Возникшее в середине XV в. в результате раздробления Золотой Орды Казанское ханство объединило под своей властью народы Среднего Поволжья и Приуралья - татар, удмуртов, мари, чувашей, часть башкир. Народы Среднего Поволжья, издавна жившие здесь, в большей или меньшей степени унаследовали древнюю культуру Волжской Булгарии. В плодородных районах Поволжья были развиты земледелие, бортничество и охота на пушного зверя. Земля принадлежала государству. Ханы раздавали ее своим вассалам, которые собирали подати с населения. Часть земель принадлежала мечетям. Основным налогом был продуктовый оброк (харадж); духовенству шла десятина. В хозяйстве феодалов широко применялся труд пленных-рабов. Более тяжелым было положение мордвы, чувашей и мари, которые должны были платить большой ясак. В многонациональном Казанском ханстве переплетались социальные и национальные противоречия. Выход из них казанские правители видели в организации нападений на более развитые русские земли с целью грабежа и захвата пленников-рабов. Отсутствие развитой городской жизни (кроме крупного центра транзитной торговли - Казани) также толкало к нападениям на соседей.
В 30 - 40-х годах XVI в. в Казанском ханстве произошло несколько значительных народных выступлений против феодальных властителей. Среди самих казанских феодалов не было единства: вопреки ориентации большинства из них на Крым и Турцию, часть феодалов стремилась к развитию политических связей с Российским государством, с которым Казань поддерживала торговлю.
Уже в середине 40-х годов XVI в. из-под власти Казанского ханства высвободились чуваши и марийцы, перешедшие в состав Российского государства.

Подготовка к походу на Казань

К середине XVI в. против Российского государства действовала сильная коалиции мусульманских государев, возникших после распада Золотой Орды и объединенных влиянием и поддержкой со стороны султанской Турции.
Борьба с внешней опасностью вновь вставала как первоочередная, важнейшая задача, от разрешения которой зависели существование и развитие недавно возникшего единого Российского государства.
Вся вторая половина 40-х годов прошла в дипломатических и военных попытках добиться ликвидации очага агрессии в Казани либо путем восстановления ее вассальной зависимости, чего можно было достигнуть утверждением в Казани сторонника Москвы, либо путем завоевания Казани. Но попытки эти были неудачными. Ставленнику Москвы Шах-али не удалось удержаться в Казани, а два похода русских войск в 1547 - 1548 и 1549 - 1950 годах были безуспешными.
На рубеже 50-х годов началась подготовка к решительному удару по Казани. Предпочтение военного разгрома перед дипломатическими путями решения этой проблемы было связано с потребностями в земле для дворян. Казанское ханство с его «подрайской землицей» (выражение Пересветова) манило служилых людей. Овладение Казанью было важно и для развития торговли - оно открывало путь по Волге к странам Востока, так манившим европейцев в шестнадцатом веке своими богатствами.

Взятие Казани

Весной 1551 г. на правом берегу Волги, напротив Казани, была поставлена заранее срубленная и спущенная по течению реки деревянная крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для ведения военных действий против Казани.
Наступление России на Казань встревожило турецко-татарскую коалицию. По распоряжению султана крымский хан Девлет-Гирей нанес удар с юга, намереваясь вторгнуться в центральные области России и тем самым сорвать наступление России на Казань. Но в Москве предвидели возможность такого нападения и в районе Каширы - Коломны на древнем окском рубеже расположили войска. Крымский хан ушел обратно. Во второй половине 1552 г. стопятидесятитысячное русское войско, во главе которого стояли Иван IV, князья А. М. Курбский, М. И. Воротынский и другие, осадило Казань. Для разрушения стен Казанского кремля по замыслу Ивана Выродкова были сооружены минные подкопы и осадные приспособления. В результате штурма 2 октября 1552 г. Казань была взята.

Овладение Волжским путем

Затем последовало присоединение Башкирии к России. В 1556 г. была взята Астрахань. В 1557 г. русскому государству присягнул мурза Исмаил - глава Большой Ногайской Орды. Его противники откочевали с частью ногаев на Кубань и стали вассалами Крымского хана. Вся Волга стала теперь русской. Это был огромный успех Российского государства. Помимо ликвидации опасных очагов агрессии на Востоке, победа над Казанью и Астраханью открывала возможность освоения новых земель и развития торговли со странами Востока. Эта победа была крупнейшим событием для современников; она вдохновила на создание шедевра русского и мирового зодчества - знаменитого Покровского собора на Красной площади в Москве, известного под названием «Василия Блаженного».

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

В 2016 году Республика Алтай отмечает 260-летие добровольного вхождения алтайского народа в состав России и 25-летие со дня создания республики.

Национальный музей имени А. В. Анохина планирует подготовить и оформить экспозицию «Алтай, Центральная Азия и Россия в XII-XV, XVI- XVII, XVIII-XX вв.» и открыть выставку «Тюркский мир из фондов Российского этнографического музея» , посвященные 260-летию со дня вхождения Горного Алтая в состав Российского государства.

Процесс присоединения Горного Алтая в состав России занял длительный исторический период.

Тюркоязычные племена Алтая в XVII и в первой половине XVIII в. находились в политической зависимости от западных монголов, или ойратов, которые со второй половины XVII в. чаще известны под именем джунгар. Ойраты были объединены в обширное феодальное государство, называемое в русских источниках Джунгарией (в настоящее время под Джунгарией принято считать пограничную с Казахстаном и МНР область Центральной Азии, составляющую северную часть Китайской провинции Синьдзянь, Чугучак, Шихо, Турфан, Кульджа. В середине XVII в. кратковременно это была обширная область между Алтаем, Тянь-Шанем и Балхашем).

Значительная часть алтайцев-кочевников, известная тогда под названием теленгутов, телеутов или белых калмыков, составляла в Джунгарии оток в 4000 кибиток и находилась в вассальных отношениях к джунгарскому хану. Племена Алтая платили джунгарским феодалам албан, или алман, пушниной, железными изделиями и скотом.

Перед приходом ойратов и русских на политической арене Алтая фигурировали отоки. Оток включал в свой состав группу родов и отдельных семей, обитавших на определенной территории и находившиеся в феодальной зависимости от правителя отока - зайсана. Ведущее положение в отоке занимал, как правило, самый многочисленный род - сёок. Полукочевое или кочевое население отока могло относительно просто сменить территорию обитания, но на новом месте сохранялись прежние общественные отношения. Во главе отока стоял зайсан (jайзаҥ). Оток состоял из дючинов (тӧчин). Дючина подразделялась на податные единицы примерно в 100 дворов - арманы, возглавляемые демичи (темичи). Сбором податей в армане ведали шуленги (кӱнди - у чуйских теленгитов). Арман подразделялся на десятидворки (арбаны) во главе с десятскими - арбанаками (бошко у чуйцев).

Политическая история Горного Алтая и соседнего Верхнего Приобья XVII- первой половины XVIII веков была напрямую связана и обусловлена отношениями Джунгарского ханства с соседними государствами, главным образом с Российским государством и Цинским Китаем. После присоединения в середине XVI века Казанского ханства, русские во главе с Ермаком в 1582 году разгромили Сибирское ханство. Хан Кучум бежал с частью своих людей на восток, однако в 1598 году потерпел поражение на реке Ирмен, впадающей в Обь. На землях бывшего Сибирского ханства стали строиться русские крепости. В 1586 году была основана Тюмень, затем возникли Тобольск, Тара, Сургут. В начале XVII века русские воеводы Тобольска и Томска установили контакты с Абаком (из рода мундус) - князем теленгутов Верхнего Приобья. Вся дальнейшая история русско-алтайских (теленгутских) взаимоотношений наполнена как мирными, так и драматическими событиями.

Во второй половине XVII века политическая ситуация внутри Джунгарского ханства характеризовалась противоборством основных клановых группировок, а его внешняя политика была направлена на борьбу с соседними государствами Центральной Азии. Поэтому Джунгария не могла противодействовать продвижению России вверх по Иртышу и Оби. В течение 1713-1720 годов по Иртышу были сооружены Омская, Семипалатинская и Усть-Каменогорская крепости, а по Оби - Чаусский и Бердский остроги, Белоярская и Бийская крепости.

В начале второй четверти XVIII века алтайский участок государственной границы России с Джунгарией проходил к югу от г. Кузнецка в направлении на юго-запад по долинам рек Лебеди-Бии, затем по предгорьям Алтая, пересекая низовья рек Катуни, Каменки, Песчаной, Ануя, Чарыша, верховье Алея, Убу и заканчивалось в районе Усть-Каменогорска.

В конце XVII - первой половине XVIII веков население Горного Алтая по политическому статусу распределялось на две основные группы. Одна группа населения, проживавшая в долине Бии, около Телецкого озера и в низовье Катуни (между притоками Ишой и Наймой) имела статус двойного подчинения «двоеданства» России и Джунгарии. Разница между ними проявлялась в том, что жители долины Бии находились в большой зависимости от администрации Кузнецкого уезда России, а население Телесской и Тау-Телеутской волостей тяготело к пограничным властям Джунгарии. Другая, большая часть населения Горного Алтая (территории от долины Катуни на юго-запад до Иртыша, долины Башкауса, Чуи, Аргута) входила в состав Джунгарского ханства.

После смерти последнего кагана Джунгарского ханства Галдан-Церена в 1745 году в державе разгорелись на долгие годы междоусобицы, победителем из которых вышел Дабачи (Даваци). Однако ряд нойонов возвели на престол своего ставленника - Немеху-Жиргала, и в Джунгарии оказалось сразу два хана. С помощью хойтского князя Амурсаны Даваци в 1753 году низложил и убил конкурента. Но вскоре его сподвижник Амурсана, потребовал отдать ему «кан-каракольские, тау-телеутские, телецкие и саянские земли». Отказ Дабачи вызвал вражду с Амурсаной, дошедшую до военных столкновений.

Во время борьбы Дабачи с Амурсаной в 1753-1754 гг. алтайские зайсаны выступили на стороне первого, законного, на их взгляд правителя Джунгарии. Это обстоятельство в судьбах алтайского народа сыграло впоследствии зловещую роль.

В августе 1754 г. Амурсана потерпев поражение бежал в Халху, откуда обратился за помощью к цинскому императору Цяньлуну. При дворе Амурсану встретили с большой радостью. Цинская династия увидела в Амурсане удобное орудие в борьбе за осуществление своей заветной цели - уничтожение Джунгарского ханства. Цяньлун организовал большой карательный поход на Джунгарию. Огромная цинская армия вторглась в Джунгарию и оккупировала всю территорию ханства. В июне-июле 1755 г. маньчжуры захватили важные районы Иртыша и Или. Вместе с маньчжурами находился и сам хойтский нойон Амурсана. Амурсана, командовавший авангардом северной колонны цинской армии, продвигавшейся из Халки через Монгольский Алтай, начал жестоко мстить алтайским князьям. Командующий войсками на Колывано-Кузнецкой линии полковник Ф.И. Дегаррига в сентябре 1755 г. сообщал командующему на Сибирских линиях бригадиру И.И. Крофту, что «В Зенгорскую де землицу в крайние улусы Амурсаной уже с войском своим вселился, а их, калмыков, к той Катуне-реке прижал и сам де он, Амурсанай, с войском своим стоит в Канских и Каракольских волостях...».

В русских архивных документах содержатся сведения об избиении Амурсаной алтайских князей. Джунгарский нойон прислал в Канские и Каракольские волости войска «для забрания тутошних всех зайсанов под видом таким: якобы по повелению китайского хана они требуются для поклонения, которых де и собрали и к нему, Амурсане, явилось семнадцать человек, и которых он, Амурсана, по прежде причиненной ему злобе в отомщение пятнадцати человекам отсек голову, а двух де зайсанов он за оказанные добродетели отпустил по-прежнему в свои волости невредно». Посланцы Амурсаны требовали от алтайского зайсана Омбы «опростать землю владельцу нашему нойону Амурсане без всякого сражения и ссоры для жительства», угрожая в противном случае его «корень весь вырубить». Действия Амурсаны и побудили зайсана Омбу и других в 1754 году обратиться к русским властям с просьбами о защите и убежище под стенами русских крепостей. Алтайские князья обращаются к русским властям сначала за военной помощью, предоставлением убежища, а затем с 1755 года просьбами о подданстве и предоставлении мест для проживания вблизи российских крепостей.

Летом 1755 года Джунгария прекратила свое существование. Цинская империя решила разделить ойротское государство на четыре части, во главе каждой из них должен был стоять независимый хан. Но этим планам не суждено было сбыться, так как в Джунгарии вспыхнуло восстание, которое поднял Амурсана, потерявший всякую надежду стать всеойратским ханом. Разгромив оставшийся в ойратской земле небольшой цинский отряд и обосновавшись на реке Боротал, Амурсана развивает активную деятельность по созданию каолиции всех антиманчжурских сил, включая казахов, киргизов и тюркские народы Алтая.

Восстание Амурсаны вынудило цинский Пекин принять все меры, к подавлению мятежа.

Задолго до этих событий, еще в мае 1755 года цинский император приказал хотогойтскому князю Цэнгунджабу «привести в покорность» племена южных районов Горного Алтая. 12 июня 1755 года цинские войска вышли в район Сайлюгемского хребта, разделяющего, как известно, Монгольский и Горный Алтай. Преодолев хребет, часть войск направилась в район верхнего течения реки Катунь для подчинения живущих там алтайцев, другая - вниз по течению реки Аргут, а третья - в район Чаган-Усун. Таким образом, значительная часть Южного Алтая оказалась под контролем манчжурских войск. О приходе китайцев в край и о их «склонении» местных жителей к принятию манчжурского подданства донесли русским в августе 1755 года тау-телеуты Ерелдей Маачаков и Дарды Баачаков. Появление значительного цинского войска на Алтае, вынудило алтайских зайсанов и старшин, особенно тех, кто жил в верховьях Катуни, по Чуе, Аргуту, Башкаусу и т.д. не имея достаточных сил, чтобы противиться войскам, зайсаны Буктуш, Бурут, Гендышка, Намкы, Омбо и другие, боясь быть физически уничтоженными, вынуждены были формально подчиниться манчжурам. Удовлетворившись согласием алтайских зайсанов признать власть Сына Неба, Цэнгунджаб доложил в Пекин и, собрав свои войска, ушел с ними в Монголию, не оставив ни караулов, ни постов, ни чиновников для управления новыми поддаными.

Узнав об уходе «мунгалов», в алтайские и тувинские кочевья прибыл посланец Амурсаны с просьбой помочь восставшим ойратам в борьбе против манчжурского засилья. Однако эта просьба не нашла отклика в сердцах местных, так как свежи были в их памяти злодеяния Амурсаны и приведенных им в 1754 году манчжурских войск. Алтайские и тувинские зайсаны не только не откликнулись, более того, они даже сообщили об этом командующему манчжурскими войсками.

В декабре 1755 года делегация алтайских зайсанов, состоящая из Гулчугая, Камыка (Намык), Кутука, Номкы и других была торжественно принята цинским императором в своем дворце, где он пожаловал им чиновничьи титулы и соответствующие знаки отличия. Перед отъездом их ознакомили с приказом, который обязывал каждого из них быть готовым поддержать своим войском китайскую армию, которая пойдет «по весне на Амурсаная».

Манчжурские войска, прибывшие оградить алтайских «новоподданных от возможных действий восставших ойратов», повели себя не как защитники. Ограждая алтайцев от увода их ойратами в Джунгарию, они начали «массово угонять жителей к себе в мунгалы». Эти стремления последних сопровождались грабежом мирного населения, всевозможными поборами и часто убийствами ни в чем не повинных людей. Данные действия манчжуров оказали самое негативное влияние на алтайских зайсанов: они не только стали пересматривать свое отношение к ним, но и понудили их взяться за оружие и выступить против китайцев. Таким образом, алтайское население, выступив против цинских отрядов, поддержало восстание джунгар.

Цинский император повелел строго карать мятежников, особенно их зачинщиков, осмелившихся оказать сопротивление цинским войскам. Выполняя приказ, манчжуры обрушили все свои силы на алтайские кочевья. Первыми попали под этот массированный удар насельники кочевий и улусов зайсанов Буктуша, Бурута и Намкы.

Алтайцы, подвергшиеся нападению цинских войск, защищались, как могли. Но силы были не равны. Поэтому они стали уходить от наседавших на них манчжуров под защиту русских крепостей и форпостов.

С началом нового похода цинской армии алтайские зайсаны стали переселять своих людей поближе к русским крепостям. В начале марта 1756 года Буктуш, Бурут, Намыкай и Намык подтянули подразделения своих отоков к устью реки Семы. Часть людей зайсана Кулчугая приблизилась к Усть-Каменогорской крепости.

Прошения «о заступничестве» и возможности «своего спасения от злого времени на российской стороне» подавались зайсанами с 1754 года.

12 алтайских зайсанов: Омбо, Кулчугай, Кутук, Наамкы, Боохол, Черен, Буурут, Каамык, Наамжыл, Измынак, Сандут, Буктуша обращаються в 1755 году с письмом к русским властям с просьбой принять их в подданство.

Не имея возможности и полномочий решать такого рода вопросы, командующий Колывано-Кузнецкой военной линией полковник Ф. Дегаррига раз за разом препровождал такого рода «инородческие» прошения вышестоящему начальству: Сибирскому губернатору В. А. Мятлеву и командующему Сибирским корпусом бригадиру Крофту. Однако и тот, и другой также не имели на этот счет каких-либо ясных указаний сверху, а потому и они вынуждены были просить разъяснения по этому поводу у Оренбургского губернатора И. И. Неплюева. К сожалению, и последний не мог решить поставленные алтайскими инородцами вопросы, он смог лишь порекомендовать своим сибирским коллегам, с одной стороны, воздерживаться от приема алтайцев в российское подданство, а с другой, - «не отвергать сих просителей» от «благожелательства Ея императорского величества» и разрешать тамошним инородцам», кочевать вблизи русских военных укреплений.

Не дождавшись добровольного принятия алтайцами цинского подданства и видя затруднения и нерешительность русских властей, цинские отряды начинают проявлять еще большую активность в достижении своих захватнических целей. В конце мая цинские командиры повели свои отряды в наступление, стремясь захватить их до выхода к русской военной линии. В. Серебренников, побывавший с разведывательными целями в Горном Алтае, доложил 5 июня в Кузнецке, что по сообщению зайсана Буктуша, цинские отряды дошли до переправы Кур-Кечу на Катуни, где построили плоты и намерены переправиться «на здешюю сторону».

24 мая командующий сибирскими войсками Крофт, находившийся в Тобольске, получил указ из Коллегии иностранных дел от 2 мая 1756 года с обстоятельным изложением условий и порядка приема в подданство России «зенгорцев»..., всех принятых в подданство, кроме двоеданцев и бухарцев, следовало постепенно «перепровождать по линиям в волжские калмыки».

Тот же указ был направлен и на имя сибирского губернатора Мятлева.

21 июня 1756 года в Бийск прибывают зайсаны Буктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичи Менгош Сергеков. Прибывшие были приведены к присяге и дали письменные «обязательства на их диалекте»:

«1756 года летнего средняго месяца 24 дня кочующая по черной речке Оилину теленгутову зайсанги Намук, Церин, Буктуш, Бурут, а вместо Боохола старшина Мингош все 3 с женами и детми и со всеми улусными людми, с малыми и болшими, прикочевали в подданство всероссийской государыне в вечные роды непременно. И где нам повелено будет селение иметь, по тому указу должны поступить и противу россиян никаких злых поступков, воровства и грабительства не чинить, в том и пред бурханы присягали, если пред в нарушение что учиним, то по воли и правам великия государыни наказание подвергаемся. И во уверение того мы, зайсанги и демичинары, сынов своих во аманаты отдали, а имянно: Биокутешева (Буктуш) сына Тегедека, Мохиина сына Бюдюрошка... (и т.д.)».

От переселения на Волгу названные зайсаны отказались, указывая на то, что от нападения монгольского войска они разорены так, что многие не имеют лошадей и остались пешими. В числе других причин, не позволяющих немедленно переселяться на Волгу, они указывали то, что «от побегов и беспокойства лошади и рогатый скот весьма изнурены». К тому же во время нападения монгольского войска многие их родственники, а у иных жены и дети «разбежались по скрытным местам в горах, отступив от неприятеля с легким экипажем».

За первой группой зайсанов, принятых в подданство в Бийске, сюда же вышли позднее зайсаны Намык Емонаев и Кокшин Емзынаков. Последним из зайсанов к Бийску вышел Кутук. В конце лета к Колыванской линии вышла оставшаяся часть Канского отока во главе с зайсаном Омбо и демичами Самуром и Алтаем. Вместе с Омбой вышли также 15 дымов зайсана Кулчугая.

Чтобы склонить, отказывающихся от переселения на Волгу зайсанов, прибывшие представители наместника Калмыцкого ханства и полковник Дегарига решили зачитать перед ними фальшивое письмо, составленное на ойратском языке, якобы присланное от цинского командования, с требованием выдачи алтайцев. Это возымело сильное действие на зайсанов.

Указом КИД России от 20 мая 1757 года предписывалось отправлять принятых в состав России алтайцев и других групп джунгарцев на Волгу разными партиями. 28 июля 1757 года из Бийска вышел большой кош - караван с 2277 переселенцами. В списке переселенцев, отправленных на Волгу, были зайсаны Бурут Чекугалин, Камык Ямонаков (Намык Емонаев), Церен Уруков (Серен) и семейства умерших зайсанов Кулчугая и Омбо. Кроме того, в коше были люди зайсана Буктуша.

По подсчетам КИД России, к началу 1760 года общая численность джунгарских беженцев, принятых в подданство России, составляла 14617 человек. Переселение сопровождалось массовой гибелью людей от болезней: оспа, дизентирия, а также от голода и холода. Только до Омской крепости, куда первый караван прибыл 11 сентября, выехавший в составе 3989 человек, потерял 488 человек. В Омске с 11 по 21 сентября умерло - 63. В пути от Омска до Звериноголовской крепости умерло еще 536 человек. 22 октября 1758 года, в калмыцкие кочевья прибыл караван из более чем 800 семей. Таким образом, в середине XVIII в. присоединяется а Российскому государству основная территория Горного Алтая.

В 1757-1759 гг. воспользовавшись географической отдаленностью юго-восточных районов Горного Алтая от российских военных укрепленных линий, фактической невозможностью со стороны России в данный период полностью воспрепятствовать проникновению в Горный Алтай военных отрядов со стороны Монголии, Цины подчинили жителей бассейна реки Чуи и Улаганского плоскогорья. В конце XVIII - первой половине XIX вв. территории двух современных районов (Кош-Агачского и Улаганского), называвшихся Первой и Второй Чуйскими волостями, находились под двойным протекторатом России и Китая, жители, которых являлись двоеданцами двух могущественных империй на протяжении 100 лет.

Таким образом, долгий исторический путь прошли алтайские этносы. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, Монгольской империи, Джунгарского ханства, пока не подверглись китайскому нашествию в 1755-1759 гг. Чтобы уберечь свой народ от истребления, большинство алтайских племенных правителей - зайсанов обратилось к России с просьбой о защите и принятии их в подданство. Прием алтайцев в российское подданство осуществлялся сибирскими властями по указу Коллегии иностранных дел о приеме бывших «зенгорских зайсанов» с их подвластными в подданство России от 2 мая 1756 г.

Литература:

Екеев Н. В. Алтайцы (материалы по этнической истории). - Горно-Алтайск, 2005. - 175 с.

Екеев Н. В. Проблемы этнической истории алтайцев (исследование и материалы). - Горно-Алтайск, 2011. - 232 с.

История Республики Алтай. Том II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756-1916 гг.) // НИИ Алтаистики имени С. С. Суразакова. - Горно-Алтайск, 2010. - 472 с.

Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай. Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII- XIX вв.). - Горно-Алтайск, 1996.

Модоров Н. С., Дацышен В. Г. Народы Саяно-Алтая и Северо-Западной Монголии в борьбе с цинской агрессией. 1644-1758 гг. - Горно-Алтайск-Красноярск, 2009. - 140 с.

Моисеев В. А. Внешнеполитические факторы присоединения Горного Алтая к России. 50-е гг. XVIII в. // Алтай-Россия: через века в будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства (16-19 мая 2006 г.). - Горно-Алтайск, 2006. Том 1. - С.12-17.

Самаев Г. П. Горный Алтай в XVII - середине XIX веков: проблемы политической истории и присоединения к России. - Горно-Алтайск, 1991.- 256 с.

Самаев Г. П. Присоединение Алтая к России (исторический обзор и документы). - Горно-Алтайск, 1996.- 120 с.

Э. А. Белекова, заместитель директора по научной работе.

В 2015 г. Национальный музей имени А. В. Анохина получил копии документов о присоединении Горного Алтая в состав Российского государства из Архива внешней политики Российской империи при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Мы благодарим сотрудников архива за сотрудничество!

Иллюстрации

1. Эпизод войны Джунгарии с китайской империей в 1755-1756 гг. (с картины неизвестного художника)

2. Прошение зайсанов о принятии их в подданство Российской империи (на староойротском языке). Февраль 1756 г.

5. 1 стр. Указа Коллегии иностранных дел сибирскому губернатору генерал-лейтенанту В.А. Мятлеву об условиях и порядке приема населения Южного Алтая в российское подданство. 2/13 мая 1756 г.

6. 1 стр. из списка алтайцев, вступивших в российское подданство.

Вхождение в состав Российского государства (XIV-XVI века)

К середине XV века не имевшая ни крепкой экономической базы, ни этнического единства и объединяемая лишь силой оружия, Золотая Орда окончательно распалась на несколько государств. Причерноморские степи и Крым составили владения Крымского ханства; низовья Волги - Астраханского; бассейн Оби - Сибирского.

В среднем течении Волги и низовьях Камы образовалось Казанское ханство. Ниже, по левобережью, простирались кочевья Ногайской, а на правобережье - Большой орды, ханы которой ещё не оставляли надежд на воссоздание когда-то могучей кочевой империи. Однако их время прошло. Окончательную победу одерживал оседлый земледелец, а кочевые ханства, державшиеся на грабеже окружающих народов, быстро двигались к гибели среди бесконечных войн и междоусобиц.

В те же годы происходило окончательное объединение русских земель вокруг Москвы. Сильное централизованное государство, возглавляемое во второй половине XV века опытным руководителем и политиком Иваном III, носившим уже титул «государя всея Руси», сбросило ордынское иго и само перешло в наступление. Под ударами с севера и юга рассыпалась Большая орда, что означало конец ордынского ига и для мордовского народа. Однако набеги кочевников не только не прекратились, но даже усилились. Отсутствие постоянной дани крымские и ногайские ханы пытались восполнить путем регулярных грабительских походов в мордовские земли.

В истории многих народов существовали периоды, когда необходимо было делать исторический выбор. Часто он сводился к альтернативе, противостоянию двух тенденций. Первая из них означала интеграцию, врастание в более сильный в политическом и военном отношении организм, вторая выражалась в открытой конфронтации с ним, борьбе не на жизнь, а на смерть.

В XIV веке в подобной ситуации вновь оказался мордовский народ. В качестве же политического организма выступало Великое княжество Московское, ведущая роль которого в системе восточно­европейских государств после Куликовской битвы была бесспорной. Кроме того, оно выступало в качестве основы - ядра складывающегося русского централизованного государства.

Народы Средней Волги в разное время столкнулись с проблемой взаимоотношений с русским народом и русскими государственными образованиями. Но хронологические рамки не были главным фактором этого процесса, более важную роль играл его характер, его сущностные черты.

Один из крупнейших российских историков XIX столетия, Константин Дмитриевич Кавелин, утверждал: «В образовании великорусской ветви, её расселении и обрусении финнов состоит интимная, внутренняя история русского народа». Значит, вхождение мордвы в состав русского централизованного государства - составная часть «интимной», «внутренней» истории России.

Предпосылки этого процесса складывались веками, их вехами было присоединение ряда мордовских земель к русским княжествам, в первую очередь Нижегородскому и Рязанскому... (см. также мнение историка В.О. Ключевского)

К началу XVI столетия мордовская земля представляла собой поголовно вооруженную федерацию мелких независимых друг от друга территорий, во главе которых стояли или размножившиеся потомки бывших князей, как мордовских, так и татарских, или даже выборные вожди типа казацких атаманов. В Мещере, фактически вошедшей в состав Русского государства еще в 1380 году, формально существовало полностью зависимое от Москвы небольшое Касимовское царство, управляемое татарскими феодалами. Что же касается остальной мордовской территории, то в зависимости от ситуации она считалась вассальной либо по отношению к Москве, либо к Казани.

Фактически же населенный казацкой вольницей лесной край был предоставлен самому себе. Лишь его восточные районы платили более или менее постоянный ясак Казанским ханам, преимущественно пушниной, да земли, прилегавшие к Нижнему Новгороду, отдавали подати в пользу московского князя.

Естественным стремлением большинства мордовских феодалов являлось сохранение самостоятельности и независимости как от Москвы, так и от Казани. Поэтому, в основном, мордовский край придерживался нейтралитета в войнах между ними. До 20-х годов XVI века перевес в борьбе постоянно был на стороне русских. Однако в 1521 году крымский хан Мухаммед Гирей, воспользовавшись русско-литовской войной, организовал в Казани переворот и возвел там на ханский престол брата Сагиб Гирея. Тот также признал верховную власть могущественного султана Османской Порты.

К союзу присоединились ногайские, а затем и астраханские феодалы. Таким образом, вновь произошло сплочение тюркско-исламских сил от Урала до Дуная, на этот раз под покровительством Турции. В том же году армия крымского хана совместно с ногаями нанесла удар по Москве.

Столицу ей взять не удалось, но земли от Тулы до Владимира подверглись страшному разгрому. Войско Сагиб Гирея обрушилось на правобережье Волги, дойдя от Казани до Владимира и опустошив попутно мордовскую территорию. Это был уже не обычный грабительский набег, а хорошо организованный поход, ставивший целью подорвать производительные силы нетюркских народов. Только из Руси, по сообщениям летописца, было выведено около 800 000 пленных. Огромный урон нанесли захватчики и мордовской земле.

В 1540 году последовал новый грабительский набег, во время которого были разорены мордовские земли от Суры до Мурома. Кроме того, казанские феодалы стали в массовом порядке переселять целые мордовские деревни на территорию ханства в Заволжье. Над мордовским народом вновь нависла угроза полного исчезновения.

И хотя вскоре союз ханств распался, опасность его возобновления не миновала, тем более, что с юга началось продвижение турок, укрепившихся в низовьях Дона и на Северном Кавказе. Ими даже была предпринята попытка прорыть канал для ввода в бассейн Волги османского флота. В таких условиях мордовским феодалам пришлось делать окончательный выбор, так сказать, между востоком и западом.

Связи Мордовии с Казанью были весьма крепкими. Ещё со времен Булгарского царства на восток установились торговые пути для сбыта пушнины и других товаров. Сам город был сделан столицей в 30-40 годы XV века ханом Улу-Мухамедом. Сохранилось множество народных преданий о добровольном строительстве этого города, в которых мордовский народ называет Казань чуть ли не своей столицей.

Проживание в одном географическом регионе, схожий во многом характер хозяйственной деятельности, родственные связи с казанцами многих мордовских князей не говоря уже о татарских мурзах - все это так же сближало мордовский край с казанским ханством, в котором финно-угры составляли немалую часть населения. Однако беспорядочные грабительские набеги казанцев вызывали крайне негативную реакцию основной массы населения края. Что же касается мордовских и даже татарских князей и мурз, то их отталкивала политическая нестабильность ханства, непрекращающиеся междоусобицы.

В Казани постоянно происходили кровавые столкновения между приверженцами Руси, Крыма, Ногайской Орды и даже среднеазиатских эмиров. Только за первую половину XVI века в ней сменилось 14 ханов, то и дело втягивавших в свои распри приверженцев со всего Поволжья. В такой ситуации походы 1521 и 1540 годов на нейтральные мордовские земли стали переломным моментом в окончательном разрыве их с Казанью и переходе на сторону Москвы.

Этим не замедлил воспользоваться наследник Ивана III - великий князь московский Василий Иванович. В 20-е–40-е годы на территории расселения мордвы русскими гарнизонами с помощью местного населения возводятся города-крепости: Васильсурск, Мокшанск, Темников (на новом месте), Шацк, Елатьма; восстанавливаются Арзамас, Кадом, Курмыш, Наровчат. Ещё раньше мордва спорадически выступала вместе с русскими против кочевников.

Например, в 1444 году приход мордовской рати на помощь рязанцам оказался решающим в разгроме сильного войска ордынского царевича Мустафы. С 20-х годов XVI столетия совместная борьба против Казанского и Крымского ханств становится постоянной. Начинается массовый переход мордовских феодалов на службу русскому правительству.

С 1545 года на Казань возобновились регулярные походы русских войск. Два из них возглавлял сам царь Иван Васильевич, названный впоследствии Грозным. В результате этих походов к России присоединяются поволжские земли до Свияги, в устье которой в 1551 году строится опорная крепость Свияжск. В 1552 Казань взя-та войсками под командованием Ивана Грозного и Казанское ханство присоединено к Москве.

В памяти мордовского народа год падения Казани отождествляется со временем присоединения мордвы к русскому государству. Как исторические, так и фольклорные памятники не дают оснований утверждать, что такое присоединение в то время было обусловлено завоеванием.

Существует еще легенда по этому поводу, но и она связывает присоединение мордовских земель не с войной, а с обманом. В преданиях соседнего русского населения, как, например, в былине, выдержка из которой вынесена в эпиграф к данному очерку, присоединение мордовской территории, хотя и рассматривается как единый процесс со взятием Казани и Астрахани, но также не называется завоеванием.

Тем не менее, некоторые дореволюционные историки считали, что мирное присоединение мордовских земель относится, главным образом, к южным районам края в области Мокши, где существовавший порядок остался без существенных изменений. В то же время, по их мнению, на севере «в области Эрзи водворение русского владычества имело характер завоевания страны и поэтому сопровождалось более глубокими изменениями быта». Основанием для подобного вывода служат некоторые документы, указывающие на передачу вотчин некоторых мордовских князей русским феодалам - участникам казанского похода.

О времени и форме присоединения основной части мордовской территории к России существуют и другие мнения. Некоторые исследователи считают, что речь должна идти не о присоединении, а о «добровольном вхождении» мордовского народа в состав России, причем к 1485 году.

Следует заметить, что обширная мордовская территория присоединялась постепенно, кусками, начиная по крайней мере с XII века. Позднее, как уже было сказано выше, она представляла собой совокупность нескольких феодальных владений, все более дробившихся, нередко враждовавших друг с другом и не имевших общего политического и экономического центра, поэтому, во-первых, речь никак не может идти о каком-то едином акте, будь то «вхождение» или «присоединение» большей части мордовской территории; во-вторых, форма присоединения никоим образом не была единой.

В ряде мест, как например, в районе Нижнего Новгорода или Кадома, присоединению предшествовала длительная, ожесточенная война, в других районах, например, в том же мещерском крае, оно, возможно, носило более или менее мирный характер. Что же касается «добровольного», а не вынужденного вхождения маленькой страны в большую, совершенно отличную в этническом, религиозном и политическом аспектах, то история таких примеров вообще не знает.

Длительный процесс присоединения мордовских земель к России, как следует из документальных, а также хорошо согласующихся с ними фольклорных источников, был завершен в середине XVI века. При этом говорить о завоевании основной тогдашней территории расселения мордвы, в том числе современной Мордовии, не приходится. О последнем также свидетельствует льготное положение мордовского населения по сравнению с народами Казанского ханства (и даже по сравнению с русскими - в отличие от русских сел в мордовских не было рабства - крепостной зависимости). Мордва не участвовала в восстании, которое казанцы в массе подняли против Москвы в 1553-1557 годах.

Не поддержало местное население и движение марийского народа против Москвы в 80-х годах XVI века. Наоборот, некоторые мордовские князья с дружинами привлекались для подавления подобных восстаний в Казани. Так, под 1553 годом, говоря о походе на восставших, летопись указывает: «Того же месяца (сентября), во вторник, отпустил государь на Арьское место и на острог воевод своих на три полки: в большом полку боярин и воевода князь Александр Борисович Горбатой, боярин и воевода князь Семен Иванович Микулинский да боярин и дворецкой Данило Романович; в сторожевом полку воевода князь Петр Андреевич Булгаков да князь Давыд Федорович Палецкой.

Да у бояр же велел быти головам своего царьского полку з детми з боярьскими, да с ними стрелецким головам с стрелцы, да атаманом многим с казаки (волжскими казаками), да сеит Городецкой со всеми городецкими татары, да Еникей князь с мордвою Темниковскою...»

Вплоть до второй половины XVII века мордовские воины сражались в нацио-нальных частях под началом своих командиров, как правило, мордовских князей и мурз.

В XVI веке по данным француза Маржерета, подготовившего справку для своего правительства, мордовский край обычно выставлял на войну от семи до восьми тысяч всадников, получавших при этом жалование от 8 до 30 рублей каждый. В составе войск Ивана Грозного мордовская конница участвовала в походе на Ливонию в 1558 году, в Литовскую землю в 1562 и 1563 годах, в разгроме Новгорода в 1571 году, в шведском походе 1590 года и других.

ПРИМЕЧАНИЕ 2011 г.: в добавление к вышесказанному, основанному на более ранних исследованиях, прибавим и последние открытия и выводы учeных, говорящие о более раннем вхождении мордовского народа в российское государство.

По материалам мордовских ученых Н. Мокшина, В. Абрамова, В. Юрченкова

Рассказать друзьям

Процесс вхождения мордовского народа в состав Российского централизованного государства был довольно длительным. У мордовского народа древняя история, которая уходит вглубь времен. Первое письменное упоминание о мордовских племенах относится к VI веку. В VII-X веках территория, на которой они проживали, частично входила в состав Хазарии, Камской Булгарии и Киевского государства. Еще задолго до присоединения к Московскому государству мордва имела близкие экономические и культурные связи со своими западными соседями – славянскими племенами.

В X - начале XIII вв. шел активный процесс заселения русскими мордовских земель. Он проходил как в результате мирного проникновения крестьян, бежавших от феодального гнета, так и путем захватов русскими князьями. Уже в X в. часть мордовских земель находилась в вассальной зависимости от Руси. Начальная летопись отмечает, что в XI в. Платили «дань... Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемис, мордва...». В начале XIIв., как указывается в «Слове о погибели русской земли» мордва бортничала на Владимира Мономаха.

К 30-м гг. XIIIв. мордовские земли по среднему и нижнему течению реки Оки уже находились в составе Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств. На этих территориях были основаны города-крепости: Кадом (впервые упоминается в 1209 г.), Н.Новгород (1221 г.). С ростом Нижегородского княжества большая часть мордвы, жившей по рекам Теше, Пьянке и Ваду, вошла в его состав.

В 1236 г. мордовские племена была завоевана монголо-татарами и включены в состав Золотой Орды. Монгольское нашествие замедлило, но не приостановило процесса присоединения мордовских земель к русским княжествам. Теперь оно происходило в обстановке совместной борьбы русского и мордовского народов против монгольского ига и в процессе объединения самих русских земель в централизованное государство. В России покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III.

Значительная часть мордовского населения уже в самом начале объединительного процесса находилась в составе Московского княжества. В 1380 г. во владения Московского и Рязанского княжеств были включены «мордовские места», расположенные по течению реки Мокши, принадлежавшие ранее мещерскому князю Александру Уковичу.

В 1392 г. московский князь Василий Дмитриевич приобретает от хана Тохтамыша ярлык на Нижегородское княжество и тем самым присоединяет к своим владениям мордовские земли по рекам Оке, Волге, Суре и Пьяне. В середине XV в. в состав Рязанского и Московского княжеств входит мордва, жившая по реке Цне и в Карабугинском уезде. Позднее она упоминается данником рязанского князя. Кирдянская, тилядимская и сурская мордва по завещанию московского великого князя Ивана III перешла к его преемнику Василию Ивановичу.

Мордва совместно с русскими принимала активное участие в борьбе против монголо-татарских ханов. В 1444 г., когда золотоордынский царевич Мустафа «со множеством татар» напал на Рязанское княжество, на помощь русским пришла «мордва на ртах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями». Объединенными силами захватчики были разбиты. В числе убитых оказался сам царевич Мустафа и многие знатные князья и мурзы. На землях мордвы, вошедших в состав Московского, Рязанского, Нижегородского и других русских княжеств, устанавливалась такая же форма управления, как и в этих княжествах. Верховная административная и судебная власть принадлежала князю. Для управления вновь подчиненными землями русские князья посылали наместников и волостелей, наделяя их судебными и административными правами в отношении податной мордвы. Жалованья им не платили, они жили («кормились») за счет поборов с местного населения. Такой порядок управления назывался кормлением. Например, в 1533 г. великий князь московский Василий III дал грамоту Миките Васильеву, сыну Ознобишину в том, что он его жалует «мордвою Кирданской в кормление».

Русские князья выступали и в качестве собственников мордовских земель, распоряжаясь ими по своему усмотрению. Так, нижегородский князь Борис Константинович в конце XIV в. пожаловал Спасскому и Благовещенскому монастырям «рыбные ловли» и «бобровые гоны» мордвы по реке Суре. В духовной грамоте великого князя Ивана III, составленной в 1504 г., сказано, что он своему сыну Василию в числе многих земель и городов дает «...князи мордовские все и с своими отчинами».

Мордовские мурзы, принявшие русское подданство, получали от князей земли и другие привилегии. Их привлекали к управлению местным населением.

В 1480 г. Русь освободилась от золотоордынского ига. К этому времени в основном заканчивается процесс образования Российского централизованного государства. Свержение монголо-татарского ига явилось историческим событием и в жизни мордовского народа, который с тех пор навеки связывает свою судьбу с русским народом. Фактически все основные мордовские земли к 1480 г. входят в состав единого Российского государства. Тесное общение во всех сферах жизни способствовало установлению дружбы между мордовским и русским народами, укреплению их единства в борьбе против эксплуататоров и иноземных захватчиков.

В первой половине XVI в. Российское государство для укрепления политической власти на восточных окраинах и для защиты восточных границ основало города-крепости в районах, населенных мордвой.

Восстанавливается город Наровчат, строятся города Васильсурск, Шацк и Алатырь. В 1536 г. на правом берегу Мокши вместо старого, который был «мал и некрепок», построен новый город Темников.

В конце 40-х - начале 50-х годов XVI в. Московское государство повело решительную борьбу против Казанского ханства, в состав которого входила часть мордовского населения. В 1548 г. Иван IV совершает на Казань первый поход, а зимой 1549-1550 гг. – второй. Мордовский народ принимал деятельное участие во всех мероприятиях Российского государства против казанских ханов, участвовал в военных действиях, в строительстве города Свияжска, снабжал армию и строителей продуктами питания и т.д.

Летом 1551 г. мордва вместе с другими народами Поволжья принимает присягу на верность русскому царю. «Чувашу и черемису, и мордву, мажаров и тарханов привели к правде на том, что им государю и великому князю служить и хотети во всем добра, и от города Свияжского неотступным бытии...».

В 1551 г. начался третий поход Ивана IV против Казанского ханства. Русские шли на Казань через мордовские земли, где встречали полное сочувствие и помощь. Мордва снабжала войска продовольствием и фуражом, транспортными средствами, а также строила мосты и гати, выделяла проводников. Например, мордвин Чукляев провожал русские войска от деревни Лесной Муромского уезда до села Кужедеева Арзамасского уезда, а мордвин Кельдяев был провожатым от своего села Кужедеева до Свияжска. В боевых действиях русских войск принимали участие крупные мордовские воинские отряды. За организацию воинских отрядов и участие в осаде Казани получил жалованную грамоту от Ивана IV мордвин Кильдяев. Во взятии Казани принимали также участие отряд темниковской мордвы и татар под руководством князя Еникея.

С падением Казани в октябре 1552 г. завершился процесс вхождения мордовского народа в состав Российского государства.

Дата вхождения Мордовского народа в состав Российского государства увековечена 6 ноября 1986 года монументом «Навеки с Россией», открытом на улице Красной г. Саранска