В Соединенных Штатах закипели нешуточные страсти. Призраки Гражданской войны 150-летней давности неожиданно встали в полный рост. В городе Шарлотсвилле попытка сноса памятника командующему армией Конфедерации генералу Роберту Эдварду Ли обернулась кровавыми столкновениями с человеческими жертвами.

«Воин-герой!» - кричат одни. «Расист и негодяй»! - кричат другие. А ведь еще недавно примирение Севера и Юга Америки после Гражданской войны некоторые предлагали в качестве примера для прекращения столетней вражды красных и белых в России.

Так почему вдруг взорвалась Америка? И кем на самом деле был генерал Ли?

Роберт Эдвард Ли: история «воинствующего рабовладельца»

Потомок первых английских иммигрантов, прибывших в Америку еще в 1639 году, Роберт Ли не мечтал о карьере военного. Поступление в академию Вест-Пойнт он считал главной ошибкой в своей жизни.

Во время службы в инженерном корпусе Ли занимался расчисткой русла Миссисипи, строительством фортов и других укреплений. Он отличился во время Мексиканской войны, продемонстрировав талант командира и личное мужество. Однако сослуживцы говорили, что по натуре офицер скорее миротворец, нежели воитель.

Генерал, считающийся символом воинствующих рабовладельцев, многие годы содержал большую семью на скромное государственное жалование, а рабами обзавелся, получив наследство в возрасте 50 лет.

В начале Гражданской войны Роберт Ли, носивший погоны подполковника, уволился из федеральной армии, став генерал-майором и командующим вооружёнными силами родной Вирджинии.

Уступая северянам в численности и подготовленности войск, он наносил им поражение за поражением. Имя генерала Ли превратилось в ночной кошмар для северян.

Горькая чаша поражения

Главный миф Гражданской войны в США заключается в том, что это была война против рабства. На деле Авраам Линкольн в начале конфликта заявлял: «Моя главнейшая задача в этой борьбе - спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».

Командующий армией Севера генерал Улисс Грант был рабовладельцем. Его рабы получили свободу только после вступления в силу поправки в Конституцию, отменяющей рабство, в 1865 году. На вопрос, почему он не освободил рабов сам, Грант отвечал: «Добрую помощь в хозяйстве в наши дни трудно найти». В то же время Роберт Эдвард Ли, который не был ни крупным плантатором, ни знаменитым рабовладельцем, дал вольную всем своим рабам, доставшимся ему по наследству, еще перед началом конфликта.

Генералу Ли пришлось испить чашу поражения до конца. 9 апреля 1865 года его Северовирджинская армия капитулировала перед войсками Гранта, что фактически положило конец войне.

Роберт Эдвард Ли оказался в списках тех 14 деятелей Конфедерации, которым не были дарованы амнистия и прощение. Последние годы жизни он проработал преподавателем и директором университета Вашингтона в Вирджинии. Он умер 12 октября 1870 года в возрасте 63 лет.

Примирение для белых

Для южан генерал Ли еще при жизни превратился в символ стойкого борца, который до коцна бьется за безнадежное дело, сохраняя честь.

Первые монументы в честь генерала Ли на юге США стали возводить еще в 1880-х годах. В 1889 году день рождения генерала стал официальным праздником в Вирджинии. Открытие еще одного памятника в Ричмонде в 1890 году собрало около 100 тысяч человек.

В Вашингтоне довольно быстро поняли, что бороться с культом Конфедерации и ее лидеров, который стал массовым в южных штатах США, дело не только бессмысленное, но и опасное.

Потому к началу XX века сложилась линия, согласно которой уважительное отношение к солдатам и генералам армии Юга стало нормой.

Линия на примирение продолжалась долгие десятилетия. Две белых Америки постарались простить друг другу старые обиды, постепенно превращая старые раны в народный фольклор.

Но из этого процесса выпали афроамериканцы, которые, получив личную свободу, по сути, не получили равных гражданских прав.

Потому в 1960-1970-х годах для чернокожих радикалов памятники генералам и политикам Юга стали мишенью для нападок.

«Генералопад»

По совести говоря, у афроамериканцев претензий к Джорджу Вашингтону и Аврааму Линкольну не меньше, чем к генералу Ли. Но замахиваться на них позволяют себе разве что самые дерзкие чернокожие стендап-комики. А вот «южан-рабовладельцев» атаковать можно.

В 1970-х памятники устояли. А вот в последние годы в Америке начался форменный «генералопад».

В одном только Новом Орлеане «под нож» пошли памятники Роберту Ли, президенту Конфедеративных Соединенных Штатов Джефферсону Дэвису, генералу Пьеру Борегару.

Памятник Роберту Ли, вокруг которого закипели страсти в Шарлоттсвилле, стоит с 1924 года. Но теперь добрались и до него. Потому что он «является символом расизма и искажает историю».

Это не мнение рядовых активистов. Мэр Нового Орлеана Митч Ладрие назвал памятники в честь деятелей Конфедерации «неверным изображением прошлого, оскорблением настоящему и плохим посланием в будущее».

В США развернулась и кампания за запрет флага Конфедерации. Знамя провинилось тем, что под ним любят собираться правые радикалы с неофашистскими взглядами.

Опасные игры

Главное отличие нынешней кампании в том, что ее возглавили видные представители Демократической партии, которые таким образом решили мобилизовать «черную Америку» на борьбу с консервативным электоратом Республиканской партии в целом и сторонниками Дональда Трампа в частности.

Снос памятников, как уже говорилось, приветствуют мэры, конгрессмены и губернаторы. Те, кто выходит на протест против таких действий, немедленно объявляются расистами и фашистами.

Говорить о том, что сплочению нации раскапывание скелетов 150-летней давности не способствует, нет смысла.

Но хуже другое. Те, кто играет в подобные игры, кажется, не отдают себе отчета, что ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.

Не пытайтесь это повторить!

Миф о «расисте и рабовладельце» Роберте Эдварде Ли никоим образом не соответствует исторической правде. Но ведь завтра борцы против расизма могут добраться и до отцов-основателей Соединенных Штатов, и что тогда? Развенчивание культа личности Авраама Линкольна? Покаяние в преступлениях Джорджа Вашингтона?

В суровом 1917 году революционные матросы в России крушили памятники царям, считая их кровопийцами, загубившими бессчетное число жизней. И ведь правда в этом есть - Российская империя строилась дорогой ценой, платили которую вовсе не члены семьи Романовых. Большевики, однако, сумели вовремя остановиться, поняв, что бесконечная война с собственной историей счастья в будущем не принесет.

Коллективное безумие Украины давно уже не удивляет. Но массовое помешательство Америки - это по-настоящему опасно. Если «маяк свободы» перестает понимать, что в его собственной истории хорошо, а что плохо, он уже не может служить ориентиром для кого бы то ни было. А если и остается примером, то только примером того, чего ни в коем случае не нужно повторять у себя.

НЬЮ-ЙОРК, 19 мая. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Демонтаж памятника генералу армии Конфедеративных штатов Америки Роберту Ли (1807-1870 гг.) начался в Новом Орлеане (штат Луизиана). Как сообщила телекомпания Fox News, сторонники и противники демонтажа монумента собрались у 20-метровой колонны, на которой в 1884 году была установлена статуя генерала, еще в 3 часа утра, однако затем полиция оттеснила их за ограждение сквера, где стоит памятник.

Городской совет Нового Орлеана в 2015 году принял постановление демонтировать четыре памятника деятелям, участвовавшим на стороне Юга в Гражданской войне в США (1861-1865 гг.). Темнокожее население города считает эти памятники символами расизма.

На протяжении последнего месяца были демонтированы памятник первому и последнему президенту рабовладельческих Конфедеративных штатов Америки Джефферсону Дэвису (1808-1889 гг.), монумент "Либерти плейс" (Liberty Place), посвященный белокожим американцам, выступавшим против властей, действовавших на Юге после поражения Конфедерации в Гражданской войне, а также памятник военачальнику Пьеру Гюставу де Борегару (1818-1893 гг.), командовавшему армией рабовладельческих Конфедеративных штатов Америки. Мэр Нового Орлеана Митч Ландре пообещал, что на месте памятника генералу Ли будет создан фонтан.

Вопрос о судьбе памятников деятелям Конфедерации вызвал неоднозначную реакцию в Новом Орлеане. На прошлой неделе в центре города прошли массовые демонстрации сторонников и противников демонтажа, в которых приняли участие в общей сложности более 700 человек. Сторонники демонтажа памятников, объединившиеся в коалицию под названием "Их необходимо разрушить" (Take"em Down), считают статуи лидеров Конфедерации символами расизма, а те, кто выступает за их сохранение, ссылаются на то, что монументы - это часть истории и напоминают, что памятники внесены в Национальный реестр исторических монументов.

Война с символами Конфедерации

Конфедерация южных штатов существовала на территории современных США с 1861 по 1865 годы. Во время Гражданской войны в США солдаты рабовладельческого Юга сражались с северянами. Войну они проиграли, рабство было отменено, однако различная символика конфедератов, в том числе флаги и статуи, до сих пор используется в некоторых южных штатах, несмотря на протесты тех, кто считает ее расистской.

Дискуссия о целесообразности использования символики и сохранения памятников конфедератам в США разгорелась с новой силой после того, как в июне 2015 года в городе Чарлстон (штат Южная Каролина) белокожий молодой человек Дилан Руф застрелил девять темнокожих прихожан одной из церквей.

После ареста он признался, что придерживался расистских взглядов и рассчитывал начать войну между белыми и темнокожими жителями страны. Широкое распространение в СМИ получили его фотографии с флагом конфедератов. Руф был приговорен к смертной казни.

В связи с происшедшим в Чарлстоне губернатор штата Алабама распорядился убрать полотнище южан с территории мемориала, расположенного рядом со зданием местного законодательного собрания. Так же поступили и власти Южной Каролины.

Администрация Вирджинии в свою очередь добилась разрешения суда отказаться от изображения символики Конфедерации на автомобильных номерах этого штата, а Университет штата Миссисипи убрал со своей территории флаг штата, поскольку на нем сохранилась эмблема Конфедерации.

Раньше мы наблюдали битву с историческими монументами в городах Украины и Польши. Теперь это явление перекинулось на США. Там валят статуи конфедератам — героям Юга в ходе гражданской войны в Америке. Уже пал главнокомандующий армии Конфедерации генерал Роберт Ли, а вслед за ним отправилась и статуя президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса.

Интересно, что процесс прямо противоположен тому, что идёт в России. Если мы идём по пути принятия нашей истории, примирения сторон в великой русской революции с внутренним пониманием, что все наши, то Америка словно не довоевала в Гражданскую и актуализирует старый конфликт. Мы не рушим памятники, наоборот, ставим новые, чтобы восстановить исторический баланс. В США политкорректность работает иначе.

Памятник герою Гражданской войны в США генералу Борегарду, который сражался на стороне проигравшего Юга, в Новом Орлеане специально сносили глубокой ночью под усиленной охраной полиции. На лицах рабочих — маски, на грузовиках закрыты номера, чтобы никто не выследил, ведь подрядчикам угрожали.

В Новом Орлеане — мировой столице джаза и архитектурной жемчужине американского Юга — за месяц снесли сразу четыре монумента. Все, что осталось от памятника генералу Пьеру Борегарду, герою Южан, — постамент и оголенная кирпичная кладка. Местные власти пообещали, что посоветуются с жителями и быстро решат судьбу подобных мемориалов. Но пока к обсуждению, что строить на месте четырех сломанных монументов, даже не приступали.

Исчез первый и единственный президент Конфедерации южных штатов Джефферсон Дэвис, нет больше героя южан генерала Роберта Ли, осталась одна безымянная колонна, на которую теперь недоуменно бросают взгляды иные пассажиры старинных трамвайчиков. Кто-то предложил водрузить на нее большой американский флаг: тривиально, зато беспроигрышно. Демонтировали также мемориал "Битвы за свободу".

Ана Эдвардс, один из лидеров движения за демонтаж памятников, говорит, что этого недостаточно. Активисты требуют убрать подобные монументы во всех штатах, где они стоят. "Такие памятники символизируют наследие расизма и рабовладения. Настал тот момент, когда пора попрощаться с той главой нашей истории, когда поддерживалась идея превосходства белой расы как социальной основы. Эти памятники поставили уже после Гражданской войны, возможно, частично в честь ветеранов, солдат. И многие так и думают. Но в действительности это символы того общества, которое могло бы быть, если бы южане победили", — считает Эдвардс.

Гражданская война между северными штатами и отколовшейся Конфедерацией южных штатов началась в 1861 году. Она длилась четыре года и стала самой кровопролитной за всю историю Америки: 620 тысяч убитых.

Противоречия между промышленно развитым Севером с наемными работниками и сельскохозяйственным югом, где на плантациях трудились чернокожие рабы, копились годами. И диаметрально противоположный взгляд янки — то есть северян и джонни, как называли южан, — на рабовладение стал одной из главных причин распада страны.

Активистка движения за снос памятников героям Конфедерации Бетси Смис уже посвятила в американскую историю расизма своего 5-летнего сына.

Движение против колонн, скульптур и барельефов южан и красного флага активизировалось в июне 2015 года, после того как 21-летний белокожий Дилан Руф ворвался в афроамериканскую церковь в Южной Каролине и расстрелял 9 человек.

В Интернете нашли снимки, на которых до этой бойни преступник позировал с главным символом Конфедерации. По решению властей в нескольких штатах эти флаги убрали с правительственных зданий.

С памятниками сложнее, но когда городские власти медлят со сносом, в дело вступают вандалы. В ход идут краска или кувалда. Но война с памятниками, как и Гражданская, оказалась затяжной и обернулась мобилизацией тех, кто не согласен с такой трактовкой истории.

В Техасе и Пенсильвании на защиту памятников героям Конфедерации встали вооруженные до зубов протестующие. Лозунги о недопустимости переписывать историю подкрепили кольтами и полуавтоматическими винтовками. Пока удается митинговать без единого выстрела.

В Шарлотсвилле акцию протеста провели ультраправые сторонники Ku Klux Klan — с белыми колпаками на головах. У одного протестующего но на затылке все написано: "День независимости США". Таким образом он демонстрировал всем флаг Конфедерации.

Но основу сопротивления составляют умеренные консерваторы. Один из штабов — в Новом Орлеане. Уже 30 лет члены этой общественной организации собирают пожертвования и заботятся о сохранении десятков монументов. Здесь и представить не могли, что когда-нибудь придется в прямом смысле спасать городской архитектурный облик, который исчезает на глазах.

"Это варварство, — уверен Пьер Макгроу, глава комитета защиты памятников Конфедерации Нового Орлеана. — Кто еще в мире так делает? Разве что ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) сносит памятники. В Новом Орлеане огромное количество мест, где можно поставить новые монументы, чтобы рассказывать нашу дальнейшую историю. Рабовладение — это плохо, никто не спорит, но то были другие времена. Судить по сегодняшним меркам о том, что было два века назад, и попытки переписать историю - безумие".

Активисты запустили кампанию за возвращение четырех снесенных монументов на свои исторические места. За пару месяцев собрали 5 тысяч подписей, нужно еще столько же, чтобы вопрос был вынесен на референдум.

"Многие жители беспокоятся, что власти начнут переименовывать все улицы, по поводу двух уже проголосовали. Но так можно весь город перелопатить. Переименовать все улицы, потом взяться за города, районы. Как далеко это зайдет? Что неприемлемо — отправлять эти памятники в музеи, посвященные рабству, чтобы показать, насколько это плохо. Потому что генерал Роберт Ли называл рабство дьявольской вещью, Джефферсон Дэвис усыновил чернокожего ребенка во время войны, так что он не был таким исчадием ада, каким его пытаются представить", — пояснил Чарльз Марсала, организатор движения "Сохраним наследие Нового Орлеана".

Как никогда шаткими вдруг стали основания сохранять памятники и в штате Виргиния — оплоте южан. В Ричмонде — бывшей столице Конфедерации — есть целый проспект монументов. Президент Джефферсон Дэвис, генерал Джексон, генерал Ли. Правда, в 1996 году они оказались в необычной компании. Здесь поставили памятник именитому чернокожему теннисисту Артуру Эшу.

Но такая попытка примирения явно не сработала. И на исторические тут конфедератские памятники изваяния из бронзы и бетона по-прежнему смотрят: одни — с гордостью, а другие — с крайней неприязнью.

"Каждый раз, когда я прохожу по проспекту с этими памятниками, меня это ранит. И так же будущие поколения будут получать тысячи этих порезов. Потому что они знают, что символизируют эти памятники. И что значит убрать их. Есть такой тезис, что все историческое священно. Но все эти памятники играют определенную роль в обществе. Я сама за сохранение исторического наследия, но конец этих памятников — тоже часть истории, которую мы пишем сейчас", — считает Ана Эдвардс.

"Те люди, которые хотят снести памятники, написали большой список, что еще надо снести: другие изваяния, переименовать десятки улиц, зданий и организаций в Новом Орлеане. Например, больницу Туро. Потому что Джудо Туро был рабовладельцем. Но ведь он был богатым еврейским филантропом, который дал огромное количество денег, чтобы помогать людям в городе. Прошлым летом одна из групп заявила, что хочет снести памятник Эндрю Джексону — это вообще легендарная личность для города, он спас нас от британского вторжения. Он был президентом США", — возмущен Пьер Макгроу.

К слову, первый президент Америки Джордж Вашингтон тоже был рабовладельцем: первых десятерых невольников он получил, когда ему было 11 лет в наследство от отца. Но на его священную фигуру пока не покушаются.

Спустя полтора века после поражения в Гражданской, характерные южане, рассчитывают на победу в войне с их памятниками. Но как и в тех далеких сражениях, их силы количественно уступают. Вслед за Новым Орлеаном монументы героям Конфедерации уже снесли в Сент-Луисе и Орландо.

Раньше мы наблюдали битву с историческими монументами в городах Украины и Польши. Теперь это явление перекинулось на США.

Там валят статуи конфедератам - героям Юга в ходе гражданской войны в Америке. Уже пал главнокомандующий армии Конфедерации генерал Роберт Ли, а вслед за ним отправилась и статуя президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса.

Интересно, что процесс прямо противоположен тому, что идёт в России. Если мы идём по пути принятия нашей истории, примирения сторон в великой русской революции с внутренним пониманием, что все наши, то Америка словно не довоевала в Гражданскую и актуализирует старый конфликт.

Мы не рушим памятники, наоборот, ставим новые, чтобы восстановить исторический баланс. В США политкорректность работает иначе.

Памятник герою Гражданской войны в США генералу Борегарду, который сражался на стороне проигравшего Юга, в Новом Орлеане специально сносили глубокой ночью под усиленной охраной полиции. На лицах рабочих - маски, на грузовиках закрыты номера, чтобы никто не выследил, ведь подрядчикам угрожали.

В Новом Орлеане - мировой столице джаза и архитектурной жемчужине американского Юга - за месяц снесли сразу четыре монумента. Все, что осталось от памятника генералу Пьеру Борегарду, герою Южан, - постамент и оголенная кирпичная кладка. Местные власти пообещали, что посоветуются с жителями и быстро решат судьбу подобных мемориалов. Но пока к обсуждению, что строить на месте четырех сломанных монументов, даже не приступали.

Исчез первый и единственный президент Конфедерации южных штатов Джефферсон Дэвис, нет больше героя южан генерала Роберта Ли, осталась одна безымянная колонна, на которую теперь недоуменно бросают взгляды иные пассажиры старинных трамвайчиков. Кто-то предложил водрузить на нее большой американский флаг: тривиально, зато беспроигрышно. Демонтировали также мемориал «Битвы за свободу».

Ана Эдвардс, один из лидеров движения за демонтаж памятников, говорит, что этого недостаточно.

Активисты требуют убрать подобные монументы во всех штатах, где они стоят.

«Такие памятники символизируют наследие расизма и рабовладения. Настал тот момент, когда пора попрощаться с той главой нашей истории, когда поддерживалась идея превосходства белой расы как социальной основы. Эти памятники поставили уже после Гражданской войны, возможно, частично в честь ветеранов, солдат. И многие так и думают. Но в действительности это символы того общества, которое могло бы быть, если бы южане победили», - считает Эдвардс.

Гражданская война между северными штатами и отколовшейся Конфедерацией южных штатов началась в 1861 году. Она длилась четыре года и стала самой кровопролитной за всю историю Америки: 620 тысяч убитых.

Противоречия между промышленно развитым Севером с наемными работниками и сельскохозяйственным югом, где на плантациях трудились чернокожие рабы, копились годами. И диаметрально противоположный взгляд янки - то есть северян и джонни, как называли южан, - на рабовладение стал одной из главных причин распада страны.

Активистка движения за снос памятников героям Конфедерации Бетси Смис уже посвятила в американскую историю расизма своего 5-летнего сына.
Движение против колонн, скульптур и барельефов южан и красного флага активизировалось в июне 2015 года, после того как 21-летний белокожий Дилан Руф ворвался в афроамериканскую церковь в Южной Каролине и расстрелял 9 человек.

В Интернете нашли снимки, на которых до этой бойни преступник позировал с главным символом Конфедерации. По решению властей в нескольких штатах эти флаги убрали с правительственных зданий.

С памятниками сложнее, но когда городские власти медлят со сносом, в дело вступают вандалы. В ход идут краска или кувалда. Но война с памятниками, как и Гражданская, оказалась затяжной и обернулась мобилизацией тех, кто не согласен с такой трактовкой истории.

В Техасе и Пенсильвании на защиту памятников героям Конфедерации встали вооруженные до зубов протестующие. Лозунги о недопустимости переписывать историю подкрепили кольтами и полуавтоматическими винтовками. Пока удается митинговать без единого выстрела.

В Шарлотсвилле акцию протеста провели ультраправые сторонники Ku Klux Klan - с белыми колпаками на головах. У одного протестующего, но на затылке все написано: «День независимости США». Таким образом он демонстрировал всем флаг Конфедерации.

Но основу сопротивления составляют умеренные консерваторы. Один из штабов - в Новом Орлеане. Уже 30 лет члены этой общественной организации собирают пожертвования и заботятся о сохранении десятков монументов. Здесь и представить не могли, что когда-нибудь придется в прямом смысле спасать городской архитектурный облик, который исчезает на глазах.

«Это варварство, - уверен Пьер Макгроу, глава комитета защиты памятников Конфедерации Нового Орлеана. - Кто еще в мире так делает? Разве что ИГИЛ* сносит памятники. В Новом Орлеане огромное количество мест, где можно поставить новые монументы, чтобы рассказывать нашу дальнейшую историю. Рабовладение - это плохо, никто не спорит, но то были другие времена. Судить по сегодняшним меркам о том, что было два века назад, и попытки переписать историю - безумие».

Активисты запустили кампанию за возвращение четырех снесенных монументов на свои исторические места. За пару месяцев собрали 5 тысяч подписей, нужно еще столько же, чтобы вопрос был вынесен на референдум.

«Многие жители беспокоятся, что власти начнут переименовывать все улицы, по поводу двух уже проголосовали. Но так можно весь город перелопатить. Переименовать все улицы, потом взяться за города, районы. Как далеко это зайдет? Что неприемлемо - отправлять эти памятники в музеи, посвященные рабству, чтобы показать, насколько это плохо. Потому что генерал Роберт Ли называл рабство дьявольской вещью, Джефферсон Дэвис усыновил чернокожего ребенка во время войны, так что он не был таким исчадием ада, каким его пытаются представить», - пояснил Чарльз Марсала, организатор движения «Сохраним наследие Нового Орлеана».

Как никогда шаткими вдруг стали основания сохранять памятники и в штате Виргиния - оплоте южан. В Ричмонде - бывшей столице Конфедерации - есть целый проспект монументов. Президент Джефферсон Дэвис, генерал Джексон, генерал Ли. Правда, в 1996 году они оказались в необычной компании. Здесь поставили памятник именитому чернокожему теннисисту Артуру Эшу.

Но такая попытка примирения явно не сработала. И на исторические тут конфедератские памятники изваяния из бронзы и бетона по-прежнему смотрят: одни - с гордостью, а другие - с крайней неприязнью.

«Каждый раз, когда я прохожу по проспекту с этими памятниками, меня это ранит. И так же будущие поколения будут получать тысячи этих порезов. Потому что они знают, что символизируют эти памятники. И что значит убрать их. Есть такой тезис, что все историческое священно. Но все эти памятники играют определенную роль в обществе. Я сама за сохранение исторического наследия, но конец этих памятников - тоже часть истории, которую мы пишем сейчас», - считает Ана Эдвардс.

«Те люди, которые хотят снести памятники, написали большой список, что еще надо снести: другие изваяния, переименовать десятки улиц, зданий и организаций в Новом Орлеане. Например, больницу Туро. Потому что Джудо Туро был рабовладельцем. Но ведь он был богатым еврейским филантропом, который дал огромное количество денег, чтобы помогать людям в городе. Прошлым летом одна из групп заявила, что хочет снести памятник Эндрю Джексону - это вообще легендарная личность для города, он спас нас от британского вторжения. Он был президентом США», - возмущен Пьер Макгроу.

К слову, первый президент Америки Джордж Вашингтон тоже был рабовладельцем: первых десятерых невольников он получил, когда ему было 11 лет в наследство от отца. Но на его священную фигуру пока не покушаются.

Спустя полтора века после поражения в Гражданской, характерные южане, рассчитывают на победу в войне с их памятниками. Но как и в тех далеких сражениях, их силы количественно уступают.

Вслед за Новым Орлеаном монументы героям Конфедерации уже снесли в Сент-Луисе и Орландо.

Дмитрий Киселёв, Александр Христенко

*Запрещенная в России террористическая организация

Подпишитесь на нас

В Соединенных Штатах закипели нешуточные страсти. Призраки Гражданской войны 150-летней давности неожиданно встали в полный рост. В городе Шарлотсвилле попытка сноса памятника командующему армией Конфедерации генералу Роберту Эдварду Ли обернулась кровавыми столкновениями с человеческими жертвами.

«Воин-герой!» — кричат одни. «Расист и негодяй»! — кричат другие. А ведь еще недавно примирение Севера и Юга Америки после Гражданской войны некоторые предлагали в качестве примера для прекращения столетней вражды красных и белых в России.

Так почему вдруг взорвалась Америка? И кем на самом деле был генерал Ли?

Роберт Эдвард Ли: история «воинствующего рабовладельца»

Потомок первых английских иммигрантов, прибывших в Америку еще в 1639 году, Роберт Ли не мечтал о карьере военного. Поступление в академию Вест-Пойнт он считал главной ошибкой в своей жизни.

Во время службы в инженерном корпусе Ли занимался расчисткой русла Миссисипи, строительством фортов и других укреплений. Он отличился во время Мексиканской войны, продемонстрировав талант командира и личное мужество. Однако сослуживцы говорили, что по натуре офицер скорее миротворец, нежели воитель.

Генерал, считающийся символом воинствующих рабовладельцев, многие годы содержал большую семью на скромное государственное жалование, а рабами обзавелся, получив наследство в возрасте 50 лет.

В начале Гражданской войны Роберт Ли, носивший погоны подполковника, уволился из федеральной армии, став генерал-майором и командующим вооружёнными силами родной Вирджинии.

Уступая северянам в численности и подготовленности войск, он наносил им поражение за поражением. Имя генерала Ли превратилось в ночной кошмар для северян.

Роберт Эдвард Ли, 1864 г. Фото: Public Domain

Горькая чаша поражения

Главный миф Гражданской войны в США заключается в том, что это была война против рабства. На деле Авраам Линкольн в начале конфликта заявлял: «Моя главнейшая задача в этой борьбе — спасти Союз, а не спасти или уничтожить рабство. Если бы я мог спасти Союз, не освобождая ни одного раба, я бы сделал это, и если бы мне для его спасения пришлось освободить всех рабов, я бы тоже сделал это».

Командующий армией Севера генерал Улисс Грант был рабовладельцем. Его рабы получили свободу только после вступления в силу поправки в Конституцию, отменяющей рабство, в 1865 году. На вопрос, почему он не освободил рабов сам, Грант отвечал: «Добрую помощь в хозяйстве в наши дни трудно найти». В то же время Роберт Эдвард Ли, который не был ни крупным плантатором, ни знаменитым рабовладельцем, дал вольную всем своим рабам, доставшимся ему по наследству, еще перед началом конфликта.

Генералу Ли пришлось испить чашу поражения до конца. 9 апреля 1865 года его Северовирджинская армия капитулировала перед войсками Гранта, что фактически положило конец войне.

Роберт Эдвард Ли оказался в списках тех 14 деятелей Конфедерации, которым не были дарованы амнистия и прощение. Последние годы жизни он проработал преподавателем и директором университета Вашингтона в Вирджинии. Он умер 12 октября 1870 года в возрасте 63 лет.

Примирение для белых

Для южан генерал Ли еще при жизни превратился в символ стойкого борца, который до коцна бьется за безнадежное дело, сохраняя честь.

Первые монументы в честь генерала Ли на юге США стали возводить еще в 1880-х годах. В 1889 году день рождения генерала стал официальным праздником в Вирджинии. Открытие еще одного памятника в Ричмонде в 1890 году собрало около 100 тысяч человек.

В Вашингтоне довольно быстро поняли, что бороться с культом Конфедерации и ее лидеров, который стал массовым в южных штатах США, дело не только бессмысленное, но и опасное.

Потому к началу XX века сложилась линия, согласно которой уважительное отношение к солдатам и генералам армии Юга стало нормой.

Линия на примирение продолжалась долгие десятилетия. Две белых Америки постарались простить друг другу старые обиды, постепенно превращая старые раны в народный фольклор.

Но из этого процесса выпали афроамериканцы, которые, получив личную свободу, по сути, не получили равных гражданских прав.

Потому в 1960-1970-х годах для чернокожих радикалов памятники генералам и политикам Юга стали мишенью для нападок.

«Генералопад»

По совести говоря, у афроамериканцев претензий к Джорджу Вашингтону и Аврааму Линкольну не меньше, чем к генералу Ли. Но замахиваться на них позволяют себе разве что самые дерзкие чернокожие стендап-комики. А вот «южан-рабовладельцев» атаковать можно.

В 1970-х памятники устояли. А вот в последние годы в Америке начался форменный «генералопад».

В одном только Новом Орлеане «под нож» пошли памятники Роберту Ли, президенту Конфедеративных Соединенных Штатов Джефферсону Дэвису, генералу Пьеру Борегару .

Памятник Роберту Ли, вокруг которого закипели страсти в Шарлоттсвилле, стоит с 1924 года. Но теперь добрались и до него. Потому что он «является символом расизма и искажает историю».

Это не мнение рядовых активистов. Мэр Нового Орлеана Митч Ладрие назвал памятники в честь деятелей Конфедерации «неверным изображением прошлого, оскорблением настоящему и плохим посланием в будущее».

В США развернулась и кампания за запрет флага Конфедерации. Знамя провинилось тем, что под ним любят собираться правые радикалы с неофашистскими взглядами.

Опасные игры

Главное отличие нынешней кампании в том, что ее возглавили видные представители Демократической партии, которые таким образом решили мобилизовать «черную Америку» на борьбу с консервативным электоратом Республиканской партии в целом и сторонниками Дональда Трампа в частности.

Снос памятников, как уже говорилось, приветствуют мэры, конгрессмены и губернаторы. Те, кто выходит на протест против таких действий, немедленно объявляются расистами и фашистами.

Говорить о том, что сплочению нации раскапывание скелетов 150-летней давности не способствует, нет смысла.

Но хуже другое. Те, кто играет в подобные игры, кажется, не отдают себе отчета, что ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.

Не пытайтесь это повторить!

Миф о «расисте и рабовладельце» Роберте Эдварде Ли никоим образом не соответствует исторической правде. Но ведь завтра борцы против расизма могут добраться и до отцов-основателей Соединенных Штатов, и что тогда? Развенчивание культа личности Авраама Линкольна? Покаяние в преступлениях Джорджа Вашингтона?

В суровом 1917 году революционные матросы в России крушили памятники царям, считая их кровопийцами, загубившими бессчетное число жизней. И ведь правда в этом есть — Российская империя строилась дорогой ценой, платили которую вовсе не члены семьи Романовых. Большевики, однако, сумели вовремя остановиться, поняв, что бесконечная война с собственной историей счастья в будущем не принесет.

Коллективное безумие Украины давно уже не удивляет. Но массовое помешательство Америки — это по-настоящему опасно. Если «маяк свободы» перестает понимать, что в его собственной истории хорошо, а что плохо, он уже не может служить ориентиром для кого бы то ни было. А если и остается примером, то только примером того, чего ни в коем случае не нужно повторять у себя.


  • © Reuters / Alejandro Alvarez/News2Share

  • © Reuters / Joshua Roberts

  • © Reuters / Joshua Roberts

  • © Reuters / Joshua Roberts

  • © Reuters / Joshua Roberts

  • ©