По данным, недавно обнародованным организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), более половины взрослых россиян имеют дипломы третьей ступени (2012 год) – эквивалент диплому колледжа в США – это больше, чем в любой другой стране, где проводились обзоры. В то же время в 2012-м менее 4% взрослых китайцев обладали подобной квалификацией, меньше, чем в остальных странах. Издание «24/7 Wall St.» представляет 10 стран с самым высоким уровнем взрослых, обладающих дипломами колледжа.

Обычно самое образованное население – в странах, где расходы на образование выше. Расходы на образование в шести наиболее образованных странах были выше среднего по OECD $13,957. Например, расходы на подобное образование в США составляют $26,021 на одного студента, самые крупные в мире.

Несмотря на величину инвестирования в образование, существуют и исключения. Корея и Российская Федерация тратили меньше $10,000 на студента в 2011 году, значительно ниже среднего по OECD. Тем не менее, они остаются среди наиболее образованных.

Квалификация не всегда превращается в большие умения и навыки. Если среди американских выпускников колледжа лишь 1 из 4 обладает прекрасной грамотностью, то в Финляндии, Японии и Нидерландах таких 35%. Как объясняет Шлейхер, «мы обычно оцениваем людей по формальным дипломам, но данные дают основания полагать, что ценность формальной оценки навыков и умений в разных странах значительно различается».

Чтобы определить наиболее образованные страны в мире, «24/7 Wall St.» проверил в 2012 году 10 стран с наивысшим количеством жителей в возрасте от 25 до 64 с высшим образованием. Данные вошли в часть доклада OECD «Взгляд на Образование» 2014 года. Рассматривались 34 страны-члена OECD и десять стран – не членов. В доклад вошли данные о пропорции взрослых, получивших различные уровни образования, уровень безработицы и государственные и частные расходы на образование. Мы также рассмотрели данные «Обзора Навыков Взрослых» OECD, в который вошли продвинутые умения взрослых в математике и чтении. Самые свежие цифры расходов на образование в странах относятся к 2011 году.

Вот самые образованные страны в мире:

  • Процент населения с высшим образованием: 39,7%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2005-2012): 5,2% (четвёртое сверху)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $16,095 (двенадцатое сверху)

Почти 40% ирландских взрослых в возрасте между 25 и 64 в 2012-м имели высшее образование, 10 место среди стран, оцененных OECD. Значительный рост, ведь более десяти лет назад лишь 21,6% взрослых в той или иной форме получили высшее образование. Ухудшение шансов занятости в недавние годы сделало высшее образование более привлекательным для жителей страны. Более 13% населения в 2012 году были безработными, один из самых высоких уровней среди рассмотренных стран. Однако уровень безработицы среди взрослых, получивших образование уровня колледжа, был относительно низок. Стремление получить высшее образование особенно привлекательно для граждан стран ЕС, поскольку их плата за обучение в значительной мере субсидируется государственными учреждениями Ирландии.

  • Процент населения с высшим образованием: 40,6%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): 2,9% (13 снизу)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $10,582 (15 снизу)

Мировой финансовый кризис не оказал столь резкого влияния на расходы на высшее образование в Новой Зеландии, как в других странах. Если государственные расходы на образование в ряде стран-членов OECD снизились за период между 2008 и 2011-м, то государственные расходы на образование в Новой Зеландии выросли более, чем на 20% за то же время, это один из самых значительных приростов. Но всё же расходы на высшее образование низки в сравнении с другими развитыми странами. В 2011-м было потрачено на высшее образование $10,582 на студента, меньше, чем в среднем по OECD – $13,957. Несмотря на расходы менее среднего значения, однако, расходы на все остальные формы образования составили 14,6% общих государственных расходов Новой Зеландии, больше любой другой из рассматриваемых стран.

  • Процент населения с высшим образованием: 41,0%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): 4,0% (11 сверху)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $14,222 (16 сверху)

Если многие национальные экономики, включая США, между 2008 и 2011 росли, то экономика Соединённого Королевства сокращалась за тот же период. Несмотря на спад, государственные расходы на образование в процентах к ВВП выросли больше, чем в любой другой стране за этот период. Соединённое Королевство – одна из немногих стран с «устойчивым подходом к финансированию высшего образования» по Шлейхеру. Каждый студент в стране имеет доступ к займам, пропорционально доходу, что означает – пока доход студента не превысит определённого порога, возврат займа не требуется.

  • Процент населения с высшим образованием: 41,3%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): 3,5% (15 сверху)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $16, 267(11 сверху)

Более $16,000 потрачено на высшее образование одного студента в Австралии, один из самых высоких уровней в OECD. Система высшего образования Австралии – одна из самых популярных среди студентов из других стран, она привлекает 5% иностранных студентов. По сравнению с этим, США, в которых во много раз больше количество учебных учреждений, привлекают лишь в три раза большее количество иностранных студентов. И, по-видимому, высшее образование окупается для тех выпускников, которые остаются в стране. Уровень безработицы среди местных жителей с высшим образованием ниже, чем почти во всех, за исключением горстки стран, оцененных в 2012 году. Кроме того, почти 18% взрослых демонстрируют высочайший уровень грамотности на 2012 год, значительно выше, чем средние по OECD 12%.

  • Процент населения с высшим образованием: 41,7%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): 4,8% (8 сверху)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $9,926(12 снизу)

Несмотря на расходы менее $10,000 на студента, получающего высшее образование в 2011, – меньше, чем все остальные в списке, кроме России – жители Кореи оказались среди самых образованных в мире. Хотя в 2012 всего 13,5% взрослых корейцев в возрасте 55-64 имеют законченное высшее образование, но среди тех, кому от 25 до 34, таких две трети. Уровень 50% был крупнейшим улучшением за поколение среди всех стран. Почти 73% расходов на высшее образование в 2011 обеспечили частные источники, второе место в мире. Высокий уровень частных расходов ведёт к росту неравенства. Однако рост образовательных навыков и образовательная мобильность, по-видимому, достигается благодаря относительно объективному доступу к высшему образованию. Корейцы были среди тех, кто с наибольшей вероятностью получит доступ к высшему образованию из всех оцененных стран, согласно данным OECD.

  • Процент населения с высшим образованием: 43,1%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): 1,4% (самый низкий)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $26,021(самый высокий)

В 2011 в США более $26,000 было израсходовано на высшее образование среднего студента, почти вдвое выше среднего по OECD $13,957. Частные расходы в форме платы за обучение дают большую часть этих расходов. До некоторой степени расходы на высшее образование окупаются, поскольку большая доля взрослых в США обладает очень высоким уровнем квалификации. Из-за медленно роста в прошедшее десятилетие США всё же отстали от многих государств. Если расходы на высшее образование на среднего студента между 2005 и 2011 выросли на 10% в среднем по странам OECD, то в США за этот же период расходы снизились. И США – одна из шести стран, которые снизили расходы на высшее образование между 2008 и 2011-м. Как и другие страны, где образование находится в ведении региональных властей уровень приобретения высшего образования весьма различен в разных штатах США, от 29% в Неваде до почти 71% в Округе Колумбия.

  • Процент населения с высшим образованием: 46,4% %
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): Нет Данных
  • Расходы на высшее образование одного студента: $11,553 (18 сверху)

Большинство 18-летних израильтян обязаны как минимум два года отдать обязательной военной службе. Возможно, в результате этого жители страны позже завершают высшее образование, чем в других странах. Однако обязательный призыв не понизил уровень получения высшего образования, в 2012 году 46% взрослых израильтян имели высшее образование. В том же 2011 на высшее образование среднего студента было потрачено более $11,500, меньше, чем в большинстве других развитых стран. Низкие расходы на образование в Израиле в результате дают низкие учительские зарплаты. Вновь пришедшие на работу преподаватели средней школы с минимальной подготовкой получали в 2013 году менее $19,000, при средней зарплате по OECD более $32,000.

  • Процент населения с высшим образованием: 46,6%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): 2,8% (12 снизу)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $16,445(10 сверху)

Как и в США, Корее и Соединённом Королевстве, частные затраты обеспечивают большую часть расходов на высшее образование в Японии. Хотя это зачастую приводит к социальному неравенству, но Шлейхер объясняет, что как и в большинстве азиатских стран, японские семьи по большей части копят деньги на образование своих детей. Большие расходы на образование и участие в получении высшего образования не всегда обеспечивают более высокие академические навыки. Однако в Японии высокие расходы привели к лучшим результатам, ведь более 23% взрослых показали высочайший уровень навыков, почти вдвое выше среднего по OECD в 12%. Молодые студенты тоже, по-видимому, хорошо образованы, поскольку недавно в 2012-м Япония показала чрезвычайно высокие показатели в Программе международного оценивания студентов по математике.

  • Процент населения с высшим образованием: 52,6%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): 2,3% (8 снизу)
  • Расходы на высшее образование одного студента: $23,225(2 сверху)

Более половины канадцев-взрослых в 2012 году имели высшее образование, единственная страна, кроме России, где большинство взрослых обладает тем или иным высшим образованием. Канадские расходы на образование среднего студента в 2011-м составляли $23,226 приближаясь к расходам США. Канадские студенты всех возрастов, по-видимому, очень хорошо образованы. Студенты средней школы превзошли студентов большинства стран в математике в 2012 году по PISA. И почти 15% взрослых страны продемонстрировали высочайший уровень навыков – сравним с 12% в среднем по данным OECD.

1) Российская Федерация

  • Процент населения с высшим образованием: 53,5%
  • Средняя ежегодная скорость роста (2000-2011): нет данных
  • Расходы на высшее образование одного студента: $27,424 (самый низкий)

Более 53% взрослых России в возрасте между 25 и 64 в 2012 имели ту или иную форму высшего образования, более всех остальных стран, оцененных OECD. Страна достигла столь замечательного уровня вовлеченности, несмотря на самые низкие расходы на высшее образование. Расходы России на высшее образование всего $7,424 на одного студента в 2010-м, почти половина от среднего показателя по OECD $13,957. К тому же Россия – одна из немногих стран, где расходы на образование между 2008 и 2012 годами сократились.

21.10.2013

По данным последнего доклада Организации экономического сотрудничества и развития, по состоянию на 2011, по оценкам экспертов, 53,5% взрослого населения России имели дипломы о высшем образовании, эквивалентные дипломам о высшем образовании в США. Это считается самым высоким процентом среди развитых стран ОЭСР.

Сайт 24/7 Wall St. собрал информацию о 10 странах с самой высокой долей взрослого населения с высшим образованием.

Как правило наиболее образованное население в странах, где расходы на всех уровнях системы образования одни из самых высоких. Соединенные Штаты, например, потратили 7,3% своего валового внутреннего продукта (ВВП) на образование в 2010 году - это шестое место среди рассмотренных стран ОЭСР.

Россия и Япония являются исключением из этого тренда. Годовой расход на образование одного студента в России составил всего 4,9% ВВП или чуть более 5000 долларов.Обе цифры одни из самых низких среди стран, рассмотренных в отчете. В Соединенных Штатах расходы на одного ученика были более чем в три раза больше.

В большинстве стран с высоким уровнем высшего образования, частные расходы занимали гораздо большую долю от общего объема расходов. Из 10 стран с самым высоким уровнем образования у девяти были очень высокие общие расходы на образование, которые покрывались из частных источников.

Многие из наиболее образованных стран, как правило, имеют более высокий уровень передовых навыков. Япония, Канада и Финляндия - страны с высокообразованным населением - были одними из самых передовых стран по результатам экзаменов по грамотности и математике. США является заметным исключением из этого правила.

Чтобы определить наиболее образованные страны в мире, сайт 24/7 Wall St. собрал информацию о 10 странах с самым высоким уровнем высшего образования жителей возрастом от 25 до 64 лет в 2011 году. Эти данные были включены в отчет по странам ОЭСР "Education at a Glance 2013".

1. Российская Федерация

Процент населения с высшим образованием: 53,5%

Расходы на образование как процент от ВВП: 4,9%

Статистика гласит, что в 2011 году более половины населения России от 25 до 64 имели высшее образования. Кроме того, почти 95% взрослого населения имели среднеспециальное образование.

Для сравнения, в других странах ОЭСР эта цифра в среднем равна 75%. В России, по данным ОЭСР, "исторически большие инвестиции в образование".

Тем не менее, последние данные несколько подпортили образовательный имидж страны. Отчеты показывают широкое распространение коррупции в системе образования, в том числе мошенничество на стандартных тестах, продажу диссертаций политикам и богатым людям.

2. Канада

Процент населения с высшим образованием: 51,3%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 2,3%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,6%

С 2011 года примерно один из четырех взрослых канадцев - самый высокий процент в странах ОЭСР - получил образование, ориентированное на карьеру и основанное на навыках.

В 2010 году Канада потратила $ 16300 на образование выше среднего, уступая только США, где потратили более $ 20 000 на одного студента.

3. Япония

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 3,0%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 5,1%

Япония потратила меньший процент от своего ВВП на образование, чем в среднем страны ОЭСР. Но население страны восходящего солнца по-прежнему одно из самых образованных в мире.

Кроме того, почти 23% взрослых японцев имели самый высокий уровень грамотности, что в два раза больше, чем в США.

Процент выпускников высших учебных заведений также был одним из самых высоких в мире. По данным ОЭСР, в среднем ежегодные расходы на одного студента ВУЗа в 2010 году был значительно выше, чем в среднем в ОЭСР, и они должны еще возрасти.

4. Израиль

Процент населения с высшим образованием: 46,4%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): нет данных

Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,5%

В Израиле мужчины в возрасте от 18 до 21 года и женщины от18 до 20 лет должны пройти службу в вооруженных силах. По данным ОЭСР, это привело к гораздо более низкому уровню вовлечения в учебный процесс этой возрастной группы.

Средний выпускник высшего учебного заведения в Израиле старше, чем большинство выпускников стран ОЭСР. Ежегодные расходы на одного учащегося, начиная с начальной школы до высшей, значительно ниже, чем в других странах.

5. Соединенные Штаты

Процент населения с высшим образованием: 42,5%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 1,4%

Государственные расходы на образование увеличились в странах ОЭСР на 5% в среднем в период между 2008 и 2010 годами. В Соединенных Штатах, однако, расходы снизились на 1% в течение этого времени.

Тем не менее, США потратили более $ 22 700 на одного студента в 2010 году на всех уровнях образования, что выше, чем в остальных странах ОЭСР.

Американские преподаватели средних школ с опытом работы десять и более лет получают одни из самых высоких зарплат для данной профессии среди развитых стран.

Тем не менее, американские ученики 16-24 лет показывают самые слабые знания по математике среди всех стран ОЭСР.

6. Корея

Процент населения с высшим образованием: 40,4%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 4,9%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,6%

У корейцев достаточно хорошие шансы в получении работы после завершения образования. Всего 2,6% взрослого населения страны, которые имели ученую степень эквивалентную бакалавру, были безработными.

Корейские учителя получают одни из лучших зарплат среди стран ОЭСР. В процентном отношении к ВВП, расходы на высшее образование и исследовательские программы в 2010 году были самыми высокими среди вышеупомянутых стран. Большая часть средств была неправительственная - 72,74%.

7. Великобритания

Процент населения с высшим образованием: 39,4%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 4,0%

Примерно три четверти высшего образования в Соединенном Королевстве в 2010 году было профинансировано из частных источников, уступив среди рассмотренных стран ОЭСР только Чили.

Доля частных расходов на высшее образование с 2000 года более чем удвоилась. Увеличились и общие расходы на образование. Кроме того, с 2000 года британские университеты по количеству иностранных студентов уступают лишь университетам Соединенных Штатов.

8. Новая Зеландия

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 2,9%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,3%

По окончании средней школы, многие новозеландцы получают техническое образование, которое требует приобретения навыков. Около 15% взрослого населения получили в колледже образование такого типа. Расходы на образование в Новой Зеландии в 2010 году составили 7,28% от ВВП.

По оценкам, 21,2% всех расходов правительства Новой Зеландии пошли на образование, почти в два раза больше чем в среднем по ОЭСР.

9. Финляндия

Процент населения с высшим образованием: 39,3%

Среднегодовой темп роста (2000-2011): 1,7%

Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,5%

По данным переписи населения 2010 г., лишь 27% россиян в возрасте от 25 до 64 лет окончили вуз. В группе от 25 до 34 лет таких людей больше – 34%, но до всеобщего высшего образования это по-прежнему далеко. Действительно, в более молодых поколениях высшее образование получает все больше людей, однако это международная тенденция и Россия здесь не является исключением. В Великобритании, Франции, Германии процент людей с высшим образованием выше. Россия – на одном уровне с Латвией, Болгарией и Польшей.

Перепись населения проводилась семь лет назад, ее данные отчасти устарели и далеко не всегда точны. В 2012 г. НИУ ВШЭ начал независимое исследование образовательных траекторий выпускников российских школ. В рамках проекта «Траектории в образовании и профессии» мы отобрали общенациональную представительную выборку, включавшую около 4000 учеников 9-х классов. В дальнейшем мы совместно с фондом «Общественное мнение» продолжали опрашивать отобранных детей каждый год, следя за их образовательными результатами и карьерными устремлениями. Эти данные позволяют точнее установить долю учеников, поступающих в вузы, в наиболее молодых когортах.

Мы видим, что после 9-го класса около 40% учеников ушло из школы в систему среднего профессионального образования – техникумы и училища, которые продолжают играть важную роль в российском образовании. Из тех, кто остался в школе и окончил 11-й класс, около 80% поступило в вузы. Именно образовательный переход после 9-го, а не 11-го класса оказался наиболее важным с точки зрения формирования социального неравенства. В целом лишь около половины учеников из изначальной выборки оказалось в системе высшего образования.

Девушки значительно чаще поступают в вузы, чем юноши. В этом Россия опять-таки не отличается от других европейских стран. Если раньше среди студентов было больше мужчин, чем женщин, то в 1980-х гг. в большинстве стран ситуация изменилась, и с тех пор гендерный разрыв в образовании все увеличивается. Девочки лучше учатся в школе, реже уходят в техникумы после 9-го класса, в среднем лучше сдают ЕГЭ и в результате чаще поступают в университеты.

ЕГЭ, который задумывался как всеобщий государственный экзамен, на самом деле таковым не является: его сдавало лишь около 65% участников исследования – в основном те, кто намеревался поступать в вузы.

Однако наиболее впечатляют цифры, касающиеся классового неравенства. 84% детей из семей, в которых оба родителя имеют высшее образование, тоже поступают в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких лишь 32%. Выпускники гимназий и лицеев в 2 раза чаще оказываются в вузах, чем выпускники обычных школ. В целом наименьшие шансы поступить в вуз у юношей из семей с низким уровнем образования и дохода из небольших городов и сельской местности. Впоследствии они будут наименее конкурентоспособны на рынке труда.

Откуда проистекает миф о всеобщем высшем образовании? По нашему мнению, у него несколько источников. Во-первых, при статистических подсчетах часто игнорируют 40% учеников школ, в основном мальчиков, ушедших в техникумы и училища после 9-го класса. Они в большинстве своем не сдают ЕГЭ и исчезают из поля зрения экспертов.

Во-вторых, этот миф связан с социальным опытом и интуицией людей, публично рассуждающих об образовании. Они часто ориентируются на свой социальный круг – людей образованных, живущих в больших городах, дети которых учатся в престижных школах. В их среде действительно почти все поступают в университеты, и этот повседневный факт не ставится под сомнение. Анализ статистических данных позволяет нам избавиться от социальной близорукости и увидеть Россию за пределами крупных городов – страну со средним уровнем образования, типичным для Восточной Европы.

Авторы – преподаватель факультета социологии Университета Эксетера (Великобритания); директор центра культурсоциологии и антропологии образования Института образования НИУ ВШЭ; ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ

Росстат продолжает публиковать итоги масштабного обследования условий жизни населения России. О том, как и чему мы учимся и где проводим досуг, "РГ" рассказал замруководителя Росстата Константин Лайкам.

Какой уровень образования у сегодняшних россиян? Если сравнить с советским периодом, то кто более образован?

Константин Лайкам: Доля населения, имеющего высшее образование, сейчас вдвое больше, чем в советское время. Втрое выросло количество студентов вузов. По формальному статусу наше население сейчас весьма образовано.

Действительно, почти четверть российского населения (15 лет и старше) имеют высшее образование, столько же - среднее профессиональное, начальное профессиональное - 18 процентов, среднее общее образование - 18 процентов. Не имеют основного общего образования 3,4 процента всех респондентов, причем в городе этот показатель составляет 2 процента, а в селе - 6 процентов. И в целом в городе уровень образования существенно выше. Например, высшее образование имеют более 27 процентов населения, в селе - вдвое меньше.

В гендерном аспекте ситуация не столь однозначна: среди мужчин высшее образование имеют 21 процента, а среди женщин - 26. Но зато среди не имеющих даже начального образования мужчин меньше, чем женщин.

Среди руководителей две трети имеют высшее образование, каждый пятый - среднее профессиональное и по 6 процентов - начальное профессиональное и среднее общее. Среди специалистов высшего уровня квалификации высшее образование имеют 85 процентов…

Получается, что специалисты более образованы, чем их руководители.

Константин Лайкам: Только некоторые - наиболее квалифицированные. И в этом я не вижу проблемы - задача руководителя в создании команды, в которой должны быть настоящие профессионалы. Кроме того, нередко (в малом бизнесе, например) практический и просто жизненный опыт руководителя важнее, чем наличие диплома. Среди остальных категорий специалистов доля имеющих высшее образование существенно ниже - от 6 до 38 процентов. Более того, каждый пятый работник не имеет даже начального профессионального образования.

А какой уровень профессионального образования сегодня предпочитают россияне?

Константин Лайкам: Трое из четырех выпускников обычных школ и почти 90 процентов учащихся гимназий собираются поступать в ВУЗы.

То есть мечта большинства - получить диплом о высшем образовании?

Константин Лайкам: Не просто большинства, а подавляющего большинства. Видимо, ценность образования для нынешней молодежи очевидна. Это не может не радовать. Но есть и оборотная сторона этой медали - полученная специальность и реально выполняемая работа далеко не всегда совпадают. Например, в формальном секторе экономики работа соответствует полученной специальности только в 43 процентах случаев, а в неформальном секторе соответствие еще меньше - 24 процента. А это не только потерянное время учебы (как правило, лучшие годы жизни) и неэффективно истраченные деньги, в том числе и бюджетные. Недостаточная (для выполняемой работы) квалификация - это низкая производительность, а значит- ниже зарплата и хуже условия труда, отсюда неудовлетворенность работой и уровнем жизни т.д.

Но главное - у людей есть желание учиться.

Константин Лайкам: У молодых - да, но с возрастом желание учиться быстро падает. Уже среди 20-24 летних две трети не учатся нигде.

Не удивлюсь, если окажется, что девочки больше любят учиться, чем мальчики.

Константин Лайкам: Результаты обследования это подтверждают. В вузах девочек на 13 процентов больше. Они гораздо чаще принимают участие в олимпиадах школьников. 8 процентов из них принимают участие в международных и всероссийских олимпиадах! Это на порядок больше, чем юношей. В лицеях также девочек учится значительно больше, чем мальчиков.

А насколько распространены у нас лицеи и спецшколы?

Константин Лайкам: Конечно, основная масса детей учится в обычных школах. Лишь 12 процентов учатся в лицеях или спецшколах с углубленным изучением какого-либо предмета (в городе - 14,5, в селе - всего 5,6 процента). Но вот что еще интересно: выпускники лицеев и спецшкол для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы гораздо чаще проходят дополнительную, причем платную подготовку: занимаются с репетиторами, ходят на подготовительные отделения вузов. Удивительно также, что в сельской местности к ЕГЭ специально не готовятся всего 6 процентов старшеклассников, это вдвое меньше, чем в городе!

То есть в городе "шалопаев" в два раза больше, чем в селе. Чем дети занимаются в школе помимо основной программы?

Константин Лайкам: Каждый второй юноша занимается спортом. Среди девушек таких 22 процента, их приоритет - факультативы (50 процентов) и занятия с репетиторами (22 процента). У ребят после спорта эти занятия на втором месте (40 и 20 процентов). Музыкальные школы посещают всего 4 процента наших детей старше 14 лет. Ничем дополнительно не занимаются 6 процентов детей.

Не так уж и плохо. На закате социализма, когда все кружки и спортивные секции были абсолютно бесплатные, примерно две трети моих одноклассников в свободное время "гоняли собак".

Константин Лайкам: Времена меняются. Только 5 процентов школьников сказали, что у них в школе не используются компьютерные технологии. Думаю, что для нашей огромной страны, с большим количеством труднодоступных населенных пунктов и малокомплектных школ, это не плохо. В то же время, со слов наших респондентов, 10 процентов школ не имеют даже спортзала. Это, согласитесь, много.

Есть распространенное мнение, что чуть ли не все профессиональное образование сегодня платно.

Константин Лайкам: Процент бюджетников сильно различается в зависимости от уровня получаемого образования. Скажем, в системе начального профобразования бесплатно учатся 92 процента. В системе среднего профобразования таких 71 процент. В вузах - почти 41 процент.

Эти цифры не радуют. 60 процентов студентов вузов получают высшее образование за деньги!

Константин Лайкам: Масштабы платного высшего образования в нашей стране за последние двадцать лет действительно увеличились на порядок. Да и качество этого образования вызывает серьезные нарекания. Но при этом нельзя не отметить, что государство за этот период не только не сократило бесплатный прием в ВУЗы, но даже увеличило его.

А кто сегодня оплачивает обучение, если оно платное?

Константин Лайкам: 90 процентов респондентов ответили, что учеба оплачивается за счет средств домохозяйств, т.е., по сути, родителями. При этом 9 процентов сказали, что взяли кредит. Чуть более 6 процентов указали, что учатся за счет спонсоров. И только 0,6 процента учатся за счет предприятий и организаций по месту работы.

Это мы говорим об основном профессиональном образовании?

Константин Лайкам: Да. Если говорить о дополнительном профобразовании, то здесь расклад принципиально иной. 46 процентов обучающихся респондентов сообщили, что их учебу оплачивают работодатели, 28 процентов тратят за него собственные средства, за каждого четвертого студента платят родители. Безработные прежде всего (41 процент) указывают на средства государственной службы занятости.

Насколько у нас популярно дополнительное образование?

Константин Лайкам: В момент опроса такое образование получали 3 процента респондентов. Кроме того, 5 процентов ищут такую возможность. А каждый десятый хотел бы получить дополнительное образование, но не видит для себя такой возможности

Какие формы дополнительного образования наиболее распространены?

Константин Лайкам: Самые распространенные виды - курсы повышения квалификации (44 процента) и профессиональные курсы и тренинги (30 процентов). Далее идут всевозможные любительские курсы (в том числе водительские) - 20 процентов, конференции, семинары и курсы иностранных языков - по 10 процентов.

Какую форму обучения предпочитают сегодняшние студенты? Есть такое наблюдение: на 3-4 курсе ребята с дневного уходят на вечернее или заочное отделение, чтобы к концу учебы получить опыт работы и быть более востребованными на рынке труда.

Константин Лайкам: Возможно. До 19 лет более 90 процентов молодых людей предпочитают очную форму обучения, а в 20-24 года таких остается только около 56 процентов. Три четверти среди тех, кто работает и учится, отдают предпочтение заочной форме обучения, 12 процентов - вечерней и почти 13 процентов работают и учится на дневном отделении.

Вы еще интересовались, чем у нас люди занимаются в свободное от работы и учебы время. И чем же?

Константин Лайкам: Наиболее активна молодежь: почти 90 процентов старшеклассников проводят время в общении с друзьями, 70 процентов - в "общении" с компьютером, 38 процентов - у телевизора. 26 процентов занимаются спортом.

Мы обратили внимание на то, что учащаяся молодежь чем-то постоянно занята в свободное время (спорт, туризм, хобби). Из них только 1,6 процента не смогли сказать, чему посвящают досуг. В то же время более половины "не учащейся" молодежи не смогли объяснить, чем они заняты в свободное время.

В целом для населения самый популярный вид досуга - поход в рестораны, кафе, бары - почти 40 процентов, почти треть посещали религиозные учреждения, 19 процентов - спортивные мероприятия.

Что Вы можете сказать по поводу утверждений о том, что россияне потеряли интерес к культуре?

Константин Лайкам: 31 процент опрошенных отметили, что за последние 12 месяцев посетили кинотеатр, 24 процента - концерты, 15 - театры и 12 - художественные выставки или музеи. Каждый пятый посетил какое-либо спортивное мероприятие. Гендерные различия в интересах и здесь очевидны: если кинотеатры мужчины и женщины посещают одинаково, то на концерты женщины ходят в 1,5 раза чаще, а в театры, на художественные выставки, в музеи - почти вдвое чаще. Мужчины опережают женщин в интересе к спортивным мероприятиям и ходят на них вдвое чаще.

Сколько из нас занимаются активными видами отдыха?

Константин Лайкам: Им привержена половина россиян. Каждый восьмой посещает спортивную секцию, каждый десятый - фитнес, занимались водными видами спорта 18 процентов, туризмом - 16, играми на воздухе - 27 процентов.

Ну а как насчет экскурсий?

Константин Лайкам: Экскурсионную или туристическую поездку за последний год совершили лишь 19 процентов россиян. Возможно, вы удивитесь, но более половины респондентов вообще ни разу не совершали таких поездок. Из них 45 процентов отметили, что не могут их себе позволить из-за нехватки средств, 5- по состоянию здоровья, 13- по семейным обстоятельствам. 14 процентов вообще не имеют интереса к таким поездкам. 17 процентов предпочитают отдыхать на даче, у родственников и знакомых.

А что стало известно об уровне гражданской активности россиян?

Константин Лайкам: Судите сами: о своем членстве в каких-либо общественных, добровольных или благотворительных организациях указали лишь 2,3 процента опрошенных.

ВАШИНГТОН, 15 декабря. /Корр. ТАСС Иван Лебедев/. Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%.

Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

По мнению авторов доклада, это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать. "Они составляют 76% всех неграмотных людей с мире", - говорится в документе. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Они также обращают внимание, что в целом грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Из 781 млн неграмотных людей на планете две трети составляют женщины. Более 30% из них (187 млн) проживают в Индии.

Статистика по странам

В Индии вообще насчитывается самое большое количество неграмотных жителей - 286 млн человек. Далее в списке следуют Китай (54 млн), Пакистан (52 млн), Бангладеш (44 млн), Нигерия (41 млн), Эфиопия (27 млн), Египет (15 млн), Бразилия (13 млн), Индонезия (12 млн) и Демократическая Республика Конго (12 млн). На эти десять стран приходится более двух третей всех неграмотных жителей Земли.

Американские специалисты подчеркивают также, что, несмотря на высокий абсолютный показатель, относительный уровень неграмотности в Китае составляет лишь 5% населения. Авторы доклада уверены, что "в ближайшие десятилетия" неграмотность в КНР будет полностью ликвидирована. По их мнению, об этом свидетельствует тот факт, что уровень грамотности среди китайской молодежи составляет сейчас 99,6%.