Мир сновидений и сон шаманы Амазонии считают реальным зазеркальем человеческого измерения, а наши сны и сновидения - тончайшими мостками в это зазеркалье. Местные шаманские традиции рассматривают культуру сновидений не просто, как важную часть своей жизни. Считается, что особое состояние - сновидение - позволяет человеку получать великую мудрость и незаменимый глоток Силы из недосягаемых иначе источников. Для шаманов это не просто способ время препровождения с целью расслабления и отдыха, как для большинства людей. В своей магической практике и ритуальных обрядах перуанские шаманы используют сновидения с целью вхождения в совсем иное измерение и получения важной информации по интересующим их вопросам.

Возвращаясь после осознанного сновидения, человек не забывает сон и может использовать полученную информацию


Брухо знают о существовании иных духовных миров с иными энергиями и потоками не понаслышке. Сновидения дают им возможность путешествовать в эти миры, подзаряжаться в них мощной силой и исцеляться от болезней, ведь в них заложены совсем другие настройки для существования. Другие миры способны открыть многие тайны и дать ответы на очень многие вопросы. Именно этот факт и заставлял всегда брухо искать пути проникновения в мир сновидений и уже оттуда управлять земными процессами.

Для посещения мира сновидений каждый шаман использует собственный уже наработанный способ. Кому-то нужно выкурить ритуальную трубку мапачо, кому-то достаточно вдохнуть запах священного напитка Аяхуаска, а кому-то требуется пропеть свой Икарос сновидения или принять свою позу сновидения. Но так или иначе, путь проникновения в миры сновидения каждого шамана Амазонии лежит через контакты с растениями Силы джунглей. Именно они указывают проходы и обучают шамана действовать в зазеркалье нашего мира. Каждая шаманская традиция может иметь своё дружественное растение Силы и эту связь и передают шаманы линии. Но это вовсе не означает, что шаман не может найти своё, индивидуальное растение или духа-помощника.

Путешествуя в мире сновидений, шаман не просто видит сон, он осознает, что это он находится в ином духовном мире. В нем курандеро уже не пассивный объект, он полноценный его обитатель. Благодаря этому шаман смело задает вопросы и получает на них ответы, изменяет элементы сна по собственным потребностям, возможно, тем самым и менять человеческую судьбу. Так он приобретает навыки осознанного шаманского сновидения. Управляя своим сном, шаман заряжает свое тело и разум положительной энергией мира сновидений.

В своей целительской практике шаманы используют различные техники и методы влияния на болезнь человека. Среди основных считаются ритуалы аяхуаски, магическое окуривание священным мапачо, обрядовые пряно-травяные костры, ароматные масла южноамериканских цветов и трав, а также пение древних Икарос.

Настроить человека (ученика или больного) на волну другого измерения помогают различные шаманские уловки, которые пропитываются Силой в руках шамана. Курандеро готовят специальные ароматические подушки сна, собирая травы в особых местах джунглей, варят магические отвары, поют специальные песни или издают специальные звуки и свисты. Всё это необходимо, потому что лишь при определенной настройке разума и всего существа человека измерение сна откроет свои врата и примет уже не гостя, а полноценного обитателя своего мира.

Возвращаясь после осознанного сновидения, человек не забывает сон и может использовать полученную информацию. Попав в измерение сновидений, человек способен решить множество задач, связанных с ним лично или с его близкими, как в плане здоровья, материального благополучия, бизнеса, так и в целом в плане изменения предначертанной ему судьбы.

Но надо признать, что научиться входить в состояние сна и управлять им - это потенциальная способность каждого человека. А сегодня это стало ещё и реально осуществимой способностью каждого человека. Сознание современных людей вскрыто для осознания миров за пределами материального мира и всё больше людей пытаются входить туда осознанно. Растения сельвы помогают каждому, кто к ним обращается, а шаманский опыт и техники сновидения, безусловно, дают некоторые ориентиры для ума практикующего, хотя и не могут быть путеводителем.

Например, перуанские шаманы - опытные путешественники в мир волшебных сновидений - в своей практике разделяют сны на «простые» и «большие». Простые сны – это просто обыденные, не несущие никакой информации сны. А вот большие - это особые, пророческие сны. Такие сны несут особую прогнозируемую информацию и именно в таком виде и форме, в каком действия должны произойти в нашем измерении, но уже в будущем времени. В таких снах все предопределено, изменить судьбу не возможно. Невозможно изменить, но можно обмануть. И шаман знает, как это сделать.

Однажды великий шаман увидел «большой» сон, где его соплеменники перевернулись в лодке посреди Амазонки. Это сновидение было переполнено страхом, отчаяньем и смертью. Проснувшись утром, шаман уже знал, что ему следует сделать. Он собрал рыбаков и заставил их отплыть от берега на несколько метров, специально перевернуть лодку и кричать, изображая страх. Таким образом, необратимая ситуация из сновидения шамана уже «случилась» и соплеменники были спасены. Знание, как «обмануть» судьбу шаман почерпнул в том же сновидении.

Искусство шаманов внушает огромное уважение, но это уважение не к чему-то особенному и исключительному, а к той смелости, которая необходима, чтобы переступить однажды границы привычного мира, и к неуклонности их продвижения в своём.

    Шаманские сновидения и изменения восприятия

    В своей магической практике и ритуальных обрядах шаманы очень часто используют сновидения с целью вхождения в совсем иное измерения и получения важной информации. Шаман знает о существовании иных миров с другими видами энергии, которые в сотни раз сильнее…

Арангас

Все, что связано с шаманами, таит в себе ощущение опасности. Даже после смерти места их захоронения считаются священными, сохраняющими мистическую силу ушедшего в мир иной Не только люди, но и машины отступают перед шаманскими могилами, а стихии обходят их стороной. Любому, кто посмеет потревожить или оскорбить последнее пристанище шамана, грозит суровое наказание.

Во-первых, земля в этих местах промерзает настолько, что вырыть в ней могилу практически невозможно. Да и небольшая плотность населения позволяла это сделать без ущерба для санитарных норм. Во-вторых, в этих местах до сих пор сильны языческие традиции предков, именно так хоронивших своих покойников.

Якуты устраивали похороны шаманов над землей в специальных сооружениях - арангасах. Для этого находили четыре рядом стоящих дерева, отпиливали макушки и соединяли их на высоте 1,5 метра перекладинами, на которых закреплялся гроб.

Гроб шамана состоял из двух выдолбленных колод из ствола толстой лиственницы, соединенных деревянными клиньями. В него клали все атрибуты усопшего, а бубен, предварительно разломав, вешали над захоронением.

Останкам шамана, согласно вековым традициям, полагалось находиться в арангасе до тех пор, пока тот полностью не разрушится. Но лиственница настолько прочна, что сохраняет целостность более века. Поэтому перезахоронение шамана назначалось через 100 лет. Из поколения в поколение передавалась дата этого важного события.

Все эти годы потомки шамана следили за состоянием захоронения и приносили к нему дары. В назначенный срок девять девственников сооружали новый арангас. Останки перезахоранивали и приносили в жертву вороного жеребца
с белой мордой. Третий раз беспокоили прах еще через 100 лет, и на этот раз останки предавали земле.

Если родственники оказывались забывчивы, шаман непременно являлся к ним во сне или видениях, напоминая о долге. А если и это не имело действия, то весь род начинали преследовать несчастья.

С приходом в эти места православия законным стало исключительно христианское погребение. Это объяснялось не только церковными канонами, но и угрозой эпидемий. Однако для шаманов до прихода советской власти по-прежнему разрешалось воздушное погребение. Даже в наше время еще можно найти арангасы. Но следует помнить, что, независимо от типа захоронения шамана, его могила требует почтительного к себе отношения.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫХОДНОЙ

В 60-х годах прошлого века студенты археологического факультета Якутского университета отправились в экспедицию, целью которой были раскопки старых захоронений. В какой-то из выходных молодежь решила съездить отдохнуть на озеро. Заодно и посмотреть могилу шамана, находящуюся неподалеку. Часть группы вначале воспротивилась этой затее, но победило советское атеистическое воспитание.

Ребята поиграли в волейбол, искупались и, конечно, выпили. А когда потянуло на подвиги, пошли искать могилу. Арангас нашли быстро. Кое-кто выразил желание посмотреть, что там внутри, но не решились. Зато в остальном себе не отказывали - шумели, бросали мусор, двое парней даже справили нужду.

Затем вернулись в палатку и уснули. Разбудил их ночью шум страшной бури. Никто не посмел и носа высунуть наружу. Вдруг на фоне грохота ветра они услышали, как вокруг палатки кто-то ходит. «Смельчаки» пришли в ужас от понимания того, что все свои на месте, а поселение находится на приличном расстоянии от озера. Пытались спрашивать, кто там, но ответа не дождались. А ветер между тем усиливался, ткань палатки едва выдерживала его удары.

И тут снаружи прозвучал низкий сильный голос, веля выйти двум парням, которые особенно осквернили могилу. Понятно, что они не хотели выходить, но друзья, испугавшись, все же, вытолкали их. Однако никого около палатки не было, только ветер вырывал траву с корнем и срывал листву с деревьев. Постояв так какое-то время, парни вернулись в палатку. Тут-то и ждал их настоящий кошмар. Все члены экспедиции были мертвыми, с искаженными от ужаса лицами.

В состоянии шока ребята добрались до деревни, где остановилась группа, и сообщили о произошедшем. После этого их затаскали по допросам и, надо сказать, изрядно потрепали. Ведь никакой бури в тот день в округе не было зафиксировано. Но потом подозрения с них сняли, поскольку экспертиза показала, что все молодые люди умерли от сердечного приступа.

ЗАПРЕЩАЮЩИЙ ПОЛЕТЫ

Покой мертвых шаманов могут нарушить не только люди, но и любое техногенное вмешательство. В одном из эвенкийских сел решили построить взлетно-посадочную полосу. Никто не хотел слушать увещевания стариков, говоривших, что нельзя ничего возводить рядом с могилой шамана. Но план есть план, и суеверия в этом случае не в счет. По случаю открытия полосы приехали почетные гости и устроили праздник.

В Ан-2 посадили ребятишек, и самолет начал бег по взлетной полосе. А потом вдруг остановился. При выяснении причины остановки обнаружили поломку винта и отказ двигателя. Такие две неприятности практически не случаются одновременно. Радовало только то, что самолет не успел подняться в воздух. Старики объяснили это тем, что шаман пощадил детей.

Зато вечером этого же дня в реке утонул бригадир строителей в месте, где утонуть просто невозможно. Через месяц после праздника в больнице от перитонита умер еще один строитель. Но в мистическую силу шамана по-прежнему никто не хотел верить.

И вот по новой полосе побежал еще один самолет. Но тоже не взлетел. Анализируя причины, эксперты пришли к выводу, что все можно объяснить только мистикой, ведь приборы показывали, что системы самолета исправны, а действия экипажа правильны.

Вот тут уже прислушались к старикам. Попросили их провести ритуал, чтобы добиться прощения шамана, и даже за
счет колхозных средств выделили бычка для жертвоприношения. На этом неприятности закончились.

МЕРТВЫЙ ШАМАН ПРОТИВ НКВД

Интересный случай, который произошел в 1930-х годах в Горном районе, описал белый шаман, профессор Владимир Кондаков. Достоверность истории придает тот факт, что в ней замешаны органы НКВД. За 1,5-2 столетия до событий в этих местах жил Ойуун Монньогон (в переводе «Черная Смородина»). Все его перезахоронения были произведены с соблюдением ритуала, но в 1930-е годы он начал являться родным, хотя арангас находился в приличном состоянии.

Шаман говорил потомкам, что его постоянно заливает дождевой водой, а на правой руке отвалился палец, так как истлело сухожилие. Он просил вынуть палец из-под спины, куда он закатился, и приладить на место.

В то смутное время родственники шамана оказались на распутье. С одной стороны, мертвый шаман насылал на них несчастья за невыполнение его воли, а с другой - можно было попасть под репрессии властей за суеверия.

Однако победило родство. Для проведения обряда пригласили шамана Омокуна, а ответственным за мероприятие назначили председателя колхоза. При этом присутствовало около 80 человек. Палец шамана действительно находился под спиной, его вытащили и с помощью сухожилия жертвенного жеребца прикрепили на место. Но тут Монньогон через Омокуна запросил провожатого.

Древние якуты хоронили шаманов вместе с мальчиком в качестве провожатого. Понятно, что добровольно никто не хотел на эту почетную должность. Тогда Монньогон заявил, что берет с собой Омокуна, который в то же мгновение начал хрипеть и задыхаться. Его спас 70-летний Григорий Федоров, согласившийся «пойти» с шаманом. Тем не менее Монньогон все равно разгневался, он пообещал, что всех ждут неприятности с судом, но он их, так и быть, разрешит.

Все разошлись по домам. Григорий Федоров в этот же день умер.

Вскоре в село приехал ревизор, он-то и обнаружил папку с документами «Расходы по старику». Председатель колхоза, его помощники и Омокун были арестованы. Это был 1937 год. Им грозил громкий процесс со всеми вытекающими последствиями. И вдруг неожиданно был получен приказ от прокурора республики прекратить дело за отсутствием состава преступления. В НКВД пришли в недоумение. А местные жители поняли: Монньогон помог.

Из всех этих историй можно сделать вывод: шаманские могилы опасны, древние тайны неприкосновенны.

Умение видеть мир духов - сущность шаманизма. Именно этот дар видения дает возможность шаману созерцать сквозь покров повседневной реальности другие сферы сверхъестественной или духовной реальности. Шаманы могут видеть эти альтернативные реальности, изменяя свое обычное, повседневное состояние сознания. В разных регионах они используют различные приемы или сочетания методов.

Большинство этих методов используется также в других дисциплинах: от работы с магией до религиозных обрядов и различных форм психотерапии и целительства. Что делает данный особый способ видения и восприятия частью шаманизма, так это то, что его используют в сочетании с другими шаманскими приемами, имеющими своей целью исцелить.

Некоторые основные методы, которые способствуют сверхъестественному видению, включают:
  • размышления или медитацию. Это вид концентрации внимания или расслабления, во время которого человек особенно восприимчив. Он улавливает любые мысли и образы, не интерпретируя и не удерживая их;
  • галлюциногенные растения. Эти растения способны вызывать измененное состояние сознания, характеризующееся видением будущего и галлюцинациями. Некоторые примеры подобных наркотиков - айяхуаска, пейот, психоделические грибы;
  • барабанный бой или шум трещоток. Это многократное использование ударных инструментов для воспроизведения повторяющихся ритмических шумовых эффектов помогает войти в измененное состояние сознания;
  • песнопения, свист или молитвы. Шаман, а иногда кто-то другой, во время шаманского ритуала производит повторяющиеся ритмичные звуки, которые помогают войти в измененное состояние сознания. Часто эти песни и распевы демонстрируют то, что шаман надеется увидеть, и результаты, которые он или она стремится получить посредством данной церемонии;
  • табачный дым. Альтернативное состояние сознания может быть получено также глотанием или вдыханием дыма табачных листьев. Это общепринятая практика в верхнем течении Амазонки и на всем протяжении Северной, Южной и Центральной Америки

Это фундамент, на котором покоится все остальное, потому что шаман должен быть в состоянии видеть и знать другую реальность перед тем, как начнет работать с ней, чтобы получать информацию или силу. Если вы сами хотите заниматься шаманизмом, вы тоже должны научиться вызывать видения, как это делает шаман.

Давайте начнем

Для шаманского видения характерно то, что оно различает природу пространства вокруг предметов. Смотрите не на сами предметы, а постарайтесь обнаружить силу и энергетические поля вокруг предметов и людей. Это вид рассеянного видения, при котором вы смотрите в пространство, а не на конкретные предметы. Но, кроме того, это способ видеть «третьим глазом» то, что происходит, когда вы находитесь в расслабленном, восприимчивом или созерцательном состоянии и в ваш мозг легко проникают образы.

Обязательно попробуйте это сделать дома

Чтобы почувствовать, что вы видите самого себя, попробуйте сделать упражнения, оставляющие взгляд рассеянным. Выделите какой-либо объект или точку на стене и пристально смотрите на нее в течение 5 минут.

Вы обнаружите, что вскоре ваш взгляд начнет становиться расплывчатым, несфокусированным, и вы сможете заметить сопения в вашем объекте или точке, на которую вы смотрите. Вы сможете увидеть появление ауры вокруг объекта или даже увидеть, как он исчезает. Или, возможно, он изменит очертания или начнет вибрировать.

Чтобы провести еще более впечатляющий опыт, попробуйте посмотреть на другого человека в течение 5-10 минут. Выберите точку в центре его лба, но не смотрите ему или ей в глаза, иначе воздействие будет слишком сильным. И опять вы сможете заметить некоторые интересные изменения, когда вы переключитесь с прямого взгляда на виденье другого пространства.

Иногда вы сможете увидеть, как лицо человека превращается в маску. Или вам может показаться, что лицо исчезает. На основе этих наблюдений возможно получать внутренние знания или информацию о других людях.

Цель: знания и исцеление

В конце концов, используйте методы для работы с энергией и силой, видите в другой мир, научитесь видеть его; а цель - получить знания и исцелять. Традиционно роль шаманов заключалась в том, чтобы получать особые знания и способность исцеления, помогать членам своей общины; и многие современные шаманы, особенно в развивающихся странах, и в наше время выполняют те же функции.

Как уже отмечалось, многие наши современники используют шаманизм в других целях: от самопомощи и самоисцеления до создания мотивации для деятельности и разрешения конфликтных ситуаций. Эта способность знать и исцелять приходит из разных источников:

  • развитие интуиции;
  • толкование снов и использование их в качестве руководства к действию;
  • изменение состояния сознания;
  • конструирование своего будущего;
  • более тонкое восприятие чувств и потребностей других людей;
  • изучение природных методов исцеления, включая использование трав и лечебных растений.

Шаманы различных видов специализируются на отдельных категориях знаний и целительства; обычно они изучают те области, о которых наиболее хорошо осведомлены, как и любой профессионал.

И как это обычно бывает в других областях, они могут отсылать клиентов к другим шаманам, имеющим больше знаний в определенной сфере. Так, шаман из рода коренных американских индейцев направляет пациента с серьезным заболеванием к врачу, потому что сам не может вылечить его.

Подумайте, на чем вы бы хотели сосредоточить свои усилия, и это поможет развить свои способности в использовании шаманских методов. Спросите себя, каковы ваши главные цели и задачи при изучении этих методов и какой подход наиболее удобен для вас.


Даже если вы не ставите себе целью стать практикующим шаманом (этот путь, как правило, занимает долгие годы тренировок - к нему шаман обычно должен почувствовать особое призвание, а затем прослужить учеником у опытного шамана), тем не менее вы сможете изучить и использовать эти методы для помощи и исцеления как себя, так и других людей.

Кратко о главном
  • Шаманизм - это древняя форма мудрости и целительства, которая берет свое начало в истоках человеческой истории - каменном веке, точнее в эпохе палеолита.
  • Шаманизм - это методика целительства и разрешения личных и общественных проблем, в которой шаман обращается к духам за помощью, обычно входя в измененное состояние сознания; иногда шаман вызывает духов, а иногда сам совершает путешествие в их мир.
  • Шаманизм во все времена принимал различные формы.
  • Шаманы используют различные методы, чтобы поддерживать сверхчувственное видение, включая медитацию или размышления, галлюциногенные растения, барабанный бой или грохот трещоток, песнопения, свист или молитвы, и даже табачный дым.
  • Хотя традиционные шаманы в основном помогали другим, многие современные последователи шаманизма используют его методы для других целей, включая развитие своей личности и исцеление себя самого.

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.