Особенности цикла «Записки юного врача»

В самом начале литературной карьеры для М. Булгакова, как заметила в своей работе М. О. Чудакова Чудакова, М.О. Указ. соч. - с. 262

Характерен рассказ от лица повествователя, «близкого к автору, о собственных злоключениях, с подчеркнутой свободой от беллетристического «вымысла», с опорой на автобиографичность в жанре дневника или записок». Несколько произведений имеют в заглавии само это слово: «Записки юного врача», «Записки на манжетах», «Записки покойника». Это всегда - хронологически последовательное, организованное повествование от первого лица, с чередой временных вех - лет, сезонов, месяцев, дней.

В основе «Записок юного врача», известных нам лишь в печатной редакции 1925-1927 годов (редакция 1916-1918, озаглавленная «Наброски земского врача» не сохранилась), лежит материал первых послеуниверситетских лет автора: служба в качестве земского врача (1916-1917) в Смоленской губернии. «Записки юного врача» были начаты в 1916-1917 годах в Никольском и Вязьме, работа над ними продолжалась и в Киеве (1918-1919 гг.).

В 1963 году рассказы, собранные Е.С. Булгаковой, вышли отдельным изданием. Однако в состав книги не вошел рассказ «Звездная сыпь» (1926 г.) на русском языке он был напечатан только в 1981 году Л. Яновской. Второй раз цикл «Записки юного врача» был напечатан в составе однотомника, в сборник не был включен рассказ «Морфий»(1927 г.).

В «Записках юного врача» Булгаков вспоминает о своей врачебной практике в сельской глуши. Перед нами развертываются картины мирной деятельности врача, борьбы за человеческую жизнь не только с болезнями, но и с косностью и невежеством деревни.

«Записки юного врача» не автобиография, а литература, использующая врачебные наблюдения и личный опыт. Здесь уже ощутим внимательный и вполне профессиональный взгляд автора со стороны на персонажей и события.

Для всех семи рассказов «Записок юного врача» характерны локальный сюжет, кратковременность описываемого события (действие происходит чаще всего в течение одних суток). Булгаков передает лишь эпизоды из работы врача, но из них легко составляется общее представление о его деятельности. О каждом случае рассказано с такими деталями, с такой пристальностью авторского взгляда, что читатель чувствует себя очевидцем происходящего.

Семь рассказов цикла объединены не только личностью рассказчика, но временем и местом действия. Что касается места действия, то только в одном из рассказов («Стальное горло») больница, где булгаковский, во многом автобиографический герой работает земским врачом, называется Никольской, как и было на самом деле в реальной биографии писателя, а в других («Вьюга», «Крещение поворотом») - Н-кой. Сообщая же о времени службы героя, Булгаков лишает рассказы примет этой поры. 1918 год, прошедший по стране огнем и кровью, воплощенный в «Белой гвардии», в «Записках юного врача» тих и обычен. Лишь в одном эпизоде мелькнет солдат, вернувшийся «с развалившегося фронта после революции», и больные, обращаясь к врачу, зовут его то по старинке - «господин доктор», то по-новому - «товарищ доктор».

Согласно «Полотенцу с петухом» и «Стальному горлу», герой-рассказчик впервые приезжает на место своей службы 17 сентября 1917 года 23-летним, будучи только что, меньше двух месяцев назад, выпущен врачом из университета. А в рассказе «Тьма египетская» он празднует, уже в декабре, свой 24 день рождения. На самом деле Булгаков уже проработал, к моменту приезда в Смоленскую губернию, весь 1916 год в прифронтовых госпиталях, оказавшись в Вязьме будучи и старше и опытнее, в мае 1916 ему исполнилось 25 лет. Для чего нужны автору эти трансформации? «Можно считать - ради простоты и «правды искусства» - иначе, во всей сложности, жизнь трудно воспринимается из текста: уж слишком много в ней тогда отвлекающих, нетипичных обстоятельств, необходимых нам пояснений, оговорок и увязок» Михеев М. Повтор мотива в «Записках юного врача» Булгаков // Художественный текст как динамическая система. - М., 2006, - с. 239.

Цикл рассказов «Записки юного врача» - по-настоящему увлекательные, художественно яркие рассказы о становлении личности молодого врача, одаренного человека, который ведет постоянную борьбу, отстаивая человеческую жизнь.

В центре «Записок» - герой с очевидным прошлым (кончил университет, получив диплом врача), настоящим и будущим. Будущее присутствует в рассказах-мечтах «юного врача» и в ретроспективном взгляде рассказчика, взирающего на свою жизнь уже из иного времени. Он - интеллигент, вполне определенно осознающий свою роль в обществе.

Содержание книги - это несколько случаев из медицинской практики вчерашнего выпускника университета, поставленного перед необходимостью быть единственным, «универсальным» доктором в маленькой больнице. Страх перед сложными операциями, одиночество, понимание ограниченности своих знаний («негодный университетский груз») держат молодого врача в постоянном напряжении, создают тревожное настроение. Опасения его сбываются - из деревни привозят умирающую, искалеченную девушку, и врач делает ампутацию; потом приходит день первых в его врачебной практике трудных родов; наконец, самое тяжелое - случай, когда нельзя помочь, смертельный исход.

И, что удивительно, при таком, казалось бы, невеселом сюжете, рассказы оптимистичны, проникнуты любовью к жизни. Секрет этой жизнерадостности - в характере героя-рассказчика, обладающего неиссякаемым чувством юмора и тонкой иронии, чаще всего, обращенной на себя, в чем выражается незаурядность личности героя.

Это усмешка человека, преодолевающего, буквально с потом и кровью, огромные трудности, остро ощущающего всю ответственность врачебного долга и сохранившего при этом способность замечать смешное. «Круглая фигура бесшумной бабки, крестящейся то на дверной косяк, то на доктора» Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 58; больничный сторож, поспешающий на роды, и неистовство, с проклятиями рвущей на ходу отлетающую подметку сапога; физиономия самого врача, «выбритая лишь наполовину и потому напоминающая о каторжниках Сахалина» Там же. - с. 32 - все это необходимая разрядка после страниц, которые держат читателя в напряжении.

В этих незамысловатых, на первый взгляд, рассказах Михаил Булгаков выступает как мастер тонкого психологического письма. Как заметил Е.А. Яблоков, изучающий творчество М. Булгакова: «личность героя часто раздваивается: один говорит, приказывает, действует; другой - со страхом и отчаянием наблюдает за поступками первого»Яблоков, Е.А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача») / Е. А. Яблоков. - Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2002. - с. 11 - (Лекции в Твери). : «Внутри себя я думал так: «Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку». А говорил иное: «Ну, скорей, скорей соглашайтесь!»« Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 31. В минуты опасности для жизни больного врач становился жестким, суровым. Он «злобно и мрачно» оглядывается, «сурово» говорит, «не узнавая своего голоса», «как волк косится» на груду пинцетов. Это - черты внешнего портрета. Но для душевного состояния героя в эти же минуты характерны здравый смысл, вдохновение и милосердие.

Автор словно утверждает: нельзя улыбаться и быть добрым, делая нелегкое, опасное дело. Во время операции, когда решается вопрос о жизни человека, лица врачей, акушерок, фельдшеров становятся «злыми», движения «хищными». Это является следствием сильного напряжения ума и тела. И именно это напряжение помогает им выиграть схватку со смертью.

Для главного персонажа в рассказе «Полотенце с петухом», показывающем начальный этап профессионального становления юного врача, наиболее значимым и являются, по мнению И.Ю. Маховой Махова, И. Ю. Компетентность в феноменологическом исследовании (по рассказам М.А. Булгакова «Записки юного врача») // Психология компетентности: феноменология, диагностика и динамика в условиях российского вуза. - Комсомольск-на-Амуре, 2006 - с. 59, «внешние признаки его соответствия образу опытного доктора. Состояние пациентки, ее здоровье и жизнь второстепенны»:

«Направляясь в Мурьинскую глушь, я, помнится, еще в Москве давал себе слово держать себя солидно. Мой юный вид отравлял мне существование на первых шагах. Каждому приходилось представляться:

Доктор такой-то.

И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал:

Неужели? А я-то думал, что вы еще студент.

Нет, я кончил, - хмуро отвечал я и думал: «Очки мне нужно завести, вот что» Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 9.

В рассказе «Крещение поворотом» экстремальная врачебная ситуация, связанная с необходимостью операции родовспоможения при поперечном положении плода, воспринимается молодым врачом иначе, чем в рассказе «Полотенце с петухом»: здесь на первом месте по значимости - знания, умения, навыки, а не поддержание репутации квалифицированного серьезного врача. При описании ситуации ставится акцент на ощущении одиночества, отсутствии компетентного окружения. При этом возникает новый значимый объект - пациентка, но которая имеет лишь «объектные» черты для молодого доктора:

«Что там такое у этой женщины с неблагополучными родами? Гм… неправильное расположение… узкий таз… Или, может быть, еще что-нибудь хуже. Чего доброго, щипцы придется накладывать. Отослать ее разве прямо в город? Да немыслимо это! Хорошенький доктор, нечего сказать, скажут все! Да и права не имею так сделать. Нет, уж нужно самому. А что делать? Черт его знает. Беда будет, если потеряюсь; перед акушерками срам… « Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 20.

«… Здесь же я - один-одинешенек, под руками у меня мучается женщина; за нее я отвечаю. Но как ей нужно помогать, я не знаю, потому, что вблизи роды видел только два раза в своей жизни в клинике, и те были совершенно нормальны. Сейчас же я делаю исследование, но от этого не легче ни мне, ни роженице; я равно ничего не понимаю и не могу прощупать там нее внутри. А пора уже на что-нибудь решиться.

Поперечное положение… раз поперечное положение, значит, нужно… нужно делать…

Поворот на ножку, - не утерпела и словно про себя заметила Анна Николаевна. Старый, опытный врач покосился бы на нее за то, что он суется вперед со своими заключениями… Я же человек необидчивый…» Там же. - с. 22 .

В рассказе «Стальное горло» продолжается профессиональное становление доктора. Ноябрьской вьюжной ночью его будят. Привезли девочку, умирающую от дифтерийного крупа. Врач никогда не делал трахеотомию, но он понимает, что ребенок обречен, операция - единственный шанс на спасение. И он идет на риск. Девочка спасена. По деревням идет слух, что Лидке вставили «стальное горло» и она прекрасно живет с ним. Популярность врача вырастает до «трагических» размеров: в день он принимает более ста человек. Молодой врач, тоскующий по свету электрических лампочек, мечтающий о совете опытных коллег, не уверенный в своих силах, и, тем не менее, отважно идущий на операцию, - вот каким предстает перед нами главный герой. Он понимает, что ожидает его в случае неудачи. Никто не простит его: ни мать, ни пациенты-крестьяне. Но долг врача для него превыше всего. По-своему впечатляют плаксивая бабка, виновница запущенной болезни, олицетворение темноты и невежества деревни; мать Лидки, с ее «черной яростью» и «нехорошим голосом» перед операцией и «сияющими глазами» после выздоровления дочки, и, наконец, молодой фельдшер, очень способный человек, упавший в обморок во время операции.

«Я взял безжизненную руку, привычным уже жестом наложил пальцы и вздрогнул. Под пальцами задрожало мелко, часто, потом стало срываться, тянуться в нитку. У меня похолодело привычно под ложечкой, как всегда, когда я в упор видел смерть. Я ее ненавижу» Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 41. Эти строки - из рассказа «Вьюга»(1926). Рассказ о том, как не удалось отстоять жизнь, только что расцветшую. Конторщик, пламенно влюбленный в юную красавицу - дочку лесника, после долгожданной помолвки повез невесту кататься на санках, а рысак «с места как взял, невесту-то мотнуло - да лбом об косяк».

В названии рассказа «Вьюга» сразу «закручена» основная линия сюжета. Вьюга оказалась коварной, обманчивой. С утра это была благодетельная вьюга: она подарила рассказчику - юному врачу - первый за всю зиму почти свободный день. В его больницу приехали на прием всего двое больных. И это дало ему счастливую возможность отдохнуть и вымыться, так как он уже погибал под бременем своей ранней славы. После невероятно удачной, первой в его карьере операции («Стальное горло»), к нему стали ездить по сто больных в день. Кроме того, у него было стационарное отделение на тридцать человек. Операции он же делал, роды принимать он же ездил, поскольку был единственным врачом в сельской больнице.

Вот и теперь, невзирая на вьюгу, не успев домыться, кое-как высушив голову перед печкой, он поехал в другое село по отчаянной записке своего коллеги, тоже, как выяснилось, юного врача. Приехав на место, он понял, что обязательно заболеет теперь, и это было еще обиднее для него, когда он увидел, что приехал сюда зря - девушку не спасти. В тупом отчаянии после встречи со смертью он тут же, отмахиваясь от уговоров остаться, переждать вьюгу, отправляется обратно. Возница потерял дорогу, за путниками гнались и уже настигли их волки. Случай спас или выстрелы из браунинга, который на счастье был у врача с собой - неизвестно. Только старая, облупленная затерянная в снегах больница показалась юному врачу после пережитого красивее дворца.

В этом рассказе появилась и характерная для всего творчества М. Булгакова привязанность к А. С. Пушкину. Перед рассказом поставлен эпиграф из хрестоматийного стихотворения «Зимний вечер»(1825):

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Вряд ли эпиграф понадобился лишь для того, чтобы напомнить всем знакомые строки. Нет, нужно было воспоминание, о всей атмосфере его поэзии. Может быть, еще и том, что пушкинская печаль всегда таит в себе свет.

Герой рассказов не отличается ни титанической волей, ни железным характером. Но он ведет постоянный упорный бой. Прежде всего с болезнью: «… я смотрел в зрачки, постукивал по ребрам, слушал, как таинственно бьется в глубине сердце, и нес в себе одну мысль - как его спасти? И этого - спасти. И этого! Всех!» Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 37. Но не только с болезнью идет борьба, врачу приходится превозмогать еще собственное малодушие, незнание. И в этом ему помогает неистребимая, любовь к людям. После безнадежной, как кажется врачу, ампутации он просит: «Когда умрет, обязательно пришлите за мной». И вот врач один. «Сейчас постучат… скажут: «Умерла…» Да, пойду и погляжу в последний раз» Там же.- с. 18. Так думают люди о своих родных, но у Булгакова так думает врач. Но вот неожиданный поворот в рассказе, и камень падает с души читателя. К врачу, действительно, стучат, однако прошло немало времени - в дверях выздоровевшая девушка.

Мысль о необходимости «покорно учиться» никогда не оставляет молодого врача. Убеждение писателя в том, что учебные заведения не в состоянии выпускать вполне подготовленных к самостоятельной работе людей, оформится позже в «Жизни господина де Мольера»: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать сам себя» Булгаков, М.А. Избранные сочинения: В 3 т. Т2: Жизнь господина де Мольера; Записки покойника; Мастер и Маргарита. - М.: ТЕРРА, 1997. - с. 122.

В числе произведений М. Булгакова, публиковавшихся в 20-х годах в журнале «Медицинский работник», встречается и рассказ «Звездная сыпь». «Эти строки, по сути, не имеют аналогов в мировой литературе. С величайшим целомудрием и гуманностью Булгаков обрисовал в рассказе больных сифилисом и подробности их врачебного обследования, одновременно дав глубокий научный анализ распространения этого страшного заболевания и наметив меры борьбы с ним. Эта медицинская программа и сегодня может служить образцов врачебного бесстрашия и научной последовательности» Виленский, Ю.Г. «Доктор Булгаков», Киев, 1991, с. 47. В рассказе упоминается университет и профессор с седой бородой. Это Сергей Петрович Томашевский, выдающийся русский сифилидолог, общественный деятель, «поборник женского медицинского образования» Там же. - с. 49. В его отчете, например, говорится, что в клинике лечились больные со всеми формами сифилиса, причем примерно шестую часть составлял третичный люэс, а у трех четвертей пациентов обнаруживались кондиломы. Клиника С.П. Томашевского обладала богатейшей библиотекой, тут применялись самые новые методы лечения. «Достаточный опыт диагностики, радикализм в применении сальварсана, эпидемиологический подход к сифилису - все это Михаил Булгаков приобрел, несомненно в этих стенах» Там же.. Пройдет не так много времени, и молодой врач, заброшенный в провинциальную глушь, один на один столкнется с трагической эпидемией края: «Теперь, когда прошло много лет, вдалеке от забытой облупленной белой больницы, я вспоминаю звездную сыпь на его груди. Где он? Ах, я знаю, знаю. Если он жив, время от времени он и его жена ездят в ветхую больницу. Жалуются на язвы на ногах. Я ясно представляю, как он разматывает портянки, ищет сочувствия. И молодой врач, мужчина или женщина, в беленьком штопаном халате, склоняется к ногам, давит пальцем кость выше язвы, ищет причины. Находит и пишет в книге: «Lues III»« Булгаков, М.А. Указ.соч. - с. 78. Именно этот трудный и опасный раздел медицины станет в 1918 - 1919 г.г. основной специальностью доктора М.А. Булгакова.

Совсем не случайно то, что из цикла выпал, и надолго, этот рассказ. Именно в нем со всей ясностью сказано, что общение молодого доктора с местными крестьянами шло точно так же, как и в рассказе А.П.Чехова «Новая дача». Простодушный интеллигент-энтузиаст все время наталкивается на стену тяжелого недоверия, его отношения с крестьянами не были идиллическими. Год, «проведенный в тесном общении с ними, много дал Булгакову для формирования живого, не умозрительного, представления о своем народе» Штейман, М.С. Указ.соч. - с. 290.

«Рассказы юного врача», как их называл сам автор, действительно написаны молодым человеком; они светлы, улыбчивы, хорошо передают волнения и радости начинающего деревенскую практику выпускника медицинского факультета, который мало похож на автора. Конфликты и трудные ситуации разрешаются в них легко и успешно.

Работая над первыми произведениями, молодой писатель постепенно постигает урок русской классической прозы: между автором и персонажами, даже дорогими и близкими ему, должна быть определенная дистанция. То есть писателю следует взглянуть на случившееся с ним и другими людьми как на свое и чужое прошлое. Конечно же, сразу такая зрелость и высота писательского взгляда прийти не могли.

Булгаков ищет не только новую точку зрения на происходящие события и их участников, но и свой стиль. И.А. Бунин в «Окаянных днях» с горечью говорил о распаде и болезни языка, о его ломке и засорении даже в народной среде. Сатирик Булгаков видит эту болезнь, и отсюда все его насмешки над аббревиатурами, канцелярскими штампами, псевдореволюционным жаргоном, самоуверенной безграмотностью газетчиков. «Но Булгаков смеется и над прежней «зализанностью гладких фраз» декадентских писателей, литераторов начала века. Сам он не отгораживался от нового «взвихренного» языка эпохи перелома, где причудливо соединились «неправильная» живая речь, церковный высокий слог и библейские образы, книжная интеллигентская беседа, риторика митингов и корявые машинописные фразы канцелярии. Наоборот, язык булгаковкой сатиры живет этой неправильностью и распадом, умело пользуясь всеми штампами и нелепостями, сталкивая несовместимые говоры и жаргоны. Отсюда его неповторимый комизм» 40 Там же. - с. 294. Начинающий прозаик уже умеет вослед Чехову показать характер персонажа через его речь.

Крещение поворотом

Побежали дни в N-ской больнице, и я стал понемногу привыкать к новой жизни.

В деревнях по-прежнему мяли лен, дороги оставались непроезжими, и на приемах у меня бывало не больше пяти человек. Вечера были совершенно свободны, и я посвящал их разбору библиотеки, чтению учебников по хирургии и долгим одиноким чаепитиям у тихо поющего самовара.

Целыми днями и ночами лил дождь, и капли неумолчно стучали по крыше, и хлестала под окном вода, стекая по желобу в кадку. На дворе была слякоть, туман, черная мгла, в которой тусклыми, расплывчатыми пятнами светились окна фельдшерского домика и керосиновый фонарь у ворот.

В один из таких вечеров я сидел у себя в кабинете над атласом по топографической анатомии. Кругом была полная тишина, и только изредка грызня мышей в столовой за буфетом нарушала ее.

Я читал до тех пор, пока не начали слипаться отяжелевшие веки. Наконец зевнул, отложил в сторону атлас и решил ложиться. Потягиваясь и предвкушая мирный сон под шум и стук дождя, перешел в спальню, разделся и лег.

Не успел я коснуться подушки, как передо мной в сонной мгле всплыло лицо Анны Прохоровой, семнадцати лет, из деревни Торопово. Анне Прохоровой нужно было рвать зуб. Проплыл бесшумно фельдшер Демьян Лукич с блестящими щипцами в руках. Я вспомнил, как он говорит «таковой» вместо «такой» - из любви к высокому стилю, усмехнулся и заснул.

Однако не позже чем через полчаса я вдруг проснулся, словно кто-то дернул меня, сел и, испуганно всмотревшись в темноту, стал прислушиваться.

Кто-то настойчиво и громко барабанил в наружную дверь, и удары эти показались мне сразу зловещими.

В квартиру стучали.

Кто там?

Это я, - ответил мне почтительный шепот, - я, Аксинья, сиделка.

В чем дело?

Анна Николаевна прислала за вами, велят вам, чтоб вы в больницу шли поскорей.

А что случилось? - спросил я и почувствовал, как явственно екнуло сердце.

Да женщину там привезли из Дульцева. Роды у ей неблагополучные.

«Вот оно. Началось! - мелькнуло у меня в голове, и я никак не мог попасть ногами в туфли. - А, черт! Спички не загораются. Что ж, рано или поздно это должно было случиться. Не всю же жизнь одни ларингиты да катары желудка».

Хорошо. Иди, скажи, что я сейчас приду! - крикнул я и встал с постели. За дверью зашлепали шаги Аксиньи, и снова загремел засов. Сон соскочил мигом. Торопливо, дрожащими пальцами я зажег лампу и стал одеваться. Половина двенадцатого… Что там такое у этой женщины с неблагополучными родами? Гм… Неправильное положение… узкий таз. Или, может быть, еще что-нибудь хуже. Чего доброго, щипцы придется накладывать. Отослать ее разве прямо в город? Да немыслимо это! Хорошенький доктор, нечего сказать, скажут все! Да и права не имею так сделать. Нет, уж нужно делать самому. А что делать? Черт его знает. Беда будет, если потеряюсь; перед акушерками срам. Впрочем, нужно сперва посмотреть, не стоит прежде времени волноваться…

Я оделся, накинул пальто и, мысленно надеясь, что все обойдется благополучно, под дождем, по хлопающим досочкам побежал в больницу. В полутьме у входа виднелась телега, лошадь стукнула копытом в гнилые доски.

Вы, что ли, привезли роженицу? - для чего-то спросил у фигуры, шевелившейся возле лошади.

Мы… как же, мы, батюшка, - жалобно ответил бабий голос.

В больнице, несмотря на глухой час, было оживление и суета. В приемной, мигая, горела лампа-молния. В коридорчике, ведущем в родильное отделение, мимо меня прошмыгнула Аксинья с тазом. Из-за двери вдруг донесся слабый стон и замер. Я открыл дверь и вошел в родилку. Выбеленная небольшая комната была ярко освещена верхней лампой. Рядом с операционным столом на кровати, укрытая одеялом до подбородка, лежала молодая женщина. Лицо ее было искажено болезненной гримасой, а намокшие пряди волос прилипли ко лбу. Анна Николаевна, с градусником в руках, приготовляла раствор в эсмарховской кружке, а вторая акушерка, Пелагея Ивановна, доставала из шкафчика чистые простыни. Фельдшер, прислонившись к стене, стоял в позе Наполеона. Увидев меня, все встрепенулись. Роженица открыла глаза, заломила руки и вновь застонала жалобно и тяжко.

Ну-с, что такое? - спросил я и сам подивился своему тону, настолько он был уверен и спокоен.

Поперечное положение, - быстро ответила Анна Николаевна, продолжая подливать воду в раствор.

Та-ак, - протянул я, нахмурясь, - что ж, посмотрим…

Руки доктору мыть! Аксинья! - тотчас крикнула Анна Николаевна. Лицо ее было торжественно и серьезно.

Пока стекала вода, смывая пену с покрасневших от щетки рук, я задавал Анне Николаевне незначительные вопросы, вроде того, давно ли привезли роженицу, откуда она… Рука Пелагеи Ивановны откинула одеяло, и я, присев на край кровати, тихонько касаясь, стал ощупывать вздувшийся живот. Женщина стонала, вытягивалась, впивалась пальцами, комкала простыню.

Тихонько, тихонько… потерпи, - говорил я, осторожно прикладывая руки к растянутой жаркой и сухой коже.

Собственно говоря, после того как опытная Анна Николаевна подсказала мне, в чем дело, исследование это было ни к чему не нужно. Сколько бы я ни исследовал, больше Анны Николаевны я все равно бы не узнал. Диагноз ее, конечно, был верный. Поперечное положение. Диагноз налицо. Ну, а дальше?..

Хмурясь, я продолжал ощупывать со всех сторон живот и искоса поглядывал на лица акушерок. Обе они были сосредоточенно серьезны, и в глазах их я прочитал одобрение моим действиям. Действительно, движения мои были уверены и правильны, а беспокойство свое я постарался спрятать как можно глубже и ничем его не проявлять.

Так, - вздохнув, сказал я и приподнялся с кровати, так как смотреть снаружи было больше нечего, поисследуем изнутри.

Одобрение опять мелькнуло в глазах Анны Николаевны.

Аксинья!

Опять полилась вода.

«Эх, Додерляйна бы сейчас почитать!» - тоскливо думал я, намыливая руки. Увы, сделать это сейчас было невозможно. Да и чем бы помог мне в этот момент Додерляйн? Я смыл густую пену, смазал пальцы йодом. Зашуршала чистая простыня под руками Пелагеи Ивановны, и, склонившись к роженице, я стал осторожно и робко производить внутреннее исследование. В памяти у меня невольно всплыла картина операционной в акушерской клинике. Ярко горящие электрические лампы в матовых шарах, блестящий плиточный пол, всюду сверкающие краны и приборы. Ассистент в снежно-белом халате манипулирует над роженицей, а вокруг него три помощника-ординатора, врачи-практиканты, толпа студентов-кураторов. Хорошо, светло и безопасно.

Здесь же я - один-одинешенек, под руками у меня мучающаяся женщина; за нее я отвечаю. Но как ей нужно помогать, я не знаю, потому что вблизи роды видел только два раза в своей жизни в клинике, и те были совершенно нормальны. Сейчас я делаю исследование, но от этого не легче ни мне, ни роженице; я ровно ничего не понимаю и не могу прощупать там у нее внутри.

А пора уже на что-нибудь решиться.

Поперечное положение… раз поперечное положение, значит, нужно… нужно делать…

Поворот на ножку, - не утерпела и словно про себя заметила Анна Николаевна.

Старый, опытный врач покосился бы на нее за то, что она суется вперед со своими заключениями… Я же человек необидчивый…..

Да, - многозначительно подтвердил я, - поворот на ножку.

И перед глазами у меня замелькали страницы Додерляйна. Поворот прямой… поворот комбинированный… поворот непрямой…

Страницы, страницы… а на них рисунки. Таз, искривленные, сдавленные младенцы с огромными головами… свисающая ручка, на ней петля.

И ведь недавно еще читал. И еще подчеркивал, внимательно вдумываясь в каждое слово, мысленно представляя себе соотношение частей и все приемы. И при чтении казалось, что весь текст отпечатывается навеки в мозгу.

А теперь только и всплывает из всего прочитанного одна фраза:

«Поперечное положение есть абсолютно неблагоприятное положение».

Что правда, то правда. Абсолютно неблагоприятное как для самой женщины, так и для врача, шесть месяцев тому назад окончившего университет.

Что ж… будем делать, - сказал я, приподнимаясь.

Лицо у Анны Николаевны оживилось.

Демьян Лукич, - обратилась она к фельдшеру, приготовляйте хлороформ.

Прекрасно, что сказала, а то ведь я еще не был уверен, под наркозом ли делается операция! Да, конечно, под наркозом - как же иначе!

Но все-таки Додерляйна надо просмотреть…

И я, обмыв руки, сказал:

Ну-с, хорошо… вы готовьте для наркоза, укладывайте ее, а я сейчас приду, возьму только папиросы дома.

Хорошо, доктор, успеется, - ответила Анна Николаевна.

Я вытер руки, сиделка набросила мне на плечи пальто, и, не надевая его в рукава, я побежал домой.

Дома в кабинете я зажег лампу и, забыв снять шапку, кинулся к книжному шкафу.

Вот он - Додерляйн. «Оперативное акушерство». Я торопливо стал шелестеть глянцевитыми страничками.

"… поворот всегда представляет опасную для матери операцию..."

Холодок прополз у меня по спине, вдоль позвоночника.

"… Главная опасность заключается в возможности самопроизвольного разрыва матки. "

Само-про-из-воль-но-го…

"… Если акушер при введении руки в матку, вследствие недостатка простора или под влиянием сокращения стенок матки, встречает затруднения к тому, чтобы проникнуть к ножке, то он должен отказаться от дальнейших попыток к выполнению поворота… "

Хорошо. Если я сумею даже каким-нибудь чудом определить эти «затруднения» и откажусь от «дальнейших попыток», что, спрашивается, я буду делать с захлороформированной женщиной из деревни Дульцево?

"… Совершенно воспрещается попытка проникнуть к ножкам вдоль спинки плода… "

Примем к сведению.

«Печальным последствиям». Немного неопределенные, но какие внушительные слова! А что, если муж дульцевской женщины останется вдовцом? Я вытер испарину на лбу, собрался с силой и, минуя все эти страшные места, постарался запомнить только самое существенное: что, собственно, я должен делать, как и куда вводить руку. Но, пробегая черные строчки, я все время наталкивался на новые страшные вещи. Они били в глаза.

"… ввиду огромной опасности разрыва…… внутренний и комбинированный повороты представляют операции, которые должны быть отнесены к опаснейшим для матери акушерским операциям… "

И в виде заключительного аккорда:

"… С каждым часом промедления возрастает опасность… "

Довольно! Чтение принесло свои плоды: в голове у меня все спуталось окончательно, и я мгновенно убедился, что я не понимаю ничего, и прежде всего, какой, собственно, поворот я буду делать: комбинированный, некомбинированный, прямой, непрямой!..

Я бросил Додерляйна и опустился в кресло, силясь привести в порядок разбегающиеся мысли… Потом глянул на часы. Черт! Оказывается, я уже двенадцать минут дома. А там ждут.

"… С каждым часом промедления… "

Часы составляются из минут, а минуты в таких случаях летят бешено. Я швырнул Додерляйна и побежал обратно в больницу.

Там все уже было готово. Фельдшер стоял у столика, приготовляя на нем маску и склянку с хлороформом. Роженица уже лежала на операционном столе. Непрерывный стон разносился по больнице.

Терпи, терпи, - ласково бормотала Пелагея Ивановна, наклоняясь к женщине, - доктор сейчас тебе поможет…

О-ой! Моченьки… Нет… Нет моей моченьки!.. Я не вытерплю!

Небось… Небось… - бормотала акушерка, - вытерпишь! Сейчас понюхать тебе дадим… Ничего и не услышишь.

Из кранов с шумом потекла вода, и мы с Анной Николаевной стали чистить и мыть обнаженные по локоть руки. Анна Николаевна под стон и вопли рассказывала мне, как мой предшественник - опытный хирург - делал повороты. Я жадно слушал ее, стараясь не проронить ни слова. И эти десять минут дали мне больше, чем все то, что я прочел по акушерству к государственным экзаменам, на которых именно по акушерству я получил «весьма». Из отрывочных слов, неоконченных фраз, мимоходом брошенных намеков я узнал то самое необходимое, чего не бывает ни в каких книгах. И к тому времени, когда стерильной марлей я начал вытирать идеальной белизны и чистоты руки, решимость овладела мной и в голове у меня был совершенно определенный и твердый план. Комбинированный там или некомбинированный, сейчас мне об этом и думать не нужно.

Все эти ученые слова ни к чему в этот момент. Важно одно: я должен ввести одну руку внутрь, другой рукой снаружи помогать повороту и, полагаясь не на книги, а на чувство меры, без которого врач никуда не годится, осторожно, но настойчиво низвесть одну ножку и за нее извлечь младенца.

Я должен быть спокоен и осторожен и в то же время безгранично решителен, нетруслив.

Давайте, - приказал я фельдшеру и начал смазывать пальцы йодом.

Пелагея Ивановна тотчас же сложила руки роженицы, а фельдшер закрыл маской ее измученное лицо. Из темно-желтой склянки медленно начал капать хлороформ. Сладкий и тошный запах начал наполнять комнату. Лица у фельдшера и акушерок стали строгими, как будто вдохновенными…

Га-а! А!!! - вдруг выкрикнула женщина. Несколько секунд она судорожно рвалась, стараясь сбросить маску.

Держите!

Пелагея Ивановна схватила ее за руки, уложила и прижала к груди. Еще несколько раз выкрикнула женщина, отворачивая от маски лицо. Но реже… реже… глухо жала к груди. Еще несколько раз выкрикнула женщина, отворачивая от маски лицо. Но реже… реже… глухо забормотала:

Га-а… пусти! а!..

Потом все слабее, слабее. В белой комнате наступила тишина. Прозрачные капли все падали и падали на белую марлю.

Пелагея Ивановна, пульс?

Пелагея Ивановна приподняла руку женщины и выпустила; та безжизненно, как плеть, шлепнулась о простыни.

Фельдшер, сдвинув маску, посмотрел зрачок.

Лужа крови. Мои руки по локоть в крови. Кровяные пятна на простынях. Красные сгустки и комки марли. А Пелагея Ивановна уже встряхивает младенца и похлопывает его. Аксинья гремит ведрами, наливая в тазы воду. Младенца погружают то в холодную, то в горячую воду. Он молчит, и голова его безжизненно, словно на ниточке, болтается из стороны в сторону. Но вот вдруг не то скрип, не то вздох, а за ним слабый, хриплый первый крик.

Жив… жив - бормочет Пелагея Ивановна и укладывает младенца на подушку.

И мать жива. Ничего страшного, по счастью, не случилось. Вот я сам ощупываю пульс. Да, он ровный и четкий, и фельдшер тихонько трясет женщину за плечо и говорит:

Ну, тетя, тетя, просыпайся.

Отбрасывают в сторону окровавленные простыни и торопливо закрывают мать чистой, и фельдшер с Аксиньей уносят ее в палату. Спеленатый младенец уезжает на подушке. Сморщенное коричневое личико глядит из белого ободка, и не прерывается тоненький, плаксивый писк.

Вода бежит из кранов умывальников. Анна Николаевна жадно затягивается папироской, щурится от дыма, кашляет.

А вы, доктор, хорошо сделали поворот, уверенно так.

Я усердно тру щеткой руки, искоса взглядываю на нее: не смеется ли? Но на лице у нее искреннее выражение горделивого удовольствия. Сердце мое полно радости. Я гляжу на кровавый и белый беспорядок кругом, на красную воду в тазу и чувствую себя победителем. Но в глубине где-то шевелится червяк сомнения.

Анна Николаевна удивленно вскидывает на меня глаза.

Что же может быть? Все благополучно.

Я неопределенно бормочу что-то в ответ. Мне, собственно говоря, хочется сказать вот что: все ли там цело у матери, не повредил ли я ей во время операции… Это-то смутно терзает мое сердце. Но мои знания в акушерстве так неясны, так книжно отрывочны! Разрыв? А в чем он должен выразиться? И когда он даст знать о себе - сейчас же или, быть может, позже?.. Нет, уж лучше не заговаривать на эту тему.

Ну мало ли что, - говорю я, - не исключена возможность заражения, - повторяю я первую попавшуюся фразу из какого-то учебника.

Ах, э-это! - спокойно тянет Анна Николаевна - ну, даст бог, ничего не будет. Да и откуда? Все стерильно, чисто.

Было начало второго, когда я вернулся к себе. На столе в кабинете в пятне света от лампы мирно лежал раскрытый на странице «Опасности поворота» Додерляйн. С час еще, глотая простывший чай, я сидел над ним, перелистывая страницы. И тут произошла интересная вещь: все прежние темные места сделались совершенно понятными, словно налились светом, и здесь, при свете лампы, ночью, в глуши, я понял, что значит настоящее знание.

«Большой опыт можно приобрести в деревне, - думал я, засыпая, - но только нужно читать, читать, побольше… читать...»

Одно из самых ранних произведений, которое написал Михаил Афанасьевич Булгаков - "Записки юного врача". В нем четко прослеживаются мировоззрение и убеждения будущего великого писателя, нашедшие отражение в более позднем его творчестве. Среди главных черт можно отметить светлый и добрый юмор, возможно, даже некоторую наивность. Снисходительно относится к героям своего

"Записки юного врача" рассказывают нам о решившем посвятить себя медицине молодом человеке. Он выглядит сначала робким, нерешительным, но со временем получает необходимый опыт, возникает уверенность в себе. Но самое главное, что приобретает главный герой - огромную ответственность перед людьми и пациентами представителей данной профессии. Он всегда мчится к страдающим и нуждающимся, какая бы погода ни была на улице. В работу Бомгард вкладывает много любви, заботы и тепла, что помогает больным выздороветь.

Главного героя "Записок юного врача" преследуют не только удача и успех. Периодически на его пути возникают трудности, которые тот не в силах преодолеть. Так, погибает его коллега и друг доктор Поляков в главе "Морфий". В рассказе "Вьюга" возлюбленной одного из героев также не удается помочь. Однако доктор не убегает от неразрешимых проблем, не отчаивается, а продолжает свою непростую миссию - спасение жизни человека. Лишь одно пугает главного героя произведения - бессилие его перед болезнью, охватившей пациента. Он все время пытается самосовершенствоваться, развиваться, получать новые навыки и знания. Одним словом, этот врач много над собой работает.

Повесть эта принесла своему создателю, Михаилу Афанасьевичу Булгакову, большую известность.

Сюжеты рассказов из цикла, который написал Булгаков, "Записки юного врача", довольно незатейливы, но они дают панораму жизни одного поселка, находящегося в и при этом раскрывают характер автора.

"Полотенце с петухом"

Бомгард, как только прибыл на новое место, тотчас же столкнулся с необходимостью провести ампутацию. К счастью, операция заканчивается успешно, старый фельдшер хвалит его и добавляет, что, судя по всему, у врача есть большой опыт по этой части. Бомгард отвечает с дрожью, что уже сделал две, и упрекает сам себя за ложь.

"Вьюга"

Доктор отправляется в отдаленную деревню по неотложному вызову и попадает в буран. Авторская мысль в рассказе проста: ему не позволяет отказать больному врачебная этика, несмотря ни на какие препятствия, стоящие на пути, и чего бы это ни стоило.

"Стальное горло"

Девочка на последней стадии дифтерии попадает на прием к доктору. Бомгард, взбешенный невежеством бабушки и матери ребенка, производит трахеотомию и вставляет в горло на время стальную трубку для того, чтобы пациентка не скончалась от удушья. Эта история заканчивается анекдотом: со всех окрестных деревень приезжают посмотреть на спасенную девочку крестьяне, уверенные в том, что доктор зашил ей в горло стальную трубку.

"Тьма египетская"

Продолжает следующим рассказом, в котором анекдотически описывается невежество простых крестьян. Речь в нем идет о больном малярией мельнике. Курс хинина, прописанный ему и рассчитанный на неделю, он решает принять за раз, поскольку не хочет долго ждать своего выздоровления. Вот о чем поведал нам в данном рассказе Булгаков.

"Морфий"

"Записки юного врача" продолжаются произведением рассказ - самый мрачный из всех включенных в сборник. Он представляет собой фактически монолог одного наркомана-морфиниста, покончившего с собой коллеги доктора Бомгарда. Булгакову была очень знакома эта тема, поскольку он сам прошел через муки зависимости от данного вещества, но нашел в себе силы победить болезнь, в отличие от Полякова, этого несчастного доктора. На нескольких страницах пронзительной истории, которую создал Михаил Булгаков ("Записки юного врача"), показан ужас наркомании и неизбежного финала ее - нравственной деградации, потери друзей и близких, распада личности.

"Крещение поворотом"

Бомград здесь вынужден принимать тяжелые роды. Не обладая в этом никаким опытом, он лихорадочно вчитывается перед операцией в пособие, но в конце концов доктору приходится положиться лишь на свою профессиональную интуицию. Завершив операцию благополучно, он вновь читает книгу и замечает, что все неясные ранее места теперь ему совершенно понятны. Книжный опыт подтвердился практическим, отмечает Булгаков. Книга "Записки юного врача" продолжается следующим рассказом.

"Пропавший глаз"

Бомгард в данном произведении подводит итоги первого года практики в Мурьевской больнице, замечает без удивления, что сильно изменился и внешне, и внутренне, вспоминает различные курьезные случаи. Теперь, благодаря опыту, он смотрит без страха на новый случай, но от излишней гордости медика спасают те из них, в которых чрезмерная образованность мешает ему усмотреть очевидное и простое (например, случай с "пропавшим" глазом). Молодой 23-летний доктор отмечает: каждый год будет приносить с собой подобные сюрпризы, а учеба не прекратится никогда.

"Звездная сыпь"

В этом рассказе врач сталкивается с очагом заболеваемости сифилисом и ясно понимает, что эта страшная болезнь имеет социальный характер, из-за чего с ней справиться становится труднее, чем с любым другим недугом. Бомгард начинает упорную и долгую борьбу с сифилисом, но в конце концов должен признать, что для успешного лечения требуется система, которая была бы способна переломить страх перед этой болезнью у крестьян.

"Я убил"

Заканчивает цикл, который создал М. Булгаков ("Записки юного врача"), рассказ "Я убил". Бомгард поведал в нем историю Яшвина, своего коллеги, представившегося как единственный хирург с пистолетом, а не со скальпелем. Рассказ Яшвина происходит в Киеве в 1919 году. Врача насильно забирают петлюровцы и устраивают полковым доктором в подчинении полковника Лещенко. Наблюдая пытки, убийства, расправы и зверские нравы периода Гражданской войны, Яшвин делает в итоге свой нелегкий при этом ставятся выше профессиональной врачебной этики. Это непростая коллизия, учитывая еще и то, что она возникает перед представителем столь гуманной профессии.

Сборник рассказов повествует о событиях 1916-1917 гг. и начале 1918 года, когда Михаил Афанасьевич сам, будучи молодым специалистом, был отправлен в Никольское. Сюжет таков: Булгаков описывает молодого врача, не так давно окончившего университет, который приезжает в глухую российскую деревню и впервые сталкивается с необходимостью в одиночку определять болезни, назначать верное лечение и проводить сложнейшие операции, которые часто даже не видел в живую. Основные события книги взяты из жизни автора. Их мы детально описали в кратком пересказе.

17 сентября 1917 года герой приезжает в Мурьинскую больницу, почти окоченев в дороге. Встречает его сторож Егорыч. Многие удивляются, насколько юн новый доктор.

Согреваясь в кухне, герой знакомится с персоналом - фельдшером Демьяном Лукичом, акушерками Пелагеей Ивановной и Анной Николаевной. В больнице он видит огромную библиотеку и инструментарий, оставшийся от его предшественника Леопольда Леопольдовича. Вечером герой в одиночестве думает о том, что делать, если придется лечить то, что он не знает. Боится почти всего. Ночью привозят девушку, которая попала в молотилку льна. Она умирает, но врач всё равно проводит ампутацию ноги. Через два с половиной месяца пациентка и ее отец приходят к нему и с благодарностью дарят полотенце с вышитым петухом.

Стальное горло

Ноябрь. Герой вновь боится случаев родов или грыжи. В этот момент привозят трехлетнюю девочку с запущенным дифтерийным крупом. Мать и бабка не хотели её лечить и просят капель. Случай безнадежный, но врач уговаривает мать на операцию, хотя сам не понимает, зачем, и боится её согласия.

В итоге они уходят, но через время мать соглашается. Во время операции фельдшер падает в обморок, но все проходит хорошо. Через месяцы у Лидки остались только шрамы на горле, а в деревнях только и говорят, что новый врач ей стальное горло сотворил.

Крещение поворотом

Герой читает анатомический атлас и засыпает. Его будит Аксинья, сиделка. У женщины неблагополучные роды - поперечное положение. Врач проводит внешний и внутренний осмотр и решает проводить поворот на ножку.

Сказав, что идет за папиросами, бежит домой и смотрит справочник по акушерству. Как во сне проводит операцию, а вернувшись домой, он понимает всё лучше, чем описано в книге.

Вьюга

Во время вьюги герой отдыхает и принимает ванну. Но за ним прислали, поскольку после помолвки в деревне жених катал невесту, и сани занесло, ударив ту об косяк.

По приезду, он застает смерть девушки и собирается обратно. По дороге они теряются в метели и плутают четыре часа. В итоге выезжают к больнице, едва отбившись от волков.

Звездная пыль

Герой определяет у мужика сифилис, но тот жалуется лишь на горло и не слушает рекомендации о том, что надо лечиться. Получив лечение, он пропадает. При этом он мог заразить женщину, которая, узнав всё это, панически боится заболеть.

Но, пройдя всю профилактику, она становится здоровой. Все остальные не считают сифилис болезнью и лечатся только на поздних стадиях. В итоге врач добивается открытия отделения для сифилитиков.

Тьма египетская

День рождение героя. Весь штат отмечает и рассказывает курьезные случаи, как деревенские, неправильно поняв лечение, попадают в анекдотические ситуации.

После приходит мельник, поражая врача своей непонятливостью. В итоге его кладут в отделение и прописывают пить десять порошков, которые он съедает все сразу. Доктор решает бороться с этой безграмотностью в дальнейшем.

Пропавший глаз

Утро после дня рождение героя. Он уверен, что прошел через всё и может вылечить всё, вспоминая прошедшее.

Но вот к нему приходит женщина с ребенком, глаз которого пропал и весь желтый. Врач не знает, что это такое, и предлагает резать, так как глаза нет. Мать говорит, что глаз был и уходит. Через неделю он видит здорового ребенка и понимает, что это был просто огромный гнойник. Больше доктор не зарекается.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткое содержание серий сериала "Записки юного врача":

1 сезон:

1 серия

Москва, 1934 год. Вспоминая начало своей карьеры, русский врач мысленно переносится на 17 лет назад, когда он, только что завершивший обучение в университете, прибыл в далекую деревушку, чтобы заменить покойного доктора и возглавить местную больницу. Там он знакомится с настырным фельдшером и акушерками Анной и Пелагеей, и вскоре убеждается в том, что даже отличные оценки и знание предмета ничего не стоят без практического опыта.

2 серия

День за днем мечты и надежды молодого доктора на успешное излечение всех больных в округе все больше угасают – ведь его стремление совершать медицинские открытия, также, как и попытки излечить сифилис среди крестьян разбиваются об их необразованность и желание воспользоваться неопытностью нового врача в своих целях. Последней каплей становится жестокая операция по ампутации ног маленькому ребенку, открывшая доктору глаза на его будущее в этом захолустье.

3 серия

Несмотря на успехи в операционной, жизнь в заснеженной больнице в изоляции от общества начинает оказывать удручающее воздействие на молодого доктора. Когда все усилия и ухищрения по борьбе со скукой не приносят результатов, а появившаяся боль в животе начинает сводить его с ума, врач обращает свое внимание на содержимое аптечки, один препарат из которой способен решить его проблемы.

4 серия

Пожиная плоды своей неожиданно удачной операции, через какое-то время молодой доктор перестает контролировать прогрессирующую зависимость, что приводит к постыдному инциденту. Решив начать борьбу с пагубной привычкой, врач подвергается серьезному испытанию во время поездки в соседнюю деревню, где его ждет пациентка с проломленным черепом. Между тем в 1934 году доктор, попавший под следствие, приходит в себя в весьма неприятном месте.

2 сезон:

1 серия

Вскоре молодой доктор заводит отношения с Пелагеей, удовлетворяя таким образом сразу две свои потребности, однако, когда приближается время планового приезда инспекции, становится ясно, что крупную недостачу морфия скрыть будет весьма проблематично. Единственное пришедшее в голову решение оборачивается трагедией, когда вместе с инспекцией прибывает отряд раненых солдат. В 1935 году излечившийся доктор выходит на свободу и отправляется в путешествие.

2 серия

В отсутствие морфина молодой доктор пытается заменить его кокаином, но итогом становится лишь ссора с Пелагеей. На следующий день в больнице объявляются белогвардейцы, вместе с которыми оказывается и прелестная Наташа, сразу же покорившая врача, однако после ночи, полной драматичных событий, обнаруживается, что сердце красавицы уже занято. В 1935 доктор знакомится с попутчиком, который весьма недвусмысленно высказывает свое отношение к наркоманам.

3 серия

1935 год. Продолжающий свое путешествие врач решает написать оперу, что не находит понимания у его спутника. Между тем молодой доктор игнорирует стремительно прогрессирующее недомогание Пелагеи, списывая это на страдание ее разбитого сердца, в то же время, не гнушается ничем ради благосклонности недоступной красотки, задержавшейся в стенах его больницы. Безразличие к умирающей помощнице ради утешения скорбящей по его вине женщины производят шокирующее впечатление на вспомнившего об этом через много лет мужчину.

4 серия

Использовав похороны Пелагеи как возможность продемонстрировать Наташе свою сострадательность, молодой доктор не прекращает попыток добиться от нее взаимности, однако, когда налет большевиков вынуждает аристократку и остальных покинуть больницу, врач в отчаянье признается женщине в своей лжи. Вскоре молодому доктору предоставляется возможность спасти любимую от большевиков и завоевать ее расположение, но внезапно мужчина оказывается перед непростым выбором, определившим впоследствии его будущее.