Как и в любом армейском подразделении на флоте есть свои определенные правила и традиции, которые уходят в старину своими корнями. Например встреча моряков из походов жареным поросенком.

Среди многочисленных традиций, которые существуют на флоте, традиция встречать корабли жареным поросенком имеет свои не столь давние, но корни. Произошло это в Полярном, в 42-м году, когда грузилась одна из подводных лодок в море, и должна была идти в ответственный район. Командир лодки капитан II ранга Уткин обнаруживает, что недогрузили хлеба, о чём ему в тот день доложил помощник. В это время на причале оказывается гордый, слегка такой полноватый командир базы капитан III ранга Моденко, к которому подлетает командир, хватает его за грудки и говорит: "Вася, ну как же так, уходим в море, не моемся, не бреемся, топим корабли, под минами, под самолетами, а ты не можешь организовать как следует поесть. Давай так договоримся: если я вернусь с победой, с тебя жареный поросенок". Моденко пожал плечами и сказал: "Ну, попробуй". И действительно Уткин вернулся с победой и ничего не пришлось другого делать, как приготовить роскошного большого поросенка при встрече. И этот поросенок, никто уже не помнит, как он выглядел, но он положил начало замечательной традиции. И потом уже подводники, которые уходили в море, приходили в подсобное хозяйство - как рассказывают ветераны легендарной краснознаменной К-21 - с баночкой "Кузбасс-лака" и выбирая самую жирную свинью прямо кисточкой у нее на борту писали "К-21", это уже наша свинья, забита. И вот эти свиньи появлялись на столах в Доме офицеров, где традиционно после победы встречались подводники и за рюмочкой положенных победных 100 грамм съедали этого замечательного поросенка. И сегодня, когда лодки возвращаются в базу, мы тоже видим продолжение этих традиций. И когда, шел репортаж, и фотографии мы видели, наш уважаемый президент побывал у подводников-североморцев, его тоже встретили замечательным, роскошным жареным поросенком. Такая вот традиция до сих пор очень приветствуется в Северном флоте и является одной из самых распространенных.

Вот ещё одна традиция подводников Северного флота. За подбитый транспорт противника, подводная лодка при заходе в екатерининскую гавань г. Полярный, производила холостые залпы из пушки, по числу потопленных кораблей. Она тесно связана с традицией про жареного поросенка, потому что именно эти выстрелы и были сигналом для интендантов, сколько поросят резать. В мирное время, поросят начали давать после боевой службы. И постепенно традиция перекочевала и на другие рода войск.

Существует так же множество традиций, которые есть в Северном флоте, но они так же существуют и в других Флотах РФ.

Одной из таких традиций было приглашение на борт корабля Священнослужителей РПЦ, которого очень любили солдаты и матросы, называя каждого из них ласково "наш батюшка", и уважали офицеры. Надо сказать, что флотские священнослужители воспитывали матросов, прививая им общечеловеческие, общевоинские понятия чести и гуманизма, требуя чистоты в помыслах, благородства в поступках, презрения к трусости, учтивости к женщине, соблюдения и защиты личной чести пуще глаза. Иными словами это был тот нравственный "кодекс, без соблюдения которого вооруженный человек мог стать просто опасным насильником, если не бандитом".

Стало своеобразной традицией в морских храмах украшать внутренние и внешние стены мраморными досками с именами погибших. Так, в церкви морского кадетского корпуса на специальных мраморных досках черного и серого цвета были выбиты имена выпускников корпуса погибших в боях (черные доски) и кораблекрушениях (серые доски)… В этом же ряду стоит решение Святейшего Синода, принятое в 1904 г. Оно требовало: "… сельским церквам на стенах своих прибить черные доски с перечислением погибших славною смертью на поле брани: "Вечная память погибшим и слава живым!".

В местах героической гибели кораблей родился прекрасный ритуал отдания воинских почестей опусканием на воду венка из живых цветов. Координаты таких мест отмечаются в приказах командующих флотов. Традиция отдания воинских почестей и увековечения памяти погибших носила не только ритуально-обязательный, но и воспитательный характер, причем второй аспект имел большее значение, чем первый.

Начиная с 15 века Белое и Баренцево моря играли важную роль для торгового флота России. Доступ к незамерзающим гаваням северных морей явился одним из важнейших компонентов морской стратегии России после становления Германии как сильной морской державы на Балтийском море. В связи с этим, в 1895 году началось строительство первого военного порта (базы) на Севере. В советский период, после посещения И.В. Сталиным Заполярья, 1 июня 1933 года была создана Северная морская флотилия. В мае 1937 года приказом Народного комиссара обороны Северная морская флотилия была преобразована в Северный Флот. Суровым испытанием для молодого Северного флота явилась Великая Отечественная война. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года Северный флот непрерывно действовал на открытом морском театре, который отличался огромными размерами и суровыми физико-географическими особенностями. В отличие от других флотов, Северный флот в течение войны увеличил свои силы.

Так, к началу Великой Отечественной он располагал 15 подводными лодками, восемью эскадренными миноносцами, семью сторожевыми и других классов кораблями, его авиация насчитывала 116 боевых самолетов. К 1945 году в составе СФ были линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев. В ходе войны флот надежно прикрывал приморский фланг 14-й армии от десантов и обстрелов вражеских кораблей, защищал свои морские сообщения, непрерывными ударами по коммуникациям врага нарушал транспортные перевозки противника и лишал его инициативы на море. Мужественно и героически действовали морские пехотинцы флота и во время наведения конституционного порядка в Чеченской Республике. Десяти из них было присвоено звание Героев Российской Федерации, более тысячи воинов награждены орденами и медалями. Высокое боевое мастерство «черных беретов» по достоинству были оценены Президентом России.

Во время своего визита на Северный флот В.В. Путин, при вручении государственных наград морским пехотинцам, сказал: «В Дагестане и Чечне морские пехотинцы сражались доблестно. Бандиты не напрасно вас боялись и боятся до сих пор, потому что «черные береты» действительно страха не знают. Я искренне благодарю вас за самоотверженный ратный труд, верность присяге, за преданное служение Отечеству. Уверен, пока в строю такие люди как вы, Родина наша -- Россия -- будет непобедима».

Всего в послевоенный период за самоотверженное выполнение воинского долга, мужество и героизм звание Героев Советского Союза было присвоено 41 североморцу, 26 воинов флота стали Героями Российской Федерации. Как свидетельствует история, во все времена Северный флот был и продолжает оставаться надежным оплотом нашей Родины, ее надеждой и гордостью. Сегодня уже готова к выпуску медаль «80 лет Северному флоту». Она является символом мужества и героизма для моряков, служивших в холодных и суровых водах Севера.

Официальное прибытие отряда кораблей и судов Северного флота, возглавляемых большим противолодочным кораблем (БПК) «Вице-адмирал Кулаков», после завершения дальнего похода, было запланировано на 4 апреля нынешнего года. И, вероятно, что торжественная встреча моряков, со всеми полагающимися по традиции и флотским законам, в Североморске состоится именно сегодня. «Рассекретили» прибытие кораблей… жены и подруги моряков, которые не удержались от радостных реплик в соцетях: «Вернулись, родименькие! Ура!».

Впрочем, отряд кораблей после дальнего океанского похода, по планам командования, и не должен был сразу устремиться к родному причалу, а отрабатывал боевые задачи даже на последних милях в Баренцевом море. До этого моряки-североморцы, шедшие под флагом командира бригады противолодочных кораблей СФ капитана 1 ранга Александра Машинецкого, выполнили задачи плановой боевой подготовки в Северной Атлантики.

БПК «Вице-адмирал Кулаков» даже проходя через Ла-Манш (Английский пролив) умудрялся проводить учения при оживленном судоходстве. А буквально несколько дней назад, 30 марта «Кулаков» встретился в Северном море с фрегатом проекта 11356 «Адмирал Эссен», который направлен на Северный флот в рамках госиспытаний. Моряки отработали совместное маневрирование и проверили навигационные, а также радиотехнические средства. Это тоже боевая учеба и в какой-то степени наставничество - так матерый боцман учит молодого лейтенанта, выпускника военно-морского училища.

И вот, после пятимесячного похода, пройдя более 24 тысяч морских миль, посетив Лимасол на Кипре, Карачи в Пакистане, порт Салала в Омане, обеспечив безопасность мореплавания в Аденском заливе и Красном море, отработав не один десяток разного рода учений, БПК «Вице-адмирал Кулаков» вернулся в родной Североморск.

По традиции, помимо высокого начальства, корабль «встречал» и жареный поросенок. Эта традиция зародилась на флоте еще со времен Великой Отечественной войны - поросенком встречали подлодки за уничтоженные вражеские корабли. Впоследствии этот обычай перешел на все корабли, которые возвращались в базу после дальнего похода. К слову, на счету «Кулакова» уже есть 13 поросят.

Могло быть и больше, но у большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков», проекта 1155 (по классификации НАТО - Udaloy class frigate), вошедшего в состав Северного флота еще в 1982 году (корабль был спущен на воду в 1980-м), был достаточно длительный период ремонта, который затянулся с 1991 года по 2010. Так что у этого корабля, не смотря на 35-летний возраст не такой уж большой «пробег» по морям-океанам. А современное оснащение и вооружение, которое получил «Кулаков», оставляет его мощным и надежным кораблем.

Не исключено, что он может попасть под программу переоснащения кораблей проекта 1155, получит современные пушки а-192 «Армат», ракеты «Калибр» и новейший комплекс ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут». И тогда БПК «Вице-адмирал Кулаков» может фактически стать эсминцем, способным уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. По крайней мере, в планах ВМФ России до 2020 года значится и перевооружение кораблей проекта 1155.

«Корабли этого проекта списывать на берег еще рано, - считает член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Дмитрий Саблин. - И дело здесь даже не в экономической сообразности, хотя разница в постройке нового и модернизации старого кораблей весьма существенно. Эти большие противолодочные корабли, входящие в состав флота, а их осталось восемь, успешно решают поставленные задачи и надежно обеспечивают присутствие России в Мировом океане. Переоснащаемые на новые виды вооружений, они способны быть той силой, которая обеспечивает безопасность нашей страны. Конечно, им на смену должны прийти более современные корабли, и они уже появляются у российского флота, но пока основная нагрузка лежит именно на этих «старичках» и запас их прочности еще позволит оставаться в строю не один год».

А вот нынешние основные характеристики «Кулакова» таковы. Водоизмещение 6840 тонн (полное 7480), длина –163 метра, ширина - 19 метров, осадка - 7,8 метра. Максимальная скорость - 29,5 узлов. Дальность плавания 6882 морские мили, автономность 30 суток. Экипаж 293 человека (одного поросенка на всех маловато, но их, на самом деле, выделяется экипажу больше - на всех).

Вооружение БПК состоит из 2-х четырехконтейнерных установок ракето-торпед «Раструб», 8-ми пусковых установок зенитно-ракетного комплекса «Кинжал», 2-х 100мм артиллерийских установок АК-100, 4-х шестиствольных пулеметов АК-630М, реактивных бомбометных установок РБУ-6000. На борту корабля располагаются 2 вертолета Ка-27.

Своего первого поросенка БПК «Вице-адмирал Кулаков» получил еще в 1988 году, за дальний поход с визитом в Гавану. Остальные уже были после ремонта и модернизации корабля. Начиная с 2013 года этот БПК стал редким гостем в родной гавани - будто наверстывая упущенное, он буквально не вылезал из морей. Если на карте провести линии его маршрутов, то испещренными получится едва ли не полмира.

Список стран, в города которых «Кулаков» заходил с официальными визитами, исчисляется десятками. Его присутствие было отмечено в Средиземном и Черном морях, в том числе во время проведения операции российских ВКС в Сирии, которых БПК прикрывал с моря. Его запомнили в Аденском заливе и Суэцком канале, на Кубе и Венесуэле, в Атлантическом и Индийском океанах. И, естественно, в Баренцевом море, где отработано большинство учебных задач с практическими стрельбами из всех видов вооружений.

Большому противолодочному кораблю «Вице-адмирал Кулаков» принадлежит и самый длительный поход в новейшей истории флота России. Выйдя 14 апреля 2014 года из Североморска, он вернулся домой спустя 265 дней 5 января 2015, преодолев за это время свыше 34 тысячи морских миль. Нынешний поход был менее продолжительным по времени (начался 23 октября 2015 года) и по расстоянию - более 24 тысяч морских миль, но столь же значимым, что и все предыдущие.

И уже традиционно моряки «Кулакова» вновь отметили день рождения своего корабля - 16 января (когда над ним впервые был поднят флаг ВМФ) - в море. Это - хорошая примета, значит, его боевой век будет долгим. И жареные поросята еще не раз встретят моряков в родной гавани.

Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 Пояснение: 1. Как правило, местоимение замещает ближайшее к нему предшествующее существительноетого же рода и числа . Замещение существительного местоимением 3-го лица (он, она, оно, mm) не должно приводить к двусмысленности или искажению смысла: Управление находится при министерстве, оно недавно было реорганизовано (управление или министерство?). Следует сказать: Управление, находящееся при министерстве, недавно оно реорганизовано. 2. Не следует заменять в последующем предложении собирательные существительные (крестьянство, студенчество, большинство, группа и т.п.) местоимением они , так как при этом нарушается соотношение в числе. Неверной является фраза: «Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права; они неоднократно восставали против своих угнетателей» . Вместо слова крестьянство в первой части предложения следует использовать слово крестьяне или местоимениеоно – во второй части. 3. При употреблении возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой зачастую возникает неясность в вопросе о соотнесенности местоимения и существительного: Отец просил сына провести гостей в свою комнату (комнату отца или сына?). Следует учитывать, что местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Предложение можно не править в зависимости от вложенного в него смысла так: свою комнату. Или: Отец просил сына, чтобы он провел гостей в его комнату. 4. Определительное местоимение САМ, сочетаясь с одушевлёнными существительными и личными местоимениями, имеет значение «самостоятельно» (Малыш впервые оделся сам ), а в сочетании с неодушевленными существительными может использоваться с целью уточнения или выделения (Само выступление артиста не вызвало у публики никаких эмоций ). Данное местоимение изменяется по родам и числам, при этом форма женского рода в В.п. представлена двумя вариантами – САМОЁ и САМУ . Первый вариант является книжным и устаревающим, второй – общеупотребительным и более современным. 5. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они ) в одних случаях прибавляется в начале слова звук Н , в других не прибавляется. Звук Н прибавляется: - после всех простых предлогов (без, в, для, до, из, с и др.): без него, для нее; - после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вокруг, впереди, возле, мимо, после и др .): вокруг них, мимо неё . Звук Н не прибавляется: - после предлогов наречного происхождения, управляющих родительным падежом: вопреки ему, наперекор им; - после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, по поводу их; - после наречий и сравнительной степени прилагательных: сестра старше его; работает лучше её. Правильными являются формы у неё, от неё . Формы у ней , от ней носят разговорный или устаревший характер. 6. Нормативным является употребление местоимения их . Форма ихний считается просторечной и находится за пределами литературного языка.

Моряком можно родиться, а подводником нужно стать .

1. Кинопросмотры

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Эта цитата из полного собрания сочинений В.И. Ленина присутствовала в фойе всех кинотеатров страны на видном месте, а в дальнем походе приобретала особую актуальность.

Дело в том, что в автономном плавании подводной лодки нельзя было посмотреть ни балет, ни выставку картин, и поэтому кино - жизненная необходимость для подводников. На корабле имелись два узкопленочных киноаппарата «Украина» - техническое средство, несущее искусство в массы, и набор художественных и документальных кинофильмов. Причем количество фильмов превышало количество дней «автономки», то есть личный состав боевых смен ежедневно получал от замполита разные фильмы. В каждой смене было по 2-3 подготовленных киномеханика - «общественника», которым и доверялся показ фильмов. Качество пленки в основном было хорошее, а время создания фильмов не превышало 10 лет. В каждой «автономке» часть фильмов была совершенно новой, а у некоторых, на момент ухода нашего корабля в море, не было премьеры даже в кинотеатрах Москвы и Ленинграда. Иногда бывало так, что, посмотрев такой новый фильм на глубине 200 метров в районе Гавайских островов и убыв после похода в очередной отпуск в Севастополь или Самару, я видел, что демонстрация этого фильма там только начинается. Как правило, такие фильмы для первого показа выдавались замполитом той смене, которая занимала первое место в соревнованиях за неделю. В будние дни просмотр начинался в вечернее, ночное или утреннее время, после смены с вахты и приема пищи. Кинопоказ производился в двух местах одновременно - в столовой и в кают-компании. А в воскресенье фильмы крутили круглосуточно, после завтрака, обеда и ужина. За сутки можно было посмотреть до пяти фильмов. Естественно, на время тревог и учений демонстрация прерывалась. Так как средний возраст экипажа не превышал тридцати лет, то интимно-постельные сцены, а тем более эротика, в фильмах исключались. За этим строго следили политотделы всех уровней. И при отборе фильмов «эротический криминал» из пленки вырезался. Но однажды такая сцена - помывка женщин в бане в х/ф «Открытая книга» - была пропущена, и этот фильм закрутили «до дыр» в пленке. Правда, потом эту сцену кто-то вырезал. Большим успехом пользовались мультфильмы (особенно «Ну, погоди») комедии, современные фильмы о гражданской и Великой Отечественной войне, фильмы об армии и флоте. Большинство фильмов были отечественного производства, иногда - из стран социалистического лагеря.

2. Викторины

Начиная со второй трети «автономки», когда жизнь в боевых сменах входила в накатанную колею, а личный состав уже «притерся» друг к другу, в свободное от вахты время, обычно перед просмотром фильмов, проводились викторины. Вопросы викторин выбирались руководителями боевой смены, согласовывались с замполитом и объявлялись за несколько дней до ее проведения. Основная тематика - киноискусство, география, литература и устройство корабля. Морякам, занявшим призовые три места, в качестве призов вручались пачка сигарет, банка сгущенки и пара сушеных вобл. В конце «автономки» особо ценились сигареты. Бывалые подводники - офицеры и мичманы, не один раз побывавшие в дальнем походе, знали свои потребности в куреве и брали с собой необходимое количество сигарет. А моряки срочной службы, опыта походов не имевшие, к концу похода с куревом «пролетали». И поэтому за первое место в викторине призом была пачка сигарет (для этого я брал с собой лишний блок болгарских сигарет). Победителями, как правило, были молодые матросы, очень желающие покурить своих. Правда, после получения такого приза эта пачка у дверей курилки моментально «расстреливалась» его товарищами по смене. Второй и третий призы съедались в более узком кругу сослуживцев - любителей сладкого и солененького. Таким образом, проведение викторин повышало интеллектуальный и профессиональный уровень подводников и доставляло им маленькие личные радости.

3. Курение на корабле

О том, что курение - привычка, вредная для здоровья, знают все, но, пока молоды, об этом не задумываются. И тем не менее, просто сказать о курении на подводной лодке - это не сказать ничего. Курение на ней - своеобразный ритуал. При нахождении корабля в море в надводном положении курение допускается в ограждении боевой рубки с разрешения вахтенного командира. Курящих в экипаже, по моим наблюдениям, было не больше 75 %. В подводном положении для курения предусмотрено специальное герметичное помещение, оборудованное вентилятором и системой фильтрации дыма. Одновременно в этом помещении могли находиться несколько человек в течение времени, необходимого для выкуривания одной сигареты. Курилку посещал только личный состав смен, свободных от вахты, в порядке живой очереди. Курение в других местах, на вахте, во время тревог запрещалось. В «автономке» количество курящих немного сокращалось. Очевидно, причиной был газовый состав воздуха в отсеках, значительно отличавшийся от естественного.

4. Праздничные мероприятия

Несколько раз время «автономок» совпадало с государственными праздниками. В этот день на корабле устраивались концерты художественной самодеятельности в каждой боевой смене. Причем смена, организовавшая лучший концерт, признавалась победителем соревнований, и ей вручался праздничный торт. На камбузе готовились праздничные обед и ужин, в меню которых входили такие «домашние» блюда, как пельмени, манты, салат, винегрет. Пельмени лепили всей сменой, готовить салат поручали особо талантливым. Так как в то время майонез был в дефиците и в состав продовольственного снабжения корабля не входил, делали его сами, из продуктов, предусмотренных нормами снабжения. Подводников, особо преуспевших в боевой и политической подготовке, поощряли в праздничном приказе. Праздничные мероприятия транслировались по корабельной радиосети. Радиосеть использовалась для выпуска радиогазет, поздравлений именинников, исполнения музыкальных заявок. Практиковалось перед «автономкой» записывать на магнитофон для именинников поздравления и пожелания родителей, жен и детей. Заранее об этом не говорили, а в море их ждал приятный сюрприз.

5. Подводное народное творчество

В первые дни «автономок» рабочие дни подводников были перегружены, а в воскресенье просто хотелось отоспаться после предпоходовой нервотрепки на берегу. Но и в эти дни, а особенно во второй половине «автономки», все, у кого были умелые руки, а таких в экипаже набиралось до 90%, находили час-другой свободного времени, чтобы заняться поделками. Материал и инструмент для этого творчества доставлялся на корабль заранее. Это рукодельное мастерство на всю долгую «автономку», имело, в сосновном, одинаковую для членов экипажа тематику. В одном походе все делали макеты подводных лодок из эбонита, в другом - модели парусников, в третьем - картины из разноцветного шпона, в четвертом - шкатулки. При этом более мастеровитые помогали начинающим и теорией, и практикой. Кроме этого, делали макеты маяков, разделочные доски для домашней кухни, сувенирные изделия. Занимались этим и офицеры, и мичманы, и личный состав срочной службы. Некоторые добивались в этом творчестве определенных успехов, и дело их рук можно было назвать произведением искусства. Правда, встречались иногда любители еще одного вида «народного» творчества, мастера, которые себя не афишировали. Для работы им требовались механическая бритва и тушь. А результаты работы - на теле «продвинутых» подводников срочной службы в виде татуировок. Такое творчество было дисциплинарно наказуемым, а «инструмент» уничтожался. Из поделок, изготовленных экипажем, можно было организовать хорошую выставку. После возвращения корабля в базу все эти сувениры, на радость родным и близким, занимали почетные места в квартирах офицеров и мичманов, а матросы и старшины увозили свои поделки домой при убытии в отпуск или при увольнении в запас.

6. Занятия физкультурой и спортом

В первых походах многие члены экипажа, для поддержания своей спортивной формы пытались работать с «железом» - гантелями, гирями, штангой. Но специфический газовый состав воздуха в отсеках отрицательно сказывался на самочувствии, особенно после интенсивных тренировок. Все это не могло быть не замечено корабельным врачом, и его рекомендации не заставили себя долго ждать. Спортивные тренировки были прекращены, а допускалось выполнение легких физических упражнений в течение непродолжительного времени. В то же время это не исключало проведения тренировок по борьбе за живучесть на общекорабельных учениях. В течение нескольких месяцев плавания экипажу приходится дышать воздухом, который в основном вырабатывали специальные установки. При этом контроль постоянно велся только за теми ингредиентами, которые взрыво-пожароопасны или токсичны для организма. Например, при повышении содержания водорода более 3 % возникала опасность взрыва, а повышенное (более чем в 10 раз) содержание углекислого газа, окиси и двуокиси азота, других газов приводило к быстрой утомляемости, повышенному потоотделению, сонливости. Даже физическая нагрузка средней тяжести негативно сказывалась на работе сердечно-сосудистой системы. Такой газовый состав отсечного воздуха усиливал и алкогольное опьянение. Всему экипажу ежедневно к обеду выдавалось, и сейчас выдается по 50 граммов сухого вина. Другое употребление спиртных напитков на лодке запрещено. Но в конце 70-годов в одной из наших «автономок» произошел случай, когда четверо молодых, физически крепких ребят (несрочной службы) отметили день рождения одного из них. После выпитой бутылки водки, с хорошей закуской, в отдельной каюте, их нашли в полубессознательном состоянии в разных отсеках корабля. Они долго не могли вспомнить, как там оказались, а один несколько дней провел в корабельном изоляторе в реанимации. Есть и у меня личный опыт. Однажды, в одном из походов, по какому-то радостному поводу соседи по столу (пять человек) во время обеда отдали мне свои 50 граммов. Добавив эти 250 граммов хорошего югославского вермута к своим 50, я после плотного обеда дошел до каюты, лег в койку и вырубился. Вахтенный через шесть часов с трудом разбудил меня на ужин.

7. Серьезно о смешном, или Курьезы на корабле

В декабре 1974 года наш корабль стоял у достроечного пирса судостроительного завода в Приморье. Предстояла покраска всех внутренних помещений и отсеков лодки, которые перед этим должны были быть освобождены от имущества и вещей экипажа. По приказу командира с корабля был выгружен и аварийный запас воды и пищи (шоколад, галеты, сахар, тушенка, сгущенка). Его передали на ответственное хранение интенданту - мичману Гене Афанасьеву. Аварийный запас в бачках он разместил на территории завода в своей «кандейке» (контейнере) под замком. Перед Новым годом интендант «злоупотребил» и оставил на несколько дней «кандейку» открытой. Этим не преминули воспользоваться заводчане. Любители сладкого и мясного растащили почти весь аварийный запас корабля. И потом ветер долго гонял по территории завода фантики от шоколадок. Их пропало около 800 штук и более 250 банок тушенки и сгущенки. Интендант, конечно, был наказан, но предстоял выход в море, а с некомплектом аварийного запаса это недопустимо. Командир принял единственно верное в тот момент решение - пополнить аварийный запас пищи продуктами, которые предстояло получить экипажу в период перехода из Приморья на Камчатку. А в рацион питания включили другое, заменяющее эти продукты продовольствие.

Старшиной команды рулевых-сигнальщиков (боцманом) в этот период у нас был мичман Александр Шевченко, ранее служивший срочную службу на крейсере «Александр Суворов» Тихоокеанского флота. Осенью 1974 года, ночью, на ходовых испытаниях лодки в Японском море, наш курс опасно пересекал небольшой рыболовецкий сейнер. На сигнальную ракету, выпущенную боцманом в сторону сейнера и упавшую на его палубу, никакой реакции не было. На наш сигнал семафором о том, что сейнер должен изменить свой курс, последовал ответ: «Хожу там, где привык». На что боцман семафором указал ему кратчайший путь с использованием анатомии человека. Во избежание столкновения мы свой курс изменили, но и сейнер чуть отвернул в сторону.

В новогоднюю ночь, после встречи в составе экипажа нового, 1975 года, мы с несколькими офицерами и мичманами решили прогуляться по городку Большой Камень. Снега не было, но елки стояли на всех площадках и в скверах. На центральной площади, вокруг самой большой елки городка, ходил хоровод, а массовиком-затейником у них был Шура Шевченко. Наш боцман в сапогах, в тельняшке, «канадке» и в маске Деда Мороза, изрядно «приняв на грудь», развлекал песнями и плясками местных жителей. Но его, как и интенданта, заводчане запомнили хорошо. Когда в январе 1975 года наш корабль уходил с судостроительного завода, боцман собрал с пирса и причальной стенки и погрузил в надстройку корабля все урны, имеющие форму пингвинчиков. Правда, потом они куда-то исчезли. Летом 1975 года, после проведения уникального многоракетного залпа, наш корабль вернулся в базу. На торжественном построении от имени командования за успешную стрельбу нам вручили живого поросенка. Поросенок сумел вырваться из рук командира и с визгом стал носиться по плацу. Ловить его, перед строем соединения, пришлось боцману Шевченко.

По корабельному расписанию боцман открывает после всплытия ПЛ в надводное положение верхний рубочный люк для командира и вторым, после него, поднимается на мостик. Однажды, после всплытия по окончании «автономки», его ждала непредвиденная работа. В начале «автономки» мы зацепили корпусом многокилометровую иностранную (очевидно японскую) рыболовецкую сеть. Часть сети перерубило винтами лодки, а часть, зацепившись за ограждения рубки, болталась там весь поход. Акустики докладывали о наличии посторонних шумов по корме, но потом они исчезли. И вот, после всплытия, увидев эти обрывки, командир приказал боцману и его команде срочно освободить корпус лодки от этого «подарка». Не один час боцман провисел на мокрой скользкой поверхности корабля, на страховочных ремнях, убирая остатки сетей. Но к приходу в базу корпус корабля был чист.

Участвовал боцман Шевченко и в спасении человека. Зимой 1977 года лодка возвращалась в базу. К пирсу, во льдах, ее вел ледокол. Осматривая акваторию бухты вокруг медленно двигавшейся лодки, боцман в метрах двухстах от фарватера обнаружил на льду черное пятно. Направив на это место прожектор, Шевченко увидел, что посередине бухты на деревянном ящике сидит человек в шинели. Передали сигнал на ледокол. Тот развернулся, подошел поближе и принял на борт «ледового рыцаря». Оказалось, что это молодой офицер, который ночью, под воздействием горячительного, решил сократить путь домой. Вместо того чтобы идти в городок по дороге, пошел напрямик, через бухту. Когда увидел ледокол и лодку, остановился переждать, присел на ящик и стал засыпать. И заснул бы навечно, если бы не наш корабль. Отделался он легким обморожением некоторых ответственных мужских органов, но службу продолжил.

Но самый курьезный случай с боцманом произошел в 1977 году, в его последней «автономке». В подводном положении он нес вахту на пульте управления рулями, который для обеспечения живучести корабля подключается к противоаварийной системе, работающей в активном режиме. Эта система находилась в моем ведении. Командир во время вахты задавал коридор глубин для корабля, эти данные вводились в противоаварийную систему, и она, в случае выхода корабля из коридора по любой причине, автоматически (как автопилот) возвращала лодку на заданную глубину. При этом система подавала сильный звуковой сигнал «ревуном» и отключала ручное управление всеми горизонтальными рулями. Боцман на ночной вахте «закемарил», ситуацию по глубине не контролировал, и лодка вышла из заданного коридора. В отсеке заревел «ревун», а система, отключив боцману управление рулями с его пульта, сама стала возвращать лодку на заданную глубину. Шевченко, проснувшись, стал беспорядочно дергать отключенные рукоятки управления рулями и кричать, что лодка рулей не слушается. Получив подзатыльник и «комментарий» ситуации от командира, он проснулся окончательно. А система, выполнив свои действия, передала ему управление и отключила «ревун». До конца похода Шевченко был на вахте самым бодрым, но на систему смотрел с опаской и просил ее отключить. Просьбу его я удовлетворить не мог, а система безотказно работала все последующие «автономки», не давая спать нерадивым рулевым. Шевченко в скором времени уволился в запас и поступил работать на рыболовецкий траулер в Петропавловске-Камчатском.

ИВАНЕНКО Владимир Петрович, капитан 2 ранга в отставке, ветеран военной службы, член совета Самарского городского общественного фонда поддержки ветеранов ВМФ

§ 71. Общие правила употребления местоимений

Следует иметь в виду, что местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Эта связь местоимения с существительным нередко определяется смыслом, а не формально, порядком слов: Брат сейчас в отпуске, он отдыхает уже второй месяц.
Однако часто в подобных случаях возникает неясность или двусмысленность: Сестра поступила в артистическую труппу, она уезжает на гастроли (ср.: Сестра поступила в артистическую труппу, которая уезжает на гастроли ).

Упр. 103. Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.

1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Запомните: возвратное местоимение себя и возвратно-притяжательное местоимение свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях такого типа, как Директор попросил секретаря не впускать к себе посетителей в обеденный перерыв , местоимение (к) себе по смыслу относится к слову секретарь. В подобных случаях во избежание неясности предложение необходимо перестроить таким образом, чтобы смысл его был понятен. Например: Директор сказал секретарю, что не будет принимать посетителей в обеденный перерыв.

Упр. 104. В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.

1) Я застал помощника в своем кабинете. 2) Мать велела сыну налить себе чаю. 3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 5) Писатель показал образ матери в своем развитии. 6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. 7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 72. Правописание неопределенных
и отрицательных местоимений

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.
У отрицательных местоимений под ударением пишется не , без ударения ни : нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ-какой.
Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

Упр. 105.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Упр. 106. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут - делать (н...)чего - друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов)

§ 73. Тестовые задания

1. В каком варианте пишется буква Е?
а) н... кто не знает
б) н.. за что на свете
в) н... чего раздумывать
г) н.. до чего нет дела

2. В каком варианте пишется буква И?
а) н... кому остаться дома
б) н... за что не скажу
в) н... у кого попросить денег
г) н...которые люди

3. В каком варианте необходимо слитное написание?
а) (не)сколько книг
б) не(с)кем посоветоваться
в) ни(у)кого не спросил
г) ни(о)чем не думай

4. В каком варианте необходимо раздельное написание?
а) (ни)чего не осталось
б) (ни)чем не интересовался
в) (не)чем заняться
г) (не)о(чем) переживать

5. В каком варианте может быть вариативное написание?
а) (не/ни)какой
б) (не/ни)кто
в) (не/ни)чей
г) (не/ни)который

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 74. Глагол и его грамматические признаки

Глагол - часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?), например: слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом) . Глаголы в форме инфинитива имеют формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь (примеры см. выше). Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы.
Все остальные глаголы непереходные . Например: гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю.
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь) , называются возвратными . Например: брить - бриться, купать - купаться, строить - строиться. Все возвратные глаголы непереходные.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид глагола показывает, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - начертили, бросили, отцвели, запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - начертят, бросят, отцветут, запоют ). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало. Например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - чертили, бросали, цвели, пели ), настоящее (что делают? - чертят, бросают, цветут, поют ) и будущее сложное, состоящее из двух слов: слова буду (будешь, будет и т. д.) и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? - будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь ).
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.
Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет. Например: Утром мы отправились в путь. Сейчас мы беседуем . Завтра я опять Вас увижу .
В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии. Например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге.
Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы . В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени). Например: читать - читал бы (м. р.), читала бы (ж. р.), читало бы (ср. р.), читали бы (мн. ч.). (Обратите внимание на раздельное написание частицы бы .)
Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить. Например: Руки ей разотри . Укрой ноги пледом.
Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и- к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса. Например: нести - несут - неси; привезти - привезут - привези; рассказывать - рассказывают - рассказывай; готовите - готовят - готовь. Во множественном числе прибавляется -те : несите, привезите, рассказывайте, готовьте.
В сослагательном и повелительном наклонении глагол по временам не изменяется.
В предложении глаголы в форме всех наклонений обычно бывают сказуемыми.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением .
Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ёшь(-ешь), -ёт(-ет), -ём(-ем), -ёте(-ете), -ут(-ют) - I спряжения.
Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) - II спряжения.
Глаголы хотеть, бежать разноспрягаемые. В ед. ч. глагол хотеть спрягается по I спряжению (хочу, хочешь, хочет) , а во мн. ч. - по II спряжению (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице мн. ч. форму I спряжения (бегут) , остальные формы - II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите).
Среди глаголов выделяется группа безличных , которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах: 1) в форме, которая совпадает с формой 3-го лица ед. ч. настоящег-о (будущего простого) времени, например: све-тает, рассветает, рассветет, знобит, смеркается ; 2) в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело, знобило, смеркалось.
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и не может быть) подле-жащего. Например: 1. Всю ночь слегка вьюжило. 2. Мне нездоровится. В безличном значении могут выступать и личные глаголы. Например: 1. Зажгло грозою дерево. (Ср.: Молния зажгла дерево. ) 2. Пахнет сеном над лугами. (Ср.: Сено приятно пахнет. )

§ 75. Морфологический разбор глагола

Порядок разбора
I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).
II. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение.
Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Ненастной ночи мгла стелется 3 по небу одеждою свинцовой. (А. Пушкин)
I. Стелется - глагол (обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?). Н. ф. - стелиться.
II. Постоянные признаки - несов. вид, неперех., возвр., I спр.
Непостоянные признаки - изъявит. накл., ед. ч., наст. вр., 3-е л.
III. Мгла (что делает?) стелется .

Упр. 107. Прочитайте текст и выполните задания.

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал 3 , что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел 3 ...
Книги говорили 3 мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться 3 в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит 3 вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор указанных слов.

§ 76. Тестовые задания

1. В каком ряду все слова являются глаголами?
а) выписал, замерз, куплю, забыт
б) построен, нарисовала, берег, сшит
в) одет, смел, съел, сходите
г) выдержишь, дам, отбил, сотри

2. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?
а) люблю, придумывал, работать, спел
б) заснул, открылся, бегите, ищу
в) вспомню, покорми, прошелся, увижу
г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем

3. В каком ряду все глаголы являются переходными?
а) лягу, помогу, уберу, сделаю
б) учу, узнаем, принесите, сочиняю
в) встать, ползти, сплетничать, синеть
г) танцуешь, смущаться, выбрать, несу

4. В каком предложении нет разноспрягаемого глагола?
а) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.
б) Многие книги дарят нам радостные минуты.
в) Он хочет научиться всему хорошему.
г) Конь бежит - земля дрожит, из ноздрей дым валит.

5. В каком варианте грамматические признаки указаны правильно?
а) промолвила - глагол совершенного вида, в прошедшем времени, в 3-м лице
б) искать - глагол несовершенного вида, переходный, возвратный
в) надеется - глагол непереходный, в 3-м лице, в единственном числе
г) шуметь - глагол I спряжения, в неопределенной форме

6. У какого из выделенных глаголов неправильно определены грамматические признаки в предложении «И пусть он кажется неблагодарным, пусть даже не чувствует ее любви, как воздуха, которым дышит, - ей ведь и не нужно награды иной, кроме сознания, что без нее не мог бы прожить ни дня» ?
а) чувствует - глагол несовершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе, в предложении является сказуемым
б) дышит - глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, II спряжения, изъявительного наклонения, в настоящем времени, в 3-м лице в единственном числе, в предложении является сказуемым
в) (не)мог бы - глагол несовершенного вида, непереходный, невозвратный, I спряжения, условного наклонения, в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде, входит в состав сказуемого
г) прожить - глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, неизменяемая форма (инфинитив), входит в состав сказуемого

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 77. Особенности образования некоторых личных форм глагола

Существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1-го лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т. п.

Упр. 108. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.

1) Я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3) Без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4) Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).

§ 78. Особенности образования и употребления некоторых других глагольных форм

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о - а в корне. Таки-е чередования могут быть присущи равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать - приспособлять. Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а другой имеет разговорный характер. Сравните: уполномОчивать (общелит.) - уполномАчивать (разг.), сосредотОчивать (общелит.) - сосредотАчивать (разг.).
Запомните:

При образовании форм повелительного наклонения глаголов в русском языке в ряде случаев также существуют варианты, отличающиеся стилистическими характеристиками. Например: положи (общелит.) - положь (прост.), обними (общелит.) - обойми (прост.).
Нормативными литературными вариантами являются следующие глаголы в форме повелительного наклонения: взгляни, поезжай, ляг, положи, выйди, вылезай.

Упр. 109. Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Выбор мотивируйте.

1) Развитие науки (обусловливает - обуславливает) технический прогресс. 2) Обычно мы старались (приурочить - приурачивать) свой отпуск к началу лета. 3) При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать - сосредотачивать) внимание на главном. 4) За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался - удостаивался) высоких наград.

§ 79. Тестовые задания

1. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
а) бежать
б) победить
в) бриться
г) мурлыкать

2. Какая из форм глагола является только разговорной?
а) обезболивать
б) узаконивать
в) обусловливать
г) уполномачивать

3. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
а) положь
б) ляг
в) езжай
г) вылазь

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 80. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

В правописании глаголов основные трудности связаны с правильным выбором суффикса и окончания.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Необходимо отличать неопределенную форму глаголов (инфинитив) от формы 3-го л. ед. ч. наст. и будущ. вр. Чтобы не ошибиться в написании этих форм, следует задать вопрос. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? (в этих формах Ь пишется ), формы 3-го л. отвечают на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают? (в этих формах Ь не пишется ). Сравните: Он (что делает?) занимается плаванием. Надо (что делать?) заниматься регулярно.

Упр. 110. Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освободится - освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселит-ся - веселиться, садится - садиться, чистится - чиститься, беспокоится - беспокоиться, ссорится - ссорить-ся, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться.

Упр. 111. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит...ся. Километра через два д...лина вдруг стала сужива...ся. Начали попада...ся глинистые сланцы. Ширина д...лины то суживае...ся метров до ста, то расширяе...ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди...ся, если не держа...ся главного русла. По хребту, поросш...му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива...ся, осматрива...ся, иначе легко сби...ся с пути. (В. Арсеньев)

Суффиксы глаголов

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:
-а- (слышать, делать) ; -я- (сеять, лаять) ;
-е- (видеть, обидеть) ; -и- (нянчить, пилить) .
Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е- . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я- или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и- - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;
2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;
3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздоро-в е т-ь - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

Упр. 112. Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист...ть, молв...ть, порт...ть, мыл...ться, опостыл...ть, знач...ть, спор...ть, обезлюд...ть, обезум...ть, та...ть, прав...ть, вер...ть, кашл...ть, плак...ть, езд...ть, ка...ться, замет...ть, наде...ться, завис...ть, обид...ть.

Упр. 113. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле...л, наде...лся, послыш...лся, всматрив...лся, вид...лся, обид...л, знач...л, та...л, оконч...л, повес...л, вылеч...л, ненавид...л, спор...л, кле...л, стро...л, се...л.

Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)

Суффикс -ыва- (-ива-)
-ываю (-иваю) :
опазд ыва ть (опазд ываю ), наста ива ть (наста иваю )

Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю) :
бесед ова ть (бес едую ),
завед ова ть (зав едую )

Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одол е ть - одол е вать, одол е ваю; заб и ть - заб и вать, заб и ваю.

Упр. 114. Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир...вать митинг, участв...вать в пикете, вывед...вать тайну, оказ...вать воздействие, приказ...вать подчиненному, раскруч...вать веревку, развед...вать месторождение угля, доклад...вать о результатах, исповед...вать ислам, проповед...вать добро, попотч...вать пельменями, команд...вать армией, опроб...вать новое оружие, использ...вать достижения техники.
Запомните: переходные глаголы с приставками обез- (обес-) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс -и- (обессилИть кого-либо) , а непереходные - суффикс -е- (обессилЕть самому).

Упр. 115. Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить.

Личные окончания глаголов

Ударные личные окончания у глаголов I и II спряжения пишутся так, как слышатся. Ср.: ид ешь , ид ет , ид ем , ид ете , ид ут - I спряжение; молч ишь , молч ит , молч им , молч ите , молч ат - II спряжение.
Особые трудности возникают при написании безударных личных окончаний глаголов I или II спряжения. Окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.

I спряжение

II спряжение

Е
-УТ (-ЮТ)
(ты) фонетика ... восприятия и анализа теоретическим Сведения о звуковом...

  • Фонетика как лингвистическая наука

    Документ

    Функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. Частная фонетика ... восприятия и анализа формируются фонематические... (1974, 1990). С теоретическим введением. В предисловии к нему... входных единиц. Сведения о звуковом...

  • о в григоренко русский язык готовимся к егэ часть с

    Книга

    Теоретические сведения и языковой анализ фонетики фонетики

  • О в загоровская о в григоренко русский язык готовимся к егэ пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

    Документ

    Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ § 1. Текст и его основные признаки § 2. ... , синтаксиса. Выразительные средства фонетики Основным выразительным средством фонетики является звукопись - художественный...