Позиционное чередование гласных звуков.
Позиционные чередования согласных звуков.
Позиция - ϶ᴛᴏ место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.
В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.
Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, принято называть позиционным чередованием : [м /рос ], [м /роз ы].
Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.
1.Мена согласных по признаку звонкости-глухости.
Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях:
а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];
б) перед глухими согласными: низ кий
Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з"бъ],
с горы [зг /ры].
2.Мена согласных по признаку твердости-мягкости.
Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.
Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:
сделать [з"д"э/лът"], гость [го/с"т"], кузня [ку/з"н"ь]
Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн"эт"]
3.Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий
сжать [ ат "], сшить [ ыт "].
Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования принято называть ассимиляцией.
4.Важно заметить, что для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных. Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м"э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.
Οʜᴎ зависят от следующих факторов:
1.от места ударения слов;
2.от положения согласного по отношению к ударному слогу;
3.от твердости-мягкости соседних согласных.
1.Позиционная мена гласных звуков под ударением.
Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).
Сравним: сон – он; шум – ум.
Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар – да.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у гласных фонем <а, о, э, у> под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет <и>. Сильная позиция:
а) после паузы (начало слова);
б) после мягких согласных: ил – пил.
А после твердых согласных <и> реализуется в <ы>: игра - [сы]грать.
Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем <а, о, э, у>.
В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio – членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.
К примеру: [спа‣‣‣т"] – артикуляция в конце звучания [а ‣‣‣ ] сдвинута вперед и вверх;
[сп" ‣‣‣ ат] – артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;
[с"п" ‣‣‣ а ‣‣‣ / "и ] – спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а. ] охватываемый весь процесс артикуляции.
[п /са/ткъ] - [с" ‣‣‣ а/ду]
[па/са ‣‣‣ /д"им] - [с" а ‣‣‣ /д"ьм]
[а]:[а], [ " ‣‣‣ а], [а ‣‣‣ "], [ " ‣‣‣ а ‣‣‣ "]
параллельный тип фонемного ряда, его члены – вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.
Такой процесс принято называть аккомодацией (от лат. accomdatio - приспособление). Т.е. - ϶ᴛᴏ приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .
В транскрипции явление аккомодации обозначаем ‣‣‣ У [и] – аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.
2.Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.
В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция - ϶ᴛᴏ ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).
Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.
Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.
В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , ᴛ.ᴇ. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым – дымок – дымовой [ды/мок].
Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.
Основные позиционные изменения безударных гласных бывают представлены в таблице:
В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.
травы трава травяной
[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в"и э /но‣‣‣]
<а>: [а] - - [ъ]
воды вода водяной
[во/ды] [в да/] [въ/д"и/но]
<о>: [о] - - [ъ]
Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.
шесть шестой на шесть
[шэс"т "] [шы э /сто ] [на/шъс"т"]
<э>: [э] [ы э ] [ъ]
мел мелок меловый
[мэл] [м"и э /лок] [м"ь/л /во ]
<э>: [э] [и э ] [ь]
Исторические чередования звуков.
Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).
Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: но га – нож ной
но сит - вына шивает
позиция гласного одинакова: под ударением
Исторические чередования возникли в процессе развития языка.
1.сон – сна О//Ø в XI – XII веках падение редуцирования
день – дня Э//Ø сънъ – съна дьнь – дьнаı
2.о//а просит – выпрашивает
бер//бир беру - выбираю
стер//стир стерет - стираю
3.б//бл (любить – люблю)
в//вл (ловить – ловлю)
ф//фл (графить – графлю)
4.г//ж нога - ножка
к//ч рука – ручка
5.ст//д вести - веду
ст//т мести - мету
6.д//ж ходить - хожу
с//ш носить - ношу
Тема № 14. Фонология.
План.
1.Понятие о фонеме.
2.Система фонем русского языка.
3.Состав согласных фонем.
4.Состав гласных фонем.
5.Гиперфонема.
6.Фонемная транскрипция.
Позиционное чередование гласных звуков. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Позиционное чередование гласных звуков." 2017, 2018.
Тема. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ
Артикуляционно-акустические предпосылки изменений звуков в речи
Гласные и согласные звуки в процессе речи группируются в сло ги, слова, синтагмы, фразы, реже – функционируют изолированно. Внутри слова, а часто и на стыке слов артикуляция соседних звуков определенным образом видоизменяется: рекурсия (последняя фаза артикуляции) предыдущего звука и экскурсия (начальная фаза артикуляции) следующего звука взаимодействуют, переходя друг в друга, и происходит так называемое явление коартикуляции. Коартикуляция приводит к тому, что основные артикуляционные типы взаимно меняют свое качество – таким образом возникают разные варианты звуков (аллофоны фонем). Коартикуляция обусловлена определенными инерционно-механическими и нейрофизиологическими ограничениями в работе органов речи, экономией артикуляционных усилий говорящего, а также темпом речи. На произношение звука влияет, кроме близкого звукового окружения, также его место в слове и расположение относительно ударения.
Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: [во ды] // [в˄ды], [трав а] // [траф къ], ве зти // во зить, ух о // уш и и т.п.
Чередования бывают фонетические и исторические .
Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например оглушением звонких согласных в конце слов: , но [сады]. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные .
Типология изменений звуков
Изменения звуков в речи принято различать по:
1) типам: комбинаторные и позиционные изменения, которые в свою очередь делятся по видам на аккомодации, ассимиляции, упрощения, редукцию;
2) по характеру: качественные и количественные;
3) расстоянию: контактные (смежные) – взаимодействуют соседние звуки, и дистантные (дистанционные) – взаимодействуют звуки на расстоянии;
4) направлению: регрессивные (следующий звук влияет на предыдущий) и прогрессивные (предыдущий звук влияет на последующий);
5) степени проявления (глубине проявления): полные и неполные (частичные);
6) обязательности: обязательные и необязательные (факультативные).
Позиционные чередования объясняются положением звука в слове (гласные в ударном и безударном слоге, согласные в конце слова): [л’э с]// [л’и э са ], [падруг ъ]//[падрук ].
Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (звонкого согласного на глухой или глухого на звонкий, гласного на согласный или согласного на гласный и др.): [ло д ък] // [ло тк ъ], [мълат’ и т’]//[мъл˄д’б а ]. Поскольку во всех случаях позиция звука в слове определяет его изменение в современном языке, постольку термин «позиционные чередования» употребляется и в более широком значении – как тождественный термину «фонетические чередования».
Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловливали, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась, утратив фонетическую обусловленность. Некоторые из исторических чередований стали выполнять определенные грамматические функции. Такие чередования называют еще грамматическими, или морфологическими , например при образовании форм 1-го лица ед. числа от глаголов с неопределенной формой на -ить: носить –ношу, водить – вожу, ловить – ловлю и др.
Позиционные чередования гласных звуков в зависимости от положения по отношению к ударному слогу
Гласные звуки в безударных слогах редуцируются. Редукция безударных гласных может быть количественной и качественной . Количественную редукцию испытывают безударные гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] : [рыба к], [кра сныј], [игра ], [с’и н’иј], [уха ], [св’э рху]. Эти гласные в ударных и безударных слогах качественно одинаковы. Безударные гласные неверхнего подъема испытывают качественную редукцию, которая является причиной чередования разных по качеству звуков в ударных и безударных слогах: [п’ат’] – [п’и э та к] – [п’ьт˄ч’о к].
Позиционные чередования ударных и безударных звуков (фонем) в современном литературном произношении зависят от позиции гласных и качества предшествующего согласного.
Ударный [о] после твердых согласных чередуется с гласным [а] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда во второй позиции: [го лъвы] – [г˄ло ф] – [гъл˄во ј], где в первом слоге чередуются гласные [о] // [˄] // [ъ].
После мягких согласных ударный гласный [о] чередуется с гласным [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда во второй позиции [ь]: [л’ок] – [л’и э жат’] – [л’ьжы э бо къ], где в первом слоге представлено чередование гласных [о] // [и э ] // [ь].
Ударный гласный [а] после твердых согласных в первой позиции чередуется с более кратким звуком [а], который в некоторых транскрипциях передается знаком [˄], а во второй позиции – с редуцированным гласным среднего ряда [ъ]: [сам] – [с˄ма ] – [съм˄во ].
После мягких согласных ударный [а] чередуется с [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда [ь] во второй: [гp’аc’] – [гр’и э з’н’э ј] – [гр’ьзн˄ва тыј].
Ударный гласный [э] после твердых согласных чередуется с гласным [ы э ] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда [ъ] во второй: [жэс’т’] – [жы э с’т’а нкъ] – [жъгс’т’и э но ј].
Чередования звуков и фонем
Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).
фонетические (называемые также автоматическими альтернациями ) и нефонетические (традиционные, исторические) . Фонетические чередования наиболее регулярны (немногочисленные исключения могут наблюдаться в иноязычных словах), однако регулярная фонетическая обусловленность исторически лежит в основе и нефонетических чередований. В целом в системе формообразования регулярность чередований выше, чем в словообразовании.
Чередования звуков и фонем
Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).
По характеру условий чередований выделяются два их типа: фонетические (называемые также автоматическими альтернациями) и нефонетические (традиционные, исторические). Фонетические чередования наиболее регулярны (немногочисленные исключения могут наблюдаться в иноязычных словах), однако регулярная фонетическая обусловленность исторически лежит в основе и нефонетических чередований. В целом в системе формообразования регулярность чередований выше, чем в словообразовании.
Фонетические чередования. Фонетические чередования - это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. При фонетических чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о.
Таким образом, фонетические чередования всегда позиционны. Они служат в фонологии материалом для определения фонемного состава данного языка.
Фонетические чередования подразделяются на позиционные (1) и комбинаторные (2).
Позиционные - чередования, обусловленные местом относительно ударения или границы слова. К такому виду фонетического чередования относятся оглушение и редукция.
2.комбинаторные чередования обусловлены наличием в окружении данного звука других определённых звуков.
Нефонетические (исторические) чередования. Альтернантами исторических чередований являются самостоятельные фонемы. Такие чередования могут быть как позиционными, так и непозиционными:
1.позиционные (морфологические) - имеют место при регулярном формообразовании (в определённых грамматических формах, к примеру, русск. водить - вожу, глядеть - гляжу) и словообразовании посредством тех или иных морфем. Являются объектом изучения морфонологии.
2.непозиционные (грамматические) - не обусловлены позицией относительно определённой морфемы, но обычно сами являются средством словообразования (русск. сух - сушь, англ. advice /s/ "совет" - advise /z/ "советовать") или формообразования. Выступают внутренними флексиями и относятся к сфере грамматики. [Зиндер Л.Р. Общая фонетика.2-е изд.М., 1979 c.100-105]
чередование фонема стиль речь
Фонетические чередования
Позиционные чередования
На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень одни и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к [ъ] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зёл. Не одинаков и первый согласный: перед [а] это [к]: [ка] за, перед [о] это [к]: [к] озлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] а, ко [с] а, мы не получим чередования - корни здесь разные.
Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].
Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой - либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г // к] - фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.
Но вот еще пример - чередование [г // ж]: подру [г] а - дру [ж] ный, бума [г] а - бума [ж] ный, тай [г] а - таё [ж] ный, дви [т] ать - подви [ж] ный, мо [г] у - возмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Это значило бы, что оно тоже фонетическое.
Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] ом - [гн] агь, ми [т] ать - ми [г] нуть, шагать - ша [г] нуть. Фонетической
позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных - м-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное. Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, невежа - невежда, смерть - мор - вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.
По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножка. Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем. [#"center">2.1.2 Комбинаторные чередования
Комбинаторные чередования - фонетические изменения, возникающие в результате влиянии звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. На ассимилятивной и диссимилятивной основе могут происходить фонетические явления, которые традиционно также относятся к комбинаторным чередованиям: эпентеза, диэреза (выпадение звуков: рус. "честный"> [ч"эсный], 1е ami - lami и т.п.), гаплология, метатеза. С фонологической точки зрения комбинаторные чередования приводят к возникновению либо модификаций фонем (иначе - аллофонных вариантов, комбинаторных оттенков), которые никогда не выступают в данном языке как фонемно противопоставленные, либо фонетических, или живых, чередований фонем, образующих фонемные ряды. Напр., в рус. яз. ассимиляция шумных согласных по глухости - звонкости дает в результате чередовании фонем ("лодка - лодочка" т||д, "просьба - просить" з||с), а возможное ассимилятивное оглушение сонанта перед глухим шумным - модификацию ("масте [р] ская", "за [м] ша"), т.к. в системе фонем рус. яз. отсутствуют глухие сонанты. Однако возможна неоднозначная трактовка понятий модификации и чередования фонем в различных фонологических школах. Степень подробности описания фонетических характеристик аллофонов определяется целями лингвистического исследования.
Одна из причин комбинаторных чередований - артикуляционная связанность звуков, особенно соседних, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующего. Вследствие этого происходят качеств, изменения; напр., артикуляция, характерная только для одного из звуков, распространяется и на другие: назализуется гласный, следующий за носовым согласным ("нос", "мы"), смягчается согласный перед мягким ("кости" - ср. "косточка"). В зависимости от направления влияния звуков друг на друга различают регрессивные и прогрессивные комбинаторные чередования. Механизм регрессивных заключается в предвосхищении артикуляции последующего звука, в подготовке ее одновременно с артикуляцией предыдущего, если соответственный произносительный орган оказывается свободным. Напр., согласный перед огубленным гласным приобретает дополнительную губную артикуляцию. Механизм прогрессивных комбинаторных чередований основан на менее распространенной тенденции - инерции сохранить некоторые элементы артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего. Напр., в диал. "Ваньки - Ванька" палатализация согласного распространяется и на соседний согласный.
Действие артикуляционного механизма, т.е. физиологического фактора, вызывающего комбинаторные чередования, направляется и ограничивается системно - языковым фактором: взаимовлияние звуков проявляется лишь в том случае, если при этом не нарушаются существующие в языке фонематические отношения. Напр., во франц. яз. (в отличие от русского) носовые гласные существуют как особые фонемы, поэтому полная назализация гласного между носовыми согласными возможна в рус. яз. ("мама - мам"), но невозможна во франц. яз. ("maman - mama"). Таким образом, комбинаторные чередования определяются принятыми в каждом языке правилами, находящимися в тесной связи с особенностями артикуляционной базы данного языка. Правила могут учитывать и некоторые морфологические характеристики: напр., в рус. яз. сочетание согласных "тс" сливается в аффрикату [ц] на стыке корня и суффикса, но не на стыке приставки и корня, ср. "братский" и "отсыпать". Отражение в системе правил комбинаторных чередований особенностей условий общения, стиля и темпа произнесения, возрастных и социальных характеристик говорящего в т.п. объясняет наличие в языке орфоэпия, дублетов. Напр., в рус. языке т. наз. факультативное смягчение согласных ("по [с"п"] еть - по [сп"] еть", "бо [м"б"] ить - бо [мб"] ить") более вероятно в речи старшего поколения. [#"center">2.2 Нефонетические (исторические) чередования
Среди нефонетических (исторический) чередований различают чередования морфологические и грамматические.
) Морфологические (или исторические, традиционные). Такое чередование не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем грамматического значения. Историческими такие чередования называются потому, что они объясняются только исторически, а не из современного языка. Традиционными их называют потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.
При морфологических чередованиях чередуются:
а) гласная фонема с нулем, например, сон-сна, пень-пня. (так называемая беглая гласная)
б) одна согласная фонема с другой согласной фонемой: к-ч г-ж х-ш, например, рука - ручка, нога - ножка, муха - мушка;
в) две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж, например, плоскость - площадь, простой - упрощение, брюзга - брюзжать, запоздать - позже.
) Грамматические чередования очень схожи с морфологическими. Нередко их объединяют вместе. Однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических (традиционных, исторических) состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, а самостоятельно выражают грамматические значения. Так, например, чередования парных л и л мягкого, н и н мягкого, а также чередования к-ч х-ш могут различать краткое прилагательное мужского рода и существительное категории собирательности, например, гол - голь, рван - рвань, дик - дичь, сух - сушь. Чередование г-ж может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр. избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать.
Чередование свойственно прежде всего единицам звукового строя - звукам и фонемам , для которых правило структурной конгруэнтности означает, что они в качестве альтернантов должны занимать одно и то же место в составе одной и той же морфемы, ср. нем. ver-lier-en ‘терять’ / ver-lor-en ‘потерянный’ / Ver-lus-t ‘потеря’, где корень представлен тремя фонологическиразличными морфами, отражающими чередования фонем /ī/ ~ /o/, /ī/ ~ /u/ и /r/ ~ /s/. Чередования бывают разных типов и видов. По характеру дифференциальных признаков альтернантов различаются количественные чередования (по долготе - краткости) и качественные чередования (по признакам места, способа образования и др.). По характеру условий чередования различают 2 типа - фонетическое и нефонетическое (традиционное, историческое) чередование.
При фонетическом чередовании альтернантами являются звуки, взаимно исключающие друг друга в различных фонетических позициях, т. е. принадлежащие одной фонеме; такие чередования изучаются в фонологии и служат основой для определения фонем в языке. Фонетические чередования всегда позиционные. Нефонетические чередования могут быть 2 видов - позиционными и непозиционными; альтернантами нефонетических чередований являются фонемы, мена которых необъяснима характером фонетической позиции, ср. ма́зать//ма́жу/мажь [маш], где представлены оба типа чередований: нефонетическое чередование /з/ ~ /ж/ и фонетическое чередование [ж] ~ [ш]. Нефонетическое чередование в этом примере является, однако,позиционным, так как происходит в определённых грамматических формах перед определёнными аффиксами , в связи с чем это чередование можно назвать формально обусловленным; того же вида чередования /д/ ~ /ж/, /г/ ~ /ж/, /к/ ~ /ч/ и др. (водить - вожу, бегу - бежишь, влеку - влечёшь и т. п.), ср. также франц. /r/ ~ /z/ в dire ‘говорить’ / disons ‘говорим’ и в другихглаголах этого класса. Поскольку чередования такого вида сопровождают регулярное формо- и словообразование посредством специальных морфем, их называют такжеморфологическими; эти чередования изучаются в морфонологии . Второй вид нефонетических чередований - непозиционные, т. е. не обусловленные позицией перед определённой морфемой; такие чередования обычно сами по себе служат целям формо- и словообразования и поэтому называются грамматическими, ср. «сух» - «сушь», «дик» - «дичь» или англ. advice [‑s] ‘совет’ - advise [‑z] ‘советовать’. Важнейшие разновидности непозиционных чередований - аблаут и умлаут , которые могут быть как морфологическими, так и грамматическими по своей функции. Так, в приведённом немецком примере аблаут /ī/ ~ /o/ - грамматическое чередование (так как только оно различает формы указанного глагола - инфинитив и причастие II), в отличие от морфологического чередования /ī/ ~ /u/ и /r/ ~ /s/, сопровождающих смену суффиксов. Грамматическое чередование выступает в языке в роливнутренней флексии (см. Флексия ) и относится к грамматике. Об этих чередованиях можно сказать, что они лишь категориально обусловлены (соотносятся только с определённой грамматической категорией), в отличие от позиционных (морфологических), в которых формальная обусловленность накладывается на категориальную. На периферии нефонетических чередований находятся случаи типа «друг - друзья», где грамматическая аномальность формы множественного числа придаёт чередованию /г/ ~ /з/ характер лексически обусловленного, так как это чередование нельзя связать с действием формально-категориальных факторов.
Различные типы и виды чередований имеют разную степень регулярности и безысключительности. Наиболее регулярными и почти не знающими исключений (разве что в отдельных иноязычных словах) являются фонетические чередования. В них господствует фонетическая обусловленность, которая исторически лежит в основе и других видов чередования, но в последних она либо вовсе не оставила следов (как в аблауте), либо эти следы сильно смазаны (как в умлауте). Среди нефонетических чередований имеются относительно регулярные, обязательность которых безысключительна в пределах определённых парадигм или частей речи, и спорадические (нерегулярные), в большей степени испытывающие лексические ограничения (например, /г/ ~ /ч/ в стерегу/стеречь). В целом регулярность чередований выше в системе словоизменения и ниже в словообразовании (для языков, где развиты обе системы). Наименьшей регулярностью обладают лексически обусловленные нефонетические чередования.
В истории языка не только фонетическое чередование может стать нефонетическим (например, в славянских языках морфологические консонантные чередования типа /г/ ~ /ж/, /к/ ~ /ч/ возникли на базе древнего фонетического процесса палатализации), но и разные виды нефонетических чередований могут сменять друг друга; так, в языке волоф начальные грамматические чередования в корне типа to ‘играть’ - po ‘игра’ или sol ‘одевать’ - col ‘облачение’ восходят, по-видимому, к морфологическим чередованиям, сопровождавшим исчезнувшую префиксацию показателей именных классов . Источником фонемного чередования может оказаться древнее морфемное чередование, стёршееся вследствие переразложения; например, в греч. ἧπαρ ‘печень’ /ἥπατος (род. п.) в чередовании исхода основы ‑r/‑t скрыто древнейшее чередование суффиксов *‑er/*‑en, представленных в этом слове в нулевой ступени (*yekʷ‑r̥‑//*yekʷ‑n̥‑). И наоборот, стирание фонетических условий чередования приводит к появлению чередования морфем, так как, в сущности, чередование типа бег‑/беж- может рассматриваться целиком как морфемное.
В отношении чередования могут находиться также единицы суперсегментного уровня, например тон или ударение ; так, в языках с подвижным ударением в пределах словообразовательной или словоизменительной парадигмы могут чередоваться либо ударные-безударные слоги (зо́лото/позоло́т‑а), либо морфологические единицы - основа в окончание (зо́лото/золот‑о́й).
В реальной речи звуки произносятся по-разному, это зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его социальной и территориальной принадлежности, позиционных условий произнесения звука. Изменения звука, вызванные какими-либо соседними звуками, называются комбинаторными. Сближение артикуляции двух звуков называется аккомодацией , например, в романских языках, а также в праславянском языке заднеязычные согласные, оказавшись перед гласным переднего ряда, превращались либо в шипящие, либо в среднеязычные аффрикаты, либо в щелевые: проникать, проницательный, дрогнуть – дрожать и под. Уподобление звуков друг другу называется ассимиляцией , например, сжать [жжат’] , лат. affere из ab-fere. В ряде случаев наблюдается обратный процесс – диссимиляция – расподобление звуков со сходной артикуляцией: рус. что [што]. Ассимиляция встречается как у гласных звуков, так и у согласных; диссимиляция встречается гораздо реже.
Чередования звуков довольно таки регулярно наблюдаются в языке, например, в русском языке все гласные звуки (кроме У) в безударной позиции способны чередоваться друг с другом, звонкие согласные чередуются с глухими, твердые с мягкими. Однако, несмотря на это, люди все-таки отождествляют звуковые комплексы в слова и морфемы. Приведем следующие примеры: в словах стол и на столе корневой гласный и конечный согласный произносятся по-разному, также различные гласные произносятся в следующих словах: пять, без пяти, пятизначный ; а в словах зуб – зубы, снег – снега по-разному произносятся конечный согласный. Для того чтобы понимать звучащую речь, необходимо отождествлять значимые единицы языка по значению и по звучанию. В указанных словах звуки позиционно чередуются, то есть меняются, но их взаимная мена закономерна и зависит от фонетической позиции , то есть конкретных условий произнесения.
Звуки, которые позиционно чередуются, существуют в языке как тождество, ряд позиционно чередующихся звуков называется аллофонами
, а единица языка, представленная рядом аллофонов – фонемой
. Фонема противопоставлена звуку как единица языка единице речи, именно благодаря фонемам мы различаем и отождествляем слова и морфемы, фонема является функциональной единицей языка, так как различает слова. Основной принцип выделения и анализа фонем формулируется так: если в данном языке различия между двумя данными звуками позволяет различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к разным фонемам. Так, фонема < a > в русском языке представлена следующими аллофонами [а, Λ, ъ, и, ь], сравните в следующих словах: вал, на валу, валовой, пять, без пяти, пятитонка
[в`ал, нъвΛ`лу, вълΛв`ой, п’ат’, б’ьсп’и`т’и, п’ьт’и`тонкъ], фонема <д> - следующим рядом аллофонов [д, д’, т], например: лед, ледяной, на льду
[л’от, л’ьд’и`ной, нΛ`л’ду]. Фонема
Следовательно, все фонетические позиции можно разделить на те, в которых происходит нейтрализация (слабые позиции ), и те, в которых не происходит нейтрализация (сильные позиции ). Так, для большинства гласных в русском языке сильной является позиция под ударением, а слабой – без ударения; у согласных также отмечаются свои позиции: у звонких согласных слабой является позиция на конце слова и перед глухим согласным, сильной – позиция перед гласным.
Фонема всегда называется по той разновидности, которая выступает в сильной позиции. Если ряд позиционно чередующихся звуков является общим для нескольких фонем, а сильная позиция в данном случае отсутствует, то такая единица называется гиперфонемой . Например, для безударных гласных в слове карандаш отсутствуют сильные позиции, то же следует сказать и о начальной и конечной согласной в слове вдруг , сравните фонетическую и фонематическую транскрипцию этих слов: [кърΛндаш, вдрук] , <к а/о р а/о н д а ш, в/ф д р у г/к>. (Фонетическая транскрипция осуществляется в квадратных скобках, а фонологическая транскрипция в ромбовидных скобках).
Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:
1) мена согласных по звонкости – глухости.
Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:
а) в абсолютном конце слова:
Друга – друг, дубы – дуб
[г] // [к], [б] // [п]
б) перед глухим согласным:
весь – всё, низок – низкий
[в’] // [ф], [з] // [с]
Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:
просить – просьба, с окна – с горы
[с’] // [з’] [с] // [з]
2) мена согласных по твёрдости – мягкости.
Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .
[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .
3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].
Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.
Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,
сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .
4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .
Например: [г’и / га / нск’ иj] .
Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .
РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»
Понятие о графике. Развитие письма
Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.
Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.
Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.
Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.
Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).
В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).
На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит
За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.
До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».
В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.
Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.
С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.
К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.
За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.
Состав русского алфавита. Буква и фонема
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.
Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.
Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.
Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.
Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.
Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.
Воды - вода – водяной гриб - грибы
[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]
<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]