Ответить на этот вопрос можно лишь, углубившись в историю. А, если быть конкретнее, то в начало новой эры. Именно с этих пор мы имеем хоть какую-то информацию о таинственных варяжских племенах.

Кого славяне называли варягами? Людей германского происхождения, которые проживали в Европе. Они служили византийским императорам. А с седьмого века начинаются активные походы варяжских племен на земли восточных славян . Вообще, варяги считались лучшими воинами в то время. Кроме того, они занимались торговлей. Славяне называли варягами норманнов, или викингов. Эти племена проживали в Скандинавии, Западной Европе в восьмом-одиннадцатом веках. Кроме того, их можно было встретить на берегах Балтийского моря и даже Средиземного.

Как называли землю славян варяги? Гардарики. Если переводить это название дословно, то получится «страна городов». Это название получило широкое распространение в эпоху Средневековья (особенно в конце двенадцатого века). А Великий Новгород считался столицей Гардарики. Изначально Русь варяги называли Гардар (в десятом веке).

Правда ли то, что варяги создали государство у восточных славян?

На это счет существует много мнений и гипотез. Одной из самых известных является норманнская теория. Если верить ей, то пришедшие к славянам варяги окультурили эти дикие племена, сумели создать государство на их территории, установить определенный порядок. Но такое мнение вызывает абсолютное негодование у оппонентов. Последние же считают, что варяги стали лишь правящей верхушкой над восточнославянскими народами. Ведь государство невозможно создать за один месяц или год. Для этого необходимы десятки лет, постепенное накопление предпосылок. Таковыми у восточных славян стали племенные союзы, образованные в восьмом веке.

Антинорманнская теория, ставшая оппонентом норманнской, была предложена великим русским ученым Михаилом Ломоносовым. Она стала своеобразной реакцией на преувеличение заслуг варяг в жизни восточных славян. Однако она вовсе отрицает какое-либо участие варяг в становлении Киевской Руси. А нам доподлинно известно, что варяги имели место быть.

То есть норманнская гипотеза гласит:

  • Варяги сформировали на территории восточных славян государство (Древнерусское государство, или Киевская Русь). Последние просто не могли сделать этого самостоятельно.
  • Варяги способствовали формированию культуры у восточных славян, которые до этого ее фактически не имели.

Сегодня общепринято, что данная теория не имеет права на жизнь. Ведь у восточнославянских племен к девятому веку уже были свои социально-экономические и политические образования. Тогда какая теория правдива? Наверное, во всем нужно искать золотую середину. У каждой из гипотез есть «своя правда». Роль варягов в судьбе древнерусской цивилизации, конечно, не стоит преувеличивать. Но и преуменьшать не нужно.

Приход варягов на Русь

Когда появились варяги на землях, заселенных восточными славянами? Это произошло приблизительно в девятом веке или даже раньше. Причиной их появления стала торговля с Византией. А, как известно, через славянские территории проходил легендарный путь «из варяг в греки».

Обратимся к летописи Нестора «Повесть временных лет». Согласно ей, на Русь пришли три брата: Рюрик , Синеус и Трувор. А варягами считали скандинавских воинов (викингов), которые были наемными, то есть служили другим. Но есть и другое мнение на этот счет: варяги – это славяне, которые проживали на южном берегу Балтийского моря. Этих славян еще называли полабами и поморянами.

До того, как появилось Древнерусское государство, славяне, жившие в северных регионах, платили варягам дань. А в 859 году первым все это надоело. Варяги были изгнаны. Славяне для защиты от варягов построили на севере Новый город, который стал называться Новгородом. Располагался он неподалеку от озера Ильмень. Именно там и начал княжить Рюрик со второй половины девятого века. Все это запустило цепную реакцию: в Новгороде начались междоусобицы. Поэтому славяно-финские племена послали за князьями-варягами. Тогда пришли варяги, и Рюрик стал править в Новгороде. Именно он был основателем династии Рюриковичей, которая семь сотен лет была у престола.

Варягам было выгодно прийти на Русь. Она уже была достаточно прославленной и богатой. Поэтому вся сложившаяся ситуация сыграла им на руку. Таково мнение знаменитого историка Рыбакова.

Точка зрения, что варяги пришли на службу к восточным славянам, также является спорным вопросом. Ведь династия варягов, напротив, стала главенствующей в образованном государстве. Но, с другой стороны, в 943 году князь Игорь нанял варягов как воинов. Также пользовался их услугами Владимир Святославович. Он стал править в Киеве именно с помощью варяжской дружины.

В заключение

Варяги и восточные славяне, таким образом, находились в очень тесном контакте в седьмой-десятый века. Остается доказанным тот факт, что первые князья в Киевской Руси имели варяжские корни. Но то, что они сотворили из ничего государство восточных славян, является полным абсурдом. Кто-то думает, что варяги были высокоразвитым племенем. Но это совсем не так. В Скандинавии царила бедность, там было мало городов. Есть данные, что варяги отставали от славян на сотню лет.

Но не будем отрицать, что в этногенезе восточных славян достаточно часто упоминается о варягах. Только все время меняется их роль: купцы, наемные дружинники-воины, правящая династия, создатели государства...

Призвание варягов.Влияние норманнов на развитие русской цивилизации.


С начала 9 века, с конца царствования Карла Великого, по берегам Западной Европы начинают рыскать вооружённые шайки пиратов из Скандинавии. Так как эти пираты выходили преимущественно из Дании, то они стали известны на Западе под именем данов. Около этого же времени и на речных путях нашей равнины стали появляться заморские пришельцы с Балтийского моря, получившие здесь название варягов.

Варяги

В 10 и 11 веках эти варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову наших князей, набиравших из них свои военные дружины. Но присутствие варягов на Руси становится гораздо раньше 10 века. Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины 9 века. Киевское предание 11 столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавший собою туземцев. Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились вследствие усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев даже был основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград.

Время появления варяг

Смутное воспоминание нашей летописи как будто отодвигает появление варягов на Руси ещё в первую половину 9 века. Встречаем иноземное известие, из которого видим, что действительно варяги, или те, кого так звали у нас в 11 веке, стали известны Восточной Европе ещё в первой половине 9 века, задолго до того времени, к которому наша Начальная летопись приурочивает появление Рюрика в Новгороде. Упомянутые послы от народа Руси, не хотевшие из Константинополя возвратиться домой прежней дорогой, отправлены были в 839 году с византийским посольством к германскому императору Людовику Благочестивому и там по расследовании дела, по удостоверении их личности, оказались свеонами, шведами, то есть варягами, к которым наша Повесть причисляет и шведов. Вслед за этим свидетельством западной хроники идут навстречу тёмному преданию нашей летописи с византийского и арабского Востока известия о том, что уже в первой половине 9 века там хорошо знали Русь по торговым делам с нею и по её нападениям на северные и южные берега Чёрного моря.

Образцовые критические исследования академика Васильевского о житиях святых Георгия Амастридского и Стефана Сурожского выяснили этот важный в нашей истории факт. В первом из этих житий, написанном до 842 года, автор рассказывает, как Русь, народ, который “все знают”, начав опустошение южного черноморского берега от Пропонтиды, напала на Амастриду. Во втором житии читаем, что по прошествии немногих лет от смерти Святого Стефана, скончавшегося в исходе 8 века, большая русская рать с сильным князем Бравлином, пленив страну от Корсуня до Керчи, после десятидневного боя взяла Сурож (Судак в Крыму).

Другие известия ставят эту Русь первой половины 9 века в прямую связь с заморскими пришельцами, которых наша летопись помнит среди своих славян во второй половине того же века. Русь Вертинской хроники, оказавшаяся шведами, посольствовала в Константинополе от имени своего царя хакана, всего вероятнее хозарского кагана, которому тогда подвластно было днепровское славянство, и не хотела возвращаться на родину ближайшей Дорогой по причине опасностей от варварских народов – намёк на кочевников днепровских степей. Араб Хордадбе даже считает “русских” купцов, которых он встречал в Багдаде, прямо славянами, приходящими из отдалённейших концов страны славян.

Наконец, патриарх Фотий называет Русью нападавших при нём на Царьград, а по нашей летописи это нападение было произведено киевскими варягами Аскольда и Дира. Как видно, в одно время с набегами данов на Западе их родичи варяги не только людно рассыпались по большим городам греко-варяжского пути Восточной Европы, но и так уже освоились с Чёрным морем и его берегами, что оно стало зваться Русским и, по свидетельству арабов, никто, кроме Руси, по нему не плавал в начале 10 века.

Происхождение варягов

Балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южнобалтийского побережья или нынешней южной России, как думают некоторые учёные. Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому (Балтийскому) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы. Название это, по мнению некоторых ученых, есть славяно-русская форма скандинавского слова «vaering» или «varing», значение которого недостаточно выяснено. Византийцы 11 века знали под именем норманнов, служивших наёмными телохранителями у византийского императора.

В начале 11 века немцы, участвовавшие в походе польского короля Болеслава на князя русского Ярослава в 1018 году, приглядевшись к населению Киевской земли, рассказывали потом епископу мерзебургскому Титмару, дописывавшему тогда свою хронику, что в Киевской земле несметное множество народа, состоящего преимущественно из беглых рабов и “проворных данов”. Немцы едва ли могли смешать своих соплеменников скандинавов с балтийскими, славянами. В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь.

Скандинавские саги, восходящие иногда к очень древнему времени, рассказывают о таких же походах в страну Гардарик, как называют они Русь, то есть в “царство городов”. Самое это название, так мало идущее к деревенской Руси, показывает, что варяжские пришельцы держались преимущественно в больших торговых городах Руси. Наконец, имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаем и в скандинавских сагах: Рюрик в форме «Hrorek», Трувор – «Thorvardr», Олег по древнекиевскому выговору на «о» – «Helgi», Ольга – «Helga», Игорь – «Ingvarr, Оскольд – «Hoskuldr», Дир – «Dyri» и тому подобное. Что касается до Руси, то арабские и византийские писатели 10 века отличают её как особое племя от славян, над которыми она господствовала, и Константин Багрянородный в перечне днепровских порогов отчётливо различает славянские и русские их названия как слова, принадлежащие совсем особым языкам.

Образование военно-промышленного класса в городах

Эти варяги-скандинавы и вошли в состав военно-промышленного класса, который стал складываться в 9 веке по большим торговым городам Руси под влиянием внешних опасностей. Варяги являлись к нам с иными целями и с иной физиономией, не с той, какую носили даны на Западе, там дан – пират, береговой разбойник. На Руси варяг – преимущественно вооружённый купец, идущий на Русь, чтобы пробраться далее в богатую Византию, там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и пограбить богатого грека, если представится к тому случай. На такой характер наших варягов указывают следы в языке и в древнем предании.

В областном русском лексиконе варяг – разносчик, мелочной торговец, варяжить – заниматься мелочным торгом. Любопытно, что, когда неторговому вооружённому варягу нужно было скрыть свою личность, он прикидывался купцом, идущим из Руси или на Русь: это была личина, внушавшая наибольшее доверие, наиболее привычная, к которой все пригляделись. Известно, чем обманул Олег своих земляков Аскольда и Дира, чтобы выманить их из Киева. Он послал сказать им: “я купец, идем мы в Грецию от Олега и княжича Игоря: придите к нам, землякам своим”.

Превосходная скандинавская сага о Святом Олафе, полная исторических черт, рассказывает, как этот скандинавский герой, долго и усердно служивший русскому конунгу Вальдамару, то есть Святому Владимиру, возвращаясь с дружиной на кораблях домой, был занесён бурею в Померанию, во владения вдовствующей княгини Гейры Буриславны и, не желая открывать своё звание, выдал себя за купца гардского, то есть русского. Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждавшийся в них, класс вооружённых купцов, и входили в его состав, вступая в торговое товарищество с туземцами или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей, то есть конвоировать русские торговые караваны.

Города и окрестное население

Как скоро из туземных и пришлых элементов образовался такой класс в больших торговых городах и они превратились в вооружённые пункты, должно было измениться и их отношение к окрестному населению. Когда стало колебаться хозарское иго, эти города у племён, плативших дань хозарам, сделались независимыми. Повесть временных лет не помнит, как поляне освободились от хозарского ига. Она рассказывает, что Аскольд и Дир, подошедши Днепром к Киеву и узнав, что городок этот платит дань хозарам, остались в нём и, набрав много варягов, начали владеть землёю полян. По-видимому, этим и обозначился конец хозарского владычества в Киеве.

Неизвестно каким образом Киев и другие города управлялись при хозарах; но можно заметить, что, взявши в свои руки защиту торгового движения, они скоро подчинили себе свои торговые округа. Это политическое подчинение торговых районов промышленным центрам, теперь вооружённым, по-видимому, началось ещё до призыва князей, то есть раньше половины 9 века. Повесть о начале Русской земли, рассказывая о первых князьях, вскрывает любопытный факт: за большим городом идёт его округ, целое племя или часть его. Олег, отправившись по смерти Рюрика из Новгорода на юг, взял Смоленск и посадил в нём своего наместника: в силу этого без дальнейшей борьбы смоленские кривичи стали признавать власть Олега.

Олег занял Киев, и киевские поляне вследствие этого также признавали его власть. Так целые округа являются в зависимости от своих главных городов, и эта зависимость, по-видимому, установилась. помимо и раньше князей. Трудно сказать, как она устанавливалась. Может быть, торговые округа добровольной подчинялись городам, как укрепленным убежищам, под давлением внешней опасности; ещё вероятнее, что при помощи вооружённого класса, скопившегося в торговых городах, последние силой завладевали своими торговыми округами; могло быть в разных местах и то и другое.

Образование городовых областей

Как бы то ни было, в неясных известиях нашей Повести обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины 9 века это – городовая область, то есть торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Эти области и звались по именам городов. Когда образовалось княжество Киевское, вобравшее в себя племена восточных славян, эти древние городовые области – Киевская, Черниговская, Смоленская и другие, прежде независимые, вошли в его состав как его административные округа, послужили готовыми единицами областного деления, установившегося на Руси при первых киевских князьях к половине 11 века.

Древняя Повесть о начале Руси делит восточных славян на несколько племён и довольно точно указывает их размещение. Может быть, области Киевского княжества 10 – 11 веков были политически объединившиеся племена полян, северян и прочих, а не промышленные округа древних торговых городов Руси? Разбор этнографического состава древних городовых областей даёт отрицательный ответ на этот вопрос. Если бы эти области имели племенное происхождение, сложились из племенных связей, без участия экономических интересов, каждое племя образовало бы особую область или, иначе говоря, каждая область составилась бы из одного племени. Но этого не было на деле: не было ни одной области, которая бы состояла только из одного и притом цельного племени.

Большинство областей составилось из разных племён или их частей, в иных областях к одному цельному племени примкнули разорванные части других племён. Так, Новгородская область состояла из славян ильменских с ветвью кривичей, центром которой был городок Изборск. В состав Черниговской области вошла северная половина северян с частью радимичей и с целым племенем вятичей, а Переяславскую область составила южная половина северян. Киевская область состояла из всех полян, почти всех древлян и южной части дреговичей с городом Туровом на Припяти. Северная часть дреговичей с городом Минском оторвана была западной ветвью кривичей и вошла в состав Полоцкой области. Смоленская область составилась из восточной части кривичей со смежной частью радимичей. Таким образом, Древнее племенное деление не совпадало с городовым, или областным, образовавшимся к половине 11 века. Значит, не размещением племён очертились пределы городовых областей.

По племенному составу этих областей нетрудно заметить, какая сила стягивала их. Если среди племени возникало два больших города, оно разрывалось на две области (кривичи, северяне). Если среди племени не оказывалось и одного такого города, оно не образовывало и особой области, а входило в состав области чужеплеменного города. Замечаем при этом, что появление значительного торгового города среди племени зависело от географического положения последнего: такие города, становившиеся центрами областей, возникали среди населения, жившего па главным речным торговым линиям Днепра, Волхова и Западной Двины. Напротив, племена, удалённые от этих линий, не имели своих значительных торговых городов и потому не составили особых областей, но вошли в состав областей чужеплеменных торговых городов. Так, не видно больших торговых городов у древлян, дреговичей, радимичей и вятичей; не было и особых областей этих племён. Значит, силой, которая стягивала все эти области, были именно торговые города, какие возникали по главным речным путям русской торговли и каких не было среди племён, от них удалённых.

Если мы представим себе восточных славян, как они устроились во второй половине 9 века, и сопоставим это устройство с древним племенным делением их, то найдём на всём пространстве от Ладоги до Киева восемь славянских племён. Четыре из них (дреговичи, радимичи, вятичи и древляне) постепенно, частью уже при первых киевских князьях, а частью ещё до них, вошли в состав чужеплеменных областей, а четыре других племени (славяне ильменские, кривичи, северяне и поляне) образовали шесть самостоятельных городовых областей, из коих ни одна, кроме Переяславской, не имела цельного, одноплеменного состава. Каждая вобрала в себя сверх одного господствующего племени или господствующей части одного племени ещё подчинённые части других племён, не имевших своих больших городов. Это были области Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Черниговская, Переяславская и Киевская.

Итак, большие вооружённые города, ставшие правителями областей, возникли именно среди тех племён, которые принимали наиболее деятельное участие во внешней торговле. Города эти подчинили себе соплеменные им окрестные населения, для которых они прежде служили торговыми средоточиями, и образовали из них политические союзы, области, в состав которых втянули, частью ещё до появления князей киевских, а частью при них, и соседние поселения чужих безгородных племён.

Варяжские княжества

Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. В тех промышленных пунктах, куда с особенной силой приливали вооружённые пришельцы из-за моря, они легко покидали значение торговых товарищей или наемных охранителей торговых путей и превращались во властителей. Во главе этих заморских пришельцев, составлявших военно-промышленные компании, становились вожди, получавшие при таком перевороте значение военных начальников охраняемых ими городов. Такие вожди в скандинавских сагах называются конингами или викингами. Оба этих термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя. Эти слова есть и у других славян, которые заимствовали их у германских племён Средней Европы. В наш язык они перешли от более близких к нам в древности скандинавов, северных германцев. Превращение варягов из союзников во властителей при благоприятных обстоятельствах совершалось довольно просто.

Известен рассказ Начальной летописи о том, как Владимир, одолев киевского брата своего Ярополка в 980 году, утвердился в Киеве с помощью призванных из-за моря варягов. Заморские его соратники, почувствовав свою силу в занятом ими городе, сказали своему наёмщику: “Князь, ведь город-то наш, мы его взяли; так мы хотим брать с горожан окуп – контрибуцию – по две гривны с человека”. Владимир только хитростью сбыл с рук этих назойливых наёмников, выпроводив их в Царьград. Так иные вооружённые города со своими областями при известных обстоятельствах попадали в руки заморских пришельцев и превращались во владения варяжских конингов. Таких варяжских княжеств мы встречаем на Руси несколько в 9 и 10 веках. Так являются во второй половине 9 века на севере княжества Рюрика в Новгороде, Синеусово на Белом озере, Труворочо в Изборске, Аскольдово в Киеве.

В 10 веке становятся известны два других княжества такого же происхождения, Рогволодово в Полоцке и Турово в Турове на Припяти. Наша древняя летопись не помнит времени возникновения двух последних княжеств, самое существование их отмечено в ней лишь мимоходом, кстати. Отсюда можно заключить, что такие княжества появлялись и в других местах Руси, но исчезали бесследно. Подобное явление совершалось в то время и среди славян южнобалтийского побережья, куда также проникали варяги из Скандинавии. Стороннему наблюдателю такие варяжские княжества представлялись делом настоящего завоевания, хотя основатели их варяги являлись обыкновенно без завоевательной цели, искали добычи, а не мест для поселения.

Говорят, «поскреби русского – найдешь татарина». С такой же уверенностью можно сказать: «поскреби русского – найдешь варяга».

Поскреби викинга…

Викинги – не национальность, а призвание. «Люди из бухты» - так переводится это воинственное слово с древненорвежского языка - доставляли немало хлопот цивилизованному миру на рубеже второго тысячелетия. Морские кочевники держали в страхе Европу - от Британских островов до Сицилии. На Руси же во многом благодаря викингам появилась государственность.

Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.

По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России. «Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах.

На Руси скандинавов знали как варягов , русов и колбягов . В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».

Русы

По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Финны до сих пор помнят об этом и называют их ruotsi , а эстонцы – rootsi . Ruothi называют себя шведские саамы. Коми и восточные финно-угорские племена называют уже самих русских - rot’ s , ruts . Это слово и в финских, и в европейских языках восходит к обозначению красного или рыжего цвета.

Говорим «русы», подразумеваем «шведы». В такой форме они упоминаются в документах Византии и европейских государств. «Русские имена» в документах и договорах IX-X веков оказались на поверку скандинавскими. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов.

Для «людей из бухты» русские земли не представляли широкого простора для морских походов. И все-таки богатства восточных миров притянули к себе самых авантюристичных. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям – Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.

Ладога – первый город скандинавов в России. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян. Здесь русы освоили арабскую технологию изготовления денег. Это были глазчатые бусы, первые русские деньги, за которые можно было купить раба или рабыню.

Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племен и нападения на купцов. Спустя век после основания Ладоги о проделках русов узнали в Арабском халифате и Европе. Первыми начали жаловаться хазары. Набеги русов вредили их традиционному ремеслу - с помощью поборов и пошлин «снимать сливки» с торговли между западом и востоком. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Черном море и грозили устроить «бурю в пустыне» арабам.

Варяги

Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.

«Призвание варягов» – яркий пример эффективного менеджмента. Заморский князь уже не служил интересам кланов, племен и родов, проводя независимую политику. Чудь, словене, кривичи и весь смогли «поставить на паузу» постоянные распри и занять варягов делами государственной важности.

Варяги приняли христианство, когда это еще не стало на Руси мейнстримом. Нательные кресты сопровождали погребения воинов еще в IX веке. Если понимать «крещение руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году. После очередного неудачного похода на Царьград, русы, сменив тактику, решили замолить грехи и отправили посольство в Византию с целью принять крещение. Где оказались эти русы потом – неизвестно, однако спустя полвека к ромеям наведывался Хельг, по недоразумению, оказавшийся язычником.

Гардар и Биармланд

В скандинавских сагах Русь называлась Garðar , дословно - «ограда», окраина мира людей, за которой располагались чудовища. Место не самое привлекательное, на любителя. По другой версии этим словом обозначались «гарды» – укрепленные базы викингов в России. В поздних текстах (XIV в.) название было переосмыслено как Garðaríki - «страна городов», что больше отражало реальность.

Городами Гардарики согласно сагам были: Сюрнес, Палтескья, Хольмгард, Кенугард, Ростофа, Сурдалар, Морамар. Не обладая даром провидения, в них можно узнать знакомые нам города Древней Руси: Смоленск (или Чернигов), Полоцк, Новгород, Киев, Ростов, Муром. Смоленск и Чернигов могут поспорить за имя «Сюрнес» вполне законно: недалеко от обоих городов археологи нашли крупнейшие скандинавские поселения.

Арабские писатели знали о русах многое. Они упоминали их главные города - Арсу, Куябу и Салау. К сожалению, поэтичный арабский язык плохо передает названия. Если Куябу можно перевести как «Киев», а Салау как легендарный город «Словенск», то насчет Арсы вообще ничего сказать нельзя. В Арсе убивали всех чужеземцев и ничего не сообщали о своей торговле. Некоторые видят в Арсе Ростов, Русу или Рязань, однако загадка далека от разрешения.

Темная история и с Биармией, которую скандинавские сказания помещали на северо-востоке. Там жили финские племена и загадочные биармы. Они говорили на языке, похожем на финский, и таинственно исчезли в XIII веке, к моменту прихода на эти земли новгородцев. Эти земли по описаниям напоминают Русское Поморье. Скандинавы здесь оставили немного следов: в окрестностях Архангельска нашли лишь вооружения и украшения X-XII веков.

Первые князья

Летописям историки доверяют, но не верят и любят придираться к словам. Смущает «белое пятно» в свидетельствах о первых князьях-варягах. В текстах говорится о том, что Олег и княжил в Новгороде и брал с него дань, что суть противоречие. Это породило версию о «первой столице» Руси под Смоленском, где было крупнейшее скандинавское поселение. В то же время подливают масла в огонь и украинские ученые. Они заявляют, что нашли под Черниговом могилу «варяжского князя».

Имена первых русских князей по документам звучали иначе, чем в «Повести временных лет». Если о Рюрике нет почти никаких известий, то Игорь «по паспорту» был Ингером, Олег и Ольга – Хельгом и Хельгой, а Святослав – Сфендославом. Скандинавами были первые князья Киева – Аскольд и Дир. Именам князей Турова и Полоцка – Туру, Рогнеде и Рогволоду – тоже приписывают скандинавские корни. В XI веке русские правители «ославянились» настолько, что скандинавские княжеские имена были скорее редким исключением.

Судьба варягов

Государство Рюриковичей к X-XII стало очень богатым, и могло позволить себе просто «купить» нужных для службы варягов. Их оставляли в городских гарнизонах и дружине. Нападения викингов на русские города были бы делом бессмысленным. Легче было получить хорошее жалование за службу.

В городах простой народ с варягами часто не ладил – случались стычки. Вскоре ситуация начала выходить из-под контроля и Ярославу Владимировичу пришлось ввести «понятия» - Русскую правду. Так появился первый в истории России правовой документ.

В XII веке завершается эпоха викингов. На Руси упоминания о варягах исчезают из летописей уже к XIII веку, а русы растворяются в славянском русском народе.

Варяги – загадочный народ, который участвовал в формировании Древней Руси. В древнерусских летописях не раз встречаются упоминания о них. Варяжские воины – герои литературных произведений. О происхождении легендарных варягов постоянно идут . Ни в одном историческом источнике мы не встретим точных данных. И, хотя летописи подразумевают достоверность, у ученых существуют разные теории о происхождении этого народа.

Представляем статью С.В. Перевезенцева о варягах, опубликованную на портале “Слово”.

Кто такие Варяги?

С.В. Перевезенцев:

С.В. Перевезенцев

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает имена народов, которые, наряду со славянами, приняли участие в формировании Древнерусского государства, - варяги, русы, чудь, весь, меря. Антропологические исследования показывают, что участвовали в этом процессе и какие-то иранские народы, имена которых нам вроде бы неизвестны.

Этническая принадлежность племен чудь, весь и меря не является тайной - это были финно-угры. А вот этническое происхождение варягов и руси загадочно. И эта загадка приобретает серьезный масштаб при учете того факта, что именно варяги и русы образовали господствующий слой будущей Киевской Руси, а русы дали свое имя складывающемуся государству.

Еще в XVIII веке немецкие ученые, жившие тогда в России - Г.З. Байер, Г. Миллер и Л. Шлёцер - впервые стали утверждать, что русы и варяги, пришедшие к славянам, были германскими племенами, а точнее, шведами, известными в Европе под именем норманнов («северных людей»). Так возникла норманнская теория происхождения русов и варягов, существующая в исторической науке до сих пор. Но тогда же, в XVIII столетии норманнскую теорию решительно опроверг М.В. Ломоносов, считавший русов и варягов балтийскими славянами, жившими ранее в Южной Прибалтике.

Варяги и русы

Вот и продолжаются более трех веков дискуссии о том - кто такие варяги и русы? Но лишь недавно в работах А.Г. Кузьмина появилась теория, объясняющая большинство противоречий, вокруг которых и ведутся более чем трехвековые споры. А.Г. Кузьмин показал, что сами научные споры вокруг происхождения варягов и руси во многом связаны с противоречивыми сообщениями древних русских летописей. В самой «Повести временных лет», как подчеркивает А.Г. Кузьмин, приводится три версии происхождения варягов и две версии происхождения русов. Все эти версии были в разное время внесены в летописный текст, иногда дополняя повествование, иногда противореча ему. Основываясь на глубоком знании источников, А.Г. Кузьмин доказал, что сами вопросы о варягах и о руси надо рассматривать раздельно, ибо и те, и другие принадлежали к разным этносам.

Повесть временных лет

Итак, «Повесть временных лет» приводит три разные версии происхождения варягов. Самое раннее упоминание - о варягах, живущих от земли англов на западе до «предела Симова» на востоке. Земля англов - южная Ютландия, полуостров который нынче принадлежит Дании. Кстати, «англами» на Руси и называли собственно датчан. Что такое «предел Симов» - вопрос более сложный. Ясно, что этот ориентир связан с библейским сюжетом о разделении земель после Всемирного потопа между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Иафетом. Ученые выяснили, что потомками Сима древнерусские летописцы считали волжских булгар. Поэтому «предел Симов» в данном случае - Волжская Булгария.

Иными словами, здесь именем «варяги» обозначается все население, разбросанное по Волго-Балтийскому пути, которое контролировало северо-западную часть этой водной торговой магистрали от Ютландии до Волжской Булгарии. Стоит подчеркнуть особо - в этом свидетельстве летописи о варягах предполагается не этническое, а именно территориальное определение. Помимо ильменских словен и кривичей, в это раннее образование входили финно-угорские племена: меря, весь и чудь.

Чуть ниже летопись уточняет состав племен побережья Балтики, и этот фрагмент является вставкой в летописный текст. Эта вставка дает нам более подробный список племен, живущих у Варяжского (т.е. Балтийского) моря: варяги, свевы (шведы), норманны (норвежцы), готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуезцы и прочие. Иначе говоря, летопись показывает нам - варяги не принадлежали к германским народам, а представляли собой отдельный этнос.

Племена Прибалтики

Другая позднейшая вставка, внесенная в летопись в конце XI в., также перечисляет племена, жившие в Прибалтике: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же - так». Здесь под «варягами» подразумеваются уже разные племена.

Значит, это сообщение летописи подразумевает варягов в более широком смысле и предполагает включение в число «варяжских» народов также и скандинавов. Но летописец при этом старается подчеркнуть, что имеется в виду именно «русь», а не другие народы, отчетливо противопоставляя «русь» - шведам, готам, норманнам-норвежцам и англам (собственно датчанам). Из этого сообщения следует, что в данном случае за обозначением «варяги» могут скрываться разноэтничные племена, в том числе и скандинавы.

Эти три упоминания о происхождении варягов дополняются двумя свидетельствами летописи о взаимоотношениях северо-западного славянского и финно-угорского населения с варягами. Под 859 годом летопись сообщает, что варяги «из заморья» брали дань с племен чуди, мери, а также с ильменских словен и кривичей. Под 862 годом в летописи следует сначала рассказ об изгнании варягов «за море», а затем о том, что союз ильменских словен, кривичей, веси, чуди и мери вновь призвал варягов-русь, которые пришли к ним под главенством и его братьев Синеуса и Трувора. Рюрик, Синеус и Трувор стали у славян и финно-угров княжеским родом и основали города - Новгород, Ладогу, Белоозеро. Интересно, что историки установили: «Сказание о призвании варягов» - это тоже позднейшая вставка, появившаяся в летописи в конце XI в.

Три характеристики варягов

Аскольд и Дир. Варяги

Подводя краткий итог, суммируем все сказанное. В «Повести временных лет» мы встречаем три разные характеристики варягов . Первая : варяги - это правители государственно-территориального образования, возникшего на Волго-Балтийском пути от Ютландии вплоть до Волжской Булгарии. Вторая : варяги - это какой-то отдельный этнос, но не германцы. Третья, самая поздняя : варяги - это разноэтничное определение «западных» народов Прибалтийского региона, в том числе и скандинавов.

Иначе говоря, «Повесть временных лет» последовательно показывает нам, как на протяжении VIII-XI веков значение определения «варяги» менялось в представлении древнерусских летописцев, постоянно наполняясь новым содержанием. Вот какую сложную загадку загадали нам древнерусские книжники!

И более или менее окончательно разгадать эту загадку можно с использованием не только летописного, но и другого - археологического, топонимического, антропологического и этнографического материала. И когда этот материал осмысливается в совокупности, тогда и возникает сложная, но логичная и обоснованная картина этнических процессов в Южно-Балтийском регионе.

Где жили варяги?

«Повесть временных лет» дает прямое указание на то, где жили варяги, - по Южному берегу Балтийского моря, которое в летописи называется Варяжским морем. Четко обозначены западные пределы расселения варягов: «до земли Агнянской и Волошской». Англами в то время называли датчан, а волохами западные славяне именовали итальянцев. На востоке варяги контролировали северо-западную часть Волго-Балтийского пути вплоть до Волжской Булгарии.

Но кем были «варяги» в этническом отношении? Сопоставление летописных сообщений с другими источниками позволили А.Г. Кузьмину показать, что изначально «варяги» русской летописи - это известные еще римским авторам «варины» («вэрины», «вагры», «вары») .

«Варины», или «вэринги», еще в IV в. в числе других племен участвовали во вторжении в Британию. Они входили в группу «ингевонов», племен, которые германцами не были, но зато в этой группе была сильная примесь уральских элементов. Германские средневековые авторы называли варинов «вэрингами» и считали их одним из славянских племен. Франкские авторы - «вэринами», балтийские славяне - «варангами», «ваграми».

В восточнославянской огласовке «вагров» стали называть «варягами». Само этническое название «варяги» совершенно ясное, индоевропейское: «поморяне», «люди, живущие у моря» (от индоевропейского «вар» - вода, море). Варины, как соседнее с собственно франкскими владениями племя, и дали название Балтийскому морю, которое еще и в ХVI веке называлось Варяжским, но только в России и у балтийских славян.

Народ “Варны”

Византийский историк Прокопий Кесарийский приводит интересный рассказ о народе, который он уже в VI в. знал под именем «варны»: «В это время между племенем варнов и теми воинами, которые живут на острове, называемом Бриттия (т.е. Британия. - С.П. ), произошла война и битва по следующей причине. Варны осели на севере от реки Истра и заняли земли, простирающиеся до Северного океана и до реки Рейна, отделяющего их от франков и других племен, которые здесь обосновались. Все те племена, которые жили по ту и другую сторону реки Рейна, имели каждое свое собственное название, а все их племя вместе называлось германцами, получив одно общее наименование…

Повесть временных лет

…Некий муж, по имени Гермегискл, правил варнами. Стараясь всячески укрепить свою королевскую власть, он взял себе в законные жены сестру франкского короля Теодеберта, так как недавно у него умерла его прежняя жена, бывшая матерью одного только сына, которого она и оставила отцу. Имя ему было Радигис. Отец сосватал за него девушку из рода бриттиев, брат которой был тогда королем племен ангилов; в приданое за нее дал большую сумму денег.

Этот Гермегискл, проезжая верхом по какой-то местности со знатнейшими из варнов, увидел на дереве птицу, громко каркавшую. Понял ли он, что говорила птица, или он почувствовал это как-то иначе, как бы там ни было, он, сделав вид, что чудесным образом понял предсказание птицы, сказал присутствующим, что через сорок дней он умрет и что это ему предсказала птица.

Полезный союз

«И вот я, - сказал он, - заботясь уже вперед, чтобы мы могли жить совершенно спокойно в полной безопасности, заключил родство с франками, взяв оттуда теперешнюю мою жену, а сыну своему нашел невесту в стране бриттиев. Теперь же, так как я предполагаю, что очень скоро умру, не имея от этой жены потомства ни мужского, ни женского пола, да и сын мой еще не достиг брачного возраста и еще не женат, слушайте, я сообщу вам мое мнение, и, если оно покажется вам небесполезным, как только наступит конец моей жизни, держитесь его и исполните в добрый час.

Так вот я думаю, что варнам будет более полезным близкий союз и родство с франками, чем с островитянами. Вступить в столкновение с вами бриттии могут только с большим промедлением и трудом, а варнов от франков отделяют только воды реки Рейна. Поэтому, являясь для вас самыми близкими соседями и обладая очень большой силой, они очень легко могут приносить вам и пользу и вред, когда только захотят. И конечно, будут вредить, если им в этом не помешает родство с вами.

Так уж ведется в жизни человеческой, что могущество, превосходящее силу соседей, становится тяжким и наиболее склонным к насилию, так как могущественному соседу легко найти причины для войны с живущими рядом с ним, даже ни в чем не виноватым. При таком положении дел пусть невеста-островитянка моего сына, вызванная для этого сюда, уедет от вас, взяв с собой все деньги, которые она получила от нас, унося их с собой в качестве платы за обиду, как этого требует общий для всех людей закон. А мой сын Радигис пусть в дальнейшем станет мужем своей мачехи, как это разрешает закон наших отцов (описанный здесь обычай не имеет аналогий в обычном праве германских племен. - С.П. )».

Так он сказал. На сороковой день после этого предсказания он захворал и в назначенный срок окончил дни своей жизни. Сын Гермегискла получил у варнов королевскую власть, и согласно с мнением знатнейших лиц из числа этих варваров он выполнил совет покойного и, отказавшись от брака с невестой, женился на мачехе. Когда об этом узнала невеста Радигиса, то, не вынеся такого оскорбления, она возгорела желанием отомстить ему.

Варвары ценят нравственность

Насколько местные варвары ценят нравственность, можно заключить из того, что если у них только зашел разговор о браке, хотя бы самый акт и не совершился, то они считают, что женщина уже потеряла свою честь. Прежде всего, отправив к нему с посольсвтом своих близких, она старалась узнать, чего ради он так оскорбил ее, хотя она не совершила прелюбодеяния и не сделала ничего плохого по отношению к нему. Так как этим путем она не могла ничего добиться, то душа ее обрела мужскую силу и смелость, и она приступила к военным действиям.

Тотчас собрав 400 кораблей и посадив на них бойцов не менее ста тысяч (это, конечно, преувеличение, обычное в сказаниях эпохи военной демократии. - С.П. ), она сама стала во главе этого войска против варнов. С ней шел и один из ее братьев, с тем чтобы устраивать ее дела, не тот, который был королем, но тот, который жил на положении частного человека. Эти островитяне являются самыми сильными из всех нам известных варваров и на бой идут пешими.

Они не только никогда не занимались верховой ездой, но и не имели даже понятия, что такое за животное лошадь, так как на этом острове никогда не видели даже изображения лошади. По-видимому, такого животного никогда не бывало на острове Бриттия (конечно, лошадь здесь знали, и достаточно рано. У славян-вендов она была культовым животным, но сражались северные народы в пешем строю. - С.П. ).

Если же кому-нибудь из них приходится бывать с посольством или по другой какой-либо причине у римлян, или у франков, или у других народов, имеющих коней, и им там по необходимости приходилось ездить на лошадях, то они не могли даже сесть на них, и другие люди, подняв, сажают их на лошадей, а когда они хотят сойти с лошади, вновь, подняв их, ставят на землю. Равно и варны не являются всадниками, и они все тоже пехотинцы… У этих островитян не было и парусов, они всегда плавали на веслах.

Он полагал, что ему предстоит умереть

Когда они переплыли на материк, то девушка, которая стояла во главе их, устроив крепкий лагерь у самого устья Рейна, осталась там с небольшим отрядом, а своему брату со всем остальным войском велела идти на врагов. И варны стали тогда лагерем недалеко от берега океана и устья Рейна. Когда ангилы прибыли сюда со всей поспешностью, то и те и другие вступили друг с другом в рукопашный бой, и варны были жестоко разбиты.

Из них многие были убиты в этом сражении, остальные же вместе с королем обратились в бегство. Ангилы недолгое время преследовали их, как это бывает у пехотинцев, а затем возвратились в лагерь. Девушка сурово приняла вернувшихся к ней и горько упрекала брата, утверждая, что он с войском не сделал ничего порядочного, так как они не привели к ней живым Радигиса. Выбрав из них самых воинственных, она тотчас послала их, приказав им привести к себе живым этого человека, взяв его в плен каким угодно способом.

Они, исполняя ее приказ, обошли все места этой страны, тщательно все обыскивая, пока не нашли скрывающимся в густом лесу Радигиса. Связав его, они доставили его девушке. И вот он предстал перед ее лицом, трепеща и полагая, что ему тотчас же предстоит умереть самой позорной смертью. Но она, сверх ожидания, не велела его убить и не сделала ему никакого зла, но, упрекая его за нанесенное ей оскорбление, спросила его, чего ради, презрев договор, он взял себе на ложе другую жену, хотя его невеста не совершила против него никакого нарушения верности. Он, оправдываясь в своей вине, привел ей в доказательство завещание отца и настояние своих подданных.

Он обратил к ней умоляющие речи, присоединив к ним в свое оправдание многие просьбы, обвиняя во всем необходимость. Он обещал, что, если ей будет угодно, он станет ее мужем и то, что сделано им раньше несправедливого, он исправит своими дальнейшими поступками. Так как девушка согласилась на это, то она освободила Радигиса от оков и дружески отнеслась к нему и ко всем другим. Тогда он тотчас отпустил от себя сестру Теодеберта и женился на бриттийке…»

Варины

Император Карл Великий

В конце VIII или начале IX в. варины еще не были ассимилированы славянами. Во всяком случае, на рубеже этих веков франкский император Карл Великий даровал варинам закон, единый с англами - «Правду англов и вэринов или тюрингов». Но активная экспансия франков и саксов побудила варинов искать новые места поселений.

В VIII в. во Франции появляется Варангевилл (Варяжский город), в Бургундии на реке Роне, в 915 г. возник город Вэрингвик (Варяжская бухта) в Англии, до сих пор сохранилось название Варангерфьорд (Бухта варангов, Варяжский залив) на севере Скандинавии. Саксонская «Северная марка» в конце Х - начале XI века называлась также «Маркой Вэрингов». С VIII - IX вв. имена Варин, Вэрин и Варанг широко распространяются по всей Европе, свидетельствуя также о рассеивании отдельных групп варинов в иноязычной среде.

С середины IX в. варины постепенно ассимилируются пришедшими сюда славянами, и во второй половине IX века здесь возобладал славянский язык. Объединение варинов и славян произошло, очевидно, в рамках общего противостояния славян и других племен южного берега Балтики наступлению франков и саксов.

Основным направлением переселений варинов-варягов стало восточное побережье Балтики. На восток они переселялись вместе с отдельными группами русов, живших по берегам Балтийского моря (на о. Рюген, в Восточной Прибалтике и др.). Отсюда в «Повести временных лет» и возникло двойное именование переселенцев - варяги-русь : «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь». При этом, «Повесть временных лет» специально оговаривает, что русь - это не шведы, не норвежцы и не датчане.

Восточная Европа и варяги

В Восточной Европе варяги появляются в середине IX в. Варяги-русь приходят сначала в северо-западные земли к ильменским словенам, а затем спускаются к Среднему Поднепровью. По сведениям разных источников и по мнению некоторых ученых, во главе варягов-руси, пришедших к ильменским словенам с берегов Южной Балтики, стоял князь Рюрик. Скорее всего, легендарный Рюрик был выходцем из одного из варяжских (вэринских) племен.

В некоторых средневековых генеалогиях Рюрика и его братьев (Сивара и Триара - на западноевропейский манер) считают сыновьями князя славянского племени ободритов Годлава (Готлиба), убитого в 808 году датчанами. В свою очередь генеалогию ободритов средневековые авторы привязывали к венедо-герульской, отражавшей процесс ассимиляции венедов и герулов славянами (смешанные славянские и неславянские имена княжеских родов).

В русской летописи имя Рюрик звучит так, как звучало в кельтской Галлии. Это имя, по всей вероятности, восходит к названию одного из племен кельтов - «руриков», «рауриков», а племенное название, видимо, связано с рекой Рур. Племя это еще на рубеже нашей эры ушло от вторгнувшихся в Галлию войск Юлия Цезаря, и уйти оно могло только на восток. В позднейшее время выходцы с берегов реки Рур тоже получали имена (или прозвища) Рурик. Имена братьев Рюрика тоже находят объяснение в кельтских языках. Имя Синеус, скорее всего, образовано от кельтского слова «sinu» - «старший». Имя Трувор объясняется также из кельтского языка, в котором слово-имя Тревор означает «третий по рождению».

Названия основанных Рюриком в IX в. городов (Ладога, Белое озеро, Новгород) говорят о том, что варяги-русь в это время говорили на славянском языке. Интересно, что главным богом у варягов-руси был Перун. В договоре Руси с Греками 911 г., который заключил Олег Вещий, говорится: «А Олега с мужами его заставляли присягать по закону русскому: клялись оружием своим и Перуном, их богом». Поклонение Перуну было распространено среди разных народов именно Южного побережья Балтики, например, у литвы богом был Перкунас, с аналогичными Перуну функциями.

Славянство варягов

Представление о славянстве варягов и об их выходе с Южно-Балтийского побережья сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси. Оно широко бытовало в Западной Европе, о чем говорят многие памятники. Важное место среди них занимает заключение посла Священной Римской империи С. Герберштейна, посещавшего Россию в 1517 и 1526 годах.

Он сказал, что родиной варягов могла быть только Южно-Балтийская Вагрия, заселенная славянами-вандалами, которые «были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию». «На основании всего этого, - писал Герберштейн, - мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». Как дипломат, Герберштейн побывал во многих западноевропейских странах, в том числе и прибалтийских (в Дании, в Швеции), был знаком с их историей, что и позволило ему установить параллель между Вагрией и Россией, а не между Швецией и Россией.

Предания о Рюрике и его братьях на Южном берегу Балтики сохранялись очень долго - их записывали еще во второй половине XIХ века. Современный историк В.В. Фомин отмечает, что в «Зерцале историческом государей Российских», принадлежавшем руке датчанина Адама Селлия, с 1722 г. проживавшего в России, Рюрик с братьями также выводятся из Вагрии. То, что такого рода предания имели место быть и долгое время бытовали на бывших землях южнобалтийских славян, подтверждает француз Ксавье Мармье, «Северные письма» которого были изданы в 1840 г. в Париже.

Побывав во время своего путешествия в Мекленбурге, расположенном на бывших землях славян-ободритов, Мармье записал местную легенду о том, что у короля ободритов-реригов Годлава было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный, которые, идя на восток, освободили от тирании народ Русии и сели княжить соответственно в Новгороде, Пскове и на Белоозере. Таким образом, еще в первой половине ХIХ в. среди давно уже онемеченного населения Мекленбурга сохранялось предание балто-славянского происхождения о призвании трех братьев-славян на Русь, отстоящее от них ровно на целое тысячелетие.

Жители Южного берега Балтики и Северо-Западная Русь

О давнем и тесном взаимодействии жителей Южного берега Балтики с Северо-Западной Русью свидетельствуют и многочисленные археологические, антропологические, этнографические и лингвистические материалы.

По исследованиям Г.П. Смирновой, в ранних археологических слоях Новгорода заметный компонент составляет керамика, имеющая аналогии на Южном побережье Балтики, в Мекленбурге, что указывает на две большие волны переселений по Волго-Балтийскому пути с Запада на Восток: в конце VIII и в середине IX века. Важные антропологические исследования, проведенные в 1977 г. среди населения Псковского обозерья, показали, что оно относится к западнобалтийскому типу, который «наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики…»

Нумизматический материал также показывает, что самые ранние торговые связи Руси на Балтийском море фиксируются не со Скандинавией, а с Южным побережьем Балтики. Д.К. Зеленин, И.И. Ляпушкин и многие другие археологи и лингвисты указывали на явные языковые и этнографические параллели Северной Руси и Балтийского Поморья. И не случайно в летописи утверждается, что новгородцы происходили «от рода варяжска» - в те времена еще хранились какие-то предания о связи населения Новгорода с южнобалтийскими племенами.

Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Мудрый

А вот при Ярославе Мудром в XI веке в варяжских дружинах в большом числе появляются шведы-скандинавы. Этому способствовало то, что Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерд. Поэтому в начале XI в. на Руси варягами начинают называть и выходцев из Скандинавии. И не случайно вставка в летопись, в которой «варягами» названы и шведы, появилась только в конце XI в.

Кстати, и скандинавские саги свидетельствуют - сами шведы ничего не знали о Киевской Руси до конца X в. Во всяком случае, первый русский князь, ставший героем скандинавского эпоса, - это Владимир Святославич. Но интересно, что в Новгороде шведов варягами не называли вплоть до XIII в.

После смерти Ярослава русские князья перестали набирать наемные дружины из варягов. В результате, само имя «варяги» переосмысливается и постепенно распространяется на всех выходцев с католического Запада.

Интересные факты о варягах и викингах от Правмира:

  • Легендарные варяги были настолько хорошими воинами, что часто становились наемными дружинами у разборчивых византийских императоров.
  • Согласно летописям, корабли варяжского отряда делались только из дуба. Поэтому они долго служили и славились своей прочностью.
  • Для англичан того времени варяги неразрывно были связано с чистоплотностью и аккуратностью: они мылись целый один раз в неделю!
  • Несмотря на то, что походы норманнов славились воинственностью и жестким напором, многие из них торговали. О торговле норманнов существует много летописных свидетельств. Были и те, кто занимается сельским хозяйством.
  • Многие историки отождествляют варягов с… Изобретением лыж! Ведь они традиционно жили в местности с холодным и снежным климатом, поэтому искали подходящее средство передвижения.
  • Теория происхождения Гренландии основана на открытии этого острова викингами. Они занимались не только завоеваниями.
  • Исландия до появления на ней викингов считалась необитаемой.
  • Поселения викингов встречаются даже в Америке, хотя долгое время ученые не могли поверить, что это возможно. Неужели корабли из дуба на это способны?
  • Загадочные варяги соблюдали обычаи и законы Руси, когда работали наемниками на русских землях. И это, несмотря на их воинственный нрав!
  • Во многих исторических источниках указано, что варяги могли жениться (и женились) на славянских, когда находились на русской земле.
  • Слово “викинг” скандинавского происхождения переводится как “пират”.
  • Потомки легендарного Рюрика происходили от варягов.
  • Ярослав побдил Святополка при Любече, благодаря Великому Новгороду, где он нанял варягов своими воинами.
  • Тем не менее, произведение 1072 года “Правда Ярославичей” ничего не говорит об особом отряде варяжских наемников.
  • Ряд историков считает, что роль варягов в становлении Древней Руси преимущественно имеет летописную версию и относится скорее к легендам, чем к реальным историческим фактам.
  • Западноевропейские летописи не имеют ни единого упоминаниях о варягов на территории Руси.
  • Все достоверные источники о загадочном народе на территории Руси, Скандинавии и Византии написаны не ранее, чем в XI веке.
  • В летописи Нестора русские варяги названы славянскими разбойниками. Эту теорию, конечно же, не разделяют норманисты.
  • Восточные славяне именовали Балтийское море “варяжским морем”. А путь известный, как “путь из варяг в греки” проходил по славянским рекам.

Кто такие варяги?

Сегодня ничего неизвестно об этнической принадлежности варягов, как и о местах их расселения. Впервые варяги упоминаются в "Повести временных лет" монаха Нестора. Само это название - варяги - известно только в связи с историей Древней Руси. В других источниках это название совершенно отсутствует. Возможно, по этой причине данные племена, которых русские люди называли варягами, и вызывают столько разных вопросов и толкований на сегодняшний день.

Варяги, по мнению Нестора, проживали на Скандинавском полуострове, из чего следует, что это были викинги. В летописи эта информация подтверждается словами: "В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань… и … в год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани". Повесть временных лет. - // Древнерусская литература. - М., 1996. - С. 21. Слово "заморье" позволяет нам предположить, что территория варягов находилась на северном берегу Балтийского моря, т.е. на территории современной Швеции. С.М. Соловьев вслед за Н.М. Карамзиным отождествляет варягов с викингами - норманнами. А. Мазуров в статье "Образование Древнерусского государства" развивает эту версию и даже считает, что название Русь отнюдь не славянского происхождения, а "… скорее всего пришло с Севера и образовано от названия южного берега Швеции Руслаген". Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1. (История Росси и её ближайших соседей). - М., 1995. - С. 137.

Несколько странную, на наш взгляд, версию мы встретили в современной работе "Киевская Русь", автором которой является Светлана Жук. Приведем её высказывание полностью. "Так или иначе, не подлежит сомнению, что варяги имеют много общего со скандинавами - северными людьми (норманнами или викингами). Название их, по мнению некоторых учёных, - славяно-русская форма скандинавского или германского слова waering, или warang, значение которого недостаточно ясно.

Имена первых русских князей-варягов и их дружинников почти все скандинавского происхождения. Те же имена встречаются и в скандинавских сагах: Рюрик - Hrekr, Трувор - Thorvardr, Олег (по древнекиевскому выговору на "о") - Helgi, женская форма Ольга - Helga, Игорь - Jngvarr, Аскольд - Haskuldr и др.

Как правило, варяги являлись к нам вооруженными купцами, направлявшимися в богатую Византию, чтобы там с выгодой послужить императору, с барышом поторговать, а иногда и поучаствовать в грабежах, если к тому представится случай". Жук С.М. Киевская Русь. - М., 2007. - С. 7. Мы видим здесь явно смешение нескольких версий: норманнской теории и мнения о том, что варяги были наёмными воинами. В дополнение к ним добавлено новое положение о варягах-купцах. Нигде в литературе ничего подобного мы не встретили. Причём сама С.М. Жук никаких серьёзных аргументов в пользу данного положения не приводит. Единственным доказательством служит факт, что Олег и его люди выманили Аскольда и Дира из Киева, назвавшись купцами. Однако это отнюдь не доказывает положения о том, что варяги занимались активно торговлей. К тому же другие исследователи этого не подтверждают. Что касается аргументов в пользу скандинавского происхождения варягов, то они типичны для норманнистов и вызывают очень много вопросов. Юрий Петухов, к которому современные маститые историки относятся довольно скептически, на это возражает: " Изначальное проживание русов в Скандинавии и Северной Европе сказывается и поныне. Современные, предельно германизированные в результате поздней германоязычной экспансии шведский, норвежский, датский языки можно отнести к германской группе языков с очень большой натяжкой (даже в тех словосочетаниях, что постоянно на слуху типа "Svenska bladet", "svensk-rysk ordbok", "historiska museum", мы чётко и ясно и видим и слышим русские (славянские) суффиксы, а отнюдь не германские "шведиш-русиш")". Петухов Ю.Д. Норманны - Русы Севера. - М., 2008. - С. 79. И, если мы внимательно вчитаемся в иностранные слова, приводимые обоими авторами, то поймём, что Ю. Петухов гораздо более прав в своих высказываниях, чем С. Жук. К тому же механическое смешение двух кардинально разных версий само по себе не является новым и исключительно верным взглядом на проблему.

Славянофилы считали, что варяги отнюдь не были скандинавами, они имели славянское происхождение и проживали по соседству с ильменскими словенами. Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1. (История Росси и её ближайших соседей). - М., 1995. - С. 137. В.Н. Дёмин тоже считает, что варяги были соседями северных славянских племен и заселяли южное побережье Балтийского моря. Эти варяжские племена именовались Русью и это название впоследствии перешло на созданное государство восточных славян. Дёмин В. Что такое - Древнерусская литература? - // Хрестоматия по истории России. - / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина - М., 2004. - С. 10. Эту версию поддерживают многие исследователи, в частности современный ученый Н.И. Ходаковский в своей работе "Третий Рим" так же отмечает, что варяги жили к западу от ильменских словен, на южном побережье Балтики. Ходаковский Н.И. Третий Рим. - М., 2002. - С. 9-10.

Вопрос о местах проживания варягов мы рассмотрим чуть позднее. В данной главе нас интересует вопрос об этнической принадлежности этих племен.

Нам известно о варягах в связи с тем, что варяги по свидетельству опять-таки Нестора, уже завоевывали территорию северной Руси, т.е. восточнославянские племена, проживавшие на северорусских территориях, а так же племена чуди и меря. Более того, они были изгнаны объединившимися племенами, а позднее варяжский князь Рюрик был приглашен на княжение в Новгород. Повесть временных лет. - С. 21. Других фактов контакта восточных славян с варягами в каких-либо источниках не зафиксировано. Свидетельства Нестора совершенно не дают основания для отождествления варягов с викингами. Из многочисленных источников нам известно, что племена викингов были очень воинственны, агрессивны и имели прекрасное вооружение. Они совершали грабительские набеги, оставляя после себя только смерть и разрушения. Кровавая бойня была для них нормальным явлением, т.к. с детства каждый из них воспитывался как бесстрашный воин. После опустошительных набегов, которые напоминали смертоносный ураган, они убирались восвояси, нигде не задерживаясь надолго и не устанавливая своих порядков. Главной целью их набегов был грабеж, а не завоевание новых территорий и покорение населения. Подобная черта характерна для племен, находившихся на стадии военной демократии, т.е. в процессе формирования. Для этой стадии развития характерна военная агрессия против соседних народов с единственной целью - наживы. Княжеская власть в этот период переживает процесс своего становления, и власть еще не передается по наследству. Воины в качестве князя выбирают самого сильного и храброго воина, который не раз показывал себя в бою. Из всего этого следует, что о государственном объединении у таких племен говорить ещё слишком рано. Согласно К. Марксу, стадия военной демократии соответствует периоду разложения первобытнообщинного строя.

Управление завоеванными территориями требует от народа-завоевателя, прежде всего, определенного исторического опыта государственности. Вывозимые из завоёванных территорий богатства должны отправляться в государство завоевателей, иначе, зачем ещё нужно покорять другие народы? Однако нам хорошо известно, что государственные образования у викингов начинают формироваться только к XI-XII в. А Нестор описывает события VII - IX вв. Отсюда мы явно видим, что варяги никак не могли быть викингами. К тому же князья у викингов назывались конунгами, а самые бесстрашные воины - берсерками или берсеркерами. Эти названия довольно часто фигурируют в различных европейских источниках применительно к эпохе набегов викингов на Европу - конец X - начало XI вв. Но этих названий мы нигде не встречаем применительно к варягам. Приглашенный в Новгород Рюрик именовался князем, а не конунгом, и никаких берсерков с ним не было.

Опять-таки обратим внимание на период набегов страшных викингов, наводивших ужас на всю Европу. Это период конца X - XI вв. Рюрик же прибыл в Новгород в 862 году, т.е. во второй половине IX века, когда ни о каких викингах в Европе ещё никто ничего не слышал. Можно предположить, что в VIII-IX вв. такого этнического образования как викинги вообще ещё не существовало. Всё это совершенно не позволяет нам отождествлять варягов, с которыми пришлось иметь дело нашим далёким предкам, со скандинавскими викингами. Но кем же тогда были эти загадочные варяги, о которых по сей день не утихают бурные споры?

Л.Н. Гумилев, а вслед за ним и С. Лесной считают, что варяги не были неким этническим образованием, само название - варяги - сборное. Варяги, по их мнению, были наёмными воинами, чьей единственной работой была война. "… В летописи

(Нестора - прим. авт.) речь идет об уплате наёмным варяжским отрядам за службу (и об этом сохранились в исландских сагах данные, что варяги заключали погодные контракты, и имеются даже указания на суммы, уплачиваемые Русью простым воинам варягам, а так же их начальникам). Русь платила жалованье наёмным войскам, которые обеспечивали её мирное существование ("мира деля"), ибо при наличии постоянного войска никто не решался напасть на Русь в расчёте на лёгкую добычу". Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. - М., 2007 - С. 21. Подобная версия содержится и в работе доктора философских наук XIX в. Егора Классена. Классен Е. Древнейшая история славян. Выпуски 1-3. 1854-1861. - Спб.: "Ленинградское издательство", 2011. - С. 121-127.

Однако в работе С. Лесного нет ссылок на используемые им источники, что уже само по себе вызывает сомнения. Кроме того, вполне возможно, что в указанных исландских сагах фигурирует название не варяги, а викинги, которых действительно нанимали на службу европейские правители, о чем существует большое количество сведений. Что же касается русских, т.е. славянских князей, то мы нигде не встретили упоминания о том, что князь Владимир или Ярослав Мудрый, например, держали при себе наёмные войска и платили им за службу.

Во всех учебниках истории подробно расписываются победы первых русских князей. Нет необходимости перечислять все эти блестящие походы Олега, Святослава и других русских правителей. Вряд ли эти победы были бы возможны с наёмными войсками, ведь, как известно, наёмники работают за деньги и рисковать своими жизнями зря не будут. Более того, возможно автор не понял, о какой Руси идет речь. Дело в том, что Русью называли себя не только восточные славяне, но и западные. Например, у Аполлона Кузьмина в его интереснейшей работе "Начало Руси" читаем: "… плотно населенный остров руссов - это не Скандинавия и не Готланд. Ряд подходящих по размерам островов имеется у южного и восточного берегов Балтики". Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. - М.: Вече, 2006. - С. 178. Таким образом, налицо возможное неверное толкование источника. К тому же в летописи Нестора чётко говорится о том, что варяги какое-то время управляли северными русскими землями, а впоследствии были призваны в Новгород так же для управления, т.е. новгородцы приглашали князя в первую очередь как правителя. Но начальники, чья единственная профессия - это война, не могут заниматься хозяйственной и политической жизнью целого народа, расселённого на достаточно обширной территории. Да и сами новгородцы, люди обстоятельные и серьёзные, вряд ли бы захотели, чтобы ими командовали как военным отрядом.

Новгородские земли процветали за счёт развития ремесла и торговли и, конечно же, им необходим был правитель, который будет умело управлять хозяйством народа, защищать его интересы и, если нужно, с оружием в руках.

В те времена князь сам возглавлял свое войско в походах против врагов, что кроме управления давало русским людям ещё и надежную защиту. Рюрик явился в Новгород со своей дружиной, т.к. в те далёкие времена дружина и князь составляли, как бы, единое целое и были связаны личными отношениями, основанными на боевом товариществе. Дружина была лично предана своему князю. Простой воин-наемник не мог иметь собственную дружину (выделено нами). Однако вопрос, с кем пришёл Рюрик на Русь, по сей день вызывает многочисленные споры.

Нестор повествует о том, что Рюрик прибыл вместе со своими братьями: Синеусом и Трувором, которые тоже сели править в городах. Повесть временных лет. - С. 19. При этом летопись не сообщает о том, кто же ещё прибыл вместе с Рюриком.Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев так и передают эту версию.Л.Н. Гумилев считает, что древняя летопись была неправильно переведена, из-за чего исказился и смысл. Он утверждает, что в летописи написано: "Рюрик сине хус трувор". На современном языке это означает: "Рюрик с домом и дружиной". Гумилёв Л.Н. От Руси до России. - М., 2006. - С. 26-27. Таким образом, Рюрик прибыл со своей семьёй и дружиной.

Мы уже отмечали, что в те времена князь и его дружина являлись одним целым. Каждый князь имел свою дружину и ходил с ней в походы. Новгородцы не имели правителя-князя на тот момент, а значит и военной силы тоже не имели, кроме народного ополчения. Но народное ополчение - это непрофессиональное войско, которое нуждается в организации, обучении и управлении со стороны профессиональных воинов. В связи с этим не вызывает сомнения факт прибытия Рюрика в Новгород вместе со своей дружиной. Более того, в последующем никаких сведений о братьях Рюрика нигде не содержится. Первые русские цари именовали себя Рюриковичами, стараясь подчеркнуть свое древнейшее и высокое происхождение. Факт существования двух других династий, равных Рюриковичам, не мог остаться незамеченным. Отсюда мы делаем вывод о том, что Рюрик действительно прибыл в стан ильменских словен со своей семьей и дружиной, и никаких братьев при нем не было. Однако, почему же обстоятельные и серьезные новгородцы послали своих послов за князем именно к варягам? Да по той простой причине, что варяги были русскими племенами, родственными новгородским словенам, и разговаривали с ними на одном, древнерусском, языке. В работе русского исследователя конца XIX - начала XX - го века Александра Красницкого четко указывается на то, что варяги были родственными новгородцам племенами: " Вече согласилось с Гостомыслом. Призвать князей из-за моря, от варягов - россов, решено было окончательно". Красницкий А.И. Варяги (трилогия).Т. 1: В дали веков; Гроза Византии (ч. 1,2): Романы /М.: Мир книги, Литература, 2009. - С. 91. Ни в одном из источников мы не встретили упоминаний о том, что прибывший Рюрик общался со славянами через переводчика. Славяне и варяги свободно общались друг с другом, прекрасно друг друга понимая. Что же касается норманнов или викингов, то их язык был явно не славянский. Современные потомки викингов - это датчане, шведы и норвежцы. Вряд ли мы их поймем без соответствующего перевода. Древний же русский язык современный русский человек в общих чертах понять сможет, учитывая даже то, что большинство из употребляемых тогда слов, давно забыты. Более того, современные русские люди могут без переводчика общаться как с поляками, болгарами, так и с другими потомками древнеславянских племен, т.к. их языки развивались на одной основе. Возможно, викингов и варягов славяне называли одним словом. Т.к. эти два названия созвучны друг с другом. А может быть, слово варяг действительно произошло от слова ворог или враг . Если учесть, что славянам пришлось освобождаться от власти варягов, то, вероятно, какое-то время они действительно считали варягов своими врагами-завоевателями. И отсюда название конкретных завоевателей перекочевало на весь этнос. Названия викинги, как мы уже показали, в VII-IX вв. славяне не знали, поэтому название варяги или враги перенеслось на викингов гораздо позднее, а именно в конце X-XI вв. Именно в этот период времени викинги-скандинавы действительно пытались совершать грабительские походы на северные русские земли и зарекомендовали себя на Руси как злейшие враги. Но походы эти оказались, по всей видимости, достаточно краткосрочными. Очевидно, на это были свои причины.

Прежде всего, викинги проникали на Русь через Белое море, согласно официальной версии, что явно для них было проблематичным из-за погодных условий. Большую часть года северные моря находятся подо льдом, что не позволяло викингам задерживаться надолго и уходить вглубь русских территорий, не смотря на всю привлекательность русских земель. Оставаться длительное время на вражеской территории было крайне опасно. Отсюда и молниеносность грабительских набегов. Кроме того, думается, что в русских землях викинги встретили серьезный военный отпор. Военной мощи русских побаивались даже в Византии, не говоря уже о соседних более мелких государственных образованиях. И русские князья могли дать очень серьезный отпор непрошенным гостям. Очевидно, что мощное военное сопротивление русских, неуступавших по силе, храбрости и вооружению викингам, стало важнейшим фактором, не позволившим викингам совершать грабительские набеги на Русь в течение длительного времени и продвинуться далеко на юг по русским полноводным рекам. Более того, в первые века формирования Древнерусского государства русичи сами частенько совершали грабительские налеты на своих соседей и имели огромный опыт в таких делах. Так что задать хорошую трепку наглым викингам для них большого труда не составляло. Европа же страдала от набегов викингов в течение очень долгого времени, что было для неё настоящим бедствием.

С.М. Жук в работе "Киевская Русь" утверждает: " В 862 г… они (новгородцы - прим. авт.) отправились к варяжскому племени, носившему, по мнению летописца, название "Русь" (подобно тому, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, англами, готами)". Жук С.М. Указ. соч. - С. 9-10. Как видим, автор не просто разделяет шведов и норманнов, относя их к разным варяжским племенам, но и причисляет сюда же и англов, и готов. При этом в работе идёт ссылка на "Повесть временных лет". Но почему-то ни один сколько-нибудь серьёзный исследователь ничего подобного в "Повести" не нашёл. Ссылок на другие источники в работе С. Жук не содержится. Что ещё для нас довольно удивительно относительно указанной работы, так это то, что она отредактирована научным редактором, кандидатом исторических наук, господином Д.А. Ванюковым (выделено нами).

Таким образом, после столкновения с грабителями-викингами, русские автоматически перенесли название варяг-враг на них, что, вероятно, и внесло путаницу в прочтение "Повести временных лет" разными исследователями. Но варяги-викинги X-XI вв. и варяги, с которыми контактировала Русь в VII-IX вв. - не одни и те же племена и народы (выделено нами).

Мы утверждаем, что и варяги VII-IX вв. и ильменские словене являлись русскими племенами и имели общее происхождение, но со временем расселившимися по разным территориям.

В пользу версии о том, что варяги были русскими, высказываются и многие современные исследователи. В частности В.Н. Дёмин, В.Н. Назаров и В.Ф. Аристов в своей замечательной книге "Загадки Русского Междуречья" делают выводы, основанные на глубоком лингвистическом анализе русских имён. "… В различных вариантах стихотворной легенды само имя героя звучит по-разному: например Ягор (Йагор) или даже Ёгор (Йогор). Это наводит на мысль, что первоначально имя Егор могло звучать как Игорь и, следовательно, по своим исходным корням имена Егор и Игорь тождественны, причем последнее имеет исконно русское происхождение, а не является переиначенным скандинавским Гюрги или Ингваром (как на том вот уже более двухсот лет настаивают историки-русофобы и этимологи-норманнисты)". Дёмин В.Н., Назаров В.Н., Аристов В.Ф. Загадки Русского Междуречья. - М.: Вече, 2008. - С. 59. Выше мы уже приводили аргументы норманнистов, основанные так же на якобы лингвистическом анализе всё тех же имён.

В этой же работе мы встречаемся с ещё одной очень интересной версией о происхождении русского народа и правящей династии Рюриковичей от римлян и римского императора Августа Октавиана. "Последний, якобы после разгрома войск Антония и Клеопатры в Египте, направил сводника своего и сподвижника по имени Прус на берега реки Вислы и Балтийского моря, где тот стал властителем, а вверенные ему земли получили название Пруссии. В роду Пруса спустя девять столетий и появился князь Рюрик, который по совету новгородского правителя Гостомысла приглашен царствовать на Русь и положил начало первой великокняжеской династии". Там же - С. 53-54. Мы не будем анализировать эту версию, т.к. это тема уже совершенно другого исследования и выходит за рамки данной работы. Мы ещё вернемся к данной цитате в следующей главе, но в связи с другой проблемой. Здесь же для нас важно подтверждение нашей версии о том, что варяги, пришедшие на Русь, и викинги-норманны - это совершенно разные этносы, не имевшие друг к другу совершенно никакого отношения.

Стоит отметить ещё одну очень интересную версию в данной связи. Её приводит Аполлон Кузьмин, цитируя высказывание некоего исследователя Н.Я. Марра о том, что "норманны и русы одно и то же, одинаково не имеющие ничего связывающего исключительно с севером Европы, когда речь идёт о руссах, ничего исключительно германского, когда речь идет о норманнах". Но далее автор сокрушается: "Весьма глубокая и, к сожалению, совершенно неразвитая мысль". Кузьмин А.Г. Указ. Соч. - С. 175. Возможно, если бы эта мысль была более развита, то и выводы можно было бы сделать гораздо более глубокие.

Из всего вышесказанного ясно лишь то, что норманны - это не скандинавы. Но подводя итоги нашим рассуждениям, мы с уверенностью можем утверждать, что варяги, о которых писал Нестор в своей "Повести временных лет" в сюжете о призвании их на Русь, не просто не были скандинавами по своему происхождению. Более того, они были русскими и составляли с русскими северными племенами в IX веке по сути один этнос и имели общее происхождение, как и общий язык.