В этническом варианте:

Представьте себе зелень садов на равнинных голландских пейзажах, и среди этого зелёного великолепия, выбеленные оштукатуренные фасады домов, скреплённые и поддерживаемые, потемневшими от времени балками, стойками и ригелями.

Не правда ли, в памяти сразу всплывают живописные работы «малых голландцев», благодаря которым так прославлено голландское жилище.

Они заставили нас увидеть обыденную, повседневную красоту не значительных, на скорый взгляд, бытовых мелочей, и создали такие виды живописи, как бытовой интерьер и натюрморт. Их полотна дышат уютом, а в тихой жизни вещей раскрываются особый смысл и простая красота.

Особенности интерьера, отделка

Как и все прочие, голландский стиль имеет ряд своих отличительных особенностей, выделяющих его из пёстрого ряда собратьев. К таким характерным чертам относится:

  • Феноменальное сочетание природных (дерево и камень) и рукотворных (изразцы, керамика, кирпич), но при этом не менее естественных материалов.

Один из самых важных элементов голландского стиля – декоративная кирпичная кладка неоштукатуренных стен. Она великолепно смотрится как снаружи, так и во внутреннем убранстве помещения.

Но если вам не по вкусу кирпичная «обнажёнка», вы запросто можете заменить её неокрашенными, неоклеенными обоями, деревянными стенами (панелями), или, же попросту выкрасить их в оттенки светлой охры или бледно-синего цвета.

Пол, потолок и мебель стиля

Пол в голландском стиле, как правило, из натурального дерева или камня, хотя вполне в духе смотрятся и керамическая плитка, имитирующая природный камень, штучный паркет и даже качественный ламинат.

Потолок выбелен и украшен декоративными или рабочими ригелями из потемневшего от времени дерева.

В тон потолочным ригелям и мебель. Прямолинейно-строгие и даже немного грубоватые стулья с массивным столом ручной работы, соседствуют с изобретением голландцев – горкой для посуды со стеклянными дверцами, разделёнными решёткой, на манер классических голландских окон «в 9 стёкол», полки, которой уставлены разнообразной бело-голубой посудой.

А потемневшие от времени деревянные комоды очень органично сочетаются с простыми формами кресел, обтянутых кожей или тканью и ажурной старой бронзовой люстрой.

Окна

Особо стоит отметить голландский стиль за его окна. Как уже упоминалось выше, они классически делятся решёткой на 9 частей, высокие и за частую до самого пола, кристально вымыты и напрочь лишены занавесей.

Хотя городская жизнь с высокой плотностью населения, всё же внесла свои коррективы: дабы не вводить в смущение соседей напротив окна стали занавешивать тонким круженным тюлем.

Аксессуары

Особый шик и аромат голландский стиль приобретает благодаря ему присущим аксессуарам:

  • тончайшей росписи печных изразцов, украшающих центр гостиной и неизменный атрибут – камин,
  • и массивной грубости стола крестьянской работы,
  • потемневшего от времени дерева полок и кипенно-белой, кружевной пены ажурных салфеток на них,
  • старой керамической толстой посуды и горящих начищенной медью чайников с изящно изогнутыми ручками.

Особые гурманы старины, конечно же, постараются сыскать в антикварных магазинах старинные голландские часы с органным боем, старинные или стилизованные под XVII-XVIII век географические карты, картины и гравюры в простых чёрных рамах или старинный глобус. Ну а за прозрачностью окна необычайно «по-голландски» будет смотреться клумба с тюльпанами всех мастей.

Шведы, как и мы, любят жить в многоэтажных домах. Окраины Стокгольма застроены типовыми спальными кварталами, этим никого в Европе не удивишь, но обычно такие “панельки” – признак не самого хорошего района. Здесь же это в порядке вещей. Глядя на первую фотографию, даже можно подумать, что это Россия.
Но есть нюансы. О них я сегодня и хочу рассказать.

1. В одном из таких районов жил и я во время своей поездки в Швецию. Если не приглядываться, то и не поймёшь, что это не окраина Москвы, а спальный квартал столицы одного из самых благополучных европейских государств.

2. Все эти кварталы были построены 40 и более лет назад. Главное отличие от наших – большие дворы, практически все проездные, и много места для парковки. У нас же, когда возводили что хрущёвки, что брежневки, о машиноместах не думали – личный транспорт был далеко не у каждого, да и гаражные кооперативы выручали. Что там – всего лишь пять остановок на трамвае до гаража. Но это Швеция, и машину просто так под окном не поставишь: нужно платить. Многие места зарезервированы за конкретным жильцом, и никто туда свою машину не поставит. Вдоль улиц парковаться может кто угодно, но все парковки платные: жителям нужно купить талончик, подтверждающий, что они на самом деле проживают в квартале, а также раз в месяц оплачивать арендную плату: около 25 евро. Если же машина приехала в гости – извольте платить по часам.

3. Смотрите – ну точно какой-то подмосковный городок, только дом покрашен, и есть стоянка для велосипедов. Да, стоянки для велосипедов бесплатные Что для жителей, что для гостей.

5. Первые этажи домов часто сдают под офисы. Дело в том, что почти все давно объединились в кооперативы и ТСЖ, и вопросы обслуживания дома, как и его ремонт, целиком лежат на плечах жильцов. Если выкупить несколько квартир всем подъездом, а потом сдавать помещения для компаний, то можно неплохо сэкономить на обслуживании дома.

6. Знаете, что бросается в глаза, кроме того, что дом покрашен, хотя ему лет 40? Да, во-первых – отсутствие решёток на окнах первых этажей. Это абсолютно везде, и это нормально для Европы. Решётки стоят только в плохих кварталах для мигрантов, хотя не удивлюсь, если в Стокгольме они вообще запрещены законодательно. Но ещё одна мелочь – у многих штор нет вовсе. В Швеции это сложилось исторически, на шторы был даже запрет, чтобы человек не прятал дома имущества, на которое он не платит налог.

7. Место в спальных районах не экономят, везде, где возможно, стараются разбить красивые парки и скверы. При этом дома могут стоять и очень близко друг другу, буквально в десяти метрах. Ну и вы же помните про отсутствие штор?

9. Красиво, когда никто не хранит на балконах лыжи и старые шкафы, не вешает на стены кондиционеры и не стеклит лоджии в разном стиле.

10. Районы расположены с учётом транспортной доступности. Ветки метро протянулись до самых окраин города. Почти всегда от дома до станции не больше 15 минут пешком. Возле вестибюлей нет автомобильных свалок: проще оставить машину дома, чем искать, где её припарковать у метрополитена. В соседнем дворе тоже не получится – стоянка-то платная.

11. Так выглядят почти все метростанции на окраинах, сплошная Филёвская ветка.

12. Хотя, проезжая в поезде, я встречал и некое подобие больших паркингов у станций, хотя возможно, это были парковки расположенных поблизости фирм. Их на окраинах тоже достаточно, нет смысла размещать офис в дорогих центральных районах.

13. Типичный подъезд многоэтажки. Двери стеклянные. На почтовых ящиках написаны фамилии жильцов.

14. Подвалы домов вовсю используются жильцами. Почти в каждом подъезде есть помещение для хранения велосипедов. Пытаются даже сделать несколько секций “парковки”: те велики, что используются редко, убирают подальше.

15. Во всех домах, построенных до шестьдесят-каких-то годов есть бомбоубежища. Сейчас они уже не используются по прямому назначению, жители сами решают, что им делать с этими помещениями.

16. В доме, в котором я был, решили установить стол для пинг-понга. А кто-то делает сауну.

17. А вот шведский секрет. Такие клетушки-кладовки есть у каждой квартиры. Именно здесь и хранят летнюю резину, лыжи, чемоданы и прочий хлам.

18. Прачечная в подвале жилого дома. Зачем держать свою стиральную машинку дома, если можно пользоваться общественной? За электричество-то и так весь дом скопом платит.

Экология жизни. Усадьба: Особенная атмосфера голландской провинции завораживает любителей традиционной пригородной архитектуры. Голландские дома могут напомнить вам американские, так как в американской культуре большой вес имели именно голландские колонисты (особенно на Северо-Востоке страны). Так, голландский дом немного похож на дом американской мечты, он тоже построен из дерева по каркасной технологии и имеет мансардный этаж в качестве уровня для спален и ванных комнат.

Особенная атмосфера голландской провинции завораживает любителей традиционной пригородной архитектуры. Голландские дома могут напомнить вам американские, так как в американской культуре большой вес имели именно голландские колонисты (особенно на Северо-Востоке страны). Так, голландский дом немного похож на дом американской мечты, он тоже построен из дерева по каркасной технологии и имеет мансардный этаж в качестве уровня для спален и ванных комнат.

Даже современные голландские дома имеют особенную энергетику традиционности, но они более комфортабельны и функциональны, имеют расширенный формат остекления, чем привлекают любителей модерна и минимализма.

​Высокие потолки, узкие окна, вытянутая форма

DENOLDERVLEUGELS ARCHITECTS & ASSOCIATES

Именно так можно описать основные визуальные параметры большинство голландских домов. Правда, если они особенно большие (поместья, landhaus’ы), то выглядят не такими вытянутыми вверх, как проект на фотографии выше. Дома в центре, например, на улице возле каналов в Амстердаме, также имеют вытянутую вверх форму.

​Традиционный стиль

BRAND BBA I BBA ARCHITECTEN

Традиционный голландский дом с мансардой имеет один или два уровня под крышей и первый главный – с двумя гостиными, столовой и кухней. В доме всего от 3 до 6 спален, он имеет достаточно крупный формат с просторными комнатами.

Фасад дома выкрашен в нейтральные серые, белые, голубые оттенки, кровля серая, черная, бледно-коричневая, есть ставни на окнах в белых рамах, для отделки иногда используется сайдинг вместе со штукатуркой.

Современный стиль

BELTMAN ARCHITECTEN

В современном варианте используется панорамное остекление в черных рамах, которое подчеркнуто строгими линиями террасы и геометричным ландшафтным дизайном. В отделке фасадов используется штукатурка и декоративные панели различных типов, но нейтральных цветов.

​Ультра-современный стиль

2ARCHITECTEN

Ультра-современные голландские проекты отходят от мансардного типа поэтажного планирования. Такие дома сохраняют разве что нейтральную цветовую гамму в дизайне экстерьера и интерьеров, а в остальном похожи на многие немецкие или английские проекты.

​Капелька готики

ARCHITEKTENBURO J.J. VAN VLIET BV

В традиционном стиле есть еще одна разновидность с особенно резкими крышами, которые делают дома похожими на викторианские. Иногда в экстерьере используется отделка фахверк. Такие дома обычно находятся не в провинции, а в пригороде и имеют либо формат таунхауса, либо отдельно стоящего дома на узком участке.

​Реконструкции

MAAS ARCHITECTEN

Иногда бывает так, что старый кирпичный или каркасный дом получает новую пристройку, которая повторяет главные архитектурные элементы.

​Стильный модерн

FWP ARCHITECTUUR BV

В стиле модерн в Голландии всегда используется нейтральная цветовая гамма – с бледным деревом, бледно-серыми оттенками, множеством полутонов серо-черного, отчетливыми белыми гранями.

​Минимализм и функционализм

REITSEMA & PARTNERS ARCHITECTEN BNA

В минимализме мы чаще, чем в других проектах в данных климатических широтах видим панорамное остекление от пола до потолка.

​Традиционная кровля

KABAZ

Также в новых и старых, только что построенных и реконструированных голландских домах мы можем найти традиционную камышовую кровлю.

​Навстречу природе


Творчество одного из самых видных представителей Голландии в современной архитектуре, Рема Коолхаса, не оставляет равнодушным никого. Начавший свою карьеру в качестве актера кино, режиссера и сценариста, голландец в конечном счете выбрал архитектуру и стал известен во всем мире как настоящий мастер стиля деконструктивизм. В нашем обзоре представлены 15 потрясающих проектов голландского архитектора Рема Коолхаса, один только вид которых вызывает восхищение.

1. Концертный зал "Дом музыки" в Порту, Португалия


Концертный зал "Дом музыки



Концертный зал "Дом музыки


Концертный зал "Дом музыки" был построен в центре города Порту в 2005 году. Внешне это современное здание напоминает огромный усеченный куб, который многие люди в шутку сравнивают с кусочком рафинада. Однако интерьеры "Дома музыки" удивляют еще больше - внутренние стены примыкают друг к другу и пересекаются под совершенно немыслимыми углами, а в каждом помещении открываются невероятные перспективы. Главный зал, в котором выступают три оркестра, вмещает немногим более 1200 зрителей. Помимо этого, в "Доме музыки" есть дополнительная аудитория на 350 человек и репетиционные помещения.

2. Вилла dall"Ava в Париже, Франция


Вилла dall"Ava в Париже, Франция



Вилла dall"Ava в Париже, Франция: бассейн на крыше


Вилла dall"Ava была построена по проекту архитектурного бюро Рема Коолхаса OMA в предместье Парижа в 1991 году. Вилла состоит из двух зданий: одно из них предназначено для заказчика, а второе - для его дочери. Эти здания представляют собой два куба, приподнятых над землей на специальных опорах. На крыше одного из них расположены бассейн и "зеленая" зона, откуда открывается потрясающий вид на Эйфелеву башню. Отличительной особенностью парижского здания Коолхаса служит идея "переноса наверх" всех значимых помещений - на первых этажах находятся лестницы, небольшие кухни и гаражи.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительства 254-метровой башни фондовой биржи в Шэньчжэне было завершено в 2013 году. Первое, что бросается в глаза при виде 46-этажного небоскреба - это приподнятое над землей на отметке 36 м 3-этажное основание, фактически превратившееся в огромную консоль. Внутри этой базы расположены: операционный зал, конференц-центр, выставочные площадки и кабинет сотрудников биржи. На крыше приподнятого основания находится рекреационная зона с декоративным садом, откуда открываются панорамные виды города Шэньчжьжен. Непосредственно в самой башне находятся офисы руководства биржи.





Первый в Европе специализированный театр для танца, с потрясающей звукоизоляцией, уникальным зрительным залом и всеми необходимыми помещениями был построен в Гааге в 1987 году. Помимо главного зала, рассчитанного на 1001 место, здание театра вмещает в себя 4 огромные студии для репетиций и тренировок, бассейн, сауну, специальную комнату для отдыха, тренажерный зал и столовую, где работают лучшие повара Гааги. Для посетителей театра предусмотрены просторный вестибюль с несколькими кафе и большим буфетом, где все напитки и угощения раздаются совершенно бесплатно. Проект театра танца стал первой серьезной работой Рема Коолхаса.





Летний павильон художественной галереи «Серпентайн» был возведен в лондонском парке Кенсингтон в 2006 году. Сооружение, функционировавшее с июля по октябрь 2006 года, включало в себя ежедневные культурные мероприятия - публичные дискуссии и конференции, показы фильмов и выставки немецкого скульптора и фотографа Томаса Деманда. Главной фишкой павильона стало яйцевидное надувное перекрытие из полупрозрачного материала, особенно эффектное при ночной подсветке. Эта «крыша» трансформировалась - ее можно было поднять и опустить в зависимости от погодных условий. Внутри павильона располагались кафе и амфитеатр для проведения общественных мероприятий.





Драматический театр Ди и Чарльза Уайли был открыт в Далласе в 2009 году. Главным новшеством Коолхаса в этом проекте стало его решение разместить фойе и технические помещения не перед или за зрительным залом, как это обычно бывает, а, соответственно, под и над ним. Зрители должны спуститься в вестибюль, находящийся под землей, а затем вновь подняться на первый этаж чтобы попасть в главный зал, рассчитанный на 575 мест. Помещение зала остеклено с трех сторон, из-за чего расположенные неподалеку скверы и современные комплексы могут стать частью спектакля. Однако стоит отметить, что при необходимости эти прозрачные поверхности можно затянуть черными шторами. Удивительно и то, что в зависимости от спектакля расположение зрительских рядов и профиль пола можно легко изменить.





Музей искусств национального университета был открыт в Сеуле в 2005 году и стал первым объектом подобного рода во всей Южной Корее. Внешне это сооружение представляет собой усеченный параллелепипед. В структуру музея искусств входит несколько выставочных залов, лекционные помещения, аудитории, актовый зал, библиотека и др. Так как музей входит в состав университета, в его стенах проводятся различные обучающие программы и мастер-классы. Особое внимание уделяется современному искусству и проведению мероприятий, в которых так или иначе задействованы музыка, литература, кино или театральные постановки. Сеульский музей стал одним из новых символов архитектуры развивающейся невероятными темпами Южной Кореи.





Комплекс из трех высотных башен на стеклянной базе был построен на берегу реки Ньиве-Маас в Роттердаме и стал крупнейшим многофункциональным зданием Голландии. Стоит отметить, что территория, где расположен "вертикальный город" Коолхаса общей площадью 160 тыс. кв. м, уже украшена шедеврами выдающихся зодчих современности Алвару Сизы, Ренцо Пиано и Нормана Фостера, что делает ее своеобразным центром архитектурных достижений Голландии. Центральный небоскреб De Rotterdam целиком отдан под офисные помещения. В западной башне расположены жилые апартаменты, а в восточной – офисы и четырехзвездочный отель Nhow. В цокольной части обустроены различные общественные пространства, выставочные холлы, кафе, рестораны, магазины и конференц-залы. Под землей находится трехуровневая парковка.





Футуристичное здание центральной библиотеки Сиэтла было спроектировано Ремом Коолхасом и построено в 2004 году. Главным мотивом к возведению этого огромного комплекса послужило желание привлечь настоящих ценителей книг. Здание состоит из четырех фасадов, оформленных металлической сеткой и стеклом, каждый из которых отличается друг от друга. В интерьерах библиотеки можно встретить практически все цвета радуги - многочисленные эскалаторы выполнены в салатовых тонах, детский читальный зал - в розовых и желтых, конференц зал - в красных, и т.д. Принцип открытости внутреннего пространства здания стал одним из ключевых в этом проекте. Интересно, что в здании библиотеки отсутствуют прямые углы и параллельные линии.





Студенческий центр «Эдукаториум» (от англ. education - образование) был построен на территории кампуса Утрехтского Университета в 1997 году. Архитектура здания достаточно типична для голландца - неправильные и скошенные формы, врубающиеся друг в друга объемы, максимальное остекление и разноуровневость. В стенах студенческого центра находятся как учебные помещения (классы, аудитории и лекционные залы), так и зоны отдыха (оранжерея, выставочный зал, игровые комнаты и столовая). Центр "Эдукаториум", ставший излюбленным местом среди студентов, стал первой работой Коолхаса, так или иначе связанной с образованием.





Здание Посольства Голландии в Берлине, построенное в 2003 году, представляет собой строгий параллелепипед высотой 27 метров. Здание полностью остеклено, из-за чего даже виден его несущий каркас. Все, что не должно быть видно посторонним глазам прохожих, скрыто за специальным дымчатым стеклом или выходит окнами во внутренний двор. При проектировании здания посольства Рем Коолхас разработал специальную спираль, двигаясь по которой, можно обойти все здание по периметру и попасть на его крышу. В 2005 году берлинский проект голландского зодчего был удостоен крайне престижной архитектурной награды Европейского Союза, которая вручается каждые два года. Любопытно, что главным членом жюри комиссии стала Заха Хадид, которая когда-то была ученицей самого Коолхаса.





Выставочный центр «Кунстхал» (перевод с голланд. Kunsthall - "Зал искусств") был открыт в 1992 на родине Коолхаса, в городе Роттердам. В стенах этого здания общей площадью 3,300 кв. м расположена экспозиция, разделенная на три выставочных зала, фотогалерею и галерею дизайна. Благодаря этому в "Кунстхале" возможно проведение от пяти до шести выставок одновременно. Также в выставоыном центре находятся просторная аудитория, кафе-ресторан, книжный магазин и небольшой VIP-зал. В "Кунстхалле" ежегодно проходит порядка 25 экспозиций и выставок.

14. Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» Иллинойского технологического института в Чикаго, США





Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» была открыта на территории Иллинойского технологического института в Чикаго в 2003 году. Это необычное сооружение стало первым реализованным проектом Коолхаса на территории США. Интересно, что станция находится над другим объектом голландца - одноэтажным студенческим корпусом. Конструкция станции представляет собой стальную трубу-перекрытие длиной в 161 м. Этим объектом Рем Коолхас хотел отдать дань уважения своему кумиру Мису ван дер Роэ, о чем свидетельствует наличие характерных для немца металлических каркасов и сплошного остекления, а также его портрет на фасаде главного здания института.





Современное здание выставочного зала «Мильштейн холл» было открыто на территории Корнелльского университета архитектуры и дизайна недалеко от Нью-Йорка в 2011 году. В выставочном зале расположены: просторный вестибюль, конференц-центр на 240 человек, пространства для экспозиции, университетский архив, небольшая столовая и кафе для посетителей, а также многочисленные студии, предназначенные для коллективного проектирования небольших групп студентов. Главной архитектурной особенностью здания служит тот факт, что оно буквально врезано в старый корпус университета на уровне второго этажа.

Рем Коолхас является основателем крупнейшего архитектурного бюро OMA, авторству которого принадлежит множество невероятных проектов. С некоторыми проектами этой компании можно познакомиться в наших материалах: и . Известно, что Рем Коолхас - не только практикующий архитектор, но и тонкий знаток теории архитектуры. Безусловно, самой известной его ученицей можно назвать Заху Хадид, творчество которой мы затрагивали в статье .

Существует поверье, что закрытые темные шторы на окнах днем отпугивают личное счастье. А вот если свет попадает в комнату, он не только благоприятно для энергетики дома, но и привлекает удачу, любовь, делает людей счастливыми. Может, поэтому в Голландии нет штор на окнах? Или они просто экономят на занавесках?

В разных странах - свои традиции и особенности. Голландия тому не исключение. Здесь принято не вешать на окна шторы . Есть несколько причин возникновения такого обычая:

  • историческая;
  • экономическая;
  • политическая.

Заинтересованность голландцев в личной жизни соседей, знакомых и просто окружающих их людей не имеет ничего общего с простым любопытством. Скорее всего, это менталитет и принципиальная жизненная позиция, неравнодушие ко всему, что их окружает.

Местные жители считают, что шторы не нужно вешать ради спокойствия, профилактики и предотвращения неправомерных действий. Жители Голландии шутят, что на каждого жителя здесь приходится практически по одному «полицейскому» из числа соседей. Местное население внимательно относится к соблюдению порядка и аккуратному выполнению установленных правил и норм поведения.
Поэтому и шторы здесь не задёргивают, мол, «смотрите, проверяйте, нам скрывать нечего. У нас всё чинно, благородно и по закону».

Как возникла традиция

История этого обычая ведёт отсчёт ещё с ХVI в . Король назначил жестокого Фернандо Альвареса де Толеро третьего герцога Альбу местным наместником. За его небольшое четырёхлетнее правление в Испанских Нидерландах было казнено более 18000 обычных горожан. Среди многочисленных запретов было табу на закрытые окна. Герцог боялся тайных объединений горожан и неразрешённых собраний. А благодаря открытым окнам, это можно предотвратить.

Спустя время король Испании отозвал Альбу из Нидерландов. Произошла революция, народ победил.
Однако, приказ о «незакрытых окнах» прижился у горожан. Они превратили его в традицию, которая означала «нам скрывать нечего, мы живем по-христиански праведно».

Так и появилась в стране эта яркая и необычная особенность, которая оставляет у приезжих удивительное впечатление о Нидерландах.

Заглядывать в чужие окна - не по-голландски!

ВАЖНО! У голландцев есть и еще одна не менее замечательная традиция. Они никогда не заглядывают в чужие открытые окна!

Подсматривать через стекло считается неприличным и приравнивается к грубости и невоспитанности . Это как подглядывание за кем-то в туалете или через замочную скважину. Местные жители хорошо воспитаны и очень ценят личное пространство. Они занимаются своей жизнью и вторгнуться в чужую для них является моветоном.

Туристы же слегка шокированы такой «открытостью». Ведь как правило, другие народы, наоборот, строят свои дома за заборами. Существует даже выражение «Мой дом - моя крепость». Однако, именно эта традиция придаёт голландским городам и их жителям ни с чем не сравнимый и особенный облик.

Это интересно! Следует учесть, что окна в местных домах, как правило, большие, во всю стену, некоторые даже в пол. Проходя мимо, можно реально увидеть чужую жизнь.

Но хорошее воспитание и чувство такта совместно с боязнью вторгнуться в личное пространство даёт горожанам чувство защищённости в собственном жилище.

А вы могли бы жить с голландской открытостью для всех?