Если вы бывали во Флоренции, то конечно же видели собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436 гг), мимо него невозможно пройти - это один из самых крупных (он был спроектирован так, что мог вместить всё население города, на момент строительства - 90000 человек) и красивых соборов в мире, его купол словно бы парит над городом.

Эффектная бело-зеленая отделка фасада кажется такой органичной и естественной - трудно поверить, что большую часть своей жизни Дуомо простоял без нее.

фасад Дуомо сегодня

а так он выглядел в середине XIX века

Собор не раз менял свой наружный облик, а историю возникновения отделки фасада, который мы с вами видим сегодня, сами флорентийцы называют «скандальной».
Собственно, до XV века собор имел декоративный фасад, украшенный скульптурами Арнольфо ди Камбио, но в 1587 году придворный архитектор Бернардо Буонталенти приказал удалить весь декор, чтобы сделать на его месте нечто более изящное и красивое. Нет ничего более постоянного, чем временное, в итоге бедный Дуомо простоял с ободранным фасадом до середины XIX века...

Попытки украсить наружные стены собора велись все эти столетия. В том же, 1587 году был проведен конкурс, на котором ведущие современные художники предоставили чертежи и деревянные макеты, которые сегодня хранятся в Опере - музее Дуомо.

Проект оформления Arnolfo di Cambio

Но ничего не было осуществлено. В семнадцатом веке Фердинандо II Медичи поручил разработать фасад Джованни Антонио Дозио. Но его вариант вызвал протесты, и в 1635 году была подготовлена новая модель, теперь уже художниками из «Академии искусства и дизайна». Работа, однако, вскоре была прервана в результате конфликта между Сильвани и президентом академии Джованни Батистой Пьератти.

Проект Академии искусства и дизайна

Кстати, никому из художников XVII века, предлагавших свои проекты оформления фасада, не пришло в голову связать воедино готическую архитектуру собора и купол, созданный в эпоху Возрождения. Не говоря уж о том, чтобы пространственно вписать фасад в окружающие здания.

Время от времени, фасад наряжали в фальшивый декор из дерева, расписанного холста и штукатурки. Первый раз такую декорацию сделали в 1589 году для свадьбы Фердинандо I де Медичи с Кристиной из Лотарингии. Фасад украшали картины, лепнина и статуи.

Вторая декорация была подготовлена к приезду в город Маргариты Луизы Орлеанской.

Третья - в 1688 году для свадьбы принца Фердинанда. Это украшение фасада - разрисованная штукатурка - было изготовлено по проекту Эрколе Грациани и оно сохранилось вплоть до девятнадцатого века, остатки этой росписи можно увидеть на этих фотографиях.

В XIX веке разные художники предлагали свои версии оформления фасада, в основном, в готическом стиле, который тогда вновь стал очень востребован. Не буду вас утомлять рассказами про споры и скандалы между дизайнерами, а расскажу о заключительном этапе, когда декором фасада занялся Эмилио де Фабрис. К тому времени, с 1861 по 1865 гг было проведено 3 (!) международных конкурса. Де Фабрис вышел из них победителем и стал официально называться «архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре». Но ему не удалось завершить начатое, он умер.

Проект Де Фабриса 1866-67

Проект был завершен в 1876 году Луиджи Дель Моро. Но и тут все было не слава богу: разгорелись споры, как украсить фасад -готическими шпилями, на манер Дуомо в Сиене, или как классическую базилику?

Подобно прекрасному цветку в райских кущах, земным воплощением которых в средние века и эпоху Возрождения считалась Флоренция, собор Санта-Мария-дель-Фьоре обладает неподдельной, неповторимой и неуловимой прелестью. Его восьмигранный купол, будто парящий над историческим центром, можно увидеть на тысячах тысяч фотографий с сотен ракурсов – но он всегда разный. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая противоречивая история становления города, запечатленная в камне.

«Смена вех» по-флорентийски

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – своего рода символ нового мира, в котором все равны не только перед Богом, но и перед людьми. Довольно необычно для конца XIII в., но вполне ожидаемо для жителей образца 1296 г. – года начала возведения Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1293 году по подобию законов, действовавших за 1500 лет до этого в Афинах, Спарте и Древнем Риме, во Флорентийской республике были приняты «Установления справедливости» – первая в мире антифеодальная конституция.

Согласно ей, реальная власть полностью переходила к народу – выборным представителям 21 ремесленного цеха. Еще ранее, в 1289 году, в государстве была полностью отменена крепостная зависимость.

Строительство флорентийского Собора длилось около 600-от лет (1296 - 1887 гг.)

Вместе с тем флорентийцы все еще мыслили в иерархических средневековых категориях. Чтобы поверить в новый порядок и принять его, им был нужен осязаемый символ верховной власти.

А что может быть превыше Бога и Девы Марии? Беспокоили и соседи – Сиена и Пиза. Их требовалось если не подчинить, то поставить на место, явив настоящее чудо. А что может быть чудеснее нового храма, перед которым бы померкли и пизанская Санта-Мария Ассунта и Дуомо ди Сиена?

Существовали и вполне приземленные причины для строительства собора. Старый собор Святой Репараты, покровительницы Флоренции, возведенный еще в IV-V вв., обветшал и был довольно мал для города с населением 90 000 человек.

К 1296 г. его стали постепенно разбирать. Останки этого храма с гробницами пап и епископов были обнаружены археологами в 1965 г. и вскоре открыты для посещения.

Жизнь до купола

Итак, в 1296 г. знаменитый архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио приступил к осуществлению грандиозного проекта , параллельно работая над базиликой Санта-Кроче и .

До освящения собора папой Евгением IV оставалось ровно 140 лет,… но проект был действительно грандиозным. За его основу ди Камбио взял не уже привычные глазу готические храмы, а .

Три широких нефа должны были сойтись в высоком алтаре, над которым бы вознесся восьмигранный купол Санта-Мария-дель-Фьоре, значительно превосходящий по своим размерам купол соборного баптистерия Сан-Джованни XI-XII вв., одного из древнейших архитектурных памятников Флоренции.

До своей смерти в 1302 г. ди Камбио успел начать возведение фасада Санта-Мария-дель-Фьоре, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить фундамент колокольни. Часть скульптур в дальнейшем была утрачена, а оставшиеся – перенесены в мастерские при соборе, где в 1891 г. был открыт музей Опера-дель-Дуомо.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре на площади Дуомо во Флоренции

В 1331 г. архитектором Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции был назначен Джотто, приступивший через 3 года к возведению колокольни (кампанилы).

По мысли художника, барельефы ее фасада должны были представлять все сферы деятельности человечества от Сотворения мира. Но в 1337 он скончался, и кампанилу сначала достраивал Андреа Пизано, а после – Франческо Таленти, назначенный архитектором собора по окончании пандемии чумы 1349 г.

Скульптуры для ее второго яруса и для фасада собора сто лет спустя были созданы Донателло. Сейчас на их месте установлены копии, а оригиналы хранятся в Опера-дель-Дуомо. Высота кампанилы – 87,4 м, вверх, к смотровой площадке, ведут 414 ступенек.

Таленти полностью изменил проект Санта-Мария-дель-Фьоре: центральный неф был разделен на 4 придела, трансепт и апсида были расширены. К 1380 году основные работы были окончены. Окончательная длина собора – 160 м, ширина трансепта – 90 м.

К 1413 году был возведен восьмигранный тамбур для купола. При его строительстве применялся кирпич особого обжига, использовать который подсказал великий Филиппо Брунеллески.

Все гениальное – просто

Но как возвести купол Санта-Мария-дель-Фьоре ? Для средневековых архитекторов это была загадка загадок. Высказывались опасения, что за 100 с лишним лет стены храма, построенные под руководством разных мастеров, получили крен и не удержат купол.

Зодчие сомневались, что существует реальная возможность возведения лесов и опалубки на такой головокружительной высоте, и что Синьория профинансирует подобную авантюру. Синьория и в самом деле не спешила развязывать кошелек, но в 1418 г. все-таки объявила конкурс.

Фреска Вазари"Страшный Суд"размещена на внутренних стенах купола

По легенде, приводимой Вазари, Брунеллески, с юности одержимый проектом купола, выиграл этот конкурс благодаря своей находчивости, продемонстрировав решение еще одной, но шуточной загадки, позднее названной «колумбовым яйцом». И действительно, купол флорентийского Собора, в отличие от прообраза – сферического купола Пантеона в Риме – имеет, подобно яйцу, вытянутую форму.

Конструкция с внешним диаметром 54,8 м и внутренним – 42 м, предложенная Брунеллески, обладает двойной оболочкой, поддерживаемой 8 основными ребрами и 16 вспомогательными. При этом все ребра связаны 6 горизонтальными кольцами и сходятся под углом в 60 градусов к вершине-фонарю высотой 21 м.

Высота купола Собора во Флоренции - 116,5 м

Для того чтобы центр тяжести «лепестков» свода оказался внутри купола, ряды терракотового кирпича были расположены не горизонтально, а с постепенным – от свода к вершине – наклоном.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре был возведен в 1434 г. В 1466 г. был достроен фонарь, увенчанный в 1469 г. золотым шаром работы Антонио Верроккьо, учителя Леонардо. Внешняя высота купола – 116,5 м, на его смотровую площадку можно попасть по 463 ступенькам довольно узкой лестницы.

Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи и изнутри

Фасад, начатый еще ди Камбио, так и не был завершен, и в 1587 году по приказу герцога Тосканы Франциска I Медичи его разрушили. Почти 300 лет глаз горожан и гостей Флоренции «радовали» сменяемые расписные холсты.

Современный внешний вид собор Санта-Мария-дель-Фьоре приобрел только в 1887 г. Автором проекта фасада стал Эмилио де Фабрис.

Внешние стены Собора облицованы зелёным, розовым и белым мрамором

Для его облицовки, согласно законам архитектуры готики и Проторенессанса, использовался камень различных цветов: белый мрамор из Каррары, розовый мрамор из Мареммы и зеленый серпентин из Прато. Фасад, в духе историзма изобиловавший деталями, флорентийцы сочли вульгарным, но со временем к нему привыкли.

«Как Дуомо ярок, цветист, радостен снаружи, так внутри он меня поразил бедностью, сухостью, темнотою», – писал философ и публицист Розанов, посетивший Флоренцию в 1901 г. Это так и не так. Не бедность – а священное величие, не сухость, а сосредоточенность, не темнота – а благоговейный полумрак.

Под этими сводами был убит Джулиано Медичи и спасся его брат, герцог Лоренцо, его стены помнят пламенные проповеди Савонаролы и шорох резца Микеланджело, работавшего над и так и не законченной «Пьетой».

Мозаичный пол в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (XVI-XVII вв.)

Стоит присмотреться и к мраморным мозаичным полам XVI-XVII вв., и к витражам XV в. Над фресками собора работали Андреа дель Кастаньо, Уччелло и Гирландайо, а в 1579 г., благодаря Вазари и Цуккари, купол Санта-Мария дель Фьоре украсился монументальной фреской «Страшный суд».

В приделах храма похоронены его создатели – Джотто и Брунеллески, одну из стен занимают часы с обратным ходом, сконструированные Уччелло в 1443 г.

Как добраться до Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре высотой 116,5 м – самое внушительное здание в историческом центре Флоренции.

Чтобы добраться до него от вокзала , нужно выйти на виа Панцани и потом свернуть на виа Черретани. Из аэропорта до вокзала можно доехать на шаттле Vola in bus, который курсирует с 5:30 до 0:30. Если же путь пролегает из дальних районов города, придется воспользоваться автобусами №№ 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Внутренний интерьер Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Часы работы и билеты

Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.

39,106 просмотрели

Самой красивой и популярной Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.

Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и . Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио . Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор (итал. Giotto di Bondone) . Творчеством этого художника впоследствии вдохновлялись такие гении искусства как , и . Джотто на тот момент работал главным архитектором Флоренции. В рамках служебных обязанностей он вплотную занялся работами над колокольной башней Дуомо, получившей название Кампанила (итал. Campanile) . Джотто разработал строительный план для колокольни, а также создал подробные эскизы для внешней отделки первого яруса постройки.

Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти . Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини . На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора (Filippo Brunelleschi)


Умнейший итальянский муж точно просчитал параметры восьмигранной башни и вытянутого шпиля. Также он изобрел и воплотил в реальность ряд механизмов, позволяющих поднимать на большую высоту целые секции купола. Для того, чтобы стабилизировать конструкцию, Брунеллески приказал установить 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец . Этот каркас до сих пор удерживает в целостности купол Дуомо, общий вес которого около 37 тысяч тонн .

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис . Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Внутреннее убранство собора

Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления , в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола . Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.

Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино . Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса .

Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского , обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.

Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.

Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.

Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.

Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:

  • Отличная подборка флорентийских скульптур, датированная 16 веком.
  • Статуя «Кающаяся Мария Магдалена» (15 век) ранее, украшавшая собой Баптистерий собора.
  • «Пророк Аввакум» (15 век) работы был перемещен в музей с колокольной башни;
  • Статуя, посвященная Папе Римскому Бонифацию VIII авторства Арнольфо ди Камбио – снята с фасада собора.
  • а также незавершенная работа великого , – « ».

Баптистерий Сан-Джованни

В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista) , и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.

Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра — Врата рая.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах

Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.

  • диаметр его составляет 42 (!) метра;
  • вес – 37 тысяч тонн;
  • число кирпичей – порядка 4 миллионов штук.

Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!

Практическая информация

Как добраться

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: (Piazza del Duomo), здание № 17.

Найти отель рядом с собором Дуомо

Добраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.

Время работы собора

  • понедельник, вторник, среда, пятница – открыт с 10:00 до 17:00;
  • суббота – с 10:00 до 16:45;
  • воскресенье – с 13:30 до 16:45.

Полюбоваться куполом собора можно:

  • все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00;
  • суббота – с 8:30 до16:40.

Время работы музея

  • все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:00;
  • воскресенье — с 9:00 до 13:45.

Стоимость билетов

С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.

Актуальную стоимость билета и расписание работы всегда можно уточнить на официальном сайте www.museumflorence.com , который доступен на итальянском и английском.

Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.

В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.

Альтернативные варианты:

Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.

Мы влюблены в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рады делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире. Приглашаем на наши авторские экскурсии в Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Парме, Милане, Тоскане, а также на Сицилии и Сардинии.

Название : La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (it), The Cattedrale di Santa Maria del Fiore (en)

Другие названия : Санта-Мария-дель-Фьоре / Собор Святой Марии в цветах

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1296 - 1470 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески, Арнольфо ди Камбио

Заказчик / Основатель : Медичи



История постройки

Собор, известный также под именем Санта-Мария дель Фьоре, начали стоить в 1296 году как готический храм, облицованный мрамором по традиции тосканской архитектуры романского периода. Грандиозный купол, самый высокий в Тоскане, вознеся над собором превосходства Флоренции в соперничестве средневековых городов-государств Италии. Постройка нефа завершилась в 1418 году. Конструкция нефа уже предопределила восьмигранную форму купольного барабану, опиравшегося на столбы, но решение задачи по возведению купола еще не было найдено.

Новаторский проект Филиппо Брунеллески сочетал в себе знание достижений готики и римского инженерного искусства со смелым практическим подходом. Достроенный мастером собор стал связующим звеном между средневековой готикой и архитектурой новой эпохи, проникнутой духом научных и эстетических изысканий. Брунеллески совершил переворот в развитии зодчества и проложил дорогу эпохе Ренессанса, превратившей Италию в центр новой культуры и искусства.

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Купол собора Санта Мария дель Фиоре

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Обычно исторический обзор архитектуры раннего итальянского Ренессанса принято начинать именно с возведения Брунеллески купола собора Санта-Мария дель Фьоре, что отнюдь не объясняется какими-нибудь узкими традициями, а имеет свое обоснование.

Задача возведения купола собора Санта-Мария дель Фьоре была не только чрезвычайно трудна для того времени в конструктивном отношении - методы римских мастеров за время средневековья были позабыты, - но, помимо этого, имела и общегуманистическое значение.

Старые готико-романские церкви, с их мистически-эмоциональным содержанием, с их декоративностью, с их формообразованием, как нельзя лучше соответствовали феодально-замкнутой общественной структуре, но ни в какой мере не могли удовлетворить новой идеологии, требовавшей функционально-логичной организации пространства, фасада и архитектурных масс, величественных, монументальных построек и новых, не менее величаво-спокойных архитектурных средств. Одним из этих средств являлось купольное перекрытие, уравновешенная красота которого в полной мере отвечала поставленным целям.

Возвратясь во Флоренцию, Брунеллески был приглашен попечителями Санта-Мария дель Фьоре и консулами Шерстяного цеха на совещание местных архитекторов и инженеров по поводу возведения этого купола, а через три года после совещания (1420) был объявлен уже широкий конкурс на изготовление модели и проекта купола.

Касательно возведения купола у архитекторов существовали различные мнения. Одни предлагали от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба; другие склонялись к тому, что купол в целях его облегчения следует сделать из туфа. Большинство же сходилось на необходимости соорудить посредине собора временный столб и поставить на нем свод, подобный куполу флорентийского баптистерия.

В разрез с мнением большинства, Брунеллески настаивал на возведении купола без громоздких и тяжелых дорогостоящих лесов и без подведения вспомогательных опор и сруба. Ему удалось убедить магистрат Флоренции в осуществимости подобного замысла и, практически подтвердив его постройкой небольшого свода над так называемой капеллой Каппони, он наконец получил заказ на возведение купола над Санта-Мария дель Фьоре.

При постройке он не мог, конечно, слепо копировать купол Пантеона , который изучал в Риме. Во-первых, этот купол покоится на цилиндрическом барабане, в соборе же Санта-Мария дель Фьоре предстояло перекрыть восьмигранную призму, в силу чего и будущий купол должен был иметь восьмигранную форму. Во вторых, он предполагал создать такой купол, который был бы виден издалека и господствовал бы над Флоренцией. В силу этого купол должен был приобрести известную остроконечность, стрельчатость. Требование стрельчатости купола диктовалось в значительной мере желанием мастера сохранить общность приема с самим собором, построенным, как известно, по чертежам более чем столетней давности и поэтому несущим ряд типично готических черт и приемов. Кроме того, необходимо было соблюсти единство рисунка собора и общего габарита.

В то же время Брунеллески было ясно, что сравнительно крутой подъем позволит ему избежать сильного горизонтального распора. Эта же идея, как известно, лежала и в основе всей готической стрельчатости.

Основная конструктивная мысль Брунеллески заключалась, как он пишет в своей записке, в том, что высокая дуга купола, «поднимаясь в своем изгибе все выше и выше, будет наконец нагружена фонарем, и они будут взаимно друг друга укреплять». Дальше он добавляет: «Купол ни в коем случае не может быть правильным, шаровидным сводом, так как верхняя его часть, на которой должен стоять фонарь, настолько велика, что нагрузка ее скоро привела бы к крушению».

При этом мастер убеждает себя, что купол следует сделать двойным, состоящим из наружной и внутренней оболочки. Наружная оболочка, по его мнению, должна служить для защиты внутренней оболочки от атмосферных влияний и дождя. Радиус кривизны наружного свода был установлен им в 4/5 наибольшего диаметра.

Как же выполнил Брунеллески эту сложную производственную и конструктивную задачу?

В основание купола - для преодоления горизонтального распора - он положил массивные железные связи, а затем начал сплошную кирпичную кладку из специально обожженных лекальных кирпичей до высоты примерно трех метров. Далее он разделил своды, причем сделал их различной толщины, так что наружная оболочка была несколько толще внутренней. По мере повышения сводов обе оболочки делались постепенно тоньше. Помимо оболочек снаружи было возведено восемь угловых ребер по числу граней купола и еще шестнадцать ребер по два ребра на каждый скат купола. Ребра сделаны из известняка и выше первых трех метров сплошной кладки соединялись каменными кольцами, скрепленными процинкованными железными обручами.

Венцы обоих сводов, в дополнение к этому, связаны еще длинными известковыми камнями. Кроме того, на высоте каждых примерно шести метров проведены небольшие сводики, выполненные целиком из прочного песчаника. На высоте двенадцати метров произведена кладка из кирпича, которая доведена до самого фонаря. Тщательно продумав структуру купола, Брунеллески не оставил без внимания мельчайших строительных деталей и вспомогательных приспособлений. Он интересовался водостоками, внутрикупольными лестницами, проходами. Тщательно продумана была и конструкция венчающего фонаря.

В ходе строительных работ мастер лично руководил каменщиками, сам на месте разрешал все возникавшие текущие вопросы, заботился о заготовке материала, вел всю административную работу, проверял качество работ, сам производил расчеты с рабочими, даже, чтобы не терять рабочего времени, организовал на куполе столовую с кухней.

Ему не суждено было возвести купол до конца: ко дню его смерти купол был доведен лишь до начала фонаря, полностью же закончен архитектором Джулиано да Майано в 1467 году.

Каковы же результаты, которых добился Брунеллески своей работой над куполом Санта-Мария дель Фьоре?

Самым главным является то, что была решена проблема купольного покрытия большого пролета, имевшая огромное значение на протяжении всей эпохи Возрождения. Правда, применение куполов в церковном зодчестве весьма распространено было и раньше (в Равенне, Венеции), но сама трактовка купольной формы была там совершенно иная. В то время как проторенессансные и романские зодчие использовали для своих построек примеры Византии и Востока, Брунеллески брал в качестве образца, главным образом, купольные сооружения античного Рима.

Достойную оценку творчества Брунеллески, нашедшего свое яркое выражение в куполе Санта-Мария дель Фьоре, дал Микеланджело . Работая над куполом собора Св. Петра в Риме и вспоминая купол работы Брунеллески, он сказал: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею».

Брунеллески были найдены конструктивные приемы, которые легли в основу всего дальнейшего строительства купольных сооружений. Ему удалось достигнуть необыкновенно органичного единства купола с построенным значительно раньше собором и таким образом сохранить общность стиля всего здания.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.
  • Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Туристическая Флоренция славится, прежде всего, своими великолепными площадями, мостами и многочисленными церквями.

Начну этот пост, пожалуй, с самой известной и популярной у туристов достопримечательности Флоренции – собора Санта-Мария-дель-Фьоре...

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Строительство грандиозного сооружения самой знаменитой флорентийском достопримечательности – собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) , также известного как Дуомо (Duomo) длилось в период с 1296 по 1436 годы, под руководством лучших архитекторов тех времён: Джотто ди Бондоне, Андреа Пизано и Арнольфо ди Камбио.

На момент постройки Дуомо являлся самым большим кафедральным собором в Европе: здесь могло разместиться до 30 000 человек (высота сооружения – 114 м, длина – 153 м, ширина – 90 метров). Сейчас он четвёртый по размеру в мире.

Огромный красный купол собора, созданный великим архитектором и скульптором эпохи Возрождения – Филиппо Брунеллески, является ныне одной из визитных карточек Флоренции. На нём обустроена смотровая площадка, откуда можно неплохо отсмотреть город. Вход платный – 8 евро, и лучше приходить сюда с утра в будни, пока нет толп туристов.

В здании собора расположен музей, в котором помимо многочисленных уникальных экспонатов находятся два бесценных полотна - «Мария Магдалина» Донателло и «Оплакивание Христа» Микеланджело.

Также советую обратить внимание на удивительные «обратные» часы, идущие без сбоев с середины XV века.

Колокольня Джотто

Рядом с собором Дуомо находится Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) , также известная как Кампанила Джотто , названная так в честь своего автора. Её строительство велось в 1334-1359 годы несколькими архитекторами: Джотто, Андреа Пизано и Франческо Таленти.

Высота колокольни Джотто – 84,7 м. В ней семь колоколов, самый большой из которых был отличт в 1705 году и имеет диаметр 2 метра.
Колокольню украшают великолепные барельефы знаменитых скульпторов Ренессанса, среди которых работы Джотто и Донателло.

Правда, сейчас там не оригиналы, а копии этих произведений искусства. Оригиналы в целях сохранения были перемещены в близлежащий Музей Дуомо.

Баптистерий Сан-Джованни

Рядом со знаменитым собором Дуомое и колокольней Джотто находится древнее средневековое здание, в котором вплоть до девятнадцатого века крестили всех уроженцев Флоренции, в том числе Данте и Медичи – Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni).

Здание баптистерия строилось в период с 1059 по 1129 годы, и является одним из старейших в городе. Свод его купола украшен замечательными византийскими мозаиками 13-14 веков, а центральная мозаика изображает Страшный суд.

Кстати, здесь же находится также гробница антипапы Иоанна XXIII. Для тех, кто не в курсе, антипапой в Католической церкви именуют людей, незаконно носивших звание Папы.

Базилика Санта-Мария-Новелла

Базилика Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) - красивая древняя церковь расположенная недалеко от одноимённого вокзала Флоренции, носящего её имя. Это первая достопримечательность, которую видят гости города, приехавшие сюда на поезде.

Её строительство началось в 1246 году и длилось до середины четырнадцатого века. Была официально освещена в 1420 году.

Церковь знаменита своим лёгким ажурным фасадом и многочисленными произведениями искусства XIII-ХVI веков, хранящимися в ней (гробницы, надгробные плиты, бюсты, фрески, а также знаменитое Распятие – шедевр Брунеллески).

Двери церкви Санта-Мария-Новелла открыты для посетителей ежедневно, кроме пятницы, с 9 до 14.

Базилика Сан-Лоренцо

Одной из самых больших и древних церквей Флоренции является Базилика Сан-Лоренцо (Basilica of San Lorenzo) . Изначально была основана в 393 году, в период с XI по XVII века несколько раз реконструировалась, достраивалась и перестраивалась. Здесь можно увидеть великолепные гробницы олигархического семейства Медичи, представители которого не раз становились правителями Флоренции и спонсировали самых выдающихся художников и архитекторов эпохи итальянского Возрождения.

Базилика Санта-Кроче

Популярная у туристов Базилика Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) , также известная как Церковь Святого Креста - была построена в готическом стиле в период с 1294 по 1385 годы.

Сегодня она считается крупнейшей францисканской церковью в мире и славится своими витражами, фресками Джотто и многочисленными гробницами великих итальянцев. К слову сказать их тут около трёхсот и покоятся тут очень известные личности – Галилео Галилей, Данте Алигьери, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и многие другие.


Базилика Санта-Тринита

Базилика Санта-Тринита (Basilica di Santa Trinita) - старинная церковь Святой Троицы в центре Флоренции, расположенная недалеко от одноимённого моста Санта-Тринита. Была построена в период с 1258 по 1280 годы. В церковной часовне можно полюбоваться замечательными фресками Доменико Гирландайо.


Церковь Орсанмикеле

Уникальная по своей форме и значению церковь Орсанмикеле (Chiesa di Orsanmichele) была построена в период с 1337 по 1350 годы на месте зернового рынка.

До XVI века выполняла двойную функцию храма и городского зернохранилища, располагавшегося на верхних этажах.
Сегодня в церкви Орсанмикеле можно посмотреть на великолепные ажурные аркады на первом этаже, а также на статую Святого Марка работы Донателло и замечательный алтарный табернакль.

Базилика Санто-Спирито

Заслуживает внимания и старинная Базилика Санто-Спирито (Basilica di Santo Spirito) , построенная в 15 веке по проекту знаменитого Брунеллески. Наряду с огромным куполом Дуомо считается одной из самых интересных его работ. Её называют чистейшим образцом раннего флорентийского ренессанса.

Церковь Санта-Мария-дель-Кармине

Небольшая неприметная с виду церковь Санта-Мария-дель-Кармине (Santa Maria del Carmine) , расположенная на южном берегу реки Арно,также заслуживает внимания. В ней хранятся великолепные фрески эпохи раннего Ренессанса. Считается, что именно с них началась революция в европейском изобразительном искусстве, предопределившая его развитие на несколько веков вперёд.