Вся история Египта связана с захватническими войнами. Потому что, в те времена, обеспечить огромную мощь государства, предоставить ресурсы для масштабных строительств и постоянного экономического подъема, можно было только с помощью военных походов. В результате их проведения, шел постоянный приток рабов, поэтому развивался и креп рабовладельческий строй. Также, в страну постоянно прибывали талантливые ремесленники из захваченных стран, чей труд использовали для строительства сооружений, которые до сих пор поражают нас величием.

Захватнические войны дали толчок для развития культуры и искусства. В страну постоянно прибывали изделия из золота, металла, различные ткани и многое другое, что было захвачено в результате успешных сражений или поступило виде дани.

Завоевания египетских фараонов

Направление завоевательных походов египетских фараонов обращено на соседние страны, а также Палестину, Сирию, Нубию. В истории раннего Египта, Синайский полуостров, завоеванный египетскими фараонами, очень важное завоевание. Фараон Джосер, совершив поход, подчинил своей власти кочевников полуострова и открыл для себя доступ к рудникам бирюзы и меди. Но, начиная с 1800 по 1600 года до нашей эры время упадка для Египта. Гиксосы (кочевники-азиаты), захватили Египет, поставив своих князей во главе частей Египта. И только в 1600 году до нашей эры египтяне, путем освободительной войны, свергли их, и восстановили фараоновскую власть.С этого периода положено начало мощного развития Нового царства. Фараон Яхмес создал постоянную армию. Она была хорошо обучена, многочисленна, дисциплинирована. Это положило начало периода великих завоеваний.

Направление завоевательных походов египетских фараонов на карте.

Военные походы фараона Яхмеса

Первый правитель Нового царства Яхмес правил приблизительно 1550-1525 года до нашей эры. Он понимал, армия нуждалась в срочной реорганизации. Во времена его правления в Египте возникла первая регулярная армия. Стали набирать меньше воинов из знати, которую он очень урезал в правах. Основной ударной мощью были, запряженные двумя лошадьми, колесницы. Экипаж колесницы состоял из возницы и воина, который зачастую был вооружен луком.

Построение пехоты очень напоминало македонскую фалангу, войска располагались длинной линией, глубиной 10 и даже более шеренг. Их задачей являлось проникновение в разрывы армии противника и уничтожение деморализованного врага. Завоевания египетского фараона Яхмеса были направлены против нубийцев и гексосов. Он потерял контроль над ними, и ему снова прошлось завоевывать их земли. Он собрал огромную армию и многочисленный флот, с помощью которого совершались походы вглубь Нубии.

Неизвестно сколько длилась война, но подготовка такого флота заняла несколько лет.

О походе Яхмеса против гексосов, практически ничего не известно. Его цель была отбить у них охоту снова претендовать на земли Египта. Боевые действия были развернуты на Палестинских землях, где, освоившие свои земли местные жители, оказали сильное сопротивление. Если верить наскальным надписям, крепость Шерухен, находящаяся на этой территории, пала спустя 6 лет осады.

Сражение при Кадеше

Хетты (Хатти) поселились на Ближнем Востоке в 2000 г. до н.э. Неизвестно, было это переселение или вторжение. Располагались хетты в Анатолии. У них были большие запасы железной руды, и они имели свои секреты её обработки. В 14 веке до нашей эры Хетты нанесли удар по сирийским и палестинским владениям Египта, и им удалось подчинить их себе.

В 1304 году до нашей эры фараоном Египта стал Рамзес II. Завоевания египетского фараона были направлены на возвращение прежних земель Египта. В первый год правления он начал войну с Хатти, чтобы возвратить прежние территории Египта. В двадцатилетней войне самым значимым сражением была битва при Кадеше в 1298 г. до нашей эры. Благодаря своей разведке, было выяснено, царь хеттов Муваталлис направляется с армией к Кадешу. Фараон решил взять город еще до прибытия Муваталлиса. Узнав о планах фараона, хеттский царь, приказал уничтожить египтян еще на подходе к городу. Численное преимущество было на стороне хеттов, 35 тысяч солдат, против 20 тысяч воинов Рамзеса II, но у обеих армий было по 2500 колесниц. Египетские колесницы были более лёгкими и, в отличие от хеттских, забрасывали врага не копьями, а стрелами.Египетская армия была разделена на четыре части, которые носили имена богов: Птах, Ре, Сутех и Амон. Сам фараон стоял во главе отряда Амон. На пути своего следования он совершил ошибку, поверив двум путникам, которые оказались лазутчиками хеттского царя. Они предоставили ему ложные данные о том, что Муваталлис со своей армией расположился на 150 километров севернее Кадеша. Тут фараон проявил легкомыслие и решил без разведки сходу взять город. Во время переправы через реку Оронт, его армия сильно “расползлась” по территории.

Первым на пути армии хеттов стал отряд Ре, который был истреблен практически полностью, однако некоторым воинам и двух сыновьям Рамзеса удалось спастись. Рамзес собрал совет, на котором начал критиковать своих военачальников за чрезмерную беспечность, и тут, прям в разгар совета в лагерь его отряда врываются хетты. Казалось бы, египтян застали врасплох и войско Муваталлиса легко добьют деморализованных египтян, однако, воины фараона чудом отбили атаку неприятеля. Рамзес приказал атаковать врага во фланг со стороны реки Оронт. Атака закончилась неудачей, но фараон тут же приказал атаковать другой фланг хеттов, противник начал отступление, вражеская армия временно потеряла управляемость, да и их резерв фактически не принимал участие в битве. Под стенами города разыгралось сражение более чем двух тысяч колесниц, и тут, в тылу хеттов, появился отряд Птах, который заставил их бежать с поля боя.

Царь Муваталлис построил свою армию под стенами Кадеша, прикрыв правый фланг рекой. В городе был размещен 8-тысячный резерв. Рамзес выстроил армию в три линии. Замыкали построение колесницы и пехотинцы. Перед первой линией стояли застрельщики, задачей которых являлось нанесение урон противнику перед сражением и уйти потом за спины основной армии. Египтяне начали побеждать, Муваталлис отправил в бой свои колесницы, им удалось достичь локального успеха, но развить его они не смогли. Рамзес решил атаковать левое крыло армии хеттов, ему удалось прижать их к реке. В это время вступил в бой резерв из Кадеша, но они потерпели неудачу, и они лишь обеспечили отход всей армии в город.Египтяне победили уже во второй раз, однако, ценой очень больших потерь, и решили не начинать осаду. Обе стороны считали себя победителями. Война продлилась еще 15 лет, и наконец, в 1283 г. до н.э. стороны договорились, при вмешательстве третьей стороны, помогать друг другу.

Битва при Мегиддо

Фараон Тутмос, который правил Египтом с 1479 по 1425 года до нашей эры, завоевал самое большое количество земель. Из всех фараонов-завоевателей, он занимает самое видное место. Из всех, совершенных им военных походов и битв, самой важной была битва при Мегиддо, которая произошла на второй год его правления.

Стороной, противостоящей фараону, были армии царя Кадеша, Мегиддо и, восставшие против фараона, азиатские племена.
Пройдя через Кармельский горный хребет, армия египтян вышла в долину, где заняла удобную позицию. В результате нескольких удачных военных маневров египетской армии, армия антиегипетской коалиции потерпела поражение. Царю Кадешу удалось позорно бежать. Часть правителей племен, участвовавших в сражении, сначала тайно покинули Мегиддо, а потом предложили фараону заключить с ними мир. Город Мегиддо пал после семимесячной осады. В городе практически не осталось продовольствия.

Эта битва стала основой для дальнейших захватнических походов. Завоевания египетского фараона Тутмоса были направлены на подчинение Азии и всех ближайших государств. Некоторые государства, которые он не захватывал, чтобы оградить себя от военных столкновений с его армией, платили ему дань (откуп).

Вывод

Все военные походы египтян, показывают нам, насколько сильной и мощной была их армия, которая была не наемной, а постоянной. Насколько сильными были их военный дух и желание победить. Территории, завоеванные фараонами за пределами Египта, были огромны. Они приносили в египетскую казну много золота. Помимо завоеванных территорий, были государства, которые платили дань, для того, чтобы оградить себя от вторжений египетской армии.






Работа с источником «Добыча первого похода» Перечень добычи, доставленная войском: 340 пленных, 2041 лошадь,83 руки, 191 жеребенок, 6 жеребцов, 1 колесница, отделанная золотым дышлом, 502 лука, 7 столбов шатра из дерева мерн, отделанных серебром, 1929 быков, 200 коз, овец. Какова была цель фараонов, направлявших свою армию в соседние страны? Что из захваченного египетскими воинами вам кажется наиболее ценным? Почему?













Письменность египтян Стены храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками – иероглифами. Иероглифы - это древнее письмо египтян. В египетском письме более 700 иероглифов. Один и тот же иероглиф может означать и целое слово и звук (только согласный звук, гласные звуки иероглифы не передавали) и несколько звуков. В конце 18 века французский ученый Шампольон разгадал тайну иероглифов, и ученые теперь могут читать эти надписи.






Решите задачу: Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегли: «Путь к крепости опасен»-, но Тутмос выбрал кратчайший путь через ущелье, чтобы внезапно напасть на врагов. Египетское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в город. Нужно было их преследовать, пока не закрылись ворота. Но египтяне бросились грабить опустевший лагерь, время было упущено – ворота крепости захлопнулись. Лишь спустя семь месяцев они взяли крепость Мегидо и вернулись в Египет с огромной добычей. Какие выводы можно сделать?


Дата:________

Тема: §9. Военные походы фараонов.
Цели урока:
Образовательные:

    учащиеся узнают о структуре египетского войска (пехоте, колесницах и т.д.

    учащиеся узнают об освобождении страны из под власти гиксосов и переезд столицы в Фивы;

    учащиеся узнают о правлении Хаттшепсут и завоеванях Тутмусма III;

Воспитательные:

    учащиеся понимают значение завоевательных походов для Египта и осознают, что являлось итогом (рабство) этих походов;

Развивающие:

    у учащихся развиваются навыки работы с картой, учащиеся понимают какова была роль фараонов в Древнем Египте и т.д.

    учащиеся понимают причино-следственные связи военных походов и увеличения количества рабов в Египте.

Основные понятия и термины: фараон, война, войско, завоевательный поход, военная добыча, дань, "живые убитые" (военнопленные).
Персоналии: Хатшепсут, Тутмос III.
Наглядно-демонстрационные материалы:

Презентация «» Военные походы фараонов» иллюстрации учебника. Хрестоматия по истории древнего мира. Видеопроектор, компьютер, экран. Карта «Завоевательные походы фараонов»

План урока:
I . Организационный момент.

II . Опрос пройденного материала по теме «Жизнь египетского вельможи».

    с какой целью египтяне на стенах гробниц изображали самого вельможу, его семью и слуг?

    Как жили и чем занимались вельможи?

    Зачем им нужны были писцы и стражники?

    Рассказ учащихся от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона.

III . Объяснение новой темы.

1.Пешие воины.
2.Боевые колесницы.

4.Рабство в Египте.
5.Положение простых воинов.

Ход урока.

1.Пешие воины.
Основу египетской армии составляли пешие воины. Писцы держали на учете всех юношей.
Рассмотрите слайд (№ 4).
Чем были вооружены египтяне? В каком бою это вооружение было эффективно?
2.Боевые колесницы.
В сер. II тыс.до н.э. в египетском войске появились колесницы.
Управлением занимался возничий, а другой воин стрелял из лука и бросал дротики.
Какие преимущества давало использование колесниц?

3.Войны Египта против своих соседей.
В 1750 году до н.э. Египет подвергся нападению кочевников - гиксосов, но египетская армия разбила противника и защитила страну.
Укрепив армию, фараоны стали обращать внимание на соседние богатые государства, пытаясь подчинить их своей власти.
Определите по карте (слайд 7) с кем Египет вел войны?
К 1500 г.до н.э. при фараоне Тутмосе египтяне завоевывают Сирию, Палестину, Ливию, Нубию.
Из каждого похода армия возвращалась с богатой добычей.
4.Рабство в Египте.
Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос:
Как люди в Египте становились рабами?
1)военнопленные
2)пиратство
3)наследственные рабы
4)долговое рабство
5)торговля
5.Положение простых воинов.
Рядовые воины в отличие от своих командиров никаких доходов от военной добычи не получали. В походе они страдали от нехватки пищи и воды от болезней и ран. Их наделы в это время приходили в запустение.
Фараоны, не доверяя египтянам, начали создавать наёмное войско.

Завершающая часть:

Какую роль играла армия в египетском государстве? Необходимо выбрать функции армии из функций государства:
Функции государства:

  • Управление;

    Поддержание порядка;

    Управление хозяйством;

    Установление законов;

    Представительство страны перед другими государствами;

    Обозначение государственной принадлежности.

Домашнее задание:

Необходимо описать египетскую армию. Составить рассказ о различных частях египетской армии. Перечислить все виды источников рабства и уметь их объяснить.

Используя дополнительный материал необходимо подробнее рассказать о завоевании кочевников-гиксосов в 1750 году

«Военные походы фараонов».

Конспект урока истории в 5 классе; Учитель: Попович М.О.

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом, с картой.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.(Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания, работают с источниками информации.)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тексты с отрывком из книги И. Ефремова «На краю Ойкумены» и историческим документом карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, рабочие тетради.

Основные понятия изучаемые на уроке: власть, бронза, пехотинцы, боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Создание проблемной ситуации.

Учитель: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (обсуждаем).

А что будет если один из компонентов ослабнет?.

Учитель: А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Ответ: Нужна СИЛА – боеспособное войско. Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство. Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога).Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Учитель: на какие вопросы нам нужно найти ответы сегодня на уроке?

Совместное обсуждение пунктов плана. План записываем на доске, учащиеся записывают в тетрадях.

План:

1.Египетское войско:

2. Походы египетских фараонов:

Изучение нового материала:

1 вопрос плана изучаем путем подводящего диалога, который побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Здесь выясняем: какие виды войск, вооружение (обязательно рассмотреть металл из которого изготовлено оружие – БРОНЗА), тактические маневры и т.д.

Вопрос учителя: Что такое армия?

Ответ: Армия – это обученные, организованные вооружённые силы государства.

Учитель: Она состояла из двух частей.

Одна часть – это пехота, самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от ее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

ПЕХОТА состояла из лучников и копейщиков. (слайд)

Задание: Давайте попробуем описать вооружение военачальника и рядового пехотинца. (Работа с учебником).

Ответ: Наконечники копий, доспехи, щиты были сделаны из бронзы – сплава меди и олова.

Учитель: Вторая часть – колесничье войско.

В I тыс. до н.э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Рассмотрите колесницу, что она из себя представляла?

Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. (слайд)

Вопрос: В чем преимущество колесниц перед пехотой?

Ответ: Скорость, стремительность, внезапность.

В ходе работы с текстом параграфа, рассматриваем и иллюстрации учебника по теме. Закрепляем образ армии слайдами демонстрирующими вооружение, устройство боевой колесницы, ее преимущества в бою.

2 вопрос плана разделим на подпункты:

- Цели военных походов выясним, организуя работу с документом.

Учитель: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.

Во дворце фараона .

Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов
и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд : Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА.

- Направления завоевательных походов рассмотрим, изучая карту.

Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

- В Нубию, Сирию, Палестину, Финикию, Ливию, Синайский полуостров.

Из Сирии египтяне привозили строительный лес, медь, из Нубии – золото, из Ливии – стада коров и овец.

- Последствия походов Тутмоса III;

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон ТутмосIII , который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

Как проходили военные походы египтян?

Учитель предлагает найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника.

Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице.

ПЕСНЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКА

Войско вернулось благополучно,

разорив страну бедуинов,

снеся ее крепости,

срубив ее смоковницы и виноградники,

сжигая ее поселки,

перебив в ней десятки тысяч людей,

захватив в ней множество пленных.

Царь хвалил меня за это чрезвычайно.

Надпись на гробнице.

Египет. XXVI век до н. э. III тыс. до н. э.

Бедуины – в данном случае: жители страны, располагавшейся, скорее всего, к северо-востоку от Египта.
Смоковница – то же, что инжир.
Дерево с плодами, которые широко употреблялись в пищу на Востоке в сыром и сушеном виде.

Какие цели преследовали египтяне?

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Самостоятельная работа в парах. Ученики, работая в парах по учебнику, изучают вопрос плана самостоятельно. Ответы на вопрос, ученики кратко записывают в тетрадь.

Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель зачитывает документ:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считалосвоё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы: 1. О каком фараоне идет речь?

2. о каком сражении идет речь?

Устно обсуждаем вопросы.

Роль фараона в битве нарочито преувеличивается.

Рефлексия. (Дети оценивают свою работу на уроке).Оценивание учителем.

Домашнее задание.

параграф 8, подготовить ответ с использованием карты.

Найти ответы на вопросы:

    Во время сражения египетская армия применяла манёвр, который назывался «гнев фараона». Что это был за манёвр?

Возницей, управлявшем колесницей, в Египте всегда был известный и уважаемый человек, а воином. стоявшим рядом с ним, мог быть только представитель знатного рода. Изготавливали колесницы из сосны, березы, вяза или ясеня с применением жутких военных хитростей. Острые длинные ножи на выступающих осях колесницы, как коса траву, скашивали врага. Ножи прикреплялись и к передку. Благодаря таким воинственным приспособлениям колесницы, проносившиеся по всему фронту от фланга до фланга, производили страшное опустошение в рядах противника.
Этот знаменитый маневр называется "гнев фараона".

ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ
ФАРАОНОВ
Древний мир
5 класс

Войско фараонов
Войско фараонов
 Около 1500 г. До н.э.
Египтом правил фараон
Тутмос. В те времена
Египетское царство было
так сильно, что никакие
чужеземцы не угрожали
ему. Фараоны
использовали сильное
войско для завоевания
новых земель и удержания
под своей властью
покорённых стран.

Войско фараонов
Войско фараонов
Большую часть войска
составляла пехота. Исход
войны во многом зависел от её
выучки и выносливости. Набор
в войско производили писцы по
приказу фараона, большинство
новобранцев было из
земледельцев. Опытные
командиры обучали воинов
маршировать и бегать
шеренгами, стрелять их лука,
владеть копьём, топориком и
кинжалом. Ленивых
безжалостно избивали
палками, раны от побоев на
голове теле долго не
заживали.

Войско фараонов
Войско фараонов
 По роду оружия пехота делилась
на стрелков из лука – лучников –
и копейщиков. Лук был
основным видом дальнобойного
оружия. Стрелы часто делались
из тростника с бронзовыми
наконечниками, их носили в
особых футлярах – колчанах. Во
время сражения лучники для
быстроты и удобства вынимали
сразу по несколько стрел и
держали их в правой руке
между большим и указательным
пальцами.

Войско фараонов
Войско фараонов
 Египетское копьё состояло из длинного крепкого древка и
бронзового наконечника. Защищались пехотинцы небольшими
лёгкими щитами удобными в рукопашном сражении. Щиты
состояли из деревянной и сплетённой из крепкого тростника
основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы в Египте
были большой редкостью. Обычно воины надевали шапочки
из кожи или льна, часто имевшие полосы.

Войско фараонов
Войско фараонов
На древнеегипетской росписи художник прекрасно
передал стремительное движение отряда копейщиков,
его выучку и сплочённость. Все шагают в ногу, воины в
полосатых шапочках вооружены щитами, копьями,
топориками и искривлёнными мечами.

Войско фараонов
Войско фараонов
 Во главе армии стоял верховный властитель страны – фараон.
Во всех важных сражениях он лично командовал войском.
Льстивые и угодливые вельможи приписывали фараону все
военные победы. «О, если бы не его величество, да живёт он,
да здравствует, да будет благополучен! Мы никогда бы не
разгромили вражеское войско».

Войско фараонов
Войско фараонов
 В середине
второго
тысячелетия до
н.э. египтяне
стали
использовать
боевые
колесницы,
запряжённые
конями. Это
позволило
создать большое
колесничное
войско,
игравшее
огромную роль в
египетской
армии.

Войско фараонов
Войско фараонов
 У колесницы было два колеса
со спицами. На оси между
колёсами укреплена
площадка, где стояли двое –
один управлял конями, а
другой стрелял из лука и
бросал в противников короткие
копья – дротики. Площадка
крепилась к длинной палке –
дышлу, за которое два коня
везли колесницу. Вся
колесница, включая колёса и
спицы, изготавливалась из
прочного дерева. На площадке
делались обтянутые кожей
борта, чтобы защитить ноги
возницы и стрелка.

Завоевания
Завоевания
фараонов
фараонов
Какая страна была
 Какая страна была
завоёвана к югу от Египта?
завоёвана к югу от Египта?
В какую страну на запад от
 В какую страну на запад от
дельты Нила вторгались
дельты Нила вторгались
войска фараона?
войска фараона?
Какой полуостров был
 Какой полуостров был
захвачен войсками фараона
захвачен войсками фараона
к западу от дельты?
к западу от дельты?
Какие страны к северу от
 Какие страны к северу от
Синайского полуострова
Синайского полуострова
покорили египетские войска?
покорили египетские войска?
На карте в учебнике найдите
 На карте в учебнике найдите
название реки, до которой
название реки, до которой
доходили владения египтян
доходили владения египтян
на севере?
на севере?

Завоевания фараонов
Завоевания фараонов
Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до
Прочитаем описание одного из походов Тутмоса на с. 46.
н. э. фараон Тутмос.
н. э. фараон Тутмос.

Последствия
Последствия
завоевательных походов
завоевательных походов
 После каждого похода войска возвращались с
добычей в столицу Египта, которой становится
город Фивы.

Последствия
Последствия
завоевательных походов
завоевательных походов
 Из завоёванных стран египетские воины
гнали толпы пленников. Победитель имел
право убить побеждённого. Если же он
пощадил пленника, то становился
господином его жизни и смерти. Пленников
могли превратить в рабов, заклеймить, как
Сверху вниз - нубиец,
ливиец, житель Азии
скот, и продать.Наёмники, получавшие
плату из казны,
казались фараону
более надёжной
опорой на случай
заговора вельмож или
возмущения простых
египтян.
Иноземный наёмник

Закрепление изученного
Закрепление изученного
материала
материала
Лучников и
Лучников и
1. По роду оружия пехота делилась на …
копейщиков
копейщиков
2. . Каким оружием пользовались египетские воины?
Лук, копьё, боевые топорики,
Лук, копьё, боевые топорики,
кинжалы
кинжалы
3.3. Какой металл использовался при изготовлении
оружия?
Бронза
Бронза
4. Какой фараон совершил самые крупные завоевания?
Тутмос
Тутмос
5. 5. Какие страны были завоёваны египтянами?
Нубия, Ливия, Синайский
Нубия, Ливия, Синайский
полуостров, Сирия, Палестина,
Финикия, Сирия
Финикия, Сирия

6. Кого набирал в свою охрану фараон?
Наёмников
Наёмников