При приеме на работу работодателю важно знать, насколько мотивирован новый сотрудник. Особенно, если это молодой специалист, который только начинает трудовую деятельность. Изначально мотивация проявляется при выборе специальности. Однако в процессе обучения она может кардинально измениться. Чтобы понять мотивацию будущих специалистов в области качества, редакция «ММК» задала два вопроса студентам, которые учатся по специальностям, связанным со страндартизацией, сертификацией и управлением качеством.

1. Почему вы выбрали свою специальность?

2. Собиратесь ли вы после окончания вуза работать по специальности?

ЛЮДМИЛА МЕДВЕДЕВА,
студентка 5-го курса Уральского государственного лесотехнического университета (Екатеринбург), специальность «Управление качеством»

1. Свою специальность я выбрала потому, что считаю необходимым развитие качества товаров и услуг на современном рынке. Многие предприятия стали учитывать качество своей продукции как фактор конкурентоспособности.

2. Да, я планирую работать по специальности, потому что после окончания вуза хочется принять участие в улучшении качества не только своей жизни, но и жизни окружающих.

ИВАН ШАБАРЧИН,
студент 5-го курса Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, специальность «Управление качеством»

1. Специальность я выбрал, честно говоря, совершенно спонтанно. Долгое время искал то, чем впоследствии действительно хотел бы заниматься, чтобы потом не забросить учебу из-за отсутствия интереса. В итоге, изучив рынок труда и оценив свои способности, я выбрал ≪Управление качеством≫, так как считаю это направление одним из наиболее перспективных. Ведь с каждым годом все больше и больше компаний сертифицируются на соответствие стандартам ISO.

2. Конечно, буду. Не понимаю людей, которые после окончания вуза даже не пытаются работать по специальности, тем более если она востребована на рынке. Сейчас в России вопросам, связанным с менеджментом качества и сертификацией, начали уделять должное внимание, ведь это залог успешного развития любой крупной организации.

КИРИЛЛ КРАВЦОВ,
студент 2-го курса Дальневосточного федерального университета (Владивосток), специальность "Стандартизация, метрология, сертификация"

1. Я выбрал данную специальность по довольно необычным причинам. Во-первых, она только зарождается в России, а что-то новое мне всегда интересно. Во-вторых, с 7-го по 11-й класс я учился в техническом лицее и еще в 10-м классе решил стать инженером. Да и родственники мои тоже инже неры. Вот выбор и пал на эту специальность.

2. На второй вопрос сложно ответить, поскольку будущее для меня еще не открыто. Скорее, можно сказать, что я бы хотел и благодаря своим способностям могу работать по специальности. Однако это зависит не только от меня — конкуренция высока, желающих, помимо меня, будет немало. Но я приложу все силы, чтобы получить работу по специальности.

РЕГИНА БОРОДИЧ,
студентка 4-го курса Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), специальность «Управление качеством»

1. Изначально я собиралась получать совершенно другую профессию, но когда пришла в университет, мне рассказали об этой специальности и предложили поступать на нее. Я заинтересовалась, почитала буклет и приняла решение. Позже поняла, что мой выбор был верен.

2. Честно говоря, первые два года учебы я не очень ясно представляла себе, кем буду в итоге и чем займусь после получения диплома. Лишь с третьего курса, когда начались профильные предметы, стала понимать, на кого учусь. Я очень рада, что выбрала этот путь! После окончания вуза обязательно буду работать по специаль ности, поскольку верю, что благодаря своей деятельности смогу сделать жизнь окружающих и этот мир пусть и не намного, но лучше.

АЛЕКСАНДР КОРОЕД,
студент 3-го курса Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, специальность «Стандартизация, сертификация и метрология в пищевой промышленности»

1. Эта специальность показалась мне наиболее интересной и перспективной, учитывая со временную экономическую ситуацию, вступление России в ВТО и развитие Таможенного союза. Я считаю, что идея улучшения качества всегда будет актуальна, тем более в сфере пищевой промышленности.

2. Планирую. Думаю, работа в данной сфере несет в себе творческий аспект, что мне нравится.

АННА ГАВШИНА,
студентка 2-го курса Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, специальность «Стандартизация и сертификация»

1. Свою специальность я считаю хотя и довольно сложной, но очень интересной и нужной, особенно в настоящее время. Специалистов в данной области сейчас мало, поэтому они пользуются большим спросом. Да и зарплата в данной области очень даже неплохая, что, несомненно, радует. А вообще, учиться мне нравится, и я не жалею, что поступила именно в этот вуз и именно на эту специальность.

2. После окончания обучения я, конечно, хочу работать по своей специальности. Интересно поближе познакомиться с этой сферой деятельности и открывать новые перспективы.

КСЕНИЯ ЧУРИКОВА,
студентка 5-го курса Московского института стали и сплавов, специальность «Стандартизация и сертификация»

1. Свою специальность я считаю современной и перспективной. Стандартизация в России только начинает развиваться, интересно участвовать в ее становлении. Изначально я выбрала эту специальность случайно, понаслышке, но за последние годы учебы, благодаря прекрасным преподавателям, поняла, что мне она действительно нравится.

2. Я уже работаю по специальности и собираюсь продолжать после окончания учебы.

СЕРГЕЙ АВЕРИН,
студент 1-го курса Московского энергетического института, специальность «Управление качеством в производственно-технологических системах»

1. Сначала я учился в колледже по специальности ≪Сети связи и системы коммутации≫, потом пошел работать проектировщиком слаботочных систем, поступил на вечернее отделение в МЭИ. Специальность в вузе выбрал исходя из того, что она была ближе всех к специальности в колледже.

2. После выпуска планирую работать по специальности, потому что моя нынешняя работа косвенно с ней связана: мы проектируем по государственным стандартам, документы составляем в соответствии с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и т. д.

АЛЕКСАНДР БОРОВИКОВ,
студент 2-го курса Омского государственного университета путей сообщения, специальность «Управление качеством»

1. Эту специальность мне посоветовала сестра. Она окончила МГУ по специальности, связанной с менеджментом в банковской сфере, изучила эту сферу и сказала, что специалистов в области качества ценят. К тому же это очень интересная специальность, и есть много вариантов, куда можно пойти работать.

2. Да, я планирую работать по специальности, и, надеюсь, у меня это получится, потому что, мне кажется, работа будет интересной и не станет рутиной.

АННА ШАТКИНА,
студентка 4-го курса Пензенского государственного университета, специальность «Стандартизация и сертификация»

1. Свою специальность я выбрала, поскольку считаю, что она востребована в настоящее время.

2. Планирую работать по специальности, пото му что она является перспективной.

Специальность управление качеством – это молодая и перспективная специальность, которая является новой областью деятельности, сформировавшейся на пересечении организации производства или предоставления услуг с обеспечением их качества по требованиям как российских, так и международных норм и стандартов.

Знания, получаемые в процессе обучения на бакалавриате управления качеством, являются базовыми и в основном это теоретические знания различных методологий подготовки и внедрения на предприятиях различных систем для управления качеством услуг или продукции, для разработки, управления и эксплуатации информационных систем. Навыки студентов для практической направленности будущей работы формируются на семинарах и тренингах проводимых с целью овладения инструментами и механизмами, подкрепляющими теоретические знания.

Специальность управление качеством в ВУЗе - что сдавать, проходной балл, код специальности, форма и срок обучения

Специальность 27.03.02 управление качеством имеют 117 российских ВУЗов. Показательно, что в тройке лидеров рейтинга подготовки специалистов данного профиля, находятся переферийные высшие учебные заведения - два из Томска: ТПУ и ТГУ , а также из Казани - КФУ .

Для того чтобы стать студентом ВУЗа: код специальности управление качеством – 27.03.02, необходимо в приемную комиссию сдать документы результатов ЕГЭ :

  • по математике;
  • по физике;
  • и русскому языку.

Средний проходной бал – от 180 до 210 балов.
Срок очного обучения на бакалавра – 4 года.

В начальный период обучения студентов упор делается на естественнонаучные дисциплины, а также на предметы, которые являются базовыми для подготовки специалистов управления качеством. На факультетах преподают предметы по:

  • информатики и программированию;
  • информационному обеспечению, формированию банков и баз данных;
  • информационным технологиям управления качеством и защитой информации;
  • изучению общих математических предметов (линейной алгебре, математической логике, математической статистике и теории вероятности);
  • экономическим наукам (маркетингу и менеджменту, управлению персоналом);
  • гуманитарным наукам.

В перечень специальных дисциплин входят предметы:

  • по Метрологии;
  • по Стандартизации;
  • по Сертификации;
  • по Статистике;
  • по Экономометрике ;
  • по информационной безопасности.

Специальность управление качеством ВУЗы

  • Северный филиал ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в г. Великом Новгороде
  • ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)»
  • ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
  • ФГБОУ ВО «ПГУ», Пензенский государственный университет, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
  • ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ
  • ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет»; СибГИУ
  • Тихоокеанский государственный университет,
  • Филиал УрФУ в г. Среднеуральске
  • ФГУП «ЦНИИ «Центр»
  • СПбГМТУ
  • Горный университет, г. Санкт-Петербург
  • ИВГПУ, ФГБОУ ВО «ИВГПУ»
  • Кубанский государственный университет
  • Филиал СПбГЭУ в г. Чебоксары
  • СФТИ НИЯУ МИФИ
  • Томский государственный университет, НИ ТГУ, ТГУ
  • Костромской государственный технологический университет

Работа по специальности управление качеством

Выпускник ВУЗа, получивший специальность управление качеством, кем работать может определиться еще в процессе обучения – это инженером – менеджером в производственных и сервисных компаниях и фирмах, оценщиком, метрологом или аудитором в государственных или муниципальных учреждениях.

Со временем, бывшие выпускники становятся ведущими специалистами, начальниками отделов, управлений и директорами региональных и центральных государственных учреждений стандартизации и метрологии.

Что касается выбора дипломированного специалиста, имеющего специалиста управления качеством, где работать, то это могут быть как частные компании и фирмы производственного или финансового профиля, так и государственные или коммунальные учреждения контроля производственной или финансовой сферы. В государственных организациях, которые осуществляют сертификацию товаров и услуг. В Научно-исследовательских институтах анализа, проектирования, внедрения и сопровождения систем автоматизации управления качеством.

Подготовка инженеров-менеджеров по специальности «» ведется в АГТУ с 2001 г. Университет выдержал большую конкуренцию при открытии подготовки по этой специальности. Лицензию на подготовку инженеров-менеджеров имеет только химико-технологический факультет. Данная специальность уникальна, т.к. дает возможность получить одновременно квалификацию инженера и менеджера.
В настоящее время должности инженеров по качеству, разработчиков систем менеджмента качества, аудиторов систем менеджмента качества и систем качества, занимают специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Инженер-менеджер может проектировать системы менеджмента качества, обеспечивать их эффективное функционирование, соблюдение требуемого уровня качества процессов, продуктов, услуг и результатов деятельности организаций. При подготовке специалиста по управлению качеством большое значение придается изучению компьютерных, экономических и управленческих дисциплин (управление персоналом, управленческий и финансовый учет, менеджмент, аудит качества и многие другие).
Выпускник готов к выполнению следующих видов деятельности : управленческой, организационной, экономической, аудиторской, информационно аналитической, инновационной и консультационно-педагогической. В настоящее время на всех предприятиях и многих организациях создаются системы менеджмента качества (СМК), что в значительной степени повышает конкурентоспособность продукции и услуг. Это гарантирует инженерам-менеджерам дальнейшее трудоустройство. Наши выпускники успешно работают в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Санкт-Петербурге и в Москве. В.Ольховская – успешный бизнесмен, занимается бизнесом в области управления качеством в Москве и Архангельске. А. Лобанова, выпускница 2006 г., инженер по качеству в американской компании Celanese Emulsions (Швеция).

Профессиограмма

Сведения о профессии

Управление качеством является одной из функций предприятия по его управлению, которая фактически обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет разумного и грамотного управления производством и его обслуживанием.
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Доминирующие виды деятельности:

Работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;
- проверка качества выпускаемой продукции;
- служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;
- изучение спроса и предложений на рынке;
- планирование деятельности организации;
- коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);
- поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;
- разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;
- руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;
- контроль за исполнением данного задания;
- участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;
- проведение переговоров, бесед с клиентами;
- проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально-важные качества):

Способности:

Высоко развитые организаторские способности (способность руководить);
- коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);
- способность управлять собой;
- высокая способность влиять на окружающих;
- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;
- способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
- хорошо развитые аналитические способности;
- высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

Умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
- уверенность в себе, в принимаемых решениях;
- энергичность;
- четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);
- умение подчиняться требованиям, нормам организации;
- стремление к постоянному личностному росту;
- эрудированность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Отсутствие организаторских способностей;
- боязнь неудачи, неуверенность в себе;
- неумение управлять собой;
- неорганизованность, недисциплинированность;
- безынициативность;
- неспособность принимать решения;
- косность (неумение, нежелание меняться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
- склонность перекладывать ответственность на других.

Области применения профессиональных знаний:

Предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения;
- предприятия промышленной, аграрной отрасли (химико-лесной комплекс);
- региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации;
- сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже);
- логистика;
- сфера строительства и добывающей промышленности;
- транспортная сфера;
- логистика;
- сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании);
- туристические компании;
- рекламные агентства и компании;
- брокерские фирмы.
- образовательные учреждения (преподавательская деятельность);
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- организации и предприятия малого, среднего и крупного бизнеса;
- объекты инфраструктуры предприятия;
- проектные организации;
- научно-исследовательские учреждения и др.
- научно-исследовательские институты, Академии наук.

Классификационная карточка профессии

Наименование профессии - инженер-менеджер
Доминирующий способ мышления - Адаптация – координация : Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
Область базовых знаний №1 и их уровень - Предпринимательство, бизнес, наука и техника, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень - Менеджмент, уровень 2 (средний, практическое использование)
Профессиональная область - Администрирование, управление
Межличностное взаимодействие - Частое по типу «вместе» . Человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.
Доминирующий интерес предпринимательский тип : находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми – многочисленны.
Дополнительный интерес социальный тип : активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание.
Условия работы - В помещении, мобильный

Менеджер по качеству (Quality Manager) - управленец, отвечающий за создание и поддержание системы, стимулирующей высокое качество продукции или услуг компании. Профессия подходит тем, кого интересует экономика, право и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Должность менеджера по качеству может называться по-разному: директор по качеству, заместитель директора по качеству, начальник отдела качества. Но во всех вариантах слово «качество» остаётся ключевым.

Разумно было бы предположить, что он занимается техническим контролем: следит, соблюдается ли технология, и хороша ли эта технология сама по себе, соответствует ли она требованиям прочности, санитарным нормам и пр. Это правда, но не вся.

«Идеальное управление»

Современный менеджмент качества - это внедрение в компании методов работы, повышающих качество руководства, потому что без этого невозможно добиться и хорошего качества продукции.
Иными словами, управление качеством - это не узкий участок работы, а общность нескольких направлений - так называемая система менеджмента качества (СМК). По-английски - Quality System Management (QSM).

Конечно, в эту систему входит и контроль качества продукции как таковой.
Но кроме этого она включает участие в разработке товара / услуги, маркетинг, работу с поставщиками, бесперебойную работу складов, организацию продаж, поддержку потребителей (гарантии, техподдержка, консультации), технику безопасности на производстве, безопасность для окружающей среды и мн. др.

Менеджер по качеству отвечает за то, чтобы все процессы на предприятии были отлажены и «смазаны», и каждый сотрудник отвечал за качество на своём конкретном участке. Для этого сотруднику должно хватать квалификации, а значит, менеджер по качеству следит и за уровнем подготовки нанимаемых специалистов.
Чем крупнее корпорация, тем важнее контроль, и менеджер стремится его максимальному качеству.

Менеджер по качеству не управляет всеми сотрудниками, его задача - выстроить оптимальную схему взаимодействия и управления.
Как раз для этого он и внедряет СМК, оценивает как она работает, организует мониторинг качества выпускаемой продукции и услуг, разработку внутренних регламентов, взаимодействует с контролирующими и консультирующими организациями, организует процесс сертификации.
В этом ему помогают сотрудники отдела качества.

Знак качества

Даже самое замечательное управление не имеет смысла, если оно не улучшает положения компании на рынке. И это положение напрямую связано с качеством товара и услуг, а также с репутацией компании среди партнёров и потребителей.
Поэтому так важно, чтобы продукция компании была сертифицирована, а качество работы соответствовало стандартам. Причём стандарты бывают отечественные и зарубежные.
Например, отечественным стандартом является ГОСТ РФ(Государственный стандарт Российской Федерации).

Но если фирма хочет работать не только в России, если она заинтересована в инвесторах (для которых вопросы качества также важны), ей приходится сертифицироваться по международным стандартам. Например, по стандарту ISO, разработанному Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization).
Менеджер по качеству должен понимать требования, которые предъявляют отечественные и западные сертификационные органы.

Сертификат - это документ, подтверждающий, что продукция или вся организационная система организации соответствует требованиям безопасности и общепринятых регламентов. Своего рода знак качества.
Сертификация может быть обязательной и добровольной.
В России обязательной сертификации подлежит выпуск товаров, влияющих на состояние здоровья, окружающей среды, имущества. Например, лекарства, автомобильное топливо, выключатели и регуляторы освещения и пр.
Однако современные компании всё чаще стремятся к добровольной сертификации.
Почему? Они хотят подтвердить свой высокий уровень, чтобы повысить доверие потребителей, потенциальных партнёров и инвесторов.

Чтобы соответствовать тому же ISO, предприятия должна тщательно следовать подробнейшим инструкциям этого стандарта. Сначала нужно выявить собственные огрехи (для этого проводится аудит) и внести коррективы в свою работу. Обычно для облегчения процесса приглашают специалистов по подготовке сертификации ISO. Существует немало фирм, занимающихся этим профессионально.

Когда всё готово, можно приглашать комиссию из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Россстандарт). Эта организация ведает выдачей сертификатов, в том числе международных, в России.
Помимо международных систем оценки качества, имеют значение и отраслевые стандарты. Например, в пищевой промышленности их больше десяти, и они время от времени меняются.

Менеджеру по качеству приходится знакомиться с ними, при необходимости он консультируется с сотрудниками Росстандарта и др. специалистами.

Рабочее место

Зарплата на 02.04.2019

Россия 20000—60000 ₽

Москва 50000—100000 ₽

Менеджер по качеству необходим на производствах, транспортных компаниях, в авиации, и др., и пр.
Должность начальника отдела по качеству в компании с уже разработанными системами и процедурами качества - это дело ответственное и требует хорошего уровня подготовки.
Но если требуется создать СМК с нуля, с такой работой может справиться только специалист высочайшего профессионального уровня.

Важные качества

Профессия менеджер по качеству требует от человека лидерских качеств, хорошего интеллекта, аналитических способностей, цепкой памяти, ответственности, умения налаживать контакт с людьми независимо от их положения.

Знания и навыки

Менеджер по качеству должен хорошо понимать бизнес-процессы отрасли, в которой он работает, представлять особенности и проблемы производства (или оказания услуг), знать законы, регулирующие отрасль, знать основные требования стандартов, уметь соотносить требования отечественной и зарубежной стандартизации, проводить внутренний аудит деятельности компании.

Где учиться на Менеджера по качеству

Курсы

Академия стандартизации, метрологии и сертификации проводит обучение по програме . Программа готовит квалифицированных руководителей и специалистов, способных разрабатывать, внедрять и развивать интегрированные системы менеджмента, включающие в себя системы менеджмента качества (в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000), системы экологического менеджмента (серии ISO 14000), системы менеджмента охраны труда и техники безопасности (серии OHSAS 18000) и другие системы менеджмента. Вы можете выбрать курс 270 или 560 часов. Обучение можно пройти в московском или уральском филиалах Академии.

Высшее образование

Как правило, чтобы стать менеджером или директором по качеству необходимо высшее образование по специальности «менеджмент», «экономика», «экономика и управление».
В отраслевом вузе моно получить специальность применительно к конкретной отрасли: «экономика и управление в машиностроении», и т.п.

Кроме этого, требуется пройти обучению по специальности «управление качеством» или «менеджмент качества» на курсах учебных центров или институтов повышения квалификации, на курсах МВА.