Все фото из статьи

Резьба по дереву знакома человечеству с незапамятных времен, ее активно использовали при декорировании и обустройстве жилища, превращая в настоящее искусство со своими тонкостями.

Виды резьбы и их история

Самыми первыми мастерами использовался достаточно примитивный инструмент: перевоплощение древесины происходило с помощью тесла, ложкаря, струга, долота и топора.

До наших дней сохранилась композиция, изображающая оленей, которая датируется 5-2 веками до н.э.

  1. Домовая резьба отличается от остальных видов своей масштабностью . Для ее выполнения потребуется виртуозное владение пилой, долотом и топором. Чаще всего в качестве материала используются хвойные породы дерева.

Домовая резьба имеет много общего с корабельной, разделяется на прорезную, рельефную и объемную. Первая объемная резьба красовалась на носовых частях кораблей, морские просторы бороздили корабли с деревянными фигурами коней, птиц и оленей.

Рельефный вид и сейчас можно увидеть на фронтонах домов, наличниках и окнах. Первые мастера прорезной резьбы появились только в 19 веке, когда на перилах и входах в дома создавались ажурные витиеватые украшения.

  1. Объёмную резьбу можно справедливо назвать наиболее сложным видом обработки древесины . Скульптурный метод позволяет создавать изображения, отделенные от общего фона, что требует немалого мастерства. Именно этот метод использовался на Руси для изготовления игрушек, фигурок животных, свистулек и церковной атрибутики.

Обратите внимание!
Корнепластика также относится к объемной резьбе. Для создания оригинальных образов используют нижнюю часть дерева, обладающую самыми разнообразными формами.

  1. Контурная резьба – вид орнаментной, получила широкое распространение с 15 века . Выполняется по дереву в форме прямых линий, которые прорезаются по контуру рисунка.
    Внешне обладает неким сходством с гравировкой, имеет простую, сухую, четко обозначенную композицию, разнообразие которой придают окрашиванием.
  1. Геометрическая резьба – наиболее простой вид, подходящий для начинающих . Рисунок создается на основе клинорезных выемок, различной глубины и направленности.
    К данному виду относится и скобчатая резьба, рисунок которой создается при помощи круглой стамески. Наиболее подходящей древесиной мастера считают липу, осину и все многообразие хвойных пород.

  1. Рельефная и плоскорельефная резьба отличаются тем, что орнамент имеет одинаковую высоту . В большинстве случаев за основу берется изображение листьев растений, птиц, животных, геометрических фигур.
    Увлечение рельефной резьбой потребует немалого количества инструментов, среди которых обязательно должны быть ножи, стамески, чеканы, скребки, рашпили. Для выполнения работ выбирают твердую древесину: бук, дуб, пихту, кедр.

Инструменты и материалы

Перед тем как вырезать узоры на дереве, позаботьтесь о наличии необходимых инструментов и материалов.

Стандартные наборы резцов состоят из 18 инструментов, их размер варьируется от 2 мм до 5 см. Главное в инструменте — максимально острая заточка, позволяющая обойтись без больших усилий.

Обратите внимание!
Инструмент для резьбы по дереву, в том числе и стамески, затачивают с двух сторон.
Это обеспечивает простор для выбора угла резания древесины.

Стамески плоского типа обладают одинаковым углом заточки с каждой стороны, круглые имеют больший скос с внешней стороны. Для заточки таких инструментов потребуются фасонные оселки и высококачественные точильные камни.

Выбираем древесину

Успех вашего творческого порыва во многом определяется правильно подобранной древесиной.

Если в ваши планы входит создание элементов, которые будут находиться на открытом воздухе (оконные и дверные наличники, карнизы), используйте древесину хвойных пород. Благодаря содержанию смол резные творения получают защиту от гниения.

Совет!
Выбирая материал, обратите внимание на наличие сучков.
Их присутствие делает древесину непригодной для резьбы.

Заготовка дерева

Если вы занимаетесь самостоятельной заготовкой древесины, после ее высушивания проводится распил. Для ветровых досок, резных наличников и карнизов потребуется доска толщиной не менее 20-25 мм. Если после распила заготовка имеет различную толщину, выровняйте ее с помощью рубанка.

Доски, заготовленные для резьбы, после строгания не обрабатываются шкуркой. Игнорирование данной рекомендации может привести к быстрому затуплению инструмента из-за застрявшего в древесине абразива.

Мастер-класс по геометрической резьбе

Рисунок «Одиночные треугольники», «Змейка», «Розетка»

Этап Инструкция по проведению
Подготовительный
  1. Начертите 2 параллельные линии так, чтобы высота строчки равнялась 1 см.
  2. В шахматном порядке сделайте отметки через каждый сантиметр.
  3. От руки нарисуйте «зубья пилы» треугольной формы и отметьте их центр.
  4. Соедините углы с центром треугольника.
Основной
  1. Острие резца углубите в центре на 4-5 мм, пятку инструмента наклоните к углу треугольника. Именно под таким наклоном вырезается сторона треугольника.
  2. Разверните заготовку на 90° и вырежьте вторую строну. В результате у вас должны образоваться углубления в форме треугольника. Данная техника получила название трехгранно-выемчатой.
  3. Продолжая вырезать остальные треугольники, вы получите узор, который профессионалы называют «Одиночными треугольниками».
Дополнение Отметьте центры верхних фигур и соедините их с углами. Вырезав вышеописанным способом, вы получите узор «Змейка».

Если вы начертите еще одну строчку, нанесете аналогичный рисунок и вырежете нижние треугольники, образуется «Розетка».

Круговой орнамент

  1. Для создания кругового орнамента начертите окружность необходимого диаметра и разделите на произвольное количество частей.
  2. Соедините центр фигуры с точками. Внутри окружности начертите еще один круг меньшего диаметра.
  3. Углубите острие резца, наклоните его до основания треугольника и выньте скол.
  4. Аналогичным образом вырежьте все треугольники.
  5. Сделайте надрез на внутренней линии луча.
  6. На внешней линии луча, наклоняя резец вправо, вырежьте одну сторону. Таким же движением вырезается вторая сторона.
  7. В результате у вас получается узор «Сияние». В завершение обработайте поверхность наждачной бумагой.

Секреты профессионалов

Если вы всерьез решили овладеть мастерством резьбы по дереву, вам потребуется не только стандартный набор стамесок, но и более мелкий инструмент: уголок, царазик и клюкарза.

Для перевода сложного рисунка на поверхность потребуется копировальная бумага, калька и карандаш. Сначала орнамент переносят на кальку, а затем на брусок или доску с помощью копировальной бумаги. Чтобы листы не сдвигались, их закрепляют кнопками.

После завершения работы над рисунком поверхность слегка обрабатывают наждачной бумагой. и покрывают лаком. Мастера для этой цели выбирают масляный лак. Кисть ведут параллельно в одну, а потом в другую сторону.


После высыхания шлифуют истертой мелкой наждачкой, чистят щеткой и повторяют процедуру лакирования, создавая 3-4 лаковых слоя.

Вывод

Творчество безгранично, и ваши фантазии можно воплотить на холсте, кусочке древесины или бесформенной глине. Выбирайте то, что будет вам по душе, а видео в этой статье расскажет вам о секретах ремесла.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Все фото из статьи

Резьба по дереву является достаточно сложным видом декоративного искусства. Причем конечный результат зависит не только от навыков мастера, но и многих других факторов, в частности, немаловажную роль играет качество древесины. Ниже мы рассмотрим, какое дерево используют для резьбы по дереву профессиональные резчики.

Выбор древесины

Далеко не каждая древесина подходит для резки.

Поэтому ее выбор является ответственным этапом, от которого зависят такие моменты, как:

  • Простота обработки заготовки;
  • Возможность выполнения сложных узоров;
  • Долговечность готового изделия;
  • Внешний вид изделия.

Следует отметить, что какая-либо четкая инструкция по выбору материала отсутствует, так как для разных целей опытные резчики используют разное дерево. Однако, существуют некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать. Далее мы с ними подробно ознакомимся.

Порода

Итак, чтобы правильно выбрать материал для резьбы по дереву, конечно, в первую очередь нужно обращать внимание на породу древесины.

Еще с давних времен для резьбы чаще всего использовали лиственные породы, такие как:

  • Липа – пользуется наибольшей популярностью у резчиков, так как отлично поддается обработке резцом. Причем благодаря тонковолокнистой структуре, которая свойственна только этой породе, она позволяет выполнять сложные и тонкие рисунки. Кроме того, резчиков привлекает и внешний вид липы, а именно – ее ровный белый цвет.
  • Осина – обладает однородной структурой, однако, ее довольно редко используют для художественной резьбы. Связано это с тем, что осина имеет зеленоватый оттенок, устойчивый к внешним воздействиям. Поэтому данная древесина чаще используется при изготовлении своими руками всевозможного кухонного мелкого инвентаря, такого как ложки, миски, разделочные доски и пр.

На фото — пример резьбы по ольхе

  • Ольха – широко применяется резчиками. Опытные мастера используют в своих целях ее свойство менять цвет.
    Дело в том, что свежесрубленная ольха имеет белый цвет, но если ее оставить на свежем воздухе, то она очень быстро покраснеет, после чего начнет розоветь, пока не приобретет светло розовый оттенок. Если ольху вовремя изолировать, то можно получить желаемый цвет.

  • Береза – обладает бледно-желтым оттенком и вязкой однородной структурой.
    Клен – по цвету напоминает березу, однако, отличается красивой текстурой и высокой твердостью. Это дерево более сложное в обработке, но зато изделия из него получаются очень прочными. Поэтому издревле ложки и прочая утварь из клена ценилась гораздо больше, чем из липы или березы.
  • Дуб – является идеальным материалом для , ложек и прочих изделий. Единственным недостатком этой породы является высокая цена и сложность обработки.

Совет!
Если вы являетесь новичком, то лучше всего начинать с сахарной сосны или американской липы, так как эти породы наиболее простые в плане обработки.

Что касается хвойных пород, то они для этих целей слишком мягкие, однако, в некоторых случаях их все же используют.

К примеру, если нужно получить особый цвет или текстуру, которую не могут дать лиственные породы, применяют:

  • Кедр;
  • Пихту;
  • Сосну;

Обратите внимание!
Резчики зачастую используют для резьбы не только саму древесину, но и капы или сувели – это наросты, которые встречаются на стволе дерева.
Главной их особенностью является разнообразная причудливая текстура.

Качества древесины

Помимо породы древесины существует еще ряд других факторов, которые влияют на пригодность или непригодность использования материала для резьбы. К таким факторам относятся:

Параметры Требования
Влажность Во многом зависит от области применения резного изделия. К примеру, для наружной резьбы влажность должна составлять 15 процентов. Если же изделие будет находиться внутри помещения, то заготовку необходимо досушить до 8 процентов.

В некоторых случаях, к примеру, для орнаментальной резьбы используют абсолютно сухое дерево, т.е. 0 процентов. Следует отметить, что свежесрубленная древесина совершенно не подходит для резьбы, так как со временем она деформируется и растрескивается.

Состояние Некоторые наросты, сучки и прочие включения могут существенно испортить работу или привести к определенным проблемам. К примеру, перекрученные волокна могут привести к тому, что инструмент сложно будет направлять в нужном направлении, особенно при движении поперек волокон. Поэтому выбирая материалы для резьбы по дереву, необходимо тщательно их осмотреть.
Вес Как правило, чем тяжелее древесина, тем сложнее с ней работать. Кроме того, следует учитывать, что вес говорит о влажности материала – чем заготовка легче, тем она более сухая.

Совет!
Если вам не удалось найти материал нужных размеров, можно склеить несколько досок.

Вот, собственно, и вся основная информация по выбору материала. Конечно, это далеко не все что нужно для резьбы по дереву, однако, как уже было сказано выше, от во многом зависит конечный результат.

Вывод

При выборе дерева для резьбы следует обращать внимание на несколько моментов. Основными из них являются – порода древесины, ее влажность и качество. Новичкам можно порекомендовать использовать липу влажностью 8-10 процентов.

Из видео в этой статье можно получить дополнительную полезную информацию по данной теме.

Людям творческим, которые хотят занять себя очень интересным и полезным делом, стоит обратить внимание на резьбу по дереву для начинающих. В последнее время этот вид творчества становится все более популярным, хотя некоторое время назад он был практически полностью забыт. Перед тем, как заниматься подобным делом, необходимо уяснить, что такой тип работы может быть довольно опасен, поэтому его нельзя рекомендовать детям, еще не научившимся обращаться с острыми предметами. Да и взрослым, которые собираются заниматься резьбой по дереву, стоит уяснить для себя все правила использования инструментов. Для резьбы по дереву могут быть использованы не только обычные, но и электрические приспособления. Они требуют тщательного соблюдения техники безопасности.

Если опытным виртуозным мастерам достаточно одного взгляда на инструмент, чтобы определить его качество, то начинающие часто теряются во всем разнообразии, представленном в магазинах. Специалисты уверяют, что в данном случае далеко не всегда самый дорогой вариант будет самым лучшим, так как немаловажную роль играет накрутка бренда, реклама, транспортировка из других стран и так далее. Те, кто занимается резьбой по дереву на профессиональной основе, знают, что отечественные инструменты могут быть просто превосходного качества, но стоить втрое дешевле иностранных аналогов.

Кроме того, в наборе мастера может присутствовать и масса других инструментов. Они могут быть нужны для изготовления сложных работ. Новичкам достаточно будет самого минимума, но хорошего качества, чтобы руки сразу привыкали к правильным движениям. Специалисты рекомендуют начинающим мастерам запастись набором из десятка инструментов и постепенно совершенствовать свои навыки и пополнять арсенал.

Материал для работы

Помимо инструментов очень важно правильно выбрать древесину для работы. Это задание очень сложное для новичков, поэтому необходимо прислушиваться к советам опытных мастеров. У каждого вида материала имеются свои плюсы и минусы. Если древесина мягкая, с ней достаточно легко работать, но и бракованных изделий в этом случае предполагается немало. Сюда стоит отнести осину, липу и березу. Когда речь идет о резьбе по дереву для начинающих, видео о котором можно увидеть чуть ниже, такие варианты древесины подойдут больше всего.

Если знаний достаточно много и опыт позволяет работать с более дорогими породами дерева, можно взять дуб, самшит либо красное дерево. Эти материалы более дорогие и сложные в работе. Они отличаются своей стойкостью и твердостью, что не всегда хорошо, так как вырезать из такой древесины сложно. Нередко мастера получают травмы от работы с твердыми породами дерева, так как любое неосторожное движение может привести к неприятностям. В результате страдает либо человек, либо его инструмент.

Для контурной резьбы по дереву и прорезной рекомендуется использовать хвойную древесину. На ель либо сосну наносить орнаменты крупного размера довольно просто. Однако тут нужно учесть, что между годичными кольцами могут появляться некоторые неровности при работе стамеской. Все дело в том, что разница в плотности древесины будет заставлять инструмент скакать.

Виртуозные мастера любят работать и с осиной, и с липой, и с можжевельником, новичкам можно посоветовать присмотреться к хвойным породам, то есть ели либо сосне. Для первых работ можно использовать и недорогой материал, такой как груша либо береза.

Для мастера резьбы по дереву фрезер является одним из незаменимых помощников. С его участием можно изготовить массу различных работ любого типа сложности. Если профессионал хорошо знает принципы работы с ручным фрезером, из дерева можно создать изделия разного назначения. Более того, подобный навык всегда будет полезен в домашней работе. К примеру, с помощью фрезера можно быстро и аккуратно прорезать отверстие, вставить дверной замок либо прикрепить петли к дверям.

Люди, которые часто сталкиваются с работой по дереву, должны знать о том, как правильно обращаться с фрезером. Самым распространенным вариантом инструмента, используемого в наше время, является погружной. С помощь такого инструмента можно выполнить любую работу, которая связана с фрезерованием либо резьбой. Для творческой работы необходимо тщательно выбирать фрезу, с помощь которой и происходит обработка древесины. В зависимости от того, какой формы рабочая головка инструмента, будет отличаться и вид обработки заготовки из дерева. При помощи фрезерной резьбы по дереву картинки могут получаться любой сложности. Для резьбы по дереву данный инструмент используется очень широко. Особенно часто можно встретить резную деревянную мебель, обработанную фрезером. Для этого нередко применяются особые шаблоны, дающие возможность получить симметричные рисунки. Кроме того, фрезер может быть использован и для врезки замков, и для создания красивой деревянной фурнитуры.

Одним из очень интересных вариантом использования ручного фрезера является художественная резьба по дереву, видео о которой можно увидеть чуть ниже. Этот инструмент широко применяется и для рельефной, и для прорезной работы. Специалисты рекомендуют для художественной резьбы использовать безподшипниковые V-образные и галтельные фрезы. С такими приспособлениями творческий человек может создать истинный шедевр.

При работе с фрезером очень важно соблюдать технику безопасности, так как данный инструмент является травмоопасным и может причинить вред человеку. Если навыков работы с прибором нет или очень мало, стоит для начала потренироваться на мягкой древесине, чтобы «набить руку».

Одним из удобных видов работы с деревом является резьба по дереву лобзиком по шаблону, фото которой можно найти ниже. С этим инструментом художественное выпиливание превращается в интереснейшее занятие, результатом которого становится оригинальная деталь интерьера. Даже небольшие украшения для двери значительно преобразят ее внешний вид. Стоит заметить, что для такой работы плоскорельефная резьба при помощи лобзика подходит идеально.

Творческая работа способна прекрасно поднять настроение, хорошие результаты будут поводом для гордости мастера, что нередко подталкивает к совершению новых подвигов, уже более внушительных. При этом именно с лобзика специалисты рекомендуют начинать тренировки новичкам. Немного усилий и времени, и руки сами поймут, какой захват будет самым удобным для качественного выпиливания.

При работе с лобзиком важна плавность. Все движения мастера должны быть медленными, без резких движений, чтобы не допустить перекосов и не испортить материал. В тех местах, где линия должна поворачивать, стоит перевернуть саму заготовку, а не инструмент, что позволит добиться равномерности. По кромке резов обязательно останутся неровные края, от которых нужно избавиться. В этом помогут такие инструменты, как напильник, надфиль и наждачная бумага.

В прошлые века техниками ручного ремесла владел почти каждый житель нашей страны. Работа руками подразделялась на женские и мужские виды. Сегодня же гендерные границы несколько размыты, и каждый может выбрать любое дело по своему вкусу. Мало кто выбирает устаревающие виды ручного труда в качестве основного занятия, однако увлекательное хобби хочется иметь большинству. Один из видов искусств, которые можно выбрать в качестве хобби – резьбу по настоящему дереву, которая подойдет для начинающих. Очень красиво выглядят резные элементы на шкатулках, рамках для фотографий и картин, а также предметах мебели и интерьера.

Начало пути от новичка до опытного мастера резного дела:
  • Для начала нужно подготовить теоретическую базу. Посмотреть картинки с работами умельцев, видео на тему, почитать статьи и пролистать книги . Если Вы уверены, что хотите попробовать себя в этом творческом деле, в таком случае стоит обзавестись инструментами, заготовками и прочими нужными для мастера вещами.
  • В первую очередь необходимо приготовить инструменты. Важно следить за их качеством: плохо заточенный нож может надолго отбить охоту продолжать обучение новому ремеслу. К тому же, если инструмент сломается во время резки, то и вовсе не получится закончить работу, что приведет к огромному разочарованию. Приборы для резчика можно заказать на широко известных китайских сайтах, купить в строительных или специализированных магазинах, а также сделать на заказ у хорошего проверенного мастера.

Изучаем резьбу по дереву для начинающих с основными техниками

Первым и основным помощником для мастера станет нож-косяк. Он представляет собой резак с коротким лезвием, скошенным под углом. Им удобно вырезать геометрические узоры и некоторые другие элементы.

Кроме того, пригодится набор стамесок. Они отличаются друг от друга формой и размером. Существуют плоские стамески; полукруглые стамески различных диаметров для вырезания желобков и выемок; квадратные и треугольные – для различных приемов резьбы. Изначально, чтобы не тратиться на дорогостоящие инструменты, некоторые мастера самостоятельно затачивают плоские отвертки для этих целей. Также существуют различные инструменты для профессиональных мастеров, которые пригодятся ремесленнику после того, как будут в совершенстве освоены приемы резьбы с основными орудиями. Кроме того, резчики иногда пользуются и электрическими приспособлениями: фрезером, лобзиком и даже бензопилой.

Выбираем породу дерева для разных видов резьбы

Чтобы освоить резьбу по дереву с основными техниками для начинающих, нужно понимать, что различные породы дерева обладают отличающимися друг от друга качествами. Все они имеют свои достоинства и недостатки . Мягкие породы дерева – липа и можжевельник. Из них легко вырезать, но при этом видны все огрехи и лишние надрезы. Многие мастера не советуют начинать учиться, используя их. Ель и сосна – более плотные и долговечные материалы, но за счет этого сам процесс резки немного усложняется. По березе резать довольно просто, но она не слишком прочна, со временем изделие может деформироваться и потемнеть. Таким образом, выбор древесины остается за мастером.

Простой способ, как не уделять на этот аспект слишком много внимания: взять имеющуюся разделочную доску дома или заготовку шкатулки в магазине рукоделия. Также можно попробовать на бруске из гаража. Когда Вы поймете, что резное дело – для Вас, можно закупаться специальным материалом.

При выборе древесины нужно обращать внимание не только на породу дерева, но и на однородность бруска, отсутствие сучков и трещин. При подготовке не следует обрабатывать брусок наждачной бумагой, чтобы частички не остались на дереве, способствуя затуплению ножа.

При обучении любому делу важно помнить о принципе постепенности. Не стоит начинать вырезать по дереву со скульптурной резьбы: в этом случае велика вероятность того, что ничего не выйдет, пока он не умеет держать нож в руках или не имеет представления об объеме изделия.

Как ни странно, для того, чтобы овладеть этим ремеслом, необязательно быть художником. Для выполнения красивых работ достаточно правильно держать нож в руке и владеть азами этого искусства. Чтобы сделать узор на шкатулке, доске или где-то еще, можно воспользоваться готовыми экскизами, трафаретами и шаблонами, которые можно в изобилии найти в интернете или в книгах, а также можно повторить на дереве рисунки в книгах или узоры на тканях, например.

Разбираем мастер-класс по геометрической резьбе по дереву для новичков

Самый простой вид вырезания – это плосковыемчатая резьба. Она подразделяется на несколько видов, самый простой и доступный даже детям – геометрическая резьба. Само название говорит о том, что ножом вырезаются орнаменты, состоящие из простых геометрических фигур. Однако при аккуратной работе и интересных сочетаниях такой вид резьбы тоже может выглядеть очень эффектно и красиво.

Для работы понадобится:

  • нож-косяк
  • брусок из выбранной породы
  • карандаш с линейкой

Для начала необходимо на заготовке провести две параллельных линии на расстоянии 1 см и сделать отметины также по 1 см в шахматном порядке.

Соединить точки, чтобы получились треугольники. Сделать отметины посередине каждого треугольника в нижнем ряду.

Соединить центры треугольников с вершинами треугольников. Теперь воткнуть нож в середину треугольника на глубину 4-5 см, а тупой угол ножа подвести к вершине. Так проделать со всеми тремя углами.

Затем вырезать стороны треугольников, как показано на фото.

Проделать то же самое с верхним рядом орнамента.

Имея небольшой опыт резьбы по дереву из мастер-класса выше, можно смело приступать к вырезанию чуть более сложных элементов. Для этого пригодятся следующий трафарет или любой другой.

Видео-уроки по теме статьи