать за оружием, доспехами и лошадями рыцаря, готовить пищу, следить за здоровьем рыцаря, одевать его в доспехи перед боем и тому подобное. Под началом рыцаря оруженосец должен получить представление о началах рыцарства, основах рыцарской чести, долга и верности; обучиться фехтованию, верховой езде и куртуазному этикету. В реальности всё зависит от того, какому рыцарю служит оруженосец. Так, Подрика Пейна его первые хозяева-рыцари научили чистить лошадь, выбирать камешки из подков и воровать еду, но владеть мечом не учили совсем . Напротив, Арлан Пеннитри , даже будучи нищим межевым рыцарем, обучал своего оруженосца Дунка держать меч и копьё, ездить на боевом коне, натаскивал его в геральдике и внушал максимы вроде «Истинный рыцарь должен быть чист и телом и душой» и «Всегда делай больше того, что от тебя ожидают, и никогда - меньше» .

Проявивший себя оруженосец может быть посвящён в рыцари к совершеннолетию , хотя некоторые, особо отметившиеся оруженосцы удостаиваются этой чести и раньше - Джейме Ланнистер , например, стал рыцарем на пятнадцатом году жизни .

Наличие оруженосца является для рыцарей вопросом престижа, и бедные рыцари, как Арлан Пеннитри , могут брать себе в оруженосцы бездомных мальчишек, обещав кормить, учить и в неопределённом будущем - посвятить в рыцари . Напротив, у богатых и влиятельных рыцарей и лордов может быть сразу несколько оруженосцев из благородных домов - например, у Самнера Крейкхолла было не менее четырёх оруженосцев, включая Джейме Ланнистера и Мерретта Фрея , а сам Джейме Ланнистер позже взял в качестве оруженосцев сразу троих подростков знатного рода - Льюиса Пайпера , Гаррета Пэга и Джосмина Пеклдона . Дружба между рыцарем и его оруженосцем и оруженосцами одного рыцаря завязывается на всю жизнь; иногда - как в случае Ренли Баратеона и Лораса Тирелла - она обращается в гомосексуальную связь .

Оруженосец вовсе не обязательно должен быть подростком. У Мандерли были оруженосцы в возрасте до сорока лет , и на трапезе для оруженосцев во дворе Белостенного преобладали старые бывалые воины . Такие люди не становятся рыцарями никогда - часто у них просто не хватает денег на собственные оружие, доспехи и лошадь, иногда они просто не испытывают желания стать рыцарями, предпочитая верой и правдой служить другим .

…как армейский сержант, который не испытывает желания становиться лейтенантом, а тем более генералом. Так сказал Мартин

Посвящение в рыцари

Помазанный рыцарь. Иллюстрация Пэта Лобойко (Pat Loboyko) для RPG от Green Ronin

Любой рыцарь может посвятить любого другого человека в рыцари . Король может посвятить в рыцари любого своего подданного; не всякий лорд может посвятить кого-либо в рыцари, а только такой лорд, который сам является рыцарем. Иными словами, Бейлор Благословенный , будучи королём, мог посвящать людей в рыцари, а Эддард Старк , будучи лордом, но не будучи рыцарем - нет .

Обычный способ стать рыцарем - с детства и до шестнадцати-восемнадцати лет служить другому рыцарю в качестве оруженосца, проявив себя и доказав свое право стать рыцарем. Доблесть, проявленная в военной кампании, или успешное выступление на турнире для оруженосцев могут стать основанием для посвящения в рыцари. Это верно даже для людей, никогда не бывших оруженосцами, но проявивших себя на войне и вознаграждённых за это рыцарством: так, северянин Джорах Мормонт был посвящён в рыцари в качестве отличия за отвагу во время штурма Пайка в конце восстания Бейлона Грейджоя . Бывший контрабандист Давос Сиворт получил рыцарское звание в благодарность «за лук» - во время осады Штормового Предела он тайком провез в замок груз лука и рыбы и тем самым спас Станниса Баратеона и его людей от голодной смерти .

Отцы, дядья или старшие братья, будучи рыцарями, могут посвятить в рыцари младших членов семьи, рыцарь может посвятить в рыцари своего оруженосца, однако чаще это делает другой рыцарь - как можно более прославленный и известный, какого только удавалось найти, лучше всего рыцарь Королевской Гвардии , принц или сам король. Так, Джейме Ланнистер служил оруженосцем Самнеру Крейкхоллу , но посвящение принял от знаменитого рыцаря Королевской Гвардии Эртура Дейна ; Барристан Селми служил оруженосцем у Манфреда Сванна и был посвящён в рыцари королём Эйгоном V Таргариеном . Григора Клигана посвятил в рыцари принц Рейгар Таргариен . Все заслужившие рыцарство в битве на Черноводной - больше шестисот человек - были посвящены всего тремя рыцарями Королевской Гвардии : Бейлоном Сванном , Меррином Трантом и Осмундом Кеттлблэком , хотя в столице в этот момент находились многие тысячи менее знаменитых рыцарей .

Мартин сравнивает посвящение с получением диплома о высшем образовании в нашем мире:

Почему люди стремятся попасть в Гарвард, а не обходятся дипломом колледжа в родном городке? Очень престижно быть посвящённым в рыцари королём, принцем, одним из рыцарей Королевской Гвардии или какой-нибудь ещё знаменитостью. Получить посвящение в рыцари от брата - это как поцеловать сестру (Джейме Ланнистера и Таргариенов это сравнение не касается), а получить посвящение от уездного межевого рыцаря - это как парикмахерское училище закончить. «Корочки»-то вы получите, но на университетскую аспирантуру после этого замахиваться не стоит. Так сказал Мартин

Никто не запрещает рыцарю произвести в рыцари простолюдина или даже бастарда . Тем не менее, социальное давление обычно не дает корыстолюбивым рыцарям возможности посвящать в рыцари за деньги всех, кого им вздумается: рыцарская честь и высокий статус рыцарского звания имеют большое значение в обществе Вестероса, и запятнавший себя таким поступком рыцарь, а равно и те, кого он посвятил, легко могут оказаться изгоями . Тем не менее, такие прецеденты были: Дункан Высокий слышал истории о том, как рыцарства добивались взятками или угрозами, а рыцарское звание Глендона Флауэрса было куплено девственностью его сестры - безденежный рыцарь согласился посвятить юношу в рыцари в обмен на возможность переспать с девственницей . Однако Берик Дондаррион , руководствуясь своими идеалистическими воззрениями, посвятил в рыцари весь свой партизанский отряд - Братство без Знамён - от мала до велика и вне зависимости от наличия оружия и доспехов .

Помазание рыцаря. Иллюстрация Николь Кардифф (Nicole Cardiff)

Перед посвящением в рыцари посвящаемый обязан выстоять всенощную молитву в септе, от заката до рассвета. Небесным покровителем рыцарей является одна из семи ипостасей Бога - Воин, и будущие рыцари молятся ему, сложив меч и доспехи у изображения Воина и оставаясь в одной белой рубахе из некрашеной шерсти, символизирующей чистоту и смирение. В столице для этого может использоваться Великая Септа Бейлора , в походах посвящаемые могут провести ночь в ближайшей деревенской септе, какую только удалось найти .

Наутро посвящаемый обязан исповедаться септону и быть помазан, согласно обряду Семерых , семью елеями. В наилучшем случае исповедь и помазание принимает сам верховный септон , что придает посвящению особый престиж; так, например, сир Джорах Мормонт принял помазание от верховного септона . Прошедшие через этот обряд называются помазанными рыцарями .

В той же самой рубахе, босой посвящаемый проходит к месту посвящения, где в присутствии свидетелей становится на колени перед посвящающим рыцарем. Рыцарь обнажённым мечом, повернутым плашмя, легко ударяет по плечам посвящаемого, попеременно по правому плечу и по левому, произнося формулы обетов именем Семерых . Посвящаемый должен поклясться исполнять эти обеты .

- Раймун из дома Фоссовеев, - начал он торжественно, коснувшись клинком правого плеча оруженосца, - именем Воителя обязую тебя быть храбрым. - Меч лёг на левое плечо. - Именем Отца обязую тебя быть справедливым. - Снова на правое. - Именем Матери обязую тебя защищать юных и невинных. - Левое плечо. - Именем Девы обязую тебя защищать всех женщин… Межевой рыцарь

Полный текст рыцарских обетов в книгах не приводится, известно только общее содержание: «…быть истинным рыцарем, чтить семерых богов, защищать слабых и невинных, преданно служить моему господину и сражаться за свою страну» . Очевидно, в список обетов входят также какие-то обеты во имя Старицы, олицетворяющей мудрость и прозорливость, и Кузнеца, олицетворяющего здоровье, силу и стойкость, и - с куда меньшей вероятностью - обет во имя седьмого божьего лика - Неведомого. Неведомый олицетворяет смерть, и верующие в Семерых избегают упоминать его всуе.

Разумеется, многие посвящения совершаются вдали от септ, без свидетелей, в условиях нехватки времени, даже прямо на поле боя, поэтому посвящение сводится к ударам мечом по плечам коленопреклонённого посвящаемого и произнесению рыцарских обетов. Именно так рыцарское звание получили

Эпоха благородных рыцарей, турниров и прекрасных дам продолжалась практически восемьсот лет, и за это время родилось множество легенд, песен, рассказов, преданий и романов об этих благородных и справедливых представителях сильного пола. Современные авторы используют эти образы не только в литературе, но и в других видах искусства, таких как кинематограф, живопись, компьютерная графика.

История

Рыцарством называлось привилегированное сословие воинов в Западной Европе, сформированное в средние века. рассматривалось как проявление наивысшей милости от своего сюзерена, награда за верную службу. Зародившись во Франции и Испании, оно быстро распространилось на остальные страны и достигло апогея к XII-XIII векам, во времена

Имели собственный кодекс чести, регламентировавший их поведение, решение конфликтных ситуаций, необходимость участия в военных действиях, условия турниров, а также их проведение.

И в Средневековье, и в современном мире рыцари продолжают вдохновлять творческих людей на создание образов идеальных мужчин, которые популяризируются через кинофильмы, книги и анимацию.

Родовое гнездо

Когда рыцарь проявлял себя достойно в бою или оказывал определенные услуги королю и государству в его лице, то ему жаловали замок с прилегающими землями. Это давало благородному кавалеру средства к существованию, возможность иметь свою собственную дружину и занять видное положение среди богатых соседей. Частенько властитель раздавал наделы только на только что завоеванных территориях, на которых никаких зданий не было и в помине. Тогда рыцарю вменялось построить на своей земле укрепленный замок, готовый для обороны, если это будет необходимо. Рыцари и замки появлялись как грибы после дождя, особенно в период внешней военной экспансии французских и английских королей, мечтавших об императорском могуществе. Но повторить подвиг не удалось никому, поэтому земли переходили от одного владельца к другому, постройки разрушались и воздвигались вновь, а война все продолжалась. Рыцари и замки сменяли друг друга, погибая в неравном бою с монаршими амбициями, но какое дело было королю до своих подданных. Его интересовали куда более возвышенные замыслы.

Посвящение

В Древнем Риме вручение юноше оружия при большом скоплении народа провозглашало, что он стал совершеннолетним. Это делал либо старший в семье мужчина, либо вождь. Германцы, приемники Священной империи, так же посвящали своих сыновей, входящих в пору зрелости, а короли закрепляли за своими детьми право на трон. Этот обычай постепенно трансформировался в целый обряд посвящения в воины.

Легенды о рыцарях гласят, что сначала получить посвящение мог каждый мальчик двенадцати лет. Затем этот порог отодвинули до пятнадцати, а потом и до девятнадцати лет. Со временем возраст совершеннолетия, 21 год, был признан идеальным вариантом для принятия в рыцари.

Сначала это была просто передача оружия, но потом к нему присоединились надевание кольчуги, шлема и шпор, а также поражение мишеней копьем во время скачки галопом. Когда в силу вошло христианство, то перед тем, как получить свой меч, будущий рыцарь обязан был получить благословение в церкви. Постепенно священнослужители полностью забрали себе право посвящения, мотивируя это тем, что по кодексу чести рыцарь должен чтить Бога, защищать церковь и всех страждущих от ее имени.

Добродетели

Легенды о рыцарях гласят, что они представляли собой идеальных воинов: мужественных, сильных, отважных. Они были бесстрашны в бою, неукротимы в схватке и смиренны в повседневной жизни. Преданные своему сюзерену, стране и Богу, эти воители являли собой потрясающий образчик мужского рода.

Важными вещами в жизни каждого рыцаря были его вера, честь и дама сердца. Молитвы, посты и церковные налоги составляли большую часть жизни таких людей. Они добровольно отдавали себя в распоряжение служителей церкви и уже не могли жить исключительно светской жизнью.

Честь являлась особой гранью взаимоотношений между воинами. Легенды о рыцарях повествуют, что из-за поруганной чести развязывались серьезные конфликты, приводившие к гибели сотен и тысяч человек. Никто не имел права посягнуть на честь рыцаря и просто уйти.

Любовь и война

Дама же была чем-то вроде прообраза непорочной Девы. Ее восхваляли, ей преклонялись, но все это делалось не спеша, на расстоянии, постепенно продвигаясь к намеченной цели. Возвышенность чувств, которую превозносили трубадуры, строгость норм морали и светских правил поведения растягивало ухаживания на годы. Но это не делало процесс завоевания менее увлекательным. Наоборот, поднимаясь по социальной лестнице, рыцарь мог расчитывать на благосклонность не только своей дамы сердца, но и ее родственников по мужской линии. Ведь именно от их решения зависела судьба будущего счастливого союза.

Рыцарь по версии 2001 года

«История рыцаря» - это художественный фильм, основанный на «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера. Но, сохранив контекст, режиссер ввел множество атрибутов современной жизни, превратив, таким образом, свою картину в некий симбиоз классики и эклектики.

В основе сюжета история безродного мальчишки Уильяма Тэтчера, который получает уникальный шанс изменить свою судьбу, подделав документы о своем происхождении. Будучи хорошо знакомым с кодексом чести рыцарей и участвуя в турнирах, он завоевывает сердца дам, пока на его пути не появляется граф Адемар. Однако получить мгновенную сатисфакцию герою не удается, и эта проблема гложет его изнутри. И вот, когда час расплаты настал, Уильяма арестовывают за подлог документов и ложь о своем происхождении.

В конечном счете король спасает его от позорного столба и дает возможность победить своего врага в честном поединке, но Адемар не настроен играть по правилам. Он хочет убить своего противника. Финал фильма счастливый: Уильям становится чемпионом, его соперник повержен и более не может претендовать на звание непобедимого рыцаря в турнирах на пиках.

«История рыцаря» оправдала надежды своих создателей, как в финансовом плане, так и в реализации художественной идеи.

Исторический боевик

«Железный рыцарь» представляет собой боевик, насыщенный всеми чудесами современной графики, но повествующий о войне, произошедшей восемь веков назад. После подписания значительно ограничивающей возможности и власть английского короля Иоанна Безземельного и всех его потомков, бароны, наконец, могли почувствовать себя в безопасности. Но правитель решил переиграть их и, собрав на юге страны армию, напал на замок Рочестер. Его защитники храбро сражались и смогли победить сильно превосходящего числом противника.

«Железный рыцарь» получил признание критиков и достаточно весомые кассовые сборы, чтобы удовлетворить запросы создателей и запомниться зрителям как яркий и красочный фильм.

Восточный взгляд

Как уже говорилось выше, не только европейская культура увековечила рыцарские подвиги. В стране Восходящего солнца тоже слышали об этих искателях правды и справедливости для всех.

«Легенда святых рыцарей» - это анимированный сериал, вышедший в 2009 году. Он показывает взгляд на кодекс чести рыцарей с иной, фантазийной стороны. Главный герой попадает в один из выдуманных миров и понимает, что оказался в самой гуще войны. Его заставляют выбрать одну сторону и колдовством принуждают к убийству. Но, чудом сбросив с себя чары, юный рыцарь обращает ситуацию в свою пользу.

К сожалению, получив хорошее начало, «Легенда святых рыцарей» не получила продолжения, хотя фанаты ждут его до сих пор, в надежде на то, что манга рано или поздно все-таки оживет.

Без комиксов не обошлось

Положительные герои романов, как обычных, так и графических, любят подчеркивать, что у них есть свой кодекс чести, который не дает им совершать зло. Не стал исключением и Бэтмен.

«Темный рыцарь» - история противостояния, когда главный герой и главный злодей не уступают друг другу в харизматичности, уме, логике и изощренности. Сюжет, игра актеров и кассовый успех в первые недели проката говорят сами за себя. продюсер и режиссер этой картины, в который раз показал всему миру, что снимать драматические триллеры у него получается лучше всего. А посмертный Оскар, присужденный Хиту Леджеру за эту роль, показывает, насколько удачен был подбор актеров.

Пересказывать сюжет фильма «Темный рыцарь» смысла нет, ведь каждый поклонник этой саги уже засмотрел его до дыр, а тот, кто далек от этой темы, все равно не поймет, в чем соль.

Виртуальная реальность

Технический прогресс дает практически любому человеку возможность побывать в теле мага, рыцаря, эльфа, гоблина и многих других персонажей жанра фэнтези. Достичь этого достаточно просто, нужно только зарегистрироваться в онлайн игре и выбрать себе героическое имя. А дальше интуиция подскажет, что нужно делать. Не стала исключением и такая знаменитая компьютерная эпопея, как World of Warcraft. Рыцарь смерти - это один из персонажей, которые можно выбрать для создания виртуальной личности. Они обладают набором готовых навыков, которые можно улучшать и тем самым повышать свой уровень, а еще нужно проходить обязательные задания, позволяющие расширить диапазон игровых возможностей. Рыцарь смерти был назван так, потому что, по сути, представлял собой некроманта, состоящего в магическом ордене. Они выступали в качестве воинов на стороне зла и не связывали себя никакими правилами.

Легенды о рыцарях содержали больше выдумки, чем исторической правды, но людям было все равно. Им хотелось иметь идеал, к которому хотелось бы стремиться. Ученые иногда остужают пыл самых ретивых романтиков, рассказывая, какой на самом деле была королевская служба, что требовалось от рыцаря при дворе и насколько уровень просвещения был низок в те времена. Не говоря уже о гигиене и медицине.

Действие легенды о короле Артуре разворачивается в 6 веке нашей эры. Британия, тогда еще не ставшая Англией, раздираема гражданской войной. Бритты, сами когда-то захватившие острова, подвергаются набегам племен англов и саксов. Рекой льется кровь... И все ждут героя, который объединит королевство, утешит обездоленных и защитит слабых. Такими героями становятся король Артур и рыцари Круглого стола. История воцарения Артура хорошо известна - только ему удалось извлечь заколдованный меч из наковальни (в некоторых вариантах легенды - из камня), которую сотворил волшебник Мерлин.

Круглый стол

Став королем, молодой Артур влюбился в прекрасную Гвиневру, дочь короля Камелиарда. В приданое дочери король дал Артуру круглый стол из темного дерева. За круглым столом не мог появиться спор о почетности места. А эти споры постоянно вспыхивали при королевских дворах и провоцировали взаимные обиды. Аристократы кичились своей знатностью и претендовали на то, чтобы сидеть ближе всех к хозяину дома. За круглым столом все формально были равны, и Артур решил собрать за ним самых достойных рыцарей Европы. Волшебник Мерлин сделал так, что над каждым стулом загоралось имя того рыцаря, кто был достоин занять его. Только одно место должно было до времени оставаться незанятым - "Гибельное сиденье". Оно предназначалось для избранника, рыцаря, чистого душой и неподвластного земным порокам. Именно этот рыцарь впоследствии должен был добыть Святой Грааль. Любой другой не смог бы противостоять проклятию и невольно начинал приносить гибель окружающим, как это случилось с несчастным рыцарем Балином. Девизом всех рыцарей Круглого стола было: «Сила еще не есть справедливость, справедливость и есть сила». Главной целью сидевших за круглым столом было не повседневное совершение подвигов. Рыцари круглого стола имели другую главную цель - отыскание Святого Грааля.

Сколько всего было рыцарей?

Рыцари круглого стола были лучшими из лучших. Но сколько их было? Легенды и баллады о короле Артуре называют самое разное число - от 12 до 1600 человек. Томас Мелори, в 15 веке объединивший сказания о короле Артуре в 8 книг и создавший фактически энциклопедию Артуровских времен, говорит о количестве в 150 человек. Но какого же размера был в таком случае стол?

Если на одного рыцаря выделять метр поверхности стола, то путем нехитрых подсчетов обнаружится, что его диаметр должен составлять почти 48 метров. Комфортно ли разговаривать на расстоянии 50 метров? Артур и рыцари круглого стола должны были обладать очень громким голосом, чтобы докричаться до человека, сидящего напротив. К тому же непонятно, где можно было поместить предмет мебели такого размера. Но, поскольку это легенда, никто не задается вопросом правдоподобности. Вероятно, тех, кого называют «рыцари Круглого стола», было все же либо 12, либо 16 - согласно Вальтеру Скотту - либо 24, но не больше.

Рыцари

Из легенды в легенду повторяются имена лишь 12 рыцарей. Рыцари Круглого стола далеко не всегда вели себя идеально, как предписывали правила рыцарского этикета. Непобедимый Ланселот Озерный, воспитанник девы Озера, влюбленный в королеву Гвиневру, в конечном итоге стал косвенным виновником гибели Артура и всего королевства. Сэр Кей, молочный брат Артура - хвастун и задира. Мордред, племянник, а по некоторым легендам и сын Артура, убивает короля, хотя при этом и сам погибает. Но есть и другие рыцари Круглого стола, например братья Аргавейн, Гарет, Гахерис и Гавейн, безупречные во всем. Или сэр Галахад, сын Ланселота, нашедший Святой Грааль и вознесенный на небо.

Темная, сырая, холодная комната. Посередине комнаты на стуле сидит привязанный парень.Вдруг в комнату входят 3 парней:
-Ну наконец-то мы тебя поймали, долго же ты прятался, я не буду тратить на тебя время просто выбирай: Первое)ты выкладываешь нам всю информацию об убийствах и о похищении и мы убиваем тебя быстро или Второе)Ты молчишь,упрямишься защищая своего боса, а мы тебя убиваем медленно и мучительно. Выбор за тобой.
-Ну уж нет Аим, я все равно хочу убить его медленно и помучаю немного, он сделал ей больно, она ходить не могла из-за него, я это так просто не оставлю.
-Аамон не надо, он этого не стоит, в аду все равно с ними разберутся. Спор так бы и продолжался если бы парень не подал голоса:
-Я вам ничего не скажу, и не мечтайте. Хоть пытайте, но информации от меня вы не дождётесь.
-Ладно, тогда умри. Сказав это, парень достал старинный кинжал и ударил парня в горло. Глаза парня на миг загорелись желтым светом это говорилось о том, что парень мертв.
-Аамон ты мог бы и быть сдержанным.
-Зато он больше не тронет её. И я буду убивать всех, кто причинит моей девочке боль. Пойдёмте отсюда. Молодые люди вышли из комнаты оставив мертвое тело на растерзания адским псам.

(Месяц спустя)
Дэни уже почти поправилась, и она уже могла прыгать и бегать, что не могло ее радовать. Но она все так же отлёживалась не выходя из дома:
-Адри, давайте выйдем погулять, я уже устала сидеть дома. Зайдём в салон, я хочу перекрасить волосы. Прокричала Дэни, запрыгивая на шею подруге.
-Дэни, ты меня убьёшь такими способами. Ладно мы пойдём, но сначала ты должна поесть. Быстро за стол.
-О, кто у нас тут в строгую мамочку играет. Смеясь подошла к ним Мэл.
-Не смешно, вообще у неё постельный режим. Этот разговор продолжился бы дальше если бы не звонок в дверь:
-Я открою, интересно кого же к нам принесло. Открыв дверь Мэл улыбнулась, на пороге стояли Марк, Дэн, Джейс, Макс, Ник и Денис.
-Хеей Мэл, как вы тут?-Спросил Марк заходя в дом. - Где Адри и Дэни?
-Я Даниель вообще-то. К ним подошла Дэни и посмотрела на них безразличным взглядом. Она им не доверяла, и даже сама не знала почему.
-Привет Даниель. А почему нам нельзя называть тебя кратко Дэни?
-Потому что, Джейс, ее называть так могут только избранные. К ним уже подошла Адри с апельсиновым соком и протянула его Дэни. Она взяла в руки стакан пошла снова на кухню, а за ней и пошли остальные:
-А зачем вы пришли?
-Ну мы зашли чтобы узнать как ты себя чувствуешь и пригласить вас погулять по городу. Сегодня просто прекрасная погода для прогулки. А вечером пойдём в клуб. Как вы на это смотрите девчонки?
-Ну в общем то не плохая идея Денис. Я как раз уговариваю их, она указала пальцем на подруг- пойти гулять. Я задолбалась сидеть дома. Мне нужен свежий воздух.
-Ладно, ладно идёмте гулять. Сейчас мы только переоденемся, а вы ждите в гостиной- Адри посмотрела на парней, после чего поднялась к себе в комнату. За ней пошла и Мэл, а Дэни и не спешила, она сидя за столом жевала свои хлопья пока в дверь не постучались. Дэни встав со стула открыла дверь:
-Сэм, привет, рада тебя видеть. С улыбкой произнесла Дэни обнимая друга.
-Привет Дэни, я тоже рад тебя видеть. Как ты? Сэм вошёл в гостиную следуя за девушкой. И увидел парней.
-О, вы тоже здесь, рад вас видеть парни.
-Мы тоже Сэм, какими судьбами ты здесь? Ник посмотрел на него с некой угрозой. А Сэм лишь ухмыльнулся:
-Да так, зашёл проведать Дэни, и принёс ей это. - Он поставил подарочную коробку на стол и подвинул в сторону Дэни.-Это тебе.
-Ухты! Что это?
-А ты посмотри.
-Это ведь шоколадный торт. Ты сам его испёк? С удивление проговорила Дэни рассматривая торт.
-Да, надеюсь тебе понравится. Я узнал, что ты любишь шоколад. Тем более он полезен.
-Спасибо большое! Кстати мы идём на прогулку ты пойдёшь с нами? Мэл и Адри будут рады тебя увидеть.
-Присоединюсь с удовольствием.
-Отлично, тогда я переодеваться, девочки наверно уже готовы. Дэни зашагала в сторону комнаты.
Она решила одеть черные, короткие джинсовые шорты, такого же цвета топ, а на неё сетчатую майку, черный длинный кардиган, лакированные ботинки, чёрную сумку и подвязку на шею. На глаза нарисовала стрелки. Волосы она распустила и вышла из комнаты. Она спустилась с лестницы и увидела девочек. Одеты они были по своему стилю. На Адри был черный топ в клеточку, чёрная юбка полу-солнце выше колена, кожаная чёрная куртка, волосы она распустила и надела чёрную шляпу. На ноги черные капроны, и криперсы с рисунками цветов. К этому стилю она добавила кожаную темно-коричневую сумку. Мэл была одета можно сказать не обычно: светло-серая кофта заправленная в шотландскую юбку выше колена. Черный рюкзак и на ноги она надела чёрные Dr.Martins. Волосы она собрала в высокий хвост. Вообщем они были готовы к прогулке, увидев их парни присвистнули, давая им понят,ь что выглядят они неплохо. Они вышли на улицу и решили пройтись пешком. Марк и Адри говорили о своём, Денис и Мэл о чем то спорили. Ник, Джейс и Макс обсуждали что-то, Дэн говорил по телефону. А Дэни все время болтала с Сэмом отставая от компании. К ним не раз подходил Ник, влезая в разговор и пытаясь отвлечь их друг от друга. Но это было бесполезно, но он продолжал мешать им, пока не получил от Дэни грозный взгляд. Дойдя до центрального парка, они решили временно разделиться. Девушки идут в салон, а парни по своим делам, и договорились встретиться на том же месте у фонтана через 3 часа. Но Дэни и Сэм решили пойти отдельно вдвоём по своим делам. Адри и Мэл пошли в салон красоты, так как Адри тоже решила поэкспериментировать над волосами. А Мэл лишь подровнять кончики. Через час, процедуры Адри были закончены и Мэл потащила подругу в тату-салон:
-Ну зачем тебе ещё одна татуировка? Я не понимаю.
-Адри, я не возражала когда ты решила перекрасить волосы не так ли? Так вот теперь и ты помолчи, я хочу себе новую тату. Кстати цвет тебе идёт.
-Я знаю, но, спасибо. Я сначала хотела вообще... Так стоп ты давай мне тут зубы не заговаривай, все же, я против татуировки. Недовольно поморщилась Адри, но все же пошла с Мэл.
В это время Дэни и Сэм зашли в салон красоты, Дэни хотела изменить что то в своей внешности и решила начать с волос. Сэм ей в этом помогал, после салона красоты, она с Сэмом пошли в кафе:
-Так и знал что тебе этот цвет подойдёт, тебе бы ещё и одежду посветлее подобрать, Дэни, а почему ты одеваешься всегда в чёрное?
-Просто, я люблю этот цвет. Меня просто манит все чёрное, но сейчас не об этом. Мы виделись несколько раз, ты спас мне жизнь, а я про тебя почти ничего не знаю, расскажи о себе. Или ты хочешь остаться загадкой.
-Мне 22 года, жил и учился в Канаде, пока не решился переехать в Калифорнию. Ну а где я работаю, живу и как меня зовут ты уже знаешь.
-Ухты! Канада это круто, кстати сколько сейчас времени?
-16:40, через 20 минут мы уже должны быть у фонтана так что лучше идём, не будем опаздывать. Взяв за руку Дэни, они вышли из кафе и пошли в сторону парка. У фонтана уже все собрались и увидев новую причёску Дэни все были в шоке:
-Твои волосы, они... они розовые. С шоком произнёс Марк.
-И они стали короткими. С таким же лицом произнёс Дэн.
-Ваау, а тебе идёт Дэни. Круто.
-Спасибо, Адри но твои волосы, синий цвет-это что то новенькое.
-Ну а у тебя что Мэл? Спросил Сэм.
Мэл просто огалила плечо, а там красовалась татуировка. Она была овальной формы, а внутри был нарисован пейзаж. Смотрелось это необычно и красиво.
-Воооу Мэл, это круто. Мне нравится. Рассматривая рисунок Дэни улыбнулась.
Парни были в шоке от татуировки и вообще новому образу девушек: Дэни постригла волосы и теперь её длина была чуть выше плеч, покрасила иx в светло-розовый цвет. Смотрелось очень мило, ведь цвет волос соответствовал бледноте на лице девушки.
Адри же покрасила концы волос в синий цвет до середины, а остальная часть волос была светло-серого цвета. Да Адри могла соединить два любимых цвета. А Мэл же во внешности ничего не меняла, но вот страсть к татуировкам парни оценили.
-Вы встречаетесь? С безразличием спросил Ник увидев держащихся за руки Сэма и Дэни.
-Что? А не,т с чего ты это взял. Посмотрела она на Ника, а потом и на Сэма.
-Тогда отпустите руки, мне это не нравится. С угрозой произнёс парень.
-А чего тут такого, я не могу держать подругу за руку. Вскинув левую бровь посмотрел на него Сэм. Ник подошёл впритык к Сэму, и посмотрел ему в глаза с некой злобой:
-Нет. Не можешь.
Парни были уже на грани драки, пока Адри не подала голос:
-Парни вы чего? С ума сошли? А ну отошли друг от друга, не хватало только этого.
-Адри права, мы вышли погулять так давайте мирно погуляем. Подойдя поближе к Сэму и Нику, она встала между парнями и посмотрела на них с укором.
-Пойдёмте домой, скоро клуб откроется Джон будет ждать нас там, а вы наверное хотите переодеться для похода в клуб.
-Да верно, Джейс идемте домой. Тихо произнесла Дэни и вышла вперёд, она понимала что происходит с Ником. Она его чувствовала, его беспокойство, его боль, его полное состояние. Она помнит его, она помнит всех их...
И знает кто они на самом деле...

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".